УДК 614.86:656.13:616-001-035.2-053.2.02(045) DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1707-1711
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЫ В САЛОНЕ
© Е.Н. Савенкова1*, А.А. Ефимов1*, Ю.Д. Алексеев1*, Л.М. Курзин2*
Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского 410019, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112 E-mail: sudmedsar@mail.ru 2) Тамбовский государственный университет им Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: tobsme@tmb.ru
Целью исследования явилось установление возрастных особенностей повреждений, возникающих у детей в условиях дорожно-транспортных происшествий в салоне автомобиля. Материалом исследования явились медицинские документы 144 детей, получивших повреждения в результате дорожно -транспортной травмы в салоне автомобиля в период с 2006 по 2016 г. и проходивших лечение в клинике хирургии детского возраста Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Установлено резкое преобладание тяжелой черепно-мозговой травмы с переломами костей черепа и ушибами головного мозга у детей до 3 лет, уменьшение с возрастом частоты переломов бедренных костей с параллельным увеличением переломов костей голеней. У детей старше 6 лет чаще возникают переломы грудной клетки, таза и повреждения внутренних органов груди и живота. Переломы верхних конечностей чаще наблюдаются у детей 3-6 лет. В ходе проведенного исследования установлено, что возраст детей влияет на механизм образования и особенности повреждений при автомобильной травме в салоне, что необходимо учитывать при решении экспертных вопросов в случаях судебно-медицинской экспертизы детей-пассажиров. Ключевые слова: дети; автомобильная травма; возраст; салон
В последние годы проблема дорожно-транспортного травматизма в России обострилась, особенно это касается детской автомобильной травмы. По данным официального сайта Госавтоинспекции МВД России за прошедший 2016 г. в Российской Федерации было совершено 19269 дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей до 16 лет, в которых погибло 710 детей, ранены - 20621 [1].
Для обеспечения снижения уровня автомобильных аварий, количества погибших и пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий ведется активная работа по поиску и реализации мер технического, правового, административного, финансового, медицинского характера [2-4]. После реализации правительственной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» определилась тенденция к снижению количества детей, пострадавших в автомобильных авариях [3]. В 2013 г. была утверждена программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.», целью которой поставлено сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 г. на 8 тыс. человек (28,82 %) по сравнению с 2012 г., вследствие чего проблема детского автомобильного травматизма приобретает особую актуальность [2].
Вопросы транспортной травмы в судебной медицине долгое время изучались исключительно на материале погибших и раненых взрослых людей, и часто решать экспертные вопросы о механизме повреждений при автомобильной травме в случаях судебно-
медицинской экспертизы детей приходится, используя методики и алгоритмы анализа, разработанные для взрослых. Однако дети разных возрастных групп характеризуются различными морфологическими особенностями органов и тканей с постоянно меняющимися прочностно-эластическими свойствами, которые по-разному подвергаются деформации при различных видах воздействий. Поэтому, рассматривая проблему дорожно-транспортных происшествий в контексте детского травматизма, в судебной медицине назрела необходимость выделения ребенка как самостоятельного объекта судебно-медицинской экспертизы [5]. Оценка условий и особенностей травмы у детей, механизмов возникновения повреждений, скорости процессов регенерации должны проводиться индивидуально с учетом возраста.
В научной литературе последних лет начали появляться публикации по проблеме дорожно-транспортного травматизма у детей, возрос интерес судебных медиков к особенностям травмирования детей при автомобильной травме, стало появляться все больше публикаций о характере и механизмах травмы, получаемой детьми в условиях ДТП [6-7].
Проводилось сравнение смертельных сочетанных травм у детей и взрослых, в которых отмечено, что для детей характерен меньший объем и тяжесть повреждений, которые возрастают с увеличением возраста погибших детей. Более редкое возникновение переломов в детском возрасте связано с эластичностью костной ткани, содержащей больше органических веществ,
1707
хорошо развитой надкостницей, наличием незаращен-ной хрящевой метаэпифизарной зоны. Но повреждения, возникающие в результате сотрясения тела в виде кровоизлияний в связочный аппарат органов груди и живота, у детей более массивны, что авторы связывают с относительно большими размерами головы и массы внутренних органов, а также слабым и неокрепшим связочным аппаратом. У детей младшего возраста более часто наблюдается травма шейного отдела позвоночника [8-10].
В исследованиях, проведенных на клиническом материале в нелетальных случаях, отмечено, что, независимо от вида автомобильной травмы, у детей среди всех повреждений преобладает черепно-мозговая травма. Возрастные особенности автомобильной травмы прослеживались в большей степени у детей-пешеходов при травме в результате удара частями движущегося автомобиля и проявлялись в уменьшении с возрастом количества переломов бедренной кости и увеличении переломов костей голени [11].
