Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ СМЕЖНЫХ ПРАВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ СМЕЖНЫХ ПРАВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
657
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ОБЩЕЕ / РАЗЛИЧНОЕ / ПРАВА / ЗАЩИТА / OBJECTS OF RELATED RIGHTS / LEGAL REGIME / GENERAL / VARIOUS / RIGHTS / PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаров Кирилл Сергеевич

Автор, проанализировав Гражданский кодекс Российской Федерации, доктрину, дает определение понятиям «исполнение фонограммы», «сообщение передач организаций эфирного и кабельного вещания», «изготовление базы данных» и «опубликование произведений после перехода в общественное достояние; определяет их специфику. Правовой режим исследован как в целом применительно ко всем объектам смежных прав, так и к отдельным из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF OBJECTS OF RELATED RIGHTS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article presents the legal regime of objects of related rights in the modern conditions of the global spread of digitalization. The author, after analyzing the Civil code of the Russian Federation, the doctrine defines the concepts of «phonogram performance», «broadcasting and cable broadcasting organizations», «production of a database» and «publication of works after the transition to a public state», and determines their specifics. The legal regime has been investigated both as a whole in relation to all objects of related rights, and to individual ones.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ СМЕЖНЫХ ПРАВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-2-61-63

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ СМЕЖНЫХ ПРАВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Кирилл Сергеевич НАЗАРОВ, Генеральный директор ООО «Независимая экспертная оценка Вега»

neowegak@bk.ru

Аннотация. В статье представлен правовой режим объектов смежных прав в современных условиях глобального распространения цифровизации.

Автор, проанализировав Гражданский кодекс Российской Федерации, доктрину, дает определение понятиям «исполнение фонограммы», «сообщение передач организаций эфирного и кабельного вещания», «изготовление базы данных» и «опубликование произведений после перехода в общественное достояние; определяет их специфику. Правовой режим исследован как в целом применительно ко всем объектам смежных прав, так и к отдельным из них.

Ключевые слова: объекты смежных прав, правовой режим, общее, различное, права, защита.

Annotation. The article presents the legal regime of objects of related rights in the modern conditions of the global spread of digitalization.

The author, after analyzing the Civil code of the Russian Federation, the doctrine defines the concepts of «phonogram performance», «broadcasting and cable broadcasting organizations», «production of a database» and «publication of works after the transition to a public state», and determines their specifics. The legal regime has been investigated both as a whole in relation to all objects of related rights, and to individual ones.

Keywords: objects of related rights, legal regime, general, various, rights, protection.

Объекты смежных прав, являясь одними из объектов интеллектуальных прав, в условиях цифровизации приобретают особые формы, содержание, особый порядок действия в гражданском обороте и социальной сфере в целом.

Данные объекты имеют социально-экономическую ценность, а также играют существенную роль в формировании человеческого капитала.

Законодательное регулирование объектов смежных прав как в традиционном их понимании, так и созданных с учетом цифровых технологий имеет множество недостатков. В правоприменении положения о цифровизации объектов смежных прав не получили единообразного решения. Не выработано и российской наукой установок относительно правового режима смежных прав, поддерживаемых большинством ученых.

Эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы статьи, а ее решение имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Объекты смежных прав названы в ст. 1304 ГК РФ. К ним отнесены: исполнения; фонограммы; сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания; база данных; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикатора таких произведений.

В подпункте 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ содержится определение понятия «исполнение произведения», под которым признается представление произведения в живом исполнении или при помощи технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021

Анализ данного положения позволяет заключить, что исполнение произведения:

во-первых, есть различные действия, демонстрирующие произведение;

во-вторых, эти действия могут быть в виде живого представления, представления при помощи технических устройств либо показа аудиовизуального произведения с сопровождением звуком либо без сопровождения звуком;

в-третъих, в месте открытом для свободного посещения либо месте, где присутствует значительное число людей, не относящихся к членам семьи;

в-четвертых, не зависимо от того, в каком месте они воспринимаются: по месту представления или в другом месте, либо одновременно и там, и там.

Исполнение в анализируемой статье касается только представления произведения, не уточняется, какого именно. Надо полагать, что это может быть любое произведение науки, литературы и искусства.

В.Н. Штенников, И.А. Беляева, А.Ю. Зябло-ва, И.В. Штенников полагают, что исполнение является воспроизведением оригинального произведения перед зрителем или слушателем, исполнитель «не творит, а повторяет»1.

Представляется, что исполнитель как раз творит, создает творческим трудом представление, демонстрирующее свой талант.

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (заключена в г. Женеве 29 октября 1971 г.) называет фонограммой любую исключительно звуковую запись звуков2.

Е.С. Гринь указывает, что фонограмма — любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение3.

Фонограммой не считается звуковая запись исполнения, если такая запись впервые была записана в форме кинематографического произведения или произведения, выраженного способом, аналогичным кинематографии, поскольку фонограммами все-таки должны признаваться именно звуковые записи, а не звуковые дорожки аудиовизуальных записей4.

На наш взгляд, следует согласиться с такой позицией.

По мнению В.И. Еременко, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания как объект исключительного права нельзя отнести ни к результатам интеллектуаль-

ной деятельности, ни к средствам индивидуализации, поскольку формирование сетки вещания является процессом творческим, который в чем-то схож с формированием базы данных5.

Надо полагать, что сообщения, передаваемые в эфир при помощи технических устройств, также являются результатом творчества.

