УДК 783
О БОГОСЛУЖЕБНОЙ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ "ВИКТОРИАЛЬНЫХ" ТОРЖЕСТВ (ХУШ-ХХ века)
В.Н. Демина
Значение государственных праздников в современном российском обществе неуклонно возрастает. Среди них особое место принадлежит торжествам, посвященным важнейшим событиям русской истории и, прежде всего, военным победам, получившим признание и государственный статус.
В 1995 г. был принят Федеральный закон "О днях воинской славы России и памятных датах России". В нем нашли отражение наиболее значимые "Викториальные дни" дооктябрьского и советского периодов. Среди них: День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении, День Народного единства, День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 1 апреля 2012 г. был принят новый Федеральный закон N 24-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" и признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об установлении Дня памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах" [1].
Традиционным компонентом подобных торжеств является православное богослужение, в связи с чем чествованию военно-исторических событий внимание уделяет и церковь. В 2012 г. к празднованию годовщин побед русского оружия - 400-летия народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского, 200-летия Бородинского сражения, 62-ой годовщины победы в Великой отечественной войне* - на сайтах православных приходов были размещены тексты, аудио и видеозаписи праздничных бого-
Демина Вера Николаевна - кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музыкального менеджмента Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, 344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский 23, e-mail: [email protected], т. 8(863)2800429.
* В 2012 году церковью также отмечалось 1150-летие российской государственности и др. годовщины.
служений. В большинстве храмов по случаю праздника совершались Божественная Литургия и благодарственный молебен.
Включение православного компонента изменило структуру современных государственных празднеств, носивших в советский период откровенно политический характер**, что обусловливает необходимость их изучения. Поэтому предметом исследования настоящей статьи был избран богослужебный компонент "викториальных" торжеств.
Попытаемся установить преемственность современных "викториальных" торжеств каноническим образцам и их адаптации к новым условиям.
Задачи исследования заключаются в выявлении типичных форм современного богослужения данной разновидности в их сравнительном анализе с аналогами, созданными церковью на протяжении XVIII-XX вв.
Несмотря на наличие значительного числа трудов, посвященных праздничной культуре [2], число непосредственно связанных с кругом интересующих нас проблем невелико. Это монографии Д.Д. Зелова "Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII - первой половины XVIII" и Н.А. Огарковой "Церемонии, празднества, музыка русского двора -XVIII - начало XIX века" [3], в которых представлен уникальный материал о торжествах (в том числе и "викториальных") XVII - начала XIX века. Не менее важен труд А.Е. Погосян "Петр I - архитектор рос-
Vera Dyomina - the Ph.D. of Art Criticism, the senior teacher of the Department of Musical Management at the Rostov State Conservatory (Academy) named by S.V. Ra-khmaninov, 23, Budennovsky Avenue, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2800429.
** В Советской России церковь продолжала сохранять и праздновать установленные ранее и вписанные в Минеи исторические даты побед русской армии: 7 января (25 декабря) - Рождество Христово, День памяти Бородинского сражения, 21 (8) сентября - Рождество Пресвятой Богородицы, победа на Куликовом поле, 10 июля (27 июня) - Преподобного Самсона странноприимца, Полтавское торжество.
сийской истории" [4], в котором содержатся как важные сведения о праздновании военных побед в конце XVII - начала XVIII вв., так и их культурологическая интерпретация.
История создания и практического применения воинских чинопоследований и Служб освещена в исследованиях И.Ф. Мартынова, С.А. Ванюкова и Н.И. Погребняка [5].
К различным аспектам изучения богослужебного и певческого компонента православных воинских чинопоследований обращены исследования искусствоведов, литературоведов и богословов. Музыковедами Н.Ф. Финдейзеном, В.В. Протопоповым, Н.Ю. Плотниковой, Н.С. Серегиной рассматривается музыкальная составляющая государственных и церковных празднеств XVII -XVIII вв. [6]. Современная традиция во всей полноте богослужебного певческого канона исследована С.И. Хватовой [7].
