Научная статья на тему 'Порядок и изъяснение церковных служб'

Порядок и изъяснение церковных служб Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
688
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок и изъяснение церковных служб»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Николай Антонов

Порядок и изъяснение церковных служб

Опубликовано: Христианское чтение. 1991. № 5. С. 56-82

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

ПРИОБЩЕНИЕ К ВЕРЕ

НАША ЦЕРКОВНОПРИХОДСКАЯ ШКОЛА

Продолжаем публикацию глав из книги прот.

Н. Р. Антонова «Храм Божий» (С.-Петербург, 1912 г.)

ПОРЯДОК И ИЗЪЯСНЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ*

Церковные службы, принадлежащие к общественному богослужению

Ш

) ак уже было сказано, все церковные службы

У могут совершаться или по желанию отдельных лиц, или для целого христианского общества. Но не каждый из членов Православной Церкви в состоянии бывает пригласить священнослужителя для совершения службы для себя, и общественное предназначение Храма Божиего и православной Церкви не было бы достигнуто, если бы совершение служб поставлять в зависимость от желания отдельных лиц. Поэтому Церковь установила для совершения служб во храме определенное время, чтобы всякий молящийся мог прийти в храм и «пролить свою молитву ко Господу».

* Продолжение. Начало см. в №№ 1—3 «Вестника ЛДА» и в № 1 и 4 «Христианского чтения» за 1991 г.

66

Служб, предназначенных ныне Св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, «первый час», «третий час», «шестой час», «девятый час», обедня. Эти службы, называются повседневными.

Что ндзывается службой. Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав молитв, отделов из Священного Писания, песнопений и священных, действий для выяснения какой-нибудь определенной идеи или мысли. Благодаря тому, что в каждой службе православного богослужения последовательно развивается определенная мысль, каждая церковная служба представляет стройное, законченное, художественное священное произвел дение, рассчитанное на то, чтобы при посредстве словесных, пееиенных (вокальных) и созерцательных впечатлений, создать в ,дуще молящихся благочестивую настроенность, ук1 репить. живую веру в Бога и подготовить православного, христианина, к. восприятию Божественной благодати. Найти руководящую мысль (идею) каждой службы и установить связь с нею составных частей — есть один из моментов изучения богослужения. Порядок изложения той или другой службы называется в богослужебных книгах «чином» или «последованием» службы.

Происхождение повседневных служб. Названия повседневных служб указывают на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них. Например, вечерня указывает на вечерний час, повечерие — на час, следующий; за «вечерею» (т. е. за вечернею трапезою), полунощница —-на.полночь, утреня — на утренний час, обедня — на обеденный, т. е. полуденный, первый час — по-на'шему значит 7-й' час1 утра, третий час — наш 9-й час утра, шестой час — наш 12-й час, девятый — наш 3-й час пополудни.

Обычай молитвенного освящения этих именно часов в христианской Церкви очень древнего происхождения и установился под влиянием ветхозаветного правила трижды в^ течение дня совершать в храме моление для принесения жертв — утренней, дневной и вечерней, а также слов Псалмопевца о. прославлении Бога «в вечер, заутра и полудне»-

•»г,1 Примечания см. в канне статьи.

(Пс. 54, 18 ст.). Влияние Церкви ветхозаветной особенно сказалось на службах, именуемых часами. Действительно, часы 3-й, 6-й и 9-й освящались молитвою уже в Апостольское время (Деян. II, 3 и 15 ст., X, 9 ст. и III — ст. 1). И такое молитвенное почитание этих часов с течением времени усилилось, коль скоро были приняты во внимание и священные новозаветные происшествия в эти часы. Именно: в 3-й час — сошествие Св. Духа на Апостолов, в б-й час — Страдания И. Хр., в 9-й час — Его Крестная смерть.

Но кроме этих часов уже в первые века христианства освящались молитвою и другие часы дня и ночи — утренний, затем вечерний час «при заходе солнца» и ночной «при пении петухов». Правда, в период гонений молитва в эти часы была только частною, домашнею и краткою, состоящею из чтения псалмов и иногда одной только молитвы: «Отче наш». Общественная торжественная молитва во время гонений (во II и III веке) совершалась в воскресные дни утром и вечером. Но с течением времени, после прекращения гонений домашние, частные молитвы, приуроченные к отдельным моментам дня и ночи, превратились в общественные повседневные службы.

Однако, если при установлении сроков общественных повседневных служб усматривается некоторое влияние Церкви ветхозаветной, то при определении богослужебного содержания их Православная Церковь руководствовалась воспоминаниями о христианских событиях, совершавшихся в эти часы. Поэтому во время повседневных служб читаются и поются не одни ветхозаветные псалмы, но, кроме того, молитвы и песнопения христианского происхождения, в которых говорится о воспоминаемых на часах событиях и котот рыми Церковь придала этим службам вполне христианский смысл и значение.

Священные события, прославляемые в повседневных службах. Прежде чем говорить о священных событиях, которые изображаются в повседневных службах, разъясним вопрос, как понимать мысль, что то или другое священное событие или лицо изображается или воспоминается на церковных службах? Это значит, что за службами читаются и поются такие молитвы и места из Свящ. Писания, в которых прямо или намеками (сравнениями и пророчествами) рассказывается об известном событии и призывается имя Святого: на-

пример, упоминается о Воскресении Иисуса Христа, об* Апостолах, о Николае Угоднике или об Успении Божией Матери.

