"Служба трем святителям Митрофану Воронежскому, Димитрию Ростовскому и Тихону Задонскому" епископа Иеремии (Соловьева): история возникновения текста
Сиднева М. В.
Предлагаемое исследование представляет собой первую публикацию источника, снабженную аналитическим комментарием. В статье представлен исторический и источниковедческий комментарий к составленной епископом Иеремией (Соловьевым) службы трем прославленным в 1860-е гг. русским святителям — Митрофану Воронежскому, Димитрию Ростовскому и Тихону Задонскому. Поводом для создания этого гимнографиче-ского памятника стало намерение бывшего нижегородского архиерея освятить в честь этих святых одну из строившихся церквей. При написании службы трем святителям епископ Иеремия опирался на широкий круг источников, среди которых сочинения Димитрия Ростовского и покаянный канон Кирилла Туровского. Публикация призвана проиллюстрировать деятельность епископа Иеремии как гимнографа и представить малоизвестный образец службы русским святым, составленной в Синодальный период истории Русской Церкви.
Ключевые слова: русская гимнография, службы русским святым, собор трех русских святителей, епископ Иеремия (Соловьев), храм Воскресения в Нижнем Новгороде.
Отношения и деятельность: не оказывает влияния на представленный материал.
ФГБОУ ВО Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия.
Сиднева Мария Владимировна, аспирант кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Сфера научных интересов — история православной гимнографии Синодального периода, русский акафист, просопография составителей акафистов, ORCID: 0000-0003-0746-1398.
Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Рукопись получена 15.04.2021 Рецензия получена 17.05.2021 Принята к публикации 28.05.2021
Для цитирования: Сиднева М. В. "Служба трем святителям Митрофану Воронежскому, Димитрию Ростовскому и Тихону Задонскому" епископа Иеремии (Соловьева): история возникновения текста. Российский журнал истории Церкви. 2021;2(2):39-63. doi:10.15829/2686-973X-2021-56
"Service to the Three Saints Mitrofan of Voronezh, Demetrius of Rostov and Tikhon of Zadonsk" by Bishop Jeremiah (Soloviev): the history of the text
Maria V. Sidneva
The publication consists of a research article and the first publication of the source. The article presents a historical and source-oriented commentary on the service of Bishop Jeremiah (Solovyov) to three Russian prelates who were glorified in the 1860's Mitrofan of Voronezh, Demetrius of Rostov, and Tikhon of Zadonsk. The reason for the creation of this hymnographic monument was the intention of the former bishop of Nizhny Novgorod to consecrate one of the churches under construction in honor of these saints. When writing the service to the three saints, Bishop Jeremiah relied on a wide range of sources, including the works of St. Demetrius of Rostov and the penitential canon of Cyril of Turov. The publication is intended to illustrate Bishop Jeremiah's work as a hymnographer and to present a little-known example of a service to Russian saints composed during the Synodal period of the history of the Russian Church.
Keywords: Russian hymnography, services to Russian saints, Feast of Three Russian Saints, Bishop Jeremiah (Soloviev), Church of the Resurrection in Nizhny Novgorod.
Relationship and Activities: none.
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.
Maria V. Sidneva, postgraduate student, Department of Church History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University. Research interests — history of Orthodox hymnography of the Synodal period, Russian akathist, prosopography of the compilers of akathists, ORCID: 0000-0003-0746-1398.
Corresponding author: [email protected]
Received: 15.04.2021 Revision Received: 17.05.2021 Accepted: 28.05.2021
For citation: Maria V. Sidneva. "Service to the Three Saints Mitrofan of Voronezh, Demetrius of Rostov and Tikhon of Zadonsk" by Bishop Jeremiah (Soloviev): the history of the text. Russian Journal of Church History. 2021;2(2):39-63. (In Russ.) doi:10.15829/2686-973X-2021-56
За XIX в. корпус русской гимнографии пополнился значительным количеством новых текстов: служб и акафистов святым и прославленным иконам Пресвятой Богородицы, многие из которых сохранились в рукописях и практически неизвестны читателю. В это время написание гим-нографических произведений становится популярным видом духовного творчества среди представителей разных сословий, особенно духовенства и дворянства. Составители служб и акафистов в совокупности представляют собой довольно широкий круг лиц, большинство из представителей которого играли важную роль в церковной и общественной жизни. Однако нередко гимнографическое творчество остается неисследованным видом деятельности этих известных лиц: с одной стороны, в силу специфики бытования богослужебных текстов не как авторских, с другой стороны, по причине незначительного интереса к этому аспекту среди ученых. Настоящее исследование ставит перед собой задачу представить одного из иерархов Синодального периода истории Русской Церкви, епископа Иеремии (Соловьева) как гимнографа на примере одного из написанных им литургических текстов. Для публикации выбрано одно из его гимнографических сочинений, для которого, благодаря сохранившимся документам, представляется возможным проследить историю создания и бытования в контексте событий жизни архиерея и его эпохи, а также провести текстологический анализ произведения.
Среди бумаг епископа Иеремии (Соловьева) сохранилась написанная им служба трем святителям — Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. Эти святые были прославлены в Синодальный период и воспринимались в XIX в. как "последние, новоявленные угодники Божии". Общее почитание трех иерархов утверждалось как русский аналог праздника трех святителей — Василия Великого, Григория
Богослова и Иоанна Златоуста. Идея соборной памяти русских святителей родилась вскоре после прославления в 1861 г. в лике святых последнего из трех угодников, святителя Тихона. В 1866 г. в городе Переяславле Полтавской губернии был освящен храм в память трех русских святителей, впоследствии храмы и приделы с таким посвящением стали появляться и в других епархиях [Торжество по случаю 1882:708-709]. Вскоре духовным писателем А. Н. Муравьевым были написаны общие тропарь и кондак святым, а их память установлена 19 июля [Смирнов 2021].
Служба трем святителям была составлена преосвященным Иеремией осенью 1877 г.: в это время пожилой архиерей пребывал на покое в Нижегородской епархии, месте своего последнего архипастырского служения. В тот год он проживал в Городецком Феодоровском монастыре, именно там и было составлено последование. Какие причины побудили епископа-отшельника взяться за этот гимнографический труд?
В 1840 г. Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров) просит архимандрита Иеремию, ректора Киевской духовной академии, принять участие в деле составления службы недавно прославленному святителю Мит-рофану Воронежскому. Владыке Филарету было поручено приготовить службу новоявленному угоднику Божию, для чего ему отправлялись рукописи службы и акафиста святому, которые регулярно поступали от разных лиц. В письме от 14 февраля 1839 г. святитель пишет отцу Иеремии: "у меня есть к твоему преподобию просьба, давно лежащая на душе моей. И по вере моей к святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу, и по препоручению преосвященнейшаго Антония1 надлежит надобность составить службу сему святителю с акафистом. При всем моем желании вовсе не имею времени заняться сим делом. Именем Господним прошу тебя взять на себя сей святой труд. Святитель Христов тебе поможет. Напиши мне о сем. Когда не отринешь моей просьбы, тогда я пришлю к тебе нужные для сего бумаги" [Письма к Иеремии 1886:88-89]. В письме епископу Иннокентию (Борисову) он также упоминает об этом деле: "О. Иеремии поручаю заняться делом по сердцу его благочестивому, составлением службы с акафистом святителю Митрофану. Надеюсь, что не откажется. Стыдно нам, что доселе никто не сочинит, да и житие сочинено человеком не из духовного звания, хотя истинно духовным" [Письма Филарета 1884:14]. В связи с большим количеством поступающих рукописей дело утверждения службы затянулось, год спустя Киевский преосвященный просит архимандрита сделать замечания по отправленной к нему службе и акафисту2, а также прислать собственные тексты, если он составил тако-
1 Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский, святитель (1773-1846).
2 В собрании рукописей Нижегородской областной библиотеки им. В. И. Ленина, куда попали в том числе рукописи, принадлежавшие епископу Иеремии, находится экземпляр акафиста святителю Митрофану (ОРиРК НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 345) с рефреном: "Радуйся, Митрофане, новый и предивный чудотворче". Этот акафист представляет собой отдельный вариант, отличный от утвержденного Синодом текста. Текст был создан во второй четверти XIX в. и очевидно послужил материалом для написания окончательного варианта. Весьма вероятно, что с этой рукописью был знаком епископ Иеремия, однако она не содержит никаких помет и правок. После акафиста помещена молитва святому, написанная от лица женщины, что позволяет допустить, что ею же был составлен и сам акафист.
вые [Письма к Иеремии 1886:89]. Неизвестно, было ли что-то написано владыкой Иеремией в то время, тем не менее символическое начало гимно-графическим трудам тогда было положено.
О личном почитании епископом Иеремией воронежского святителя свидетельствует факт учреждения им в 1874-1875 гг. стипендии имени святого Митрофана в Ливенском духовном училище (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1598. Л. 30 с об.) "в некую благодарность за помощь его моему недостоинству и моей немощи при основании Кавказской кафедры3" [Письма Преос-вященнейшего Иеремии 1889:604].
