Инклюзивное образование Inclusive education
Научная статья
УДК 376:37.018.4
РСН: 10.14529/рес1220310
СМЕШАННАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТ «МАМА, ПАПА, Я - ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СЕМЬЯ»
Н.Г. Анкудинова13, ankudinovang@susu.ru О.В. Борщева2, borschova.olga@mail.ru В.Е. Мельнов2, cool.melnov@mail.ru
1 Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия 2АНО «600 шагов», Златоуст, Россия
Аннотация. В настоящее время вопросам социализации детей с ОВЗ уделяется внимание, они на равных правах включаются в различные социальные группы, в сообщества, в образовательные классы и т. д. Однако это не решает всех проблем. В частности, остаются нерешенными вопросы создания благоприятного психологического климата в семье, которая представляет собой наиболее близкую для ребенка малую социальную группу, где происходит его социализация. При инклюзивном образовании в школе недостаточно уделяется внимания физическим и психическим составляющим здоровья ребенка. Также существует такая проблема недостаточного внимания к самим родителям или опекунам детей с ОВЗ: если в семье воспитывается ребенок с ОВЗ, его родители и (или) опекуны часто нацелены лишь на его всестороннее развитие. Зачастую родители не находят временных, материальных и эмоциональных ресурсов заниматься собственным развитием. Для нейроти-пичных сиблингов детей с ОВЗ ситуация является сложной в эмоциональном плане. Они могут испытывать ревность, стыд, чувство долга или вины из-за ситуации в семье. В этой связи нами поставлена цель комплексного социального, физического и психического развития детей с ОВЗ и членов их семьи в инновационных формах инклюзивного образования, сочетающего возможности семейного воспитания с дополнительным образованием детей и взрослых. Программа также предполагает эмоциональную поддержку всех членов семьи, в которой есть ребенок с ОВЗ. Для достижения цели в статье предложен проект «Мама, папа, я - экстремальная семья». Реализованный проект позволил повысить уровень сплоченности и улучшить эмоциональное состояние членов семей, воспитывающих детей с ОВЗ; развить физические и социальные навыки детей и взрослых. Предложенная инновационная форма работы акцентирует внимание на социализации и укреплении здоровья детей с ОВЗ и членов их семей в условиях благоприятной психологической обстановки, повышает уверенность детей в себе в новых социальных ситуациях, компенсируя таким образом недостатки школьного инклюзивного образования, а для семьи - нивелирует ограничения, вызванные необходимостью воспитания «особого» ребенка.
Ключевые слова: дополнительное инклюзивное образование, семейное воспитание, организационная форма, здоровье, социальные навыки, физические навыки, дети с ОВЗ, семья
Благодарности. Статья выполнена при поддержке Фонда президентских грантов, проект «Мама, папа, я - экстремальная семья».
Для цитирования: Анкудинова Н.Г., Борщева О.В., Мельнов В.Е. Смешанная организационная форма дополнительного инклюзивного образования: проект «Мама, папа, я - экстремальная семья» // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 3. С. 112-119. Б01: 10.14529/реа220310
© Анкудинова Н.Г., Борщева О.В., Мельнов В.Е., 2022
Original article
DOI: 10.14529/ped220310
MIXED ORGANIZATIONAL FORM OF ADDITIONAL INCLUSIVE EDUCATION: PROJECT "MOM, DAD AND ME ARE AN EXTREME FAMILY"
N.G. Ankudinova1B, ankudinovang@susu.ru O.V. Borshcheva2, borschova.olga@mail.ru V. E. Melnov2, cool.melnov@mail.ru
1South Ural State University, Chelyabinsk, Russia 2ANO "600 steps", Zlatoust, Russia
Abstract. The issues of socialization of children with disabilities who are included in various social groups and educational classes are of utter importance. However, there are some problems unsolved. One of the problems is the task of creating a favorable psychological climate in the family, which is the closest small social group for the child, where his socialization takes place. At school, insufficient attention is paid to the physical and mental components of the child's health with disabilities. If a child with disabilities is brought up in a family, his guardians are often focused only on his comprehensive development, which is also a problem. Often, parents do not find time, material and emotional resources to manage their own development. For neurotypical siblings of children with disabilities, the situation is emotionally difficult. They may experience jealousy, shame, guilt. In this regard, we have the goal of a comprehensive social, physical and mental development of children with disabilities and their family members using innovative forms of inclusive education. The program also involves emotional support for all the family members that have a child with disabilities. To achieve the goal the project "Mom, dad, and me are an extreme family" is offered. The implemented project allowed to increase the level of cohesion and to improve the emotional state of family members raising children with disabilities; to develop the physical and social skills of children and adults. The proposed innovative form of education focuses on the socialization and health promotion of children with disabilities and their families in a favorable psychological environment, increases children's self-confidence in new social situations, thus, compensating for the shortcomings of inclusive school education. It eliminates the limitations caused by the need to raise a "special" child.
