Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С АТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С АТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивная практика / компетентность / образование родителей / развитие / семья / атипичные дети / дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / inclusive practice / competence / education of parents / development / family / atypical children / children with disabilities (HIA)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Мусхаджиева, З.А. Арскиева, Р.А. Темирсултанов

Противоречия, возникшие между растущими требованиями к эффективной реализации инклюзивной практики и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса содержания компетентности субъектов образовательного процесса, родителей в частности, определили актуальность данного исследования. В статье говорится о необходимости формирования компетенций, отражающих владение инклюзивной практикой родителями, воспитывающими детей с различными видами отклонений и заболеваний. В этой связи рассматривается ряд вопросов, связанных с понятиями «компетенция», «инклюзивная компетентность». Вопросы развития инклюзивной компетентности у родителя являются отправной точкой в формировании инклюзивного общества, способствуют успешной интеграции ребенка в образовательную среду и создают благоприятный эмоциональный фон в семье, что является движущей силой в дальнейшем развитии аномального ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INCLUSIVE COMPETENCE AMONG PARENTS OF CHILDREN WITH ATYPICAL DEVELOPMENT

Contradictions that have arisen between the growing requirements for the effective implementation of inclusive practice and the insufficient theoretical and practical elaboration of the issue of the content of the competence of the subjects of the educational process, parents, in particular, determined the relevance of this study. The article highlights the need to form competencies reflecting the ownership of inclusive practice by parents raising children with various types of disabilities and diseases. In this regard, a number of issues related to the concepts “competence” and “inclusive competence” are being considered. Issues of forming inclusive competence in the parent are the starting point in the formation of an inclusive society, contribute to the successful integration of the child into the educational environment and create a favorable emotional background in the family, which is the driving force in the further development of the abnormal child.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С АТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ»

3. Результаты курса эффективны.

4. Курс может быть использован как при подготовке к математическим олимпиадам, так и для интеллектуального развития в целом.

Таким образом, элективный курс позволяет активизировать учебную деятельность, формирует знания и способности к деятельности, которые не только помогут при подготовке к экзаменам, но и пригодятся в обычной жизни. Учеб-

Библиографический список

ный процесс курса построен таким образом, чтобы школьники обновили знания прошлых лет, получили новые, а также выработали умения и навыки, которые необходимы для решения задач.

Перспективным направлением исследования представляется разработка программы организации подготовки к математическим олимпиадам для обучающихся 5-6 классов.

1. Лебедева С.В. Олимпиадная математика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль - Математическое образование. Саратов, 2019.

2. Нечаева О.С. Дополнительная образовательная программа технической направленности «Олимпиадная математика». Ижевск, 2019.

3. Олимпиадная математика. Лекториум. 2021. Available at: https://project.lektorium.tv/olympmath#rec247114424

4. Феоктистова Ю.А. К вопросу об оценке сложности задач. Мультиурок. 2018. Available at: https://multiurok.ru/index.php/files/k-voprosu-ob-otsenki-slozhnosti-zadach.html

5. Колобов А.Н. Особенности обучения элементам теории вероятностей в школьном курсе математики. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4: 128 - 130.

References

1. Lebedeva S.V. Olimpiadnaya matematika: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po napravleniyu 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie, profit -Matematicheskoe obrazovanie. Saratov, 2019.

2. Nechaeva O.S. Dopolnitel'naya obrazovatel'naya programma tehnicheskoj napravlennosti «Olimpiadnaya matematika». Izhevsk, 2019.

3. Olimpiadnaya matematika. Lekiorium. 2021. Available at: https://project.lektorium.tv/olympmath#rec247114424

4. Feoktistova Yu.A. K voprosu ob ocenke slozhnosti zadach. Mul'tiurok. 2018. Available at: https://multiurok.ru/index.php/files/k-voprosu-ob-otsenki-slozhnosti-zadach.html

5. Kolobov A.N. Osobennosti obucheniya 'elementam teorii veroyatnostej v shkol'nom kurse matematiki. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 4: 128 - 130.

