Научная статья на тему 'СЛУЖБА ЧЕТВЕРГА 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА: ГЕНЕЗИС И ОСОБЕННОСТИ'

СЛУЖБА ЧЕТВЕРГА 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА: ГЕНЕЗИС И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
534
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЛУЖБА ЧЕТВЕРГА 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА: ГЕНЕЗИС И ОСОБЕННОСТИ»

КАШКИН А.С.,

кандидат богословия, доцент, преподаватель СПДС

Служба четверга 5-й седмицы Великого поста: генезис и особенности

Четверг 5-й седмицы занимает исключительное место в ряду седмичных дней Великого поста, и его богослужение имеет наиболее существенные отличия от стандартного великопостного чина. Кульминация богослужения данного дня, да и всей 5-й седмицы в целом, — чтение на утрене четверга Великого канона преподобного Андрея Критского. С Великим каноном прямо или косвенно связаны все богослужебные особенности четверга, также ради чтения этого канона меняется расписание кафисм на всей 5-й седмице поста1.

Происхождение Великого канона

Автором Великого канона является преподобный Андрей, епископ Критский (660-740). Перу преподобного Андрея принадлежит множество песнопений, однако Великий канон — самое известное (и, наверное, самое любимое) среди них.

Сразу скажем, что о происхождении Великого канона говорится в синаксаре четверга 5-й седмицы: «Сочинил его преподобный Андрей тогда же, когда и святой Со-фроний, патриарх Иерусалимский, записал житие Ма-

1 Подробно особенности чтения кафисм на 5-й седмице также рассмотрены в нашей книге: Кашкин А.С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. С. 169.

рии Египетской. <...> Сей исключительный изрядный и Великий канон и слово о преподобной Марии тот же отец наш Андрей впервые принес в Константинополь, когда был послан патриархом Иерусалимским Феодором в помощь на Шестой Собор»2. Из всего сказанного единственно вероятным является сообщение о том, что святой Андрей мог принести на VI Вселенский Собор текст жития преподобной Марии; что же касается сведений о том, что он написал свой канон еще при жизни патриарха Софрония, то наилучшее опровержение этой информации дает И. А. Карабинов: «Святой Андрей, вероятно, родился тогда, когда святой Со-фроний уже умер»3. Так что и в этом вопросе сведения, предоставляемые автором синаксаря, оказываются явно недостоверными.

Пожалуй, единственным более или менее надежным основанием для датировки Великого канона является тезис о том, что Великий канон был одним из последних произведений преподобного Андрея. В подтверждение этого многие исследователи находят в тексте самого канона признаки того, что он мог быть написан в старости: «Повержена мя Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща» (1-я песнь, 13-й тропарь), «От юности Христе, заповеди Твоя преступих... унынием преидох житие» (1-я песнь, 20-й тропарь), «Исчезоша днии мои, яко соние востающа-го:/темже яко Езекия слезю на ложи моем,/приложитися мне летом живота» (7-я песнь, 20-й тропарь). Дополнительным, хотя и косвенным аргументом в пользу этого можно считать надписание канона в Синайской Триоди, где он назван «завещанием преподобного Андрея Критского» (п бгаб^кп тои р,акарюи Av5p80u Кр^тпО4.

2 Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста. «Стояние Марии Египетской» // http://www.pravoslavie.ru/put/1671.htm

3 Карабинов И.А. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. С. 103.

4 Там же. С. 104.

И. А. Карабинов называет Великий канон «покаянной автобиографией» преподобного Андрея5. Однако к такой характеристике нужно относиться весьма осторожно. Не следует нечестиво и слишком буквально думать, что святой Андрей в тексте канона перечисляет собственные грехи; «покаянной автобиографией» Великий канон может быть назван лишь в том смысле, что преподобный Андрей при его составлении опирался на свой богатый пастырский опыт и знание человеческой души. Впрочем, частичная справедливость в таком наименовании остается, ибо одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого. Византийский император Филиппик Вардан (711-713) был убежденным монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, Православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона6.

Таким образом, принимая мнения о том, что святой Андрей составил свой канон в преклонном возрасте и что события 712 года могли стать дополнительным стимулом к написанию Великого канона, можно для самого произведения предложить расширенную датировку: 720730-е годы.

Каков был первоначальный объем канона, составленного преподобным Андреем? С одной стороны, в том, что покаянные тропари являются авторскими, никто не сомневается. С другой стороны, однозначно можно сказать,

5 Карабинов И.А. Указ. соч. С. 104.

6 См.: Погребняк Н, прот. Великий канон: история и иконографические параллели // Московские епархиальные ведомости. 2005. № 1-2 (http://vedomosti.meparh.ru/2005_1_2/11.htm).

что тропари в честь преподобной Марии и преподобного Андрея к канону в его оригинальном виде не имеют отношения. Однако в вопросе о происхождении ирмосов, Троичных и Богородичных исследователи расходятся. Архиепископ Филарет (Гумилевский) полагает, что ирмосы не принадлежат святому Андрею, а их позже добавил к канону преподобный Иоанн Дамаскин7. И. А. Карабинов считает, что ирмосы составлены самим преподобным Андреем, но в отношении его канонов в целом говорит: «Троичны и большая часть Богородичнов в канонах св. Андрея едва ли принадлежит ему, ибо встречаются такие рукописи, где Троичнов нет, а Богородич-ны поставлены другие. Быть может, и Троичны, и часть Богородичнов принадлежат перу св. Феодора Студита»8. Наконец, наш современник диакон В. Василик говорит: «Великий канон — изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвященные самому Андрею Критскому и Марии Египетской <...>, все остальное принадлежит святому Андрею»9. Последняя точка зрения является наиболее вероятной.

