Научная статья на тему 'Служение специализированных молебнов как форма миссионерской деятельности на приходе (миссионерский проект)'

Служение специализированных молебнов как форма миссионерской деятельности на приходе (миссионерский проект) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Служение специализированных молебнов как форма миссионерской деятельности на приходе (миссионерский проект)»

Священник Михаил Зазвонов

Служение специализированных молебнов как форма миссионерской деятельности на приходе (миссионерский проект)

Приходские мероприятия по служению молебна о женщине перед рождением ребенка Актуальность проекта. В перинатальный период женщина особенно уязвима перед современным секулярным обществом. Свободное отношение к прерыванию беременности, частота разрыва супружеских отношений именно в данный период, повышенная критичность в восприятии окружающего мира из-за гормональных изменений и другое — все это особенно сильно воздействует на женщину. Как следствие, мы видим высокую частоту абортов, разводов и осложнения отношений с близкими.

Даже приняв решение продолжать беременность, вынашивать ребенка, женщина крайне уязвима, незащищена и испытывает постоянный

стресс, что негативно сказывается на ее здоровье и здоровье малыша. Помощь Церкви в данное время зачастую рассматривается женщиной как единственная поддержка, и она охотно принимает ее.

Миссионерская работа именно с этой категорией паствы чрезвычайно важна:

во-первых, женщина, благодаря своему психо-эмоциональному состоянию, максимально готова к восприятию голоса Церкви;

во-вторых, просвещая будущую мать, можно надеяться, что она и детей воспитает в христианском духе; опыт показывает, что молебны для беременных всегда собирают определенное (более-менее постоянное) количество женщин, большинство из которых впоследствии участвуют вместе с детьми в церковных таинствах и обрядах, многие становятся постоянными прихожанами;

в-третьих, забота о самой незащищенной категории наших граждан в современное время — это важная форма церковного социального служения;

в-четвертых, данная работа является социально значимой, поскольку направлена на стабилизацию демографической ситуации в России и на укрепление семейных ценностей, что благоприятно скажется в сфере взаимодействия с государственными структурами и обществом;

в-пятых, данная работа способствует профилактике таких явлений, как аборт, развод и отказ от своего ребенка в родильном доме.

Цели и задачи

— Оказание душепопечительской помощи женщинам, готовящимся стать матерями, их воцерковление.

— Развитие новых форм приходской миссионерской работы.

— Налаживание более продуктивного взаимодействия между приходами Русской Православной Церкви и учреждениями здравоохранения, родовспоможения и детства.

— Привлечение прихожан, имеющих медицинское, психологическое, педагогическое, биологическое образование, к волонтерской просветительской работе.

— Создание специализированных просветительских лекториев для беременных женщин и молодых семей, с целью ознакомления с основами христианской антропологии и православной культуры.

Реализация проекта

Место. На постоянной основе данный проект можно реально осуществить лишь в приходах, где есть возможность собирать определенное количество беременных женщин. В сельских приходах проект реализуется лишь в усеченном — индивидуальном — формате. Для начала реализации проекта нужно определить его место, периодичность, исполнителей. Храм должен быть доступен для посещения беременными, чтобы проблемы с проездом не стали причиной их отказа от участия в проекте, важно наличие аудитории для проведения лекций и бесед со специалистами и священнослужителями.

Периодичность. Объявления о молебнах необходимо разместить не только при храмах, но и в учреждениях здравоохранения детства и родовспоможения (женские консультации, родильные дома, детские поликлиники, гинекологические больницы), а также в магазинах, специализирующихся на продаже детских товаров и товаров для беременных, в коммерческих клиниках, занимающихся лечением и консультированием беременных женщин.

В связи с этим важно определить четкую периодичность встреч (например, каждый вторник, каждый последний четверг месяца и т. п.) и точное время, удобное для приходской жизни на протяжении всего года (предпочтительнее в середине дня, с 13 до 15-ти часов, так как это время является промежутком между дневным и вечерним богослужениями, и удобно оно даже тогда, когда дневное богослужение бывает длительным по причине праздника или особого события).

Расписание совершения молебнов не должно нарушаться даже в важные дни для Церкви (например, Страстная седмица, Новый год), так как объявления висят не только в храме, и проинформировать обо всех изменениях вы не сможете.

