Научная статья на тему 'Анализ автомобильной транспортной травмы со смертельным исходом в г. Екатеринбурге'

Анализ автомобильной транспортной травмы со смертельным исходом в г. Екатеринбурге Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Пермякова Надежда Викторовна, Долгова Оксана Борисовна, Ножкина Наталья Владимировна, Кондрашов Дмитрий Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ автомобильной транспортной травмы со смертельным исходом в г. Екатеринбурге»

асимметрией D> S. У 2(14,2%) больных отмечались кло-нические, на ЭЭГ регистрировалась судорожная активность подкорковых структур, медленно-волновая активность в затылочных отделах головного мозга.

Третью группу составили 9(24%) детей в возрасте от 8 до 10 лет с судорожным синдромом. Тонические судороги отмечались у 5(56%) больных, на ЭЭГ регистрировалась дисфункция срединно-стволовых структур головного мозга, при клонических судорогах у 4(44%) детей, на ЭЭГ наблюдалась судорожная активность подкорковых структур и медленно-волновая активность в затылочных отделах головного мозга.

Основные принципы лечения судорожного синдрома были направлены на купирование припадков. Выбор препарата зависел от типа припадка. Предпочтение отдавалась препаратам повышающее содержание ГАМК в ЦНС (вальпроевая кислота).

Вальпроевая кислота и ее соли обладают широким спектром действия и могут назначаться практически при всех формах судорог в качестве препаратов первой очереди выбора.

Помимо эффективного подавления эпилептических припадков, вальпроаты характеризуют выраженный положительный эффект в отношении психических, эмоциональных, познавательных функций и социального функционирования за счет не только улучшения самочувствия из-за отсутствия припадков, но и благодаря подавлению эпилептических, субклинических разрядов, дезинтегрирующих работу мозга.

Таким образом, при применении препаратов из группы вальпроатов для купирования судорог наблюдался хороший корреляционный эффект клинических и нейрофизиологических показателей. После достижения стойкого клинического эффекта в купировании судорожного синдрома у этих детей ставился вопрос об обязательной хирургической коррекции порока сердца на фоне поддерживающей антиконвульсивной терапии.

Выводы:

1. Больные дети с врожденными пороками сердца являются группой риска по развитию судорожного синдрома.

2. Степень тяжести и вид судорог зависит от вида ВПС и возраста больных.

3. Тактика ведения больных с судорожным синдромом при ВПС должна проводиться с учетом характера судорог, их частоты, а также с учетом результатов ЭЭГ исследований.

Литература

1. Атамурадов Ш.И., Хакимова Д.Т., РустамоваХ.Е. Характеристика инвалидности детей с врожденными пороками сердца // Мед, журнал Узбекистана, -2000,- № 4,- С. 84-86

2. Гузева В.И., Клиническая характеристика, диагностика и лечение эпилептических и неэпилептических пароксизмов у детей. - М., 2007, с.197-209

3. Мутафьян О.А. Врожденные пороки сердца у детей. Невский диалект, 2002. —330 с.

4. Пантелеева М.В., Князев А.В., Лобов М.А. «Неврологические осложнения у детей с врожденными пороками сердца в предоперационном, интраопераци-онном и постоперационном периодах» - Вестник практической неврологии, №7, 2001, с.260-265.

5. Сердечно-сосудистая хирургия. / под ред. Бурав-ского В.И., Бокерия Л.А., М: Медицина, 2002г.

6. Menache C.C., Adre J. du Plessis, Wessel D.L., Jonas R.A., Newburger J.W. Current incidence of acute neurologic Complications After Open Heart Operacions in Children // Ann. Thorac Surg. 2002. Vol. 73. P. 1752 -1758.

7. Johansen J.W. Esmolol promotes electroencephalographic burst suppression during propofolalfentanil anesthesia. // Anesth. snalg. - 2001. - Vol. 93. - P. 1526 - 1531.

8. Tyler H. R., Clark D. B. Cerebrovascular accidents in patients with congenital heart disease — «Arch. Neurol. Psychiat.», 1997, v. 77, p. 383-389.

АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ

ИСХОДОМ В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Пермякова Надежда Викторовна,

ассистент кафедры судебной медицины ГБОУ ВПО УГМУ, г. Екатеринбург

Долгова Оксана Борисовна к.м.н., доцент кафедры судебной медицины ГБОУ ВПО УГМУ, г.Екатеринбург

Ножкина Наталья Владимировна

д.м.н., заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, ГБОУ ВПО УГМУ, г. Екатеринбург

Кондратов Дмитрий Львович к.м.н, начальникГБУЗ «бюро судебно-медицинской экспертизы» Свердловской области

В настоящее время показатель смертности в резуль- случаев в дорожно-транспортных происшествиях участ-

тате транспортной травмы в Российской Федерации оста- вует легковой автомобиль; указанный вид обстоятельств

ется высоким. По данным ГИББД в России за последние сопряжен с самой высокой частотой неблагоприятных ис-

10 лет ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях ходов (30%). Процент дорожных аварий с участием грузо-

с участием машин погибает от 24 до 35 тысяч человек, что вых автомобилей и автобусов относительно общего коли-

составляет около 14% от общего количества дорожных чества дорожно-транспортных происшествий существен-

аварий с наличием пострадавших (рис. 1). В большинстве но ниже - 14% и 17% соответственно [1,2,3,4,5,6].

250000 200000 150000 100000 50000 0

□ всего ДТП

□ погибшие

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 1. Динамика количества дорожно-транспортных происшествий в РФ за период 2004-2013 гг.

Целью исследования стал анализ смертельной автодорожной травмы в г. Екатеринбурге.

Материал и методы исследования. Исследование выполнено в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Свердловской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГБУЗ СО «БСМЭ»). Материалом послужили журналы регистрации исследований отдела судебно-медицинской экспертизы трупов (ОСМЭТ), регистрационные карты исследования трупов, статистическая база данных регистратора в программном обеспечении версии 1.22 Alpha системы Windows регистратора II, 1999, разработанная информационным центром Главного управления внутренних дел Свердловской области для ОСМЭТ ГБУЗ СО «БСМЭ». Выполнено сплошное исследование, единицами наблюдения явились случаи смерти в результате дорожно-транспортных происшествий с участием автотранспорта в г. Екатеринбурге. Исследуемый

период составил 10 лет (2004-2013 гг). Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием PC Intel Core i7 в среде Windows с использованием пакета прикладных программ Microsoft Excel версии 2010, MedCalc версии 12.4.0.0 [7,8].

Результаты и обсуждения. За период с 2004 по 2013 гг. в ОСМЭТ выполнено исследование 1956 трупов с установленными в качестве причины смерти повреждениями, полученными в результате автомобильной травмы. В среднем количество исследуемых трупов в год с наличием смертельной автомобильной травмы составляет 2,74% от общего объема исследований, проводимых ОСМЭТ. В течение последних 10 лет в г. Екатеринбурге отмечается стойкая тенденция снижения абсолютного количества случаев смерти от повреждений, причиненных в результате различных видов автомобильной травмы - с 320 в 2004 г. до 112 в 2013 г. (рис. 2).

Рисунок 2. Общее количество трупов со смертельными повреждениями, полученными в результате

автодорожных аварий, с 2004 по 2013 гг.

Кроме того, наблюдается и уменьшение экстенсивного показателя в 3 раза при относительно стабильном общем количестве исследуемых трупов в год. Так, наибольший удельный вес случаев смертельной автотравмы диагностирован в 2004 году - 4,6%, наименьший - в 2013 г. - 1,5% (табл. 1), что нами расценивается как результат реализации в Свердловской области комплекса медико-организационных мер по совершенствованию оказания экстренной медицинской помощи при дорожно-транспортном травматизме [9], а также может быть связано с изменениями в сфере законодательства РФ и ужесточением ответственности за преступления, совершенные водителями в состоянии алкогольного опьянения. Тенденция к снижению числа случаев смертельной автомобильной травмы в г. Екатеринбурге коррелирует со статистическими данными РФ, поскольку за период с 2004 по 2013 годы в г. Екатеринбурге уменьшилось общее число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2,8 раза (с 320 до 112 случаев).

Большинство погибших в результате автотранспортных происшествий - лица мужского пола 62% (1220 чел.), женщины получают смертельные повреждения реже - в 38% случаев (636 чел.). Показатели возрастной характеристики стабильны на протяжении всего исследованного временного промежутка. Средний возраст погибших от автомобильной травмы вне зависимости от пола 43,4 (19,5) лет, Ме - 41 год. Количество погибших детей в результате автомобильной травмы составляет в среднем 5,3% от общего количества погибших в дорожно-транспортных автомобильных происшествиях. Наблюдается тенденция к снижению абсолютного числа погибших детей в 4,5 раза (табл. 2), но относительно общего количества погибших в авариях остается на исходном уроне и имеет некоторую тенденцию к увеличению. Так в 2004 году погибшие дети составили 5,6% от всех погибших в дорожных авариях, в 2005 году - 6,4%, в 2009 - 7,2%, в 2012 - 6,3%.

