Научная статья на тему 'Из истории Владимирской епархии. Епископ Афанасий (Сахаров) и епископ Дамиан (Воскресенский) (1925−1926)'

Из истории Владимирской епархии. Епископ Афанасий (Сахаров) и епископ Дамиан (Воскресенский) (1925−1926) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
580
99
Поделиться
Ключевые слова
ГРИГОРИАНСКИЙ РАСКОЛ / ВВЦС / ПЕРЕСЛАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО / ВЛАДИМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕПИСКОП ДАМИАН (ВОСКРЕСЕНСКИЙ) / ЕПИСКОП АФАНАСИЙ (САХАРОВ) / ОБНОВЛЕНЧЕСТВО / ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ / THE PERESLAVL’S SUffRAGANCY / THE VLADIMIR’S DIOCESE / BISHOP DAMIAN (VOSKRESENSKY) / BISHOP ATHANASIUS (SAKHAROV)

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Косик Ольга Владимировна, Кривошеева Наталия Александровна

Публикуемые ниже документы характеризуют церковную обстановку во Владимирской епархии в 1925−1926 гг., в частности в Переславском викариатстве. Они свидетельствуют о ситуации, сложившейся в связи с присоединением к Временному высшему церковному совету (григорианскому расколу) епископа Переславского Дамиана (Воскресенского). В феврале 1925 г. во Владимир из Зырянской ссылки вернулся епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), который принял на себя управление Владимирской епархией как первый помощник архиепископа Владимирского Николая (Добронравова), высланного в Москву. Однако вскоре по требованию ОГПУ в мае 1925 г. Владыка должен быть дать подписку о неуправлении епархией. В ноябре 1925 г. временно управляющим Владимирской епархией был назначен епископ Дамиан (Воскресенский). В середине декабря 1925 г. был образован при помощи ОГПУ раскольнический орган под названием Временный Высший церковный совет, в который вошел и епископ Дамиан. После этого епископ Афанасий взял на себя управление Владимирской епархией. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) обличил раскольников и запретил их в священнослужении. Епископ Дамиан вскоре понял свою ошибку, принес покаяние и был воссоединен с Православной Церковью. 15 января 1926 г. епископ Афанасий был арестован, после выхода из тюрьмы 15 марта 1926 г. Владыка призвал православных Владимирской епархии обращаться к епископу Дамиану. В документах раскрыта принципиальная позиция епископа Ковровского Афанасия, выступившего против раскола.

TOWARDS THE HISTORY OF THE VLADIMIR DIOCESE. BISHOP ATHANASIUS (SAKHAROV) AND BISHOP DAMIAN (VOSKRESENSKY)(1925–1926)

The published documents characterize the church situation in the Pereslavl’s suffragancy of the Vladimir diocese in 1925–1926. They inform about the situation that has been developed in connecting with joining of Pereslavl’s bishop Damian (Voskresensky) to the Provisional higher church council (the Gregorian split). Kovrovsky Bishop Athanasius (Sakharov) has returned to Vladimir from the Zyrjansky exile in February, 1925. He started to govern the Vladimir diocese as the first assistant of Vladimir’s archbishop Nikolay (Dobronravov), who was exiled to Moscow. However in May, 1925 the church hierarch, on request of OGPU, had to make the signed statement about the not management of the diocese. In November, 1925 the temporarily governor of the Vladimir diocese had been appointed bishop Damian (Voskresensky). In the middle of December, 1925 the Provisional higher church council (a schismatic institution) has been established by means of OGPU, and bishop Damian was included as the member of the council. After that, bishop Athanasius assumed control of the Vladimir diocese. Metropolitan Sergey (Stragorodsky), the Deputy to the Locum Tenens, condemned the Raskolniks and prohibited their church service. Bishop Damian has soon understood the mistake, repented and was reunited with the Orthodox Church. On January, 15th, 1926 bishop Athanasius was arrested. On March, 15th, 1926, after the prison, the church hierarch of the Vladimir diocese has addressed to bishop Damian. The documents disclose the position of Kovrovsky bishop Athanasius, based on principle, against the church split.

Текст научной работы на тему «Из истории Владимирской епархии. Епископ Афанасий (Сахаров) и епископ Дамиан (Воскресенский) (1925−1926)»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2013. Вып. 6 (55). С. 127-150

Из истории Владимирской епархии.

Епископ Афанасий (Сахаров) и епископ Дамиан (Воскресенский) (1925-1926)

Публикуемые ниже документы характеризуют церковную обстановку во Владимирской епархии в 1925-1926 гг., в частности в Переславском викариатстве. Они свидетельствуют

о ситуации, сложившейся в связи с присоединением к Временному высшему церковному совету (григорианскому расколу) епископа Переславского Дамиана (Воскресенского). В феврале 1925 г. во Владимир из Зырянской ссылки вернулся епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), который принял на себя управление Владимирской епархией как первый помощник архиепископа Владимирского Николая (Добронравова), высланного в Москву. Однако вскоре по требованию ОГПУ в мае 1925 г. Владыка должен быть дать подписку о неуправлении епархией. В ноябре 1925 г. временно управляющим Владимирской епархией был назначен епископ Дамиан (Воскресенский). В середине декабря 1925 г. был образован при помощи ОГПУ раскольнический орган под названием Временный Высший церковный совет, в который вошел и епископ Дамиан. После этого епископ Афанасий взял на себя управление Владимирской епархией. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) обличил раскольников и запретил их в священнослужении. Епископ Дамиан вскоре понял свою ошибку, принес покаяние и был воссоединен с Православной Церковью. 15 января 1926 г. епископ Афанасий был арестован, после выхода из тюрьмы 15 марта 1926 г. Владыка призвал православных Владимирской епархии обращаться к епископу Дамиану. В документах раскрыта принципиальная позиция епископа Ковровского Афанасия, выступившего против раскола.

Период 1920-х гг. в истории Русской Церкви насыщен ситуациями, изобретательно создаваемыми властями для разрушения Церкви. В этих случаях часто от архиерея требовались не только стойкость и мужество в защите своих убеждений, но и умение вовремя распознать возникшую опасность для Церкви и повести свою паству, не поддаваясь на провокационные действия властей, какими бы авторитетными деятелями они ни поддерживались.

Святитель Афанасий (Сахаров), несмотря на то что периоды его пребывания на свободе были очень непродолжительны, обладал даром быстро проникать в суть вновь возникающих соблазнов и уверенно давать им отпор, невзирая на лица. Так, он решительно воспротивился деятельности обновленческого Высшего церковного управления во Владимирской епархии, несмотря на то что к расколу тогда присоединился правящий архиерей, митрополит Сергий (Страгородский). Так, в начале 1930-х гг. он отошел от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, когда увидел нарушения им канонических норм управления

Церковью. Эпизод с присоединением епископа Дамиана Переславского к Временному высшему церковному совету (ВВЦС) — раскольническому движению, созданному по инициативе ОГПУ, — еще одно свидетельство безошибочной проницательности и принципиальности святителя.

В феврале 1925 г. епископ Ковровский Афанасий, отбыв в Зырянской ссылке около двух с половиной лет, возвратился во Владимир, по его выражению, «на церковное делание»1. Перед тем как приступить к своему служению, он заехал в Москву, где в Даниловом монастыре пребывал высланный из своей епархии архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов)2. Архиепископ Николай и епископ Афанасий были связаны тесными узами взаимного доверия и уважения. Они разделяли тюремное заключение во Владимирской тюрьме в 1922 г., общались в Зырянской ссылке. Владыка Николай освободился из зырянской ссылки в 1923 г. и был возведен в сан архиепископа Владимирского и Суздальского, то есть встал во главе той епархии, которую в 1922 г. викарный епископ Ковровский Афанасий временно возглавил после отпадения в обновленческий раскол митрополита Сергия (Страгородского) и за защиту которой от обновленцев был отправлен в ссылку. На следствии в 1937 г. архиепископ Николай говорил на допросе, отвечая на вопрос «Когда и где вы встречали Сахарова...?»: «Епископ Афанасий (Сахаров) являлся моим помощником по управлению Владимирской епархией, судился по обвинению в контрреволюционной деятельности. После его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня и получить от меня указания на свою дальнейшую пастырскую деятельность»3.

Получив благословение и советы правящего архиерея, епископ Афанасий приступил к исполнению своих обязанностей. Как первый помощник архиепископа Николая Владыка Афанасий взял на себя управление всей Владимирской епархией. Однако вскоре по требованию ОГПУ в мае 1925 г. Владыка должен быть дать подписку о неуправлении епархией. В заявлении следователю 3 марта 1926 г. он писал: «После того, как по Вашему требованию в мае 25 г. я должен быть дать подписку о неуправлении епархией, я так и поступал. Никаких циркулярных распоряжений или распоряжений, касающихся управления по собственной инициативе, я не делал. Но одновременно с отобранием подписки о неуправлении мне было оставлено право совершать архиерейския службы, каковым правом я и пользовался, совершая те службы и требы, которыя по правилам Православной церкви может совершать епископ, в том числе и чин принятия кающихся. Кроме того, оставаясь епископом, я не имел и не имею права отказываться от обязанности духовного руководства теми, кто сам добровольно будет просить об этом. С отобранием у меня подписки о неуправлении я не был

1 Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / Сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. С. 20.

