Научная статья на тему 'СЛУЖЕБНАЯ КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ'

СЛУЖЕБНАЯ КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЛУЖЕБНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баландин А. Л.

Введение. Актуальность исследования понятия «служебная коррупционная преступность» заключается в отсутствии единства его понимания. Причиной возникновения данной проблемы послужило проявление правовой толерантности со стороны законодателя. Цель. Сформулировать понятие «служебная коррупционная преступность» с учётом актуальных изменений в российском законодательстве и реального применения практики Верховного Суда Российской Федерации. Методология. Использованы методы анализа, синтеза, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод толкования правовых актов. Результаты. Изучены мнения специалистов в области права относительно темы данной статьи. Проанализировано уголовное законодательство относительно понятия «служебная преступность» и «служебная коррупционная преступность». Особое внимание уделено проблеме признаков, характеризующих субъекта служебного коррупционного преступления. Заключение. На основе изученного материала автором сформулированы выводы относительно понятия «служебная преступность» и дано нетрадиционное определение понятия «служебная коррупционная преступность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFICIAL CORRUPTION CRIME

Introduction. The relevance of the study of the concept of “official corruption crime” lies in the lack of unity of its understanding. The reason for this problem was the manifestation of legal tolerance on the part of the legislator. Purpose. To formulate the concept of “official corruption crime” taking into account the current changes in Russian legislation and the actual application of the practice of the Supreme Court of the Russian Federation. Methodology. Methods of analysis, synthesis, formal-legal, comparative-legal methods, the method of interpretation of legal acts are used. Results. The opinions of experts in the field of law regarding the topic of this article were studied. The article analyzes the criminal legislation concerning the concept of “official crime” and “official corruption crime”. Special attention is paid to the problem of signs that characterize the subject of an official corruption crime. Conclusion. on the basis of the studied material, the author formulated conclusions regarding the concept of “official crime” and gave an unconventional definition of the concept of “official corruption crime”.

Текст научной работы на тему «СЛУЖЕБНАЯ КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 3. С. 106-111.

УДК 343

Б01 10.24147/1990-5173.2021.18(3).106-111

СЛУЖЕБНАЯ КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ А. Л. Баландин

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Введение. Актуальность исследования понятия «служебная коррупционная преступность» заключается в отсутствии единства его понимания. Причиной возникновения данной проблемы послужило проявление правовой толерантности со стороны законодателя. Цель. Сформулировать понятие «служебная коррупционная преступность» с учётом актуальных изменений в российском законодательстве и реального применения практики Верховного Суда Российской Федерации. Методология. Использованы методы анализа, синтеза, формально-юридический, сравнительно-правовой, метод толкования правовых актов. Результаты. Изучены мнения специалистов в области права относительно темы данной статьи. Проанализировано уголовное законодательство относительно понятия «служебная преступность» и «служебная коррупционная преступность». Особое внимание уделено проблеме признаков, характеризующих субъекта служебного коррупционного преступления. Заключение. На основе изученного материала автором сформулированы выводы относительно понятия «служебная преступность» и дано нетрадиционное определение понятия «служебная коррупционная преступность».

Ключевые слова: сотрудник; правоохранительные органы; правоохранительная деятельность; профессиональная служебная преступность; коррупционная преступность.

1. Введение

В настоящее время во многих доктри-нальных источниках под термином «служебные преступления» понимаются деяния, которые регламентированы в гл. 23 и 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Однако, проанализировав специальную литературу и мнения авторов-правоведов, можно отметить, что такое содержательное наполнение данного термина условно, поскольку, во-первых, не все преступления, перечисленные в данных главах, совершаются служащими (например, субъект дачи взятки, коммерческого подкупа - общий) и, во-вторых, множество служебных преступлений предусмотрено в иных главах УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения, присвоение и растрата, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, вынесение заведомо неправосудного приговора и т. д.).

Тем не менее в рамках данной статьи наибольший интерес вызывает преступная коррупционная деятельность среди сотрудников правоохранительных органов, т. е. со-

вершение преступлений с использованием своего служебного положения в корыстных целях. Конечно, для того чтобы сформулировать ёмкое понятие, характеризующее данный вид преступности, нужно изучить статистические показатели, тенденции развития законодательства в данной области, совершенствование противоправных мер и прочее. Соответственно, в рамках данной статьи, опираясь на мнение специалистов, постараемся разобраться в понятийном составе термина «служебная коррупционная преступность» и его содержании.

2. Понятие «служебная преступность»

Согласно мнению М. П. Клейменова, «преступность - это общественно опасное явление. Общественная опасность преступности, во-первых, характеризуется вредом, который она непосредственно причиняет общественным отношениям, государству, обществу, личности. Во-вторых, общественная опасность преступности выражается в косвенном вреде, который она причиняет общественным отношениям. В-третьих, общественная опасность преступности определяется

теми угрозами, которые она создаёт жизненно важным интересам личности, общества, государства, международного сообщества» [1, с. 47].