В существующих научных исследованиях не предпринимался еще анализ круга современных официальных торжеств, посвященных датам отечественной истории, сравнение текстов современных чинопоследований и созданных ранее. Обратимся к этим, еще не изученным, сторонам отечественной праздничной традиции.
Празднование "викториальных" побед исторически связано с православной культурой. Традиция специальных служб и церемониалов, посвященных "воинским" памятным датам и восходящая к византийскому опыту, уже в эпоху Ивана Грозного приобрела государственное значение и национальный характер .
В XVIII в. Петр I, создавая "круг" государственных торжеств, также опирался как на европейские образцы официальных празднеств, так и на православный обычай [9, с. 57]**. Именно введенные им так называемые
* Иван Грозный с особой пышностью отмечал свою победу под Казанью 1552 г. В память о ней, по его приказу, был выстроен Покровский собор [8, с. 9-10].
** Он тщательно следил за осуществлением церковных служб, посвященных военным победам, о чем свидетельствуют изданные в 1702 г. тексты ектений: "О победе на супостаты христоименитому воинству, и о свобождении под игом работы их сущих правоверных христиан...", переиздавались несколько раз. В 1722 г. они были изданы с предписанием: "Во всей его императорского величества империи по городам и уездам и монастырям, во всех церквах на вечернях, утренях и литургиях читать отныне положенные в новопечатных тетрадках, о победе над супостаты. прилагательные ектеньи повседневно, и отправлять пред литургиею по прежде изданных молебных пений книжице, о той же на супостаты победе молебство..." [9, с. 561-562].
"викториальные дни" явились наиболее устойчивыми в цикле государственных празднеств, становление которых проходило на протяжении нескольких столетий.
В конце XIX в. в круг воинских чинопоследований входили "Службы благодарственные"***, посвященные памятным датам военных побед, чины благословения и освящения военного судна, воинского оружия, чин освящения воинского знамени [11].
Сохранение состава чинопоследований прослеживается благодаря публикации некоторых их вариантов в "Сборнике чино-последований войсковых казачьих обществ" ("Чин благословения воинских оружий", "Чин освящения хоругви [воинского знамени]") [12].
Одной из наиболее типичных форм празднования военных побед является благодарственный молебен [13].
Особенностью благодарственных молебнов "викториальных" торжеств являлось создание специальных молитвенных текстов. Сохранилось несколько песнопений и молитв молебнов петровского времени: стихиры благодарственного молебна "на взятие Шлиссельбурга" [14, с. 251-252])****; благодарственные молитвы: "Во дни викториальные, яко от полтавской баталии и прочие", содержащиеся в молебне: "Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии" [11, с. 78].
В XIX-XX веках создание благодарственных молебнов, посвященных воинским победам, продолжалось. "Последование благодарственного и молебного пения" в воспоминание победы над французами в войне 1812 г. было составлено в начале XIX в. Святителем Филаретом (Дроздовым) Митрополитом Московским и Коломенским [17]. Один из наиболее ранних его списков, относящихся к первой половине XIX в. - "После -дование благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа, в воспоминание избавления церкви и державы россий-ския от нашествия галлов и с ними двадесят
*** Например, "Служба благодарственная о Полтавской победе" [10].
**** Помимо молебна специальные песнопения создавались для Служб благодарственных: цикл стихир "Стихи благодарственные Богу за взятие Слюссенбурха" [15, л. 1-4]; в той же рукописи содержатся и песнопения на победу под Лесным: цикл "Стихиры торжественных о победе над Левенгауптом под Лесным", тропарь и кондак [15, л. 10]. С.В. Буцкая определяет виды циклов стихир "На взятие Слюссенбурха" и "Победы по Лесным" как стихиры на "Господи, воззвах" [16, с. 16].
язык" - хранится в Российской государственной библиотеке [18]. Известны варианты молебна, изданные в "Последовании молебных пений" [11], а также современные электронные публикации, например, на сайтах Резекненского благочиния Латвийской Православной Церкви [19] и храма Рождества Христова г. Краснодара [20].