Нельзя не упомянуть и о мнении И. А. Карабинова, что Великий канон в своей первоначальной версии был, скорее всего, несколько пространнее того, что мы имеем сейчас. Так как многие каноны, составленные святым Андреем, в последующие века сокращались редакторами богослужебных книг, то и Великий канон вряд ли избежал сокращений. В частности, древние славянские рукописи в 9-й песни сохранили несколько тропарей, отсутствующих в современной версии печатной Триоди10.

7 См.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902. С. 199.

8 Карабинов И.А. Указ. соч. С. 101.

9 Василик В., диак. О Великом каноне святителя Андрея Критского // http://www.pravoslavie.ru/put/45079.htm

10 См.: Карабинов И.А. Указ. соч. С. 99, 105.

В заключение отметим, что и другие два комплекса песнопений в службе четверга 5-й седмицы — 14 тропарей «Блаженн» и 24 стихиры «по алфавиту» — тоже приписываются святому Андрею. «Блаженны», по всей видимости, были составлены преподобным Андреем одновременно с каноном и в тесной связи с ним. Скорее всего, «Блаженны» в Иерусалиме пелись на утрене перед Евангелием, а само Евангелие тогда читали как раз по 6-й песни канона11. Именно поэтому и святой Андрей поместил их между 6-й и 7-й песнью канона. Но особенно хорошо заметна идейная связь между «Блаженнами» и каноном: в них не только выдерживается тот же стиль, что и в тропарях канона, но и обнаруживается четкая тематическая последовательность: в 6-й песни ряд ветхозаветных образов завершается на личности Иисуса На-вина, в тексте тропарей «Блаженн» воспоминаются деятели эпохи Судей, а в 7-й песни канона уже называются представители раннемонархического периода.

24 стихиры уже не имеют столь тесной связи с каноном, их роднит только общая покаянная направленность. Да и их принадлежность преподобному Андрею не является бесспорной: в отдельных памятниках они приписываются преподобным Иоанну Дамаскину или Симеону Метафрасту12, хотя современные литургисты все же их автором считают святого Андрея. Сам по себе комплекс стихир представляет собой древний кондак: его строфы последовательно начинаются с букв греческого алфавита (как у акафиста), все они имеют одинаковое количество мелодических строк и общий рефрен «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

11 См.: Карабинов И.А. Указ. соч. С. 106.

12 См.: Там же. С. 198.

История богослужения четверга 5-й седмицы Великого поста

Великий канон, по мнению И. А. Карабинова, изначально не был предназначен ни для богослужебного употребления вообще, ни для пения в период поста в частности. Правда, ряд исследователей видят в каноне идейную связь с периодом Четыредесятницы на том основании, что «этот канон совершенно соответствует сему времени своим содержанием, своим духом и направлением, по которому он справедливо называется иначе каноном покаянным или умилительным (здесь и далее выделено мной.— Авт.)»13. Однако эта связь имеет абстрактный характер: основная тема канона — покаяние человека, и Великий пост является периодом сугубого покаяния (если твердо следовать такой логике, то любое значимое покаянное песнопение нужно объявлять великопостным). Потому тезис Карабинова о том, что сам преподобный Андрей не предназначал свой канон непосредственно для богослужебного употребления, можно считать верным.

Почему же в таком случае мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? Никифор Каллист, составитель синаксарей, видит в этом духовную причину: «Поскольку святая Четы-редесятница уже приближается к концу, то чтобы люди, бывшие ленивыми к духовным подвигам, не забылись беспечно и не прекратили вдруг воздержание. Великий же Андрей, как некий наставник, повествованиями Великого канона показывая добродетели великих мужей и их удаление от зла, воодушевляет подвизающихся к большему мужеству, дабы они смело устремлялись вперед»14. Хотя мысль в целом верная, все же такой ответ не является удовлетворительным,

13 Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875. С. 193.

14 Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста. «Стояние Марии Египетской».

ибо все равно непонятно, почему выбран именно четверг и именно 5-й седмицы, а не какой-либо другой близкий к нему день.

С точки зрения исторической Литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически. И. А. Карабинов считает, что в Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису он находит в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома. Во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа («Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя») явно намекает на какое-то стихийное бедствие. В-третьих (и это, наверное, самый сильный аргумент), в Синайской Триоди № 733 (XI в.) записан на этот день следующий самогласный седален: «Божие прещение движется на нас, куда побежим, кого будем умолять? Мы захвачены нашими бедствиями. Призри на нас, Блаже, пред Которым ужаснулись и содрогнулись горы, море увидело и побежало и вся тварь потряслась...». Очевидно, что в этом седальне речь идет о землетрясении15.

Однако даже если это так и четверг 5-й седмицы действительно на каком-то этапе истории был посвящен воспоминанию землетрясения, все равно остается вопрос: какова связь между памятью о землетрясении и чтением Великого канона? На этот вопрос возможный ответ предлагает наш современник протоиерей С. Правдолюбов, автор фундаментального исследования, посвященного Великому канону. «В 790 году Константинополь пережил бедствие — случилось страшное землетрясение. <...> Именно в те дни, во время константинопольского землетрясения, Великий канон Андрея Критского стал

15 См.: Карабинов И.А. Указ. соч. С. 34-35.

употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Рукопись канона хранилась у монахинь монастыря Святого Патапия (святой VII века, память 8 декабря) в Константинополе. Они вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. <...> Этот текст очень понравился всем, и уже потом его стали употреблять в церковном богослужении»16.

Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Уже со 2-й половины IX века мы имеем надежное свидетельство (относящуюся к этому времени Триодь Р. А. И.К. 109, хранящуюся в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге), что в это время канон вошел в употребление именно в четверг 5-й сед-мицы17. Нельзя не отметить и тот факт, что в IX веке канон был хорошо известен в Церкви: в частности, преподобный Феодор Студит заимствовал из Великого канона ирмосы для своего канона на Неделю мясопустную.

Правда, какое-то время положение канона в годичном круге было неустойчивым: отдельные памятники XI века содержат указания о чтении канона в неделю 5-ю поста или по частям на протяжении 5-й седмицы18. Вероятно, только в ХП-ХШ веках повсеместно утверждается традиция его пения именно в четверг 5-й седмицы; в частности, в Типиконе Евергетидского монастыря (XII в.) ясно

16 Правдолюбов С., прот. Космос Великого канона // http://pstgu.ru/ news/smi/2014/04/02/52207/

17 См.: Василик В., диак. Указ. соч.

18 См.: КарабиновИ.А. Указ. соч. С. 34. Возможно, наше чтение Великого канона по частям на 1-й седмице восходит к этой традиции.

сказано о пении канона, а также 24 стихир и «Блаженн» именно в четверг 5-й седмицы19.

Интересно также, что древние Уставы предписывали петь Великий канон со стихами библейских песней; в тех песнях, где стихов оказывалось недостаточно, следовало повторять библейские стихи. Встречаются и сокращенные («приходские») варианты Великого канона: в русской рукописи 1-й половины XIV века для каждой песни приводится только 1 ирмос (соответственно, вторые ирмосы 2-й и 3-й песни опускаются) и 10 тропарей (8 покаянных и Троичен с Богородичным)20.

Теперь скажем кратко об истории других песнопений службы четверга 5-й седмицы. «Блаженны», скорее всего, появились в службе одновременно с Великим каноном. «Алфавитные» стихиры, вероятно, также были внесены в службу на начальном этапе ее развития, однако свое нынешнее место заняли далеко не сразу: Типикон Евергетидского монастыря лишь 8 стихир предписывает петь на вечерне, тогда как остальные — на утрене сразу после канона, то есть на «Хвалите...»21.

Кондак «Душе моя.» исторически не связан с Великим каноном и является древнейшим из изменяемых песнопений данной службы, ибо его автором был преподобный Роман Сладкопевец (VI в.). В своем полном виде (т. е. со всеми 24 икосами) текст кондака представлен только в одной рукописи22; в современной же службе он употребляется вместе с 1-м икосом. Кондак «Душе моя.» уже на позднем этапе вошел в службу канона; в некото-

19 См.: Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. I: Типжа. Киев, 1895. С. 535-536.

20 См.: Погребняк Н, прот. Указ. соч.

21 См.: Дмитриевский А.А. Указ. соч. С. 535-536.

22 См.: Лукашевич А.А. Великий канон // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 454.

рых древних рукописях для четверга 5-й седмицы назначаются другие кондаки.

Начиная с XI века в службу четверга 5-й седмицы стали добавлять житие и тропари в честь преподобной Марии. При этом первичным было добавление жития, которое связано с каноном идейно: преподобная Мария в своей жизни явила тот идеал подлинного и глубокого покаяния, который предначертан святым Андреем в его каноне. Вслед за житием стали присоединять и тропари канона. Интересно, что эти тропари — особый комплекс молитвословий; они имеют свой акростих и отличаются от тропарей других двух дней, когда совершается память преподобной Марии: минейного канона 1 апреля и канона Недели 5-й Великого поста. При этом свое нынешнее место тропари преподобной Марии заняли далеко не сразу: Типикон Евергетидского монастыря предписывает читать канон Марии не вместе с Великим каноном, а на паннихисе23 (причем назначается даже другой канон — 6-го гласа, составленный преподобным Симеоном Метафрастом)24. Более того, даже в некоторых рукописях XIV века эти тропари отсутствуют, а в старопечатных Триодях тропарей преподобной нет во 2-й песни канона.

Наконец, тропари в честь преподобного Андрея, автора канона, — самые поздние в нынешней службе четверга 5-й седмицы. В старопечатных Триодях присутствует только один тропарь на 9-й песни (как у нас на 1-й седмице); также Никифор Каллист, насчитавший 250 тропарей во всем каноне, возможно, имел перед собой

23 Паннихис (nawu^iq) — особая служба, которой нет аналогов в современном Уставе и которая в греческих средневековых монастырях совершалась ночью; в суточном круге эта служба занимает место между повечерием и утреней.

24 См.: Дмитриевский A.A. Указ. соч. С. 535-536.

текст, не содержавший тропарей в честь автора (впрочем, не исключено, что Никифор намеренно мог их не учитывать при подсчете). Интересно также, что и эти тропари — индивидуальные, составленные специально для четверга 5-й седмицы, ибо в службе 4 июля в Минее они не встречаются.

