Научная статья на тему 'Письма архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) к святителю Афанасию Ковровскому'

Письма архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) к святителю Афанасию Ковровскому Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
424
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косик О. В.

Письма архиепископа Онисима к святителю Афанасию Ковровскому вместе с опубликованными ранее письмами епископа Афанасия к архиепископу Онисиму составляют полную переписку этих Владимирских архиереев, в центре которой служение епископа Афанасия в Успенском соборе на праздновании 850-летия города Владимира и 800-летия Успенского собора в 1958 году. К публикации писем прилагается доклад святителя Афанасия, в котором он составил подробный и церковно-исторически обоснованный проект празднования, по которому и была проведена праздничная служба во Владимире. Письма публикуются впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) к святителю Афанасию Ковровскому»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 4 (21). С. 107-136

Письма архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) к святителю Афанасию Ковровскому

Письма архиепископа Онисима к святителю Афанасию Ковровскому вместе с опубликованными ранее письмами епископа Афанасия к архиепископу Онисиму составляют полную переписку этих Владимирских архиереев, в центре которой служение епископа Афанасия в Успенском соборе на праздновании 850-летия города Владимира и 800-летия Успенского собора в 1958 году. К публикации писем прилагается доклад святителя Афанасия, в котором он составил подробный и церковно-исторически обоснованный проект празднования, по которому и была проведена праздничная служба во Владимире. Письма публикуются впервые.

История взаимоотношений святителя Афанасия и архиепископа Онисима (в миру Фестинатов Сергей Николаевич) охватывает несколько десятилетий. Архиепископ Онисим родился 21 апреля 1890 г. в с. Булгаково Ивановской области (бывшей Владимирской губ.) в семье священника. В 1910 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, преподавал в церковно-приходских школах, был помощником епархиального миссионера. 1 августа 1913 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем (Налимовым) был рукоположен в сан диакона, а 6 августа того же года во иерея к Спасской церкви г. Владимира. С 1930 г. перемещен в с. Заястребье Владимирской области. Отец Сергий хорошо знал епископа Афанасия как борца с обновленчеством в 1920-е гг., ревностного и заботливого архипастыря. Будущий архипастырь Владимирский подвергался репрессиям, десять лет провел в лагерях. С 1943 г. назначен благочинным церквей Сабинского, Селивановского и Гусь-Хрустального районов. 17 марта 1943 г. собранием верующих г. Владимира избран на должность настоятеля Владимирского Успенского собора и вскоре указом митрополита Сергия (Страгородского) утвержден в этой должности. 25 августа того же года митрополит Алексий (Симан-ский) постриг о. Сергия в монашество с именем Онисим. 27 августа 1944 г. в Московском Патриаршем кафедральном соборе была совершена хиротония иеромонаха Онисима во епископа Владимир-

ского и Суздальского. В 1944-1946 гг. епископ Онисим был временно управляющим Ивановской епархией. С этого времени епископ Афанасий постоянно посылает в письмах из лагеря «братский привет» «Владимирскому Владыке». Вскоре по вступлении на патриаршество Патриарха Алексия, в феврале или марте 1945 г. Владыка Афанасий именно через епископа Онисима обратился к Святейшему с письмом, в котором просил его возбудить ходатайство перед правительственными органами о замене заключения в лагерях заключением в одной из московских тюрем с предоставлением возможности работать там с богослужебными книгами под руководством и наблюдением Патриарха. Хотя ответа на свое прошение Владыка не получил, этот шаг являлся одним из наиболее ранних свидетельств о восстановлении общения епископа Афанасия с Московской Патриархией. В своем известном письме, написанном по выходе из заключения Святейшему Патриарху Алексию о признании Московской Патриархии, святитель писал: «Считая себя состоящим в клире Владимирской епархии, я всегда на молитве рядом с Вашим именем возношу имя находящегося в Вашем ведении преосвященного Онисима, как епископа нашего» (2 апреля 1955 г.). В 1956 г. Владыка Онисим был возведен в сан архиепископа. К этому времени святитель Афанасий уже был освобожден из заключения и проживал во Владимирской области, в пос. Петушки. Молитвенное единение увенчалось совместным служением во время Владимирских юбилейных торжеств в 1958 г. во Владимирском Успенском соборе вместе с архиепископом Онисимом и архиепископом Пименом (Извековым)1. Владыка Афанасий писал: «И если до сих пор лишь немногие знали, что, хотя по немощи я и не хожу в храмы, но на своей келейной молитве всегда поминаю как «великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Алексия», так и «господина Нашего преосвященнейшего архиепископа Онисима», то теперь, когда Господь дал мне возможность пред всем всенародным множеством Владимирцев, собравшихся в нашем Соборе в день празднования юбилея, громогласно исповедать мое общение с Святейшим Патриархом и с Вашим Высокопресвященством, теперь у сомневающихся и колеблющихся и ссылавшихся на меня должен отпасть этот повод к уклонению от посещения православных храмов, в коих возносятся моления о Святейшем Патриархе». Чин праздника был разработан епископом Афанасием, а также им научно определен наиболее подходящий дня этого празднования день2.

Духовная дочь святителя Афанасия Н.А. Пазухина писала в своих воспоминаниях: «В 1958 г. исполнялось 850 лет городу Владимиру и

800 лет Успенскому собору. И Владыке уполномоченный по делам религий с большим скрипом разрешил (поскольку в 20-х гг. Владыка был епископом Ковровским и викарием Владимирским) принять участие в торжественных богослужениях, только чтобы он - „быстро, быстро, никого не благословляя, из собора - в машину”. Я была на работе. Ольга Александровна [Остолопова] рассказывала: „Все кинулись, просто кинулись к нему под благословение”»3.

На отпевании епископа Афанасия Владыка Онисим сказал слово, в котором вспоминал годы борьбы с обновленчеством, говорил о том, как Владыка Афанасий своим мудрым и убедительным словом предупреждал отпадение в этот раскол многих из духовенства; говорил о доброте и ласке, которые оказал Вл[адыка] Афанасий когда-то его семье и ему самому, тогда еще священнику. Ответы на большую часть представленных писем опубликованы в книге «Молитва всех вас спасет» (М., 2000). Подлинники и копии публикуемых писем хранятся в Церковно-историческом архиве ПСТГУ в фонде святителя Афанасия Ковровского.

В годы хрущевских гонений архиепископ Онисим сумел уберечь от закрытия почти все храмы своей епархии. Скончался он 31 октября 1970 г. во Владимире.

Письма епископа Афанасия к архиепископу Онисиму опубликованы в сборнике «Молитва всех вас спасет» (М., 2000). Вместе с ныне публикуемыми они составляют полную переписку архипастырей. Письма публикуются по современным правилам публикации документов.

Вступительная статья, публикация и комментарии

О.В. Косик

1

2 ноября 1955 г.

Ваше Преосвященство.

Слава Богу, во-первых, за то, что окончилось пребывание Вашего Преосвященства в узах4, а во-вторых, за возможность благополучного возвращения Вас в родные палестины, поближе, как Вы пишете, к родным могилкам и святым местам, воспитавшим Вас в преподобии и правде.

Еще того приятнее было узнать, что Вы, Ваше Преосвященство, поминаете недостойного и многогрешного меня в своих молитвосло-виях.

Я также не забываю помянуть Ваше святое имя в своих недостойных молитвах.

К Святейшему надо явиться при всей форме и низким поклоном и благопокорливостью.

Такой поступок с Вашей стороны он, несомненно, по достоинству оценит.

С Божьей помощью устраивайтесь в Петушках и не забывайте навестить меня многогрешного в моей келье во Владимире, буду рад Вас видеть и принять.

Вашего Преосвященства

О Христе собрат и искренне Вас почитающий Онисим, Епископ Владимирский и Суздальский.

Ноябрь 2 дня 1955 г. г. Владимир.

ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Машинопись и рукопись.

2

Пасха Христова 1956 г.

Ваше Преосвященство, дорогой и благостный Владыко!

Христос Воскресе!

Спешу поздравить Вас с великим христианским - светоносным днем Христова Воскресения!

Вместе с Вами пою и славлю Воскресшего, Разрушившего твердыни адовы и даровавшего нам веселие вечное.