Историю своего знакомства с личностью святителя Тихона Задонского архиерей описывает во введении к своему труду, посвященному учению святого: "с малолетства питал я в глубине души моей некую особенную приверженность к святителю Тихону, ныне Богом прославленному угоднику и чудотворцу всея России. Родители мои ... поселили во мне сие сладостное чувство к нему рассказами о его святом житии, а также — ежегодно приводили меня ко гробу его в Задонский монастырь, несмотря на значительную дальность от него нашего скромного жилища" [Учение 1864:VII]. Одна из корреспонденток епископа Иеремии, игуменья Парфе-ния (Адабаш) из Киевского Флоровского монастыря (известная как автор службы равноапостольным Кириллу и Мефодию), составила службу и акафист святителю, которые были посланы владыке, также одним из подарков настоятельницы было "собственноручное начертание" Тихона Задонского, принадлежавшее некогда Флоровской преподобной, матери Елене (Бахтеевой) (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. AII/307. Л. 403 об.). Кроме того, владыка совершал благотворительные вклады в дело устроения Короцкой обители на родине святителя Тихона и был знаком с ее устроителем "ревностным почитателем, любителем и распространителем славы новоявленного угодника Божия" (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. AII/329. Л. 70.) Н. В. Елагиным, автором одобренной Синодом службы святому.
Святитель Димитрий Ростовский, воспитанник Киевской академии, также был одним из любимых святых епископа Иеремии. Объясняя причину учреждения им стипендии имени святителя Димитрия в Кавказской духовной семинарии, он писал: "в одно время, когда я не видел никакого успеха почти в обучении своем внешнем и внутреннем и смотрел на себя, как на inutile pondus4, мне стало крайне грустно; уныние овладело мною и скорбь смертельная, мне приснилось вот что: будто я лежу в каком-то мрачном месте, без постели, на земле, в горе. И вот приблизился ко мне некто и говорит мне: "Что ты скорбишь: я за тебя молюсь". Некто сей был святитель Димитрий Ростовский, как мне сказалось на сердце ободренном. Притом старец мой5 имел особенную веру и преданность к сему угоднику Божию и, отправляя меня из обители для науки, ему мое окаянство вручил" [Виноградов 1886:84]. Владыка внимательно изучал творения свя-
3 Епископ Иеремия был первым архиереем новоучрежденной Кавказской и Черноморской епархии с 1843 по 1849 гг.
4 От лат. inutile terrae pondus — бесполезное бремя земли.
5 Смарагд (Федоров), архимандрит, настоятель Брянского Свенского монастыря.
того, особенно почитая его, как и святителя Тихона, народным учителем русских людей (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А11/329. Л. 73), а также находя в его сочинениях образцы для собственной гимнографии (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А1/278. Л. 167 с об.). В 1876 г. он собирался предпринять путешествие в Ростов, чтобы поклониться мощам святителя (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1600. Л. 12.), признаваясь при этом, что не любит "парового огненного плавания" (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1600. Л. 10.). В 1877 г. епископом Иеремией было написано письмо к митрополиту Исидору, в котором он сетует на Ростовскую ярмарку, "аномалию, которая позорит в Ростове первую седмицу Великого поста, обращая ее в беспутную масленицу, т.е. торжище" [Письма Преосвященнейшего Иеремии 1889:564]. В черновиках писем архиерея содержатся также жалобы на то, что некогда принадлежавшие святителю кельи в Ростовском архиерейском доме производят впечатление безобразия и запустения6, почему можно предположить, что владыка высказывает личные впечатления, и паломничество состоялось.
Совместное упоминание трех святителей в устойчивой формуле неоднократно встречается в письмах архиерея 1870-х гг. Таким образом, в это время идея совместной памяти трех святых окончательно оформилась у епископа Иеремии. Сохранился список рукописей владыки, разосланных по его желанию в библиотеки нескольких учебных заведений и монастырей, где среди прочего упоминается "Канон трем святителям Митрофану, Димитрию и Тихону" (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А1/278. Л. 127-128 об.), что позволяет предположить, что канон был написан ранее остальной службы. Следующим пунктом в списке упоминается канон святителям Василию, Григорию и Иоанну, "написанный во время войны на Балканском полуострове применительно ко времени войны о возвращении христианам храма св. Софии, в котором святители проповедовали слово Божие" (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А1/278. Л. 127-128 об.). По всей видимости, эти каноны были написаны во время Восточного кризиса 1875-1878 гг., что подчеркивает смысловые параллели нового праздника русских святителей и собора восточных иерархов.
Установление новой общей памяти Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского и создание службы органично вписываются в общий процесс "поворота" к русской святости в Русской Церкви, ознаменовавшийся новыми канонизациями, ревизией церковного календаря, пересмотром и расширением состава миней. Епископ Иеремия был ревностным сторонником почитания памяти русских святых. Например, в письме 1877 г. к митрополиту Исидору (Никольскому) он просит его исправить "типографский грех" — отсутствие службы первосвятителю Михаилу Киевскому в минеях, отпечатанных не в Киеве (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А1/278. Л. 87 об.). Этот недостаток не позволил епископу совершить службу святителю, поскольку ее не было в обычной минее, как
6 Черновики писем с отметкой "отправлено" написаны на последних страницах одного из рукописных сборников еп. Иеремии (ОРиРК НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 167. Л. 70 с об.).
и службы Димитрию Ростовскому, Тихону Задонскому и Иннокентию Иркутскому — святым, канонизированным в Синодальную эпоху.
Непосредственным поводом для создания службы стало строительство нового храма в Нижнем Новгороде. С именем епископа Иеремии связано строительство нескольких нижегородских церквей. Отличительной чертой построенных при участии владыки храмов является устройство их на окраинах разраставшегося города, особенно в тех местах, где происходили народные гуляния, сопровождаемые продажей спиртного и пережитками старых языческих обрядов. Это храм благоверного великого князя Георгия, заложенный в Высоковской роще, принадлежавшей архиерейскому дому, где проводились Троицкие гуляния [Виноградов 1886:66-68], Трехсвя-тительская церковь (современное подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря) в районе "новой стройки" между Петропавловским кладбищем и Крестовоздвиженским монастырем, а также Верхнепосадская церковь Живоначальной Троицы на Сенной площади [Виноградов 1884:588-589].
Осенью 1877 г. или ранее возникает идея строительства в городе нового храма на высоком берегу Оки, в местности, называемой "Гребешок". Эта гора также именовалась Ярилиной или Ярило, поскольку она была древним местом совершения языческих обрядов, которые продолжали практиковаться во время народных гуляний даже в XIX в. Планировалось, что новая церковь станет приходом для жителей Малой и Большой Ямской и других улиц, располагавшихся на холме. В своем письме епископу Иеремии священник нижегородской Рождественской церкви Иоанн Соколов так характеризует местных обитателей: "жители всех этих улиц бедны, они едва добывают себе кусок насущного хлеба. Они своими средствами никак не могут соорудить себе храма, где могли бы помолиться Господу о своих нуждах, о своем горе, о своих радостях... Вникните своим отеческим сердцем в состояние этих несчастных жителей, отдаленных от храма Божия расстоянием, и по своим нуждам и неразвитию ума и сердца, за отдаленностью от храма Божия непомнящих их христианских обязанностей, за отдаленностью от своих пастырей остающихся без освящения и просвещения духовного" (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1598. Л. 91 с об.).
В 1877 г. 77-летний епископ Иеремия, двадцать лет назад ушедший с Нижегородской кафедры на покой, проживал в своей бывшей епархии и принимал участие в церковных делах, пользуясь большим авторитетом у нижегородской паствы. Поэтому деятели, ратовавшие за строительство нового храма, обратились к нему с просьбой о благословении на начинаемое дело, а также о ходатайстве за него пред властями и привлечении богатых ктиторов из нижегородского купечества7. Приняв благосклонно это прошение, иерарх высказал идею возможности посвящения новой церкви имени трех святителей: Митрофана Воронежского, Димитрия Ростовского и Тихона Задонского. Он также пожелал написать икону этих святых для
7 Среди имен возможных ктиторов о. Иоанн Соколов приводит М. Н. Смирнова, М. Ф. Сухарева, Д. Г. Краснопольского, семейство Рукавишниковых.
нового храма8. Выбор посвящения казался весьма логичным, как писал тот же о. Иоанн Соколов: "иметь в храме на "Ярило" икону Святителя Тихона, как искоренителя праздника "Ярило", — в приходе, зараженном расколом, икону Святителя Димитрия Ростовского, как искоренителя раскола, — в приходе, где истины веры и нравственности христианской мало известны, икону святителя Митрофана, как искоренителя языческих изображений, — весьма, весьма прилично и необходимо нужно" (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1598. Л. 77 с об.).
В скором времени после этого епископ Иеремия начинает создание службы святым, о чем 3 ноября 1877 г. он пишет "Предуведомление" (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А11/349. Л. 2 с об.), где высказывает надежду, что храм будет посвящен трем святителям. Окончательная датировка службы — 8 ноября того же года (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. А11/349. Л. 39 об.), таким образом, есть основания полагать, что служба была написана менее, чем за неделю. Это небольшой срок, однако, если принять во внимание возможность более раннего составления канона святителям, а также использование составителем материалов других последований, он становиться весьма реальным.