Это воинское чинопоследование отличается особой структурой, выделяющей его из других благодарственных молебнов. С.А. Ванюков отмечает: "Этот чин совершался после праздничной Литургии и имел некоторые особенности, не свойственные последованиям молебнов и идущие вразрез с принципами, лежащими в основе православного богослужения" [21]. Описывая их структуру, автор выделяет следующие, важные элементы чинопоследования: нехарактерный для молебнов возглас утрени (или Всенощного бдения, начинающегося вечерней): "Слава Святей"; - пение: "С нами Бог", вставленного в данный молебен, видимо, как элемент Рождественского богослужения, или под влиянием молебного пения о даровании победы; "Бог Господь" с пением в качестве первого тропаря рождественской стихиры (!) по 50-м псалме. Второй тропарь, начинается Рождественским славословием: "Слава в Вышних Богу"; Слава: тропарь Кресту; И ныне: догматик (!) 1-го гласа; паремия (Исх., 14 гл.), читаемая при наличии нескольких диаконов одним из них, а не чтецом; прокимен великий: "Кто Бог Велий"; Апостол (Евр., 329-331 зач.), Ал-лилуиарий, стихом которого является текст воскресного прокимна 7 гл. и Евангелие (Мф., 98 зач.); сугубая ектения с особыми прошениями, начинающаяся словами: "Рцем вси"; коленопреклоненная (!) молитва: "Боже Великий и Непостижимый"; пение великого славословия или гимна "Тебе Бога хвалим"; особый, уникальный праздничный отпуст "Иже во яслех вифлеемских, яко Агнец воз-легий, сопротивных же крепость, яко лев, со-крушивый, и верныя овцы Своя на путь правды, и спасения, и мира наставивый и упасый, Христос, истинный Бог наш."; возглашение многолетия императору с воинством, и вечной памяти императору Александру I [21].
Сравнение редакции чинопоследования "Последование благодарственного и молебного пения." 1812-1825 гг. [18] с современными вариантами молебна [19, 20] выявило совпадение их общей структуры и порядка следования большинства молитвенных текстов.
Тексты современных редакций молебна и упомянутой рукописи РГБ имеют некоторые разночтения. Так, вариант, разме-
щенный на сайте Резекненского благочиния Латвийской Православной Церкви, подвергся небольшим редакторским правкам: в нем заменены или изъяты фрагменты текстов с упоминанием императора. Например, в тексте ектении: "О еже благосердием и милостию призрети на Благочестивейшаго Императора нашего", заменено на "О еже благосердием и милостию призрети на победоносное воинство наше". Подобные замены присутствуют и в тексте коленопреклоненной молитвы: "И дал еси нам хребет нечестивых супостатов, воинов же наших..Г, вместо "И дал еси нам хребет нечестивых супостатов, Благочестивейшаго же царя нашего Александра Павловича венчал..." [18, л. 28]*. А также заменой первого тропаря "На Бог Го -сподь". В рукописи - "Слава в вышних Богу и на земли мир: днесь восприемлет Вифлеем СедЯщаго присно со Отцем", в опубликованном тексте - тропарь "Благодарни суще, недостойнии раби Твои, Господи...".
Сравнение рукописи с текстом молебна, опубликованным на сайте храма Рождества Христова (Краснодар), выявило более значительные разночтения.
Помимо уже отмеченных изменений, в тексте "Особых прошений" великой ек-тении нужно отметить следующие: текст молитвы "О еже благосердием и милостию призрети. . ", заменен на "О еже непреобори-му и победительну...". Также изменен порядок слов в названии молебна: "Последование благодарственного молебного пения ко Госпо -ду Богу на воспоминание избавления Церкве и Державы Российския...", вместо "Последо-вание благодарственного и молебного пения ко Господу Богу, певаемого в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа." [20].
Однако уникальная структура молебна сохранена в обеих современных редакциях.
