Научная статья на тему 'Смертельная рельсовая травма в г. Екатеринбурге'

Смертельная рельсовая травма в г. Екатеринбурге Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
48
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Пермякова Надежда Викторовна, Долгова Оксана Борисовна, Соколова Светлана Леонидовна, Ножкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смертельная рельсовая травма в г. Екатеринбурге»

11. Hubmann R et al. SEMS for acute esophageal variceal bleeding ' Endoscopy 2006; 38: 896±901

12. Loffroy R, Estivalet L, Cherbalnc V et al. Transjugular intrahepatic portosystemic shunt for the management of acute variceal bleeding.World J Gastroenterol 2013; 19: 6131-6143

13. Panés J, Terés J, Bosch J et al. Efficacy of balloon tamponade in treatmentof bleeding gastric and

oesophageal varices. Results in 151 consecutive patients. Dig Dis Sci 1988; 33: 454-459 14. Wright G, Lewis H, Hogan B et al. A self-expandingmetal stent for complicated variceal hemorrhage: experience at a single center. Gastrointest Endosc 2010; 71: 71-78

СМЕРТЕЛЬНАЯ РЕЛЬСОВАЯ ТРАВМА В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Пермякова Надежда Викторовна,

ассистент кафедры судебной медицины ГБОУ ВПО УГМУ, г. Екатеринбург

Долгова Оксана Борисовна к.м.н., доцент кафедры судебной медицины ГБОУ ВПО УГМУ, г.Екатеринбург

Соколова Светлана Леонидовна к.м.н., доцент кафедры судебной медицины ГБОУ ВПО УГМУ, г.Екатеринбург

Ножкина Наталья Владимировна

д.м.н., заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, ГБОУ ВПО УГМУ, г. Екатеринбург

Значение рельсовой травмы (железнодорожной, трамвайной) для судебно-медицинской практики определяется трудоемкостью исследования каждого случая смерти, сложностью описания и формулировки экспертных выводов, и обусловленным этим значительными временными затратами. Вышесказанное определяется специфическими особенностями обстоятельств происшествия -массивностью травмирующих элементов транспортных средств, движением рельсового транспорта с большой скоростью, возможностью перемещения трупов, пострадавших и частей трупов на большие расстояния и т.д., в конечном итоге - особенностями образования и характера повреждений. Следствие ставит перед врачом судебно-медицинским экспертом вопросы, полнота и правильность ответов на которые необходима для реконструкции обстоятельств происшествия [1]. К числу наиболее распространенных видов рельсовой травмы относятся столкновения на переездах подвижного состава с автотранспортными средствами, а также наезды на людей на железнодорожных путях, в том числе на производстве (шахтная рельсовая травма, травма в обособленных структурных подразделениях железнодорожного хозяйства). Актуальность проблемы рельсового травматизма в РФ определяется частотой встречаемости указанного вида травмы, который занимает второе место в структуре транспортного травматизма после автотравмы. Среди многообразия факторов, рассматриваемых в качестве условий для возникновения железнодорожных транспортных происшествий, отмечают грубые нарушения пострадавшими правил безопасности, недостаточное количество пешеходных переходов, несоответствие существующих переходов техническим требованиям, а также отсутствие ограждений зоны движения поездов [2,3]. Таким образом, мониторинг рельсового травматизма на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе причин и условий, способствовавших наступлению дорожно-транспортных происшествий, позволит определить важные показатели указанного вида транспортного травматизма, которые могут быть использованы при подготовке мероприятий по профилактике и диагностике травм.

Целью исследования стал анализ структуры смертельной рельсовой травмы как одного из видов дорожно-транспортного травматизма.

Материал и методы исследования. Исследование выполнено в Государственном бюджетном учреждении

здравоохранения Свердловской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГБУЗ СО «БСМЭ»). Материалом послужили журналы регистрации исследований трупов отдела судебно-медицинской экспертизы трупов (ОСМЭТ), регистрационные карты исследования трупов, статистическая база данных регистратора в программном обеспечении версии 1.22 Alpha системы Windows регистратора II, 1999, разработанная информационным центром Главного управления внутренних дел Свердловской области для ОСМЭТ ГБУЗ СО «БСМЭ». Единицей наблюдения являлся каждый случай смерти в результате рельсовой травмы в г.Екатеринбурге, исследование сплошное за период 10 лет (2004 - 2013 гг.). Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием PC Intel Core i7 в среде Windows с использованием пакета прикладных программ Microsoft Excel версии 2010 [4,5].