Keywords: additional education, inclusive education, family education, organizational form, health, social skills, physical skills, children with disabilities, family
Acknowledgments. The article was supported by the President Grants' Fund, the project "Mom, dad and me are an extreme family".
For citation: Ankudinova N.G., Borshcheva O.V., Melnov V.E. Mixed organizational form of additional inclusive education: project "Mom, dad and me are an extreme family". Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2022;14(3):112-119. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped220310
Постановка задачи
В 2020 году в управлении социальной защиты населения по Челябинской области зафиксировано 11482 семьи, воспитывающие детей с ОВЗ. Среди них есть семьи, в которых растут вместе дети с инвалидностью (11 910 человек) и нейротипичные (5 666 человек). Также есть семьи, воспитывающие одновременно более одного ребенка с инвалидностью. Такая ситуация провоцирует несколько проблем:
• необходимость в спортивной реабили-тации/абилитации детей с ОВЗ;
• высокий уровень стресса среди членов семьи. По их отзывам, это порождает следующие проблемы: разногласия, отдаление друг
от друга, сниженное настроение, проблемы с поведением как среди нейротипичных, так и среди «особых» детей;
• нехватка денег и времени на всестороннее параллельное развитие ребенка с ОВЗ, его нейротипичных братьев и сестер, а также непрерывное образование самих родителей;
• сниженная физическая активность детей с ОВЗ и членов их семьи в силу того, что такие семьи чаще предпочитают остаться дома, чем обычные семьи. Чаще всего это бывает обусловлено физическими ограничениями детей либо проблемами с поведением детей, имеющих инвалидность;
• нехватка организаций, которые готовы предоставить специальную безбарьерную
среду и квалифицированных сотрудников по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Поскольку мы планировали спортивную программу, то изучили ситуацию со спортивными учреждениями, которые проводят тренировки для лиц с инвалидностью. Выяснилось, что на 2020 год в Челябинской области насчитывалось всего 11 учреждений физкультуры и спорта, которые работают в данном направлении. Но и они оснащены средствами адаптации всего на 20 %.
На решение этих проблем и была нацелена программа «Мама, папа, я - экстремальная семья». В последние годы в обществе растет внимание к семьям с детьми с ОВЗ. Проект «Мама, папа, я - экстремальная семья» предназначен для реабилитации, абилитации и инклюзии детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), проживающих в Челябинской области. Также программа проводилась с целью психофизического развития и улучшения эмоционального состояния членов их семей.
На старте проекта были поставлены такие задачи:
• повысить уровень сплоченности и улучшить эмоциональное состояние членов семей, в которых растут дети с ОВЗ. Сделать это путем проведения семейных тренировок по роллер-спорту, горнолыжному спорту и скалолазанию, а также за счет участия в спортивно-развлекательных семейных мероприятиях;
• развить новые физические и социальные навыки для всех участников проекта (дети с ОВЗ, нейротипичные дети, их родители), повысить физическую и социальную активность участников (в том числе с целью наилучшей интеграции в общество);
• подготовить материально-техническую базу для работы с детьми, имеющими различные нарушения здоровья.
