Научная статья на тему 'Смешанные юридические факты'

Смешанные юридические факты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2063
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ / СМЕШАННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ / СЛОЖНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ / ФАКТИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ / ЭЛЕМЕНТЫ СЛОЖНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКТА / ЭЛЕМЕНТЫ СМЕШАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоусов Виктор Андреевич

Рассматривается понятие смешанных (сложных) юридических фактов, раскрывается их сущность и особенности, а также рассматриваются структурные элементы смешанного (сложного) юридического факта: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. На конкретных примерах раскрывается содержание структурных элементов смешанных юридических фактов. Автором описываются признаки, по которым следует различать смешанный юридический факт и фактический (юридический) состав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смешанные юридические факты»

УДК 34

В. А. Белоусов

СМЕШАННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Аннотация. Рассматривается понятие смешанных (сложных) юридических фактов, раскрывается их сущность и особенности, а также рассматриваются структурные элементы смешанного (сложного) юридического факта: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. На конкретных примерах раскрывается содержание структурных элементов смешанных юридических фактов. Автором описываются признаки, по которым следует различать смешанный юридический факт и фактический (юридический)состав.

Ключевые слова: юридические факты, смешанные юридические факты, сложные юридические факты, фактический состав, юридический состав, элементы сложного юридического факта, элементы смешанного юридического факта.

Правоотношения формируются, видоизменяются и заканчиваются; их содержание (обязанности и права) реализуется для достижения установленных сторонами целей. Все это движение правоотношений неразрывно связано с наступлением разнообразных фактов, которые имеют юридическую значимость. Специфические различия правовых отношений от других видов общественных отношений с полной ясностью подтверждает доктрина о юридических фактах.

Юридические факты представляют собой факты в реальной действительности, с происшествием которых закон, актуальные нормы права связывают наступление последствий юридического характера, и в первую очередь разнообразных правоотношений. Другими словами, это определенные жизненные обстоятельства, с наступлением которых правовые нормы связывают образование, трансформацию либо прекращение обязанностей и прав [11, с. 75-76].

Кроме того, в современной доктрине содержатся и иные дефиниции юридического факта, данные российскими исследователями: юридический факт - это факт, определяющий использование юридических норм [6, с. 201]; под юридическим фактом понимается основание для следствий воздействия норм права [3, с. 646].

Безусловно, что оба исследователя хотели выделить тот момент, что сами собой факты еще не вызывают субъективных прав, первоисточником которых выступают нормы в объективном праве. Юридические факты - это лишь внешние поводы для использования норм и, как следствие, образования, трансформации либо прекращения субъективных прав.

С этим возможно согласиться. В то же время полагаем, что эту позицию нужно рассматривать в первую очередь как содержательное уточнение в традиционном определении юридического факта.

Юридический факт выступает категорией, отражающей связь событий в социальной жизни, деятельности индивидов с правом. В соответствии со своей природой данная связь обладает субъективным и объективным аспектами (моментами). События и действия, которые были совершены людьми, превращаются в факты, которые становятся независимыми от их воли и сознания. Однако отдельные авторы, пытаясь обратить внимание на то, что юридические факты имеют объективный характер, заявляют, что последние имеют место быть вне зависимости от права [8, с. 39]. Такая точка зрения вряд ли правильно отражает суть юридического факта как явления реального.

Безусловно, события и действия могут появляться и существовать вне зависимости от права, но в то же время они не могут обретать свойства юридических фактов вне взаи-

мосвязи с ним. Данная связь и составляет суть, основное свойство юридических фактов, необходимую фундаментальную предпосылку для их существования. Правом не создается юридических фактов, но право принимает участие в зарождении этих фактов, вплетаясь в ткань основы правовых отношений.

Юридическими фактами являются только обстоятельства такого рода, которые прямо либо косвенно затрагивают интересы личности, государства, общества, коллективов.

Выражение в праве отношений в обществе - сложный и многосторонний процесс. Определенная социальная ситуация подчас является переплетением элементов субъективного и объективного, случайного и закономерного. Поэтому в роли юридических фактов выступают, кроме простых фрагментов социальной реальности, также и достаточно сложные ее «срезы». В итоге в поле правового регулирования образуются смешанные (или сложные) юридические факты - фактические обстоятельства, состоящие из нескольких сторон (признаков), обладающих юридической значимостью [4, с. 74].