Л. В. Иногамова-Хегай утверждает, что под служебным преступлением следует иметь в виду преступление, совершить которое могут только должностные лица, понимаемые в узком уголовно-правовом значении. Служебное посягательство означает по содержанию более широкое общее понятие, включающее как должностное, так и деяние управленца, а также правонарушение служащего. Иначе говоря, служебное преступление - это любое уголовно-правовое деяние, осуществляемое специальным субъектом с использованием служебного положения [2, с. 19].

Использование законодателем разной терминологии в нормативно-правовых актах затрудняет понимание и способствует разной квалификации служебных деяний.

Так, по мнению А. И. Кондина, если опираться на легальное определение преступности, содержащееся в нормативном правовом акте (как социально-правового, относительно массового явления, включающего совокупность запрещённых уголовным законом общественно опасных деяний, совершённых в течение определённого времени на определённой территории2), служебная преступность - это статистическое множество преступлений, совершённых в связи со служебной деятельностью правонарушителей [3, с. 196-199].

Очевидно, что последнее определение более объёмное и под его обозначение могут подходить многие виды преступлений, в том числе и совершённые не сотрудниками правоохранительных органов.

3. Служебная коррупционная преступность

В юридической литературе и на практике приходится сталкиваться отдельно с понятием «служебная преступность» или «коррупционная преступность». В науке уголовного права традиционно в рамках данного вида преступлений представляется вся совокупность противоправных деяний, объединённых, как уже было ранее обозначено, в гл. 23 и 30 УК РФ, т. е. преступления против интересов службы в коммерческих и иных

организациях и преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления [4, с. 5].

Очевидно, что по признакам состава служебные преступления имеют определённое сходство с коррупционными. Обратим внимание на определение понятия коррупции, которое установлено Федеральным законом РФ от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»3, где в ст. 1 определено, что коррупцией признаются деяния, совершаемые в виде «злоупотребления служебным положением». Совершенно логично возникает вопрос: все ли служебные преступления являются коррупционными? Чтобы ответить него, следует разобраться в их сходствах и различиях. Очевидным фактом является то, что общим между ними является объект. В данном случае это интересы службы. С объективной стороны общим признаком является злоупотребление или превышение лицом служебных или должностных полномочий. С точки зрения субъекта, все подобные преступления совершаются должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях; с субъективной стороны - характеризуются умышленной формой вины. С общими признаками всё более или менее понятно, отметим различия.

Различия между указанными преступлениями состоят в том, что состав коррупционного преступления, совершаемого путём злоупотребления служебным положением, требует дополнительно наличия с субъективной стороны корыстной заинтересованности, а со стороны субъекта преступления - обладания властными полномочиями, т. е. могут совершаться должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях [5, с. 99].

Стоит согласиться с данным подходом в том, что это преступления, в которых наличествует особый признак, являющийся своеобразной предметной связью между субъектом и способом совершения преступления, т. е. в этом случае лицом используется служебное положение. Именно этот определяющий признак относится к числу коррупционных, но только при условии совершения пре-

ступления должностными лицами при наличии корыстной заинтересованности.

Отдельно стоит отметить, что понятия «должностное лицо» и «лицо, использующее служебное положение» не совпадают по своему содержанию. Так, в ряде постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, например, от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»; от 27 декабря 2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»; от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)», а также ряде иных постановлений определяется, что использовать своё служебное положение может не только должностное лицо, характеристика которого раскрывается в примечании к ст. 285 УК РФ, но и государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, а также иное лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК РФ. Рассматривая этот вопрос, некоторые исследователи справедливо отмечают, что, даже являясь рядовым служащим, последний, находясь в системе служебной иерархии, имеет, как правило, возможность оказать содействие, повлиять, принять решение, действуя в рамках своих служебных полномочий, которыми не обладают лица, не являющиеся служащими организации [6, с. 27-29]. Под лицами, использующими своё служебное положение, следует понимать должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также служащих в целом [7, с. 33].

Таким образом, на основании мнений специалистов в области уголовного права ещё раз убедимся, что существенным основанием для разграничения понятий «служебная преступность» и «служебная коррупционная преступность» является субъект преступления. Круг субъектов преступлений должностной преступности ограничивается исключительно субъектами, указанными в примечании к ст. 285 УК РФ, тогда как круг субъектов коррупционных преступлений значительно выходит за указанные выше преде-

лы примечания ст. 285 УК РФ. Соответственно, стоит определить круг субъектов, совершающих служебные коррупционные преступления.

4. Круг субъектов служебных коррупционных преступлений

В современной юридической литературе имеет место точка зрения, согласно которой субъект коррупционного преступления признаётся специальным субъектом, т. е. обладает определёнными специальными признаками, например, правом отдавать распоряжения другой стороне и т. д. [8, с. 141-142].