Реализация задач проводилась на средства, предоставленные Фондом президентских грантов, поэтому все мероприятия в рамках проекта проводились бесплатно. Это дополнительно способствовало психологическому комфорту и снижению уровня стресса для родителей.
Состояние вопроса
в научной литературе
Для изучения состояния вопроса и предпосылок исследования мы обратились к авторским обзорам, систематизирующим опыт инклюзивного образования детей в России и за рубежом [3]. Право инвалидов на равное
с другими детьми образование закреплено в Конвенции ООН о правах инвалидов, которая ратифицирована в России в 2012 г. Конвенция основана на реализации принципов: «а) уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; Ь) недискриминация; с) полное и эффективное вовлечение и включение в общество; С) уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; е) равенство возможностей; /) доступность; g) равенство мужчин и женщин; И) уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность» [4]. Инклюзивное образование в странах мира развивается в соответствии с этими принципам, но модели, которые при этом реализуются, - разные. В статье 24 Конвенции ООН постулируется, что инвалиды так же, как и другие дети, имеют право на самореализацию и на получение начального и среднего образования, а также необходимой для этого поддержки[4].
Для зарубежного образования инвалидов характерны:
• полностью инклюзивные или смешанные формы (США);
• подготовка будущих учителей в вузах к работе с детьми с ОВЗ;
• серьезная поддержка детей с ОВЗ во время обучения [2, 3].
Например, американский опыт инклюзивного образования свидетельствует о целесообразности сочетать обучение в обычном классе (полная инклюзия) со специальным обучением. Целый штат сотрудников (психологи, социальные и медицинские работники) сопровождают процесс обучения, стремясь повысить его качество.
В Финляндии учебное заведение предоставляет помощь трех степеней: общая помощь (1-я степень предоставляется учителем); активная помощь (2-я степень, в предоставлении участвуют помощники педагога и социальные работники); специализированная помощь (3-я степень, осуществляется с использованием ряда специалистов) [6].
С.П. Амиридзе на основе зарубежного опыта сделал вывод о том, что для успешной инклюзии необходимы следующие условия: «демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав лично-
сти; финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой общеобразовательной школы; ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора альтернативы; готовность общества в целом, отдельных людей к интеграционным процессам, к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности» [1].
Инклюзивное образование в России существует параллельно со специальным. Однако как физически (пространственно), так и в плане квалификации работников имеются серьезные недостатки в организации инклюзивного образования. В работе Е.С. Лутошли-вы указаны три подхода в образовании детей с ОВЗ: 1) инклюзивное образование, предполагающее совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей; 2) интегрированное образование детей - создание специальных групп или классов в общеобразовательных школах; 3) дифференциальное образование детей с ОВЗ в коррекционных учреждениях 1-УШ видов [5]. Автор называет основные проблемы инклюзивного образования: «наличие разных уровней потребностей у детей с ОВЗ в зависимости от ограничений жизнедеятельности, которые необходимо учитывать при организации доступной среды; слабая ориентация стандартов образования на обучение детей с ОВЗ; недостаток финансирования и ресурсов; недостаточность квалификации кадров; слабое социальное сопровождение образования детей с ОВЗ» [5].
Инклюзия, таким образом, может быть полной, частичной, эпизодической. Обобщение российского и зарубежного опыта показывает, что сложилось уже немало форм инклюзивного и интегрированного образования детей с ОВЗ, однако их использование не является систематическим, а применяются найденные новации в отдельных образовательных организациях.