Подробно об этих событиях и о том, как они отражаются в христианских молитвах, будет сказано впоследствии, а теперь заметим только следующее. Вечерня потому поставляется первою среди повседневных служб, что по изображению Церкви день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер, сумерки. На «вечерни», как в европейском, так и в христианском богослужении, ярко выделяется изображение сотворения мира и человека. Кроме того, в Православной Церкви вечерне придано воспоминание о грехопадении людей и ожидаемом спасении через Иисуса Христа... «Повечер-ний» час совпадает со временем отхода ко сну, а сон напоминает о смерти, за которой последует воскресение. Поэтому в православном богослужении на повечерии напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, т. е. о воскресении. «Полунощный» час издавна освящался молитвою: для христиан он памятен потому, что в этот час совершилась молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском, и еще потому, что «к полуночному часу» в притче о десяти девах Господь приурочил Свое второе пришествие. Поэтому за полунощ-ницей воспоминается молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском, Его второе пришествие и Его страшный Суд. Утренний час, приносящий с собою свет, бодрость и жизнь, всегда возбуждает благодарственное чувство к Богу, Подателю жизни. Посему этот час освящался молитвою у евреев. В православном богослужении за утреней прославляется пришествие в мир Спасителя, принесшего с Собой новую жизнь людям. На «часах» воспоминаются следующие исключительно христианские события: на 1-м часе — суд над Иисусом Христом у первосвященников, состоявшийся действительно около этого времени, т. е. около 7 часов утра; на 3-м часе —сошествие Св. Духа на Апостолов, совершившееся приблизительно в 9-м часу утра; на 6-м — страдания Господа нашего Иисуса Христа на кресте, совпадавшие с 12—2 ч. дня; наконец — на 9-м часе содержится воспоминание о Крестной смерти Иисуса Христа, происшедшей около 3-х часов пополудни. Таковы священные события, послужившие поводом для установления первых восьми повседневных служб. Что же касается обедни, то на ней содер-

99

-жится воспоминание о всей земной жизни Иисуса Христа и установлении Им Таинства Св. Причащения. Обедня или Литургия в собственном смысле христианская служба, появившаяся раньше других служб и с самого начала приобретшая характер службы, соединявшей воедино христианскую общину через таинство Св. Причащения.

Вначале все эти службы совершались отдельно друг от друга, особенно в монастырях. С течением же времени они стали группироваться в более редкие сроки совершения, пока не выработался современный порядок — совершать по три службы в три срока, именно: вечером совершается девятый час, вечерня и повечерие, утром — полунощница, утреня и 1-й час, днем — часы: третий, шестой и Литургия.

Другие священные воспоминания церковных служб. Желая сделать своих чад насколько можно чище, набожнее и сосредоточеннее, Св. Церковь постепенно придала молитвенное воспоминание не только каждому часу дня, но и каждому дню недели. Так, с самого начала существования Церкви -Христовой «первый день недели» был посвящен воспоминанию о воскресении Иисуса Христа и сделался торжественным, радостным днем, т. е. праздником. (1 Кор. XVI, 1, 2; Деян. XX, 7—8). Пятница напоминала о дне страданий Спасителя и Его смерти; среда сделалась напоминанием о предании Иисуса Христа на смерть, происшедшем в этот день. Мало-помалу остальные дни недели были посвящены молитвенному воспоминанию следующих лиц, по времени ближе других стоящих ко Христу: Св. Иоанна Предтечи (постоянно воспоминается за богослужением по вторникам), Св. Апостолов (по четвергам). Кроме того, по четвергам воспоминается еще Св. Николай Чудотворец. По субботам — Божия Матерь, а понедельник посвящен воспоминаниям о честных небесных, бесплотных Ангельских силах, приветствовавших рождение Спасителя, воскресение, а равно и Его вознесение2.

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число Св. Лиц: мучеников и угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений. Св. Церковь включила эти появлявшиеся духовные произведения в состав церковного богослужения, /60

«приурочив чтение и пение последних ко дням памяти обозначаемых в них святых, например, блаженной кончины или .ко дню прославления их. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений, ибо велик ряд христианских мучеников и других праведников: он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых святых. С течением времени еще более обогатится круг таких воспоминаний и молитвословий. Проявления милости Божией к известному народу, местности или городу, например, избавление от наводнения, землетрясения, от нападения врагов и т. п. давали неизгладимый повод молитвенно ознаменовывать эти происшествия. Кроме того, уже в древние времена праздновали день коронования государей п день посвящения епископа и почитали посты.

Так как каждый день является днем недели и в то же время днем года, то на каждый день приходятся троякого рода воспоминания: 1) воспоминания «дневные» или часовые, соединенные с известным часом дня; 2) воспоминания «недельные» или седмичные, соединенные с отдельными днями недели; 3) воспоминания «годовые» или числовые, соединенные с определенными числами года.

