УДК 347 ББК 67
DOI 10.24412/2073-3313-2021-3-58-62
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ СМЕЖНЫХ ПРАВ И ИХ ПРАВОВОГО РЕЖИМА
________V V ___
ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Историко-правовой аспект
Кирилл Сергеевич НАЗАРОВ, Генеральный директор ООО «Независимая экспертная оценка Вега»
neowegak@bk.ru
Аннотация. В статье в историко-правовом аспекте представлены объекты смежных прав и их правовой режим по законодательству Российской Федерации. Автор сделал выводы о том, что в дореволюционный и советский периоды объекты смежных прав практически законодательством не регулировались. Лишь отдельные положения касались публичного исполнения произведений, исполнения музыкального произведения, переложения музыкального произведения на всякого рода механические ноты (диски, пластинки, цилиндры и т.п.) и излагались в рамках авторского права.
Существенные изменения в правовом регулировании объектов смежных прав произошли со вступлением в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-I, который предусматривал отдельное правовое регулирование смежных прав.
Действующая ч. IV ГК РФ объектами смежных прав признает результаты исполнительской деятельности (исполнения); фонограммы; сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Вместе с тем правовой режим названных объектов представлен крайне фрагментарно и нуждается в четком правовом регулировании, в том числе в отграничении от объектов авторских прав и иных результатов интеллектуальной деятельности.
Ключевые слова: объекты смежных прав, развитие, правовое регулирование, недостатки, пути преодоления.
Annotation. The article presents in the historical and legal aspect the objects of related rights and their legal regime under the legislation of the Russian Federation. The author concluded that in the pre-revolu-tionary and Soviet periods, objects of related rights were practically not regulated by legislation. Only a few provisions concerned the public performance of works, the performance of a piece of music, the transcription of a piece of music on all kinds of mechanical notes (disks, records, cylinders, etc.) and were set forth within the framework of copyright.
Significant changes in the legal regulation of objects of related rights took place with the entry into force of the Law of the Russian Federation of July 9, 1993 N 5351-I «On Copyright and Related Rights», which provided for a separate legal regulation of related rights.
The current part IV of the Civil code of the Russian Federation recognizes the results of performing activities (performance) as objects of related rights; phonograms; broadcast messages from broadcasting or cable broadcasting organizations, databases; works of science, literature and art made public after their transfer to the public domain, in terms of protecting the rights of publishers of such works.
At the same time, the legal regime of the named objects is presented in an extremely fragmentary manner and needs clear legal regulation, including the delimitation from the objects of copyright and other results of intellectual activity.
Keywords: objects of related rights, development, legal regulation, shortcomings, ways of overcoming.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
Исследование правового регулирования объектов смежных прав и их правового -«..режима в историко-правовом аспекте имеет важное значение для исследования в целом, позволяет проследить динамику развития исследуемого предмета.
Как полагает Т. Г. Камалова, исторический метод «выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений»1.
История развития правового регулирования объектов смежных прав относительно непродолжительна. Стремительное развитие правового регулирования объектов смежных прав произошло в середине XX в. и было вызвано ускорением технического прогресса, появлением множества сложных объектов, индустриализацией, глобализацией и цифровизацией.
Как известно, зарождение права интеллектуальной собственности, включая право авторское и смежное, неразрывно связано со становлением права цензурного и началось в XVIII в. с предоставления привилегий на открытие частной типографии.
Указом от 1 марта 1771 г. «О даче иноземцу Гартунгу привилегии на заведение в С. Петербурге вольной типографии и словолитной, для иностранных языков»2 дозволялось иноземцу И.М. Гартунгу «завести здесь, в С.-Петербурге, для печатания на иностранных языках книг и других сочинений, вольную типографию и при ней словолитную». Книги на русском языке печатались в казенных типографиях.
В Положении о правах сочинителя от 22 апреля 1828 г.3 в параграфе 7 указывалось, что «по истечении двадцати пяти лет со дня смерти Сочинителя, его творения, кому бы оные дотоле не принадлежали, становятся собственностью публики и всякой может печатать, издавать и продавать оныя беспрепятственно». Аналогичное правило также содержалось и в Положении от 8 января 1830 г. «О правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей» (§ 14) и, кроме того, касалось сочинений ученого общества (§ 29).