Тем не менее, идея освятить храм в честь русских святителей так и не осуществилась. К январю 1883 г. уже было принято решение о посвящении храма Воскресению Христову, с чем согласился и сам бывший нижегородский епископ, по крайней мере, он ходатайствует перед городским главой, В. А. Соболевым, о принятии участия в деле строительства Воскресенского храма, который послужит памятником предстоящему венчанию на царство императора Александра III (РГИА. Ф. 834 Оп. 4. Д. 1600. Л. 30-31 об.) и жертвует 50 рублей [Виноградов 1884:597] на это богоугодное дело. В феврале того же года начали составлять чертежи и выбирать место для строительства (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1599. Л. 92 с об.). Епископ Иеремия внимательно следил за продвижением дела, которое встречало различные затруднения, один из его корреспондентов в письме, написанном в просторечной манере, просит владыку повлиять на власти: "для всего духовного размочи ево9, удобри, умягчи, сердце расположи устроить Св. Церковь ... сосуды у нас церкви готовы, только сосуды строителей духовные неготовы сердца их. Видно дни идут близко к коронованию царя и царицы, и по созданию новой церкви заметны движении в членах Головы10 и Кварталова11, приласкай их, нет нужды, что они упрямы, и справлятися привыкнут к делам Богоугодным, и будут достойны милости Божией, они теперь заездились к месту тому, где будет церковь. Часто то Голова, то Губернатор12, то Кварталов, то все вместе ездят туды" (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1599. Л. 95-96).
8 Сохранилось свидетельство, что икона трех русских святителей находилась в иконостасе домовой Покровской церкви епископа при его келиях в Нижегородском Печерском монастыре [Полисадов 1892:877].
9 Здесь обыгрывается имя М. Ф. Сухарева, нижегородского купца, общественного деятеля и благотворителя.
10 В. А. Соболев, купец второй гильдии, городской глава с 1883-1888 гг.
11 И. С. Кварталов, городской глава Нижнего Новгорода в 1867-1869 гг.
12 Н. М. Баранов, нижегородский губернатор в 1882-1897 гг.
Закладка храма была совершена в мае 1884 г., а в декабре того же года преосвященный Иеремия скончался. Через два года церковь была освящена: главный престол в честь Воскресения, южный — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 13 мая 1887 г. преосвященным Модестом Нижегородским было совершено освящение третьего престола во имя святителя Николая Мирликийского и мученика Александра Римского. Выбор последнего посвящения также связан с августейшими особами и обусловлен тем, что закладка храма состоялась 6 мая 1884 г., в день совершеннолетия цесаревича Николая Александровича, мученик же Александр выбран как небесный покровитель нижегородского купца А. И. Приезжева, который пожертвовал на строительство около 30 тысяч рублей [Торжество освящения 1887:596.]. Таким образом, мечта епископа Иеремии о церкви трех святителей Митрофана, Димитрия и Тихона в Нижнем Новгороде не осуществилась. Соответственно, составленная им служба так и осталась в рукописях без надежды совершения ее в новом храме.
По своему характеру служба полиелейная, имеет 8 стихир на "Господи воззвах", лития отсутствует. Что касается текста службы, то он не является вполне оригинальным творением епископа, но заимствует образцы из нескольких источников. Это прежде всего службы Московским святителям, святителю Митрофану Воронежскому13, Димитрию Ростовскому14 и Тихону Задонскому15 из Минеи. Из перечисленных служб составителем заимствуются не только образы или отдельные выражения, но и целые строфы, которые в различной степени корректируются для новых протагонистов. Степень вносимых изменений колеблется: это может быть простое помещение текста в новую службу без или с самыми минимальными поправками (пример — 7-я стихира на "Господи воззвах", которая непосредственно перенесена из службы святителю Тихону). Во многих случаях, особенно когда текст берется из службы Московским святителям, он меняется в первую очередь за счет добавления имен новых протагонистов. Наконец, встречаются варианты, которые содержат заметную переработку и добавления, однако эти изменения находятся в пределах, всегда позволяющих догадаться о первообразе. Характерной чертой службы является использование известных текстов определенного жанра в новой функции: ярким примером служит употребление икосов из акафистов в качестве хвалитных стихир. Три стихиры "на хвалитех" представляют собой икосы: 8-й из акафиста Митрофану Воронежскому, 1-й — Димитрию Ростовскому, 2-й — Тихону Задонскому, при этом, если первые два икоса взяты из одобренных Синодом акафистов этим святым, то для стихиры святому Тихону приспособлена соответствующая строфа из акафиста святителю
13 Служба была составлена с учетом многочисленных вариантов, поступавших от разных людей князем П. А. Ширинским-Шихматовым [Филарет 1884:474-475]; (ОР РНБ. Ф. 573. СПбДА. Оп. II. Ч. 2. Д. 43. Герман, иером. Службы русским святым. Л. 191-200).
14 Существовало несколько одобренных вариантов службы святому. Епископ Иеремия пользовался очевидно первой опубликованной службой. См., например, [Служба 1763]; (ОР РНБ. Ф. 573. СПбДА. Оп. II. Ч. 2. Д. 43. Герман, иером. Службы русским святым. Л. 94 об. — 101 об.).
15 Согласно иеромонаху Герману служба была написана Н. В. Елагиным. (ОР РНБ. Ф. 573. СПбДА. Оп. II. Ч. 2. Д. 43. Герман, иером. Службы русским святым. Л. 281-282).
Димитрию в несколько измененном и сокращенном варианте. Это вызывает вопросы, поскольку акафист свт. Тихону был одобрен Синодом и опубликован в 1866 г., — возможно, он отсутствовал в библиотеке Феодоров-ского монастыря, поэтому владыка не смог им воспользоваться. Другим примером служит помещение на "Господи воззвах" в качестве одной из стихир кондака свт. Димитрию Ростовскому.
Более широкий круг источников использовался епископом для составления канона. К минейным службам упомянутым святым прибавляются Богородичные каноны повечерия, Троичны разных гласов, канон Пресвятому Духу Параклиту авторства Максима Грека, покаянный канон 6-го гласа ко Господу Иисусу, творения святителя Димитрия Ростовского, один из покаянных канонов Кирилла Туровского16, а также прошения из ектений. Тропари, заимствованные из одного источника, обычно группируются в одной песни. Например, тропари 2-й песни представляют собой обработку прошений ектении из молебного пения об умножении любви, 8-й песни — восходят к покаянному канону 6-го гласа, 9-й — к покаянному канону Кирилла Туровского. Тропари 4-й песни посвящены прошениям об освобождении верных от агарянского ига17 и основаны на текстах "благопотребных прошений"18, обращение к тематике спасения христиан от власти мусульман объясняется тем, что время создания канона совпадает со временем освободительного движения на Балканах. Другая злободневная тема, нашедшая отражение в тексте канона, — это прошение о сохранении Церкви и об обращении отступивших от нее и придерживающихся "душегубительных учений", подобным же беспокойством пронизана и молитва, помещенная после службы.
Канон содержит в каждой песне Троичен и Богородичен. Наиболее необычной чертой канона является наличие в нем 2-й песни, традиционно опускаемой в большинстве канонов. Следует также отметить, что канон не имеет указания на глас, в действительности составитель употребляет ирмосы разных гласов, чередуя 6-й и 8-й гласы, для 9 песни добавляя 5-й. Организационным принципом является смысл отдельных элементов последования, при этом музыкальная сторона этих текстов абсолютно пренебрегается, что позволяет помещать, например "на стиховне", стихиры, написанные на разные гласы, под одним, по-видимому, произвольно избранным гласом.
"Служба трем святителям Митрофану, Димитрию и Тихону" хорошо иллюстрирует гимнографическую деятельность епископа Иеремии. Во-первых, как и большинство гимнов и молитв владыки, служба не печаталась и при его жизни была известна небольшому кругу близких лиц, несмотря на написание для публичного совершения ее в новом храме.
16 О вариантах канона см. [Понырко 2004:240-263].
17 Пример прошений см. [Хойнацкий 1877:5-7].
18 Рукопись "Собрание благопотребных прошений, ко времени и нуждам употребляемых", принадлежавшая епископу Иеремии сохранилась в собрании НГОУНБ. Однако она не включает прошений об освобождении христиан от агарянского ига. Тем не менее она свидетельствует об использовании епископом дополнительных прошений, которые нередко ложились в основу его гимнографии. (ОРКиР НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед.хр. 167).
Во-вторых, выбор посвящения обусловлен личным благоговейным отношением автора к отдельным святым, которых он почитал своими покровителями, как и предложение освятить храм в их честь. В-третьих, после-дование было составлено в годы пребывания архиерея на покое в Нижегородской епархии, тогда же были написаны и остальные его литургические произведения. Кроме того, составитель, несмотря на свое "отшельничество", живо откликался в песнопениях на происходящие исторические события, что легко прослеживается и в других сочинениях епископа. Также обращает на себя внимание тот факт, что служба составлялась по образцу и заимствуя тексты из других известных последований, причем составитель компилирует широкий круг источников, особенно выразителен в этом отношении канон. Подобная техника составления новых служб является скорее распространенным случаем для своего времени, чем особенностью литературной техники конкретного автора, и во многом представляет интерпретацию "принципа подобия", издревле оформившегося в православной гимнографии.