Исполнители

1) В проекте участвуют священнослужители, которые понимают миссионерскую специфику проекта и необходимость снисходительного отношения к беременным женщинам, большинство из которых ранее не посещали храм, не имеют опыта молитвы, поста и подготовки к исповеди и причастию (См. Приложение I).

2) Привлекаемые специалисты: прихожане-волонтеры, имеющие психологическое, медицинское, биологическое, педагогическое образование и опыт работы с беременными или личный семейный опыт

и готовность к изучению специфики данной работы, умеющие проводить лекции или беседы (См.: Приложение II).

Для этих целей можно привлекать и специалистов из учреждений здравоохранения детства и родовспоможения (педиатров, психологов, акушеров-гинекологов), которые способны, с учетом церковного опыта и основ христианской антропологии, заниматься с беременными женщинами при храме.

Примерное содержание проповеди перед молебном — Приложение III.

Последование молебна — Приложение IV.

Приложение I

Правила о посте для кормящих и беременных

8-е правило Тимофея Александрийского говорит: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

Приложение II

Примерная тематика лекций для беременных

Формирование здорового ребенка и беременности: духовный, психологический и медицинский аспекты.

Подготовка и вхождение в роды.

Всё о родах: духовный, психологический, медицинский аспекты.

Грудное вскармливание.

Воспитание ребенка от рождения до пяти лет.

Семейные отношения: первый кризис.

Приложение III

Примерное содержание проповеди на молебне о женщине перед рождением ребенка

Женщина от Бога имеет удивительное назначение — быть матерью («Плодитесь и размножайтесь» и «Женщина спасется чадородием»).

От того, как она относится к чадородию и воспитывает детей, напрямую зависит ее духовное благоденствие.

Ни карьера, ни какие-либо другие заботы и интересы не должны затмить главное назначение женщины, цель ее жизни. Когда она чувствует под своим сердцем зарождение новой жизни, то старается быть внимательнее ко всему, желает серьезно и ответственно подойти к рождению в этот мир желанного малыша. В ней появляется инстинкт матери. Будущая мама знакомится с физиологией родов, беседует с врачом, психологом, опытными матерями, с родственниками, но нередко чувствует, что самого главного она еще не нашла.

Человек — это не только внешняя оболочка, набор клеток и нервных реакций, но, прежде всего, разумная личность, с богатым духовным миром, требующая духовной связи со своим Создателем. Именно Церковь открывает перед человеком возможность обрести цель жизни, духовный комфорт, исполнить главное предназначение.

Почему необходима духовная подготовка к родам? На этот вопрос каждая из вас (обращение к беременным женщинам) должна самостоятельно ответить, задавшись поначалу другим вопросом: «А что я хочу?».

— Конечно же, ребенка!

— Но каким он должен быть?

И здесь, в ответе, мы сталкиваемся с обычным стереотипом: «Главное, чтобы он родился здоровым».

— Это замечательно, но это не главное!

Каким бы здоровым и красивым не родился человек, — если он не умеет любить, то кроме страдания ничего не принесет своим родителям. Становится понятным, что главное в человеке — это внутреннее, духовное, то, на что не повлияешь ни техникой дыхания, ни родовой гимнастикой, ни знанием физиологии родов.

А что делать? Как подготовиться к рождению именно любящего, хорошего малыша?

Русская пословица верно замечает: «Яблоко от яблони недалеко падает». Дети получают то, что есть у родителей. Всё доброе и негативное. Необходимо с чистым сердцем, с чистой совестью подойти к рождению новой жизни, а это возможно только через обращение к Богу и таинствам Церкви.

Первое и самое главное — это чистая, искренняя молитва.

Мы просим Бога о помощи в рождении любящего, хорошего малыша, а также, конечно, — и здорового, и красивого. Мы помолимся и о прощении наших грехов, чтобы они не стали камнем преткновения в нашей жизни и жизни наших детей. Мы помолимся за врачей, чтобы Господь дал им силы и разум в деле родоразрешения.

Молиться нужно искренне и можно своими словами.

(Далее: совершается молебен. См.: Приложение IV)

Приложение IV

Последование молебна о женщине перед рождением ребенка

Возглас: «Благословен Бог наш...»