Понятие о кругах богослужения. Благодаря вышеуказанному обстоятельству, что на каждый день приходятся троякого рода воспоминания дневные, недельные и годовые, каждый молящийся может разъяснить себе вопрос, почему на церковных службах говорится не только о тех событиях, которые совершились в известные часы дня, но и о других событиях и даже о многих священных лицах. Благодаря тому же знанию о трояком роде священных воспоминаний, приходящихся на каждый день, молящийся может объяснить себе и следующее другое наблюдение. Если в течение нескольких недель, не менее двух, посещать каждую церковную службу, внимательно следя за содержанием поемых и читаемых молитв, то можно подметить, что некоторые молитвы, например, «Отче наш», молитва ко Пресвятой Троице, эктении — читаются за каждой службой; другие же молитвы, и таких большинство, слышатся только за одной службой, а за другой их не употребляют. Следовательно, выходит, что одни молитвы употребляются непременно за каждой службой и не изменяются, а другие изменяются и чередуются" между собою. Изменение и чередование церковных

молитв происходит в таком порядке: некоторые молитвы,, исполненные за одной какой-нибудь службой, не исполняются за другой. Например, молитва «Господи воззвах...» исполняется только за вечерней, а молитвы «Единородный Сыне...» или «Видехом свет истинный...» поются только за обедней. Затем эти молитвы не повторяют в церкви до следующего дня. На следующий день мы слышим эти молитвы за той же службой, за которой слышали накануне, например, «Господи воззвах...» за вечерней и «Единородный Сыне...» за обедней; следовательно, эти молитвы, хотя и повторяются каждый день, но всегда приурочены к одной определенной службе.

Есть молитвы, которые повторяются через каждую неделю в определенный день. Например, «Воскресение Христово видевше...» мы слышим только под воскресенье за всенощной; молитву: «Небесных воинств Архистратизи...»—только по понедельникам. Следовательно, «очередь» этих молит& наступает через недельный срок.

Наконец, есть еще третий ряд молитв, которые исполняются только в известные числа года. Например, «Рождество Твое, Христе Боже наш» слышится 25 декабря, а «Рождество Твое, Богородице Дево» — 8 сентября (или в ближайшие после этих чисел дни).

Если сравнить троякого рода изменение и чередование между собою церковных молитв, то окажется: каждый день повторяются молитвы, относящиеся к священным воспоминаниям «часовым», через неделю — относящиеся к священным воспоминаниям «седмичным», а через год — относящиеся к священным воспоминаниям «годовым».

Так как все наши молитвы чередуются между собою, повторяются (словно «кружатся»), одни с быстротою дня, другие — седмицы, и третьи — года, то этим молитвам усвоено в церковных книгах наименование богослужение «круга повседневного», «круга седмичного» и «круга годового». Каждый день в церкви слышатся молитвы всех трех «кругов»,, а не одного какого-нибудь, причем основным «кругом» является «круг повседневный», а два других дополнительными.

Состав церковных служб. Чередующиеся между собою молитвословия кругов повседневного, седмичного и годового носят название «изменяющихся» молитвословий. Встречающиеся же молитвословия за каждой службой называются

«неизменяющимися». Каждая церковная служба состоит из соединения неизменяющихся и изменяющихся молитвосло-вт.

Неизменяющиеся молитвословия. Чтобы был понятен порядок и смысл наших церковных служб, удобнее сначала понять смысл «неизменяющихся» молитв. Неизменяющиеся молитвы, которые читаются и поются за каждой службой, суть следующие: 1) начинательные молитвы, т. е. молитвы, которыми начинаются все наши службы и которые поэтому в -богослужебной практике называются «Обычным началом»,

2) эктении, 3) возгласы и 4) отпусты или отпуски.

Обычное начало. Каждое богослужение начинается призывом священника прославить и воздать хвалу Богу. Таких призывных приглашений или возгласов три: 1) «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков» (пред началом большинства служб); 2) «Слава Святей, и Едино-сущней, и Животворящей, и Нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» (пред началом Всенощной);

3) «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» (пред началом Литургии). После возгласа чтец от лица всех присутствующих выражает словом «аминь» (истинно) согласие на эту хвалу и тотчас же начинает славить Бога: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Затем, для приготовления себя к достойной молитве, мы вслед за чтецом обращаемся с молитвой к Духу Святому («Царю Небесный»), Который один может дать нам дар истинной молитвы (Римл. VIII, 26), чтобы Он вселился в нас, очистил от всякой скверны и спас нас. С молитвою об очищении обращаемся и ко всем трем Лицам Св. Троицы, читая: а) «Святый Боже», б) «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», в) «Пресвятая Троице, помилуй нас» и г) «Господи ломилуй», д) Слава... и ныне. Наконец, читаем молитву Господню, т. е. «Отче наш» в знак того, что это лучший образец наших молитв. В заключение читаем трижды: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», и переходим к чтению других молитв, входящих в состав службы3. Итак, общий смысл «обычного начала» тот, что мы входящими в его состав молитвами предварительно стараемся очиститься от духовной скверны и вспоминаем главнейшие христианские истины. Схема или порядок обычного начала таковы:

Возглас священника.

Чтение «Слава Тебе, Боже наш».

«Царю Небесный».

«Святый Боже» (трижды).

«Слава Отцу и Сыну» (малое славословие).

«Пресвятая Троице».

«Господи помилуй» (3 раза). Слава и ныне. Приидите поклонимся.