Все это свидетельствует о том, что в России только складывается государственное и общественное понимание инклюзивного образования. В области технологий и организационных форм инклюзивного образования наработан недостаточный опыт. В большинстве своем этот опыт относится к школьному
инклюзивному образованию и не затрагивает проблемы семей, которые в силу малой педагогической, медицинской, психологической, социальной поддержки и собственной недостаточной компетентности становятся заложниками особых условий существования.
Это приводит к необходимости поиска новых форм инклюзивного образования, которые способствовали бы образованию и повышению качества жизнедеятельности всех заинтересованных субъектов: детей с ОВЗ и членов их семей.
Предлагаемый проект «Мама, папа, я -экстремальная семья» представляет собой опыт разработки и реализации инновационной формы дополнительного инклюзивного образования не только детей с ОВЗ, но и других членов их семей.
Подготовка к проектированию
и методология исследования
Для того чтобы поставить индивидуальные цели и задачи для каждой семьи и участника, мы провели диагностику, которая включала такие составляющие:
• подробное анкетирование для родителей. С помощью анкет мы собрали информацию об основном и сопутствующем диагнозах участников с ОВЗ, их физических и поведенческих особенностях, сформированных навыках. Также мы собрали данные о других участниках программы, их ожиданиях от прохождения курса;
• наблюдение. На первых занятиях наши тренеры наблюдали за психологическими и физическими проявлениями участников, отслеживали особенности взаимодействия между членами семьи. В ходе наблюдения тренеры отслеживали, что является поощрением и создает у участников программы дополнительную мотивацию к тренировкам;
• эксперимент. Тренеры давали участникам различные упражнения, чтобы оценить уровень их спортивной подготовки, а затем спланировать индивидуальную программу занятий.
В соответствии с назначением проекта и ожидаемыми результатами от его внедрения его значимость оценивалась согласно критериям:
• сплоченность и эмоциональное состояние членов семей, в которых растут дети с ОВЗ;
• новые физические и социальные навыки для всех участников проекта (дети с ОВЗ, нейротипичные дети, их родители).
Характеристика проекта
Поскольку речь идет об инклюзивном образовании, мы опирались в разработке проекта на общеизвестные педагогические принципы. Согласно В.А. Сластенину выделяют две группы принципов в педагогике. К принципам организации педагогического процесса относятся: «принципы гуманистической направленности педагогического процесса; связь педагогического процесса с жизнью и производственной практикой; соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу; научности; обучения и воспитания в коллективе; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; эстетизации всей детской жизни, в том числе обучения и воспитания. Принципы управления деятельностью воспитанников: сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности ребенка; уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опоры на положительные, сильные стороны человека; согласованности, школы, семьи и общественности; сочетания прямых и параллельных педагогических действий; доступности посильности действий; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития» [7].
В рамках проекта и с учетом поставленных целей (ожидаемых результатов) и перечисленных принципов были организованы следующие активности, способствующие психофизическому развитию и социальной адаптации всех участников.
1. Проведение тренировок для всех семьи. Члены семьи (как правило, 2-4 человека) совместно прошли 3 занятия по горнолыжному спорту, 8 занятий по роллер-спорту, 5 занятий на скалодроме. В ходе тренировок участникам было необходимо не только осваивать новые физические навыки, но также взаимодействовать, помогать друг другу. С семьей занимались по 2 инструктора: один с ребенком, имеющим ОВЗ, второй - с нейротипичными участниками.
2. Проведение спортивно-развлекательных мероприятий. Они перечислены ниже.
• Зимний и летний фестивали «Мама, папа, я - экстремальная семья». На этих мероприятиях семьи общались друг с другом,
а также выступали, демонстрируя полученные в ходе тренировок навыки. Организаторы проекта стремились создать дружественную атмосферу на фестивалях и не ставили перед участниками целью соперничать и соревноваться друг с другом. Каждый показывал именно свои достижения и личные победы. Участники получали активную поддержку друг от друга, а также от тренерского состава. После выступления семьи получили награды, вместе танцевали, играли в игры.
