Научная статья на тему 'Трансформация коммуникации в условиях инновационной действительности'

Трансформация коммуникации в условиях инновационной действительности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / МАССМЕДИЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петроченко Анна Геннадьевна

Инноватизация и информатизация социо экономической действительности требуют уточнения свойств и характеристик информации как интегрального компонента современной экономической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация коммуникации в условиях инновационной действительности»

Петроченко Анна Геннадьевна, аспирант кафедры истории журналистики

Белорусский государственный университет hanna.petrachenka@gmail .com 224018, Республика Беларусь, г. Брест, ул. ГОБК, д. 56, кв. 23.

Трансформация коммуникации в условиях инновационной действительности

Отечественная наука об инновациях на современном, третьем, этапе эволюции характеризуется увеличением диапазона теоретических исследований, необходимость в которых вызвана значительным расширением осознания термина «инновация». В 90-х гг. XX в. после распада СССР в целях успешной переориентации экономик независимых государств и оптимизации инновационных процессов в условиях возрастающей конкуренции на внутреннем и внешнем рынках природа инновационной деятельности стала объектом анализа и дискуссий различных теорий. Белорусский исследователь Е. Кучко подчеркивает, что речь идет о целом ряде разработок, касающихся теоретико-методологического осмысления разных проблем производства, реализации нововведений и адаптации к ним (социология нововведений, социальные инновации и др.), также обозначена версия теоретико-методологического изучения общественнофункциональных инноваций, т. е. тех, которые относятся к нематериальной сфере, как имеющих принципиальное значение для появления и реализации всех остальных типов инноваций [3, с. 86]. Таким образом, можно утверждать о формировании синергетического подхода в изучении природы инновационных процессов, что выражается в активизации комплексного анализа реальных и потенциальных, экзогенных и эндогенных [11] детерминантов, характерных любому из этапов «жизненного цикла» инноваций. Несмотря на то что и в зарубежной, и в отечественной научной экономической литературе актуализируется изучение коммуникационного фактора [7, с. 159], предпосылки, условия, особенности циркуляции информационных потоков как одной из ключевых форм креации, элаборации, спецификации и интенсификации применяется типология функциональных изменений ценностей человека по М. Вильямсу для характеристики социального процесса через рефлексию психофизического состояния общества как коллективного гражданина) современной инновационной действительности по-прежнему остаются малоизученным направлением. Маркетинг инновационной деятельности является условием получения и коммерческой выгоды, и формирования социально-психологической адаптации к созданию и потреблению

инноваций через развитие самостоятельного мышления и творческих способностей граждан. Корреляция информационных потоков и инновационных процессов возможна, по мнению автора, через анализ и уточнение понятий, составляющих суть рассматриваемого социально-экономического явления.

Появлением термина «инновация» мы обязаны Й. Шумпетеру, который считал, что инновации есть использование существующих источников новыми способами [8]. Дж. Фагерберг утверждает, что инновация как первое появление продукта или процесса должна сопровождаться коммерциализацией идеи [9, а 3]. В экономической теории «инновация» интерпретируется также как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях; под инновацией как результатом деятельности подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего аналога [1, с. 93]. Тем не менее, согласно Руководству Осло «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям», «минимальным признаком инновации является требование того, чтобы продукт, процесс, метод маркетинга или организации был новым или значительно улучшенным) для практики данного предприятия, это включает в категорию инноваций продукты, процессы и методы, которые предприятия создали первыми, и/или продукты, процессы и методы, заимствованные от других предприятий или организаций» [5, с.31]. Данное определение во многом отвечает набору смыслов, используемых в нормативно-правовой документации Республики Беларусь, в частности, в Государственной программе инновационного развития на 2011-2015 гг. и в Законе «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» : «инновация - это введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера» [2]. Очевидно, что категория «инновация» в современной теоретической экономической модели претерпевает серьезное смысловое изменение, практически перестав отождествляться с изобретением как таковым новое для науки в целом), упрощаясь до характеристик новинки улучшение свойств продукта), модернизации оптимизация процесса, метода). С. Фриман и Л. Соете указывают, что многое, что мы называем инновациями, на самом деле, - это усовершенствования, в связи с чем вводят в оборот понятия

радикальной и дополнительной инноваций. Изобретение мобильного телефона -это всего лишь радикальная инновация, а появление нового функционала например, встроенный МР3-плеер) - это инновация дополнительная [10]. Технологические изменения (инновационный процесс) были основой экономики (в 1950х годах Р. Солоу показал, что в то время 87,5 процента экономического роста было связано с технологическими изменениями [12], они остаются приоритетным направлением и сейчас (Г. Улку указывает на положительную связи между ВВП на душу населения и инноваций в развитых и развивающихся странах [13]). Однако информатизация социально-экономической действительности, которой присущи изменение качественных и количественных характеристик информации, рост каналов передачи данных, расширение функций информационного сообщения, делает возможным управление инновационным процессом с учетом данной тенденции.

