Научная статья на тему 'Сложные вопросы применения классификации операций сектора государственного управления'

Сложные вопросы применения классификации операций сектора государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1564
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСГУ / РАСХОДЫ / ПРИОБРЕТЕНИЕ / СТОИМОСТЬ / ОПЛАТА / СМЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарнов И. Ю.

В статье рассмотрены вопросы: по какой статье КОСГУ оплачивать расходы Центра занятости населения по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан; по какой статье КОСГУ городской администрации следует отражать расходы по подготовке к празднику «День города»; по какой статье КОСГУ оплачивать расходы по приобретению системного блока, монитора, клавиатуры, мыши, блока питания как одного объекта учета основных средств; каким образом заказчик должен выделить из общей сметы стоимость материалов и ремонта; по какой классификации КОСГУ следует оплачивать расходы за предоставление информации Регистрационной палатой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сложные вопросы применения классификации операций сектора государственного управления»

Всё для бухгалтера

СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ОПЕРАЦИЙ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

И. Ю. ГАРНОВ, генеральный директор ОООАудиторская компания «ИНТЕРА»

Напомним, Федеральным законом от26.04.2007 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» в Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) введена ст. 23.1 «Классификация операций сектора государственного управления». Это связано с реформой бюджетного процесса, необходимостью приближения бюджетной классификации к требованиям международных стандартов, а также интеграцией плана счетов с бюджетной классификацией для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами.

Эти изменения связаны и с необходимостью обеспечить учет затрат методом начисления по программам и функциям участников бюджетного процесса. Поэтому изменения коснулись именно порядка применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

В рамках КОСГУ операции разделены на: текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Изменения в БК РФ указывают на приведение структуры бюджетной классификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления.

При применении КОСГУ бухгалтер нередко встречается со сложными ситуациями. Например, возникает вопрос, по какой статье КОСГУ оплачивать расходы Центра занятости населения

по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Однозначно ответить на него невозможно, поскольку указанные выше расходы относятся на целый ряд КОСГУ в зависимости от конкретных целей использования средств учреждения. Поэтому приведем варианты использования КОСГУ в соответствии с конкретными мероприятиями по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, перечисленными в пп. 4.1. и 4.2. приказа Минздравсоцразвития России от 29.07.2005 № 485 (см. таблицу).

Порой возникают и другие сложные ситуации. Например, по какой статье КОСГУ городской администрации следует отражать расходы по подготовке к празднику «День города»: изготовление и вывешивание флагов, воздушных шаров, гирлянде цветами, перетяжек, сувениров для почетных граждан. Данную проблему следует решать в порядке, описанном при ответе на предыдущий вопрос, в частности:

• если изготавливаемые в рамках подготовки к празднику флаги, перетяжки и т. п. могут быть классифицированы как объекты основных средств (т. е. включенные в Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), подлежащие самостоятельному использованию в течение установленного срока), то расходы на их изготовление и поставку сторонними организациями подлежат отнесению на КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

• такое имущество, как цветочные гирлянды, воздушные шары и сувениры, а также флаги и

Варианты использования КОСГУ в соответствии с мероприятиями по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан

№ п/п Содержание мероприятия (направления затрат) Применяемый КОСГУ Примечания

1 Подготовка и издание информационных материалов о планируемых мерах по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан, изготовление наглядной информации, размещение материалов в средствах массовой информации 226 211,213 310 340 Если данные работы осуществляются силами сторонних организаций Если данные работы выполняются силами работников учреждения (в рамках своих трудовых обязанностей) В части работ по изготовлению и поставке сторонними организациями объектов наглядной информации, которые могут быть классифицированы как основные средства В части работ по изготовлению и поставке сторонними организациями объектов наглядной информации, которые могут быть классифицированы как материальные запасы

2 Материальная поддержка несовершеннолетних граждан на период их временного трудоустройства в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше полуторакратной минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента 262 В соответствии с Указаниями по применению бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н на данную подстатью относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в том числе на оплату пособий и денежных компенсаций различным категориям граждан и другие аналогичные расходы