Эктении*. За каждой службой слышится такая молитва,, которая, будучи сама по себе пространной, разделяется на несколько меньших частей или отрывков, из которых каждый оканчивается со стороны лиц, совершающих богослужение, приглашением: «Господу помолимся», «у Господа просим», а со стороны лиц, поющих или читающих, ответными, словами: «Господи помилуй», «подай Господи». Эти протяжные молитвы произносятся диаконом на амвоне и называются «эктениями»4. В ряде христианских нужд и прошений ко Господу есть общие и необходимые прошения для всех людей, а в ряде лиц, о которых христиане должны молиться, есть лица первейшие и главнейшие. Постоянным напоминанием об этих главнейших прошениях и лицах являются за церковным богослужением эктении. В них прежде всегск приводятся христианам на память такие истины и заботы, как. «мир от Господа», «спасение души», «соединение всех люде» в Церковь Христову», болящие, умершие, отсутствующие,, духовное начальство, «вся братия» и даже «весь мир». От прочих молитв эктении отличаются тем, что в них по преимуществу имеются в виду земные лица и земная жизнь («Церковь воинствующая»), тогда как в других молитвах — святые лица и небесные их обители («Церковь торжествующая»). Эктении разделяются на несколько видов: 1) великая эктения; 2) сугубая эктения; 3) просительная эктения; 4) малая эктения и 5) эктения об умерших или заупокойная.

Великая эктения. Великая эктения состоит из 14 прошений или отделов. Диакон выходит на амвон и приглашает молящихся помолиться о следующем:

* Богослужебные тексты эктений даются в авторском варианте синодального периода.

Тексты эктений, используемые Церковью в настоящее время, см. в кн.: Всенощное бдение. Литургия. Изд. Московской Патриархии. 1982. С. 9—14 — От. ред. 64

Славянское чтение

Русское пояснение

1. Миром Господу помолимся.

2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

3. О мире всего мира, бла-гостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.

)—675

Это значит: Призовем на» наше молитвенное собрание" мир Божий, или благословение Божие и под сению лица, Божия, с миром и любовью к нам обращенного, приступим, к молениям о наших нуждах.. Равным образом и молиться будем в мире, простивши вза--имные обиды (Матф. V. 23— 24).

«Мир свышний» — это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение: от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа (Рим. V, 1). Плодом, же прощения грехов или примирения с Богом служит спасение наших душ, о чем мы,,, также молимся во втором про--шении Великой эктении.

В третьем прошении мы молимся не только о согласной, и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире^ всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших). Второй, предмет прошения: благосостояние, т. е. спокойствие и бла-~ гополучие святых Божиих церквей или отдельных право-

65.

4. О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.

(Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. —С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам).

славных обществ. — Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет более обширное нравственное единение: согласное, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем». (1 Кор. XV. 28).

Молиться о Святом Храме— значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии. Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых, и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.

5. О Святейшем Правительствующем Синоде и (местном епископе нашем) че-стнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем

Здесь содержится приглашение: Помолимся за Св. Синод, (которому вверено попечение о правосл., греко-росс. Церкви), за епископов, пресвитеров (священников), диаконов

причте и людех, Господу помолимся.

и за весь церковный притч, за чтецов и поющих, (п. ч. все они помогают спасению нашей души).

6. О граде сем (или о веси сей), всяком граде, стране, и верою живущих в них. Господу помолимся.

Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (п. ч., по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

7. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, т. е. все необходимое для нашего существования, для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мириого времени.

8. О плавающих, путешествующих, неду г у ю щ и х, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.

В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (т. е. хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (т. е. прикованных к одру опасной болезни) и 3) о находящихся в плену.

9. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, т. е. от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

5*

67

10. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатню.

11. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми памя-нувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

Матерь Божию мы потому постоянно призываем в экте-ниях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

Великая эктения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир) и «совокупною» (потому что в ней соединяются в одно и правители, и воинство, и духовенство, и миряне)5.

Сугубая эктения. Вторая эктения называется «сугубою», т. е. усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй». Сугубая эктения состоит из следующих прошений:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

4. Еще молимся о Святейшем Правительствующем Синоде, о Преосвяшенней-шем митрополите (или Ар-

Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего (далее и поясняется, что именно скажем):

«Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй».

«Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе: услыши и помилуй».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще молимся о Св. Синоде, о Епископе и о всей нашей братии. (Прошения за Св. Синод и за всю братию возносят-

хиепископе, или Епископе) нашем и всей во Христе братии нашей.

5. Еще молимся о всем Их Христолюбивом воинстве.

6. Еще молимся о брати-ях наших, священницех, свя-щенномонасех, и о всем во Христе братстве нашем.

7. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицах, и создателех святаго храма сего, и о всех, преж-депочивших отцех и бра-тиях, зде лежащих и повсюду, православных.

8. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святаго храма сего.

'9. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся6 поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

ся по тем же побуждениям, что и на Великой эктении.)

Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.

Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.

Еще молимся о прочих православных Патриархах, о других православных царях и царицах; — о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.

В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.

Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т. е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т. е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, напр., читаю-

щих, поющих, и о всех людях,, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.

При большом сходстве, в общем смысле и частностях сугубой и великой эктении, сугубая эктения отличается от великой тем, что: 1) на сугубой эктении после каждого прошения поется «Господи помилуй» трижды, а на великой — по одному разу; 2) приглашение помолиться Господу («Господу помолимся») на сугубой эктении стоит в начале каждого прошения, а на великой — в конце.

Просительная эктения. Просительная эктения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи». Читается просительная эктения так:

1. Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3. Дне (или вечера) всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

4. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

5. Прощения и оставления грехов и прегрешений у Господа просим.

6. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.

Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.

Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.

Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.

Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

8. Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем 'Судищи Христове, просим.

Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.

Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, т. е. с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной (непозорной смерти, напр., от пьянства, самоубийства) и мирной, т. е. чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.

9. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми по-мянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Малая эктения. Малая эктения представляет собою сокращение великой эктении и заключает только следующие прошения:

1. Паки и паки (снова и -снова) миром Господу помолимся.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию.

3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув-аде, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иногда к этим прошениям великой, сугубой, малой и просительной эктении присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например: по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды„ начала учения, наступления Нового года. Эти эктении с дополнительными «изменяющимися прошениями» содержатся в особой книге для молебных пений.

Заупокойная эктения. А) великая:

1) Миром Господу помолимся.

2) О свышнем мире и о спасении, душ наших, Господу помолимся.

3) Об оставлении согрешений, во блаженней памяти преставльшихся, Господу помолимся.

4) О приснопамятнех рабех Божиих (имярек), покоя, тишины блаженныя памяти их, Господу помолимся..

5) О простите им всякое прегрешение вольное и невольное. Господу помолимся.

6) О неосужденным предстати у страшного престола Господа славы, Господу помолимся.

7) О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся.

8) О огпуститися им от всякия болезни, и печали, и воздыхания, и вселети их, идеже присещает свет лица Божия, Господу помолимся.

9) О яко да Господь Бог наш учинит души их в месте свегле, в месте злачне, в месте покойне, идеже вси праведниц прибывают, Господу помолимся.

10) О причтении их в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, Господу помолимся.

11) О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

12) Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию.

13) Милости Божия, царства небеснаго, и оставления грехов испросивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Б) Малая и в) тройная заупокойная эктении состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой эктении.

Возгласы. В то время как диакон на солее произносит эк-тении, священник в алтаре читает про себя (тайно) молитвы7, а конец их произносит громко. Эти концы молитв, возглашаемые священником, называются «возгласами»8. В них обыкновенно выражается основание, почему мы, молясь Господу, можем надеяться на исполнение наших молитв и почему мы имеем дерзновение обращаться к Господу с прошениями и благодарениями. Наиболее употребительными являются следующие возгласы:

1) После великой эктении: Яко (т. е. потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Св. Духу, ныне и присно и во веки веков.

2) После сугуб, эктении — Яко (п. ч.) милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

3) После просит, эктении — Яко (п. ч.) благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

4) После малой эктении: а) Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Св. Духа всегда, ныне и присно и во веки веков.

Б) Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Св. Духу ныне и присно, и во веки веков.

В) Яко благословися имя Твое и прославися царство Твое Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно, и во веки веков.

Г) Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков.

Д) Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков.

Впрочем, помимо приведенных, существует еще несколько возгласов, которые содержат в себе те же мысли, что и отмеченные восемь возгласов. Например, за всенощной и молебном произносятся еще следующие возгласы:

А) Услыши ны, Боже Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече: и милостив, мило-

Услышь нас, Боже Спаситель наш. Ты, на Которого надеются во всех концах земли и в далеком море, и будучи

стив буди, Владыко, о гре-сех наших и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Б) Милостию, и щедротами, и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с ним же благословен еси, со пресвятым, и благим и животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков.

В) Яко свят, еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Заупокойный возглас:

милостивым, будь милостив и к нашим грехам и помилуй нас, потому что Ты милостив человеколюбец Бог есть и Тебе Славу Воссылаем...

По милости, щедрости и человеколюбию Твоего Единородного Сына, с Которым благословен Ты (Бог Отец) с Пресвятым Благим и животворящим Твоим Духом.

Потому что Ты Свят, Бог наш и во святых обитаешь (своею благодатью) и Тебе славу воссылаем...

Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб твоих (имярек), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безночальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Отпусты. Каждая церковная служба оканчивается особыми молитвенными песнопениями, которые вместе составляют «отпуст» или «отпуск». Порядок отпуста такой. Священник говорит: «Премудрость», т. е. будем внимательны. Затем, -обращаясь к Матери Божией, говорит: «Пресвятая Богородице, Спаси нас». Певчие отвечают словами «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим»... Благодаря далее Господа за совершенную службу, священник произносит вслух: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе», после чего певчие поют: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (трижды), «Благослови». Священник, об-ратясь лицом к народу, перечисляет всех Святых, по молит-74

вам которых мы обращались за помощью к Богу, а именно: 1) Матерь Божию, 2) Святого недели, 3) Святого дня,, 4) Святого храма, 5) Святого местного края и, наконец, 6) Богоотец Иоакима и Анну. Затем священник говорит, что молитвами этих святых Господь помилует и спасет нас. Отпустом верующие получают разрешение оставить храм.

Изменяющиеся молитвословия. Как уже говорилось, в Церкви читаются и поются избранные места из Священного Писания и молитвы, написанные благочестивыми христианскими писателями-поэтами. И те, и другие вводятся в состав церковных служб, чтобы изобразить и прославить священное событие трех кругов богослужения: дневного, недельного и годового. Чтение и пение из св. книг носят название по той книге, из которой они заимствованы. Например, псалмы из книги Псалтирь, пророчества из книг, написанных пророками, Евангелие из — Евангелия. Изменяющиеся же молитвословия, составляющие священно-христианскую поэзию, находятся в церковно-богослужебных книгах и носят различные названия. Главнейшие из них следующие:

1) Тропарь — песнь9, кратко изображающая жизнь Святого или историю праздника, например, известные тропари: «Рождество Твое, Христе Боже Наш», «Преобразился еси на горе, Христе Боже наш»... «Правило веры и образ кротости».