В сознании столь великих и неисчерпаемых благ, дарованным нам Христом Своим дивным Воскресением, братски обнимаю и лобзаю Вашу святыню.

С любовью

Архиепископ Онисим.

ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Машинопись и рукопись.

3

26 мая 1956 г.

Ваше Преосвященство!

Дорогой Владыка!

Посылаю Вашему Преосвященству фотоснимок с иконы Бого-любской Божьей Матери, находящейся в настоящее время в фондах Владимирского краеведческого музея5. Образ этот, как Вы и говорили, очень поизносился, так что краски его почти полностью стерлись.

Что же касается фотоснимка с иконы Божьей Матери Максимовской6, его сделать не пришлось. Причиной сему было запрещение директора музея, сказавшего, что этот образ находится в консервации, залит кругом стеарином, и чтобы раскрыть его, надо обращаться за разрешением в Главмузей и СССР. К этому директор добавила, что едва ли упомянутые учреждения дадут разрешение снять стеарин и сфотографировать самый образ.

В свою очередь, сам я хочу просить Вас, не найдете ли возможным дать мне подробные сведения о жизни св[ятого] благоверного князя Глеба, св[ятые] мощи коего почивают в нашем Успенском соборе.

Сведения о жизни князя Глеба у меня спрашивает один мой добрый знакомый, бывший главный врач нашей 1-й Советской больницы г. Владимира Михаил Михайлович Мелентьев7. В литературе, имеющейся в моем распоряжении, очень кратко и немного сказано о св[ятом] князе Глебе. Если Вы что знаете больше, не откажите восполнить мою скудость Вашими познаниями. Буду Вам очень благодарен.

С братской о Христе любовью остаюсь искренне Вас почитающий

А[рхиепископ] Онисим.

ЦИА ПСТГУ. Подлинник на бланке. Машинопись.

4

18 августа 1956 г.

Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу Афанасию.

Ваше Преосвященство!

Направляю Вам для ознакомления прилагаемые при сем письма, полученные мною от Архиепископа Мануила, Управляющего Чебоксарской и Чувашской епархией, и по ознакомлении с ними прошу Вас дать о них свой отзыв.

Мне помнится, что во времена Собора 1917 года Вы, будучи в комиссии по составлению новых богослужебных песнопений и исправлению старых8, много трудились в данной области. Я лично этим вопросом не занимался, не изучал его и не исследовал.

Буду очень благодарен Вашему Преосвященству, если Вы сочтете возможным с должным вниманием осветить, с исторической точки зрения, вопрос, затрагиваемый в письмах Высокопреосвящен-нейшего Архиепископа Мануила и необходимость его включения в

Устав богослужения нашей православной Церкви в нынешнее время9.

С братской о Христе любовью Онисим,

архиепископ Владимирский и Суздальский.

Авг[уст] 18 дня 1956 г.

г. Владимир.

ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Машинопись и рукопись. Подпись-автограф.

5

20 сентября 1956 г.

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Епископу Афанасию.

Ваше Преосвященство, дорогой Владыка!

Сердечно благодарю Вас за присланное поздравление с Церковным новолетием, взаимно приветствую и Вас с Новым летом с пожеланием Вам здравия и спасения и в добрых делах преуспеяния.

Очень благодарю Вас за Ваши молитвы о мне грешном и неду-гующем. После перенесенной в конце 1954 года болезни организм мой ослаб. Особенно тяжело отзываются на моем здоровье часы приема всяких делегаций и депутаций от приходов городских и сельских, с их непомерными и неудобоприемлемыми требованиями и т. д. Приходится во время беседы с такими лицами много волноваться. Между тем врачи меня предупреждают, что подобного рода волнений мне следует избегать, т. к. они губительны для моего здоровья и могут повлечь печальный конец.

Ныне стало очень трудно управлять паствой, в которой преобладает мирское начало, светский дух. Где ныне развелось много грамотеев, законников, сплетников, еще более клеветников и смутьянов. А главное, не стало у людей совести, страха Божия, еще менее смиренной благопокорливости Богу и старшим, той, можно сказать, святой благопокорливости, которой отличались наши предки.

Впрочем, что я об этом пишу Вашему Преосвященству, Вы, я полагаю, знаете жизнь архиерейскую гораздо лучше, чем я, т. к. имели возможность еще до революции общаться с виднейшими светильниками веры нашей в лице Преосвященнейших архипастырей и прочих деятелей церковного мира на соборе 1917 года, и, во-вторых, Вам пришлось защищать церковь от нападок мутных волн неверия и отрицания всего святого и дорогого для верующего сердца в первые тяжелые дни революции. Этот момент был большим испытанием для

нас, в то время сельских иереев, а для Вас, стоящего на архиерейском возвышении, - еще более тяжелый крест.

Большую благодарность приношу Вашему Преосвященству за Ваш отзыв на письмо Высокопреосвященнейшего Мануила, Архиепископа Чебоксарского, в связи с его намерением составить чин погребения архиерейского. Я вполне разделяю Ваше мнение и согласен с Вами, что составление нового последования на погребение архиереев не должно быть, т. к. чин погребения священнического, по которому ныне отпевают архиереев, действительно весьма содержательный и умилительный. Поэтому я прошу Вашего благословения этот ответ Вашего Преосвященства послать Архиепископу Мануилу в Чебоксары. Он, кстати сказать, любитель составлять различного рода исторические книги о жизни епархий, деятельности архиереев и т. п. Перед своей последней репресией, когда он управлял Чкаловской епархией, он усиленно собирал сведения об архиереях, управлявших епархиями, в хронологическом порядке.

Недавно получил письмо от Преосвященного Николая (Муравь-ева-Уральского)10 из Углича. Он между прочим просит меня дать ему адрес Вашего Преосвященства. Владыка Николай, будучи в Москве, узнал, что Вы занимаетесь составлением православного церковного календаря и, как я понял, собирается дать Вам какой-то ценный материал из жизни церковной.

Дорогой Владыка! Живете Вы недалеко от меня и так редко бываете у меня. Хотелось бы, чтобы Вы посещали меня почаще и запросто погостили бы у меня. Владыка Николай тоже давно не был у меня, хотя я его приглашал усердно.

Я по состоянию своего здоровья никуда не выезжаю. Впрочем, собираюсь приехать на праздник Покрова Богородицы навестить г. Покров, где намереваюсь отслужить праздничную службу и помолиться с паствой г. Покрова.

В конце августа поджидал приезда Антиохийской церковной делегации11, но Господь смилостивился, на сей раз она была в других городах.

Сегодня приехал к нам командированный Издательством Московской Патриархии фотограф Хохлов Александр Иванович. Он производит фотосъемки церквей, монастырей и духовно-учебных заведений Русской Православной Церкви. Я его думаю направить и в Петушки, дабы сфотографировать церковь и ея внутренний вид.

Такого рода фотоснимки, по словам Хохлова, требуются издательству Патриархии для иллюстрации выпускаемой книги о жизни и деятельности Православной церкви в Советском Союзе.

За сим прошу Ваших святых молитв о мне грешном и остаюсь с братской во Христе любовью А[рхиепископ] Онисим.

Предпразднство Рождества Богородицы, муч[еника] Созонта.

20/7-ІХ-56 г.

г. Владимир.

ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Автограф.

6

19 июля 1957 г.

Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу Афанасию.

Ваше Преосвященство!

Сердечно благодарю Вас за поздравление, добрые пожелания и молитвы о мне, недостойном.

С большим интересом прочитал сообщение Вашего Преосвященства о праве ношения митры настоятелями Успенского собора г. Владимира12.

В ближайшее время буду принимать меры к розыску упомянутого в Вашем письме постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода и возможного претворения его в жизнь.

Сейчас настоятелем Успенского собора назначен мною протоиерей Громов Алексей13, который удостоен награждения палицей, а митры не имеет. Для собора и для Громова право ношения митры во время служения будет весьма важным и показательным событием.

Молю Бога о даровании Вам крепости сил душевных и телесных на благо Святой Церкви.

Вашего Преосвященства

О Христе собрат и искренне Вас почитающий Онисим, Архиепископ Владимирский и Суздальский.

ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Машинопись и рукопись.