Текст "Службы трием святителям и чудотворцам всероссийским Мит-рофану, Димитрию и Тихону" публикуется по рукописи РНБ, СПбДА, А11/349, л. 1-39 об.19. Служба помещается в начале сборника, включающего помимо нее и другие гимнографические произведения епископа Иеремии (Соловьева), посвященные Ангелу-хранителю. Рукопись представляет собой бумажную тетрадь в четверть листа, написанную коричневыми чернилами гражданским письмом. По-видимому, служба переписана многолетним помощником и келейником епископа Иеремии, иеродиаконом Никоном (Соколовым)20 около 1877-1878 гг. и принадлежала ему, рукопись содержит более поздние приписки о. Никона 1881 г. и 1884 г. Перед текстом службы изображен чернилами восьмиконечный Крест. Служба публикуется не везде в модернизированной орфографии и пунктуации.
(л. 1) Служба Трием Святителям и Чудотворцам Всероссийским Мит-рофану, Димитрию и Тихону.
Составлена преосвященнейшим епископом Иеремиею, в схимонасех Иоанном. Благовещенская обитель 1881 год. Сия книга архидиакона Никона.
(л. 1 об.) Храм заложен во имя и в прославление Воскресения Христова. Настоящий правый придел во имя святителя Николая в память совершив-
19 В Собрании СПбДА хранится еще один список службы, также в составе сборника, он переписан писарским почерком и содержит пометку о. Никона о наличии ошибок переписчика и их исправления. Текст существенных отличий не имеет. Рукопись предназначалась для библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии. (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. АН/306).
20 Архимандрит Никон, в миру Иван Соколов, был принят епископом Иеремией "отечески из Арзамасских школьников...в послушание келейное", которое выполнял более 30 лет до смерти владыки (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1600. Л. 3). Из автобиографического сообщения мы узнаем, что он был псаломщиком Крестовой церкви в Нижнем Новгороде, пострижен в рясофор с именем Сергия и назначен на послушание келейника при владыке. 28 августа 1883 г. возведен в сан архидиакона (8 раз просил священства, однако ему было отказано "по неудобству в сане иеромонаха послужить старцу великому"). В 1885 г. награжден набедренником, в 1887 г. золотым крестом. В 1890 г. возведен в сан архимандрита в г. Тифлисе экзархом Грузии Палладием (Раевым), занимал должность эконома экзаршего дома. В 1893 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени. (ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. СПбДА. АН/323. Л. 90 об.).
шегося коронования Его Величества государя императора Александра Александровича и Ея Величества государыни императрицы Марии Феодо-ровны и государя наследника Николая Александровича, памяти его совершеннолетия, по усиленному административному ходатайству преосвящен-нейшаго Иеремии. А третий престол еще пока никому не посвящен21.
(л. 2) Предуведомление
Недавно по внушению благодатному в богоспасаемом Нижнем Новгороде возникла мысль в местности, носящей имя языческого божества Ярило, соорудить Божий храм, да уничтожится и из памяти изгладится это позорное название.
Дал бы Господь Бог, чтобы эта мысль святая укоренилась, распространилась во всех сословиях, возрастах и званиях, не токмо оной местности, но и всего града22, (л. 2 об.) и чтобы предначинаемый храм Господень имел, если не главный престол, то придельный во имя новых угодников Божиих, триех святителей — Митрофана, первого Воронежского святителя, Димитрия, Православия ревнителя, и Тихона, празднества и памяти Ярилы искоренителя.
Сим трием святителям да благословит и да поможет Господь Бог составить молебную и хвалебную службу. Еп. Иеремия 3 ноября 1877 г Городецкая Феодоровская обитель.
(л. 3) Келейная23 служба трием святителям и чудотворцам Митрофану, Димитрию и Тихону.
На Велицей вечерни
Блажен муж: первый антифон.
На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 8-й:
Святителие отцы преблаженнии, Митрофане, Димитрие и Тихоне, ликом святых сочетастеся, постническим житием украсившеся, ныне в Небесных живете, веселящеся; слепым даете свет, болящим исцеление и хромым (л. 3 об.) хождение, милостивно преклоняющеся с верою приходящим к храму вашему и просящим помощи вашея, молим вас: Христа Бога молите спастися душам нашим.
Воспоим вси триех святителей Митрофана, Димитрия и Тихона песнь-ми Божественными, яко светлых Церкве Христовы светильников, православных догматов наставников, суемудрых учений обличителей, покаяния проповедников, заповедей Христовых учителей, и, припадая к лику их в храме сем, со умилением возопиим к ним: (л. 4) просветите нас светом Боговедения, воздвигните нас от сна греховнаго, утвердите стопы наши на пути заповедей Христовых.
Пастыри предобрии, Митрофане, Димитрие и Тихоне, столпы и красота Церкви, вы Христово стадо, еже вручил вам Дух Святый, добре упасли есте, священники совершая, люди научая, заблудших исправляя, обиди-мых защищая, нищих питая, и ныне предстоя Пастыреначальнику Христу, молите спастися душам нашим.
21 На полях: 1885 8 февр 25.
22 На полях снизу: с 1884 г. заложенный храм в 1885 будет готов.
23 Слово зачеркнуто.
(л. 4 об.) Приидите, Греко-Российския Церкве сынове, ублажим учителей наших и теплых о нас к Богу молитвенников, и воззовем: благосер-дые отцы наши, святии Митрофане, Димитрие и Тихоне, помозите молитвами вашими благочестивейшему императору нашему, оградите Церковь Православную от навет суеверия и неверия, сохраните отечество ваше от врагов видимых и невидимых, умирите град сей и всю страну от мятежа страстей, отымите от нас всякую злобу, вражду (л. 5) и злословие, вкорените в сердцах наших мир, любовь и единодушие, во еже благоугодити нам Господу и едиными усты и сердцем славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа.
Преподобне отче, всеблаженне Митрофане, пастырю добрый, угодниче Христов усердный, скорый наш ходатаю и теплый к Богу молитвенниче, буди нам в бедах наших защитник и в печалех утешитель, помози нам обрести благодать и милость в День Судный.
(л. 5 об.) Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, всю же страну ученьми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учителя Димитрия: той бо всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел Христу, и спасет правоверием души наши.
Како Тя наречем, Святителю Тихоне? Пастырем добрым? Яко душу твою за паству свою положити готов был еси. Апостолов сопрестоль-ником? Яко писаньми твоими вся ны наставляеши. (л. 6) Постников похвалою и монахов украшением? Яко труды, бдения и пощения ино-ческия подъял еси. Како Тя наречем, святителю Тихоне? Земным ангелом и Небесным человеком? Яко в мире премирно пожил еси. Сыном Божиим? Яко миротворити паче всего возлюбил еси. И ныне молися Христу Богу умирити мир и утвердити Святую Церковь.
Слава, глас 6-й:
О пречестнии и досточуднии отцы, трие новоявленнии (л. 6 об.) святители Христовы, Митрофане, Димитрие и Тихоне! Порученный вам талант умноживше, радости сподобистеся Господа своего и ныне предстоите с лики святителей, украшени благодатию Божественнаго веселия, темже верою и любовию пресветлую вашу память восхваляем и молим: молите Христа Бога спастися душам нашим.
И ныне:
Кто Тебе не ублажит.
Прокимен дне. Чтения 3 святительския.
(л. 7) На стиховне стихиры, глас 6-й:
Яко звезды многосветлии утверждени прехвальнии, мир украсисте все-честнии отцы, Митрофане, Димитрие и Тихоне, и сей лучами просвещаете: догматы благоверия и лжеучений тьму отгоните святители Богонос-нии. Молитеся от тьмы и бед избавитися верою творящим всечестную память вашу.
Стих: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум.
Имеюще дерзновение ко Господу, пастыри всесвященнии (л. 7 об.) трие святители Митрофане, Димитрие и Тихоне, Троицы поборницы, верным
утверждение, мглу прелести отгнавше, православия светом стадо ваше просветивше, темже сподобистеся Божественней славе быти причастницы, молитеся Христу Богу даровати нам избавление от муки вечныя.
Стих: Услышите сия вси живущии языци, внушите вси живущии по вселенней.
Стихира паки таже.
Слава:
Напитали есте богатно (л. 8) души алчущих пищею Небесною, Бого-мудрии Митрофане, Димитрие и Тихоне, хлеб бо Ангельский есть слово ваше, исполнили есте Божественнаго веселия сердца жаждущих, учение бо ваше есть вино Божественное и источник благодати Святаго Духа, источающий жизнь вечную.
Иныне, Богородичен:
Безневестная Дево, яже Бога неизреченно заченши плотию, Мати Бога Вышняго, Твоих рабов мольбы приими, Всенепорочная, всем подающи очищение прегрешений и спасение душам нашим.
(л. 8об.) Тропарь, глас 8-й:
Воздержанием тело духу поработисте, душу же святу и преподобну сотворили есте, сего ради святительства и предстояния Престолу Пресвя-тыя Троицы сподобистеся, отцы наши Митрофане, Димитрие и Тихоне, молим убо вас, молите Христа Бога спасти императора нашего вседержав-наго, благочестия содержателя и защитника, Александра Николаевича, паствы ваши и все отечество ваше, да вси вопием вам: радуйтеся отцы наши, градом вашим Воронежу, Ростову и Задонску, (л. 9) и всей России похвала, украшение и покров.
Или сей, глас тойже:
Святителие и отцы наши, святии Митрофане, Димитрие и Тихоне, истиннии хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, православия наставницы, Троицу Святую, Ей же покланятися выну поучаете, молите мир и ограждение Церкви Святей даровати и спасти души наши.
