Научная статья на тему 'Особенности повреждений, возникающих у детей при некоторых видах автомобильной травмы со смертельным исходом'

Особенности повреждений, возникающих у детей при некоторых видах автомобильной травмы со смертельным исходом Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
430
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильная травма / дети / automobile injury / children

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Савенкова Екатерина Николаевна, Семижонова Валерия Николаевна, Ефимов Александр Александрович

В работе проведен сравнительный анализ особенностей повреждений, возникающих у детей в результате автомобильной травмы в салоне и при ударе частями движущегося автомобиля в случаях со смертельным исходом. Установлено, что у детей-пешеходов травмируются практически все части тела, наружные и внутренние повреждения более обширные и характеризуются разносторонностью расположения. У детей-пассажиров отмечалась более массивная травма головы с переломами костей черепа, повреждения располагались преимущественно односторонне, не встречалось повреждений верхних конечностей. Выявленные особенности могут быть использованы в диагностике вида автомобильной травмы при неизвестных обстоятельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Савенкова Екатерина Николаевна, Семижонова Валерия Николаевна, Ефимов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DAMAGES IN CHILDREN UNDER CERTAIN TYPES AUTOMOBILE FATAL INJURIES

Held a comparative analysis of the characteristics of fatal damage occurring in children in a car in the cabin and fatal injuries when struck parts of a moving car. Found that child pedestrians are injured almost all parts of the body, interior and exterior damage more extensive and characterized by a multiplicity of locations. Children passengers observed a massive head trauma with fractures, injuries were located predominantly unilateral, did not occur injuries of the upper limbs. Identified features may be used in the diagnosis of type of car injury under unknown circumstances.

Текст научной работы на тему «Особенности повреждений, возникающих у детей при некоторых видах автомобильной травмы со смертельным исходом»

47

у 2 - легкой степени; у 1 женщины-пассажира мотоцикла в крови алкоголь обнаружен не был, у 1 - обнаружен этиловый спирт в концентрации, соответствующей легкой степени алкогольного опьянения.

Рис. 1. Карта со схемой о погибших и ДТП на федеральной трассе М-7 «Волга» - подъезд к г. Ижевск (отрезок пути со 107 км по 147 км, проходящий по территории Малопургинского района УР).

При рассмотрении места происшествия за указанный период времени на участке со 107 км по 147 км отрезка автодороги М-7 «Волга» ДТП с человеческими жертвами распределились следующим образом (Рис. 1): на отрезке

пути 109-111 км (возле д. Сырьезшур) погибло 5 человек, на 112 км погиб 1, на отрезке 113-115 км (возле д. Бобья Уча) погибло 16, на 116 км (поворот на д. Гужношур) погибло 2, на 117 км погибло 2 человека, на отрезке 118-121 км (возле

с. Ильинское) погибло 13, на отрезке 122-124 км (у д. Абдэс Урдэс) погибло 25, на участке 125-126 км погибло 8 человек, на отрезке 127-130 км (у д. Баграш-Бигра) погибло 14 человек, на отрезке 131-132 км (д. Орлово) погибло 10, на отрезке 133-136 км (у с. Малая Пурга) погиб 21, на 137 км (у д. Миндерево) погибло 15, на 138 км (между д. Минде-рево и п. Постольский) погибло 6. На отрезке 139-140 км (у п. Постольский) погибло 17 человек, на отрезке 141-145 км (возле п. Пугачево) погибло 26, на 147 км погибло 2. Следовательно, кластерное расположение мест ДТП со смертельным исходом, предполагает наличие факторов, провоцирующих такие происшествия. При анализе самих мест происшествий обращает внимание отсутствие внешних условий для совершения ДТП со смертельным исходом, что наводит на мысль о «нехороших местах». Таким ярким примером может служить участок достаточно ровной местности с хорошим обзором у поворота на Малую Пургу [4], что привело к необходимости обустраивать переходный мост. Результаты анализа ДТП со смертельным исходом в

т. ч. т.н. «нехороших мест» хорошо известны ГИБДД, местному населению и потому наша задача была объективно посмотреть на факты, среди которых немаловажную роль играет само место, где происходит происшествие.

Литература:

1. Миронов Н. Гиблые места на дорогах столицы //Комсомольская правда, 2008, 19 августа. - http://www.kp.ru/daily/24148/364961/. Дата обращения 12 декабря 2014 г.