В роли юридических фактов не могут выступать результаты внутренней духовной жизни, мысли индивида и иные подобные явления. В то же время законодательством учитывается субъективная сторона действий (мотив, вина, интерес, цель) как составная часть сложного (смешанного) юридического факта - к примеру, состава правонарушения, отражающегося в присутствии или отсутствии обусловленных явлений в материальном мире. Нужно иметь в виду, что юридическим значением могут обладать не только позитивные (имеющиеся), но и негативные факты (например, отсутствие взаимоотношений родства, служебной подчиненности и т.п.), обладающие информацией о состоянии в общественных отношениях, которые входят в предмет нормативного регулирования.

Специфика сложных (смешанных) юридических фактов на практике учитывается не во всех случаях. К примеру, О. В. Баринов разбирает случай, когда рабочему, преступившему правила по технике безопасности, воздействием производственного механизма была причинена травма, повлекшая смерть. Поступок работника О. В. Баринов считает неосторожным противоправным действием, а смерть рабочего - относительным событием [5, с. 12-13]. Такое видение вопроса инициирует возражения. Перед нами не два разных юридических факта, а единственный юридический факт - производственный несчастный случай, выражающий определенную ситуацию социальной действительности. Но данный факт является сложным по содержанию, и внутри него могут выделяться субъективный элемент (проступок рабочего) и объективные элементы (воздействие производственного механизма, смерть).

Описанный пример подтверждает то, что «волевой» критерий, в соответствии с которым все юридические факты дифференцируются на действия и события, недопустимо абсолютизировать. В роли юридических фактов могут быть, кроме «чистых» событий и действий, также и «усложненные срезы реальности» - фактические обстоятельства, имеющие в своем содержании и то, и иное - смешанные (сложные) юридические факты.

Смешанный (сложный) юридический факт необходимо отличать от юридического (фактического) состава. С точки зрения В. Б. Исакова, «главное отличие фактического состава от сложного юридического факта состоит в том, что состав - это система юридических фактов, а сложный юридический факт - система признаков факта» [4, с. 22]. Помимо этого, «фактический состав... состоит из разнородных юридических фактов» [4, с. 23]. По словам О. А. Красавчикова, «под элементом юридического состава следует понимать отдельный юридический факт (событие или действие). Под элементом сложного юридического факта следует понимать явления, составляющие событие или действие» [7, с. 157].

Фактический состав является совокупностью двух и более «автономных» фактов действительности, однородных либо разнородных по присущей им правовой природе

(действий или событий), каждый из которых в других случаях мог бы быть самостоятельным юридическим фактом. В некоторых случаях для обеспечения юридической полноценности в фактическом составе нужно не только присутствие всех составных компонентов - юридических фактов, но и обязательное следование порядку их «накапливания» в фактическом составе. К примеру, с целью признания банкротом предпринимателя факт невозможности удовлетворить легитимные требования со стороны кредиторов обязан наступить до того момента, как данные требования будут заявлены в судебную инстанцию; в обратном случае присвоение предпринимателю статуса банкрота невозможно.

Смешанный (сложный) юридический факт как юридическая категория, а также явление в объективном мире содержит отдельные элементы, отражающие сущность данного явления. Н. Г. Александров предлагает в роли категории, связывающей эти элементы, такую дефиницию, как состав юридического факта. Он понимает под составом юридического факта комплекс признаков, при существовании которых определенный факт действительности (совокупность фактических обстоятельств) должен повлечь те либо другие юридические последствия для индивидов, которых касается данный факт [10, с. 58].

Точка зрения о существовании состава юридического факта (в том числе и сложного) была поддержана В. Н. Синюковым и О. В. Бариновым. Так, О. В. Баринов указывает, что под составом смешанного юридического факта необходимо понимать комплекс действительных явлений объективной реальности, которые составляют этот юридический факт. Им предлагается определить в роли элементов состава смешанного юридического факта-действия объект, субъект, объективную и субъективную стороны. При этом, по мнению исследователя, у фактов-событий отсутствует субъект и субъективная сторона [5, с. 12-13].