Структура Великого канона

Любому человеку, даже поверхностно знакомому с церковными песнопениями, сразу бросается в глаза главное внешнее отличие Великого канона от других — наличие большого количества тропарей. Составитель синаксаря насчитывает около 250 тропарей и так говорит о превосходстве Великого канона над всеми остальными: «Тогда как в других канонах по тридцать с небольшим тропарей, в этом — 250, и поэтому он доходит до каждого, проникает и трогает его, источая невыразимую сладость»25. Если же говорить точно, то в современной Триоди сам Великий канон имеет 213 покаянных тропарей. Если к этому числу добавить 11 ирмосов, 18 тропарей в честь преподобной Марии, 9 тропарей в честь автора канона, 10 Троичных и 11 Богородичных, то получим всего 272 песнопения во всем каноне в том его виде, который употребляется в службе четверга 5-й седмицы.

С литературной точки зрения ирмосы и тропари канона написаны прозой, но архиепископ Филарет (Гумилев-ский) считает их поэтическими по содержанию: «Они — самое высокое произведение поэзии: так много в них чувства живого, глубокого, святого, так много образов, и образов не мечтанием созерцаемых, а мыслию верною!»26.

25 Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста. «Стояние Марии Египетской».

26 Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Т. III. СПб., 1859. С. 242.

Ирмосы Великого канона отличаются своей текстуальной близостью к стихам библейских песней: некоторые ирмосы (1-й и 7-й) представляют собой просто совокупность двух фрагментов (стихов) библейской песни, в ирмосе 6-й песни соединены две фразы, но в измененной форме27. Напротив, ирмосы 8-й и 9-й песней — почти полностью авторские, в обоих из текста библейской песни заимствована только заключительная фраза. Наконец, ирмосы других песней в этом смысле представляют собой «золотую середину»: здесь есть и цитаты из библейской песни, и авторские предложения.

Великий канон имеет уникальную особенность: его 2-я и 3-я песнь имеют по две части, каждая из которых начинается своим ирмосом. Это отличительная черта творчества святого Андрея; литургисты указывают, что в его канонах нередко встречается несколько ирмосов в одной песни. Так, в каноне на Сретение Господне, который в нашем богослужении не употребляется, но сохранился в рукописях, есть песни, имеющие 4 ирмоса28.

Тропари Великого канона по своему размеру, количеству строк и постановке ударения полностью соответствуют ирмосам. Например, 1-я часть 2-й песни и обе части 3-й песни имеют краткие ирмосы, и в этих же песнях все тропари имеют тот же размер. Напротив, в 7-й песни и ирмос, и все тропари достаточно пространные. Таким образом, преподобный Андрей, будучи первым грекоязычным

27 Вот текст ирмоса: «Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой», а вот стихи песни, послужившие основой: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя, из чрева адова вопль мой услышал еси <...> И да взыдет из истления живот мой к Тебе, Господи, Боже мой».

28 См.: Правдолюбов С., прот. Выражение монашеского миросозерцания. Беседы о Великом покаянном каноне // http://www.pravoslavie.ru/ puV60894.htm

составителем полных канонов29 и одним из церковных песнописцев, которых можно считать основателями этого жанра, уже реализовал главный принцип построения канона — соразмерность ирмоса и всех тропарей внутри песни.

Сами тропари, что сразу бросается в глаза, изобилуют ссылками на ветхозаветные образы. Подавляющее большинство тропарей 1-8 песней повествуют о событиях Ветхого Завета, тогда как новозаветная тематика присутствует лишь полностью в 9-й песни и в заключительной части некоторых песней с 1-й по 8-ю. При этом есть песни, где аллюзии на Новый Завет вообще отсутствуют (7-я песнь) или едва заметны (3-я песнь30). В 8-й песни есть четкая граница между «ветхозаветными» и «новозаветными» тропарями: тропарь «Ветхаго Завета вся приведох ти душе, к подобию.» как бы подводит черту ветхозаветной тематике. Скорее всего, такое тематическое разграничение между песньми с 1-й по 8-ю с одной стороны и 9-й с другой стороны связано с тем, что сами библейские песни с 1-й по 8-ю — это песни из Ветхого Завета, тогда как 9-я песнь — новозаветная, и потому в ней присутствуют только новозаветные по содержанию тропари.

Интересно, что в «ветхозаветной» части канона иногда упоминаются лица малоизвестные; кажется, что

29 Святой Андрей не был первым, кто «стал писать полные каноны (есть более ранние каноны VI-VII веков, дошедшие до нас в переводе на грузинский язык в сборнике «Иадгари»), однако он является первым известным автором полных канонов, дошедших до нас на греческом языке» (Василик В., диак. Указ. соч.).

30 Лишь в двух тропарях 3-й песни можно увидеть косвенные ссылки на текст Нового Завета: в 6-м тропаре 1-й части «Ты еси Пастырь добрый.» содержится, возможно, указание на слова Христа о Себе как о Добром Пастыре (см.: Ин. 10), а в предпоследнем покаянном тропаре 2-й части в словах «егда приидеши со ангелы Твоими, воздати всем по достоянию деяний» — ссылка на притчу о Страшном Суде.

некоторые из них в нашем богослужении и упоминаются исключительно в тексте Великого канона и кроме этого грандиозного песнопения больше в году нигде и никогда не называются (царь Саул, сын Давида Авессалом, иудейские цари Ровоам и Озия, судьи Девора, Варак и Иеффай, сыновья первосвященника Илия Офни и Фи-неес и др.).