• Однодневный поход на Чёрную Скалу в национальном парке Таганай. Часть участников провела время вместе в пути в автобусе (некоторые поехали на личном транспорте). Во время похода члены семей провели время на свежем воздухе, поднялись на гору. Кроме того, был организован совместный досуг (песни, танцы, спортивные и развлекательные игры, пикник).
В ходе тренировок и мероприятий использованы стратегии прикладного поведенческого анализа (Applied behavior analysis) (АВА). Согласно принципам АВА исследование проекта обладает следующими свойствами. Оно является прикладным, аналитичным, технологичным и эффективным [8]. Они созданы для того, чтобы сделать понятным процесс тренировок для детей с ОВЗ, а также снизить их уровень тревожности для создания определенности. Некоторым детям такие стратегии необходимы, без них сложно создать корректную обучающую среду. Для нейротипичных сиблин-гов, родителей и некоторых детей с инвалидностью данные стратегии просто создавали дополнительную поддержку, структурированность и спокойную обстановку. Ниже описана каждая из использованных стратегий.
• Визуальное расписание. Дети и взрослые заранее знали, что их ждет, благодаря карточкам с картинками и подписями. На каждой карточке была изображена та или иная запланированная активность. Карточки наклеивались на стенд в начале каждого занятия или мероприятия. По мере завершения активностей тренер снимал карточки.
• Социальные истории. Перед шумными, людными и просто непривычными мероприятиями (в некоторых случаях и перед тренировками) родителям заранее высылали документ, в котором кратко описывали суть предстоящего. Все написанное сопровождалось фотографиями.
• Структурирование пространства. В ходе тренировок использовались конусы, цветная клейкая лента для обозначения траектории движения и зон для тех или иных активностей.
• Использование поощрений, в основном нематериальных: похвала, жест «дай пять», эмоциональные реакции тренера на достижения. Также в некоторых случаях использовались индивидуально подобранные материальные подкрепления для детей с ОВЗ.
• Предоставление выбора. Время от времени тренеры предлагали на выбор выполнение тех или иных упражнений, чтобы укрепить у участников чувство собственной значимости и мотивацию к занятиям.
• Использование различных систем коммуникации (в основном PECS).
• Использование сенсорных игрушек для снижения нежелательного аутостимулирую-щего поведения и уровня тревоги.
Специфическими особенностями предложенной организационной формы инклюзивного дополнительного образования детей и взрослых являются:
• высокая корреляция с принципами образования и развития;
• высокий уровень психологической комфортности для всех членов семьи;
• сочетание развития физических, социальных навыков детей с ОВЗ с укреплением физического и психологического здоровья всех членов их семей;
• направленность на развитие не только детей с ОВЗ, но и членов их семей.
Результаты
Разработан проект, позволяющий решить социальные и педагогические задачи повышения уровня сплоченности и улучшения эмоционального состояния членов семей, в которых растут дети с ОВЗ; развить новые физические и социальные навыки для всех участников проекта (дети с ОВЗ, нейротипич-ные дети, их родители), повысить физическую и социальную активность участников.
Чтобы оценить результаты от программы, были использованы методы наблюдения за участниками, проведения интервьюирования родителей и нейротипичных детей. В 100 % случаев респонденты отметили разного рода улучшения по исследуемым критериям (сплоченность и эмоциональное состояние членов семей, в которых растут дети с ОВЗ; новые физические и социальные навыки для всех
участников проекта (дети с ОВЗ, нейротипич-ные дети, их родители)).