Еще более узко к пониманию состава юридического факта (в том числе и сложного) подходит В. Н. Синюков. Он указывает, что в составе юридического факта находятся такие составные части, как объективная и субъективная стороны, притом это в одинаковой степени имеет отношение как к фактам-событиям, так и к фактам-действиям. Для отдельных фактов в некоторых правовых отраслях могут иметь значимость такие компоненты состава, как субъект и объект [9, с. 30].

Признавая в общем обоснованным подход к тому, что смешанный (сложный) юридический факт выступает совокупностью заключающихся в нем элементов, необходимо отметить, что правовая категория только в том случае может обладать ценностью, если она обладает универсальным, а не исключительным применением. Таким образом, состав смешанного (сложного) юридического факта всегда заключает в себе четыре элемента: объективную сторону, объект, субъективную сторону, субъект.

Объект как составная часть смешанного юридического факта содержит в себе те действительные общественные отношения и социальные блага, на присутствие которых ориентировано данное явление. Объект подвергается определенному действию, исходящему от субъекта с целью удовлетворения его интересов.

Субъектом выступает лицо или социальная группа, обладающие необходимыми качествами, дозволяющими им выступать участниками в общественных отношениях. С этим элементом связаны, в том числе, дееспособность и правоспособность. Соотноси-мость субъекта и составляющих юридического факта определена тем, что невозможно наличие правового последствия, образование субъективных прав и юридических обязанностей, некоторых правовых полномочий вне определенного субъекта. Истечение срока также выступает фактом-событием. Прошествие срока испытания при приеме лица на работу приводит к определенным трансформациям в правовом статусе определенного субъекта, в связи с чем представляется ложным суждение о том, что факт-событие не имеет субъекта в виде своего элемента.

Объективная сторона представляется моделью, закрепленной в гипотезе правовой нормы в разной степени конкретизации данного явления, за которым признается качество инициировать правовые следствия. Объективная сторона может выражаться событием, а также действием и бездействием. Объективная сторона свидетельствует о признаках явления материальной жизни, являющихся юридическим фактом.

Субъективная сторона обыкновенно связывается с волей субъекта. Это положение дает основание некоторым авторам считать, что в состав сложного (смешанного) факта-события не может быть включена субъективная сторона, так как событие не зависит от воли, выражаемой субъектом. Что касается субъективной стороны, то представленное мнение видится нам ошибочным, и вот по какой причине. Юридический факт выступает условием для движения правового отношения. Никакое правовое отношение не может быть рассмотрено вне субъекта, потому как материальную основу правового отношения составляют общественные отношения, т.е. взаимоотношения между индивидами. Общественные взаимоотношения не бытуют сами по себе - они зарождаются, видоизменяются и прерываются в связи с необходимостью в удовлетворении определенных потребностей. К примеру, согласно ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [2] достижение индивидом шестнадцатилетнего возраста связывают с общими установками о возникновении права на самостоятельное подписание трудового договора не вследствие того, что так решил законодатель, а из-за того, что таким образом в юридической форме осуществляется потребность человека к труду и получению материального вознаграждения за его труд. Осуществляя регулирование общественных отношений, право призвано учитывать как факторы и условия внешней среды, так и внутренние интересы, потребности человека. Из чего следует, что и факт-событие связан с образованием правовых следствий, сориентированных на удовлетворение нужд участников общественных взаимоотношений, а, следовательно, отражает их интерес.

Таким образом, сложные юридические факты в подавляющем большинстве случаев не выступают ни «чистыми» событиями, ни «чистыми» действиями - они связывают элементы и того, и другого. Это создает некоторые трудности в процессе точного определения места сложного юридического факта в классификационной схеме подобных явлений.

В таком многогранном явлении, каким представляется нам смешанный юридический факт, возможно выделить разнообразные аспекты, срезы, отношения. Безусловно, для определенного рода практических и научных целей могут потребоваться только отдельные из них. Важно только, чтобы из поля зрения исследователя не ускользали материально-идеальные характеристики юридических фактов, единство материальной сущности и юридического выражения.