7

Не ранее 27 марта 1928 г.* Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу Афанасию.

Ваше Преосвященство, дорогой и благостный Владыка!

Приношу Вам большую сердечную благодарность за составление порядка служб церковных, имеющих быть в дни празднования 800летнего юбилея Успенского собора г. Владимира в сентябре месяце текущего года.

Скажу от себя, что начертанный Вами порядок служб церковных в дни празднования юбилея со всеми литургическими особенностями произвели на меня сильнейшее впечатление.

Вы, Ваше Преосвященство, по моему мнению, остались одним из немногих литургистов нашего времени, так хорошо знающих особенности служб церковных, устав богослужения и прочее чинопосле-дование, способствующее как можно яснее отобразить святость и величие праздников, оттенить особенности торжества и наиболее важные моменты совершения священнодействия.

По поводу выполнения всей программы, начертанной Вами для проведения служб в соборном храме в дни юбилея, я беседовал с Уполномоченным и в ответ получил предложение: как можно поскромнее.

Я ему на это стал возражать, говоря, что мы предполагаем видеть участниками торжества юбилея высших иерархов нашей Православной Церкви, Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Карпова Георгия Григорьевича14 или его заместителя Середу, представителей Министерства культуры и прочих начальников, о чем мы уже ведем переговоры, не говоря о большом количестве верующих из всех областей и желаем сохранить порядок служб, Вами указанный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ныне у меня возник еще один недоуменный вопрос из церковнобогослужебной практики, вызванный просьбой ко мне со стороны некоторой части верующих, - дать разрешение священникам собора совершить над ними чин соборования с помазанием священным елеем.

На первых порах своего служения в Успенском соборе, будучи его настоятелем, я в Успенском соборе в Успенский пост дерзнул [совершить] такое соборование над здоровыми женщинами, не представляя себе ясно его значение и смысла и порядка. Тогда мне жен-

* Датируется по ответному письму епископа Афанасия от 27 марта 1958 г. (см.: Молитва всех вас спасет. М., 2000. С. 513-516).

щины, требовавшие соборования, ссылались на Вас, что Вы такое соборование совершали.

Почитая Вас за авторитет в делах литургических и богослужебном уставе, поверил им и что-то сделал наподобие елеосвящения, помазав их всех освященным елеем без чтения молитв, показанных в Требнике после Евангелия в чине таинства Елеосвящения.

У Булгакова15 что-то такое имеется о соборовании над здоровыми, но нет ясного порядка совершения этого обряда. Если что Вы знаете, не откажите сообщить мне об этом соборовании, о времени возникновения этого обряда в Русской Церкви, его назначении, смысле и надобности и времени его совершения над верующими людьми.

Настоятель собора, к которому я обратился с вопросом, почему он отказался соборовать женщин на четвертой неделе Великого поста, ответил, что такого обряда нет в Русской Православной Церкви. Он возник в нашей Церкви в 17 веке по благословению некоторых иерархов во времена после Патриарха Никона, когда среди верующего простого народа утвердилась мысль о скором втором пришествии Спасителя и Страшном суде и о пришествии Антихриста. Каждый христианин, ожидая страшного суда Божия и чувствуя свою греховную немощь, хотел очиститься от смрада греховного и надеялся получить это очищение в церкви в обряде соборования. Теперь это время прошло, сказал настоятель, и заводить этот обряд бессмысленно.

Поэтому еще раз прошу Вас, Благостный Владыка, для пользы церковной сообщите мне, что Вы знаете об обряде соборования. Буду очень благодарен.

Молю Господа, дабы Он Всещедрый помог Вам в добром здравии и благополучии совершить подвиг воздержания и встретить Святую Пасху в духовной радости.

С братской о Христе любовью к Вам Онисим, Архиепископ Владимирский и Суздальский.

ЦИА ПСТГУ. Копия. Машинопись.

8

27 июня 1958 г.

Петушки Владимирской Кибиревский проезд 3

Сахарову Афанасию

Дорогой и благостный Владыка, прошу Вас сообщить мне, нужна ли Вам квартира, заарендованная Вами во Владимире на улице Гер-

цена. Этой квартирой очень интересуется Собор. Если она Вам не нужна, мы готовы Вам компенсировать выплаченные Вами суммы. Жду от Вас ответа. Архиепископ Онисим.

Архив Владимирско-Суздальского епархиального управления. Рукописная копия телеграммы. Автограф архиепископа Онисима. На том же листе машинописная копия.

9

17 сентября 1958 г.

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Епископу Афанасию

Ваше Преосвященство.

Вкупе с братским приветствием посылаю Вам мое усердное приглашение принять участие в богослужении в день празднования 800летнего юбилея Успенского кафедрального собора в г. Владимире, на каковое приглашение я имею указание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, выраженное в его резолюции от 6 сентября с/г (21 сентября ст. ст.) на моем рапорте.

Юбилейное служение, согласно постановлению Священного Синода, будет совершено 3 и 4 октября с/г (21 сентября ст. ст.).

Соблаговолите, Ваше Преосвященство, сообщить нам заблаговременно о дне Вашего приезда на юбилейный праздник, дабы мы могли подготовить для Вас помещение и обеспечить на время пребывания во Владимире всем необходимым.

Вашего Преосвященства О Христе собрат и искренне Вас почитающий Онисим, Архиепископ Владимирский и Суздальский.

Архив Владимиро-Суздальского епархиального управления. Подлинник. Машинопись и рукопись.

10

25 сентября 1958 г.

Его Преосвященству,

Преосвященнейшему Епископу Афанасию.

Владимирское епархиальное управление почитает долгом довести до сведения Вашего Преносвященства резолюцию Его Высокопреосвященства Онисима на Вашем отношении от 19 сентября с. г.

«25-ІХ-58 г. Буду рад встретить дорогого Владыку Епископа Афанасия по случаю юбилея Успенского собора, как соучастника в юбилейных торжествах и сомолитвенника.

Архиепископ Онисим».

Секретарь Епархиального управления: С. Архангельский.

Архив Владимиро-Суздальского епархиального управления. Подлинник. Машинопись.

11

16 октября 1958 г.

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Афанасий.

Питая к Вам издавна чувство искреннего расположения, я всегда далек был от мысли о возможности причинить Вам даже малейшее огорчение, а тем более - быть виновником Вашего нездоровья.

Все, о чем Вы пишете, явилось результатом печального недоразумения, которое мною уже ликвидировано16.

Получивши от Вас письмо, я на другой же день сделал распоряжение [отцу] настоятелю собора протоиерею Громову, чтобы он этот великолепный «Чиновник архиерейского богослужения» принял в дар собору от Вашего Преосвященства, записал бы его в инвентарную опись собора и поблагодарил Вас за этот ценный дар.

Примите, Ваше Преосвященство, мое извинение за невольно причиненное Вам огорчение и верьте, что «Чиновник» передан по назначению.

Не могу обойти молчанием и мнения ВАШЕГО относительно совместного нашего служения в Успенском соборе в день юбилея.

Это совместное наше служение действительно рассеяло у верующих то ложное, неизвестно кем распространяемое мнение относительно непризнания Вами патриаршей церкви и главы ее Святейшего Патриарха Алексия.

Дай Бог, чтобы наши сердца ныне и присно были исполнены глубокой веры, искренности и христианского братолюбия, а наши совместные молитвы достигли Престола Всевышнего и призвали на грешный мир Божие милосердие.

Вашего Преосвященства о Христе собрат и искренне вас почитающий Онисим, Архиепископ Владимирский и Суздальский.

Архив Владимирско-Суздальского епархиального управления. Подлинник на бланке Управляющего Владимирской епархией.

12

Январь 1959 г.

Ваше Преосвященство, дорогой и благостный Владыка!

Приветствую и поздравляю Вашу святыню с гражданским ново-летием и великими праздниками христианского мира: Рождества Христова и Богоявления.

Свет же Вифлеемской звезды да озарит сердце Ваше и укрепит силы Ваши к прохождению высокого и ответственного служения Вашего на пользу Церкви и дорогой Отчизны.

С братской о Христе любовью к Вам и искренне Вас почитающий Онисим, архиепископ Владимирский и Суздальский.

Январь - 1959 г.

Владимир.

Р[ождество] Хр[истово].