Слава, и ныне, Богородичен.
(л. 9 об.) По первом стихословии седален, глас седьмый:
Сохраните святителие Христовы, Митрофане, Димитрие и Тихоне, отечество ваше ненаветно от врагов и даруйте на сопротивных победу и одоление крестносному царю нашему Александру Николаевичу. Оградите нас, угодницы Божии, от всех козней лукавых диавола, да непреткновенно возможем прейти путь жития сего во исполнение заповедей Божиих.
Слава, и ныне, Богородичен:
Ненавидящии мя всуе стрелы (л. 10) и мечи, и ров уготоваша и ищут исторгнути и низвести мя в бездну погибели, но от сих, Преблагословен-ная и Преблагомощная Царице, предваривши, спаси мя.
По втором стихословии седален, глас тойже:
Позна вол ясли господина своего, и осел стяжавшего его, аз же без-словесными страстьми удалихся от Творца моего, но вы, пастырие благие, Митрофане, Димитрие и Тихоне, яко овча заблудшее, взыщите мене и Христову стаду сопричтите.
(л. 10 об.) Слава, и ныне, Богородичен:
Устами и сердцем величаем Тя, Матерь Божию: Ты же, примирившая Богу весь род человеческий, не отрини нас от Твоего заступления.
Псалом 134-й, Хвалите имя Господне: Величание:
Величаем вас, святии трие святителие, Митрофане, Димитрие и Тихоне, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
Избранный псалом: (л. 11) Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней...
Слава, и ныне: Аллилуиа 3-жды.
По полиелеи седален, глас 8-й, стихира первая на Господи воззвах: Свя-тителие отцы треблаженнии.
Слава, и ныне: Богородичен по гласу.
Таже степенна, 1-й Антифон 4-го гласа. От юности моея:
Прокимен, глас 1-й: Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум: Стих: (л. 11 об.) Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней.
Всякое дыхание да хвалит Господа.
Евангелие от Матфея зачало 11-е: Вы есте свет миру.
По 50-м псалме, стихира, глас 8-й:
Святии святители Митрофане, Димитрие и Тихоне, молите о нас Христа Бога, молите, да благоустроит сердце наше любити не точию други и братию нашу, но и враги наша, и ненавидящим нас благотворити, о них молитися и о спасении их тщание творити.
(л. 12) Канон молебный и хвалебный трием святителям: святому Мит-рофану, святому Димитрию и святому Тихону.
Песнь первая
Ирмос: Колесницегонителя фараона погрузи, чудотворяй иногда моисейский жезл крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богу воспевающа.
Святии святители Христовы, Митрофане, Димитрие и Тихоне, (л. 12. об.) сами даруйте ми ум и язык, да воспою по достоянию славу, ею же славно прослави вас Христос Бог наш.
С ангельскими чиноначалиями предстоя Святей Троице, иерарси святии, Митрофане, Димитрие и Тихоне, молите о нас грешных, да получим грехов оставление и да созиждется в нас сердце чисто.
Постничеством и воздержанием всяким поработившие тело духу, научите и нас, отцы святии, Митрофане, Димитрие и Тихоне, Богу, а не мамоне работати, о духовном и вечном, (л. 13) а не о вещественном и временном пещися в житии сем.
Управляя паству, вверенную вам от Началопастыря Христа, и отгоняя душевредных волков от Христовы ограды Богодухновенными учении, назирайте и ныне, святителие Митрофане, Димитрие и Тихоне, да не како суемудренныя учения возмутят тишину церковную.
Скоро да предварят ны предстательство и моления ваши, святии Мит-рофане, Димитрие и Тихоне, яко обнищахом зело, помозите нам и испросите (л. 13 об.) у Христа Бога явить Церковь Свою Святую невредиму, непоколебиму и непреодолиму от всех вражиих наветов и ухищрений.
Слава: Троице святых новоявленных чудотворцев Митрофана, Димитрия и Тихона, молите Пресвятую Единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, о еже вся крамолы и раздоры и нестроения и раздирания церковная утолити и отступльших от Православно-Кафолическия веры к познанию истины обратити.
И ныне: (л. 14) Скорбных наведения обуревают мою смиренную душу и напастей облацы мое покрывают сердце, Богоневестная, но Свет рождшая Божественный и Превечный, возсияй ми свет радостный, по предстательству святых святителей Митрофана, Димитрия и Тихона.
Песнь вторая
Ирмос: Вонми небо и возглаголю, и воспою Христа, от Приснодевы Марии Рождшагося во спасение мира.
Святии святители Митрофане, Димитрие и Тихоне, молите о нас Христа Бога, (л. 14 об.) молите, да очистит нас от грехов и беззаконий наших, изсушающих в нас, яже к Богу и ко искреннему любовь, водрузит же ю силою и действом Пресвятаго Духа и вкоренит в сердца всех нас.
Святии святители Митрофане, Димитрие и Тихоне, молите о нас Христа Бога, молите и благодатию вам данною споспешествуйте, да не коренятся в нас ненависти, зависти и рвения и вся прочия страсти, братолюбие разрушающия, и да вкоренится в нас заповедь Божественная, еже любити друг друга и не себе угождати, (л. 15) но искати, яже к славе Божией и созиданию искреннего.
Святии святители Митрофане, Димитрие и Тихоне, молите о нас Христа Бога, молите да искоренит в нас страсть самолюбия и любовь к миру и яже в мире, но дарует нам истинною любовию возлюбить Бога и славу Его, и искреннего пользу и спасение, и яже на небеси уготованная благая вседушно искати.
Святии святители Митрофане, Димитрие и Тихоне, молите о нас Христа Бога, молите, да благоустроит сердце наше любити не точию други и братию (л. 15 об.) нашу, но и враги наша, и ненавидящим на благотво-рити, о них молитися и о спасении их тщание творити.
Слава: Отца Безначальна, Сына Собезначальна, Духа Соприсносущна, Божество Едино, херувимски славословити дерзающе, глаголем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами Богородицы, святых иерархов Мит-рофана, Димитрия и Тихона помилуй нас.
И ныне: Пророцы Тя провозвестиша, апостоли Тя проповедаша, мученицы прославиша, (л. 16) святителие ублажиша, и мы с ними, Богородицу Тя исповедающе, благочестно величаем.
Песнь третия
Ирмос: Небесного круга Верхотворче Господи и Церкви Зиждителю, Ты мене, молитв ради святых Твоих Митрофана, Димитрия и Тихона утверди, в любви Твоей, желаний краю и верных утверждение, Едине Человеколюбче.
Весь есмь в лютых напастех, в бедах и прегрешениях, вопию к вам, свя-тии святители и отцы мои, Митрофане, Димитрие и Тихоне, (л. 16 об.) спасите мя вашими молитвами и научением.
Всепагубныя злобы шествовав стезею, не обретох спасения моего: к нему же мя погибающего наставите, святии святители и отцы мои, Мит-
рофане, Димитрие и Тихоне, и в час смерти избавьте и спасите душу мою от бесов.
Нощь страстей губительных содержит душу мою и к пагубней пропасти приводит: светом молитвы вашея и наставления, святии святителие и отцы мои, Митрофане, Димитрие и Тихоне, (л. 17) спасите мя заблудшаго.
Все житие мое иждих в лености аз преокаянный, и ныне недоумеюся, и к концу приближихся, помозите ми, святии святителие и отцы мои, Митрофане, Димитрие и Тихоне, и избавьте мя от бесов в час смерти, и по смерти приимите и упокойте где-либо.
Множество прегрешений моих приемля во уме, во отчаянии бываю, святии святители и отцы мои, Митрофане, Димитрие и Тихоне, сего ради прибегаю к вам и зову: помозите мне, да не до конца погибну.
Слава: (л. 17 об.) Несозданное естество всех Зиждителю, устне наши отверзи, да возвестим хвалу Твою, вопиюще: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Боже Отче, Боже Сыне, Боже Душе Святый, молитвами Богородицы, святых Твоих Митрофана, Димитрия и Тихона и всех святых, помилуй нас.
И ныне: Взбранная Победительнице и крепкая во искушениях Заступнице, не презри мя грех ради моих, но ускори на помощь и от бед избави мя, Едина Чистая и Благословенная.
Седален
Яко финикс, процвели есте, святии иерарси и чудотворцы, (л. 18) Митрофане, Димитрие и Тихоне, нетлением от земли и, яко кедр, иже в Ливане, умножилися чудесы, превознеслися есте явлением, яко град, верху стояй, и, яко светильник, возсияли есте из-под спуда на свет, яже вся на вас видяще сбытия, прославляем Возвеличившаго вас тако во святых Своих. Вы же, яко имея дерзновение ко Христу Господу, помолитеся, да спасет и просветит души наши.
Слава, и ныне:
Егда сядет на Престоле славы Своея Судия, Сын Твой, о Богоневестная Владычице Марие, всесильным Твоим предстательством (л. 18 об.) заступи мя: ни усердия, ни трудолюбия стяжах сестр Лазаревых, но все житие мое иждих, прилежа самолюбию и молвам житейским. Молю убо, заступи мя, о Всеблагая, в День оный Судный.
Песнь четвертая
Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.