В «ветхозаветной» части в целом соблюдается библейская хронология: в начальных тропарях 1-й песни содержится нравственное осмысление греха прародителей, далее святой Андрей упоминает события и лица, о которых повествует Пятикнижие, затем с конца 6-й песни автор переходит к личностям и событиям, описываемым в исторических и пророческих книгах. Завершается «ветхозаветная» часть упоминанием Даниила и трех отроков, хронологически относящихся к эпохе вавилонского плена. Однако иногда автор отходит от строгого следования принципу библейской хронологии и может упомянуть более раннее по времени событие или же вспомнить более позднее. Так, в 10-м тропаре 1-й песни после истории Каина и Авеля автор возвращается к теме сотворения человека. Пример другого рода: в тропарях 2-й песни автор вплотную подходит к истории потопа, но вдруг в конце 2-й песни и в 1-й части 3-й песни возникает тема гибели Содома и Гоморры, тогда как во 2-й части 3-й песни продолжается прерванная ранее тема и упоминаются Ной и его дети.

У Великого канона есть единый план. Начальный тропарь «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?.. » является ясно выраженным вступлением. Далее с привлечением многочисленных библейских образов развивается тема покаяния, в раскрытии которой «события Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего

спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него»31. Кульминации выражение покаянного чувства достигает в тропарях 7-й песни, в частности в начальном тропаре: «Согреших, безза-конновах, и отвергох заповедь Твою, яко во гресех про-изведохся и приложих язвам струпы себе: но Сам мя помилуй, яко Благоутробен, отцев Боже». В конце же канона уже звучат слова, исходящие из умиротворенного человеческого сердца, имеющего твердую надежду на милость Божию, на то, что плоды принесенного покаяния будут приняты Богом как приятная жертва и Господь пощадит раскаявшегося на Страшном Суде: «Достойных покаяния плодов не истяжи от мене, ибо крепость моя во мне оскуде, сердце мне даруй присно сокрушенное, нищету же духовную, да сия Тебе принесу, яко приятную жертву, едине Спасе»; «Судие мой, и ведче мой, хотяй паки приити со ангелы, судити миру всему, милостивным Твоим оком тогда видев мя, пощади и ущедри мя Иисусе, паче всякаго естества человеча согрешивша»32.

Особенности богослужения в четверг 5-й седмицы Великого поста

В этот день богослужение совершается только по Триоди; канон рядового святого Минеи переносится на одно из повечерий по усмотрению настоятеля. Сразу отметим, что служба Великого канона не совмещается ни с каким-либо праздником, ни даже с предпразднством или отданием Благовещения. Более того, даже в среду

31 Шмеман А., прот. Великий пост. М.: Московский рабочий, 1993. С. 60.

32 См.: Игнатия, мон. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. С. 130-131.

5-й седмицы, то есть накануне службы Великого канона, совершение праздничной службы невозможно. В противном случае на Литургии в среду пришлось бы вместе со стихирами праздника петь 24 стихиры Великого канона, а это не только неудобно с точки зрения Устава, но несовместимо в смысле идейного содержания. Потому полезно запомнить следующие правила:

- если в среду или четверг случится праздник полиелейный, то служба святого переносится на вторник;

- если в среду или четверг случится Благовещение Пресвятой Богородицы или храмовый праздник, то на вторник переносится служба Великого канона (стихиры Великого канона в таком случае поются на вечерне в понедельник);

- если в четверг случится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы (соответственно, сам праздник — в пятницу), то служба канона остается на месте, а служба предпразднства переносится на среду.

В целом в день Великого канона службы совершаются по великопостному чину, но имеют немало индивидуальных особенностей. Как уже было отмечено, служба четверга 5-й седмицы является уникальной среди служб седмичных дней поста.

Литургия Преждеосвященных Даров (в среду)

Все особенности службы ограничиваются только пением стихир на «Господи, воззвах...», в остальном -обычное последование Литургии Преждеосвященных Даров.

На «Господи, воззвах...» всего поется 30 стихир (с учетом стихиры на «И ныне» — 31 стихира): дневные стихиры Триоди на 6 (самогласен — 2 раза, мученичен и подобны — по разу) и 24 стихиры Великого канона, называемые также стихиры «по алфавиту». «Слава» — последняя стихира

«по алфавиту»; «И ныне» — еще одна стихира, не входящая в число 24 стихир, но имеющая ту же заключительную фразу «Господи, прежде даже до конца.». Припевы для стихир указаны в самой Триоди: они берутся преимущественно из «Господи, воззвах...» от стиха «Падут во мрежу свою.» и до конца; когда же закончатся стихи «Господи, воззвах.», берутся два стиха из стиховны, а для оставшихся — припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»33.

Малое повечерие и полунощница по Уставу совершаются в кельях, а в приходской практике не совершаются вовсе.

Утреня

Именно утреня содержит подавляющее большинство особенностей данного дня, и именно на утрене совершается центральное действие — чтение Великого канона. На практике зачастую утреня совершается вечером, причем вечернее богослужение состоит только из утрени и присоединяемого к ней 1-го часа.

Начало утрени по полному чину (с чтением «Царю Небесный.»).

После «Аллилуиа» читаются/поются Троичны гласа (как обычно).