ЦИА ПСТГУ. Подлинник. Машинопись и рукопись.

13

22 февраля 1959 г.

Очень рад, что Господь привел, дорогой и благостный Владыка, отдать последний долг усопшему иеромонаху Иераксу17 и совершить чин его погребения.

Ныне здоровье мое стало налаживаться, лекарства пить бросил, но на волю еще не выхожу.

Что касается тех двух больших картин, нарисованных на полотне, украшавших Архиерейский дом в монастыре, я постараюсь их поискать, так как директором музея теперь работает мне лично знакомый человек.

С братской о Христе любовью Архиепископ Онисим.

Секретарь Епархиального Управления С. Архангельский

Архив Владимирско-Суздальского епархиального управления. Машинопись. Заверенная копия. Резолюция на письме епископа Афанасия (не обнаружено).

14

2 марта 1959 г.

Преосвященнейшему епископу Афанасию.

Ваше Преосвященство,

Преосвященнейший Владыка!

Приношу Вам сердечную благодарность за Ваше поздравление меня с днем моего ангела и добрые пожелания.

Вместе с этим благодарю Вас и за тот подарок с видами храмов Св. Троицкой Сергиевской лавры в г. Загорске, который Вы мне дали при посещении в день похорон преподобнейшего о. Иеромонаха Ие-ракса.

С братской о Христе любовью к Вам

и искренне Вас почитающий Онисим,

Архиепископ Владимирский и Суздальский

2-ІІІ-59 г.

г. Владимир.

Архив епископа Афанасия в г. Петушки. Подлинник. Машинопись и рукопись.

2-ІІІ-59 г. г. Владимир.

15

11 марта 1960 г.

Ваше Преосвященство, дорогой Владыко Афанасий!

Недавно ко мне обратился с прошением о принятии в клир нашей епархии священник Желудков Сергей Александрович18.

До февраля месяца он служил священником в г. Великие Луки Псковской епархии и уволился за штат.

Некоторые из моих сопастырей передавали мне о Желудкове, что он, тяжелый и мудрый человек, критически относится к обрядам и священнодействиям Церкви нашей православной, писатель с явно протестантским уклоном и т.д.

Между тем, когда о. Желудков 16 февраля был у меня на приеме, он произвел на меня хорошее впечатление. Я не утерпел и в беседе с ним высказал ему свое мнение о его писательских опусах, критикующих обряды и обычаи нашей Церкви.

В свое оправдание о. Желудков сказал, что некоторые его труды по описанию обрядов и обычаев нашей Церкви с его соображениями

были направлены Святейшему Патриарху, а последний направил эти письма Вашему Преосвященству на отзыв.

Поэтому усердно прошу Вас, Ваше Преосвященство, не откажите мне дать Вашу характеристику о трудах о. Желудкова и его личности, если Вы его несколько знаете19. Я буду Вам очень благодарен. Прошу Ваших молитв.

С братской о Христе любовью к Вам и искренне Вас почитающий

Онисим

Архиепископ Владимирский и Суздальский.

Ксерокопия. Машинопись. Опубл.: Ученые записки Российского Православного университета апостола Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996. С. 205.

Приложение

Доклад святителя Афанасия «О порядке празднования 800-летнего юбилея основания нашего Успенского Собора»

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Онисиму, архиепископу Владимирскому и Суздальскому

Епископа Афанасия

Почтительнейший доклад

Поелику Вашему Высокопреосвященству угодно было осведомить меня о Ваших предположениях относительно празднования 800-летнего юбилея основания нашего Успенского Собора, долг имею представить на Ваше благоусмотрение мои соображения по сему предмету.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. О дне празднования юбилея*

Не имея точных данных о дне основания Успенского Собора и полагая, что таковых данных вообще не сохранилось, я высказал мысль о том, что наиболее соответственным будет приурочить юбилейное празднование к 21 сентября, к тому дню, когда в отстроенный и освященный Собор была принесена привезенная из Вышгорода икона Богоматери, остававшаяся до этого дня в Боголюбове. При отсутствии точных данных о дне основания Собора день внесения в него иконы Богоматери, получившей впоследствии именование Владимирской, можно бы было признать наиболее подходящим для совер-

* Здесь и далее подчеркнуто в тексте.

шения юбилейного празднования, так как и самый Собор был устроен святым князем Андреем в качестве священного ковчега для сей святой Иконы.

Но, как оказывается из статьи, сообщенной мне Вашим Высокопреосвященством, летописи сохранили самые точные сведения о дне закладки Успенского Собора. Это было «апрелия в 8 день, на святаго апостола Родиона, во вторник». Поэтому совершать юбилейное празднование основания* Собора в иной более или менее случайный выбранный день, а не в точно известный день его основания было бы не очень соответственно. То, что тогда как о многих важных исторических событиях летописи не сохранили точных дат, дата основания Собора записана в них со всею точностью, - это обстоятельство обязывает день празднования юбилея приурочить к этой точно известной дате. А день 21 сентября можно было бы отметить юбилейным празднованием в 1964 году, когда исполнится 800 лет со дня внесения в Собор Владимирской иконы Богоматери.

И со стороны литургической при совершении юбилейного празднования 21 сентября будут некоторые затруднения, так как 21 сентября Отдание Воздвижения, служба которого не может быть ни отменена, ни перенесена на другой день. Правда, и 8 апреля будет в понедельник Фоминой седмицы. Но соединить с праздничной храмовой службой Успения гораздо легче службу попразднства Антипасхи, чем службу отдания великого Господского праздника. Кроме того есть еще одно обстоятельство, которое заставляло бы предпочесть для юбилейного празднования назначение его на 8 апреля. Обычно при церковном праздновании юбилеев, кроме самого юбилейного торжества, ему предшествует или за ним следует заупокойное поминовение лиц, имевших то или иное отношение к воспоминаемому событию. При праздновании юбилея Владимирского Собора, кроме прославления его Патрона - Богоматери, его святого создателя князя Андрея и прочих Владимирских святых, должно будет помянуть и других бла-гоукрасителей Собора, архипастырей и священнослужителей, в нем священнодействующих, всех в его стенах погребенных и в мимошед-шие восемь веков в нем молитвы свои возносивших.

Так как 8 апреля 1958 года будет в канун Радоницы, то естественным и прекрасным завершением всего празднества будет совершенная в самый день юбилея вечером после вечерни торжественная панихида с поминовением тех, кого по случаю юбилея помянуть должно. Это поминовение будет в полном соответствии с Церковным Уставом, который именно с понедельника Антипасхи восстанавливает

* Здесь и далее выделено в тексте.

прекращавшееся на страстную и пасхальную седмицы в будничные дни обычных заупокойных литий после вечерни и утрени. При праздновании же юбилея 21 сентября в отношении поминовения усопших будут значительные затруднения, так как в дни, предшествующие 21-му не может быть гласного публичного поминовения усопших, каковое Церковный Устав не разрешает в попразднство двунадесятых праздников, а 22 сентября будет в Воскресный день, когда тем более не может быть общецерковных заупокойных молений.

Но хотя наиболее желательным было бы совершение юбилейного празднования именно в тот день, в который 800 лет тому назад было положено основание Собора, могут быть некоторые основания и для перенесения этого празднования на 21 сентября.

В Вашем докладе Святейшему Вы высказываете мысль о желательности для усиления торжества привлечения к участию в нем более или менее значительного числа священнослужителей епархии. Эта мысль должна быть непременно осуществлена. Но 8 апреля будет накануне Радоницы, когда ради поминовения усопших богослужение совершается неопустительно во всех храмах, и отлучка на этот день священников из своих приходов может создать немало огорчений и неудовольствий со стороны прихожан.

Кроме того, до 8 апреля остается менее 3-х месяцев. За это время нужно исполнить много подготовительных работ. Надо подготовить певцов и певческий материал; надо напечатать «Сказание о Соборе», - если не удастся его напечатать в типографии, то переписать машинописным способом в таком количестве, чтобы по крайней мере поднести почетным гостям и священнослужителям - участникам торжества. Возможно, что к 8 апреля не смогут закончить начатый ремонт на крыше Собора. Для сохранения памяти о юбилейном торжестве желательно будет зафотографировать, например, процессию вокруг Собора. Неубранные леса около купола, конечно, не украсят такую фотографию.

