Научная статья на тему 'СМЕЖНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РОСТА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

СМЕЖНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РОСТА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
объекты / смежные права / человеческий капитал / развитие / исполнитель / objects / related rights / human capital / development / performer

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирилл Сергеевич Назаров

В статье исследуется смежно-правовой механизм формирования и роста положительного индивидуального и национального человеческого капитала. Сделан вывод о том, что объекты смежных прав и их обладатели непосредственно участвуют в человеческом развитии. Обоснована связь данных категорий с объектами авторских прав и их обладателями, направленность на человеческое развитие. Представлена позиция о правовом статусе исполнителя и его связи с человеческим капиталом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Related legal mechanisms for the formation and growth of positive individual and national human capital

The article examines the related legal mechanism of formation and growth of positive individual and national human capital. It is concluded that the objects of related rights and their holders are directly involved in human development. The connection of these categories with the objects of copyright and their owners, and the focus on human development is justified. The position on the legal status of the performer and its relationship to human capital is presented.

Текст научной работы на тему «СМЕЖНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РОСТА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1-112-115

СМЕЖНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РОСТА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Кирилл Сергеевич НАЗАРОВ,

Генеральный директор ООО «Независимая экспертная оценка Вега»

neowegak@bk.ru

Аннотация. В статье исследуется смежно-правовой механизм формирования и роста положительного индивидуального и национального человеческого капитала. Сделан вывод о том, что объекты смежных прав и их обладатели непосредственно участвуют в человеческом развитии. Обоснована связь данных категорий с объектами авторских прав и их обладателями, направленность на человеческое развитие. Представлена позиция о правовом статусе исполнителя и его связи с человеческим капиталом.

Ключевые слова: объекты, смежные права, человеческий капитал, развитие, исполнитель.

Annotation. The article examines the related legal mechanism of formation and growth of positive individual and national human capital. It is concluded that the objects of related rights and their holders are directly involved in human development. The connection of these categories with the objects of copyright and their owners, and the focus on human development is justified. The position on the legal status of the performer and its relationship to human capital is presented.

Keywords: objects, related rights, human capital, development, performer.

Одним из актуальных вопросов науки гражданского права является вопрос о роли смежно-правовых механизмов в формировании и росте индивидуального и национального человеческого капитала, решение которого представляет теоретический и практический интерес.

Смежно-правовые механизмы в научной литературе изучены неполно1.

Регламентируются смежно-правовые отношения нормами гл. 71 ГК РФ и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 1304 ГК РФ объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров при условии их выражения в форме, допускающей воспроизведение, распространение, повторное исполнение;

2) фонограммы, т.е. звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за отдельным исключением;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;

4) базы данных;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в аспекте охраны прав публикаторов таких произведений.

Таким образом, названные объекты отнесены ГК РФ к объектам смежных прав со множеством условий, указанных в проанализированной статье.

Данные объекты и обладатели прав на них, а именно: исполнители (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления, ст. 1313 ГК РФ); изготовители фонограмм (ст. 1332 ГК РФ); организации эфирного и кабельного вещания (ст. 1329 ГК РФ); изготовители баз данных (ст. 1333 ГК РФ); публикатор (ст. 1337 ГК РФ) связаны с объектами авторских прав и авторами.

Обладатель смежных прав и объекты смежных прав вносят существенный вклад в человеческое развитие в положительном аспекте.

Каждому известны такие произведения и их исполнители, как: музыкальная группа «The

№ 1/2021

Beatles» и их песня «Yesterday»; певица, народная артистка СССР А.Б. Пугачева и ее песня «Миллион алых роз»; певец В. Цой и его песня «Мы ждем перемен»; поэт, актер театра и кино В.С. Высоцкий; артист цирка и киноактер Ю.В. Никулин; актер А.А. Миронов; актер и театральный режиссер К. С. Станиславский; артист балета М.Н. Барышников; артистка балета А.П. Павлова и ее «умирающий лебедь»; дирижер Ю.А. Башмет; дирижер Г.Н. Рождественский; дирижер В.Т. Спиваков.