Результаты и обсуждения

За период с 2004 по 2013 гг. выполнено исследование 302 трупов с установленной в качестве причины смерти травмой, полученной в дорожно-транспортных происшествиях с участием рельсового транспорта. Среднее количество трупов указанной группы, исследованных за год, составляло 0,42 % от общего количества исследуемых в ОСМЭТ случаев. Набольший процент травмы от воздействия рельсовым транспортом установлен в 2005 году - 0,7%, наименьшие - в 2011, 2012, 2013 годах - по 0,2 %. По отношению к количеству исследуемых трупов с механической травмой доля трупов указанной группы составила 1,2 %. (Табл. 1).

В течение последних 10 лет в г. Екатеринбурге отмечается стойкая тенденция снижения абсолютного количества случаев смерти от повреждений, причиненных в результате рельсовой травмы - с 53 в 2005 г. до 14 в 2013 г. (рис. 1). Кроме того, наблюдается и уменьшение экстенсивного показателя в 3,5 раза при относительно стабильном общем количестве исследуемых трупов в год.

Большинство погибших в результате рельсовой травмы - лица мужского пола 77,1% (233 чел.), женщины получают смертельные повреждения реже - в 22,9% случаев (69 чел.). Показатели возрастной характеристики стабильны на протяжении всего исследованного временного промежутка. Средний возраст погибших от рельсовой травмы вне зависимости от пола 47 (17) лет, Me - 48 лет.

За период с 2004 по 2013 годы в г. Екатеринбурге в результате рельсовой травмы погибло 6 детей в возрасте от 9 до 17 лет, что составило 1,9% от общего количества погибших за 10 лет.

Таблица №1

Распределение соотношения трупов, исследованных в ГБУЗ СО «БСМЭ» за 2004-2013 гг.

Годы Общее количество исследованных трупов Общее количество исследованных трупов с механической травмой Количество трупов с установленной в качестве причины смерти травмой, причиненной рельсовым транспортом

Абс. %

2004 7034 2977 43 0,6 / 1,4

2005 7100 2957 53 0,7 / 1,8

2006 6735 2637 33 0,5 / 1,2

2007 6618 2431 35 0,5 / 1,4

2008 6875 2277 42 0,6 / 1,8

2009 7278 2014 31 0,4 / 1,5

2010 7918 1889 21 0,3 / 1,1

2011 7667 1769 17 0,2 / 0,9

2012 7469 1714 13 0,2 / 0,7

2013 7456 1688 14 0,2 / 0,8

53

i-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 1. Количество исследованных трупов с повреждениями, возникшими от воздействия рельсового

транспорта (2004-2013 гг.)

По результатам судебно-медицинской экспертизы трупов у пострадавших в результате рельсовой травмы на долю тяжелой черепно-мозговой травмы приходится 10% случаев смерти от общего количества смертельно травмированных железнодорожным транспортом, повреждения верхних и нижних конечностей встречаются в 5,2%, травмы органов груди и брюшной полости - в 9,6%, сочетание повреждений головы и туловища - в 12,5%. На основании анализа объема травмы и локализации повреждений у пострадавших более чем в половине случаев смерть

наступила в результате сочетанной механической травмы головы, туловища и конечностей.

На протяжении исследуемого периода на фоне снижения общего количества случаев смерти от повреждений, полученных в результате рельсовой травмы, доля со-четанных повреждений имеет тенденцию к увеличению -от 39% в 2004 году до 71% в 2013 году (Рис. 2), что может косвенно свидетельствовать о своевременном и качественном оказании медицинской помощи пострадавшим с повреждениями, совместимыми с жизнью.

голова, туловище, конечности туловище и конечности голова и конечности голова и туловище конечности туловище живот грудь голова

157

Рис. 2 Локализация смертельных повреждений, полученных в результате рельсовой травмы

Выводы.

1. В период 2004 - 2013 гг. в г. Екатеринбурге наблюдается стойкая тенденция снижения количества случаев смерти от повреждений, причиненных в результате различных видов рельсовой травмы.

2. Среди пострадавших 77,1% составляют лица мужского пола.

3. Наибольшее количество смертельных случаев приходится на трудоспособную часть населения, средний возраст пострадавших составляет 47 (17) лет.

4. Среди смертельных повреждений преобладает со-четанная механическая травма головы, туловища, конечностей.