Яко чада Церкви Российския — дщери великия Церкве Греко-восточ-ныя, призрите, святии иерарси и архипастыри, (л. 19) Митрофане, Димит-рие и Тихоне, на озлобление беды чад ея, под игом мучительства зловер-ных агарян сущих, и молитесь Христу (Богу) Господу, да испровергнет богомерзское царство и власть их и очистит землю людей своих от злове-рия их.
Олтари Господни врази оные, христоненавистные агаряне раскопаша, церкви и жилища имене Господня оскверниша, Крест Христов уничи-жиша и с главы Софии и прочих храмов Божиих свергоша: призрите убо с небесе, святии святители, Митрофане, Димитрие (л. 19 об.) и Тихоне, и молитеся Христу Господу, да умилостивится и не предаст рабов Своих
до конца, в руки неистовствующих агарян, но да отымет мучительскую их власть и силу.
Святии святители Митрофане, Димитрие и Тихоне, молите, молим вас, молите Христа Бога, да услышит от Церкве Своея Святыя вопль и воздыхание окованных и от поган порабощенных рабов Своих, в печали и скорби своей в Нему вопиющих, да явит им скорую благодать и милосердие Свое.
(л. 20) Милостивно услышите, святии архипастырие Митрофане, Димитрие и Тихоне, многоболезненный вопль собратий наших, в печали и скорби вопиющих ко Господу, и молите Его, да из руки горькаго мучительства агарянского, яко Иону пророка, из чрева китова, изведет к славе Креста Своего.
Слава: Возлюбим друг друга, ближние и дальнии собратия, да усты и всем сердцем воззовем ко Пресвятей и Единосущней Троице: Троице Святая, Отец, Сын и Святый Дух, да святится имя Твое! Троице (л. 20 об.) Святая, да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли.
И ныне: Во чреве заченши девственнем, Егоже из чрева прежде век Отец роди, чревными сладострастиями порабощенных, Твоею крепкою силою свободи нас, Пресвятая и Преблагословенная Владычице мира!
Песнь пятая
Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака (л. 21) греховнаго взывающа.
Молимся и вопием к вам, архипастыри святии и отцы, Митрофане, Димитрие и Тихоне, всеусердно, покрывайте нас крепким покровом защи-щения вашего от глада, язвы, междоусобныя брани и от человек некоторых, и бесов, и страстей, яко можете по благодати вам данней.
Душу и помышление к вам простираем, святители Богоизбраннии, Митрофане, Димитрие и Тихоне, согрейте нашу веру и любовь, яже к Богу, да закону Его последующе, (л. 21 об.) прейдем поприще нашего спасения непреткновенно.
Покровителей жизни нашея и молитвенников к Богу почитаем вас, приснославные отцы наши, Митрофане, Димитрие и Тихоне, на стези нас покаяния направите и тьму бесовских наваждений в нас разорите, вам бо дадеся благодать Святаго Духа злые духи прогоняти.
Недугующе телом, недугуем и душею, вы же Богоблаженнии отцы, Митрофане, Димитрие и Тихоне, не оставите нас во гресех наших погиб-нути, но в нихже и сами, яко человецы, искушаемы бысте, и нам (л. 22) искушаемым ныне помогите.
Слава: От многих зол многаго уныния исполнены, к вам прибегаем, святителие Христовы, Митрофане, Димитрие и Тихоне, и от вас скорыя помощи просим и чаем, да благоприятно и спасительно поем и славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа.
И ныне: Чертоже Незаходимаго Света, Дево, несмы достойны чертога небеснаго, греховныя ради вины, Ты же, Богородительнице, ради обна-женнаго на Кресте сладкаго Твоего Сына и Благаго нашего Господа, покрый студ лица нашего и спаси нас.
(л. 22 об.) Песнь шестая
Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Молитву пролийте ко Господу, святии славнии Митрофане, Димитрие и Тихоне, и внушениями вашими помозите, да духом и истиною покланяемся Пресвятой Троице, во Имя Которой крестихомся, Богу Отцу, от небытия в бытие нас Приведшему, и образом Своим Украсившему; Богу Сыну, Честною (л. 23) Кровию Своею Стяжавшему нас, от законныя клятвы Искупившему, Крещением Святым Просветившему; Богу Духу Святому, Оживившему нас, светом веры Облиставшему нас.
Молитву пролийте ко Господу, святии Митрофане, Димитрие и Тихоне, да дарует нам от всея души воспоминать, покланяться и славить Его прежде денницы от Отца без матере рождение, действом Святаго Духа во утробе девической воплощение, смиренное от раба крещение, (л. 23 об.) вся труды Его нас ради подъятые, в нихже пребыл Он от юности, постяся и подвизаяся, ходя и труждаяся, уча и проповедуя, исцеляя и воскрешая.
Молитву пролийте ко Господу и научите нас, святии Митрофане, Димитрие и Тихоне, спасительно поклоняться пяти пречистым и пресвятым язвам Его, яже в десной и шуией руцех Его, в десной и шуей нозех Его и в пресвятых ребрах, и да сподобит на Суде Своем одесную стати, от шуей же страны избавит.
(л. 24) Молитву пролейте ко Господу, Архиерею вечному, святии святители и архиереи наши, Митрофане, Димитрие и Тихоне, да подаст премудрость и силу правителям и пастырям всем во искоренение всех ересей, и отступ ства, и всякаго злочестия, во утверждение же и умножение Пра-вославно-Кафолическия веры и во обращение к познанию истины всех заблудших.
Слава: Молитвы и моления возносите ко Господу, святии Митрофане, Димитрие и Тихоне, (л. 24 об.) да силою Пресвятаго Духа запретит ветром душегубительных учений и суемудренным волнам отступническим и избавит нас от всех сетей, козней и льщений сатанинских.
И ныне: Молитву и моление пролейте, святии архипастыри и отцы мои, Митрофане, Димитрие и Тихоне, ко Пресвятей Богородице, рождеством Своим явльшей нам Свет истинный, Царице неба и земли, надежде безнадежным, помощнице немощным (л. 25) и ходатаице о грешных, да мя покрыет и заступит от всех бед и нужд душевных и телесных.
Кондак
Божественною благодатию Святаго Духа просветившеся, и по смерти благодатное миро от честных ваших и многоцелебных мощей источаете, святии архипастыри и отцы наши, Митрофане, Димитрие и Тихоне. Тем по долгу о вас, Богоизбраннии, радуемся, и память вашу священнолепно совершающе, (л. 25 об.) священными песньми зовем о вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Действующему вами во спасение наше.
Икос
На земли пожив ангельски, на небеси жити сподобилися есте, святии Митрофане, Димитрие и Тихоне, и свыше на отечество ваше призираете,
ниспосылая благодатныя дары верою и любовию вас чтущим. Молитеся убо ко Христу Царю царствующих, да в мире православно царствующаго императора (л. 26) Александра Николаевича утвердит и во днех его непре-меняемое благополучие дарует.
Песнь седьмая
Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Святии святителие и отцы наши, Митрофане, Димитрие и Тихоне, молим вас, призрите на запустение и разорение святых храмов Божиих и умаление Церкви Святыя и молитесь Христу Богу, (л. 26 об.) да не оставит стадо свое озлобленьми и советы лукавых человеков погибати и умаля-тися, да радостно взываем: благословен еси, Боже, во веки.
Христова ради смирения образы смирения явилися есте, святители Христовы, Митрофане, Димитрие и Тихоне, и нам, притекающим к вам, подадите не в гордости, но в смирении усты и сердцем взывати: благословен еси, Боже, во веки.
Неистощимое врачевство источают многоцелебныя раки святых мощей ваших, (л. 27) архипастыри и отцы наши, святии Митрофане, Димитрие и Тихоне, и иже верою и упованием притекают к ним, обретают от злых избавление и благодарственно взывают: благословен еси, Боже, во веки.
Воздержанием покорили есте тело духу вашему, святителие Митро-фане, Димитрие и Тихоне, и вашими учениями управляете мысли наши, и мы, подражая вам и внимая вашим внушениям, воспеваем Богу: благословен еси, Боже Отец наших.
Слава: (л. 27 об.) Украсив души ваши добродетелями и временнаго жития поприще в страсе Божии прешед, святии Митрофане, Димитрие и Тихоне, обрели есте благодать пред Святою Троицею. Ей же с лики Ангел предстоя, молитеся Отцу и Сыну и Святому Духу даровати нам живот вечный во Царствии Небеснем.
И ныне: Моли о нас, со святыми Митрофаном, Димитрием и Тихоном, Человеколюбца Бога, Пресвятая Владычице, да не помянет беззаконий наших, но да сотворит с нами по милости Своей велицей.
(л. 28) Песнь восьмая
Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.
Внегда поставлени будут престоли на Судищи Страшном, тогда всех человек дела обличатся, горе там будет грешным, в муку отсылаемым. И то ведущи, к вам, святии архипастыри и отцы, Митрофане, Димитрие и Тихоне, обращаюсь и молю вас: научите и утвердите (л. 28 об.) мене денно-нощно взывать в покаянии: помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наши осудят нас. Темже прежде конца, каяся в злых делах моих, к вам, святии Митрофане, Димитрие и Тихоне, припадаю и молю вас: научите и утвердите мене денно-нощно взывать: помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Широк путь зде и удобен злое творити и сластем, и страстем предава-тися, (л. 29) но горько будет в последний день, егда душа от тела разлуча-тися будет. Трепеща сего, к вам, святии святителие, Митрофане, Димитрие и Тихоне, взываю: устраните мене с пути онаго гибельнаго и наставите во дни и в нощи вопить: помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Не надейся никто на тленное богатство и на многое собрание, вся бо сия, не веси кому оставиши, не уповай никто на телесное здравие и на мимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают: (л. 29 об.) молим убо вас, святии отцы и архипастыри, Митрофане, Димитрие и Тихоне, вложите в души и сердца наши выну взывать со святым Давидом: помилуй мя, Боже, помилуй по велицей Твоей милости.