Большую известность и значение для человеческого развития имеет деятельность: Большого Театра; Мариинского театра; Театра Кукол имени С.В. Образцова; Московского драматического театра имени А.С. Пушкина; Театра имни Е. Вахтангова; Малого театра; деятельность цирков: Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского; Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре; Снежного Шоу Славы Полунина; организации эфирного и кабельного вещания: «Первый канал»; «Россия-1»; «НТВ»; «СТС»; «ТНТ» а также российское кино: «Экипаж»; «Легенда № 17»; «Кавказская пленница»; «Ирония судьбы, или с Легким паром» и т.д.

Из поколения в поколение передаются данные блага как ценности для человеческого развития.

Россияне получают знания о добре и зле, нравственных аспектах жизни и деятельности, знания профессиональные, знания о социальной ответственности посредством ознакомления во всех формах с объектами смежных прав и обладателями прав на них.

Согласно государственному Докладу о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2019 г. работа с талантливыми детьми и молодежью является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.

По итогам 2019 г. в государственный информационный ресурс об одаренных детях включено более 197 тыс. сведений об одаренных детях, в том числе по направлениям: «Наука» — 152 367, «Искусство» — 14 700, «Профессиональное мастерство» — 1940, «Социальная значимость / общественная деятельность» — 181, «Спорт» — 28 7 982.

Рассмотрим статус исполнителя и его значение для человеческого капитала.

В научной литературе вопросы относительно правового положения исполнителя представлены в трудах некоторых ученых3. Вместе с тем вопросы, касающиеся его значения для челове-

ческого развития, исследованы неполно, и, можно сказать, в таком аспекте в юридической науке не представлены.

Так, С.П. Гришаев отмечает, что исполнителями «в чистом виде» являются артисты-ис-полнители4.

Относительно коллектива исполнителей (танцевального коллектива, ансамбля, оркестра) С. П. Гришаев выделяет его основной признак — совместное исполнение, смежные права на которое принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей независимо от того, является ли исполнение неразрывным целым или включает элементы, имеющие самостоятельной значение5.

И.А. Близнец и К.Б. Леонтьев отмечают, что деятельность исполнителя является творческой, во многих аспектах аналогичной деятельности автора, поэтому исполнителя можно называть «автором исполнения»6.

В юридической литературе также подчеркивается, что исполнитель не является соавтором произведения; даже несмотря на то, что его труд в соответствии со ст. 1313 ГК РФ признается творчеством; он автор не того произведения, которое он исполняет, а автор своего исполнения7.

В.Н. Штенников, И.А. Беляева, А.Ю. Зяб-лова, И.В. Штенников полагают, что исполнение является воспроизведением оригинального произведения перед зрителем или слушателем, исполнитель «не творит, а повторяет»8.

По мнению указанных авторов, музыкальное творчество начинается только там, где имеется аранжировка (переработка оригинального произведения) или импровизация (переработка произведения непосредственно в процессе его исполнения), а игра по нотам — это лишь «техническое» использование оригинального произведения, не являющееся творческим.

Представляется, что приведенная точка зрения недостаточно убедительна, поскольку каждый музыкант, исполняя произведение, даже неукоснительно придерживаясь нотного текста, вкладывает в него свое видение существа произведения, раскрывает через исполнение свои чувства, эмоции, творчески реализует замысел композитора и, как правило, позитивно воздействует на слушателя. Не случайно, не может быть абсолютно одинаковых исполнений. Каждое исполнение имеет новизну и оригинальность.

В то же время указанные авторы считают, что, например, режиссер-постановщик не является исполнителем произведения, поскольку он не воспроизводит его, а адаптирует, перерабатывает, но не копирует, по сути он является автором производного произведения9.

№ 1/2021

Смежным правам, в том числе правам исполнителя посвящена гл. 71 ГК РФ. В ее положениях отсутствуют правила о право- и дееспособности исполнителя, а права представлены не в полном объеме. Такая ситуация влечет необходимость применения к определению правового статуса исполнителя общих положений ГК РФ (статей 17—18, 21, 26, 28). Отметим, что в некоторых статьях гл. 71 ГК РФ содержатся правила о правах и обязанностях исполнителя.