База данных представлена как совокупность самостоятельных материалов: статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов, выраженных в объективной форме и систематизированных так, чтобы их можно было выявить и обработать при помощи электронной вычислительной машины (ст. 1260 ГК РФ).

С.А. Ламанов пишет о том, что база данных как объект авторского права — составное произведение и является результатом не просто интеллектуальной, а творческой деятельности6.

В. Калятин отмечает, что применительно к базе данных имеют действие личные неимущественные права разных лиц, авторские права составителя и права изготовителя. Данные права образуют определенную систему сложных взаи-моотношений7.

В.А. Дозорцев отнес базу данных к комплексному объекту8.

По мнению М.А. Мусалова, право публикатора относится к категории прав, смежных с авторскими, так как публикатор не вносит свой творческий вклад в возникновение у него исключительного права9.

И.А. Кулешова указывает, что по своей правовой природе смежные права публикатора всегда являются производными по отношению к авторскому праву, т.е. для возникновения смежных прав необходимым и обязательным условием является возникновение произведения как объекта авторства и только с момента возникновения права авторства возможно признание за публикатором его права10.

Согласно ст. 1305 ГК РФ изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре либо иным образом в соответствии со ст. 1310 ГК РФ при использовании фонограммы или исполнения и состоит из трех элементов: латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (статьи 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279), а также в иных случаях, предусмотренных главой 71 ГК РФ (ст. 1306 ГК РФ).

Правовой режим объектов смежных прав в условиях цифровизации есть совокупность условий, предъявляемых к объектам смежных прав для их охраноспособности, создания и использования объектов смежных прав в гражданском обороте и социальной сфере.

Правовой режим в целом понимается как совокупность требований, предъявляемых нормативными правовыми актами РФ, международными нормами, признанными РФ, международными договорами РФ, обычаями и нормами нравственности к таким благам, как объекты смежных прав.

Правовой режим касается объектов смежных прав в целом, в том числе исполнений; он объективно связан с правовым статусом правообладателей и включает условия охраноспособности и иные требования, предусмотренные законодательством к объектам смежных прав и интеллектуальных прав в целом. Помимо системы требований, определенных законодательством РФ для объектов смежных прав в целом, необходимо установить новые и дополнить требования: социальную, экономическую, нравственную, правовую ценность объектов смежных прав, сочетание личностных качеств обладателя смежных прав и общечеловеческих ценностей; значимость для науки и развития человека, общества и государства, благополучия людей.

В условиях цифровизации правовой режим дополнен новыми требованиями и условиями: цифровая форма, цифровое воспроизведение, оригинальность и др.

1 Штенников В.Н., Беляева И.А., Штенников И.В., Зяб-лова А.Ю. «Исполнения» в четвертой части ГК РФ // Юрист. 2008. № 2. С. 50—52.

2 Бюллетень по авторскому праву. 1995. Т. XXVIII. № 1; 1996. Т. XXIX. № 1; 1997. Т. XXX. № 1.

3 Право интеллектуальной собственности: Учебник / Е.С. Гринь, В.О. Калятин, С.В. Михайлов и др.. Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. Т. 2: Авторское право. М.: Статут, 2017.

4 Чумаков И.А. Понятие аудиовизуального произведения и отдельные особенности его правового режима // Вестник гражданского права. 2019. № 3. С. 96—136.

5 Еременко В.И. О правовой охране смежных прав в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2012. № 2.

6 Ламанов С.А. Базы данных как объекты авторских и смежных прав: критерии разграничения // Вестник Уральского ин- та экономики, управления и права. 2011. № 3. С. 22—26.

7 Калятин В. Неимущественные права в отношении баз данных // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 1. С. 7—16.

8 Дозорцев В.А. Новая эра в охране исключительных прав // Право и экономика. 1995. № 15-16. С. 32.

9 Мусалов М.А. Правовой статус публикатора // Мировая наука. 2019. № 5.

10 Кулешова И.А. Правовая природа права публикатора как субъекта смежных прав // Образование и право. 2020. № 3.

Библиографический список

1. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (заключена в г. Женеве 29.10.1971 г.) // Бюллетень по авторскому праву. 1995. Т. XXVIII. № 1; 1996. Т. XXIX. № 1; 1997. Т. XXX. № 1.

2. Дозорцев В.А. Новая эра в охране исключительных прав // Право и экономика. 1995. № 15-16.

3. Еременко В.И. О правовой охране смежных прав в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2012. № 2.

4. Калятин В. Неимущественные права в отношении баз данных // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 1. С. 7—16.

5. Кулешова И.А. Правовая природа права публикатора как субъекта смежных прав // Образование и право. 2020. № 3.

6. Ламанов С.А. Базы данных как объекты авторских и смежных прав: критерии разграничения // Вестник Уральского ин-та экономики, управления и права. 2011. № 3. С. 22—26.

7. Мусалов М.А. Правовой статус публикатора // Мировая наука. 2019. № 5.

8. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Е.С. Гринь, В.О. Калятин, С.В. Михайлов и др. Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. Т. 2: Авторское право. М.: Статут, 2017. 367 с.

9. Чумаков И.А. Понятие аудиовизуального произведения и отдельные особенности его правового режима / / Вестник гражданского права. 2019. № 3. С. 96—136;

10. Штенников В.Н., Беляева И.А., Штенников И.В., Зяблова А.Ю. «Исполнения» в четвертой части ГК РФ // Юрист. 2008. № 2. С. 50—52.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.