Таблица 1

Распределение исследований трупов в ГБУЗ СО «БСМЭ» за 2004-2013 гг. __

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Общее количество трупов, исследованных в ОСМЭТ ГБУЗ СО «БСМЭ» 7034 7100 6735 6618 6875 7278 7918 7667 7461 7456

% исследованных трупов со смертельной автомобильной травмой относительно общего количества исследованных трупов 4,6% 3,5% 3,6% 3,7% 2,7% 1,7% 1,9% 1,9% 2,3% 1,5%

Таблица 2

Возрастная характеристика погибших в дорожно-транспортных автомобильных происшествиях, 2004-2013 гг.

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Количество погибших 18 16 14 11 7 9 5 9 11 4

детей в возрасте до 18

лет

Максимальный возраст 93 87 91 87 86 94 87 88 86 92

погибших в ДТП (лет)

Минимальный возраст 3 1 1 3 5 13 8 3 2 15

погибших в ДТП (лет)

Следует отметить, что для 46% пострадавших оказывалась медицинская помощь в условиях стационаров г. Екатеринбурга.

Анализ объема травмы и локализации повреждений у пострадавших позволил сделать вывод о том, что в 56% случаев смерть наступила в результате сочетанной механической травмы головы, туловища и конечностей. На протяжении исследуемого периода, на фоне снижения общего количества случаев смерти от повреждений, полу-

ченных в автомобильной травме, доля сочетанных повреждений имеет тенденцию к увеличению - от 51 % в 2004 году до 68% в 2013 году.

Изолированные повреждения шеи и головы составляют, по нашим данным, 12,8%, являются не менее значимыми, поскольку становятся одной из наиболее частых причин смерти от спинального шока; у выживших пострадавших травма головы и шеи ведет, как правило, к инвалидизации. Наименьшее количество травм связано с изолированными повреждениями области живота (0,4%), груди (0,6%), головы и груди (0,6%) (рис. 2).

Голова, туловище, конечности Туловище и конечности Голова и конечности Голова и туловище Голова и грудь Конечности Туловище Живот Грудь Голова, шея

1095

Рисунок 2 Локализация смертельных повреждений, полученных в результате автомобильной травмы

Выводы.

1. В период 2004 - 2013 гг. в г. Екатеринбурге наблюдается стойкая тенденция снижения количества случаев смерти от повреждений, причиненных в результате различных видов автомобильной травмы.

2. Подавляющее большинство пострадавших составляют лица мужского пола.

3. Наибольшее количество смертельных случаев при автотравме приходится на трудоспособную часть населения, средний возраст пострадавших составляет 43,4 (19,5) лет.

4. При снижении абсолютного числа погибших детей в 4,5 раза, соотношение смертельных случаев

травмы несовершеннолетних и взрослых остается стабильным.

5. Среди смертельных повреждений преобладает со-четанная механическая травма головы, туловища, конечностей.

Список литературы:

1. Богатенко С.Ф. Дорожно-транспортный травматизм. Алгоритмы и стандарты оказания скорой медицинской помощи пострадавшим следствии ДТП (догоспитальный этап) - СПб: Невский диалект 2006. - 320 с.

2. Вишняков Н.И. Анализ причин смерти пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (по

данным Санкт- Петербурга и Ленинградской области) / Н.И.Вишняков, Н.Г.Петрова, В.В.Стожаров, А.А.Закарян, А.Г.Мирошниченко, Ю.М.Михайлов. Г.И.Заславский, Н. В. Разумный, А.А.Вепрецкая, А.А.Шевченко, О.Е.Амелехина // Скорая медицинская помощь. 2007. № 1. С. 29-32.

3. Волошина Л.В. Смертность от дорожно-транспортных происшествий и пути ее снижения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011. № 5. С. 5-9.

4. Санников А.Л. Транспортные травмы как одна из внешних причин смертности населения Российской федерации и европейского севера России / А.Л.Сан-ников, Ж.Л.Варакина, М.Г.Магомедов, В.П.Лутков, А.П.Коробицын // Экология человека. 2004. № 4. С. 38-39.

5. Сердюков А.Г. Роль внешних причин в смертности населения Астраханской области / А.Г.Сердюков, В.К.Юрьев, Д.С.Гусев, С.А.Кузнецов // Астраханский медицинский журнал. 2012. Т. 7. № 3. С. 161166.