В итоге достигнуты следующие качественные результаты:
• укрепление мышц, развитие координации, балансировки, улучшение общего самочувствия, развитие мышления. Детям с ОВЗ это позволило приблизиться в уровне развития к нейротипичным сверстникам и повысить шансы на интеграцию в общество;
• повышение мотивации к занятиям экстремальными видами спорта. Больше половины участников продолжили тренировки после завершения проекта. Некоторые участники отметили, что для них это стало поводом вернуться к физически-активному образу жизни. Часть участников отметили, что обнаружили у себя способности к спорту, о которых не догадывались раньше;
• повышение взаимопонимания и взаимоподдержки в семье. Некоторые родители отметили, что стали лучше понимать, как непросто даются их детям новые достижения. По их отзывам часть заданий со стороны выглядела просто, но в процессе оказывалось, что выполнить их нелегко. Это помогло лишний раз не критиковать своего ребенка и лучше понять его;
• улучшилось психоэмоциональное состояние всех членов семьи, окрепла самооценка, появилось больше уверенности в своих возможностях;
• благодаря использованию оптимальных систем коммуникации, стратегиям прикладного поведенческого анализа, проведению массовых мероприятий участники в той или иной степени развили коммуникативные навыки.
Результаты свидетельствуют о достижениях по каждому определенному критерию оценивания.
Выводы
Предложена новая организационная форма инклюзивного дополнительного образования детей и взрослых, которая обеспечивает комплексное решение задач образования, социализации и укрепления физического и психического состояния участников и характеризуется следующими особенностями: высокая корреляция с принципами образования и развития; высокий уровень психологической комфортности для всех членов семьи; сочетание развития физических, социальных навыков детей с ОВЗ с укреплением физического и
психологического здоровья всех членов их семей; направленность на развитие не только детей с ОВЗ, но и членов их семей.
Реализованный проект позволил участникам развить ряд навыков, улучшить свое психологическое и физическое состояние, а также способствовал формированию позитивного настроя на здоровый образ жизни и спорт. Кроме того, участники расширили круг своих социальных контактов за счет участия в массовых мероприятиях. Важно, что в ходе про-
екта шло активное развитие не только детей с ОВЗ, но и их родителей. Отмечены значимые позитивные изменения среди участников по критериям «сплоченность» и «эмоциональное состояние членов семей», в которых растут дети с ОВЗ; новые физические и социальные навыки для всех участников проекта (дети с ОВЗ, нейротипичные дети, их родители). На наш взгляд, всё это формирует основу для успешной интеграции «особых» семей в общество.
Список литературы
1. Амиридзе, С.П. Обзор зарубежного опыта в области инклюзивного образования / С.П. Амиридзе //Науч. исследования в образовании. - 2012. - № 2. - https://cyberleninka.ru/ article/n/obzor-zarubezhnogo-opyta-v-oblasti-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 24.07.2022).
2. Валицкая, А.П. Инклюзивное образование - образование для всех / А.П. Валицкая, В.А. Ра-бош // Соц. педагогика. - 2009. - № 1. - С. 18-22.
3. Гареева, Р.Ю. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: обзор отечественного и зарубежного опыта /Р.Ю. Гареева //Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. ст. 39-й Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород: ОООГиК, 2021. DOI: 10.52376/978-5-907541-67-2 1 02
4. Конвенция о правах инвалидов. - https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability.shtml
5. Лутошлива, Е.С. Современные проблемы инклюзивного образования в России / Е.С. Лу-тошлива // Психолог. наука и практика: инновации в образовании: материалы Пятой конф. психологов образования Сибири. Иркутск, 20-22 июня 2018 г. / редкол.: З.В. Диянова [и др.]. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Заглавие с этикетки диска. - http://library. isu. ru/ru/resources/e-library/conf_works_ISU/Pn_soderzhanie/Pn-62.pdf. DOI: 10.24833/0869-0049-2003-1-248-254
6. Поваляева, О.Н. Концепция инклюзивного образования в Финляндии / О.Н. Поваляева // Мир педагогики и психологии. - 2018. - № 10 (27). - https://scipress.ru/pedagogy/articles/ kontseptsiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-finlyandii.html
7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 576 с.