И еще: месяц апрель - начало сельскохозяйственных работ. Поэтому и жители ближайших к Владимиру деревень при всем желании не смогут прибыть на юбилейное празднование. 21 сентября - 4 октября сельские жители будут более свободны, и им будет более удобства принять участие в праздновании.

Есть еще одно соображение, которое может оправдать празднование юбилея Собора в сентябре, а не в апреле.

В нынешнем же году празднуется и юбилей 850-летия города Владимира. Это празднование назначено на август. Основание Собора было на 50 лет позднее основания города. Поэтому может полу-

читься некоторая неувязка, если юбилейное празднование двух близких друг к другу и родственных событий будет совершено так, что сначала будет отпразднован юбилей события позднейшего, а потом на четыре месяца позднее - юбилей события раннейшего.

Все указанные обстоятельства могут служить основанием для празднования юбилея в сентябре.

II. Какую службу править в день юбилея?

Первоначально я высказывался за службу Владимирской иконы Богоматери. Но более внимательно обдумав все обстоятельства, я прихожу к убеждению, что в день юбилея УСПЕНСКОГО собора должна быть совершаема служба и УСПЕНИЮ. Это будет более соответствовать и древнерусской практике, по которой в каждом храме кроме храмового праздника справлялся еще и день его освящения, как бы ежегодный юбилей, причем и в этот день, как и в храмовой праздник, совершалась та же служба. Равным образом и по случаю торжества при посещении того или иного храма архипастырем также отправлялась праздничная служба храму. В соответствии с этим и в день юбилея Успенского Собора основной должна быть служба Храму - Успению, может быть с некоторыми небольшими добавлениями, о чем будет сказано ниже.

Даже если бы по вышеуказанным соображениям было признано необходимым совершить юбилейное празднование 21 сентября, - и в этом случае соответственнее будет править службу УСПЕНИЮ, а не Владимирской иконе, тем более, что последняя служба совершенно бесцветная, шаблонная, общего содержания. Исторического в ней только одно упоминание в кондаке: «избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, светлосотворяем празднество сретения...». Но это сретение во всяком случае не то, которое было 21 сентября 1164 года, а то, когда Владимирцы не сретали, а провожали Святую икону.

Самый порядок празднования праздничного богослужения, совершаемого в древнем храме в день его восьмивекового юбилея, должен по возможности носить черты древнего, истово-православного, строго-уставного церковно молитвенного торжества.

Молитвенный элемент и возможное соблюдение церковного устава, а не внешние эффекты должны быть поставлены на первом месте. В богослужении этого дня не должно быть допущено ничего несвойственного православному богослужению, совершаемому в православном храме, тем более в столь древнем, ничего из того, что, к сожалению, все больше и больше проникает в наши храмы, будучи

заимствовано из католических костелов, а иногда и из театров, из мирских концертных залов и других мест светских собраний и зрелищ. В частности, желательно, чтобы в день юбилейного торжества все певческие части богослужения исполнялись, насколько возможно приближались к обиходному пению. Говорят, неизгладимо сильное впечатление осталось у всех, кому пришлось быть в 1914 году на торжестве прославления святителя Питирима Тамбовского. В особенности всех умиляли строго церковные древние мотивы, которыми исполнялись все песнопения. Организаторы торжества заранее вошли в сношение с Московским Обществом любителей церковного пения20 и по указаниям председателя Общества Ф.Д. Самарина21 заблаговременно были расписаны на обиходные распевы и на месте разучены все песнопения, которые должно петь в день торжества. И в юбилейное празднество древнего УСПЕНСКОГО Собора следовало хотя бы некоторые песнопения исполнить древними обиходными распевами, а остальные - применительно к переложениям А. Е. Ста-вровского22.

Последнее тем более было бы соответственно, что покойный Алексей Евграфович более полустолетия руководил пением в Успенском Соборе.

III. О порядке юбилейного празднования

Имея в виду соблюдавшиеся в древней Руси чины празднования в соборных храмах их престольных праздников, я предложил бы такой порядок юбилейного богослужения во Владимирском Успенском Соборе.

Накануне празднования в 3 часа дня совершается по уставу малая вечерня. После нее соборне, во главе с архипастырями и при участии всего городского и приглашенного духовенства совершается молеб-ное пение Параклисис Пресвятой Богородице: «Многими содержим напастьми...» — с пением всех тропарей канона певчими или духовенством, или теми и другими попеременно. По 6-й песни акафист Владимирской иконе Божией Матери, составленный патриархом Сергием, ибо в этом акафисте излагается история и святой иконе и отчасти история Собора. По 9-й песни «Высшую небес.» по «Отче наш» тропарь Успению, Слава, и ныне, Владимирской. Молитва из акафиста Владимирской. После заключительной ектении молитва ко Пресвятой Богородице из последования Параклисиса.

В обычное время совершается всенощное бдение.

Как уже было сказано, в день юбилея вся служба должна правиться только Успению в соединении со службой празднества. Никаких

других добавлений делать не следует. Может быть допущено только одно исключение. В соответствии с тем, что на литии в известных случаях полагается стихира храма, в день юбилея собора в виду особого характера празднества, на литии в дополнение к литийной стихире Успения, как стихире храма в собственном смысле, могут быть присоединены в честь святых Владимирских, из коих трое почивают в Соборе, по одной стихире из службы каждому из них. Стихиры сии могут быть несколько изменены применительно к настоящему торжеству. Вечерний вход на бдении совершается соборне кафедральным протоиереем в сослужении 4-х иереев и двух диаконов. Шествие в преднесении двух светильников направляется по северному нефу и обходит раку с мощами святого благоверного князя Андрея.

Лития соединяется с обхождением храма с остановками на четырех сторонах. На местах остановок следует устроить возвышенные помосты, на которые будут восходить священнослужители. Над помостами прилично будет устроить шатры в виде часовенок. Эти часовенки, как и весь путь вокруг собора, может быть декорирован зеленью и материей, что несколько напомнит то, что бывало при князе Андрее, когда в дни тожеств улицы Владимира от собора до Золотых ворот декорировались развешанными на вервях дорогими тканями и одеждами. Здесь может быть и электрическая иллюминация. В самом же храме не должно быть никаких декораций, ни зеленью, ни материей. Это совсем не соответствует для древнего собора, ибо в древней Руси внутри храмов допускались украшения только в виде подвешенных под иконами и в других местах пелен с крестами или иными священными изображениями. Никаких других украшений решительно не допускалось внутри храмов. Живые цветы и зелень вносились в храм всего однажды в год, в день Святой Троицы, да иногда, но не везде, в небольшом количестве 14 сентября полагались около креста. Украшение икон платенцами, лентами и разными тряпочками, живыми и искусственными цветами перешло к нам чрез Украину из обмирщенных латинских костелов, нарушая древнерусские православно-церковные традиции. А иллюминации с электрическими лампочками проникли в храмы из театров и кино, и такая иллюминация ни в коем случае не может быть одобряема и поощряема.

Как известно, и Святейший Патриарх Алексий со всею решительностью осуждает и запрещает всякие нецерковные украшения внутри храмов, всякое декорирование и иллюминации.

В литийном крестном ходу кроме хоругвей износятся два корсун-ских креста23 и запрестольные крест и икона Богоматери. Их следовало бы износить из алтаря чрез Царские врата священнослужителями.

В крестных ходах из Московского Успенского собора эти святыни износились пресвитерами в облачении.

На остановках несущие святыню останавливаются параллельно стене храма, а духовенство становится так, чтобы архиереи и молящиеся всегда были лицом к храму. Соответственно этому должны быть расположены площадки, на которые на время остановок будут восходить священнослужители.

В начале литии, при выходе духовенства из алтаря, поется литий-ная стихира храма: «Подобаше самовидцем.». За ней следует стихира создателю храма, напр[имер] 5-я стихира с «Господи воззвах» «Днесь ликует славный град Владимир. днесь светло красуется великий Богородичный храм.». Против западных врат 1-я остановка. Возглашается 1-е литийное прошение: «Спаси Боже.». С пением «Господи помилуй» и стихиры князю Александру Невскому шествие направляется к южной стороне.