2 Николай (Добронравов Николай Павлович; 1861—1937), священномученик, архиепископ. Член Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. В 1918 г. арестован. В 1921 г. хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. С 1923 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. С конца 1925 г. в заключении и ссылке. Расстрелян.

3 ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 3684.

лишен права давать советы и ответы частного характера устно или письменно, как и всякий вообще гражданин не может быть лишен права советоваться и советовать»4.

Владыка не прекращал борьбы с обновленческим расколом, руководители которого в октябре 1925 г. организовали епархиальный съезд для подготовки к своему собору5. По просьбе трех старейших священников епископ Афанасий решил пойти на этот съезд, чтобы спасти хотя бы некоторых. Призвав участников съезда к покаянию и провозгласив безблагодатность обновленческого духовенства, святитель заявил в конце своей речи: «А теперь я еду к митрополиту Петру с покаянием, что без его благословения присутствовал на вашем беззаконном собрании!»6

Власти не оставляли его в покое. Несколько раз он вызывался на допросы по надуманному делу, когда эпизод, связанный с нарушением иеромонахом Александром (Чечелем) церковной дисциплины, был расценен как принятие на себя епископом Афанасием административных функций.

9 сентября 1925 г. епископ Афанасий был арестован в Гавриловом Посаде Юрьевского уезда при поездке по епархии и препровожден во Владимир для «выяснения личности», но на другой день был освобожден7.

Особенно пристальное внимание властей вызвало посещение им с. Лыко-во 8 и 9 декабря 1925 г. на храмовый праздник св. Георгия. Святитель произнес проповедь и наградил священника с. Авдотьино Ксенофонта Рождественского за поминовение Патриарха Тихона наперсным крестом и, кроме того, принял в общение двух уклонявшихся в обновленчество иереев из Юрьевского уезда. Уже на следующий день после праздника, 10 декабря 1925 г., на епископа Афанасия был написан донос во Владимирское Губернское Политическое управление священником А. Стекловым: «Сим довожу до Вашего сведения, что 1925 г. 26 ноября (стар[ого] стиля]) в селе Лыково, Влад[имирского] У[езда] Небыловской волости Церковно-приходский Совет села Лыково на праздник Св. в[елико]м[ученика] Георгия для совершения богослужения привез Владимирского Епископа Афанасия. В своем поучении к народу “почему ненавидят христиан?” епископ Афанасий проводил мысль, что христиан гонят, преследуют и сажают в тюрьмы за имя Христово, потому что мы называемся христианами потому что то, что бывает позволено в обыденной гражданской жизни с точки зрения нашей религии считается грехом; убеждал твердо стоять в православной вере и не бояться никаких тюрем и судищ, тогда как в настоящее время никаких преследований и гонений за религию со стороны правительства нет. Вообще нужно заметить, что все его

4 Молитва всех вас спасет. С. 192.

5 Имеется в виду второй обновленческий собор, который состоялся 1—10 октября 1925 г. в московском храме Христа Спасителя (по наименованию обновленцев, «III Всероссийский Поместный Собор Православной Церкви на территории СССР)». На соборе присутствовали 90 архиереев, 109 клириков и 133 делегата-мирянина. Собор избрал своим почетным председателем Вселенского Патриарха Василия, который направил собору приветственное послание. Собор официально отказался от проведения реформ не только в области догматики и богослужения, но и в укладе церковной жизни.

6 Молитва всех вас спасет. С. 41.

7 Там же.

речи были росчитаны (так в тексте. — О. К.) на темноту, суеверие и невежество массы»8.

С конца декабря 1925 г. шли допросы, на которые вызывались священники, участвовавшие в праздничном богослужении в с. Лыково.

Тем временем 30 ноября 1925 г. в Москве был арестован архиепископ Владимирский Николай. Святитель Афанасий, оказавшийся в Москве по церковным делам, первым сообщил об этом Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому). Местоблюститель предложил епископу Афанасию временно управлять Владимирской епархией, однако епископ отказался, мотивируя это тем, что во Владимирской епархии оставался на свободе старший викарий — епископ Переславский Дамиан (Воскресенский). Тогда митрополит Петр благословил владыке Афанасию управлять верующими Владимирского и Ков-ровского уездов. Как писал епископ Афанасий, это было сделано для того, чтобы «хотя и в малой мере не причинить какой-либо обиды старшему собрату»9. Дела просителей из других викариатств владыка Афанасий направлял к Преосвященному Дамиану.

Епископ Дамиан (в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский; 1873—1937), прославленный в лике новомучеников и исповедников Российских, был хиротонисан в июле 1918 г. во епископа Переславского, викария Владимирской епархии. Он был первым архиереем, хиротонисанным по благословению Святейшего Патриарха Тихона. Епископу Дамиану были поручены Переславский и Александровский уезды.

Переславская епархия, учрежденная в 1744 г., в 1788 г. была упразднена, затем вновь учреждена в 1902 г. как Переславль-Залесское викариатство Владимирской епархии. Однако «Переславским» до того времени именовался служивший в Китайской Православной миссии епископ Иннокентий (Фигуровский). После назначения в Переславль-Залесский епископа Дамиана епископ Иннокентий стал называться Пекинским10.

Протоиерей Евгений Елховский11 вспоминал: «Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив. За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, умение служить и прововедовать слово — и станом своим он был представитель-

8 Молитва всех вас спасет. С. 180.

9 Документ № 1 настоящей публикации.

10 Определение Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о бытии бывшему ректору Смоленской Духовной семинарии архимандриту Дамиану (Воскресенскому) викарием Владимирской епархии, епископом Переславль-Залесским и о переименовании епископа Переславль-Залесского Иннокентия (Фигуровского) в епископа Пекинского (Китай) // Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943 гг. / Сост. М. Е. Губо-нин. М., 1994. С. 119.

11 Елховский Евгений Андреевич (1896—1937), священномученик, протоиерей. Родился в с. Пустоша Владимирской губ., в семье псаломщика. Рукоположен во иерея в 1895 г. Около 40 лет служил в церкви митрополита Петра в г. Переславль-Залесский. В 1930 г. арестован. Служил в Переславском Свято-Никольском женском монастыре. В 1937 г. возведен в сан протоиерея. 18 октября был обвинен «как участник антисоветской церковно-монархической организации» и 29.10.1937 г. расстрелян. В 2000 г. причислен в лику святых.

ный — его скоро здесь полюбили»12. Пребывал Владыка в Переславль-Залесском Даниловом Троицком мужском монастыре, где исполнял обязанности настоятеля. 24 сентября 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 13 января 1922 г. амнистирован и досрочно освобожден.

В июне того же года епископ Дамиан вслед за Владимирским митрополитом Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление. Позднее на допросе в ГПУ он говорил, что разделил позицию владыки Сергия в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему13. С обновленческим духовенством, однако, епископ Дамиан вступил в конфликт. Он заявлял, что «с программой “Живой церкви” православное сознание мириться не может», и на административные распоряжения ВЦУ не реагировал. В храмах Переславль-Залесского и Александровского уездов по-прежнему за богослужением возносилось имя Патриарха Тихона.

В сентябре 1922 г. он оказался во Владимирской тюрьме, где находился вместе с епископом Афанасием (Сахаровым)14. Ненадолго освобожден. 5 декабря 1922 г. епископ Дамиан был вновь арестован Владимирским отделом ГПУ по обвинению в «будировании масс на религиозной почве». Виновным себя не признал. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февраля 1923 г. Комиссией НКВД по административным высылкам приговорен к двум годам ссылки, которую отбывал в пос. Теджен (ныне город в Туркмении), недалеко от персидской границы. После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский.

О положении во Переславской епархии и о служении там епископа Дамиана после его возвращения ярко свидетельствует второй публикуемый документ — письмо, направленное Преосвященным Дамианом митрополиту Петру (Крутицкому). Это срез провинциальной церковной жизни 1920-х гг. со всеми ее трудностями и драмами.

Владыка описывал невеселые реалии тех лет — уменьшение числа прихожан, отпадение некоторых священнослужителей, материальные затруднения, закрытие храмов. В епархии действовали обновленцы, некоторых из них епископ Дамиан по покаянии принял в общение.

Епископ Дамиан противодействовал обновленческому расколу в епархии, выпустил два послания с предупреждением об опасности этого движения. В церквах служили панихиду по Патриарху Тихону, несмотря на опасность такого поминовения. В ноябре 1925 г. епископ Дамиан был назначен временно управляющим Владимирской епархией.

А в Москве начинаются аресты архиереев и мирян. 30 ноября 1925 г. происходит арест Преосвященного Владимирского и Суздальского Николая (Добронравова). 10 декабря 1925 г. был арестован Патриарший Местоблюститель

12 См.: Страницы истории России в летописи одного рода (Автобиографические записки четырех поколений русских священников), 1814—1937/ Сост., подгот. коммент. Л. П. Соколовой-Ковальчук. М., 2004.

13 Архив УФСБ РФ по Владимирской обл. Д. П—6401. Л. 198 об.

14 Молитва всех вас спасет. С. 19.