С 2010 г. 9 мая в храмах начали служить Благодарственный молебен Господу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Молитву для этого молебна по образцу молитвы Святителя Московского Филарета (Дроздова) из благодарственного молебна в честь победы 1812 г. написал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл [22]. Структура этого молебна, "певаемаго в день Победы в Великой Отечественной войне" [23], в целом совпадает с молебном, посвященным победе над армией Наполеона. Большинство текстов молитв также совпадает.
* Коленопреклоненная молитва в двух современных редакциях сокращена.
Отсутствует несколько разделов, отмеченных в первоначальной редакции "Последова-ния благодарственного и молебного пения..." 1812-1825 гг. [18]: пение пророчества святого пророка Исаии "С нами Бог, разумейте, язы-цы, и покаряйтеся, яко с нами Бог", тропаря "Слава в Вышних Богу", прокимна великого: "Кто Бог Велий". В заключение молебна добавлены "Особые заупокойные прошения в день Победы над фашистской Германией".
Музыкальная составляющая последо-ваний благодарственных молебнов требует отдельного изучения. Из песнопений виктори-альных благодарственных молебнов XVIII в. опубликован уже упоминавшийся фрагмент стихиры "на взятие Шлиссельбурга". Для отправления чинопоследований благодарственных молебнов в XX и XXI в., вероятно, используется соответствующий раздел Обихода нотного церковного пения [24], или принятый в церковном хоре общины распев.
Таким образом, можно говорить о продолжении в наши дни установившейся в дореволюционной России практике включения в церковный календарь важных и актуальных исторических событий, их отражении в текстах специальных служб.
В современной России произошло расширение круга праздников, в числе которых восстановленные канонические модели "вик-ториального" торжества.
Способы создания текстов для входящих в них благодарственных служб и молебнов, посвященных событиям российской военной истории XX в., свидетельствуют о сохранении церковью воинских чинопоследований и о преемственности традиций.
Придание викториальным торжествам статуса государственных способствует не только объединению в празднестве представителей разных конфессий, но и формированию российской политической нации и укреплению патриотизма.
ЛИТЕРАТУРА 1. Федеральный закон N 24-ФЗ: "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" и признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об установлении Дня памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах" // Российская Газета. Федеральный выпуск. 2012. № 57464, апрель. [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http:// www.rg.ru/2012/04/04/slava-dok.html.
2. См., напр.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994. 398 с., ил.; Огаркова Н.А. Церемонии, празднества, музыка русского двора - XVIII - начало XIX века. СПб.: Дм. Буланин, 2004. 348 с.; Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Рос. энциклопедия, 1992. С. 329-331.
3. Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII -первой половины XVIII в.: История триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы. М.: Едуториал УРСС, 2002. 303 с.; Огаркова Н.А. Церемонии, празднества, музыка русского двора - XVIII - начало XIX века. СПб.: Дм. Буланин, 2004. 348 с.
4. Погосян Е.А. Петр I - архитектор российской истории. СПб.: Искусство, 2001. 424 с.
5. Мартынов И.Ф. Три редакции "Службы благодарственной о великой победе под Полтавой" // XVIII век. Сборник 9. Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. Л.: Наука, 1974. С. 139-148; Ванюков С.А. Обзор истории православных воинских чино-последований // Московские епархиальные ведомости. 2002. № 9-10. [Электронный ресурс]. URL: http://vedomosti.meparh.ru/2002_9_10/obzor. doc; Погребняк Н.И. О некоторых редких молит-вословиях, связанных с отечественной войной 1812 года. Там же. URL: http://vedomosti.meparh. ru/2002_9_10/7.htm.
6. Финдейзен Н.Ф. Петровские канты // Известия Академии Наук СССР. 1927. Т. 21. № 7/8. С. 667-690; Протопопов В.В. Музыка петровского времени о победе под Полтавой // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. С. 197-249; Плотникова Н.Ю. Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации // Музыка России: от Средних веков до современности. Вып. 2. Сборник статей. М.: Композитор, 2004. С. 30-50; Серегина Н.С. Из истории русских праздников // Невские хоровые ассамблеи: Всерос. фестиваль: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. "Прошлое и настоящее русской хоровой культуры" (г. Ленинград, 18-24 мая 1981 г.) / Сост. А.С. Белоненко. М.: ВХО, 1984. С. 70-73.