Слава: Воспомяни кийждо вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную, и гнев Божий злым и непокаянным, и прося молитв и заступления святителей Митрофана, Димитрия и Тихона, возопий сердцем и усты: помилуй мя, Боже, помилуй мя. Помилуй мя, Боже Отче, (л. 30) помилуй мя, Боже Сыне. Помилуй мя, Боже Душе Святый. Пресвятая Троице, помилуй мя.
И ныне: Разумом Божественным и теплым покаянием, Богоблагодатная, ум мой и душу, люте грехом омраченную, просветити изволи, да пою Ти со святителями Митрофаном, Димитрием и Тихоном и со всеми святыми: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, и Тобою с нами.
Песнь девятая
Ирмос: Тя по естеству Деву, и паче естества Бога рождшую, Евину (л. 30 об.) клятву потребившаго, и Адама от уз избавльшаго, молю Того со святыми Митрофаном, Димитрием и Тихоном, подати мне оставление грехов, да Тя, Богородице, радостным сердцем правоверно возвеличим.
Взях при святом крещении крест Христов, его же до конца не поне-сох, какоже христианин нарекуся? Ни единаго бо обета чисто и непорочно сохраних, во всем солгах Владыце моему Христу. Аки рыба, пожершая удицу, влекома есть, тако и аз страстию и злым обычаем. Но, о святии Митрофане, (л. 31) Димитрие и Тихоне, да спасуся, наставите мене взывать мытаревым покаянным гласом: Боже, милостив буди мне грешному.
Сокрывый раб талант, егоже в делание от Господа прият, аз то бых окаянный. Что убо сотворю, да пощадит мя Господь и не послет во огнь? К вам, святии Митрофане, Димитрие и Тихоне, припаду, помолюся и воззову: научите мене и утвердите во вся дни живота моего вопить с мытарем: Боже, милостив буди мне грешному.
(л. 31 об.) Никий же мира сего сан от вечныя муки избавит непокаянно преступающих Божия заповеди. Не ложь бо есть Судяй, не Зряй на лица. К вам убо, святии святители и отцы, Митрофане, Димитрие и Тихоне прибегаю, вас молю: наставьте и укрепите мене денно-нощно взывать с сердцем сокрушенным и смиренным: Боже, милостив буди мне грешному! Боже, прежде конца очисти мя.
Царским путем правым не ходих и Христова закона не храних, укло-нихся в стези неблаги, на греховное (л. 32) наступих терние, и тем избо-ден бых люте. К вам, святителие Митрофане, Димитрие и Тихоне, вопию:
испросите мне слезы покаяния, да, плача и стеня, взываю мытаревым гласом: Боже, милостив буди мне грешному.
Земля украшается цветами, древо похваляемо бывает плода ради, аз же различными грехи окаляхся и теми обладаем удалихся от Создателя моего и Благопромыслителя. Но, о святии святителие Христовы, Митрофане, Димитрие и Тихоне, (л. 32 об.) вразумите и утвердите взывать с кающимся мытарем: Боже, милостив буди мне грешному.
Слава: И мало, и много зде поживши, никакоже избыти смерти можно. Понеже тамо нелицеприятное испытание делом, и словесем, и помышлениям: то зде, о Премилосердый, прости, помилуй и очисти мя, вопиюща Тебе: Боже Триипостасный, буди мне милостив.
И ныне: Едине от Троицы, Христе Истинный Боже наш! Молитв ради Святыя Богородицы (л. 33) и Предтечи Иоанна, и Небесных Сил, апостол же и пророков, и мучеников, и святых Митрофана, Димитрия и Тихона и прочих святителей, и преподобных Антония и Феодосия и всех святых досторадостный изглаголи мне глагол сей: Отпущаются тебе греси твои.
Светилен
Святии святителие Митрофане, Димитрие и Тихоне, молите о нас Христа Бога, молите и благодатию вам данною споспешествуйте, да не коренятся в нас (л. 33 об.) ненависти, зависти и рвения, и вся прочия страсти, братолюбие разрушающия, и да вкоренится в нас заповедь Божественная, еже любити друг друга и не себе угождати, но искати, яже к славе Божией и созиданию искреннего.
На хвалитех стихиры, глас 2-й:
Киими песненными добротами воспоем триех святителей Митрофана, Димитрия и Тихона, Евангелия проповедников светлейших, церковных хранителей и заступников земли (л. 34) Российстей, наставников ко свету Богоразумия, верному императору поборников. Ихже молитвами, Христе, врагов видимых и невидимых низложи и помилуй нас по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих.
Весь еси в вышних, но и нижних не оставляеши, святителю отче Мит-рофане, присно со Христом царствуеши и о нас грешных молитвы к Нему возсылаеши. Не точию бо притекающих к цельбоносным мощам твоим, но и далече отстоящих, (л. 34 об.) призывающих же всечестное имя твое, предстательством твоим соблюдаеши от всякаго зла. Темже во умилении зовем Ти: Радуйся, прибежище наше и скорый помощниче всех в бедах сущих. Радуйся, целителю болезней душевных вкупе и телесных. Радуйся, яко Христу доблественно последовал еси и до конца Ему послужил еси. Радуйся, яко сподобился еси зрети невечерний день Царствия Небеснаго. Радуйся, Митрофане Воронежа и всея России Чудотворче!
(л. 35) Ангел нравом, аще и человек естеством был еси, святителю Димитрие: от самых младых ногтей ум твой, пренебрегши земная, в небесная вперил еси и, плоть нося, о плоти нерадел еси. Темже и вселися в тя Дух Святый, Имже возбуждаемы, похвальная восписуем Ти: Радуйся, незлобием Твоим Агнца, прореченнаго Исаией, подражавый. Радуйся, милосердием нищия препитавый. Радуйся, постом, молитвою и великими трудами плоть твою удручивый. Радуйся, страждущия (л. 35 об.) сердобо-
лием утешавый и вместо тленных нетленная стяжавый. Радуйся, Православия ревнителю, душепагубных мудрований искоренителю. Радуйся, Димитрие, Ростова и всея России Чудотворче!
Разум истиннаго Богословия внушая чадам Христовой Церкви, злато-словесными поучениями, святителю отче Тихоне, утверждал еси и утешал послушных, обличал заблуждших, всех привлекал к спасительному единомыслию. За таковое о душах наших попечение (л. 36) взываем ти сице: Радуйся, таинниче Пресвятыя Троицы и проповедниче неисчетных чудес Божиих. Радуйся, апостольских преданий блюстителю. Радуйся, обычаев древних языческих победителю. Радуйся, громе, устрашающий соблазнителей. Радуйся, свеще Богом возженная, мрак неведения и нечестия разгоняющая. Радуйся, Тихоне, Задонский и всея России Чудотворче!
Слава, глас 3-й:
Киими украшенными гласы воспоем три святители, (л. 36 об.) Митро-фана, Димитрия и Тихона, дивныя в чудесех, освященныя от пелен, стопы Церкви Всероссийския, бесплотным сожители, правды и истины Бого-глаголевыя учители, обидимым заступники, немощным врачи и укрепление. Их же ради даруй, Христе Боже, Церквам соединение, мир и велию милость.
И ныне:
Иссопом Животворящей Крови за спасение мира закланного Агнца, из Твоих Пречистых кровей плоть приемшаго, окропи мя оскверненнаго, Владычице, и очисти (л. 37) мя, да Твоим матерним заступлением паче снега убелюся.
Славословие великое и отпуст.
На литургии блаженна от канона, песнь 3-я и 6-я.
Прокимен, глас 1-й. Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум.
Стих: Услышите сия вси языци, внушите вси живущии по вселенней.
Апостол ко Евреем, зачало 335-е. Поминайте наставники ваши...
Евангелие от Матфея: Вы есте свет мира..
Причастен: Радуйтеся праведнии о Господе.
(л. 37 об.) Молитва трием святителям, святым Митрофану, Димитрию и Тихону.