Кафисма одна (8-я); седальны после кафисмы читаются из Октоиха с добавлением мученична (разумеется, малой ектении нет).

33 Так как пение 31 стихиры подряд на практике трудноосуществимо (хотя и возможно), в приходских храмах часто стихиры совершают следующим образом. Хор поет 6 рядовых (начальных) стихир, затем 24 стихиры «по алфавиту» читаются (оптимальный вариант - если есть два чтеца, один из них читает только стихи, другой - стихиры), но в конце каждой стихиры хор особым распевом поет рефрен «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Стихира на «Слава» может быть прочитана или же пропета (по усмотрению), после чего обязательно поется стихира на «И ныне», во время которой совершается вход.

Сразу после седальнов читается 1-я половина жития34 преподобной Марии Египетской. Как правило, житие читает священник.

50-й псалом (как обычно, хор перед псалмом поет «Господи, помилуй» 3 раза, «Слава», чтец — «И ныне» и читает текст псалма). Сразу после псалма поется канон (молитва «Спаси, Боже, люди Твоя.» не произносится).

КАНОН. Хор поет ирмосы по дважды. Тропари (столько, сколько есть в Триоди) читает духовенство в центре храма (для этого священники в начале пения ирмоса исходят из алтаря боковыми дверьми), а хор перед каждым тропарем поет припев. Библейские песни не поются; ко всем покаянным тропарям хор поет «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В конце каждой песни есть два тропаря, посвященные преподобной Марии, и один тропарь в честь автора канона. Перед ними поются припевы «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас» и «Пре-подобне отче Андрее, моли Бога о нас». В конце песни перед Троичным всегда поется «Слава», перед Богородичным — «И ныне».

2-я и 3-я песни Великого канона имеют две части, каждая из которых имеет собственный ирмос. На 2-й песни в конце 1-й части перед Богородичным хор

34 В наше время существует несколько редакций жития преподобной Марии (так, в сборнике «Великий покаянный канон.» предлагается на выбор пять вариантов жития). Оптимальной по содержанию и длительности является, как нам кажется, та версия, которая была напечатана в «Богослужебных указаниях» за 1999 год (см.: Богослужебные указания на 1999 год. М., 1998. С. 193-204). Именно эту версию мы горячо всем рекомендуем. Единственный ее недочет - заключительная фраза: «Кончина преподобной Марии Египетской <...> последовала 1 апреля 522 года, в царствование императора Византии Иустина Старшего, преемника святого Иустиниана...» (Там же. С. 204). Известно, что Юстиниан стал императором в 527 г. после смерти своего дяди Юстина, потому при чтении жития нужно слово «преемника» заменить словом «предшественника» (или закончить чтение жития словами «Иустина Старшего», опустив пояснение о его отношении к Юстиниану).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поет припев «Пресвятая Богородице, спаси нас», дальше поет другой ирмос и читаются тропари 2-й части. На 3-й песни в конце 1-й части есть еще Троичен, перед которым поется «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (перед Богородичным — «Пресвятая Богородице, спаси нас»).

Катавасия только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни, тот же ирмос (по 3-й песни — 2-й ирмос).

По 3-й песни седальны Триоди.

Сразу после седальнов 2-я половина жития преподобной Марии Египетской.

На 4-й, 8-й и 9-й песни добавляются трипеснцы. Они читаются перед песнью Великого канона. Ирмосы три-песнцев опускаются, сразу читаются тропари со стихом «Святии апостоли, молите Бога о нас». Перед Богородичными читаем стих «Пресвятая Богородице, спаси нас», перед Троичным 2-го трипеснца — «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (согласно замечанию Типикона, у трипеснцев «Слава, и ныне» не глаголем).

По 6-й песни кондак «Душе моя.» (обычно поется, и в храме народ преклоняет колени) и икос. Сразу после икоса поются «Блаженны» с тропарями35.

Наличие «Блаженн» — весьма знаменательная особенность утрени четверга 5-й седмицы, ибо «Блаженны» на утрене поются только два раза в году: в этот день и в Великую Пятницу.

На 9-й песни поется «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» на практике не поется (хотя Устав прямых указаний насчет этого не содержит).

Светильны великопостные гласа.

Окончание утрени по великопостному чину.

35 На практике чаще хор поет только стихи «Блаженн», а чтец читает тропари (а в некоторых приходах два чтеца все читают без участия хора: один читает только стихи, другой - тропари).

Молитва преподобного Ефрема Сирина произносится с 3 поклонами.

Вопрос о количестве поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина в службе Великого канона является спорным. Конечно, вариант полной отмены поклонов не стоит рассматривать всерьез (хотя некоторые литургисты, в том числе В. Розанов36, высказывали такое мнение)37, потому остается два варианта: или все 16 поклонов по полному чину, или 3 поклона. В пользу 16 поклонов говорит отсутствие прямых указаний в Уставе о сокращении количества поклонов; именно этот аргумент приводит протоиерей К. Никольский38. Эта практика отражена в современном пособии «Великий покаянный канон»39; также вариант с 16 поклонами поддерживали составители «Богослужебных указаний» 1949-1957 годов. Основным же доводом в пользу сокращения количества поклонов до 3 (эта практика отражена в современных «Богослужебных указаниях» и «Настольной книге священнослужителя»40) является расширительное толкование краткого предписания Типикона: «Всю службу поем поскоро, труда ради бден-наго». Хотя понятие «поскоро» весьма абстрактно, его сопоставляют с аналогичным замечанием, касающимся

36 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 2000. С. 546.