2. Геопатогенные зоны. - http://drbair.ru/articles/detail.php?ID=569. Дата обращения 12 декабря 2014 г.

3. Прошутин В.Л.О феномене геопатогенных зон //Проблемы экспертизы в медицине, 2001. - №3. — С. 24-30.

4. Шесть человек разбились в жуткой аварии у села Малая Пурга: в живых остался лишь один // Сусанин.Про. — 28.11. 2009 г. -http://susanin.udm.ru/news/2009/11/28/198116. Дата обращения 12 декабря 2014 г.

© Е.Н. Савенкова, А.А. Ефимов, В.Н. Семижонова, 2015 УДК 616-001:614.86.069]-053.2

Е.Н. Савенкова, А.А. Ефимов, В.Н. Семижонова

ОСОБЕННОСТИ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ У ДЕТЕЙ ПРИ НЕКОТОРЫХ ВИДАХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЫ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ

Кафедра судебной медицины им. проф. М.И.Райского (зав. кафедрой - доц. А.А. Ефимов)

ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» МЗ РФ В работе проведен сравнительный анализ особенностей повреждений, возникающих у детей в результате автомобильной травмы в салоне и при ударе частями движущегося автомобиля в случаях со смертельным исходом. Установлено, что у детей-пешеходов травмируются практически все части тела, наружные и внутренние повреждения более обширные и характеризуются разносторонностью расположения. У детей-пас-сажиров отмечалась более массивная травма головы с переломами костей черепа, повреждения располагались преимущественно односторонне, не встречалось повреждений верхних конечностей. Выявленные особенности могут быть использованы в диагностике вида автомобильной травмы при неизвестных обстоятельствах. Ключевые слова: автомобильная травма, дети.

FEATURES OF DAMAGES IN CHILDREN UNDER CERTAIN TYPES AUTOMOBILE FATAL INJURIES

E.N. Savenkovа, A.A. Efimov, V.N. Semizhonova

Held a comparative analysis of the characteristics of fatal damage occurring in children in a car in the cabin and fatal injuries when struck parts of a moving car. Found that child pedestrians are injured almost all parts of the body, interior and exterior damage more extensive and characterized by a multiplicity of locations. Children passengers observed a massive head trauma with fractures, injuries were located predominantly unilateral, did not occur injuries of the upper limbs. Identified features may be used in the diagnosis of type of car injury under unknown circumstances.

Key words: automobile injury, children.

В структуре причин насильственной смерти ведущее место занимают повреждения, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По данным ВОЗ, за 2012 год в мире от повреждений, полученных

при дорожно-транспортных происшествиях, погибло 1,3 миллиона человек. По официальным данным сайта Госавтоинспекции МВД России за 6 месяцев 2013 года в России зафиксировано 9003 ДТП, в которых погибли

48

323 и пострадали 9528 детей. За 11 месяцев 2012 года в Саратовской области произошло 224 ДТП с участием детей, в результате 13 несовершеннолетних погибли и 230 получили травмы различной степени тяжести [1].

Объем и характер повреждений, возникающих при автомобильной травме, зависят от особенностей транспортного средства, количества фаз, условий травмирования и т.д. [2, 4, 6]. У детей, помимо указанных выше факторов, особенности повреждений зависят так же от их возраста и роста [3, 5]. В общей массе публикаций по тематике детского транспортного травматизма представлены статьи с результатами исследований особенностей повреждений у детей, выполненные, как правило, на клиническом материале. В связи с чем, анализ повреждений, полученных у детей в результате автомобильной травмы со смертельным исходом, то есть на секционном материале, нуждается в комплексном изучении, что и определяет актуальность данной работы.

Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей повреждений, возникающих у детей в смертельных случаях при ударе выступающими частями движущегося автомобиля и при травме в салоне.

Материалом исследования явились судебно-медицинские заключения и акты судебно-медицинских исследований трупов детей и подростков, погибших в результате автомобильной травмы с известными обстоятельствами происшествия. Отмечались характер и локализация обнаруженных повреждений. Все случаи были поделены на две группы в зависимости от вида автомобильной травмы: случаи гибели детей-пассажиров (при травме в салоне автомобиля) и случаи гибели детей-пеше-ходов (при травме выступающими частями автомобиля).