митрополит Петр. Предвидя скорый арест, завещательным распоряжением от 6 декабря 1926 г. Местоблюститель, в случае своего ареста, возложил временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя на митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского)15. После ареста митрополита Петра

14 декабря 1925 г. митрополит Сергий заявил о своем вступлении в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя16.

Через несколько дней произошло событие, в очередной раз потрясшее Русскую Православную Церковь, — создание при помощи ОГПУ нового раскольнического органа, под названием Временный Высший церковный совет, в который вошли архиепископ Григорий (Яцковский), епископ Борис (Рукин), митрополит Митрофан (Симашкевич), митрополит Мелхиседек (Паевский) и др. (По фамилии его основателя архиепископа Григория раскол стал называться григорианским.) Среди вступивших в ВВЦС значился и епископ Дамиан (Воскресенский). По словам М. Е. Губонина, епископ Переславский Дамиан был втянут «в группу талантливым Е. А. Тучковым не без влияния последствий гражданской войны»17. По-видимому, смягчение наказания некоторых священнослужителей, репрессированных во время Гражданской войны, было связано с данными ими определенными обязательствами.

Вожди вновь созданной организации, якобы не знавшие о вступлении в должность Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия, поторопились подать заявление в Административное управление НКВД и подозрительно быстро — уже 2 января 1925 г. — получили разрешение на свою деятельность. В № 5 «Известий» в заметке «Среди церковников» появилась информация о начале занятий ВВЦС в московском Донском монастыре. 14 января 1926 г. последовал запрос митрополита Сергия с требованием к организаторам подтвердить информацию и обосновать каноничность новой организации. К митрополиту Сергию, который находился в Нижнем Новгороде без права выезда, был отправлен епископ Дамиан. Он привез документы ВВЦС, авторы которых образование нового органа оправдывали принципом коллегиальности высшего церковного управления и уверяли в полной каноничности организации. Митрополит, сообщив о данных ему митрополитом Петром полномочиях, ответил отказом признать ВВЦС канонически законным органом управления. Епископ Дамиан оказался в труднейшем положении. Понимая, что перед Церковью встала угроза раскола, он предложил вождям ВВЦС признать митрополита Сергия временно исполняющим обязанности Патриаршего Местоблюстителя и пригласить его (испросив разрешение у властей) к совместной работе.

27 января 1926 г. раскольники «братски» попросили митрополита Сергия пожаловать в Москву для переговоров. В ответ последовало суровое письмо митрополита Сергия от 29 января с запрещением их в служении. Этим же числом датируется доклад деятелей ВВЦС митрополиту Петру, находившемуся в заклю-

15 См.: Акты Святейшего Тихона. С. 422.

16 См.: Там же. С. 423.

17Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862—1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М., 2013. С. 220 (Материалы по новейшей истории русской Православной Церкви).

чении. Подписали его трое — архиепископ Григорий (Яцковский), архиепископ Константин (Булычев) и епископ Дамиан. Раскольники, убеждая митрополита Петра в полной каноничности ВВЦС, уверяли в своей «свободе строительства церковного», полученного от властей, чего митрополит Сергей, проживавший к тому же в Нижнем Новгороде, не имел. На основании этого раскольники просили благословить их деятельность и аннулировать полномочия митрополита Сергия18. Введенный в заблуждение Местоблюститель ответил резолюцией на докладе членов ВВЦС, где признал полезным создание коллегии в составе архиепископа Николая (Добронравова), архиепископа Димитрия (Беликова) и архиепископа Григория (Яцковского). Резолюция была составлена в условной форме: «Если с нашей стороны для успокоения верующих и блага Церкви требуется особое распоряжение во изменение такового от 6 декабря...»19

Епископ Дамиан стал понимать, что совершил большую ошибку. 2 февраля 1926 г. он подал заявление ВВЦС, где писал: «Выяснилось окончательно, что наш “совет и дело от человек“ (Деян. 5.38), а потому вполне обдуманно заявляю Вашему Высокопреосвященству о своем выходе из состава ВЦС. Ради мира церковного братски прошу Вас и прочих иерархов последовать моему смирению». (Епископ привел фрагмент Деяний апостольских, когда фарисей Гамалиил призвал иудеев отпустить арестованных апостолов, сказав: «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками».)

Митрополиту Сергию члены ВВЦС послали телеграмму: «Местоблюститель вас освободил.» Митрополит Сергий, указав на условность резолюции, начал нелегкую борьбу, обличая неправду самочинников, в которой одержал победу. В третьем письме от 1 марта 1926 г. архиепископу Григорию (Яцковскому), среди прочего, он ставит в пример членам ВВЦС «правдивого и мужественного» епископа Дамиана. Его призыв был назван «золотыми словами».

Между тем недолгое отпадение епископа Дамиана в раскол породило во Владимирской епархии немало смущения. Епископ Афанасий, узнав об участии временного управляющего Владимирской епархией в ВВЦС, немедленно принял управление ею на себя. Он позднее писал епископу Дамиану: «Когда для меня стало ясно, что В.В.Ц.С. — это 2-й В.Ц.У., я счел себя обязанным самостоятельно решать все, касающееся всех уездов Владимирской Епархии. Всем, кому имел возможность и предоставлялся случай, — я определенно советовал воздержаться от общения с Вами»20.

15 января, уже зная о предстоящем своем аресте, епископ Афанасий пишет послание к пастве относительно раскольников. Епархия оставалась без архиерея — епископ Афанасий готовился к аресту, архиепископ Николай (Добронравов) уже был арестован, в Нарымском крае находился епископ Вязниковский Корнилий (Соболев). И тогда епископ Афанасий благословил православных Владимирской епархии, если не будет православного архиерея, «за духовным

18 Акты Святейшего Тихона. С. 435 и др.

19 Там же. С. 436-437.

20 Документ № 1 настоящей публикации.

руководством и окормлением обращаться к православным архиереям соседних епархий.»21

В тот же день, 15 января 1926 г., святитель был арестован, ему вспомнили эпизод с иеромонахом Александром (Чечелем) и проповеди на праздник св. Георгия.

Уже в тюрьме из письма диакона Иосифа Потапова от 12 февраля 1926 г. владыка узнал, что «Дамиан покаялся»22 и возвратился в лоно Православной Церкви, получив прощение от митрополита Сергия. Когда 15 марта 1926 г. Владыка был освобожден, он поспешил оповестить православных Владимирской епархии о том, что они могут без сомнения обращаться к епископу Дамиану. Он постарался встретиться с Преосвященным Дамианом, а во время встречи поинтересовался о своих полномочиях относительно соседних викариатств. Ответа он не получил. Преосвященный Дамиан не на шутку обиделся. 19 марта 1926 г. епископ Переславский пишет письмо епископу Афанасию, текст которого до нас не дошел. Ответ же владыки Афанасия обнаружен и публикуется ниже.

В своем ответе, написанном 18 марта 1926 г., владыка четко и в то же время смиренно объясняет свою позицию, сообщая о том, что после покаяния епископа Дамиана воздерживается от руководства викариатствами, подчиненными ему, несмотря на полномочия, данные в свое время митрополитом Сергием и архиепископом Николаем.

Напряженность отношений, возникшая в результате принципиальной позиции епископа Афанасия, не удерживала его от того, чтобы напомнить епископу Дамиану о том, что в разосланном последнем сообщении о его вступлении в управление епархией нет оговорки, что епископу Дамиану поручено управление епархией временно, так как «именовать себя Владимирским и Суздальским может только архиепископ Николай», имя которого и должно возноситься на богослужении. Этот вопрос взволновал и епископа Дамиана, неслучайно он просит митрополита Петра уточнить наименование архиепископа Николая. Титулование ссыльных епископов было больным вопросом того времени. Репрессированные архиереи продолжали считать себя главами тех епархий, где они служили до ареста, молитвенно не разлученными со своей паствой. Однако практика назначения новых епископов на кафедры, занятые ссыльными архиереями, вызывала протесты. Сам архиерей, назначенный на такую кафедру, должен был именоваться «временно управляющим» до нового назначения или кончины прежнего управляющего епархией. Спустя два года, в январе 1928 г., Собор украинских епископов (в который входил тогда и архиепископ Полтавский Дамиан) во главе с митрополитом Михаилом (Ермаковым) лишил кафедр ссыльных епископов, что послужило еще одним сильным аргументом против митрополита Сергия в церковной полемике, разгоревшейся в те годы.

В 1927 г. епископ Дамиан был возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Полтавским и Переяславским, временно управляющим Днепропетровской епархией; 25 апреля 1928 г. перемещен на Курскую кафедру. «По словам архиепископа Дамиана, причиной этого перемещения стали его разногласия с др[угими] украинскими архиереями на состоявшемся в Киеве собра-

21 Документ № 1 настоящей публикации.

22 УФСБ по Владимирской обл. Л. 150.

нии епископов по вопросу о поминовении имени патриаршего местоблюстителя митр[ополита] Петра и возникавших в связи с этим вопросах об автономии Украинской Церкви»23. Возможно, недовольство было вызвано и вопросом лишения ссыльных епископов их кафедр.