Статья поступила в редакцию 07.07.22

УДК 376.112.4

Muskhadzhieva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: tiana-00@mail.ru

Arskieva Z.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: zaliya66@mail.ru

TemirsultanovR.A., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: rajab.temirsultanov@mail.ru

FORMATION OF INCLUSIVE COMPETENCE AMONG PARENTS OF CHILDREN WITH ATYPICAL DEVELOPMENT. Contradictions that have arisen between the growing requirements for the effective implementation of inclusive practice and the insufficient theoretical and practical elaboration of the issue of the content of the competence of the subjects of the educational process, parents, in particular, determined the relevance of this study. The article highlights the need to form competencies reflecting the ownership of inclusive practice by parents raising children with various types of disabilities and diseases. In this regard, a number of issues related to the concepts "competence" and "inclusive competence" are being considered. Issues of forming inclusive competence in the parent are the starting point in the formation of an inclusive society, contribute to the successful integration of the child into the educational environment and create a favorable emotional background in the family, which is the driving force in the further development of the abnormal child.

Key words: inclusive practice, competence, education of parents, development, family, atypical children, children with disabilities (HIA).

Т.А. Мусхаджиева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: tiana-00@mail.ru

З.А. Арскиева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, E-mail: zaliya66@mail.ru

Р.А. Темирсултанов, аспирант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: rajab.temirsultanov@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С АТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ

Противоречия, возникшие между растущими требованиями к эффективной реализации инклюзивной практики и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса содержания компетентности субъектов образовательного процесса, родителей в частности, определили актуальность данного исследования. В статье говорится о необходимости формирования компетенций, отражающих владение инклюзивной практикой родителями, воспитывающими детей с различными видами отклонений и заболеваний. В этой связи рассматривается ряд вопросов, связанных с понятиями «компетенция», «инклюзивная компетентность». Вопросы развития инклюзивной компетентности у родителя являются отправной точкой в формировании инклюзивного общества, способствуют успешной интеграции ребенка в образовательную среду и создают благоприятный эмоциональный фон в семье, что является движущей силой в дальнейшем развитии аномального ребенка.

Ключевые слова: инклюзивная практика, компетентность, образование родителей, развитие, семья, атипичные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Актуальность данного исследования определена противоречием между требованиями к эффективной реализации инклюзивной практики и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса содержания компетентности субъектов образовательного процесса, в частности родителей.

В последнее время российское общество испытывает растущую потребность в повышении психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, расширении спектра их знаний в сфере дефектологии, формировании ответственного родительства.

Реализация образовательного потенциала семьи сталкивается с определенным спектром проблем, обусловленным отсутствием информированности родителей о возможностях развития их ребенка, в частности и специального образования в целом: низкий уровень компетентности родителей, выражающийся в недоверии к образовательным учреждениям как площадки для решения образовательных проблем, низком уровне знаний особенностей развития аномального ребенка, отсутствии интереса к выполнению воспитательных функций. Исключение или пассивное участие родителей, воспитывающих аномального ребенка, в образовательном процессе чревато переходом семей в деструктивный характер развития.

Цель исследования заключается в аргументировании необходимости формирования инклюзивной компетентности у родителей ребенка с нарушениями развития. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

- рассмотрение возможности формирования инклюзивной компетентности родителей, воспитывающих детей с аномалиями развития.

Научная новизна выполненной работы состоит в акцентировании внимания на необходимости повышения компетентности родителей в инклюзивной практике как основного звена в развитии аномального ребенка, так как именно семья является первым общественным институтом, где каждый начинает свой путь в приобретении жизненного опыта.

Теоретическая значимость исследования состоит в аргументировании необходимости формирования инклюзивной компетентности у родителей как значимого фактора в положительной динамике развивающей (образовательной) траектории аномального ребенка.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования изложенного материала в теоретических исследованиях специалистов, зани-

мающихся проблемами развития атипичных детей и обучающихся по профилям дефектологического направления, и в практической работе участников инклюзивного образовательного пространства.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ нормативных документов; анализ современного состояния проблемы исследования в научной литературе и практике; опрос родителей, беседа, наблюдение, анкетирование, обучающий эксперимент

Сложные обстоятельства, сложившиеся в настоящее время, обусловленные последствиями мировой политической ситуации, новыми социальными явлениями, экономическим кризисом, несомненно, оказывают неоднозначное влияние на положение семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. В связи с этим родителям аномального ребенка помимо решения имеющихся бытовых, семейных вопросов приходится сталкиваться с другими проблемами, возникающими на образовательном поле учебно-образовательного пространства: материальная составляющая (технические средства для детей с инвалидностью являются довольно дорогостоящей составляющей), услуги дополнительных специалистов, необходимость расширения собственного спектра знаний, связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ, психологическая устойчивость в решении проблем, связанных с развитием ребенка и несформированностью инклюзивного общества, и др.