Надо полагать, что правовой статус исполнителя включает его право- и дееспособность, права и обязанности, установленные ГК РФ и нормативными правовыми актами в сфере регламентации смежных прав. Правовой статус исполнителя влияет на человеческое развитие. Такая связь видна исходя из осуществления, охраны и защиты прав исполнителя.

К правам исполнителя относятся:

1) исключительное право на исполнение;

2) право авторства;

3) право на имя (с исключением, указанным в подп. 3 п. 1 ст. 1315 ГК РФ);

4) право на неприкосновенность исполнителя (ст. 1315 ГК РФ).

Кроме того, установлены правила относительно охраны авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнителя после смерти исполнителя (ст. 1316 ГК РФ).

Анализ названных законоположений позволил подразделить все права исполнителя на личные неимущественные (статьи 1315—1316 ГК РФ) и имущественные (статьи 1315, 1317 ГК РФ).

При осуществлении своих прав исполнитель не должен нарушать права авторов исполняемых произведений (п. 2 ст. 1315 ГК РФ). Данное правило свидетельствует об обязанности исполнителя, входящей в его правовой статус. К обязанностям также отнесем соблюдение основ правопорядка и нравственности.

Правовой статус исполнителя основывается не только на нормах права. Исполнение как результат творческой деятельности имеет ценность для положительного индивидуального и национального человеческого капитала лишь тогда, когда в целом направлено на нравственное, интеллектуальное, социальное благополучие россиян. В данной части исполнитель исходит из нравственных начал, действующих в российском обществе, из общечеловеческих ценностей и национальных обычаев, а также устоявшихся подходов к созданию и содержанию исполнений, с учетом социально-экономических проектов и целей РФ.

Таким образом, исполнение регламентируется нормами нравственности, обычаями и непосредственно воздействует на человеческое развитие. Особенно нравственный аспект исполнения проявляется как в целом от исполнения произведения исполнителем, так и в эмоциональном, чувственном сопровождении исполнения. Кроме того, нравственная составляющая видна и в обстановке, в условиях исполнения. Данный аспект исполнения не получил должного научного осмысления.

Проблемным остается вопрос об исполнении произведений науки. Положения гл. 71 ГК РФ в целом касаются лишь произведений литературы, искусства, народного творчества и т.д.

Между тем исполнение произведений науки также оказывает положительное воздействие на формирование человеческого капитала, исключает отрицательный аспект развития.

Отметим, что авторско-правовые механизмы и правила, регламентирующие смежные права исполнений, не регламентируются специальными нормами исполнения собственных произведений науки.

Между тем исполнение произведений науки имеет место в российской и зарубежной действительности. Автор произведения науки, излагая свой результат творческой деятельности, а также результаты творческой деятельности других лиц, например перед студентами, фактически и юридически выступает не только в качестве автора произведения, но и исполнителя, т.е. автора исполнения. Мастерство автора-исполнителя — фактор формирования человеческого капитала.

Применительно к правовому статусу данное обстоятельство имеет прямое значение, ибо связано с осуществлением, охраной и защитой прав автора произведения и прав исполнителя на исполнение и влиянием на поведение человека-зрителя, слушателя, иного пользователя.

И еще одно обстоятельство, на наш взгляд, следует обсудить.

Положения гл. 71 ГК РФ, как и в целом ч. IV ГК РФ, к числу исполнителей относит лишь граждан РФ. Между тем общеизвестно, что исполнителем могут быть любые физические лица, в том числе иностранцы и лица без гражданства.

Изложенное позволяет заключить следующее.

Объекты смежных прав и обладатели прав на них вносят положительный вклад в человеческое развитие. Россияне получают знания о добре и зле, нравственных основах жизни и деятельности, профессиональные знания, знания

№ 1/2021

о социальной ответственности посредством ознакомления с объектами смежных прав.