Также анализу подвергались влияние возраста, вида травмы и других факторов на особенности повреждений, отмечалось значение изучения этих особенностей как с клинических позиций для совершенствования организации медицинской помощи на различных этапах, так и с судебно-медицинских - для более четкого понимания механизма образования повреждений и составления экспертных выводов [9; 11].
Одними из ключевых вопросов, определяющих свойства и особенности повреждений, являются возраст ребенка и вид автомобильной травмы. В России в последние годы отмечается увеличение доли дорожно-транспортных происшествий с детьми-пассажирами. В 2016 г. среди всех дорожно-транспортных происшествий автомобильная травма в салоне составила 45,4 %, из всех погибших в результате автотравмы детей пассажирами являлись 62,1 %, среди раненых -48,4 %. Однако возрастные особенности этого вида травмы у детей в научной литературе недостаточно освещены.
Целью данного исследования явилось установление возрастных особенностей повреждений, возникающих у детей в условиях дорожно-транспортных происшествий в салоне автомобиля.
Исследование проведено на клиническом материале. Были проанализированы медицинские карты 144 детей, пострадавших в результате дорожно-транспортной травмы в салоне автомобиля в период с 2006 по 2016 г. и проходивших лечение в клинике хирургии детского возраста Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского.
Анализ повреждений проводили в соответствии с клиническими диагнозами, данными объективных осмотров и дополнительных методов исследования и изучали по областям тела: голова, грудь и живот, таз, верхние и нижние конечности.
Оценка частоты встречаемости повреждений проводилась вычислением процентного отношения детей, имеющих повреждения, к численности детей в группе.
Особенности повреждений у детей изучали в четырех возрастных группах, приняв за основу классификацию возрастных периодов развития детей Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Первую группу составили дети от рождения до 3 лет, вторую - от 3 до 6 лет, третью - от 6 до 10 лет, четвертую - от 10 до 15 лет.
Распределение детей по возрастным группам в структуре исследуемого материала было практически равномерным. Дети первой возрастной группы составили 21,9 %, второй группы - 24,5 %, третья группа составила 30,7 %, четвертая - 22,8 %. Структура исследуемого материала в зависимости от пола и возраста детей представлена в табл. 1.
При анализе травмы головы были установлены следующие возрастные особенности. С увеличением возраста детей отмечается уменьшение частоты наружных повреждений мягких тканей головы (ссадин, кровоподтеков, ран): у детей до трех лет такие повреждения наблюдались в 88 %, у детей 3-6 лет - в 85,7 %, в возрастной группе 6-10 лет - в 68,5 %, у детей 1015 лет - в 53,8 %. Причем, резаные раны на лице встретились только у детей до трех лет и составили 8 %, в остальных возрастных группах таких повреждений отмечено не было. Кроме этого, с возрастом уменьшается доля наружных повреждений с разносторонней локализацией. В первых двух возрастных группах повреждения, расположенные на разных поверхностях головы, встретились в половине случаев, в третьей возрастной группе - в 33,3 %, в четвертой - в 28,5 %. Это, на наш взгляд, может быть связано с большей вероятностью перемещения в салоне автомобиля у младших детей в связи с небольшими размерами тела, что обусловливает неоднократные удары о внутренние части салона, у более старших детей возможность перемещения в салоне ограничена. При оценке переломов костей черепа и ушибов вещества головного мозга обращает на себя внимание резкое преобладание этих повреждений у детей до трех лет (переломы были обнаружены у 32 % пострадавших, ушибы головного мозга - у 36 %). Это может быть обусловлено анатомо-физиологическими особенностями маленьких детей, а именно относительно большими размерами головы по сравнению с туловищем, более широким субарахнои-дальным пространством, слабым связочно-мышечным аппаратом шеи, что практически исключает контролируемое удержание головы при инерционном перемещении в условиях дорожно-транспортного происшествия. В следующих трех возрастных группах четкой возрастной зависимости не наблюдалось: переломы черепа и ушибы головного мозга составили от 7 до 11 %. Частота наружных повреждений головы, переломов и ушибов мозга у детей разных возрастных групп представлена на рис. 1.