Законодательство Российской Федерации подчеркивает преимущественное право родителей на обучение и воспитание своих детей, в связи с чем возникает необходимость формирования грамотного, компетентного родителя. В образовательной практике имеется определенный опыт организации взаимодействия с родителями. Данное направление требует постоянного совершенствования содержания и формы сотрудничества с семьей аномального ребенка, разработки и использования новых форм работы в инклюзивном пространстве, включая нетрадиционные, в связи с чем не теряет свой актуальности проблема формирования компетентности родителей.

Инклюзия представляет собой движение в направлении создания инклюзивного включающего общества и в своей основе содержит идеологию, которая обеспечивает равное отношение ко всем членам общества без исключения. Инклюзию, объединяющую различно психически и физически развитых людей, следует рассматривать как естественное явление, и данное различие не должно становиться основанием для ограничения их прав, включая права на образование.

Развитие инклюзивной практики зависит не только от государства, образовательных организаций и других специальных учреждений, но и от позиционирования себя в этом процессе каждого члена общества. Негативные стереотипы, предрассудки, стигматизация нетипичных людей в обществе являются причинами, препятствующими возможностям развития аномального ребенка. Социальные и, как следствие, педагогические проблемы лиц с ОВЗ возникают не только у аномальных детей, но и их семей в целом.

Родители, воспитывающие ребенка с особенностями развития, являются наименее защищенной категорий граждан в нашем обществе, так как им приходится сталкиваться с медицинскими, экономическими, социально-психологическими проблемами, которые приводят к ухудшению качества их жизни.

Очень важен при рождении ребенка с проблемами здоровья конструктивный настрой: не углубляться в продолжительные переживания, не ждать, что «все пройдет само собой», не игнорировать проблему, а пытаться приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение, искать пути развития своего ребенка, развиваться самому.

В настоящее время инклюзивная готовность и инклюзивная компетентность родителей представляют малоизученный феномен. Анализ психолого-педагогической теории и практики показал малоизученность исследуемой проблемы и необходимость пополнения родительских знаний современными формами и методами работы с атипичным ребенком, особенностями его развития и спецификой психики.

Современные исследователи оперируют понятиями «психологическая готовность родителей», «со-готовность родителей» к инклюзивному образованию, понимая их как согласованные когнитивные, эмоциональные и конативные намерения, предшествующие и определяющие характер взаимодействия и общения в условиях инклюзивного образовательного пространства [1].

Формирование у родителей компетенций в вопросах воспитания, сопровождения образовательного процесса, активного взаимодействия семьи и школы является важнейшим фактором включения ребенка с аномалиями развития в образовательное пространство массовой школы, где семья и школа выступают как основные субъекты социума, в котором происходит формирование личности человека [2].

Новые понятия, терминология, назначение и специфика инклюзивной практики для родителей являются зачастую малопонятными и носят поверхностный знаниевый характер, что является одной из причин снижения качества семейного воспитания ребенка. В связи с этим возникла потребность в решении проблемы, обусловленной необходимостью повышения компетентностного уровня родителей в воспитании и развитии атипичных детей.

Такие ученые, как В.А. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжа-ков, в рамках изучения понятия «компетенция» акцентируют внимание на значимость практического применения компетенции. По их мнению, компетенция явля-

ется связующим звеном между знанием и действием в деятельности человека, в нашем случае - в педагогической практике [3].

Болотов В.А., Сериков В.В. в своем труде «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе» представляют компетентность как систему знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации [4].

Наиболее полным определением, характеризующим, по нашему мнению, родительскую компетентность в воспитании детей, является позиция Симонова В.П., который, в свою очередь, считает, что компетентность - это способность личности решать жизненные и профессиональные задачи благодаря обретенным знаниям, умениям и опыту [5].

В качестве примера по формированию инклюзивной компетентности у родителей можно привести деятельность Консультационного центра комплексной помощи родителям, воспитывающим детей (включая детей с нарушениями развития) «Родительский университет» Чеченского государственного педагогического университета (ЧГПУ) г Грозного.