Назначенный архиепископом Полтавским и Переяславльским, Преосвященный Дамиан повел борьбу с местными обновленцами, которую продолжил и на Курской кафедре. В 1932 г. был арестован, приговорен к 10 годам ИТЛ. 3 ноября 1937 г. принял мученическую кончину в урочище Сандормох (Карелия).

Приведенный эпизод — яркое свидетельство того, в каких условиях приходилось епископам принимать решения, и лишнее доказательство необыкновенного умения епископа Афанасия стоять за чистоту Православия, не только не поддаваясь давлению властей, но и исправляя действия высших архиереев и ошибавшихся собратьев.

Ценность документов состоит еще и в том, что подобные информационные отчеты и письма после ликвидации Канцелярии Священного Синода и Патриарха Тихона сохранились в очень небольшом количестве. Отчет не удалось отправить. Документы первоначально хранились в личном архиве сына архиепископа Дамиана епископа Михаила (Воскресенского)24, а впоследствии были переданы в Синодальную библиотеку.

Некоторую трудность представляет датировка документов. Судя по содержанию, первая часть отчета, написанная рукой епископа Дамиана, составлена в 1925 г., после возвращения Преосвященного Переславского из ссылки, однако последние два абцаза написаны более мелким почерком из-за недостатка места на листе и, вероятно, вписаны намного позже. Если часть до пометки «ДСП. А[рхиепископу] Николаю» была рассчитана на просмотр Пресвященным Владимирским, то приписка явно не предназначалась для его глаз. Датировка в конце этой части, подписанной как «дополнения в ответ, представленный М[итрополиту] Петру (20 июня 1926 г.)», касается, по-видимому, только этой приписки. Митрополит Петр в это время был уже в одиночной камере Суздальской тюрьмы, а архиепископ Николай — в ссылке в Туруханском крае. Конечно, с этим отчетом никто их них не ознакомился.

После этой вставки повествование снова идет о событиях 1925 г., но написан текст уже почерком М. Д. Воскресенского25.

Документы найдены в архиве Синодальной библиотеки с помощью протоиерея Александра Троицкого, за что публикаторы приносят ему большую благодарность. Они хранятся в папке, на обложке которой надписано: «АД-178. Отчет епископа Переславского Дамиана (Воскресенского) митрополиту Петру (Полянскому) о положении дел во Переславском викариатстве Владимирской епархии в 1925 году. Не окончен. Автограф [епископа Дамиана] и рукой М. Д. Воскре-

23 Цит. по: Раздорский А. И. Дамиан // Православная энциклопедия. Т. 13. С. 707—708.

24 Вероятно, сын епископа Дамиана Михаил Дмитриевич Вознесенский, впоследствии епископ Михаил.

25 Почерк епископа Михаила (Воскресенского) установлен на основе сличения публикуемого документа с письмами этого епископа к святителю Афанасию, хранящимися в архиве ПСТГУ.

сенского. 20 июля 1926 г. (Переславль, Москва)». Текст отчета епископа Дамиана действительно написан двумя почерками, во второй части, переписанной М. Д. Воскресенским, текст редактировался епископом Дамианом. Немногочисленные поправки и вставки рукой епископа Дамиана оговорены в постраничных ссылках. Иногда надписан вариант текста без вычеркивания предшествующего. В таких случаях приписка воспроизводится в постраничной сноске. Подчеркивания принадлежат тексту. Текст письма епископа Афанасия также автограф, но не самого епископа Афанасия, ему принадлежит подпись и сопутствующие слова: «Покорнейший слуга и богомолец Афанасий, Епископ Ковровский».

Орфография и синтаксис приведены в соответствие с современными правилами публикации исторических документов.

Вступ. статья и примеч. О. В. Косик, публикация О. В. Косик и Н. А. Кривошеевой

№ 1

Письмо епископа Афанасия Ковровского (Сахарова) епископу Переславскому Дамиану (Воскресенскому)

28 марта 1926 г.

+

Ваше Преосвященство,

Преосвященнейший Владыка,

Возлюбленный о Господе брат!

Ваше письмо от 6/19-ІІІ поставило меня в недоумение. Какие мои «деяния, далекие от братской любви и даже от спокойного благоразумия», разумеете Вы? Я не считаю себя повинным в чем-либо подобном. Что делалось мной, основывалось отнюдь не на моих личных чувствах по отношению к Вам.

18 ноября / 1 декабря 1925 года мне первому пришлось доложить Высо-копреосвященнейшему Митрополиту Петру об аресте Архиепископа Николая. Местоблюститель тогда же предложил мне принять временно управление Владимирской Епархией. Я просил его освободить меня от этого, так как в Владимирской Епархии кроме меня остается на свободе еще один викарий старше меня — Преосвящ[енный] Переславский. Тогда Митрополит Петр благословил мне ведать уезды Владимирский и Ковровский, при чем это было сделано не только «по удобству управления», как это подчеркиваете Вы в Вашем предложении благочинному церквей гор [ода] Владимира. Для уездов Вязниковского, Гороховецкого, Судогодского, Суздальского, Меленковского, Муромского и части Покровского более удобства обращаться во Владимир, чем в Переславль. Однако я, чтобы хотя и в малой мере не причинить какой-либо обиды старшему собрату, просил у Местоблюстителя поручить мне только два уезда.

Так как непосредственно после сего мне не удалось видеться с Вами и получить от Вас, как временно управляющего Владимирской Епархией, — указаний,

какие из дел других, кроме Владимирского и Ковровского уездов, «по удобству управления» — Вы можете поручить мне, я старался отклонять от себя решение всех дел из не моих уездов, даже тех дел, окончательное решение коих предоставляли мне Митрополит Сергий и Архиепископ Николай. Правда дел-то было очень немного, но Вы, конечно, помните случаи обращения к Вам просителей, присланных мной. Только при поездке моей для служения в с. Лыково, я дерзнул поступить так, как поступил бы при Архиепископе Николае, приняв в общение двух уклонявшихся в обновленчество иереев из Юрьевского уезда, о чем не преминул доложить Вам при первом же свидании в декабре месяце.

Когда я, не только по слухам, а лично от Вас узнал, что Вы вошли в В.В.Ц.С., когда затем я точно узнал, что Местоблюстителем во главе Управления поставлен Митрополит Сергий, который и принял на себя это послушание, когда для меня стало ясно, что В.В.Ц.С. — это 2-й В.Ц.У., я счел себя обязанным самостоятельно решать все, касающееся всех уездов Владимирской Епархии. Всем, кому имел возможность и предоставлялся случай — я определенно советовал воздержаться от общения с Вами.

2/15 января в предположении предстоящего мне заключения — я счел себя обязанным оставить для православных письменное разъяснение об авантюре Григория и К°. В конце этого разъяснения мной было приписано буквально следующее: «С прискорбием приходится сказать, что в вновь образовавшееся самочинное сборище, именуемое В.В.Ц.С., вошел Епископ Переславский Дамиан, коему Митрополитом Петром на время отсутствия Архиепископа Николая было поручено временное управление Владимирской Епархией. Согласно правилам Церковным (15 Пр[авило] Двукратного Соб[ора]) — Православная Паства Владимирская — должна воздержаться от общения с Еп[ископом] Дамианом до тех пор, пока он не выйдет из состава В.В.Ц.С., не прекратит общения с само-чинниками и не принесет покаяния в содеянном. За духовным руководством и окормлением — православные Владимирской Епархии, если не будет в ней своего православного архиерея — должны обращаться к православным архиереям соседних епархий.»

Все это вызывалось отнюдь не каким либо не братским чувством по отношению к Вам, а моим пониманием пользы церковной. Все это затем нашло оправдание и в Определении временно Исполняющего обязанности Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, объявившего все Ваши действия по Управлению, начиная с 9/22 декабря до дня Вашего покаяния — недействительными.

В соделанном мной я отнюдь не раскаиваюсь, а что касается потребности исправления, то это, как и должно было быть, сделано Вами через выход из В.В.Ц.С. и принесение покаяния. Я был весьма утешен, узнав еще в заключении о том, что Вы прекратили общение с самочинниками и возвратились в лоно Православной Церкви. Тогда же я поспешил дать знать кому мог, чтобы теперь православные Владимирской Епархии без сомнения обращались к Вашему Преосвященству.

Получивши свободу, я продолжал держаться той же линии поведения по отношению к Вам, какой держался в ноябре и начале декабря. Не отказывая в

приеме приходящим из Ваших уездов, я даю им указания и советы, но за окончательным решением направляю к Вам. Лишь в 2-х случаях за это время я действовал более или менее самостоятельно не в своих уездах, как не задумываясь действовал бы я при Архиепископе Николае. Об обоих этих случаях я имею незамедлительно доложить Вам.

Когда ко мне обращаются православные, знающие из газет о Вашем вступлении в самочинный В.В.Ц.С., но не знающие еще о Вашем покаянии и недоумевающие как им поступить ввиду получения от Вас извещений о вступлении Вашем в Управление Владимирской Епархией — я всем свидетельствую, что мне известно о прощении Вас Митрополитом Сергием и всем предлагаю без сомнения обращаться к Вам.