Таблица 1
Структура исследуемого материала
0-3 года 3-6 лет 6-10 лет 10-15 лет
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
14 9 14 14 14 21 12 14
25 28 35 26
1708
100% 90% 80%
70% наружные повр
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
0-3 года 3-6 лет 6-10 лет 10-15 лет Рис. 1. Частота повреждений головы у детей разных возрастных групп
I переломы ушиб ГМ
Следует отметить, что клинический диагноз сотрясение головного мозга, который был поставлен более чем в 70 % изучаемых нами случаев, детальному анализу не подвергался, поскольку является функциональным, не всегда основывается на объективной симптоматике, в связи с чем не позволяет исключить случаи гипердиагностики в клинике.
При анализе повреждений груди и живота отмечено отсутствие переломов грудной клетки и повреждений внутренних органов в первой возрастной группе, во второй группе указанные повреждения встречались в единичных случаях (3,6 %). Наибольшая частота повреждений груди и живота наблюдалась в третьей возрастной группе (переломы грудной клетки были отмечены в 28,5 % случаев), в четвертой группе переломы составили 11,5 %. Повреждения мягких тканей тазовой области и переломы костей таза также чаще встречались в третьей и четвертой возрастных группах и составили 7,7 и 11,4 % соответственно, в первой и второй возрастных группах частота их составила 3,5 и 4,0 %. Более редкое повреждение костей грудной клетки, таза и внутренних органов груди и живота в первых двух возрастных группах может быть связано с большей эластичностью костной ткани в этом возрасте, что предотвращает как переломы костей, так и повреждения внутренних органов.
Из травм нижних конечностей отдельно анализировали повреждения бедер и голеней. Так, повреждения мягких тканей бедер и переломы бедренных костей чаще наблюдались в возрастной группе до 3 лет (переломы составили 16 %) и группе 3-6 лет (переломы составили 14,2 %), в то время как у детей 6-10 лет переломы бедренных костей встречались в 2,8 %, а в 1015-летнем возрасте - в 10 %. Частота повреждений голеней характеризовалась обратной закономерностью: у детей до 3 лет отсутствовали повреждения мягких тканей и переломы костей голеней, в группе 6-10 лет переломы наблюдались в единичных случаях (7 %), в 2 раза чаще они встречались у детей 6-10 лет (14,2 %), у детей 10-15 лет - в 8,7 %. Установленные различия в уровне повреждений нижних конечностей можно объяснить различными ростовыми показателями детей, которые определяют расположение конечностей в положении сидя на сиденье автомобиля.
Травма верхних конечностей чаще наблюдалась у детей возрастной группы 3-6 лет, в которой переломы
плечевой кости и костей предплечья составили по 10,7 %. У детей до 3-х лет перелом плечевой кости встретился в одном случае, а переломов костей предплечья не отмечалось. В возрастной группе 6-10 лет отмечались единичные переломы плеча и предплечья (по 2,8 %). Следует отметить отсутствие повреждений костей верхних конечностей в возрастной группе 1015 лет. Преобладание повреждений верхних конечностей в возрасте 3-6 лет, по нашему мнению, можно объяснить психоэмоциональными особенностями развития детей, которые в этом возрасте чрезвычайно активны и подвижны, в том числе и во время движения в автомобиле, при этом положение рук, особенно в отведенном состоянии, повышает вероятность их травмирования во время удара.
Кроме повреждений различных областей тела была проанализирована частота осложнений травмы развитием травматического шока. Среди 4-х исследованных возрастных групп травматический шок возникал у детей до 3 лет в 16,0 % случаев, в группе детей 10-15 лет - в 15,3 %. В двух средних возрастных группах травма реже осложнялась развитием шока: в возрастной группе 3-6 лет - в 10,7 %, в группе 6-10 лет - в 5,7 %.
По длительности стационарного лечения значительных возрастных особенностей установлено не было. Дети первой возрастной группы в среднем проводили в стационаре 9,8 койко-дней, второй группы - 9,3 койко-дней, третьей - 7,9, четвертой - 12,1.
Таким образом, в результате проведенного исследования были установлены следующие возрастные особенности автомобильной травмы в салоне у детей:
- уменьшение с возрастом количества повреждений мягких тканей головы с уменьшением доли повреждений с разносторонней локализацией;
- резкое преобладание у детей до трех лет тяжелой черепно-мозговой травмы с переломами костей черепа и ушибами головного мозга;
- уменьшение с возрастом частоты переломов бедренных костей с параллельным увеличением переломов костей голеней;
- более частое возникновение переломов грудной клетки, таза и повреждений внутренних органов груди и живота у детей старших возрастных групп (6-10 лет и 10-15 лет);
1709
- более частое травмирование верхних конечностей с переломами костей плеча и предплечья в возрастной группе 3-6 лет.