2) Кондак (от слова «контос»—«краткий»)10—краткая песнь, изображающая какую-нибудь отдельную черту празднуемого события или Святого. Все кондаки отличаются от тропарей не столько по содержанию, сколько по времени, в которое они поются за богослужением. Примером кондака может служить —«Дева днесь»... «Взбранный Воеводе»...

3) Величание — песнь, содержащая прославление Святого или праздника. Величание поется во время всенощной перед праздничною иконою сперва священнослужителями среди храма, а потом неоднократно повторяется на клиросе певчими.

4) Стихира (от греческого стихира — многостишие) — песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения, имеющих большею частью перед собою стихи Священного Писания. В каждой из стихир содержится главная мысль, разнообразно раскрываемая во всех стихирах. Например, прославление Воскресения Христа

това, введение во храм Пресвятой Богородицы, Св. Ап. Петра и Павла, Иоанна Богослова и др. Стихир много, но все они носят различные названия, в зависимости от времени их исполнения за богослужением. Если стихира поется после молитвы «Господи воззвах», то она называется «стихирой на Господи воззвах»; если стихира поется после стихов, в которых заключается прославление Господа (например, «Всякое дыхание да хвалит Господа»), то стихира называется стихирой «на хвалитех». Есть еще стихиры «на стиховне», и стихиры Богородичны — это стихиры в честь Божией Матери. Число стихир каждого разряда и предшествующих им стихов бывает различно — в зависимости от торжественности праздника — 10, 8, 6 и 4. Поэтому в богослужебных книгах говорится — «стихир на 10, на 8, на 6 и т. д. Эти цифры указывают на число стихов псалма, которые должно петь со стихирами. При этом сами стихиры, если их недостает, могут повторяться по нескольку раз.

5) Догматик. Догматиками называются особые стихиры, в которых содержится учение (догмат) о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери. А молитвы, в которых по преимуществу говорится о Пр. Богородице,— называются общим названием «Богородичен».

6) Акафист — «неседален», молебное, особенно хвалебное пение в честь Господа, Божией Матери или Святого.

7) Антифоны — (от слова анти + фонй, голос), попеременное пение (противугласие), молитвы, которые положено петь попеременно на двух клиросах.

8) Прокимен (наперед лежащий) — есть стих, который предшествует чтению Апостола, Евангелия и паремий. Прокимен служит как бы предисловием к чтению и выражает сущность вспоминаемого лица. Прокименов много: они бывают дневные, праздничные11 и др.

9) Причастен (киноникос)—стих, который поется во время причащения священнослужителей

10) Канон — это ряд священных песнопений в честь Святого или праздника, которые читаются или поются за Всенощной в то время, когда молящиеся лобызают (прикладываются) Св. Евангелие или икону праздника. Слово «канон» греческое, по-русски — правило. Канон состоит из девяти, а иногда и меньше частей, называемых «песнями». Каждая песнь в свою очередь разделяется на несколько отделов (или

.76

строф), из которых первый называется «ирмосом». Ирмосы лоются и служат связью для всех следующих отделов, которые читаются и называются тропарями канона. Всякий канон имеет определенный предмет (тему), который и изображается, развивается во всех песнях. Например, в одном каноне прославляется Воскресение Христово, в другом — Крест Господень, Божия Матерь или какой-нибудь Святой. Поэтому каноны «Животворящему Кресту», канон «Богородице», канон «Святому». Соответственно главному предмету канона читаются перед каждым стихом особые припевы. Например, при воскресном каноне припев: «Слава Тебе, Боже Наш, слава Тебе»... при каноне Богородице припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Число тропарей и припевов каждой песни канона бывает так же, как и стихарь, различно: 10, 8, 6 или 4 — 16. Поэтому в богослужебных книгах говорится —«канон на 10, на 8, на 4 и т. д.12

Образцом для канона служат те девять песней Св. Писания, прославляющие события Ветхого Завета, которые под именем «гимнов» (песней) с древности употреблялись за богослужением. Например, для первой песни всех канонов образцом служит песнь Моисея при переходе Моисея через Чермное море, вследствие чего в этой песни всегда приводится на память это событие. Для восьмой песни образцом служит песнь трех отроков и в ирмосе 8-й песни упоминается о трех отроках. Напоминанием и доказательством этой связи канона с ветхозаветными песнями служит предписание Церковного Устава читать перед каждым тропарем канона стихи из ветхозаветной песни. Распределение и порядок соединения тропарей канона и ветхозаветных стихов особый для будничных дней, особый для воскресных и праздничных дней и особый для великого поста. Однако это распределение в большинстве церквей не осуществляется и для молящихся -более известными оказываются вышеуказанные арипевы: «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе»; «Святителю, Отче Николае, моли Бога о нас» и др.

По прочтении всех тропарей ирмос каждой песни снова повторяется соединенными, сошедшимися вместе, хорами певчих и такое совместное исполнение ирмосов называется «катавасией» (от гр. схожу).

По обширности входящего в состав канона материала и тто художественности изложения его, канон можно сравнить с теми литературными произведениями, которые называются-

«поэмами» и которые также состоят из девяти песней. Церковный канон — духовная поэма 13.