37 Об отмене поклонов не может быть и речи хотя бы потому, что даже на праздник Благовещения совершается по 3 поклона; в еще большей степени уместны поклоны в тот день, когда совершается покаянное по характеру богослужение.

38 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 594.

39 Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского в первую и пятую седмицы Великого поста. Житие преподобной Марии Египетской. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2012. С. 38.

40 Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 544.

чтения «Блаженн» на изобразительных в случае Благовещения или полиелейного праздника в седмичный день поста. Но и в том и в другом случае термин «поскоро» сочетается с ясными предписаниями совершать по 3 поклона и заменять на часах и изобразительных пение чтением. Потому и в службе Великого канона характеристика «поскоро» может подразумевать следующие особенности: 1) в конце каждой службы совершаются 3 поклона с молитвой преподобного Ефрема Сирина; 2) те молитвословия, которые обычно поются, на этой службе читаются и поклоны, если они полагаются во время их пения, при прочтении отменяются (тропари часа, «Блаженны»).

Из двух представленных вариантов автору лично более привычна практика совершения 3 поклонов, хотя это — субъективный опыт, потому если кто считает предпочтительным вариант совершения всех 16 поклонов, может следовать ему без тени сомнения.

Добавим также, что в тех храмах, где будет выбран вариант совершения 3 поклонов в конце утрени и каждого часа, допустимо и однократное чтение «Благо есть.», хотя при этом возникает вопрос: может ли выражение «Всю службу поем поскоро», в буквальном смысле относящееся к служению часов и изобразительных, распространяться на количество чтений молитвы «Благо есть.» на утрене? И однозначный ответ на этот вопрос вряд ли возможен.

На часах

Кафисмы на 1-м часе нет (!), на остальных часах ка-фисмы читаются без пения (т. е. «Славы» между кафис-мами не поются, а читаются).

Тропари великопостные читаются без пения и без поклонов.

По «Отче наш» кондак Великого канона «Душе моя.».

Молитва преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами (на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный.»).

Изобразительны

«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи.» (читается без поклонов).

По «Отче наш» кондак Великого канона «Душе моя.».

После «Боже, ущедри ны.» священник говорит молитву преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами, затем чтец: «Аминь», «Всесвятая Троице.».

Отпуст вседневный.

Последней особенностью данного дня является обязательное совершение ради Великого канона Литургии Преждеосвященных Даров (которая сама по себе особенностей не имеет).

Особенности в службе Великого канона в случае переноса его на вторник 5-й седмицы Великого поста

Как уже было отмечено, если в среду или четверг 5-й седмицы Великого поста случится Благовещение Пресвятой Богородицы или храмовый праздник, то служба Великого канона переносится на вторник. Несмотря на то что подобный вариант случается достаточно редко41, стоит уделить ему внимание, тем более что Типикон подробно не рассматривает особенности такой

41 В тех храмах, где престольный праздник не может попасть на 5-ю седмицу поста, перенос канона возможен только в связи с Благовещением. Последний раз такой случай был в 2011 г., а далее в текущем XXI в. Благовещение попадет на среду или четверг 5-й седмицы всего 6 раз: в 2022, 2033, 2038, 2044, 2049 и 2060 гг.

службы, ограничиваясь краткими замечаниями общего характера. Приведем по одному такому примечанию для каждого из двух праздников: «прелагается великий канон с четвертка на вторник тояже недели, и поем великий канон с трипеснцем вторничным, праздника ради Пресвятыя Богородицы» (25 марта, 6-я Маркова глава); «стихиры же великаго канона поем в понедельник, на вечерни, по чину его. Канон же великий поем во вторник, на утрени с трипеснцем вторничным» (40-я храмовая глава).

На основании вышеприведенных схематических указаний можно сделать вывод, что вместе с самим Великим каноном на вторник переносятся и связанные с ним песнопения: стихиры «по алфавиту», «Блаженны» и кондак «Душе моя.». Также вполне логично перенести на вторник и чтение жития преподобной Марии, хотя как раз о переносе жития Типикон не говорит ни слова. Напротив, дневные песнопения четверга — начальные 5 стихир на «Господи, воззвах.», седальны Триоди (расположенные по 3-й песни канона), трипеснцы и стихиры на стиховне утрени — остаются «на месте» и поются/читаются в четверг вместе с молитвословиями праздника.

Итак, в случае переноса канона на вторник его песнопения соединяются с дневными песнопениями вторника 5-й седмицы. В целом схема службы та же, что и в четверг, потому отметим только некоторые детали.

- Вечерня в понедельник совершается обычным великопостным чином без соединения с Литургией Пре-ждеосвященных Даров. На вечерне на «Господи, воззвах.» поются 27 стихир: 3 рядовых подобна из Триоди и 24 стихиры Великого канона. Стихи удобнее начинать от «Внегда исчезати от мене.», чтобы стихиры Великого канона петь с теми стихами, которые написаны в Триоди. Вход, в отличие от среды вечера, не совершается, хо-

тя на «И ныне» поется та же стихира «О неизреченнаго снисхождения.». На стиховне вечерни поются дневные стихиры без изменений.

- Точно так же вместо великого совершается малое повечерие «в кельях»; на практике оно опускается.