О всеблаженнии святители, Митрофане, Димитрие и Тихоне, велицыи угодницы Христовы! Услышите нас грешных и принесите молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже вы ныне в радости святых и со лики Ангел предстоите. Умолите Его благость, да не осудит нас по беззакониям нашим. (л. 38) Испросите нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Споспешествуйте нам богоугодно прейти поприще настоящия жизни, избавьте нас воздушных мытарств и утвердите нас на пути, ведущем в Царствие Небесное. Молим вас, Церковь Святую, Матерь нашу, храните и соблюдайте от устен зло-хульных и от учений еретических и отступнических. Спасайте и заступайте служителей ея, весь освященный чин и причет церковный. (л. 38 об.) Даруйте им цело, безмятежно, благоверно, право по преданию св. апостол и святых отец, на Вселенских соборах Духом Святым узаконенному, совер-
шати слово и дело Божественныя истины. Верных в вере и любви укрепляйте, отступников к познанию истины призовите, неверных просветите, да уведят Отца Небеснаго, Истиннаго Бога, и Его же послал есть, Едино-роднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа. Молим вас, святителие Митрофане, (л. 39) Димитрие и Тихоне, храните отечество ваше от врагов ненаветно и неколебимо, но поборайте благочестивейшему государю императору нашему Александру Николаевичу и христолюбивому воинству его. Глаголите ему, совету и палате его мирная и благая о Церкви святей и о всех людех Божиих. Испросите кающимся прощение, плачущим утешение, благим в благости пребывати, средним лучшим быти, согрешающим в ум (л. 39 об.) и исправление приходити, брачным святыню, девствующим чистоту, вдовицам и сирым будьте прибежище и воспитание. Помяните в небесном предстоянии вашем усопших отец и братий, матери и сестры наши, испросите душам их отраду, мир и покой во Царствии Небеснем, да вси едиными усты и единым сердцем хвалим, поем и славословим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
8 ноября 1877 года
Город<ецкая> Алекс<андро> — Невс<ская> обитель.
Отношения и деятельность: не оказывают влияния на представленный материал.
Принятые сокращения
ОРКиР НГОУНБ — Отдел редких книг и рукописей Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки
ОР РНБ — Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург
РГИА — Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург
Источники
ОРКиР НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 167.
ОРКиР НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 345.
ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Собрание Санкт-Петербургской духовной академии. А1/278. Л. 87 об., 127-128 об., 167 с об.
ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Собрание Санкт-Петербургской духовной академии. А11/306.
ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Собрание Санкт-Петербургской духовной академии. А11/307. Л. 403 об.
ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Собрание Санкт-Петербургской духовной академии. А11/329. Л. 70, 73.
ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Собрание Санкт-Петербургской духовной академии. А11/323. Л. 90 об.
ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 1. Собрание Санкт-Петербургской духовной академии. А11/349. Л. 1-39 об.
ОР РНБ. Ф. 573. Архив Санкт-Петербургской духовной академии. Оп. 2. Ч. II. Д. 43. Иеромонах Герман. Службы русским святым. Диссертация. Л. 94 об. -101 об., 191-200, 281-282.
РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1598. Л. 30 с об., 77 с об., 91 с об. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1599. Л. 92 с об., 95-96. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1600. Л. 10, 12, 30-31 об.
Литература
1. Виноградов 1884 — Виноградов, И., прот. (1884). Описание кончины и погребения Преосвященнейшего Иеремии бывшего Нижегородского епископа, с его краткою биографиею. Нижегородские епархиальные ведомости, 24, 588-589, 597.
2. Виноградов 1886 — Виноградов, И., прот. (1886). Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом. Нижний Новгород, Печ. в типогр. Нижегор. Губер. Правлен. 66-68, 84.
3. Письма к Иеремии 1886 — (1886). Письма к Иеремии, епископу Нижегородскому. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. Кн. XI-XII. Ноябрь-Декабрь, 88-89.
4. Письма Филарета 1884 — (1884). Письма Филарета, митрополита Киевского, и архимандрита Антония, ректора Киевской духовной академии (впоследствии архиепископа Казанского) к Иннокентию, архиепископу Херсонскому. Киев, Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 14.
5. Письма Преосвященнейшего Иеремии 1889 — (1889). Письма Преосвященнейшего Иеремии, бывшего епископа Нижегородского и Арзамасского, к Высокопреосвященнейшему Макарию, ныне архиепископу Донскому и Новочеркасскому. Нижегородские епархиальные ведомости. Часть неофициальная, 12, 564; 13, 604.
6. Полисадов 1892 — Полисадов, Г. (1892). Жизнь Преосвященного Иеремии, бывшего Епископа Нижегородского, за время пребывания его на покое. Нижегородские епархиальные ведомости. Часть неофициальная, 24, 877.
7. Понырко 2004 — Понырко, Н.В. (2004). Покаянные каноны Кирилла Туровского: (Вопросы атрибуции). Труды Отдела древнерусской литературы, 55, 240-263. ISSN: 0130-464X.
8. Служба 1763 — (1763). Служба иже во святых отцу нашему Димитрию, митрополиту Ростовскому, новому чудотворцу. М.: Синодальная типография.
9. Смирнов 2021 — Смирнов, С.И. (2021). Жития русских святых. Эл. ресурс [https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/ zhitija-russkih-svjatyh/247_3]. (Дата обращения: 05. 04. 2021).
10. Торжество освящения 1887 — (1887). Торжество освящения придела во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и Святого мученика Александра Римского, в Воскресенской церкви Нижнего Новгорода. Нижегородские епархиальные ведомости. Часть неофициальная, 12, 596.
11. Торжество по случаю 1882 — (1882). Торжество по случаю освящения нового здания Воронежского духовного (мужского) училища. Прибавления к Воронежским епархиальным ведомостям, 22, 708-709.
12. Учение 1864 — (1864) Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. СПб.: Тип. Дома призрения малолет. бедных. с. VII.
13. Филарет 1884 — Филарет (Гумилевский), архиепископ (1884). Обзор русской духовной литературы. 862-1863. СПб.: И. Л. Тузов. 474-475.
14. Хойнацкий 1877 — Хойнацкий А., свящ. (1877). Старинные ектении об освобождении православных христиан от магометанского ига. Церковный вестник. Часть неофициальная, 23, 5-7.
References
1. Vinogradov 1884 — Vinogradov I., archpriest. (1884). Description of the death and burial of His Grace Jeremiah, the former Bishop of Nizhny Novgorod, with his brief biography. Nizhegorodskie eparhial'nye vedomosti, 24, 588-589, 597. (In Russ.)
2. Vinogradov 1886 — Vinogradov I., archpriest. (1886). His Grace Jeremiah, Bishop of Nizhny Novgorod, and his memories of His Grace Innocent, Archbishop of Kherson and Tauride. Nizhny Novgorod: Pech. v tipogr. Nizhegor. Guber. Pravlen, 66-68, 84. (In Russ.)
3. Pis'ma k leremii 1886 — (1886). Letters to Jeremiah, Bishop of Nizhny Novgorod. Chteniya vObshchestvelyubitelejduhovnogo prosveshcheniya. Vol. XI-XII, November-December, 88-89. (In Russ.)
4. Pis'ma Filareta 1884 — (1884). Letters from Philaret, Metropolitan of Kiev, and Archimandrite Anthony Rector of the Kiev Theological Academy (later Archbishop of Kazan) to Innocent, Archbishop of Kherson. Kiev: Tip. G. T. Korchak-Novickogo, 14. (In Russ.)
5. Pis'ma Preosvyashchennejshego Ieremii (1889) — (1889). Letters from His Grace Jeremiah, former Bishop of Nizhny Novgorod and Arzamas, to His Eminence Macarius, now Archbishop of Don and Novocherkassk. Nizhegorodskie eparhial'nye vedomosti. Chast'neoficial'naya, 12, 568; 13, 604. (In Russ.)
6. Polisadov 1892 — Polisadov, G. (1892). Life of His Grace Jeremiah, the former Bishop of Nizhny Novgorod, during his retirement. Nizhegorodskie eparhial'nye vedomosti. CHast' neoficial'naya, 24, 877. (In Russ.)
7. Ponyrko 2004 — Ponyrko, N.V. (2004). The penitential canons of Kirill of Turov: (Questions of attribution). Trudy Otdela drevnerusskojliteratury, 55, 240-263. ISSN: 0130-464X. (In Russ.)
8. Sluzhba 1763 — (1763). Service of among the Saints our Father Demetrius, Metropolitan of Rostov, the New Miracle-Worker. Moscow: Sinodal'naya tipografiya. (In Russ.)
9. Smirnov 2021 — Smirnov, S.I. (2021). Lives of Russian Saints. [Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/zhitija-russkih-svjatyh/247_3]. (Accessed on: 05.04.2021). (In Russ.)
10. Torzhestvo osvyashcheniya 1887 — (1887). Celebration of the consecration of the chapel in the name of St. Nicholas the Miracle Worker of Myra and the Holy Martyr Alexander of Rome, in the Resurrection Church of Nizhny Novgorod. Nizhegorodskie eparhial'nye vedomosti. Chast' neoficial'naya, 12, 596. (In Russ.)
11. Torzhestvo po sluchayu 1882 — (1882). Celebration on the occasion of the consecration of the new building of the Voronezh spiritual (male) school. Pribavleniya k Voronezhskim eparhial'nym vedomostyam, 22, 708-709. (In Russ.)
12. Uchenie 1864 — (1864). Teaching among the Saints our Father St. Tikhon, the Newly-Appeared Saint of God, the WonderWorker of All Russia. St. Petersburg: Tip. Doma prizreniya malolet. bednyh, p.VII. (In Russ.)
13. Filaret 1884 — Filaret (Gumilevskij), arhiepiskop (1884). Review of Russian spiritual literature. 862-1863. St. Petersburg: I. L. Tuzov. 474-475. (In Russ.)
14. Hojnackij 1877 — Hojnackij, A. archpriest. (1877). Ancient litany about the liberation of Orthodox Christians from the Mohammedan yoke. Cerkovnyjvestnik. Chast'neoficial'naya, 23, 5-7. (In Russ.)