7. Хватова С.И. Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI столетий. Майкоп: ИП О.Г. Магарин, 2011. 412 с.
8. Богатырев С.Н. "Лестница в небеса". Символика власти Ивана Грозного // Родина. 2004. № 12. С. 9-13.
9. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом: В 2 т. Т. 2. Описание славяно-русских книг и типографий 1698-1725 г. СПб.: Общественная польза, 1862. 720 с.
10. РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 3738. [Ноты].
11. Последование молебных пений [Текст] / Синод РПЦ. СПб.: Синодальная типография, 1893. 300 с.
12. Сборник чинопоследований войсковых казачьих обществ. М.: Синодальный Комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, 2011. 48 с.
13. См.: Пономарев В.Т. Справочник православного человека: В 4 ч. Ч. 3. Обряды Православной Церкви. М.: Даниловский благовестник, 2008. 160 с.
14. См.: Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии и Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России // ПСС. В 17 т. Т. 3А. Литературные произведения и переписка. М.: Гос. муз. изд-во, 1957. С. 251-252.
15. РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 3750. Л. 1-4.
16. Буцкая С.Б. Проблемы партесного многоголосия в России: по памятникам второй половины XVII-XVIII веков: автореф. дис. ... канд. искусств. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1991. 24 с.
17. Житие Святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского и Коломенского // Право-славие.ги. Портал Православие, 2 декабря 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie. ru/put/50209.htm.
18. РГБ. Ф. 304. Оп. II. Д. 87.
19. Последование благодарственного и молеб-ного пения ко Господу Богу, певаемого в день Рождества еже по плоти Спасителя нашего Иисуса Христа, и воспоминания избавления Церкве и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык // Резекненское благочиние Латвийской Православной Церкви. Сайт Резек-ненского благочиния Латвийской Православной
Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www. cerkov.lv/index.
20. Последование благодарственного молебного пения ко Господу Богу на воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык, певаемого в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа или во ин день // Редакция сайта храма Рождества Христова. Сайт храма Рождества Христова г. Краснодара, 06.06.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://xpam-xpicta.ru.
21. Ванюков С.А. Обзор истории православных воинских чинопоследований.
22. Молитва Патриарха благодарственная за избавление Отечества [Электронный ресурс] // Редакция портала "Православие и мир"; "Православие и мир". Ежедневное интернет СМИ, 7 мая, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir. ru/molitva-patriarxa-blagodarstvennaya-za-izbavlenie-otechestva.
23. Последование благодарственнаго и молебнаго пения ко Господу Богу, певаемаго в день Победы в Великой Отечественной войне" // Сайт Московской патриархии. [Электронный ресурс]. URL: http://p2.patriarchia.ru.
24. Обиход нотного церковного пения [Ноты] / Челябинский рабочий. - Челябинск: Челябинский рабочий, 1992. 440 с. С. 137. Репринтное издание: Обиход нотного церковного пения. Пинск: Изд-во Полесского епархиального миссионерского комитета, 1929.
17 января 2013 г.
УДК 342.7
О СУЩНОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ЗА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
К.А. Куликова
Задача построения эффективного российского государства не может быть решена, если оно не способно обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 2 Конституции Российской Федерации определяет государство как субъект, обязанный защищать права
Куликова Кристина Александровна - аспирант, ассистент кафедры конституционного и муниципального права Белгородского государственного национального исследовательского университета, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85, e-mail [email protected], т. 8(4722)301211.
и свободы человека [1]. А несущий обязанности публичный субъект не может быть вне системы ответственности - политической, социальной, юридической.
По справедливому замечанию Н.В. Ви-трука, формирование социально ориентированного правового государства в условиях
Kristina Kulikova - postgraduate student, teacher of the Constitutional and Municipal Law Department at the Belgorod State National Research University, 85, Pobeda Street, Belgorod, 308015, e-mail: [email protected], tel. +7(4722)301211.