Комплексный центр «Родительский университет» основан в 2019 г Основными видами его деятельности являются:

- индивидуальное консультирование;

- групповое консультирование;

- очные встречи с родителями в формате «вопрос-ответ»;

- выездные консультации;

- онлайн-консультации;

- тематические лекции;

- семинары.

В консультационном центре родители получают квалифицированную помощь от таких специалистов, как психолог, педагог, логопед, семейный психолог-консультант, юрист, эколог и др.

Отметим наиболее распространенные проблемы, с которыми обращаются родители:

- каковы возможности развития ребенка с определенной нозологией;

- проблемы, связанные с проявлением агрессивности (в основном в подростковом возрасте);

- услуги каких специалистов необходимы ребенку;

- какие образовательные учреждения функционируют на территории региона;

- как развить навыки самообслуживания у ребенка;

- психологическая помощь родителям;

- какие технические средства разработаны для детей с определенными нарушениями;

- какие льготы предусмотрены для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на федеральном и региональном уровнях.

На базе созданной организации проводится работа с родителями, направленная на повышение знаний в области особенностей развития ребенка с ОВЗ. Рассмотрим отдельные аспекты специфики данной деятельности. С этой целью нами было проведено исследование, которое проходило в несколько этапов:

Первый этап включал 2 направления.

Первое направление заключалось в выявлении уровня образованности обращавшихся в консультационный центр родителей.

В качестве респондентов выступило 162 родителя (158 - мамы, 4 человека - папы).

Результаты анкетирования родителей о степени их образованности мы занесли в табл. 1.

Таблица 1

Распределение обращающихся родителей по уровню образования

Уровень образования Высшее образование Среднее профессиональное образование Основное общее образование

Количество обратившихся за помощью, % 16% 58% 26%

Из показателей табл. видно, что наибольшее число обращающихся за помощью имеет среднее профессиональное образование, что говорит о целесообразности и необходимости повышения квалификации родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и формирования у них психолого-педагогической компоненты.

Второе направление содержало диагностику сформированности определенных компетенций, результаты которой мы отразили в табл. 2.

Данный опрос способствовал выявлению наименее слабых знаний (компетенций) у родителей, воспитывающих детей с нарушениями различной нозологии: низкий уровень знаний выявлен по компетенциям психолого-педагогического спектра - 10%, социально-коммуникативные способности - 12%, общекультурные компетенции - 11%, компетентностью, связанной с законотворчеством, обладает наименьшая часть родителей - 8%.

Таблица 2

Диагностика уровня сформированности компетенций у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, %

Уровень Компетенции

Психолого-педагогические Социально-коммуникативные Общекультурные Нормативно-правовые

низкий 42% 12 11% 61%

средний 48% 69 52% 21%

высокий 10% 19 37% 8%

Исходя из полученных данных, специалистами была разработана тематическая программа обучающего модуля, рассчитанная на 8 занятий по 2-3 часа (в зависимости от вида учебного занятия).

В программе были отражены вопросы нормативно-правового характера, государственные, региональные программы, направленные на решение проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Модуль содержал блок занятий по повышению психолого-педагогических знаний родителей, включая решение квестов и проблемных педагогических задач; социально-культурных компетенций; тренинги; релаксационные техники.

По завершении занятий было проведено контрольное тестирование по усвоению знаний родителями и сформированности определенных компетенций. Результаты тестирования отражены в табл. 3.

работаны вопросы инклюзивной компетентности субъектов образовательного процесса, включая родителей. В этой связи в работе рассмотрены проблемы формирования инклюзивной компетентности у родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, как необходимого фактора эффективной реализации принципов инклюзии.

Данные, приведенные в табл. 3, подтверждают эффективность проведения обучающей программы для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ: очевидна динамика в психолого-педагогической подготовке родителей - низкий показатель уменьшился почти в 3 раза; пробелы в социально-коммуникативных навыках уменьшились на 9%; общекультурные компетенции показали небольшой сдвиг, но все же положительная динамика тоже прослеживается - на 3%; нормативно-правовую грамотность с низкого уровня подняли 12% родителей.

Таким образом, инклюзивная компетентность родителя как субъекта образовательного процесса заключается в его готовности к рациональному осуществлению своей социальной роли, складывающейся из адекватного понимания выполняемых им функций, конструктивного владения умениями и знаниями в вопросах инклюзивного образования.