При анализе частоты встречаемости различных повреждений было установлено следующее. При травме детей-пешеходов наружные повреждения встречались в 100% случаев, представлены они были в основном ссадинами и кровоподтеками и локализовались на разных частях тела практически с одинаковой частотой. В некоторых случаях встречались ушибленные раны, которые располагались только на голове и верхних конечностях (Рис. 1). Из внутренних повреждений во всех случаях была обнаружена черепно-мозговая травма с крово-

излияниями под оболочки головного мозга. Переломы костей черепа констатированы в 38% случаев, как правило, представленные переломами костей свода черепа. Травма груди встретилась в 50% исследуемых случаев и была представлена повреждениями внутренних органов, переломов костей грудной клетки не наблюдалось. Верхние и нижние конечности травмировались с одинаковой частотой (по 38%), при этом повреждения верхних конечностей были представлены исключительно переломами плечевой кости в средней трети, а нижних конечностей - переломами бедренной кости и костей голени. Во всех случаях повреждения были разносторонне расположенными. Непосредственной причиной смерти в подавляющем большинстве случаев являлась «Тупая сочетанная травма тела».

При травме детей-пассажиров основными видами наружных повреждений были ссадины и раны, которые располагались на разных частях тела. Наиболее редким видом наружных повреждений в данной группе были кровоподтеки, они обнаруживались только в области головы и не встретились ни в одном из случаев повреждения туловища и конечностей (Рис. 2). Из внутренних повреждений, так же, как и у детей-пешеходов, во всех исследуемых случаях встречалась черепно-мозговая травма, однако переломы костей черепа при данном виде травмы встречались во всех случаях и в большем проценте случаев были представлены переломами костей свода черепа. Из повреждений туловища наблюдалась только травма груди и живота, во всех случаях это были ушибы и кровоизлияния внутренних органов, переломы костей грудной клетки. При данном виде ДТП значительно реже наблюдались повреждения нижних конечностей, все они были представлены переломами бедренной кости. Переломы верхних конечностей не встречались. Обратило внимание то, что повреждения, как правило, были односторонне расположенными. Непосредственными причинами смерти являлись: «Тупая сочетанная травма тела» (50%) и «Тупая травма головы» (50%).

Далее нами был проведен сравнительный анализ повреждений, возникающих у детей-пешеходов и детей-пас-сажиров, при этом были отмечены определенные сходства и различия в частоте встречаемости и локализации повреждений между этими группами. Так, из наружных

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

■ ссадины

■ кровопод

■ раны

голова туловище верх

120%

100%

ссадины

50% 50% 50% 50% ■ кРовопоД

голова туловище верх

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

■ Голова

■ Г рудь

■ Живот

■ Таз

■ Верхние конечности

■ Нижние конечности

■ позвоноч

Рис.1. Структура наружных повреждений у детей - пешеходов.

Рис.2. Структура наружных повреждений у детей-пассажиров.

Рис.3. Сравнительный анализ наружных повреждений у детей-пешеходов (слева) и у детей-пассажиров (справа).

80%

60%

раны

40%

20%

0%

пешеходы

пассажиры

I ссадины I кровопод раны

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

пассажиры пешеходы

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

пассажиры пешеходы

пр.односторонние пр. разносторонние

Рис.4. Сравнительный анализ внутренних повреждений у детей-пешеходов (слева) и у детей-пассажиров (справа).

Рис. 5. Локализация повреждений у детей-пассажиров и у детей-пешеходов.

Рис.6. Частота встречаемости переломов костей черепа у детей-пассажиров и у детей-пешеходов.

49

повреждений, у детей-пешеходов значительно чаще встречаются ссадины и кровоподтеки (Рис. 3). Вероятнее всего, это связано с тем, что при ударе частями движущегося автомобиля происходит отбрасывание тела на грунт, с его последующем скольжением по поверхности, в результате чего и образуются множественные кровоподтеки, ссадины и массивные участки осаднения.

Внутренние повреждения у детей-пешеходов более обширные, как правило, в различной степени травмируются практически все части тела (Рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмечено различие в локализации повреждений. У детей-пешеходов наблюдаются преимущественно разносторонние, как наружные, так и внутренние повреждения, у детей-пассажиров - преимущественно односторонние (Рис. 5). Это различие можно объяснить механизмом возникновения повреждений при травме детей-пешеходов от удара выступающими частями движущегося автомобиля, многоэтапностью травмирования, неоднократным изменением расположения тела относительно автомобиля и поверхности грунта.