Литература

1. Генеральная прокуратура о состоянии травматизма на железнодорожном транспорте // Транспортная безопасность и технологии. 2014. №1 (36)

2. Кулебякин. И. Ю. Анализ смертельной рельсовой травмы по г. Барнаулу за 2007-2008 гг. / Кулебякин. И. Ю. О. А. Шепелев, А. Л. Кочоян, Б. А. Саркисян// Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. Новосибирск - 2009. - Вып. 15.

3. Ian Savage. Analysis of fatal train-pedestrian collisions in metropolitan Chicago 2004-2012 / Ian Savage

Northwestern University Evanston, Illinois, United States of America // Proceedings of the 2014 Global Level Crossing Symposium 4-8 August 2014, Urbana, IL, USA.

4. Гланц С. Медико-биологическая статистика. - М: Практика, 1998. - 459 с. 4. Петри А., Сэбин К. Наглядная медицинская статистика /А.Петри, К Сэбин; пер с англ. под ред. В.П. Леонова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2010. С168.

DIAGNOSTIC VALUE OF THE CYTOLOGICAL EXAMINATION FOR PLEURAL

DISEASES

Peshev Zhivko Vladimirov

Assistant Professor at the Department of General and Clinical Pathology, Medical University, Plovdiv, Bulgaria

Belovezhdov Veselin Todorov

Associate Professor at the Department of General and Clinical Pathology, Medical University, Plovdiv, Bulgaria

Bozhkova Desislava Milenova

Assistant Professor at the Department of General and Clinical Pathology, Medical University, Plovdiv, Bulgaria

The diagnosis of pleural diseases despite the progress of the clinical, paraclinical, and morphological methods is still difficult. In this anatomic region are developed few primary tumors, with the most common being the malignant pleural mesothelioma (MPM). - an aggressive tumor with unfavorable prognosis. [10, p. 883], [9, p. 1407] This is also the location of numerous metastases from various malignant neoplasms. In the pleura are also often developing various acute and chronic inflammatory processes. The correct morphological diagnosis leads to a too diverse prognosis for the diseases, strains the pathologists with great responsibility related to both medical issues and social and legal aspects. [1, pp. 601-602]

The uncertain clinical diagnosis of the pleural diseases often imposes the examination of tissue biopsy material. [7, p. 25] An option how to avoid the invasive operative procedures is the cytological examination. Today, its application is widely spread. It evaluates the morphological changes of single and groups of cells obtained from the pleura through thoracocentesis. According to most authors there are no absolute contraindications for performing this manipulation. [2, p. 402] Because of the great advantages of the cytological method of examination (simple way of obtaining material, possibility for repeated testing, quick making of preparations and consequently for an answer - from minutes to several hours), it is applied to a wide range of pleural diseases. In many

pathological processes, especially with tumors, the cytological diagnosis is a necessary basis for determining further behavior and treatment of the patient.

Aim: The aim of this study was to improve the morphological diagnostics of malignant and non-cancerous pleural diseases by pointing out the advantages and disadvantages of the cytological method, which is widely used in the diagnostic practice.

Materials and methods: The biopsic database of the Clinical Pathology Ward at Sveti Georgi University Hospital in Plovdiv was used. The data from a 7-year period (20072013) was analyzed.

The material was obtained from pleural fluid for cytological examination through thoracocentesis. Conventional methods were used to process punctates and coloring: mainly with H&E and May-Grunwald-Giemsa.

The biopsy material for histological examination was obtained from patients via VATS (video-assisted thoracoscopy) and open biopsy of 859 people.

The pleural diseases were divided into three main groups: Table 1

1. Non-cancerous diseases

2. Primary pleural tumors

3. Metastatic tumors

Table 1

Pleural diseases according to biopsy material (2007-2013)

Year Non-cancerous diseases Primary tumors Metastatic tumors Biopsies Total

2007 42 8 18 68

2008 44 6 24 74

2009 71 9 34 114

2010 96 7 47 150

2011 102 8 57 167

2012 95 8 57 160

2013 80 8 38 126

Total

530

54

275

859

The patients who underwent cytological examination of pleural punctate were 990. Over the years the number of performed cytological examinations increased 6.6 times -from 62 in 2007 to 409 in 20 13.

Results: The distribution of patients by nosological units included inflammatory pleural diseases represented by acute pleuritic (n=72), chronic pleuritic (n=142) and tuberculosis (n=5). With the non-cancerous pleural diseases

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.