Здесь на второй остановке возглашается 2-е литийное прошение: «Еще молимся о велицем Господине.». С пением «Господи помилуй» и стихиры князю Глебу шествие обходит Глебовский предел и останавливается на восточной стороне. Возглашается 3-е прошение: «Еще молимся о стране нашей.». Посем с пением стихиры князю Георгию шествие обходит Георгиевский храм. Остановка на севере. Возглашается 4-е литийное прошение: «Еще молимся о еже сохранится граду нашему Владимиру и области его, всем градом и весям Русским и всея земле нашей.». Затем с пением стихиры мученику Авраамию и на «Слава, и ныне» заключительной стихиры Успению: «Воспойте лю-дие.» шествие возвращается к западной стране, где произносится последнее прошение, возглас и молитва: «Владыко Многомилостиве.» с пением стихир стиховных шествие возвращается в храм.

Для удобства пения на хору стихир литийных и стиховных было бы желательно устроить пение их с канонархом.

По возвращении шествия в храм совершатся благословение хлебов и продолжается бдение по чину.

После пения «Буди имя Господне.», половины псалма 33-го и возгласа предстоятеля: «Благословение Господне на вас.», кафедральный протоиерей возглашает: «Сказание об основании и устроении святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским соборного храма Успения Пресвятыя Богородицы во граде Владимире». «Благослови, Преосвященнейший владыко». Первенствующий архипастырь: «Молитвами святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».

Протоиерей: «Аминь» и чтет со амвона сказание о Соборе, кото-

рое заканчивает словами: «Богу нашему слава во веки веков» -«Аминь» произносит чтец шестопсалмия и начинает шестопсалмие.

Чтение последнего в сей день следовало бы поручить старейшему из членов соборного причта, Александру Афанасьевичу Потапову24, более 50 лет (с 1901 года) исполнявшему в нашем соборе разнообразные обязанности: чтеца, певца, пономаря, уборщика, сторожа.

Во время чтения кафизм следует разнести и раздать всем богомольцам свечи, чтобы во время полиелея все стояли с возжженными светильниками. Можно быть уверенным, что расход на бесплатную раздачу свечей будет покрыт с избытком.

Величание поется пред спущенной в царских вратах иконой Успению, к которой в свое время прикладываются священнослужители и молящиеся.

Каноны триоди или Воздвижению и Успению следует читать двум иереям, стоящим на солее пред местными иконами Спасителя и Богородицы. Припевы к тропарям хорошо бы было исполнять общенародным пением. Для чтецов должны быть переписаны в соответствующем порядке тропари обоих канонов.

Во время пения стихир на хвалитех к престолу приходит архиепископ Владимирский, с трикирием и дикирием он возглашает «Слава Тебе, показавшему нам свет» и заканчивает утреню.

В самый день праздника после ранней литургии соборным причтом совершается чин малого водоосвящения.

В древней Руси в день храмового праздника нередко совершалось молебное пение с крестным ходом вокруг храма, иногда даже с троекратным обхождением его. Это обхождение храма, как и все крестные ходы, различные «действа» и молебны тогда совершались до литургии. Но так как у нас уже крепко укоренилась практика служения праздничных молебнов после литургии, то и юбилейное молебное пение с крестным ходом вокруг собора может быть совершено после литургии. Примерный порядок его следующий.

По отпусте литургии священнослужители исходят из алтаря на средину храма: впереди идут попарно: 2 иерея в облачении с корсун-скими крестами, 2 иерея с запрестольными крестом и иконой Божи-ей Матери, 2 диакона с диаконскими свечами и кадильницами, ри-пидчики и подиаконы с трикирием и дикирием (если те и другие не в диаконском сане, то присоединяются к шествию на солее). Настоятель Собора со святым евангелием, несомым на пелене, и старейший из пресвитеров с напрестольным крестом на блюде. Затем шествуют старейший из архиереев, за ним попарно все остальные архиереи, священники и диаконы. Архиереи восходят на кафедру, прочие свя-

щеннослужители располагаются в обычном порядке от кафедры до солеи; с правой стороны становятся: кафедральный протоиерей с евангелием, священники с корсунским крестом, священник с запрестольным крестом, два священника с иконой Успения, которую они приемлют с аналоя, заранее уготованного около солеи на правой стороне. На левой стороне, начиная от архиерейской кафедры, становятся: протоиерей с крестом на блюде, священник с корсунским крестом, священник с запрестольной иконой и два священника с иконой Владимирских чудотворцев, которую они приемлют с аналоя, уготованного около солеи на левой стороне. (Если для шествия будут уготованы иконы Успения и Владимирских чудотворцев малого размера, обычные аналойные, - то каждую несут по одному иерею, держа их на пеленах.) За держащими святыню становятся по чину все прочие иереи. Два иерея с помощью ключаря приемлют из иконостаса Владимирскую икону Богоматери и становятся с нею на конце предалтарного амвона лицем на запад. Икону осеняют рипиды, пред ней стоят иподиаконы с дикирием и трикирием и два диакона со свечами и кадильницами.

Полагается обычное начало молебна. На Бог Господь поются тропари: Успению, «Слава» Чудотворцам Владимирским, «и ныне» Владимирской иконы. По исполнении тропарей с пением псалма 50го начинается крестный ход. Псалом 50, положенный по Уставу в чине молебного пения после тропарей, пред каноном, - в данном случае полезно исполнить пением.

При начале шествия, при выходе из храма может произойти некоторый шум, некоторое замешательство, может произойти пауза, остановка в пении, что, конечно, создаст неблагоприятное впечатление. Мощное пение соединенным хором духовенства и певцов (к которым, несомненно, присоединятся и многие богомольцы) всем хорошо известного псалма, пение его на 6-й глас, также хорошо известный, - покроет всякий шум, предотвратит возможные паузу и заминку в совершении молебного пения.

Шествие совершается в следующем порядке.

1. Впереди всех идет ключарь без фелони в одной епитрахили. Он указует путь шествия, на остановках наблюдает за расположением несущих святыни и вообще следит за соблюдением должного порядка.

2. Хоругви попарно.

3. Два корсунских креста в ряд.

4. Псаломщик или мирянин в стихаре с фонарем.

5. Запрестольный крест.

6. Запрестольная икона Богоматери.

7. Икона Владимирских чудотворцев.

8. Икона Успения Пресвятой Богородицы.

9. Певчие.

10. Диаконы и священники попарно, начиная с младших.

11. Два диакона с диаконскими свечами и кадильницами.

12. Иподиаконы с дикирием и трикирием.

13. Рипиды, осеняющие икону Богоматери.

14. Владимирская икона Богоматери, несомая двумя иереями. Для несения иконы должно приготовить специальную приличную пелену.

15. Кафедральный протоиерей с евангелием и старейший протоиерей с крестом.

16. Архиереи попарно.

17. Первенствующий архиерей.

18. Протодиакон и диакон, несущие чашу со святой водой.

По окончании псалма 50 начинается канон. На каждой песни поются припевы:

«Пресвятая Богородице, спаси нас». Дважды.

«Чудотворцы Владимирские, молите Бога о нас». Дважды.

«Слава», «И ныне».

Припевы поют священнослужители и певчие. К ним, несомненно, присоединятся и люди. Тропари им после каждого припева читают по очереди два наиболее громогласных иерея. Для этого надо будет приготовить машинописным способом два экземпляра текста канона, на каждой песни по 2 тропаря из Параклисиса Богородицы и по

4 тропаря из канона Владимирским Чудотворцам.

С пением 1 и 3 песней канона шествие обходит юго-западную сторону Собора и останавливается на юге.

На остановках несущие святыню останавливаются параллельно стене храма в таком порядке, начиная от левой стороны:

1. Хоругви.

2. Корсунский крест.

3. Икона Владимирских чудотворцев.

4. Запрестольная Икона Богоматери.

5. Владимирская икона Божией Матери.

6. Запрестольный крест.

7. Икона Успения.

8. Корсунский крест.

9. Хоругви.

На остановке по окончании 3-й песни поются катавасии: Спаси от бед.

Молите Бога о нас, святии благовернии велиции князие Александре, Георгие, Андрее и Глебе и мучениче Аврамие, яко мы усердно.