Следующее существенное различие было выявлено относительно черепно-мозговой травмы. При травме внутри салона автомобиля наблюдалась более массивная травма головы, которая чаще являлась причиной смерти, в 100% случаев сопровождалась переломами костей черепа, чаще встречались ушибленные раны головы (Рис. 6).

Переломы верхних конечностей наблюдались только в группе повреждений детей-пешеходов, вероятно, потому что при контакте с выступающими частями автомобиля с последующим забрасыванием на него или при падении тела на грунт руки могут травмироваться в результате опоры на них.

Таким образом, в результате проведенного исследования были установлены особенности повреждений, возникающих у детей в смертельных случаях при травме выступающими частями движущегося автомобиля и при травме в салоне, которые могут оказать судебно-медицинским экспертам существенную помощь для диагностики вида автомобильной травмы в случаях с неизвестными обстоятельствами происшествия.

Литература:

1. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России / http://www.gibdd.ru/stat/.

2. Ефимов А.А., Рузанов И.С., Турковский В.Б. Анализ морфологических особенностей повреждений детей в салоне автомобиля при различных условиях дорожно-транспортных происшествий // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. — Барнаул-Новосибирск, 2008. — Вып. 14.

3. Ефимов А.А., Рузанов И.С., Турковский В.Б. Анализ возрастных особенностей повреждений при автомобильной травме у детей в результате фронтального удара // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. — Барнаул-Новосибирск, 2008. — Вып. 14.

4. Савенкова Е.Н., Ефимов А.А., Курзин Л.М., Семижонова В.Н. Сравнительный анализ повреждений у детей при некоторых видах транспортной травмы в нелетальных случаях //Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. — 2014. — Т.19. № 3. — С. 983-985.

5. Савенкова Е.Н., Ефимов А.А., Семижонова В.Н., Купрюшин А.С. К вопросу о возрастных особенностях детского автомобильного травматизма //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. — 2014. — № 3 (31). — С. 127-134.

6. Судебная медицина: Учебное пособие / А.А. Ефимов, Е.Н. Савенкова и др. — М.: Вузовский учебник, 2009. — 336 с.

© Д.Е. Кузьмичев, И.М. Вильцев, Р.В. Скребов, С.В. Чирков, 2015 УДК 616.127-005.8

Д.Е. Кузьмичев, И.М. Вильцев, Р.В. Скребов, С.В. Чирков ИНФАРКТ МИОКАРДА В КЛИНИКЕ

ГКУЗ ХМАО-Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (начальник - С.В. Чирков)

В статье описаны практические случаи не распознанного острого инфаркта миокарда в стационаре. Приведены классификация и статистика инфаркта миокарда, указаны факторы риска.

Ключевые слова: острый инфаркт миокарда, сердечно-сосудистые заболевания диагностика, смертность. MYOCARDIAL INFARCTION IN CLINICAL PRACTICE

D.E. Kuzmichev, I.M. Viltsev, R.V Skrebov, S.V. Chirkov

The article describes practical cases are not detected acute myocardial infarction in the hospital. Classification and statistics myocardial infarction are the factors of risk.

Key words: acute myocardial infarction, cardiovascular disease diagnosis, mortality.

Инфаркт миокарда - как много написано и сказано о нем, созданы целые инфарктные отделения, реабилитационные центры, самые разнообразные учреждения, в том числе и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), с целью профилактики, лечения и реабилитации этого заболевания. Однако, все это не снижает актуальности темы, по данным ВОЗ 2/3 смертельных исходов от сердечно-сосудистых болезней среди лиц в возрасте от 45 до 65 лет приходятся на долю ишемической болезни сердца и главным образом инфаркта миокарда. Сердечно-сосудистые заболевания - важнейшая социальная и эпидемиологическая проблема, как в России, так и во всем мире. ВОЗ справедливо считает их эпидемией XX

века. Согласно статистическим данным, его частота среди мужского населения в возрасте старше 40 лет, в разных регионах мира составляет от 2 до 6 на 1000 населения. Инфаркт миокарда - является ведущей причиной смерти в Европе и Северной Америке. Статистика по России (доклад по статистике сердечно-сосудистых заболеваний ученых из Лозаннского университета - ВОЗ) из 100 тысяч человек только от инфаркта ежегодно умирают 330 мужчин и 154 женщины. Среди общей смертности в России сердечно-сосудистые заболевания составляют 57% и это является одним из самых высоких показателей в мире. С исторической точки зрения, до конца 19 века инфаркт миокарда описывался как казуистика, обнаруживавшаяся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.