Правовой статус исполнителя представлен в ч. IV ГК РФ весьма условно, фрагментарно и ограничивается лишь некоторыми его правами и обязанностями. Наряду с положениями ч. IV ГК РФ действуют и положения ч. I ГК РФ о гражданской право- и дееспособности в целом. Влияние правового статуса исполнителя на человеческое развитие урегулировано весьма условно, а в научной литературе не получило полного и всестороннего исследования.

Надо полагать, что гл. 71 ГК РФ следовало бы дополнить положениями о правовом статусе исполнителя, обозначить четко права исполнителя, в том числе произведения науки. Помимо прав, следовало бы предусмотреть запреты и иные ограничения, касающиеся охраны авторских прав и прав других исполнителей, а также полезности исполнителей для человеческого развития.

1 См.: Демин АА. О правовых механизмах в гражданском праве // Legal Concept = Правовая парадигма. 2019. Т. 18. № 1. С. 112—117;

Инюшкин АА. Гражданско-правовой режим баз данных: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук // Самара, 2018; Инюшкин АА. Место баз данных в системе результатов интеллектуальной деятельности / / Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права. 2015. № 10. С. 36—40;

Инюшкин АА. Правовой режим баз данных для использования блокчейн-технологий (blockchain) в гражданском обороте // Информац. право. 2018. № 1. С. 45—48; Инюшкин АА. Интеллектуальные права и вещные права: соотношение на примере баз данных // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 12. С. 138—140; и др.

2 https://mintrud.gov.ru/docs/1392

3 См.: Михайлова Н.С., Вахитова Ю.И. Режиссер-постановщик как субъект интеллектуальных прав: проблемы определения статуса / / Вестник Пермского унта. 2017. № 4. С. 497—507;

Гришаев С.П. Право на публичное исполнение // СПС «Консультант Плюс»;

Близнец ИА., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: Учебник / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. С. 156;

Право интеллектуальной собственности: Учебник / Е.С. Гринь, В.О. Калятин, С.В. Михайлов и др. Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 2: Авторское право;

Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. ст. М.: Статут, 2003. С. 20, 153.

4 Гришаев С.П. Право на публичное исполнение...

5 Там же.

6 Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Указ. соч.

7 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части четвертой): В 2-х т. Т. 1 / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: Инфра-М, 2016. С. 37.

8 Штенников В.Н., Беляева ИА., Штенников И.В., Зяб-лова А.Ю. Статья «Исполнения» в четвертой части ГК РФ // Юрист. 2008. № 2. С. 50—52.

9 Там же.

Библиографический список

1. Близнец И А, Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: Учебник / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011.

2. Гришаев С.П. Право на публичное исполнение // СПС «Консультант Плюс»

3. Демин А.А. О правовых механизмах в гражданском праве / / Legal Concept = Правовая парадигма. 2019. Т. 18. № 1. С. 112—117.

4. Дозорцев В А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. ст. М.: Статут, 2003.

5. Инюшкин АА. Гражданско-правовой режим баз данных: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук // Самара, 2018. 29 с.

6. Инюшкин АА. Интеллектуальные права и вещные права: соотношение на примере баз данных // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 12. С. 138—140.

7. Инюшкин АА. Место баз данных в системе результатов интеллектуальной деятельности // Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права. 2015. № 10. С. 36—40.

8. Инюшкин АА. Правовой режим баз данных для использования блокчейн-технологий (blockchain) в гражданском обороте / / Информац. право. 2018. № 1. С. 45—48.

9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части четвертой): В 2-х т. Т. 1 / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: Инфра-М, 2016.

10. Михайлова Н.С., Вахитова Ю.И. Режиссер-постановщик как субъект интеллектуальных прав: проблемы определения статуса // Вестник Пермского ун-та. 2017. № 4. С. 497—507.

11. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Е.С. Гринь, В.О. Калятин, С.В. Михайлов и др. Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 2: Авторское право. 367 с.

12. Штенников В.Н., Беляева ИА., Штенников И.В., Зяблова А.Ю. Статья «Исполнения» в четвертой части ГК РФ // Юрист. 2008. № 2. С. 50—52.

№ 1/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.