Данные положения в составе Цензурного устава вошли в Свод законов Российской империи в виде Приложения к ст. 4204. Отметим, что ст. 43 Приложения к ст. 420 Свода содержала запрет на публичное исполнение без согласия обладателя исключительного права музыкальной пьесы, не изданной в свет, ни в театре или на концерте, ни в целостности, ни с опущениями. Изданные музыкальные произведения разреша-
лось исполнять перед публикой и без согласия автора, если при самом издании сочинения на его печатных изданиях не было объявлено, что «публичного разыгрывания автор не дозволяет». Оперы и оратории не разрешалось исполнять без личного дозволения автора.
Первым, и одним из наиболее полных и комплексных нормативных правовых актов в области авторского права, стал Закон об авторском праве от 20 марта 1911 г.5. В соответствии со ст. 1 названного Закона авторские права распространялись на литературные произведения, как письменные, так и изустные: речи, лекции, рефераты, доклады, сообщения, проповеди и т.п.
При этом не допускалось без разрешения автора публичное изложение не появившегося в свет литературного произведения (ст. 27 Закона).
Также разрешалось речи, произнесенные публично в законодательных учреждениях, в судебных установлениях, в земских, городских, сословных и других общественных собраниях и вообще во всех публичных собраниях, печатать в повременных изданиях, а также в отдельных отчетах о заседаниях означенных учреждений и собраний, без согласия автора. Между тем за автором сохранялось исключительное право на издание как отдельных речей, так и сборника их (ст. 38 Закона).
Устанавливались Законом и особенности права публичного исполнения. Исключительное право на публичное исполнение драматических, музыкальных и музыкально-драматических произведений входило в круг авторских прав на такие произведения (ст. 47 Закона). Право композитора на публичное исполнение музыкального произведения охранялось только в случае, если им на каждом экземпляре музыкального произведения указывалось, что композитор оставил за собой это право.
Для публичного исполнения музыкального произведения с текстом достаточно было согласия композитора. Без согласия композитора допускалось публичное исполнение музыкально -го произведения:
«1) если исполнение ни непосредственно, ни косвенно не преследует целей наживы;
2) если исполнение совершается во время народных празднеств, или
3) если выручка назначена исключительно для благотворительных целей и исполнители вознаграждения не получают».
Согласно ст. 74 Закона уступка права на издание драматического, музыкального или музы-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
кально-драматического произведения не включала уступки права на публичное его исполнение и на переложение музыкальных произведений на инструменты, воспроизводящие их механически.
В соответствии с постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права»6 авторское право распространялось на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и форма его воспроизведения, а равно его достоинство и назначение, в том числе и на устные произведения (речи, лекции, доклады и т.п.) (ст. 2).
Не считалось нарушением авторского права публичное исполнение чужих драматических, музыкальных, музыкально-драматических, кинематографических и других произведений в красноармейских и рабочих клубах, а также в других местах, при условии не взимания платы с посетителей; воспроизведение художественных произведений, находящихся на улицах, площадях и в публичных музеях (ст. 4).
В частности, В.И. Серебровский писал, что «устанавливая в законе охрану прав артистов-исполнителей, быть может, правильней было бы говорить о правах, «смежных» или «родственных» с авторским правом»7.
Напротив, В.Я. Ионас полагал, что «совершенно естественно, например, что исполнитель не может обладать правом автора преследовать нарушителя за плагиат. Конструировать авторское право можно и без этого правомочия. Название исполнительских прав «смежными» с авторскими крайне неудачно, на наш взгляд. Смежными могут быть две статьи кодекса, но не логические или юридические понятия. Название института должно соответствовать его сущности, а не прикрывать теоретический вакуум»8.
В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных ВС СССР 31 мая 1991 г. № 2211-1, впервые появились отдельные статьи, посвященные правам исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, организаций эфирного вещания, т.е. смежным правам.
В соответствии со ст. 141 Основ исполнителям-артистам, режиссерам-постановщикам и дирижерам принадлежало право на имя, право на защиту постановки и исполнения от искажения, право осуществлять или разрешать использование постановки и исполнения и право на вознаграждение. Лицу, создавшему звуко- или
видеозапись, принадлежит право осуществлять или разрешать ее воспроизведение.