Но разосланное Вами благочинным сообщение о вступлении Вашем в Управление Епархией не совсем точно, так как в нем нет оговорки, что Вам поручено управление Епархией временно, за отсутствием В[ысоко]преосвященн[ого] Николая, который остается Архиепископом Владимирским — (так между прочим именует Его Местоблюститель в известной резолюции от 1 февраля с/г.), и имя которого по прежнему должно быть неопустительно возносимо за богослужением во всех православных храмах Владимирской Епархии, без замены его или дополнения именем какого-либо другого архипастыря. Эта неполнота сообщения порождает то, что по местам, как мне достоверно известно, — из Вашего сообщения делают заключение, что Архиепископ Николай совсем устранен от Владимирской Епархии, и Вы стали нашим епархиальным архиереем и потому прекращают поминовение Архиепископа Николая, заменяя его имя — Вашим. Когда о подобных случаях мне становится известным, я даю определенные и решительные разъяснения, что нашим епархиальным архиереем и сейчас является Архиепископ Николай, имя коего мы все обязаны возносить, и что Преосвященный Переславский является лишь временным Заместителем Архиепископа Николая до его освобождения или до возвращения старшего викария Владимирского Преосвященного Вязниковского Корнилия. И в этом случае, я руководствуюсь не какими-либо личными чувствами к Вам, а существом дела. Я думаю, Вы теперь, осведомившись о том, что неполнота Ваших извещений, — является причиной нарушений канонических Правил о неопустительном возношении в православных храмах имени своего правящего и законным актом высшей церковной власти еще от Управления не освобожденного, хотя бы и арестованного, Епископа — сами найдете необходимым принять меры к исправлению этого ненормального явления.

Надеюсь, из изложенного Вы убедились, что «деяния» мои одно время были только деяниями хотя и младшего викария, но оставшегося единственным в Епархии, а раньше этого и теперь — я стараюсь, где только возможно, без существенного ущерба для дела церковного, воздерживаться даже и от того, что делать предоставлено было мне в свое время Митрополитом Сергием и нашим теперешним Архипастырем Архиепископом Николаем, стараюсь воздерживаться потому, что при последнем нашем свидании Вы не дали определенного ответа на мой вопрос: могу ли я действовать в других уездах, кроме Владимирского и Ковровского в том же духе, как действовал при Архиепископе Николае.

Прошу верить, что и впредь в своей деятельности и отношении к Вам — я буду руководствоваться не личными какими-либо чувствами, а моим пониманием пользы церковной и своих обязанностей.

Испрашивая святых Ваших молитв с братской во Христе любовию имею честь быть Вашего Преосвященства, покорный слуга и богомолец

Афанасий, Епископ Ковровский

15/28 марта 1926 г.

г. Владимир.

№ 2

Отчет епископа Переславского Дамиана (Воскресенского) Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) о состоянии Переславского викариатства Владимирской епархии

в 1925-1926 гг.

1925 г. — 20 июля 1926 г.

Прибыв в четверток шестой недели великого поста из двухлетней административной ссылки в г. Переславль, я беспрепятственно вступил в молитвенное общение с верующими в соборе градском и в других храмах города, где совершались мной уставные церковные службы с кануна Вербного Воскресения, в течение страстной и светлой седмиц (ежедневно), по день сошествия Св. Духа. Одновременно с молитвой началось и мое духовное руководительство по вопросам церковной жизни. Из газет и от достоверных посторонних свидетелей получив телеграфное уведомление о кончине св. патриарха Тихона, в день его погребения я в сослужении 12 пресвитеров в кафедральном соборе совершил панихиду о почившем патриархе, а до 40 дней его имя возносилось за литургией всех храмов уездов двух на особой заупокойной эктении (так в тексте. — О. К.). Только в канун преполовения, вызванный в учреждение, которое заботится и о церковной жизни, — я выслушал, что это поминовение рассматривается как демонстративное, — однако в письменном распоряжении о прекращении поминовения мне было отказано.

Вскоре после моего прибытия в Переславль ко мне стали являться отцы благочинные и многие городские и сельские священники для беседы, для ознакомления с происшедшими в течение моего двухлетнего невольного отсутствия переменами и — с состоянием церковных дел в приходах — и за руководствен-ными указаниями. Из этих бесед и сообщений выяснилось, что обновленческий раскол существует и здесь. Главными пунктами, откуда идет это нездоровое в церковной жизни движение, — следует считать: 1) село Струнино, Александровского уезда, где священствует вдовый протоиерей Алексий Рождественский1, друг и ученик по Академии, б[ывшего] епископа Евдокима2 (именуемый ныне Епископом трех уездов), и 2) село Рязанцево, Переславского уезда, где проживает очень энергичный уполномоченный от В.Е.У.3 по Переславскому уезду — про-

тоиерей Николай Покровский. В самом Переславле обновленческое движение судом Божиим в эти годы окончилось: — вдохновитель его священник Чижов, будучи еще не старым (лет 40) и по-видимому здоровым человеком, — скончался, а его сотрудник — священник соборный И. Виноградов — оставил священство и поступил в общество «Безбожник»4, потеряв с этим всякий остаток авторитета для верующих.

Точно установить — сколько в обоих уездах имеется приходов обновленческого толка, — мне не удалось. Но с полной уверенностью можно сказать и теперь, что число таковых не более восьми из 92 приходов Александровского уезда и не более двух из общего числа 109 приходов Переславского уезда. Имеются и колеблющиеся, или правильно сказать, малодушные из приходских священников, — дающие уклончивые ответы о своей принадлежности к истинному православию — из-за боязни потерять место, из-за страха перед бумажкой, исходящей за № от В.Е.У. — и чрез это из-за опасений оставить совершенно необеспеченными свои семьи. Некоторое из священников (5) и диаконов (2) письменно проявляли свое сожаление и раскаивались, что по малодушию своему подписывали анкеты о признании Живой Церкви, но дальше этой подписи они не шли, — в молитве и богослужении общения с представителями обновленческих течений они не допускали (образец такого заявления мной представлен Архиепископу Николаю).

Существует и «возрожденческий толк»: в Переславском уезде проживает у своего отца, священника села Лаврова — о. Василий Лебедев5, посвященный б[ывшим] епископом Антонином в епископы без обозначения титула; последователей этого толка почти нет, если не считать о. Петра Лебедева (отец о. Василия) да престарелого протоиерея села Багримова — о. Алексия Любимова, по какому-то странному недоумению, сослужившего с о. Василием в храмовый день. Но удивительнее всего, что сей о[тец] протоиерей Любимов — имеет будто бы (лично говорил мне) разрешение от почившего Святейшего Патриарха на ношение митры, — а о. Петр Лебедев в самые последние дни по уведомлении и представлении Архиепископа Николая (каковое уведомление идет помимо меня на имя о[тца] благочинного) — получил в награду от патриаршего местоблюстителя сан протоиерея. Справедливо отметить, что сам о. Василий Лебедев (возрожденческий епископ) проявил себя в эти годы выступлением на диспутах в защиту веры и, по общим отзывам, эти его выступления были довольно успешны. Была у него единственная попытка служить в одном из храмов близ г. Пере-славля; но стойкость приходской общины этого служения не допустила.

Что касается посещаемости богослужений, — то заметно, что ряды молящихся в храмах против прежнего наполовину уменьшились. И прежде всего, в храмах почти полное отсутствие молодежи; подрастающее поколение вне благотворного влияния церкви и ее богослужения. Только за Светлой заутреней и на историческом крестном ходе на Плещеево озеро — в шестое после пасхального Воскресение (18-31 мая) все храмы были полны и улицы, и весь путь следования по реке Трубежу до озера — были полны народа из города, ближайших селений и даже из г. Александрова. Сравнительное малолюдство в храмах объясняется тем, что с Пасхи по глубокую осень в Переславле базарным днем торговли вместо суб-

боты является день воскресный — рынок летом отвлекает и горожан и сельчан от храма. C другой стороны, оно объясняется отчасти и тем, что в г. Переславле с закрытием одной большой и трех маленьких фабрик — самое число жителей за эти (3) годы уменьшилось значительно, так что верующие по малочисленности и материальной скудости не могли принять в хозяйственное заведывание всех (22) храмов города. Пять храмов (из них три бесприходных, приписных) закрыты совсем, равно как закрыта совсем славная в прошлом, многолюдная Федоровская ж[енская] обитель (распоряжением гражд[анских] властей при деятельном участии памятных для Переславля иереев обновленцев — А. Чижова и И. Виноградова). Три монастыря Никитский и Даниловский (мужские) и Никольский (женский) существуют как приходские храмы; монастырские же помещения заняты или частными лицами, или же учреждениями (приюты, дома престарелых).