Также встречаются мнения, что субъект коррупционных преступлений должен обладать рядом характерных признаков. Таковыми могут быть: признаки, характеризующие правовое положение субъекта (гражданин РФ, иностранный гражданин и т. д.); признаки, характеризующие служебное положение лица, профессиональные обязанности (должностное лицо, руководитель организации и т. д.); демографические признаки (совершеннолетний, родители, мать и т. д.); 4) признаки, характеризующие предшествующее поведение лица (судимость, ранее совершённое преступление против половой неприкосновенности).

Получается, что коррупционное преступление может совершить любое вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, действия которого направлены на получение личной выгоды, либо действующее в интересах третьих лиц или групп путём склонения должностного лица к незаконным деяниям. При этом не является обязательным признаком наличие у рассматриваемого субъекта каких-либо должностных полномочий, поскольку, например, предложить взятку должностному лицу или выступить посредником во взяточничестве может абсолютно любой дееспособный гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста.

Но как быть с определением характерных признаков субъекта, который совершил служебное коррупционное преступление?

Осуществление полномочий служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию как признак субъекта коррупционного преступления не вызывает возражений, в том числе по причине приобретения этим признаком дополнительного

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 3. С. 106-111.

уголовно-правового содержания и значения в постсоветский исторический период.

Значение этого признака обосновывается его необходимостью для решения вопроса «о времени осуществления должностных полномочий».

Реализация некоторых направлений современной государственной политики создала практику юридической передачи сотрудникам неограниченного круга юридических лиц правового статуса, характерного для субъектов коррупционных преступлений (в том числе должностных лиц) [9, с. 24]. В данном случае речь идёт о делегированном публичном контроле [10, с. 266]. Значение указанного признака субъекта служебного коррупционного преступления обосновывается его необходимостью для решения вопросов о времени осуществления служебных полномочий и о наличии таковых. Только наличие у вышеуказанного сотрудника «специального полномочия» - полномочия делегированного публичного контроля - позволяет считать его субъектом указанного преступления.

Таким образом, субъект коррупционного преступления обладает специальными служебными полномочиями, которые предоставляются ему от имени юридического лица (субъекта права), созданного и функционирующего в установленном порядке.

5. Заключение

Подводя итог, следует отметить, что должностные преступления являются неизбежным спутником государственности, они возникли вместе с ним и изменяются в конкретно-исторических условиях.

Проведя исследование содержания понятия «служебная коррупционная преступность», необходимо отметить следующее.

Во-первых, с правовой точки зрения понятие «служебная преступность» - это достаточно распространённый феномен, который искажает представление о властных институтах государства, порождая при этом криминальные структуры, разрушающие в итоге конституционность Российского государства.

Во-вторых, «служебная коррупционная преступность» значительно отличается от «служебной преступности». В данном случае речь идёт о субъекте совершения преступле-

ния, который должен обладать рядом характерных признаков, в том числе наличием «специального полномочия», которое он использовал при совершении коррупционного преступления. Без указанного признака субъекта преступления неправомерно обвинять в совершении служебного коррупционного преступления.

Следовательно, служебная коррупционная преступность представляет собой достаточно сложное криминальное явление, которое до настоящего времени полностью не изучено. Недостаточное исследование данного феномена позволяет ему развиваться и порождать серьёзные негативные последствия в правовом поле, области экономики и на общегосударственном фоне. Для борьбы с данным криминальным явлением законодателю следует сформулировать легальное понятие «служебное коррупционное преступление», закрепить его в правовом акте и дать более чёткие критерии признаков, характерных для данного вида преступления.

В свою очередь, предлагаю следующую формулировку понятия «служебная коррупционная преступность» - это предусмотренное законом общественно опасное деяние, характеризующееся незаконным использованием должностным лицом своего специального служебного положения, совершаемое с прямым умыслом и целью получения выгоды.

Полагаю, что данное нетрадиционное определение позволило бы осуществить максимальную криминализацию коррупционных деяний, а также выстроить систему неотложных правовых мер по реальному усилению антикоррупционной политики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЭ (ред. от 30 декабря 2020 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

2 Об утверждении Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью: Указ Президента РФ от 24 мая 1994 г. № 1016 // СЗ РФ. - 1994. - № 5. - Ст. 403.

3 О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 26 мая 2021 г.) // Российская газета. - 2008. -№ 266.

ЛИТЕРАТУРА

1. КлеймёновМ. П. Криминология : учебник. - 3е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. -400 с.

2. Иногамова-Хегай Л. В. Служебные преступления как единичные деяния и как множественность преступлений // Общество и право. - 2017. - № 1 (59). - С. 18-23.

3. Кондин А. И. Понятие и виды служебной преступности // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2014. - № 2 (39). - С. 196-199.