Право на звуко- и видеозапись включает право ее воспроизведения любыми способами, право ее публичного распространения, в том числе передачи за границу, а также право на защиту от импорта и распространение экземпляров записи без разрешения правообладателя. Если право собственности на экземпляр звуко- или видеозаписи принадлежит не ее создателю, исключительное право коммерческого проката сохраняется за лицом, создавшим звуко- или видеозапись.
Организациям эфирного вещания принадлежит право разрешать другим организациям ретрансляцию, запись и воспроизведение их передач. Организациям эфирного вещания принадлежит также право разрешать публичное воспроизведение телевизионных передач, если оно производится за плату в местах, доступных неопределенному кругу лиц.
Таким образом, объектами смежных прав признавались исполнения, постановки; звуко- и видеозаписи; передачи организаций эфирного вещания.
Правовое регулирование смежных прав было предусмотрено Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-19, в разделе III. Объектами смежных прав признавались исполнение, постановка, фонограмма, передачи организаций эфирного или кабельного вещания.
Впервые нормативный правовой акт содержал определение понятий «исполнение», «фонограмма», «передача организации эфирного и кабельного вещания» (ст. 4 Закона).
Под исполнением понималось представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или при помощи технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).
Передачей организации эфирного или кабельного вещания являлась передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
Фонограммой признавалась любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.
В соответствии со ст. 36 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
№ 5351-1 субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 апреля 2007 г. № 42-В07-4 в определении отметила, что «передача организации эфирного или кабельного вещания в соответствии со статьями 4, 40 и 41 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» является объектом смежных прав таких организаций. Использование исполнения допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на получение вознаграждения является неотъемлемой частью исключительного права исполнителя на использование исполнения, и невыполнение этого требования должно квалифицироваться как нарушение смежных прав.
Таким образом, в силу закона к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое сообщение передач организаций эфирного вещания, включающих данные произведения, в месте, открытом для свободного посещения, которым является и ресторан»10.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ11.
Конституционный Суд РФ в определении от 6 ноября 2014 г. № 2531-О указал, что «согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации к числу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности относятся, в частности, исполнения артистов-исполнителей и фонограммы, интеллектуальные права на которые являются смежными с авторскими правами (смежными правами) (подп. 4 и 5 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1303), которые, в свою очередь, принадлежат исполнителям и изготовителям фонограмм соответственно (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 1304, п. 1 ст. 1315, п. 1 ст. 1323); к смежным правам относятся исключительное право на объект смежных прав, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, также личные неимущественные права (п. 2 ст. 1303).
Таким образом, исключительные права на исполнения артистов-исполнителей и фонограммы принадлежат исполнителям и изготовителям фонограмм, и именно эти субъекты вправе использовать указанные результаты интеллектуальной деятельности по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом
(п. 1 ст. 1229, подп. 1 п. 1 ст. 1315, п. 1 ст. 1317, подп. 1 п. 1 ст. 1323, п. 1 ст. 1324 ГК Российской Федерации)»12.
В современной научной доктрине вопрос о смежных правах, объектах смежных прав и их правовом режиме является актуальным и вызывающим интерес13.
В частности, А. Лукка определяет объекты смежных прав как «результаты деятельности исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителей баз данных, публикаторов; они не являются самостоятельными произведениями и взаимосвязаны с объектом авторского права — произведением, на основе которого осуществляется процесс их создания»14.
Е.С. Гринь подчеркивает специфику правового режима объектов смежных прав: «охраняются лишь те разновидности результатов интеллектуальной деятельности, которые непосредственно поименованы законодателем как объекты смежных прав»15.
Исследование в историко-правовом аспекте правового регулирования объектов смежных прав позволяет заключить следующее.
В дореволюционный и советский периоды объекты смежных прав практически законодательством не регулировались. Лишь отдельные положения касались публичного исполнения произведений, исполнения музыкального произведения, переложения музыкального произведения на всякого рода механические ноты (диски, пластинки, цилиндры и т.п.) и излагались в рамках авторского права.
Существенные изменения в правовом регулировании объектов смежных прав произошли со вступлением в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1, который предусматривал отдельное правовое регулирование смежных прав.