Богослужение в приходских храмах совершается далеко не с прежней торжественностью, но все же главное для евхаристии имеется надлежащего качества (просфоры, вино, ладан). Во многих приходах имеются только священники — они сами и звонят к началу богослужения (о[тец] протоиерей В. Малинин, церкви Смоленской иконы Б[ожией] М[атери] в г. Переславле6). Псаломщиков почти нет в городе; в селах их тоже немного. И если бы не монахини четырех упраздненных в двух уездах монастырей, — то многие церкви оставались бы без пения, храмы были бы не выметены, без ухода и без звона. Эти труженицы несут свои заботы по убранству храмов или бесплатно, — за одну квартиру и отопление, или же за самую ничтожную плату. Приходское духовенство — сельское — в большинстве изгнано из церковных домов; обычно в этих домах заведены избы-читальни с неизменным журналом «Безбожник»7, а священник с семьей часто ютится тут же за стеной, в бывшей кухне (с. Лыченцы, Нила и др). Среди духовенства нет достаточной осведомленности о церк[овной] жизни. Если имеются какие-либо сведения о церковной современности, то они идут исключительно от обновленческого церковного движения. Как уже отмечено, даже я о кончине св[ятейшего] патриарха узнал от частных достоверных осведомителей, а о преемстве власти местоблюстителю патриаршему узнал при личном посещении Москвы в сороковой день от самого местоблюстителя митрополита Петра.

Должно еще отметить, что вопрос о двух благочинных (Охотине8 и Розанове9) окончательно еще не изжит. Некоторые из пресвитеров и группа мирян заявляли мне о нарушении права мирян при решении этого вопроса, о собирании подписей под избирательный лист о. Охотина по домам, а не на собрании духовенства и мирян в Переславле. Но все же по этому вопросу я употребляю все меры к христианскому примирению.

Поступление церковных сборов слабеет с каждым днем; в населении даже сельском заметна скудость средств, сказывается и безработица с ее тяжелыми последствиями. Последняя, впрочем, для г. Переславля видимо, проходит, ибо в канун дня св. Николая большая фабрика в городе открыта, хотя и не для полного числа рабочих. За все время моего пребывания на церк[овном] управлении вместе со взысканными суммами (75 р[ублей]) за полгода — поступило не более 150 рублей. Десять процентов из названной суммы мной отослано на имя перво-

го полусамостоятельного епископа Владимирской Епархии, Преосвященного Корнилия (Гавриила Соболева)10, переносящего доселе все нужды ссылки, в чем и прилагается почтовая квитанция. Полагая, что братский долг наш помогать сущим во изгнании, считаю необходимым делать подобные отчисления и впредь.

Наконец считаю нужным коснуться отпадших от православия и награжденных мной. Отпали от церкви священники: с. Воронцова Павел Снегирев, открыто заявивший на собрании, что он был священник поневоле и своим служением обманывал народ11, и свящ[енник] Борисоглебской Киновии б[ывшей] Федоровской обители Григорий Нардов в более скромной обстановке заявивший, что по настойчивому желанию матери, без призвания он принял священство; оба с полным семинарским образованием: первый лет 27, а второй лет 50. Сведения о награжденных даются на особом листе, а здесь касаюсь прямых нужд епископа Переславского. За время невольного его отсутствия четыре полных архиерейских облачения, полученных мной при открытии кафедры в 1918 году из Владимира, — сданы в управление музея, а равно и мантия архиерейская. Архиерейские богослужения совершаются мной в лично мне принадлежащих облачениях (4), а в Соборе кафедральном — в облачении, принадлежащем Собору. Хлопоты группы верующих о выдаче облачений для служения успеха до сих пор не имели. Взяты обновленцами (Чижовым и Виноградовым) и шесть антиминсов, освященные мной; где находятся теперь эти антиминсы, сведений не имею; вероятно во Вл[адимирском] Еп[архиальном] Управлении (обновленческом). ДСП [?]. — А[рхиепископу] Николаю.

Больным вопросом является т[ак] называемое подлипское дело — о назначении в приход Пог[ост] Подлипы [нрзб.] свящ[енника] Павла Смирнова на место устраненного Серг[ия] Смирнова. Дело настолько запутано, что требует внимания высшей церк[овной] власти.

В связи с этим делом является необходимым выяснить вопрос и выяснить открыто — является ли Арх[иепископ] Н[иколай] (Добронравов) Архиеп[ископом] Владимирским — с какого времени ... как за него молиться (титул!). Сам Архиеп[ископ] Н[иколай] 3/16 мая [?], отвечал мне на этот вопрос уклончиво и неопределенно и посему я вынуждаюсь просить по этому вопросу авторитетного решения В[ашего] В[ысокопреосвящест]ва на бумаге.

Дополнение в отчет представленный м[итрополиту] Петру

(20-го июня 1926 г.)

За время с недели Всех Святых архиерейские богослужения многократно были совершаемы в храмах г. Переславля и преимущественно в кафедральном соборе. В селениях службы совершались всякий раз по приглашению верующих общин. В Переславском уезде за указанный период службы состоялись в селениях: Романово, Перцево, Ям, Городище, Семендяево, Голоперово и Ефимьево. С обычной торжественностью и при большом стечении богомольцев совершены были традиционные крестные ходы 20, 21 и 22 июля в круг города12, с одним лишь отличием от былых времен13, что крестный ход 22 июля направлялся из кафедрального собора не в Успенский Собор Горицкого монастыря, так как последний занят музеем, а в Александро-Невскую церковь. Здесь на общем клад-

бище при всенародном пении была совершена великая панихида. В селениях архиерейские службы совершались в сослужении не менее четырех пресвитеров, а в Переславле — двух, кроме тех праздничных дней, которые не совпадали с воскресными днями. При архиерейских служениях неизменно возносится заупокойная эктения о приснопамятном Святейшем Патриархе Тихоне.

В Александровском уезде архиерейских богослужений не было до 14 д[екабря]14, кроме служений в с. Большом Филипповском, б[ывшего] Покровского уезда (ныне Александровского), с письменного разрешения управляющего епархией. Попытки к устройству архиерейских богослужений в г. Александрове были неоднократны — на Троицу, Успение и Воздвиженье. К последнему празднику община верующих пыталась в случае невозможности прибыть Епископу Переславскому, пригласить управляющего епархией. Усиливаясь найти правдивое объяснение указанного печального явления, приходится остановиться на мысли, что это действие протоиерея Алексея Рождественского (в обновленчестве Епископа Александровского), проживающего в с. Струнине, близ г. Александрова. Помянутый «епископ» всеми силами стремится совершить богослужение в г. Александрове, или хотя бы иметь внебогослужебное собрание в градском соборе. Но всякий раз встречает энергичное противодействие со стороны православного населения г. Александрова. Просьба Алексея Рождественского об устройстве предсоборного собрания в Соборе обсуждалась на общеприходском собрании, на котором присутствовало свыше 500 человек, и в просьбе единогласно было отказано.

В отчетный период состоялось служение в храме с. Старой Слободы, Александровского уезда преосв[ященного] Никиты (Делекторского), Епископа Бу-гульминского15, 8 июля. В означенном селе состоит священником родной брат Вл[адыки] Никиты. Впоследствии преосвященный Никита обратился ко мне с письменной просьбой о разрешении ему служений в пределах Александровского уезда, на что, разумеется16, последовало с моей стороны согласие. Кроме того, была попытка к служению 26 октября с. г. в селе Романовском, Александровского уезда преосв[ященного] Тихона, Епископа Гомельского17 по приглашению прихожан, но гражд[анского]18 разрешения служить по приезде в с. Романовское он не получил и немедленно выехал обратно в Москву. На служение это преосв[ященный] Тихон получил разрешение от А[рхиепископа] Николая, без уведомления о сем Епископа Переславского, так как подобное уведомление А[рхиепископ] Николай считает излишним и пустой формальностью.

Об общем положении церковных дел осведомление на местах в уездном городе, а особенно в селениях, слишком слабое и недостаточное. Всякому понятно, что в тревожное наше время осведомление должно быть по возможности19 полное. Посему в этих видах мне приходилось в отчетное время неоднократно являться в Москву, и при всем том осведомление являлось запоздалым. Например, столь важное послание местоблюстителя от 28 июля20 было получено мною только 15 августа и то благодаря братской любви преосв[ященного] Иоасафа Чистопольского21 22. Означенное послание мною, ввиду его срочной важности, было разослано о.о. благочинным в недельный срок, тогда как А[рхиепископ] Николай мог прислать мне его вместе с письменным уведомлением от 1/14 ав-

густа. Если бы это послание получено было неделей раньше, то не произошло бы одного печального явления, имевшего место в 5 округе Переславского уезда. Там на собрании23 в августе месяце заслушано было предложение В.Е.У. о выборе депутатов на епархиальное собрание, имеющее отправить своего депутата на обновл[енческий] собор [нзбр.]24. Но так как своевременно послания Патриаршего Местоблюстителя там не было получено, постановили было командировать двух депутатов и только после перерыва на собрании постановление было отменено по настоянию мирян, указавших что на собрание и избрание депу-татов25 не было испрошено благословение Епископа Переславского26. В видах осведомления духовенства и для руководства было издано два учительных послания от Его Преосвященства: одно в июне с характеристикой древних и современных еретиков, раскольников и сектантов и с указанием, как должны к ним относиться православные. А второе — в октябре о том, что надо остерегаться обмана не только явного, но и скрытого, по поводу октябрьского обновленческого Собора.

Помимо осведомления значение поездок в Москву увеличивалось еще от братского молитвенного общения с иерархами в день ангела Святейшего Патриарха 13 августа и в четверги, а также в исключительно редкой вечерне по уставу Успенского Собора в Богоявленском монастыре при служении Патриаршего Местоблюстителя с сонмом архипастырей.