8. Baer, D.M. Some current dimensions or applied behavior analysis/ D.M. Baer, M.M. Wolf, T.R. Risley // Journal of Applied Behavior Analysis. - 1968. - No. 1. - P. 91-97. DOI: 10.1901/jaba. 1968.1-91
References
1. Amiridze S.P. [Review of Foreign Experience in the Field of Inclusive Education]. Nauchnye issle-dovaniya v obrazovanii [Scientific Research in Education], 2012, no. 2. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/obzor-zarubezhnogo-opyta-v-oblasti-inklyuzivnogo-obrazovaniya (accessed 24.07.2022).
2. Valitskaya A.P., Rabosh V.A. [Inclusive Education - Education for All]. Sotsial'naya pedago-gika [Social Pedagogy], 2009, no. 1, pp. 18-22.
3. Gareeva R.Yu. [Inclusive Education of Children with Disabilities: a Review of Domestic and Foreign Experience]. Nauka i obrazovanie: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt: sbornik statey 39-y Mezhdunarodnoy konferentsii [Science and Education: Domestic and Foreign Experience: Collection of Articles of the 39th International Scientific and Practical Conference]. Belgorod, 2021. DOI: 10.52376/978-5-907541-67-2_102
4. Konventsiya o pravakh invalidov [Convention on the Rights of Persons with Disabilities]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
5. Lutoshliva E.S. [Modern problems of inclusive education in Russia]. Psikhologicheskaya nauka i praktika: innovatsii v obrazovanii: materialy pyatoy konferentsii psikhologov obrazovaniya Sibiri. Irkutsk, 20-22 iyunya 2018 goda [Psychological Science and Practice: Innovations in Education: Materials of the Fifth Conference of Psychologists of Education in Siberia. Irkutsk, June 20-22, 2018]. Irkutsk: Irkutsk State University Publ., 2018. (in Russ.) Available at: http://library.isu.ru/ru/resources/e-library/conf_works_ISU/Pn_soderzhanie/Pn-62.pdf DOI: 10.24833/0869-0049-2003-1-248-254
6. Povalyaeva O.N. [The Concept of Inclusive Education in Finland]. Mir pedagogiki i psykhologii [The World of Pedagogic and Psychology], 2018, no. 10 (27). Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kontseptsiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-finlyandii.html
7. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vishikh uchebnikh zavedeniy [Pedagogics Textbook for Students of Higher Educational Institutions]. Moscow, Izdatel'skiy tsentr "Akademiya" Publ., 2002. 576 p.
8. Baer, D.M., Wolf M.M., Risley T.R. Some Current Dimensions or Applied Behavior Analysis. Journal of Applied Behavior Analysis, 1968, no. 1, pp. 91-97. DOI: 10.1901/jaba.1968.1-91
Информация об авторах
Анкудинова Наталья Геннадьевна, психолог НОЦ «Педагогика непрерывного образования», Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.
Борщева Ольга Валентиновна, тренер АНО «600 шагов», Златоуст, Россия.
Мельнов Владимир Евгеньевич, директор АНО «600 шагов», Златоуст, Россия.
Information about the authors
Natalya G. Ankudinova, psychologist, Research and Education Center "Pedagogy of Lifelong Education", South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.
Olga V. Borshcheva, trainer of ANO "600 steps", Zlatoust, Russia.
Vladimir E. Melnov, director of ANO "600 steps", Zlatoust, Russia.
Вклад авторов:
Анкудинова Н.Г. - замысел исследования; обзор литературы; написание текста.
Борщова О. В. - апробация проекта, описание результатов.
Мельнов В.Е. - замысел, апробация проекта и описание результатов.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors' contribution:
Ankudinova N.G. - research design; literature review; writing the text.
Borschova O.V. - approbation of the project, description of the results.
Melnov V.E. - project idea, approbation of the project, description of the results.
The authors declare no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 27.07.2022
The article was submitted 27.07.2022