Действующая ч. IV ГК РФ объектами смежных прав признает результаты исполнительской деятельности (исполнения); фонограммы; сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Вместе с тем правовой режим названных объектов представлен крайне фрагментарно и нуждается в четком правовом регулировании, в том числе в отграничении от объектов авторских прав и иных результатов интеллектуальной
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
деятельности; в определении признаков и специфики правового режима и т.д.
1 Камалова Г. Т. История отечественного государства и права: Учеб. пособие. Челябинск: Изд. Центр ЮУрГУ, 2015. С. 6.
2 ПСЗРИ. Собр. I. Т. XIX (1770—1774). 1830. С. 230—232.
3 ПСЗРИ. Собр. II. Т. III (1828). С. 478—480.
4 Свод законов Российской империи. Изд. 1876 — 1917 гг. СПб.: [Б. и.]. [1876 — 1917].
5 ПСЗРИ. Собр. III. Т. XXXI. С 194—202.
6 СЗ СССР. 1925. № 7. Ст. 67.
7 Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 86.
8 Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юрид. лит, 1972. С. 78.
9 Рос. газ. 1993. № 147. 3 авг.
10 Система «Гарант».
11 Рос. газ. 2006. № 289. 22 дек.
12 Сайт Конституционного Суда РФ // http://www.ksrf.ru
13 См.: Григорьев Д. Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания как объект смежных прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. № 10. С. 31—38;
Право интеллектуальной собственности: Учебник / Е.С. Гринь, В.О. Калятин, С.В. Михайлов и др. Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. Т. 2: Авторское право. М.: Статут, 2017;
Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: Учебник / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011;
Инюшкин А.А. Характеристика интеллектуальных прав изготовителя баз данных // Теория и практика общественного развития. 2015. № 1;
Ситников Е. С. Правовой статус изготовителя базы данных // NOVAUM.RU. 2016. № 1;
Иванов Н.В. О содержании исключительного права по российскому законодательству // Закон. 2012. № 11. С. 100—105;
Ламанов С.А. Базы данных как объекты авторских и смежных прав: критерии разграничения // Вестник Уральского ин-та экономики, управления и права. 2011. № 3. С. 22—26;
Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право // М.: Госюриздат, 1957;
Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике // М.: Юрид. лит., 1963; Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: В 2-х ч. Ч. 1: Учебник для академического бакалавриата. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018; Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации // Сб. ст. Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2005.
14 Лукка А. О правовом режиме видеозаписи исполнения музыкальных и литературных произведений // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 9.
15 Право интеллектуальной собственности... С. 101.
Библиографический список
1. Антимонов Б. С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. 278 с.
2. Близнец И.А., Леонтьев КБ. Авторское право и смежные права: Учебник / Под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. 416 с.
3. Григорьев Д. Сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания как объект смежных прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. № 10. С. 31—38.
4. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации // Сб. ст. Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2005. 416 с.
5. Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: В 2-х ч. Ч. 1: Учебник для академического бакалавриата. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 318 с.
6. Иванов Н.В. О содержании исключительного права по российскому законодательству / / Закон. 2012. № 11. С. 100—105.
7. Инюшкин А.А. Характеристика интеллектуальных прав изготовителя баз данных // Теория и практика общественного развития. 2015. № 1.
8. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Юрид. лит., 1963. 138 с.
9. Камалова Г. Т. История отечественного государства и права: Учеб. пособие. Челябинск: Изд. Центр ЮУрГУ, 2015.
10. Ламанов С.А. Базы данных как объекты авторских и смежных прав: критерии разграничения // Вестник Уральского ин-та экономики, управления и права. 2011. № 3. С. 22—26.
11. Лукка А. О правовом режиме видеозаписи исполнения музыкальных и литературных произведений // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 9.
12. Полное собрание законов Российской империи. Собр. I. Т. XIX (1770—1774). 1830. С. 230—232.
13. Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т. III (1828). С. 478—480.
14. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Е.С. Гринь, В.О. Калятин, С.В. Михайлов и др. Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. Т. 2: Авторское право. М.: Статут, 2017. 367 с.
15. Свод законов Российской империи. Изд. 1876 — 1917 гг. СПб.: [Б. и.]. [1876 — 1917].
16. Ситников Е.С. Правовой статус изготовителя базы данных // NOVAUM.RU. 2016. № 1.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021