По-прежнему ко мне поступают ходатайства так или иначе причастных к обновленчеству священно-церковно-служителей. Таковые ходатайства мною, в полном согласии с инструкцией епископам полусамостоятельных епархий, выработанной на Церковном Соборе 1917/18 гг.27 и разрешаются. В отчетном периоде было письменное обращение протоиерея с. Багримова Алексия Любимова, участвовавшего в служении с «епископом» возрожденцем Василием Лебедевым, и протоиерея с. Дубровиц, Переславского же уезда о. Александра Панова, по малодушию давшего подписку в общей анкете по округу о признании обновленческого В.Е.У. Поименованные протоиереи после раскаяния и исповеди у о[тца] духовника протоиерея г. Переславля о. Василия Малинина были приняты мною в церковное общение. Кроме того, состоялся чиноприем псаломщика пог[оста] Кумошь, Александровского уезда Ивана Соколова. Псаломщик Соколов обновленческим Александровским епископом Алексеем Рождественским был посвящен во диакона 23 июня 1924 года, ибо он дерзнул28 на это рукоположение, как пишет в прошении, «не имея местного церковного управления, кроме обновленцев и не будучи осведомлен ни от кого о ходе церковного управления». Означенный Ив[ан] Соколов обратился ко мне 21 мая 1925 года и по моему распоряжению принес всенародное покаяние в храме погоста Кумошь 25 июня с/г. По выполнении наложенной мною двухмесячной эпитимии и исповеди у о[тца] духовника рукоположен мною 10/23 августа во диакона. Одновременно и прихожане церкви погоста Кумошь вместе со свящ[енником] Б. Яновским29 принесли покаяние в содеянном ими грехе допущения к служению в их храме диакона, посвященного обновленческим епископом. В августе месяце с. г. в Сретенской церкви г. Переславля принесли покаяние свящ[енник] Виктор Сергиевский и диакон Н. И. Надеждин. Последний в 1923 г. служил с обновленческим священ-

ником, уполномоченным В.Е.У. Ив[аном] Виноградовым по его требованию, а свящ[енник] В. Сергиевский, не придав сему надлежащего значения, служил с диаконом Надеждиным.

Подлипское дело, о котором были сведения в прошлом отчете и сделан подробный доклад Патриаршему Местоблюстителю, в отчетном периоде имело свое продолжение. Запрещенный А[рхиепископом] Николаем к служению во Владимирской епархии свящ[енник] Павел Смирнов служил по желанию прихожан с 18 июня ст|ст. с. г. в означенном селе, чем нарушены были церковные каноны (Апост[ольское] Правило 15 и I Всел[енского] Соб[ора] пр[авила] 15 и 16), о чем подробно сообщалось Патриаршему Местоблюстителю. И только 1|14 августа А[рхиепископ] Николай довел до моего сведения, что свящ[енник] П. Смирнов оставил Подлипский приход и туда назначен стойкий в православии пастырь. Подобное печальное явление, как служение священника30 безблагословенного31, заставило меня затребовать от о[тцов] благочинных сведения об имеющихся в округах священнослужителях и клириках, не имеющих благословения на служение от Епископов последовательно32 управлявших Переславским и Александровским уездами за мое отсутствие.

Награжденный Патриаршим Местоблюстителем по представлению А[рхиепископа] Николая к Пасхе 1925 года саном протоиерея священник с. Лаврова Петр Лебедев, возрожденец, за посвящением ко мне не являлся, как и следовало ожидать. На запросы же мои благочинному о. Взорову последний ответа не дает.

Чтобы покончить с вопросом об обращении обновленцев, я должен сообщить, что мною была сделана попытка передать одно дело А[рхиепископу] Николаю и в результате — Епископ Переславский был привлечен к гражданскому суду. В мае месяце по настойчивому требованию А[рхиепископа] Николая я согласился передать ему обновленческое дело благочинного протоиерея А. Мило-видова. О. Миловидов добровольно обратился ко мне с просьбой о принятии его в церковное общение. Письменное заявление о. Миловидова было мною представлено на благовоззрение А[рхиепископа] Николая. Его резолюция о том, что благочинный не явился к нему и дело потому приостановлено — имело результатом — .повестку на мое имя от 29|VII с. г. с предложением мне явиться к народному следователю, по уголовному делу.

В том же июле месяце был проведен обыск и при обыске был между немногими другими бумагами взят проэкт моего доклада Патриаршему Местоблюстителю по вопросу и доселе невыясненному. Текст этого доклада приводится в приложении к сему. Изъято было и обращение общин г. Александрова об устройстве архиерейского служения в Соборе. Доселе эти документы не возвращены.

Одновременно то же самое учреждение систематически, по одиночке вызывает пресвитеров г. Переславля и уезда и настойчиво внушает им: «нужен ли Вам епископ? Без него вам спокойнее и свободнее. Вы могли бы сделать письменное заявление, что епископ Вам не нужен».

Одновременно же обязали меня подпиской, — сущность коей сводится к тому, что, не препятствуя совершать архиерейские богослужения в предоставленных мне уездах, я должен воздерживаться от управления, как незарегистри-

рованный. Каноническую ценность подобной подписки мне пришлось выяснять в беседах с духовенством.

За отчетный период в пределах епархии имели место аресты духовных лиц: настоятель Собора г. Александрова протоиерей П. Киселев пробыл несколько дней в местном исправдоме. Священник с. Ведомши Петр Ставровский провел не менее трех месяцев во Владимирском Губисправдоме. Благочинный Александровского округа протоиерей А. Сущевский вызван был во Владимир на допрос, почему он принадлежит к обновленческой Церкви и после допроса отпущен на место служения.

В летние месяцы и осенью были случаи ограбления храмов: в июле месяце в с.с. Бакшеве, Самарине и Рождествине и Вознесенской г. Переславля церкви. Характерно, что здесь кроме предметов, имеющих ценность, похищали и св[ятой] антиминс. В с. Рождествине два антиминса были найдены месяца через два, но без св[ятых] мощей. А в ночь под 23 октября ограблен был через пропиленную решетку Кафедральный Собор, где похищена дарохранительница, содран оклад с молебного (малого) Евангелия и содраны ризы с древнего чтимого образа Спаса Нерукотворного и иконы Печерской Божией Матери, а св[ятые] дары рассыпаны у престола.

Что касается поступления добровольных пожертвований на епархиальное управление, то таковые идут слабо. А меж тем налоги растут. Правильные поступления идут только из г. Александрова, где приходской совет постановил ежемесячно вносить 20 рублей поочередно А[рхиепископу] Николаю и Еп[ископу] Переславскому. За отчетное время мною передано управляющему епархией 35 рублей.

Нередки заявления с мест о неудобствах замещения приходов монашествующими лицами — иеромонахами. А в 1[-м] благочинническом округе Переслав-ского уезда вынесено даже постановление о бесплатном совершении браков — в приходах занятых иеромонахами — соседними священниками. Служение же при храмах монахинь можно одобрить, ибо по отзывам они везде являются истовыми и усердными, как в чтении и пении на клиросе, так и по уходу за чистотою и благолепием храмов.

Примечания

1 Рождественский Алексий (1868—?), обновленческий епископ. Окончил Московскую духовную академию. С 1893 г. служил священником в с. Струнино Александровского уезда Владимирской епархии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 11.05. 1924 г. «хиротонисан» во епископа Александровского, викария Владимирской епархии.

2 Евдоким (Мещерский Василий Иванович; 1869—1935), архиепископ, впоследствии обновленческий «митрополит». В 1903 г. ректор Московской духовной академии. В 1904 г. хиротонисан во епископа. С 1909 г. епископ Каширский, викарий Тульской епархии. В 1914— 1917 гг. архиепископ Алеутский и Североамериканский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—1918 гг. С 1918 г. архиепископ Нижегородский. 16.06.1922 г. перешел в обновленческий раскол, один из идеологов обновленчества. В 1922—1924 гг. обновленческий «митрополит Одесский», обновленческий «митрополит Вятский». С 1922 г. член обновленческого ВЦУ. С 08.08.1923 г. председатель обновленческого «Священного Синода».

3 Владимирское епархиальное управление. В июне 1922 г. обновленческим ВЦУ было предписано создавать на местах епархиальные управления, в которые должны были входить местный архиерей и представители белого духовенства, признавшие власть ВЦУ.

4 Точное название общества — Союз воинствующих безбожников (ранее — Союз безбожников; Общество друзей газеты «Безбожник»), добровольная общественная организация в CCCP, основанная в 1925 г., ставившая своей целью идейную борьбу с религией.

5 Обновленческий епископ Василий (Лебедев) после стычки на местном съезде обновленческого духовенства и мирян был лишен сана (указ обновленческого Священного Синода на имя Владимирского Епархиального Управления от 23 декабря 1924 г. за № 4351). В 1927 г. принес покаяние и Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) был принят в общение с Церковью в сане священника. Затем епископ В. Лебедев был арестован и заключен (см.: Труды Первого Всероссийского съезда, или собора Союза «Церковное Возрождение». М., 1925; Вестник Священного Синода Православной Русской Церкви. 1927. № 2—15. C. 5).