Установленные возрастные особенности повреждений, возникающих в условиях автомобильной травмы у детей-пассажиров, могут быть использованы для решения клинических задач при организации медицинской помощи на различных этапах и оптимизации специализированной врачебной помощи, когда при известных обстоятельствах травмы и возрасте ребенка можно предполагать наличие определенных повреждений и прицельно проводить диагностику. С судебно-медицинских позиций знание возрастных особенностей детской автомобильной травмы позволит в более полном объеме решать экспертные вопросы о механизме и обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Госавтоинспекция МВД России. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 21.04.2017).
2. Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах: Федеральная целевая программа. URL: http://www.fcp-pbdd.ru (дата обращения: 21.04.2017).
3. Розинов В.М., Суворов С.Г. Итоги выполнения федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в
2006-2012 годах» по проблеме детского дорожно-транспортного травматизма // Медицина катастроф. 2012. № 4. С. 52-55.
4. Чипурина Е.А. Основные направления снижения показателей дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 3. С. 60-62.
5. Попов В.Л., Караваев В.М. Судебная педиатрия. СПб.: Юридический центр, 2015. 496 с.
6. Кайсаров И.Г., Калинина Е.Ю., Якубова Т.М. Последствия легкой черепно-мозговой травмы автомобильного происхождения у детей в промежуточном и отдаленном периодах // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 149. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19629 (дата обращения: 21.04.2017).
7. Кешишян Р.А. Детский дорожно-транспортный травматизм (проблемы и пути решения) // Вопросы современной педиатрии. 2009. № 8 (4). С. 18-22.
8. Караваев В.М., Леванович В.В., Александрович Ю.С., Пшенис-нов К.В. Особенности повреждений у детей при смертельной автомобильной травме // Скорая медицинская помощь. 2013. Т. 14. № 2. С. 37-43.
9. Попов В.Л., Караваев В.М. Возрастные особенности структуры смертельной сочетанной травмы у детей // Судебно-медицинская экспертиза. 2012. Т. 55. № 4. С. 4-9.
10. Попов В.Л., Караваев В.М. Объем повреждений как критерий оценки смертельной сочетанной травмы у детей // Судебно-медицинская экспертиза. 2013. Т. 56. № 3. С. 43-45.
11. Савенкова Е.Н., Ефимов А.А., Семижонова В.Н., Купрюшин А.С. К вопросу о возрастных особенностях детского автомобильного травматизма // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2014. № 3. С. 127-134.
Поступила в редакцию 6 июля 2017 г.
Савенкова Екатерина Николаевна, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины им. М.И. Райского, e-mail: savocheka@mail.ru
Ефимов Александр Александрович, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой судебной медицины им. М.И. Райского, e-mail: sudmedsar@mail.ru
Алексеев Юрий Дмитриевич, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, г. Саратов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор кафедры судебной медицины им. М.И. Райского, e-mail: sudmedsar@mail.ru
Курзин Леонид Михайлович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой патологии, e-mail: tobsme@tmb.ru
UDC 614.86:656.13:616-001-035.2-053.2.02(045) DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1707-1711
THE AGE PECULIARITIES OF A CHILD'S MOTOR-VEHICLE ACCIDENT IN THE PASSENGER COMPARTMENT
© E.N. Savenkova1*, A.A. Efimov1*, Y.D. Alekseev1*, L.M. Kurzin2)
1) Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky 112 Bolshaya Kazachya St., Saratov, Russian Federation, 410019 E-mail: savocheka@mail.ru 2) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: tobsme@tmb.ru
The aim of the research is the establishment of damages at children in the conditions of road traffic accident in the passenger compartment. The material for study were medical documents of 144 children, being injured as the result of road traffic accident trauma in the passenger compartment in the period from 2006 to 2016 and being treated in clinic surgery of children's age of Saratov State Medical University. Rare predominance
1710
of hard head injury with skull fracture and brain contusion at children from 3 years old, the decrease with the age of frequency of thighbone fractures with parallel increase in tibiotarsus fractures are established. Children older than 6 years often have breast, pelvis fractures and internal injuries of breast and stomach. Upper limbs fractures are very often observed at children of 3-6 years old. During the research it is found that the age of children influences the mechanism of formation and peculiarities of fractures in motor-vehicle accident in passenger compartment. It should be taken in consideration during the decision of expert issues in the cases of forensic medical expertise of children passengers. Keywords: children; motor-vehicle accident; age; passenger compartment
REFERENCES
1. Gosavtoinspektsiya MVD Rossii [Traffic Police of MIA of Russia]. (In Russian). Available at: http://www.gibdd.ru/stat/ (accessed 21.04.2017).