Призри благосердием.

Диакон возглашает ектению:

Помилуй нас, Боже.

Еще молимся о велицем Господине.

Еще молимся о стране нашей.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих боголюбивых жителей града Владимира и области его.

Еще молимся за всю братию и за вся христианы.

Возглас: Яко милостив.

Посем первенствующий приемлет поднесенный ему осеняльный крест и восходит на небольшое возвышение, устроенное среди помоста. Перводиакон, став пред ним со свечей и кадилом, возглашает «Господу помолимся, - рцем вси». При троекратном пении «Господи помилуй» предстоятель осеняет крестом на север (на храм) и окропляет святой водой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затем таким же образом совершается осенение на юг, на восток и на запад.

С пением 4, 5 и 6 песней канона шествие направляется к восточной стороне. Здесь после катавасии и малой ектении читается евангелие Богородичное, после которого поется: «Слава», «Молитвами Богородицы.» и прочее и стихира «Не ввери мя человеческому предста-тельству». По окончании стихир совершается обычное осенение крестом и окропление святой водой на четыре стороны: на запад, восток, север и юг. С пением 7 и 8 песней канона шествие доходит до северной стороны. Здесь третья остановка, на которой совершается только осенение крестом и окропление святой водой на 4 стороны: на юг, север, запад и восток. С пением 9 песни, затем «Достойно есть» и «Высшую небес» шествие направляется далее. Остановка на западной стороне. По окончании пения «Высшую небес» осенение на восток, запад, юг и север. Затем один из диаконов читает Трисвятое. «Отче наш». Архиерей возглашает: «Яко Твое есть Царство.» С пением тропарей в том же порядке, как на «Бог Господь», шествие входит в храм. Все святыни сразу поставляются на свои места. Духовенство становится по чину на средине храма. Ключарь приемлет от настоятеля святое евангелие и относит Его в Алтарь. Владимирская икона Богоматери, держимая двумя иереями, остается на том же месте на предалтарном амвоне, где была в начале молебна. Икону осеняют рипи-

ды, пред нею иподиаконы с дикирием и трикирием и два диакона со свечами и кадильницами.

Перводиакон возглашает ектении:

Помилуй нас, Боже.

Еще молимся о еже сохранитеся граду нашему Владимиру и области его, всем градом и весям Русским и всей земли нашей от глада.

Еще молимся и о еже услышати.

Возглас: Услыши нас, Боже.

Перводиакон: Ко Пресвятей Госпоже Владычице Деве Богородице помолимся.

Певцы: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Первенствующий читает молитву Пресвятой Богородице из акафиста Владимирской иконы, составленную Патриархом Сергием.

Второй диакон возглашает:

К чудотворцам Владимирским помолимся.

Певцы: Чудотворцы Владимирские, Молите Бога о нас!

Архиепископ Владимирский читает молитву Владимирским чудотворцам.

По окончании молитвы певцы: «Аминь» и хвалебную песнь свя-таго Амвросия: «Тебе Бога хвалим.». Во время пения сей песни архиереи и священники поклоняются святой иконе Богоматери и лобызают ее. Посем икона поставляется на свое место в Иконостасе. Совершается отпуст и возглашаются установленные многолетия.

Последнее: Боголюбивым жителям града Владимира и области его и всем православным христианам подаждь, Господи, тишину и благоденствие, и изобилие плодов земных и многая лета.

Если будет признано желательным и возможным совершить троекратное обхождение храма, тогда порядок шествия будет следующий.

По выходе из храма шествие обходит весь храм до северной стороны. На Севере первая остановка. Посем шествие обходит вокруг храма до восточной стороны, где против алтаря вторая остановка. Затем шествие продолжается вокруг храма до южной стороны. Здесь третья остановка. Наконец шествие заканчивает третье обхождение вокруг храма. На западной стороне последняя, четвертая остановка. На всех остановках совершается все то, что и при однократном обхождении храма.

Во время крестного хода после литургии производится, как и во время вечернего крестохождения, звон, прерываемый на время остановок.

Вечером в день юбилея совершается вечерня по чину отдания храмового праздника, изложенному в Типиконе в первой главе о хра-

мах. По отпусте вечерни архиерейским служением великая Панихида по полному уставному чину, то есть с пением непорочных и положенных к ним припевов и с чтением тропарей канона. Во время панихиды все стоят с возжженными свечами, как было и на полиелее.

На ектениях поминать по именам: святителей, в соборе нашем священнодействовавших, князей, в нем почивающих, скончавшихся членов соборного причта, чьи имена известны. Сей заранее составленный список должно разделить на части так, чтобы все имена в течении панихиды были прочитаны не более одного раза. В дополнение к поименному поминовению на ектениях и возгласах присоединять «и всех православных христиан во граде нашем Владимире и области его от лет древних во благочестии поживших и в истиной вере скончавшихся праотец, отец, матерей, братий и сестер наших».

Если юбилейное празднование будет справляться 21-го сентября, то в самый праздник должно будет совершать службу отдания Воздвижения в соединении со службой Успения. А панихиду должно будет совершить вечером в воскресение 22 сентября.

Стихиры на литии.

1. СВЯТОМУ КНЯЗЮ АНДРЕЮ БОГОЛЮБСКОМУ.

2. СВЯТОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ.

3. СВЯТОМУ КНЯЗЮ ГЛЕБУ.

4. СВЯТОМУ КНЯЗЮ ГЕОРГИЮ.

5. СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ АВРАМИЮ.

ЦИА ПСТГУ. Машинопись. Копия

Комментарии

1 Будущий Патриарх Пимен (Извеков Сергей Михайлович; 1910-1990) был в это время епископом Балтским (хиротонисан в 1957 г.). С 14 ноября 1961 г. -митрополит Ленинградский и Ладожский. Со 2 июня 1971 г. Патриарх Московский и Всея Руси.

2 Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / Сост., предисл. и примеч. О.В. Косик. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2000. С. 495-497.

3 Там же. С. 105.

4 Святитель Афанасий (Сахаров) был освобожден из инвалидного дома для бывших заключенных 7 марта 1955 г. Затем проживал в г. Тутаеве. 24 октября 1955 г. переехал на жительство в пос. Петушки Владимирской обл.

5 Боголюбская икона написана в XII в. по повелению св. блгв. кн. Андрея Боголюбского. При установлении Советской власти икону из Боголюбово-Рож-дественского монастыря забрали во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В 1963-1977 гг. М.В. Романовой была произведена реставрация иконы. В наши дни икона хранится в Княгинином женском монастыре во Владимире.

6 Максимовская икона Божией Матери написана в 1299 г. в память явления

митр. Максиму во сне Божией Матери. После революции была передана Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. В настоящее время находится в Успенском соборе г. Владимира. Святитель Афанасий составил службу Максимовской иконе Божией Матери, которую просил передать преосвященному Онисиму для представления Святейшему Патриарху на предмет разрешения ее к церковному употреблению во Владимире.

7 Врач-терапевт М.М. Мелентьев родился примерно в 1882 г., участник Первой мировой войны. В январе 1933 г. был арестован как член антисоветской организации врачей во главе с Д. Никитиным, домашним врачом Л.Н. Толстого, лечившим М. Горького. Был осужден к лагерному заключению, замененному на административную ссылку. М.М. Мелентьев был верующим православным человеком, лечил многих священнослужителей, в частности сщмц. Афанасию Ле-пешкину в бытность врачом в пос. Алабино.

8 Священный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. постановил восстановить существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти русских святых и поручил проф. Б.А. Тураеву и иеромонаху Афанасию исправить и дополнить древнюю службу, составленную иноком Григорием в XVI в.

9 Архиепископ (впоследствии митрополит) Мануил (Лемешевский) составил чин архиерейского отпевания. Святитель Афанасий критически воспринял новый чин, подвергая сомнению необходимость его введения (см. : Молитва всех вас спасет. С. 453-459).