Семья является первым и самым значимым социальным институтом для ребенка, поэтому компетентность родителя, владение необходимой информацией для развития и воспитания придаст уверенности и самому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, откроет возможности для получения им полноценного образования, успешной социализации и интеграции в общество.

Образование, различные формы обучения, консультирование, другие формы работы, содержащие информацию об особенностях социального и личностного развития ребенка, продуктивных способах взаимодействия с ним, представляют эффективное средство развития компетентности родителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Диагностика уровня сформированности компетенций у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ после прохождения обучающего модуля, %

Уровень Компетенции

Психолого-педагогические Социально-коммуникативные Общекультурные Нормативно-правовые

до после до после до после до после

низкий 42% 18% 22% 13% 11% 8% 61% 49%

средний 48% 73% 59% 65% 52% 53% 21% 34%

высокий 10% 19% 19% 22% 37% 39% 8% 12%

Анализ психолого-педагогической литературы показал наличие разрыва между требованиями, предъявляемыми к новой системе инклюзивного образования, и возможностями участников образовательного пространства. На первый взгляд, современная наука обладает достаточным ресурсом для решения практических задач инклюзивной школы, тем не менее недостаточно раз-

Библиографический список

В перспективе при построении учебного процесса образовательного инклюзивного учреждения следует учитывать, что для успешной реализации инклюзивной практики необходимо не только постоянное повышение профессионализма специалистов, но и ликвидация педагогической безграмотности родителей, расширение спектра их компетенций.

1. Симаева И.Н., Хитрюк В.В. Проблемы готовности к инклюзивному образованию родителей обучающихся. Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. 2015; Выпуск 11: 54 - 62.

2. Саитгалиева ГГ. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей с Инвалидностью в инклюзивном образовании. Здоровье и образование в XXI веке. 2016; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-roditelskoy-kompetentnosti-v-voprosah-soprovozhdeniya-detey-s-invalidnostyu-v-inklyuzivnom-obrazovanii

3. Петров Д.А. Педагогическое сопровождение преодоления инновационных барьеров педагогов инклюзивного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2018.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003; № 10: 8 - 14.

5. Симонов В.П. О компетентности и объективности при тестировании знаний слушателей факультета повышения квалификации. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012; № 3: 13 - 19.

6. Адеева Т.Н. Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей: монография. Кострома: Издательство Костромского государственного университета, 2017.

7. Гостунская Я.И., Шипилова Е.В., Боченкова М.Ю. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-4: 115 - 117.

8. Юрченко Ю.В. Инклюзивная компетентность субъектов образовательного процесса: к вопросу о понятии и структуре. КПЖ. 2020; № 3 (140): 207 - 214.

References

1. Simaeva I.N., Hitryuk V.V. Problemy gotovnosti k inklyuzivnomu obrazovaniyu roditelej obuchayuschihsya. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta imeni I. Kanta. 2015; Vypusk11: 54 - 62.

2. Saitgalieva G.G. Formirovanie roditel'skoj kompetentnosti v voprosah soprovozhdeniya detej s y yinvalidnost'yu v inklyuzivnom obrazovanii. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke. 2016; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-roditelskoy-kompetentnosti-v-voprosah-soprovozhdeniya-detey-s-invalidnostyu-v-inklyuzivnom-obrazovanii

3. Petrov D.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie preodoleniya innovacionnyh bar'erov pedagogov inklyuzivnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2018.

4. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; № 10: 8 - 14.

5. Simonov V.P. O kompetentnosti i ob'ektivnosti pri testirovanii znanij slushatelej fakul'teta povysheniya kvalifikacii. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2012; № 3: 13 - 19.

6. Adeeva T.N. Psihologicheskaya gotovnost' k inklyuzivnomu obrazovaniyu pedagogov i roditelej razlichnyh kategorj detej: monografiya. Kostroma: Izdatel'stvo Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017.

7. Gostunskaya Ya.I., Shipilova E.V., Bochenkova M.Yu. Psihologo-pedagogicheskaya kompetentnost' roditelej, vospityvayuschih detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 70-4: 115 - 117.

8. Yurchenko Yu.V. Inklyuzivnaya kompetentnost' sub'ektov obrazovatel'nogo processa: k voprosu o ponyatii i strukture. KPZh. 2020; № 3 (140): 207 - 214.

Статья поступила в редакцию 07.06.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.