В настоящее время не существует единого определения информации, дефиниция трактуется с учетом специфического набора признаков согласно особенностям перцепций в различных областях знаний. Так, понятие «массовая информация» есть совокупность сведений в журналистском произведении. Подразумевается, что конечная цель такого сообщения - получение восприятие) информационного сигнала с последующим осознанием (принятием) смысла. При эффективной кооперации продуцентов массмедийного контента с аудиторией информация усваивается максимально. Стремительное насыщение социальноэкономической действительности информационными сообщениями, что стало возможным благодаря новейшим технологиям производства, передачи и распространения медиаданных, подчеркивает приоритет выбора канала распространения информации в целях эффективных коммуникаций, что, помимо всего прочего содержание передаваемого сообщения, особенности и возможности получателя и др.), зависит от целей и задач коммуникационного взаимодействия [6, с. 18].

Отличительная особенность массмедийной коммуникации от других типов коммуникации в том, что современная информационная действительность СМИ не формируется запросами и потребностями субъектов инновационной инфраструктуры, а наполняется в условиях объективных характеристик и свойств социальной действительности, составной частью которой является инновационная сфера. Усиление координации между субъектами инновационной инфраструктуры и институтами массмедиа организация собственно-информационного про-

странства инновационной коммуникации) позволит анализировать тренды глобального и происходящего в его условиях национального инновационного процессов с учетом повышенного числа параметров, а значит, определить с большей вероятностью слабые звенья инновационных механизмов, диверсифицировать инновационный процесс путем совершенствования тактик и практик, укрепления и модернизации системы и, следовательно, повысить экономический потенциал и эффект инновационной деятельности. При повышении информационно -коммуникационной активности в рамках инновационных процессов следует учитывать количество и качество массмедийных сигналов об инновациях. Основные свойства и характеристики контента СМИ в рамках оптимизации инновационного процесса - это смысловая и физическая доступность, оперативность, адекватность, полнота, точность, достоверность, актуальность, своевременность, оригинальность метода репрезентации.

Использование массмедийной коммуникации как канала для интенсификации инновационного процесса методами, основанными на социальных законах организации инновационной деятельности, как наиболее доступной для общественности формы транспортировки сообщений об инновациях, позволяет сделать предположение о трансформации понятия «информация» в условиях инновати-зации и информатизации социально-экономической действительности. Следовательно, для оптимизации инновационной деятельности через массмедийные каналы более пристальное внимание должно отводиться анализу информационных потребностей, то есть ситуациям, когда для осуществления цели человек прибегает к дополнительной информации в связи с тем, что задача не может быть решена без привлечения дополнительных источников информации. Это говорит о возникновении еще одного подхода к интерпретации термина «информация», где информация и инновация взаимосвязаны, они оказывают влияние друг на друга, что приводит к инноватизации информации и информатизации инноваций. Так, например, контент региональных газет становится инновационным по содержанию, что выражается в поиске новых, инновационных методов репрезентации информации массовой аудитории в условиях возрастающей конкуренции среди массмедийных материалов, особенно, в рамках борьбы продукта традиционных СМИ с продуктами Интернета [4, с. 14]. С другой стороны, информатизация общества способствует трансформации мотивов и способа проведения инновационной деятельности. Инновационное развитие требует более активного включения коммуникационной составляющей как аналитического инструмента управ-

ления и платформы для разработки новых методов эффективной экономической инновационной коммуникации. С коммуникационных позиций, инновационные процессы реализуются в некоем пространстве, где субъектами выступают заинтересованные институты, предприятия, отдельные индивиды; предметом коммуникации является актуальная информация отражает реальное состояние инновационного процесса); целью коммуникационного процесса является обмен актуальной информацией для принятия оптимальных решений. Таким образом, массмедийная информация в контексте инновационных процессов - это смысловые сигналы по стимулированию, формированию и активизации особого, инновационного, типа мышления, каналы передачи и форма репрезентации обусловлены особенностями источника массовой информации, где реципиент сообщений представляется потенциальным носителем, производителем и потребителем инноваций. Категориальные трансформации понятия «инновация» и функций СМИ в рамках инновационно-коммуникационного пространства государства показаны в таблице 1.

Таблица 1. Инновационно-коммуникационное пространство государства

Де- финиция государст- ва Гра- ницы Роль СМИ Ведущий процесс Значение инноваций

Г Го- Сим Голос Нацио- Ин-

осу- сударство волически сообщества нализм; строи- дикатор

дарст- как сооб- обуслов- / жителя тельство тра- уровня

во как щество; ленная страны диций; корни, жизни

сооб- государст- принад- поддержи- граждан

щество во как лежность вающие онто- государст-

/ «жители к местно- логическую ва

«дом» страны»; сти; уни- безопасность

государст- кальная формирования

во как нацио- коллективных

коллек- нальная стереотипов

тивный идентич-

гражданин ность

Г Го- Пра Голос Перего- Со-

осу- сударство ктиче- коллектив- воры от имени трудниче-

дарст- как сово- ские ин- ного граж- государства; ство с ме-

во как купность ституцио- данина / на- контроль гра- ждународ-

поли- скоорди- нальные логопла- ниц ными ор-

тиче- нирован- достиже- тельщика ганиза-

ский ных поли- ния в ча- циями как

про- тических стной продвиже-

цесс институтов и практик жизни граждан / избирателей ние

Г Об- Эко Голос Отчет- Ин-

осу- ласть, оп- номиче- крупных ность как эко- вестиции,

дарст- ределяе- ские : го- предприни- номический модерни-

во как мая ком- сударство мателей, рынок функ- зация, ин-

эконо- мерческой как рынок градообра- ционирует; новатиза-

миче- деятельно- труда и зующих включение на- ция жиз-

ские стью бизнес- предпри- ционального недеятель-

отно- платфор- ятий любой бизнеса; под- ности че-

шения ма формы собственно-сти); имидж городов и местных органов власти держание позитивной атмосферы для предпринимателей ловека