10 Епископ Николай (Муравьев-Уральский Владимир; 1882-1961) родился в г. Екатеринбурге. Окончил Военно-медицинскую академию и СПбДА (вольнослушателем). Принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. Во время Первой мировой войны служил военным священником и врачом на Юго-Западном фронте. Затем подвизался в Александро-Невской лавре. С молодости знал и почитал митрополита Сергия (Страгородского), которого называл «аввой». Неоднократно подвергался арестам. В 1931 г. хиротонисан во епископа Кимрского, викария Тверской епархии. С 1933 г. епископ Муромский, в этом же году арестован. Освобожден из Дубровлага примерно в 1956 г. Выйдя из лагеря, епископ Николай поспешил установить переписку с епископом Афанасием, который также незадолго до этого был освобожден из Зубово-Полянского дома ин-валидов-заключенных и проживал в г. Тутаеве Ярославской обл. Скончался в г. Угличе (см.: Письма епископа Николая (Муравьева-Уральского) к епископу Афанасию // Богословский сборник. Вып. 4. М., 1999. С. 253-268).

11 20 июля 1956 г. прибыл в Москву Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III.

12 Епископ Афанасий писал: «В начале 1920 года указом Святейшего Патриарха и Священнего Синода было предоставлено право ношения митры не в качестве награды, а по должности настоятелям соборов: Киевского, Софийского, Новгородского Софийского, Владимирского Успенского [подчеркнуто сет. Афанасием] и Московского Покровского - Василия Блаженного.

Как объяснял тогда митрополит Владимирский, впоследствии Патриарх, Сергий, теперь вновь назначенный епархиальным архиереем настоятель Успен-скаго Собора, хотя бы он не имел других наград, по возведении в сан протоиерея непосредственно, без всякого представления Высшей Церковной Власти, получает право возлагать на себя митру. Но это право сохраняется за ним только во время служения его в должности настоятеля Успенского Собора. В случае перехода его на службу в какой-либо другой храм он не может более пользоваться этим правом, пока не получит его в качестве личной награды.

Совершая сегодня праздник святого благоверного великого князя Андрея, создателя и украсителя нашего Успенского Собора, я счел своим долгом сказать о всем вышеизложенном, дабы не забвено было и сие украшение, дарованное нашему Собору почившим Патриархом Тихоном (Молитва всех вас спасет. С. 498-499).

13 Протоиерей Алексей Громов с сентября 1946 г. служил в Успенском соборе г. Владимира. В 1950-е гг. был его настоятелем. В декабря 1960 г. уволен за штат.

14 Карпов Георгий Григорьевич (1897-1967), полковник госбезопасности. Первый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. Закончил духовную семинарию. В годы гражданской войны воевал в Красной армии. В 1937-1938 гг. начальник Псковского окружного отдела НКВД. Затем начальник отдела центрального аппарата НКВД, ведавшего церковными делами. Коллегия войск НКВД Ленинградского округа возбудила против него уголовное преследование, в связи с его деятельностью в Пскове. С декабря 1941 г. возглавлял 4-й отдел 3-го управления НКВД. Первое подразделение этого отдела занималось «борьбой с церковно-сектантской контрреволюцией». В 1943 г. полковник госбезопасности. С сентября 1943 г. по февраль 1960 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР.

15 См.: Булгакое С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей: Сб. сведений, касающихся преимущественно практ. деятельности отеч. духовенства): [В 2 ч.]. Репр. воспр. изд. 1913 г. (Москва). М.: Издат. отд. Моск. Патриархата; Моск. отд. ВООПИиК, 1993.

16 Во время празднования юбилея святитель Афанасий передал в дар Успенскому собору архиерейский чиновник, с которым были связаны дорогие для него воспоминания. Архиепископ Онисим по недоразумению сначала решил, что подарок предназначен лично для него.

17 Иеракс (Бочаров Иван Матвеевич, 1880-1959), иеромонах Троице-Сер-гиевой Лавры. Духовный сын архимандрита Серафима (Битюкова). В 1930-е гг. служил в церкви бесср. мчч. Кира и Иоанна на Солянке (Сербское подворье) в Москве, затем тайно в домашней церкви. Жил на нелегальном положении в поселке Болшево Московской области у духовной дочери - Н.В. Трапани. 6 ноября 1943 г. арестован по делу «Антисоветское церковное подполье». По этому делу проходили также епископ Афанасий (Сахаров), епископ Василий (Преображенский), протоиерей Петр Шипков, монахиня Ксения (Гришанова) и Н.В. Трапани. Приговорен к 5 годам ИТЛ. Находился в лагерях в районе г. Мариинска в Кемеровской обл. В 1950-е гг. после освобождения проживал в инвалидном доме в г. Березники в Мордовии. В июне 1957 г. переехал в г. Владимир. См. о нем: Воспоминания о иеромонахе Иераксе (Бочарове) (1880-1959) // ВРХД. 1983. № 140. С. 175-211; Трапани Н.В. Епископ Афанасий (Сахаров) (Воспоминания) // Молитва всех вас спасет. С. 61—83; Она же. Воспоминания о храме на Солянке // Московский комсомолец. 1990. 14 сент.

18 Желудков Сергей Алексеевич, священник (1909-1984). В 1928-1929 гг. был вольнослушателем обновленческой Московской духовной академии. В 1946 г. рукоположен во иерея. В 1952-1954 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии. Служил в г. Пскове, по настоянию властей в 1960 г. уволен за штат. Впоследствии был активным участником правозащитного движения. Автор многих популярных в самиздате сочинений по апологетике и церковной реформе.

19 Святитель Афанасий писал: «.О. Желудков представляется мне как человек, искренно и горячо любящий наше православное богослужение и ревнующий

об очищении нашей современной богослужебной практики, которая, к сожалению, во многих случаях совсем не хочет считаться с Церковным Уставом и вмес-

то того, что положено по Уставу, заполняет богослужение всякого рода отсебятиной. О. Желудков, как мне представляется, критически относится к современным искажениям и нарушениям обрядов и священнодействий. Его суждения и его деятельность, направленные к восстановлению уставных порядков, непонятны и неприятны для тех, у кого установившиеся порочные антиуставные традиции стали «уставом» и для которых напоминание об этом и попытки вернуть наше богослужение в законное церковно-уставное русло кажутся ересью с протестантским уклоном...» (см.: Письмо епископа Афанасия к архиепископу Онисиму.

15 марта 1960 г. // Молитва всех вас спасет. 572-573).

20 «Общество церковного пения», основанное в Москве в 1880 г., ставило своей задачей «сохранить и очищать от искажений употребляемые ныне, по преданию, в православной церкви напевы и вводить в употребление церковное обиходное и хранящееся в письменности забытое древнее церковное пение» (Мир Православия. 2003. № 5).

21 Возможно, имелся в виду Самарин Петр Дмитриевич (1861-1916) - член Наблюдательного совета при Синодальном училище церковного пения (1901— 1904), один из самых инициативных членов Общества.

22 Ставровский А.Е. (1848-1921) - регент Успенского кафедрального собора в г. Владимире, музыкальный деятель, педагог. Окончил Московское синодальное училище церковного пения и Владимирскую духовную семинарию, после чего назначен регентом Владимирского архиерейского хора. С 1870 по 1917 г. каждый год проводил концерты духовной музыки архиерейского хора. Автор ряда произведений церковной музыки (Владимирская энциклопедия. Владимир, 2002. С. 414).

23 Кресты, имеющие простую равноконечную форму. Изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.

24 Потапов Александр Афанасьевич (1887-1961) с 15-летнего возраста в течение почти 60 лет служил в Соборе сначала пономарем, потом псаломщиком.

Correspondence carried on by Archbishop Onisim (Festinatov) of Vladimir and Suzdal with Bishop Athanasius (Saharov)

Letters written by Archbishop Onisim to Bishop Athanasius (Saharov) of Kovrov along with previously published Bishop Athanasius' letters to archbishop Onisim make up a complete correspondence between these two Bishops of Vladimir. The correspondence is centred around hierachycal festive celebration of the Divine Liturgy by Bishop Athanasius in the Cathedral of Dormition in Vladimir in 1958 to commemorate 850th anniversary of the town of Vladimir and 800th anniversary of the Cathedral. The publication of the correspondence is provided with Bishop Athanasius' detailed draft and commentaries on the liturgical rite of the celebration, including proofs based on Church history data. That festive service was celebrated according to this rite suggested by Bishop Athanasius.

Публикация осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 05—01—01057а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.