6 Возможно, имеется в виду Малинин Василий Ксенофонтович (1877—1938), священно-мученик, протоиерей. Родился в с. Паткино Владимирской губернии. Окончил Владимирскую духовную семинарию. В 1930 г. служил в храме прп. Корнилия г. Переславль-Залесский. 18.10.1937 г. арестован в Переславле-Залесском. Приговорен к 10 годам ИТЛ. Умер в Бамлаге. Причислен к лику святых в 2002 г.

7 «Безбожник» — еженедельная газета, издававшаяся в Советском Союзе с 21 декабря 1922 г. по 20 июля 1941 г. (с перерывом с января 1935 по март 1938 г.). Газета являлась печатным органом Центрального Совета Союза воинствующих безбожников.

8 Протоиерей Николай Иванович Охотин был настоятелем Преображенского собора г. Переславля после обновленческих священников.

9 Протоиерей Александр Григорьевич Розанов с 1886 г. был священником Феодоровского монастыря., с 1901 г. служил в Троицкой церкви Переславля.

10 Корнилий (Соболев Гавриил Гаврилович; 1880—1933), архиепископ. В 1917 г. рукоположен во епископа Каширского, викария Тульской епархии. В 1921—1923 гг. епископ Вязников-ский, викарий Владимирской епархии. В 1923—1926 гг. отбывал ссылку в Западно-Сибирском крае. C 1926 г. архиепископ Свердловский и Ирбитский. В декабре 1926 г. арестован в Москве. Заключен в Соловецкий лагерь. Убит в ссылке.

11 В газете «Новь» была опубликована следующая заметка: «Священник Снегирев снял рясу (Село Большая Брембола Переславского уезда). В нашей школе на днях состоялся диспут на тему Наука и религия, на который были приглашены священники ближайших селений. Попы, прежде чем отправиться на диспут, устроили маленькое совещаньице, на котором и постановили отказаться от участия в диспуте. Крестьяне острили над попами:

— Как же это так? Тут надо защищать бога, а они отказались. Отец Арсений, хоть вывы-ступите...

— Некогда, братие, некогда...

— А вы, отец Александр?

— Тоже некогда... Сейчас в поле уезжаю работать...

— А, брат, струсили...

Крестьяне заполнили школу до отказа. Слушают внимательно лектора.

Вдруг в школу входит священник села Воронцова отец Павел Снегирев. Крестьяне зашумели...

— Ну, теперь дело будет. Он поговорит с лектором...

А священник Снегирёв в конце лекции преспокойно снял рясу и заговорил:

— Я пришел сюда не защищать религию, а вскрыть ее со всеми обрядами и таинствами.

Бога нет... Религия уничтожает человека, она не даёт ему счастья, наоборот — гонит в

нищету.

Только в науке — счастье и наше богатство...

Крестьяне наградили Снегирева горячими аплодисментами. И выходя из школы вместе со Снегирёвым, они хлопали его по плечу и говорили:

— Давно бы так...

П. К.».

(Новь. 1924. 4 окт. (№ 29). С. 2. Печ. по: Мір://ркі.Ьо1ік.т/аПіс1ек/р-меаігеу1924ма1^£ Дата доступа 17.06.2013).

12 Три слова вписаны.

13 Три слова вписаны.

14 «14 д.» вписано.

15 Никита (Делекторский Федор Петрович; 1876—1927), священномученик, епископ. Родился в г. Покрове Владимирской губ., в семье священника. В 1919 г. в сане протоиерея служил в Белой армии. При отступлении Белой армии остался в Перми. В 1922 г. вернулся на родину и был назначен настоятелем Христорождественского собора в г. Александрове и благочинным всех городских церквей. В 1924 г. хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. В 1925 г. подвергался аресту. В 1926 г. назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии. В 1927 г. уволен по прошению за штат. В 1930 г. он был арестован и приговорен к трем годам заключения в ИТЛ. В 1934 г. вернулся в Орехово-Зуево. В 1937 г. арестован, расстрелян в Бутово.

16 Вписано одно слово.

17Тихон (Шарапов Константин Иванович; 1886-1937), архиепископ. В 1925 г. хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. В 1925 г. арестован, доставлен в Москву, где проживал без права выезда. Осужден по «делу митрополита Петра (Полянского)». Сослан в г. Чимбай Каракалпакской области. В 1927 г. арестован в ссылке. Заключен в Соловецкий лагерь. С 1930 г. в ссылке в г. Архангельске. В 1931-1934 гг. в заключении. С 1934 г. епископ Рязанский. В том же году сослан в Казахстан. Архиепископ Алма-Атинский. Расстрелян.

18 «гражд.» вписано над строкой.

19 Слова: «по возможности» вставлены.

20 Имеется в виду послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) об отношении к обновленчеству // Акты Святейшего Тихона. С. 418.

21 Вставлено одно слово.

22 Иоасаф (Удалов Иван Иванович; 1886—1937), епископ. В 1920 г. хиротонисан во епископа. С 1922 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. В мае 1924 г. по вызову ОГПУ выехал из Казани в Москву, арестован. Освобожден под подписку о невыезде, проживал в Московском Даниловом монастыре. С конца 1925 г. в заключении и ссылке. После выхода июльской Декларации 1927 г. находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страго-родскому). В 1932—1936 гг. в лагерном заключении. Расстрелян.

23 Вставлено: «30».

24 Со слова «имеющее» до конца предложения вписано от руки.

25 Три последних слова вставлены.

26 Над двумя словами надписано: «Еп[ископа] Перес[лавского].

27 См.: Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об учреждении новых епархий и викариатств от 8 августа 1918 г. // Собрание определений и постановлений Священного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994. 4-я паг. С. 21-22.

28 Надписано: «решившись принять обновл[енческое] руководство».

29 Яновский Борис Александрович (1895—1961), протоиерей. В 1917 г. окончил Владимирскую духовную семинарию. С 1918 г. инспектор духовных училищ Александровского района. Рукоположен во священника в 1920 г. С 1922 г. служил в Успенском храме с. Кумошь. В 1932 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, приговорен к трем годам лагерей с конфискацией имущества. Работал на лесоповале. По возвращении снова служил в с. Кумошь, с 1940 г. работал сторожем. В 1941 г. мобилизован и направлен под г. Тихвин на копку противотанковых рвов. В 1942 г. освобожден по болезни, но в том же году мобилизован для работы на торфопредприятии. В 1946 г. освобожден по болезни. С 1947 г. священник Никольского храма погоста Заболотье.

30 Слово вставлено.

31 Исправлено вместо «благословенно».

32 Слово вставлено.

Ключевые слова: Григорианский раскол, ВВЦС, Переславское викариатство, Владимирская епархия, епископ Дамиан (Воскресенский), епископ Афанасий (Сахаров), обновленчество, гонения на Церковь

Towards the History of the Vladimir Diocese. Bishop Athanasius (Sakharov) and Bishop Damian (Voskresensky) (1925-1926)

The publication of O. Kosik and N. Krivosheeva

The published documents characterize the church situation in the Pereslavl’s suffragancy ofthe Vladimir diocese in 1925-1926. They inform about the situation that has been developed in connecting with joining of Pereslavl’s bishop Damian (Voskresensky) to the Provisional higher church council (the Gregorian split). Kovrovsky Bishop Athanasius (Sakharov) has returned to Vladimir from the Zyrjansky exile in February, 1925. He started to govern the Vladimir diocese as the first assistant of Vladimir’s archbishop Nikolay (Dobronravov), who was exiled to Moscow. However in May, 1925 the church hierarch, on request of OGPU, had to make the signed statement about the not management of the diocese. In November, 1925 the temporarily governor of the Vladimir diocese had been appointed bishop Damian (Voskresensky). In the middle of December, 1925 the Provisional higher church council (a schismatic institution) has been established by means of OGPU, and bishop Damian was included as the member of the council. After that, bishop Athanasius assumed control of the Vladimir diocese. Metropolitan Sergey (Stragorodsky), the Deputy to the Locum Tenens, condemned the Raskolniks and prohibited their church service. Bishop Damian has soon understood the mistake, repented and was reunited with the Orthodox Church. On January, 15th,

1926 bishop Athanasius was arrested. On March, 15th, 1926, after the prison, the church hierarch of the Vladimir diocese has addressed to bishop Damian. The documents disclose the position of Kovrovsky bishop Athanasius, based on principle, against the church split.

Keywords: the Gregorian split, VVCS, the Pereslavl’s suffragancy, the Vladimir’s diocese, bishop Damian (Voskresensky), bishop Athanasius (Sakharov), renovationism, persecutions against the Church.

Список литературы

1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917— 1943 гг. / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.

2. Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862—1937) / Отв. ред. прот. В. Воробьев. М., 2013. (Материалы по новейшей истории русской Православной Церкви).

3. Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / Сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.

4. Раздорский А. И. Дамиан // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 707—708.

5. Страницы истории России в летописи одного рода (Автобиографические записки четырех поколений русских священников), 1814—1937 / Сост., подгот. коммент. Л. П. Соколовой-Ковальчук. М., 2004.