Понятие о богослужебных книгах. Необходимые для богослужения книги разделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. В первых содержится чтение из Библии (Св. Писания): это — Евангелие, Апостол, Пророческие книги и Псалтирь; во вторых содержатся изменяющиеся молитвословия круга дневного, седмичного и годового.

Молитвословия круга дневного, т. е. порядок и текст ежедневных церковных служб:, полунощницы, утрени, вечерни и пр. содержатся в книге, называемой «Часослов». Молитвословия круга седмичного содержатся: а) в книге, называемой «Октоих» или «Осмогласник», который разделяется на 8 частей, соответственно 8 церковным напевам и употребляется во все сроки, кроме периода от Великого поста и кончая праздником Св. Троицы, и б) в книге — ««Триодь» (двух видов «Постной Триоди» и «Цветной»), употребляемой в течение Великого поста и до праздника Св. Троицы включительно. Наконец, молитвословия круга годичного содержатся в «Минее» или «Месячнике», разделяемой на 12 частей по числу 12 месяцев. Все находящиеся-в Минее молитвы и песнопения в честь Святых располагаются по числам, а находящиеся в «Октоихе» по дням. Кроме того, те и другие отделы подразделяются по службам вечера, утра и литургии. Молитвословия и песнопения великих праздников содержатся для удобства в особой книге» называемой «Минеей» праздничной.

Однако ознакомление с богослужебными книгами было бы недостаточное, если бы не упомянуть о следующей книге, называемой ««Уставом» или «Типиконом». В этой объемистой книге содержится подробный порядок совершения служб в различные сроки и дни года, а также указывается состояние и поведение молящихся в храме, во время . богослужения и за пределами храма, в течение дня. «Устав» — это главное руководство богослужения...14

Как пользоваться книгами для совершения служб

Для каждой службы требуются книги: Часослов, Октоих или Триодь, Минея и, наконец, Псалтирь для чтеца и Служебник для священника. Главной книгой для чтеца является 78

Часослов, из других же книг берутся изменяющиеся молитво-словия — тропари, кондаки, стихиры и каноны. Познакомившись с перечнем необходимых книг для совершения повседневного общественного богослужения, обратим внимание и на то обстоятельство, что для удобства книги «Псалтирь» и «Часослов» напечатаны вместе (с дополнением других молитв) и называются «Псалтирью Следованною». Пользование этими объемистыми книгами для отправления богослужения не представляет большой трудности. Для этого надо усвоить следующие три правила: 1. Пред началом каждой службы внимательно прочитать замечания в Минее, Октоихе или Триоди, обыкновенно напечатанные красным шрифтом— о торжественности службы,— и подметить, сколько положено в этот день стихирь и тропарей канона 10, 6 или другое число. (Подобную же справку полезно сделать и в «Церковном Уставе» под известным числом; эта справка решительно необходима в Великий пост — особенно в праздник «Сретения», «Благовещения» или в день престольного (т. е. храмового) праздника, случающегося Великим постом, а также и в день «14 Сентября о выносе Креста») 2. Когда началась служба — нужно внимательно и без пропусков читать напечатанное в Часослове. Как скоро будут прочитаны молитвы, напечатанные черным шрифтом (в Церковном часослове) или крупным шрифтом (в Учебном часослове), надобно обратить внимание на напечатанное красным шрифтом (в Церковном часослове) и мелким шрифтом (в Учебном часослове), при этом обнаружится, какая следует далее молитва: стихирь, тропарь, кондак, или эктения. Изменяющиеся молитвы и нужно заимствовать из Октоиха или Минеи, а потом после исполнения их вновь продолжать прерванное чтение по Часослову до нового позаимствования и т. д. до конца службы15. 3. При чтении нужно обращать внимание на следующие замечания Часослова: «аще убо поется Бог Господь», «аще поется Аллилуиа» и «аще есть Четыредесятни-ца». Этими фразами определяется или обыкновенный период времени, или же великопостный (последние две фразы), в зависимости от чего полагается менять молитвы, напечатанные в этом пункте Часослова.

ПРИМЕЧАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Несоответствие в счете (разница около 6 часов) объясняется тем, что счет принят восточный, а на Востоке восход и заход солнца по сравнению с нашими странами разнится на 6 часов. Следовательно, 1-й час утра Востока соответствует нашему 7 ч. и т. д.

2 Относительно времени возникновения будничных седмичных воспоминаний исследователи установили, что почитание среды и пятницы ведет свое начало от I века; о прочих днях полагают, что почитание субботы установилось в IV веке; воспоминание же понедельника, вторника и четверга более позднего происхождения. При этом предполагают, что седмичное почитание св. Иоанна Предтечи, Апостолов и Николая Чудотворца было сначала местным в каком-нибудь монастыре и стояло в. тесной связи с обычаем древности — один день недели посвящать памяти своего небесного Покровителя, во имя которого создан храм или обитель. Однако седмичное молитвенное воспоминание об этих священных лицах из местного превратилось в общецерковную вследствие особенного значения этих лиц в истории Церкви Христовой и близости их к Иисусу Христу.

3 Время от времени молитвы «обычного начала» повторяются и в середине служб с тою целью, чтобы снова привлечь внимание молящихся к этим древнейшим молитвам и содержащимся в них главнейшим, истинам нашей веры.

4 Эктения происходит от глагола эктино — протягиваю или от греческого наречия эктенос — усердно.