2. Federal'naya tselevaya programma «Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2013—2020 godakh» [Federal Target Program "The Enhance Security of Traffic Road in 2013-2020"]. (In Russian). Available at: http://www.fcp-pbdd.ru (accessed 21.04.2017).
3. Rozinov V.M., Suvorov S.G. Itogi vypolneniya federal'noy tselevoy programmy «Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 20062012 gg.» po probleme detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma [The Results of Accomplishment of Federal Target Program "The Increase of Road Traffic Safety in 2006-2012"]. Meditsina katastrof—Disaster Medicine, 2012, no. 4, pp. 52-55. (In Russian).
4. Chipurina E.A. Osnovnye napravleniya snizheniya pokazateley dorozhno-transportnoy avariynosti v Rossiyskoy Federatsii [Basic directions of decrease of indices of traffic road accidence in the Russian Federation]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry — Education. Science. Scientific Personnel, 2015, no. 3, pp. 60-62. (In Russian).
5. Popov V.L., Karavaev V.M. Sudebnayapediatriya [Legal Pediatrics]. St. Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Publ., 2015, 496 p. (In Russian).
6. Kaysarov I.G., Kalinina E.Yu., Yakubova T.M. Posledstviya legkoy cherepno-mozgovoy travmy avtomobil'nogo proiskhozhdeniya u detey v promezhutochnom i otdalennom periodakh [Consequences of mild head injury of motor-vehicle origin at children with intermediate and distant periods]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 3, p. 149. (In Russian). Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19629 (accessed 21.04.2017).
7. Keshishyan R.A. Detskiy dorozhno-transportnyy travmatizm (problemy i puti resheniya) [Children's vehicle accident (problems and solutions)]. Voprosy sovremennoy pediatrii — Current Pediatrics, 2009, vol. 8 (4), pp. 18-22. (In Russian).
8. Karavaev V.M., Levanovich V.V., Aleksandrovich Yu.S., Pshenisnov K.V. Osobennosti povrezhdeniy u detey pri smertel'noy avtomobil'noy travme [Peculiarities of damages at children at mortal motor-vehicle accident]. Skoraya meditsinskaya pomoshch' — Emergency Medical Care, 2013, vol. 14, no. 2, pp. 37-43. (In Russian).
9. Popov V.L., Karavaev V.M. Vozrastnye osobennosti struktury smertel'noy sochetannoy travmy u detey [Age peculiarities of structures of mortality of concomitant injury at children]. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza — Forensic Medical Expertise, 2012, vol. 55, no. 4, pp. 4-9. (In Russian).
10. Popov V.L., Karavaev V.M. Ob"em povrezhdeniy kak kriteriy otsenki smertel'noy sochetannoy travmy u detey [Capacity of damages as a criterion of mortal concomitant trauma at children]. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza — Forensic Medical Expertise, 2013, vol. 56, no. 3, pp. 43-45. (In Russian).
11. Savenkova E.N., Efimov A.A., Semizhonova V.N., Kupryushin A.S. K voprosu o vozrastnykh osobennostyakh detskogo avtomobil'nogo travmatizma [On the issue of age peculiarities of children's automobile traumatism]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Meditsinskie nauki — University Proceedings. Volga Region. Medical Sciences, 2014, no. 3, pp. 127-134. (In Russian).
Received 6 July 2017
Savenkova Ekaterina Nikolaevna, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor of Forensic Medicine Department named after M.I. Raysky, e-mail: savocheka@mail.ru
Efimov Alexander Aleksandrovich, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor, Head of Forensic Medicine Department named after M.I. Raysky, e-mail: sudmedsar@mail.ru
Alekseev Yuriy Dmitrievich, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor of Forensic Medicine Department named after M.I. Raysky, e-mail: sudmedsar@mail.ru
Kurzin Leonid Mihaylovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Medicine, Associate Professor, Head of Pathology Department, e-mail: tobsme@tmb.ru
Для цитирования: Савенкова Е.Н., Ефимов А.А., Алексеев Ю.Д., Курзин Л.М. Возрастные особенности детской автомобильной травмы в салоне // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6. С. 1707-1711. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1707-1711
For citation: Savenkova E.N., Efimov A.A., Alekseev Y.D., Kurzin L.M. Vozrastnye osobennosti detskoy avtomobil'noy travmy v salone [The age peculiarities of a child's motor-vehicle accident in the passenger compartment]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 6, pp. 17071711. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-6-1707-1711 (In Russian, Abstr. in Engl.).
1711