4. Иванчин А. В. Служебные преступления : учебное пособие. - Ярославль : ЯрГУ 2013. - 108 с.

5. Бугаевская Н. В. К вопросу о соотношении служебных и коррупционных преступлений // Известия Тульского государственного университета. - 2017. - № 4-2. - С. 95-101.

6. Иногамова-Хегай Л., Черебедов С. Квалификация преступлений, совершённых с использованием служебного положения // Уголовное право. - 2008. - № 4. - С. 27-29.

7. Романова В. В. Специальный субъект общеуголовных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения // КриминалистЪ. - 2011. - № 8. - С. 30-33.

8. Сорочкин Р. А. К вопросу о «превенционном» составе коррупционного преступления и его субъектах // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 3. - С. 140-143.

9. Клепицкий И. «Должностное лицо» в уголовном праве (эволюция правового понятия) // Законность. -1997. - № 10. - С. 21-24.

10. Сорочкин Р. А. Субъект служебного коррупционного преступления // Образование и право. - 2020. -№ 2. - С. 264-268.

Информация об авторе

Баландин Алексей Леонидович - аспирант кафедры уголовного права и криминологии

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: alexbalomsk@gmail.com

SPIN-код: 5653-3295

Информация о статье

Дата поступления - 17 июня 2021 г. Дата принятия в печать - 19 июля 2021 г.

Для цитирования

Баландин А. Л. Служебная коррупционная преступность // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 3. С. 106-111. й01: 10.24147/1990-5173.2021.18(3).106-111.

OFFICIAL CORRUPTION CRIME

A.L. Balandin

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Introduction. The relevance of the study of the concept of "official corruption crime" lies in the lack of unity of its understanding. The reason for this problem was the manifestation of legal tolerance on the part of the legislator. Purpose. To formulate the concept of"official corruption crime" taking into account the current changes in Russian legislation and the actual application of the practice of the Supreme Court of the Russian Federation. Methodology. Methods of analysis, synthesis, formal-legal, comparative-legal methods, the method of interpretation of legal acts are used. Results. The opinions of experts in the field of law regarding the topic of this article were studied. The article analyzes the criminal legislation concerning the concept of "official crime" and "official corruption crime". Special attention is paid to the problem of signs that characterize the subject of an official corruption crime. Conclusion. on the basis of the studied material, the author formulated conclusions regarding the concept of "official crime" and gave an unconventional definition of the concept of "official corruption crime".

Keywords: employee; law enforcement agencies; law enforcement activity; professional service crime; corruption crime.

REFERENCES

1. Kleymenov M.P. Criminology, textbook. 3rd ed. Moscow, Norma Publ., INFRA-M Publ., 2018. 400 p. (In Russ.).

2. Inogamova-Hegay L.V. Official crimes as single acts and as a plurality of crimes. Obshestvo i pravo = Society And Law, 2017, no. 1 (59), pp. 18-23. (In Russ.).

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 3. С. 106-111.

3. Kondin A.I. The concept and type of official crime. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo " = Herald of Omsk University. Series "Law", 2014, no. 2 (39), pp. 196-199. (In Russ.).

4. Ivanchin A.V. Official crimes, textbook. Yaroslavl', YarGU Publ., 2013. 108 p. (In Russ.).

5. Bugaevskaya N.V. On the question of the ratio of official and corruption crimes. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of the Tula State University, 2017, no. 4-2, pp. 95-101. (In Russ.).

6. Inogamova-Hegay L., Cherebedov S. Qualification of crimes committed with the use of official position. Ugolovnoe pravo = Criminal law, 2008, no. 4, pp. 27-29. (In Russ.).

7. Romanova V.V. Special subject of ordinary crimes committed with the use of official position. Kriminalist = Criminalist, 2011, no. 8, pp. 30-33. (In Russ.).

8. Sorochkin R.A. On the question of the "preventive" composition of a corruption crime and its subjects. Probely v rossiiskom zakonodatel'stve = Gaps in Russian legislation, 2012, no. 3, pp. 140-143. (In Russ.).

9. Klepitsky I. "Official person" in criminal law (evolution of the legal concept). Zakonnost' = Legality, 1997, no. 10, pp. 21-24. (In Russ.).

10. Sorochkin R.A. The subject of official corruption crimes. Obrazovanie i pravo = Education and Law, 2020, no. 2, pp. 264-268. (In Russ.).

About the author

Balandin Aleksey - Ph.D. student at the Department of Criminal Law and Criminology Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: alexbalomsk@gmail.com SPIN-code: 5653-3295

Article info

Received - June 17, 2021 Accepted - July 19, 2021

For citation

Balandin A.L. Official Corruption Crime. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2021, vol. 18, no. 3, pp. 106-111. DOI: 10.24147/1990-5173.2021.18(3).106-111. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.