5 В древности эктении были сплошными молитвами по форме » общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и являются, между прочим, слова «Господи помилуй», следующие за возглашениями диакона.

6 По древнему толкованию под «труждающимися» разумелись лица, добровольно или по обязанности погребавшие мучеников, безродных ил» бедных.

7 Тайных молитв особенно много в составе литургии.

8 По непосредственному впечатлению все возглашения священника разделяются на начинательные, литургийные и эктенийные... Чтобы ясно различить те и другие, нужно тщательно усвоить возгласы эктенийные.

9 Происхождение и смысл названия тропарь объясняют различно: 1) одни производят это слово от греческого «нрав», «образ», п. ч. в тропаре изображается образ жизни святого или содержится описание праздника; 2) другие от тропеон —трофей или знак победы, чем указывается на то, что тропарь есть песнь, возглашающая победу святого или торжество праздника; 3) иные производят ог слова троп, т. е. употребление слова не в собственном значении, а в значении другого предмета по сходству между ними, такого рода словоупотребление действительно часто встречается в тропарях; святые, например, уподобляются в них солнцу, луне, звездам и т. п.; 4) наконец, слово тропарь производят и от греческого «меняюсь», так как тропари поются попеременно то на одном, то на другом клиросе, и «обращаю», так как обращаются к другим молитвам и к ним относятся.

10 Кондак — производят от греческого слова /ол'тов— малый, краткий, что означает такое краткое молитвословне, в котором прославляется жизнь святого или воспоминается в основных чертах какое-нибудь соиы-

тие. Другое название кондака производят от слова, называющего тог материал, на котором раньше писали. Действительно первоначально, контакиа — назывались свертки пергамента, исписанные с двух сторон.

11 Для образца назовем следующие два прокимна: а) в дни Св. Апостолов: «Во всю землю языде вещание их и в концы вселенный глаголы их»; б) в честь Богородицы: <Г1омяну имя Твое во всяком роде и роде».

12 Здесь упомянуты не все названия молитв и песнопений. В сочинениях, посвященных более подробному ознакомлению с православным, богослужением, приводятся еще следующие названия: воскресен, кресто-богородичен, трончен, мученичен, покоен, подобен, самогласен, седален ипокой, аллилуарий, непорочен, хвалитен, блаженны, светилен и экзапос-тилларий.

13 При ознакомлении с изменяющимися молитвословиями (тропари* кондаки, стихиры и каноны) обращается внимание и на их форму и ритм. Раньше думали, что форма и ритм христианских священных песнопений сходны с ритмом ветхозаветных псалмов и девяти гимнов, образцов канонов, отличаясь от них только христианским смыслом и благодатным духом. Теперь же устанавливается, что церковные песнопения и молитвы отличаются как от ветхозаветных, так и от древнеклассических. Строй древнеклассических произведений был метрическим, основанным-на долготе и краткости слогов; строй церковных произведений — ритмический, основанный на количестве слогов в стихе и месте ударений в них. Ударение играет главную роль з построении греческих песнопений.— Поэтому славянское чтение, которое не всегда ¡очно передает смысл греческих слов и не сохраняет греческого ритма,— не дает полного понятия о поэтических достоинствах священной греческой поэзии.

!4 Содержание Устава и значение его для богослужения и молитв очень велико. Как руководство для совершения богослужения, Устав имеет значение, подобное тому, что «иконописный подлинник» или художественный оригинал — для создания священного изображения, что «план» и «модель» для постройки здания, что «ноты» для поющих. В. уставе все относящееся к богослужению объяснено и начертано или «очерчено» (поэтому Устав и называется «типиконом»; происходит от слова тхлов — типос, тип, образ, очертание). Но подобно тому как внешний и внутренний вид храмов сложился постепенно и разнообразился по. местностям и векам, отчего и произошло разнообразие стилей архитектуры и живописи, подобно сему и вид богослужения, который ныне совершается и который составляет предмет объяснения в руководствах по богослужению, также сложился постепенно. Постепенное развитие богослужения уже открывалось из предшествующего изложения: еще виднее оно будет в последующем. Вследствие такого-то долгое время не устанавливавшегося, а скорее изменяющегося вида и содержания богослужения, выдающимся руководителям церковной жизни естественно было придать устойчивость богослужению и составить руководство к совершению его. В различных местах составлялись эти руководства (например, в Иерусалиме, в Константинополе, на Афоне и пр.). Отсюда существует несколько уставов, которые будучи сходны или тождественны во многом, разнообразятся в частностях; и дают большое право говорить о разнообразии видов или стилей богослужения, как говорилось о разнообразии стилей архитектуры и живописи и как будет говориться о разнообразии распевов одного и того же гласа Церковного пения. «Устав», ныне употребляющийся для руководства православным богослужением,

0-675

81

надписывается так: «Типикон, сиречь (т. е.) Изображение Церковного последования в Иерусалиме Святые Лавры Преподобного и богоносного Отца Нашего Саввы (+532). Тоже последование бывает и в прочих в Иерусалиме честных обителях: подобие и в прочих Святых Божиих Церквей».

15 Находящиеся в Октоихе и Минее молитвословия и песнопения напечатаны черным шрифтом, а их названия, например, тропарь, канон, ¿сондак, стихира и др., а также время их исполнения или указание, яа какой голос следует их исполнять, напечатаны красными буквами.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.