Хор: Аминь. «Царю Небесный.»

Священник: «Бог Господь.»

Хор: Тропарь иконе Божией Матери «Помощница в родах»

Тропарь, глас 4-й:

«Мати Бога нашего, во утробе заченши Христа Жизнодавца, помощи в рождении Того не потребовала еси, темже легце разрешитися рабам твоим благослови и помози, и младенцев их во время благопотребное родитися имущих, под покров Твой, яко Матерь, молим, приими: Ты бо еси в родах Помощница, Заступница рабом Твоим». Запевы: «Пресвятая Богородица, спаси нас» (2 раза)

Тропарь: «Спаси от бед.», «Призри благосердием...» Запевы (3 раза)

Тропари: «Спаси от бед.», «Призри благосердием.» Малая ектенья:

Хор: кондак иконе Божией Матери «Помощница в родах»

Кондак, глас 2-й:

«Слез Евиных разрешение, пророческих писаний исполнение, от Духа Святаго Богомладенца заченшая, и во яслех Вифлеемских Того смиренно родившая, к Тебе прибегаем яко Хранительнице жен и младенцев, к Тебе воздыхаем и Тя величаем: радуйся, Благоутробная Мати, в родах Помощница».

Прокимен и Евангелие общее Богородице. (Лк. зач. 4) Запевы (3 раза) Хор: «Достойно есть.»

На сугубой ектенье добавляется прошение:

Еще молимся о рабе Божией (имярек), о еже укрепленней быти ей в час предстоящаго ея порождения, рцем вси: Господи, спаси и помилуй.

Возглас: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу

возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Иерей читает следующую молитву:

Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имярек) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О Всемилостивая Владычице Богородице, Яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе Твоей, помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца, иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем Крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе Христа Бога нашего, да укрепит ю силою Своею свыше.

Возглас: Яко держава Его благословена и препрославлена, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Далее иерей читает молитву ко Господу Иисусу Христу:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, от Превечнаго Отца рожденный Сыне прежде век, и в последния дни, благоволением и содействем Святаго Духа, изволивый рожденну быти от Пресвятыя Девы яко Младенцу, повиену и положену быти во ясли, Сам, Господи, в начале сотворивый человека и жену спрягий ему, заповедь дав им: раститеся и множитеся, и наполните землю, помилуй по велицей милости Твоей рабу Твою (имярек), готовящуюся родити по заповеди Твоей. Прости ей вольная и невольная грехи, благодатию Твоею даруй ей силу благополучно разрешитися от бремене своего, сохрани сию и младенца во здравии и благомощии, огради я Аггелы Твоими и сохрани от неприязненнаго действия лукавых духов, и от всякия вещи злыя.

Возглашение: Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Затем следует отпуст.

Напутствие после молебна

Сейчас мы прошли первую стадию духовной подготовки к родам — молитву, но это именно первая часть, и теперь необходимо пройти таинство исповеди и причастия.

Исповедь позволит стереть из нашей души грех, чтобы с чистой совестью подойти к родоразрешению. А причастие, как «истинное лекарство», исцелит нашу душу от тех повреждений, которые грех нанес нашей душе. Причастие соединит нас и примирит со Христом.

Для исполнения этого, второго этапа в духовной подготовке к родам нужно немногое: по уставу Церкви беременные и кормящие матери не постятся, и достаточно хотя бы один-два дня не поесть мясной пищи. Далее — утром, натощак, прийти в любой храм, где совершается Божественная литургия, и совершить эти таинства — исповеди и причастия. Накануне обязательно постарайтесь прочитать молитвы ко святому причащению. Вы найдете их в любом молитвослове.

И тогда вы не только с надеждой на профессионализм врача, но прежде всего с надеждой на Бога войдете в свое время в родильный зал. Уйдет страх, и останется тихая молитва и любовь.

Большое счастье в этот момент осознавать, что вы обращаетесь к Богу, и что рядом с вами Ангел Хранитель, к которому всегда можно мысленно воззвать простыми словами: «Помоги нам! Сохрани нас!»

Помощи Божией и радости вам!

(Священник крестом благословляет каждую беременную женщину на беременность и роды).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.