6. Статистика ДТП по данным МВД. https://ru.wikipedia. org/

7. Гланц С. Медико-биологическая статистика. - М: Практика, 1998. - 459 с.

8. Петри А., Сэбин К. Наглядная медицинская статистика /А.Петри, К Сэбин; пер с англ. под ред. В.П. Леонова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2010. С168.

9. Попов В.П. Организация экстренной медицинской помощи в регионе: проблемы и перспективы / В.П.Попов. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2013. -206 с.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА

В ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ ХОБЛ

Перцев Александр Владимирович

Ассистент кафедры факультетской терапии Воронежской медицинской академии им. Н. Н. Бурденко, г. Воронеж

Феськова Анна Александровна

Ассистент кафедры факультетской терапии Воронежской медицинской академии им. Н. Н. Бурденко, г. Воронеж

В последние десятилетия хроническая обструктив-ная болезнь легких (ХОБЛ), являясь одним из наиболее распространенных хронических заболеваний легких, представляет важнейшую медико-социальную проблему, отличается широкой распространенностью, тенденцией к росту количества тяжелых форм заболевания, числа выхода на инвалидность и уровня смертности[1,2].

Достаточно широк перечень факторов, оказывающих влияние на заболевание населения этой болезнью[3]. Среди них можно назвать такие показатели как старение населения, являющиеся характерной особенностью не только жителей РФ, но и многих других стран мира, значительное загрязнение атмосферы, вызванное масштабным расширением промышленно-производственной сферы и увеличением выбросов вредных веществ, общее ухудшение экологии. Значительно повышают риски, связанные с обострением ХОБЛ[4,5], несвоевременное выявление заболевания, низкая эффективность осуществляющегося лечения[6], а также отсутствие эффективных лекарственных препаратов[7].

Скорость прогрессирования дыхательной недостаточности, уровень качества жизни пациентов[8], прогноз и частота неблагоприятных исходов обструктивной болезни легких (ХОБЛ) находятся в прямой зависимости от тяжести и частоты обострений[9].

Эксперты GOLD (2011) констатируют, что, несмотря на неустанные попытки улучшить качество медицинской помощи больным ХОБЛ[10], предпринятые за последние десять лет, большинство больных так и не ощутили на себе прогресса в области терапии заболева-ния[11,12], а многие по-прежнему лишены даже минимальной медицинской помощи[13,14]. Задачей будущих лет является работа с врачами и учреждениями первичной медицинской помощи[15], а также руководителями здравоохранения в различных странах[16], направленная на создание, внедрение и оценку программ помощи больным ХОБЛ[17], соответствующих местным потребностям [18,19]. Однако, оптимальное решение проблемы качества

оказания медицинской помощи возможно только посредством совершенствования организации и управления здравоохранением на основе системного подхода с использованием управленческих алгоритмов[20].

В связи с этим актуальным представляется создание компьютерной системы мониторинга больных ХОБЛ[21], которая позволила бы оптимизировать управление лечебно-диагностическим процессом при данном заболевании, повысить не только клиническую эффективность терапии этого заболевания, но и снизить финансовое бремя ХОБЛ на здравоохранение и общество в це-лом[22,23].

Цель исследования - повысить эффективность лечебно-профилактических мероприятий (вакцинация против гриппа) у больных ХОБЛ различной степени тяжести на амбулаторно-поликлиническом уровне с использованием компьютерной системы мониторинга пациентов.

Материал и методы. В исследование включено 60 больных с диагнозом ХОБЛ II-III стадии (48 мужчин и 12 женщин) в возрасте от 46 до 72 лет, средний возраст 59,66±0,74 года. В зависимости от варианта медикаментозной терапии пациенты были распределены на 2 группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 группа: 38 больным с ХОБЛ II-III стадии в возрасте от 46 до 72 лет, средний возраст 59,37±1,07 года, проводили вакцинацию против гриппа на фоне традиционной терапии основного заболевания. Использовали противогриппозную вакцину Инфлювак (Solvay Pharma) по общепринятой схеме.

2 группу составили 22 больной ХОБЛ II-III стадии в возрасте от 54 до 65 лет, средний возраст 60,19±0,79 года, получавших традиционную терапию ХОБЛ и отказавшихся от вакцинации.

Диагноз ХОБЛ был выставлен на основании данных анамнеза, клинической картины заболевания, результатов физикального, лабораторных и функциональных методов обследования в соответствии с «Глобальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.