- На утрене так же читается одна рядовая кафисма (об изменениях в расписании кафисм см. ниже), после которой — седальны из Октоиха с мученичным.

- Трипеснец добавляется в начале 2-й, 8-й и 9-й песней, причем к тропарям трипеснца следует говорить стих «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (этот припев всегда указан для 2-й песни, а на 8-ю и 9-ю мы его распространяем для единообразия).

- По 3-й песни канона по аналогии со службой четверга читаются седальны, которые в самой Триоди находятся по 2-м и 3-м стихословии. Схема их чтения такова: седален «Теплотою веры.», «Слава»: «Препрославлен-ная благодать.», «И ныне»: «Необоримую молитву..».

- На 1-м часе кафисмы нет.

- Во вторник ради канона совершается Литургия Преждеосвященных Даров; на «Господи, воззвах.», как полагается на такой службе, стихиры поются на 10: Триоди 6 и Минеи 4. При этом из Триоди сначала поются стихиры со стиховны, затем — подобны из «Господи, воз-звах.».

Изменения в расписании кафисм на 5-й седмице в случае переноса Великого канона на вторник. Отметим, что в идеале нам необходимы три варианта расписания, по одному для каждого из трех случаев: 1) Благовещение в четверг 5-й седмицы; 2) Благовещение в среду 5-й седмицы; 3) храмовый праздник в среду или четверг 5-й седмицы. Типикон в 17-й главе содержит расписание только для первого случая; для двух других случаев предложим расписание самостоятельно, руководствуясь

теми принципами, которые обнаруживаются при составлении первого варианта расписания.

Благовещение Пресвятой Богородицы в четверг 5-й седмицы. Для этого случая Типикон предлагает следующее расписание кафисм.

утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня

суббота - - - - 1

воскресенье 2, 3 - - - - -

понедельник 4, 5, 6 7 8 9 10 11

вторник 12 - 13 14 15 16

среда 19, 20, 1 2 3 4 5 -

четверг 6, 7, 8 9 10 11 12 -

пятница 13, 14, 15 - 19 20 - 18

суббота 16, 17 - - - -

Мы видим, что в схеме чтения кафисм реализуются следующие принципы:

— кафисмы идут по порядку (кроме привычных исключений: 17-я кафисма пропускается, меняется порядок чтения кафисм в пятницу и субботу), в том числе и на вечерне читается рядовая кафисма;

— в день службы Великого канона на утрене должна быть только одна кафисма, на 1-м часе кафисмы нет;

— на вечерне накануне и в сам праздник Благовещения кафисмы нет;

— для компенсации отмены кафисм на вечерне в праздник Благовещения добавляется чтение кафисмы в понедельник на 1-м часе (единственный случай в Уставе, когда в понедельник на 1-м часе есть кафисма). Кроме того, 18-я кафисма читается только раз за седмицу (так как в другие седмицы она читается чаще других, то именно ее однократное прочтение на 5-й седмице в качестве исключения является вполне понятным).

Благовещение Пресвятой Богородицы в среду 5-й седмицы. Этого варианта в Типиконе нет, но его можно составить на основании предыдущего расписания. Так как здесь праздник выпадает на среду, то следует отменить кафисмы на вечерне вторника и среды; напротив, кафисму в четверг вечером нужно прочитать. Точно так же кафисма на 1-м часе в понедельник сохраняется и 18-я кафисма будет прочитана 1 раз. В итоге этот вариант расписания будет отличаться от предыдущего только в период от вечерни вторника до вечерни четверга.

утреня 1-й 3-й 6-й 9-й вечер-

час час час час ня

суббота - - - - 1

воскресенье 2, 3 - - - - -

понедельник 4, 5, 6 7 8 9 10 11

вторник 12 - 13 14 15 -

среда 16, 19, 20 1 2 3 4 -

четверг 5, 6, 7 8 9 10 11 12

пятница 13, 14, 15 - 19 20 - 18

суббота 16, 17 - - - -

Храмовый праздник в среду или четверг 5-й седмицы. Особенности этого варианта связаны с тем, что в храмовый праздник кафисмы на вечернях не отменяются (см. 34-ю и 35-ю храмовые главы). Потому здесь можно, опираясь на обычное расписание для 5-й седмицы, просто «сдвинуть» его с учетом сокращения кафисм во вторник. При этом кафисма на 1-м часе в понедельник отменяется (необходимости в ее компенсационном добавлении нет), а 18-я кафисма будет прочитана 2 раза. В итоге от стандартного расписания для 5-й седмицы данный вариант будет иметь отличия в интервале от утрени вторника до 1-го часа в четверг.

утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня

суббота - - - - 1

воскресенье 2, 3 - - - - -

понедельник 4, 5, 6 - 7 8 9 10

вторник 11 - 12 13 14 15

среда 16, 18, 19 20 1 2 3 4

четверг 5, 6, 7 8 9 10 11 12

пятница 13, 14, 15 - 19 20 - 18

суббота 16, 17 - - - -

В заключение обратим особое внимание, что первый и второй варианты расписания кафисм являются универсальными, актуальными для всех приходов (ибо Благовещение празднуют везде), тогда как третий вариант будет индивидуальным для того храма, в котором совершают престольный праздник; в других храмах (т. е. в подавляющем большинстве приходов) будут руководствоваться обычной схемой чтения кафисм для 5-й седмицы Великого поста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.