К типичным сложным юридическим фактам относятся факты-правонарушения, которые формируются обыкновенно из нескольких признаков (элементов) как объективного, так и субъективного характера: активного действия (бездействия) субъекта, вредных следствий, причинной взаимосвязи между деяниями и следствиями, цели, мотива и т.д.

Можно привести следующие примеры смешанных (сложных) юридических фактов:

- правонарушение (преступление), состоящее из четырех элементов: субъекта (лица, совершившего преступное деяние), объекта (защищаемых государством общественных взаимоотношений, которым субъект создал угрозу), объективной стороны (действий субъекта), субъективной стороны (вины субъекта, цели, мотивов преступления), причем преступное деяние выступает одним сложным (смешанным или комплексным) юридическим фактом, а не совокупностью четырех автономных юридических фактов (иными словами - элементы юридического факта выступают его сторонами, а не самостоятельными фактами);

- дееспособность, которая заключает в себе два элемента: способность собственными действиями обретать и реализовывать гражданские права и обязательства (субъективный элемент) и достижение определенного возраста (объективный элемент);

- безвестное отсутствие, состоящее из субъективного элемента (отсутствие лица в месте постоянного жительства без информации о его настоящем месте нахождения) и объективного элемента (срока его отсутствия).

Смешанные (сложные) юридические факты определены многообразием и структурностью явлений в общественной жизни, они дают возможность охватить правовыми рамками разносторонние ситуации и явления социальной действительности. Фиксация сложных юридических фактов в общем выступает положительным явлением в праве. Сложные юридические факты содействуют повышению системности нормативно-правового регулирования. В отдельных отраслях права (семейном, трудовом, уголовном и др.) употребление сложных юридических фактов объективно нужно и неизбежно.

В то же время возможно привести множество примеров, когда сложные юридические факты вызваны недостаточностью дифференцированности в правовом регулировании. Так, ст. 250 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [1] определяет загрязнение вод как «загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству». Из чего следует, что под «загрязнением, засорением, истощением» в законе понимаются как умышленные, так и неумышленные поступки («иное изменение их природных свойств»). По нашему представлению, в описанном случае социально-правовая ситуация в законе отражена слишком «укрупненно». Приведенный юридический факт мог бы быть заменен на несколько более конкретных юридических фактов, позволяющих дифференцировать разнообразные случаи «загрязнения».

Основываясь на достигнутой степени интеграции и дифференциации в правовом регулировании, правотворческий компетентный орган обязан в каждом конкретном случае грамотно определить меру сложности юридических фактов, избрать оптимальную форму для их закрепления в законе.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. - 2001. - № 256. - 31 декабря.

3. Гамбаров, Ю. С. Гражданское право. Общая часть / Ю. С. Гамбаров. - М. : Зерцало-М, 2013. -816 с.

4. Исаков, В. Б. Юридические факты в российском праве : учеб. пособие / В. Б. Исаков. - М. : Юсти-цинформ, 2008. - 248 с.

5. Исаков, В. Б. Юридические факты в советском праве : монография / В. Б. Исаков. - Репринт. изд. - М. : Норма, 2017. - 144 с.

6. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2009. - 430 с.

7. Красавчиков, О. А. Гражданские организационно-правовые отношения / О. А. Красавчиков // Антология уральской цивилистики, 1925-1989 : сб. ст. - М. : Статут, 2001. - С. 156-165.

8. Проблемы регистрации прав, фиксации и удостоверения юридических фактов гражд. права : сб. ст. / отв. ред. М. А. Рожкова. - М. : Статут, 2013. - 336 с.

9. Синюков, В. Н. Российская правовая система (вопросы теории) : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 / Синюков В. Н. - М., 2007. - 141 с.

10. Сорокин, Б. В. Теоретико-правовые концепции Н. Г. Александрова : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Сорокин Б. В. - Волгоград, 2010. - 210 с.

11. Ячменев, Ю. В. Доктрина юридических фактов: проблемы отраслевого (цивилистического) подхода / Ю. В. Ячменев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. -№ 1 (53). - С. 75-81.

Белоусов Виктор Андреевич, помощник прокурора, прокуратура Октябрьского района Пензенской области.

E-mail: [email protected]

УДК 34 Белоусов, В. А.

Смешанные юридические факты / В. А. Белоусов // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. - № 3 (17). - С. 7-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.