Г Тер- Фи- Голос Бюро- Пре-

осу- ритория зические руководите- кратическая стиж, эко-

дарст- определе- админи- ля успешно- отчетность; номиче-

во ад- на адми- стративно го предпри- налогообло- ские воз-

мини- нистра- обуслов- ятия / главы жение и суб- можности

стра- тивной ленные государства сидирование, на нацио-

тивная деятельно- политиче- / освещение сфера услуг и нальном и

едини- стью ские гра- вопросов др. междуна-

ца ницы регулирова- ния родном уровнях

Г Сис- Обу Ак- Инфор- Фор

осу- тема ком- словлены тивный уча- мирование, мирование

дарст- муникаций коммуни- стник, оп- формирование инноваци-

во как по под- кацион- ределяет и национальной онного ти-

инфор- держанию ными ин- формирует идентичности па мышле-

фор- социально- ститута- характер, ния у гра-

маци- баланса ми; могут свойства ждан; не-

онная не совпа- информаци- матери-

сово- дать с ад- онного про- альные ус-

куп- министра- странства ловия для

ность тивными границами государства создания инноваций

Инновационная деятельность, являясь депозитарием значительных материальных капиталов, одновременно представляет опасный источник кризисных явлений при неправильной организации процесса. Для поддержания социальноэкономического баланса важно, чтобы скорость инноватизации социальноэкономической действительности была сопоставима со скоростью удовлетворения информационных запросов потребителей об инновациях, что будет способствовать формированию инновационной восприимчивости у граждан, снижать инновационные риски.

Литература

1. Бабулин, В.А., Тывин, Л.Ф. Инновационный маркетинг и рекламная деятельность в сфере сервиса // Техннико-технологические проблемы сервиса. -№3. - 2011. - С.93-102.

2. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 № 425-З : текст по состоянию на 21 августа 2012 г. - Минск : Нац. прав. Интернет-портал Республики Беларусь, 2012. - 20 с.

3. Кучко, Е.Е. Научный дискурс изучения инноваций : особенности формирования и специфики современной реализации / Е. Е. Кучко // Социология. - 2008. - №2. - С. 83-90.

4. Петроченко, А.Г. / СМИ как фактор результативности взаимодействия комплекса «государство-инноватор-потребитель» // Армия и общество. -2013. - № 3(35). - С. 12-15.

5. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по ин-

новациям. Третье издание. Совместная публикация ОЭСР и Евростата [Электронный ресурс] / МГИМО. - Москва, 2008. - Режим доступа :

http://www.mgimo.ru/files2/y10_2010/166239/ruk.oslo.pdf. - Дата доступа:

17.09.2013.

6. Саленко, М.А. Инвестиционный процесс в регионе информационнокоммуникационный аспект / М.А. Саленко // Известия ТомПУ. - 2011. - №6. -С.16-20.

7. Саломатин, А. Ю., Шерстобитова, Т. И. Роль коммуникационной составляющей в инфраструктуре региональных инновационных систем //Известия высших учебных заведений. Поволжский край. - 2011. - Общественные науки. Экономика. - №4 (20). - С. 156-168.

8. Шумпетер, Й. Теория экономического развития : (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) : пер. с нем. В.С. Автономова [и др.] / Й. Шумпетер. - М. : Прогресс, 1982. - 456 с.

9. Innovation: A Guide to Literature. Working Papers on Innovation Studies

20031012 [Electronic resourse] / Fagerberg, J. - Centre for Technology, Innovation and Culture, University of Oslo, - 2003. Mode of access:

http://in3.dem.ist.utl.pt/mscdesign/03ed/files/lec_1_01.pdf. - Date of access:

18.09.2013.

10. Freeman, C. and Soete, L. The economics of Industrial Innovation / С. Freeman, L. Soete. - 3rd end. - London: Pinter, 1997. - 256 p.

11. Romer, P. Endogenous Technological Chance / P. Romer // Journal of Political Economy. - 1990. - № 98. - P. 71-102.

12. Solow, R. Technological Change in an Aggregative Model of Economic Growth / R. Solow // International Economic Review. - 1957. - № 6. - P.18-31.

13. R&D, Innovation and Economic Growth: An Empirical Analysis, IMF Working Paper, WP/04/185 [Electronic resourse] / Ulku, H.- Washington, IMF, -2004. Mode of access: http://www.imforg/external/pubs/ft/wp/2004/wp04185.pdf. -Date of access: 14.09.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.