3 Транспортные расходы по доставке несовершеннолетних граждан к месту проведения работ и обратно 222 340 (271) Если транспортировка осуществляется транспортом сторонней организации по договору с учреждением Если транспортировка осуществляется транспортом учреждения (затраты на горючее и амортизацию транспортных средств)

4 Оплата комиссионного вознаграждения Сбербанку России за осуществление выплаты материальной поддержки в период временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14до 18 лет в размере, не превышающем 0,5 % суммы произведенных выплат, и (или) оплату услуг организациям федеральной почтовой связи 226 Посколькуданные затраты возникают при оплате услуг банка

5 Подготовка, издание и размещение информационных материалов о деятельности территориальных органов и центров занятости в рамках организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в том числе: — оформление наглядной информации; — изготовление или аренда рекламных щитов; — оформление помещения, — тиражирование рекламно-информационных и методических материалов; — приобретение специальных периодических изданий по вопросам трудоустройства; — размещение материалов в средствах массовой информации; — оплата типографских расходов 226 224 340 В части оплаты услуг сторонних организаций по оформлению наглядной агитации, изготовлению рекламных щитов и тиражированию рекламно-информационных и методических материалов (если в результате не создаются объекты основных средств или материальных запасов длительного использования), оформлению помещений, размещению материалов в средствах массовой информации, а также типографских услуг В части затрат на аренду рекламных щитов В части приобретения специальных периодических изданий по вопросам трудоустройства для раздачи на ярмарках

6 Аренда помещений на время проведения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, хранение материалов 224 226 В части аренды ярмарочных (выставочных) площадей В части услуг сторонних организаций по хранению материалов учреждения

Окончание таблицы

№ п/п Содержание мероприятия (направления затрат) Применяемый КОСГУ Примечания

7 Транспортные расходы по доставке специалистов до места проведения мероприятий (ярмароквакансий) и обратно, перевозке оборудования и информационных материалов 222 340 (271) Если транспортировка осуществляется транспортом сторонней организации по договору с учреждением Если транспортировка осуществляется транспортом учреждения (затраты на горючее и амортизацию транспортных средств)

8 Приобретение канцелярских товаров, аренда каналов связи (включая сеть Интернет), использование услуг почтовой связи 340 221 В части затрат на приобретение канцелярских товаров В части предоставления (аренды) каналов связи (сетей Интернет), использования услуг почтовой связи

перетяжки, которые могут быть использованы только единовременно для оформления конкретного праздника (например, если на них есть указания на конкретный год его проведения) должны классифицироваться как материальные запасы и подлежать отнесению на КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

• если же согласно условиям договоров со сторонними организациями последние выполняют услуги по оформлению соответствующего мероприятия (без последующей передачи заказчику оформительских материалов), то расходы на оплату таких услуг относятся на КОСГУ 226 «Прочие услуги».

Часто возникают и такие непростые обстоятельства, например, по какой статье КОСГУ оплачивать расходы по приобретению системного блока, монитора, клавиатуры, мыши, блока питания как одного объекта учета основных средств. В соответствии с п. 16 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее — Инструкция № 148н) инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Таким образом, все перечисленные выше комплектующие узлы и оборудование приобре-

таются в рамках одного создаваемого объекта основных средств (компьютера). Учитывая, что все перечисленные комплектующие приобретаются единовременно, у одного поставщика и создание соответствующего объекта основных средств не требует от учреждения дополнительных (отдельно оплачиваемых) затрат, все затраты на их приобретение следует относить на КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Если же перечисленные выше комплектующие узлы и агрегаты приобретаются учреждением в течение определенного периода (или у разных поставщиков) для создания на их основе одного или нескольких объектов основных средств (силами работников учреждения или с привлечением сторонних организаций), а также для использования при производстве ремонта имеющейся в учреждении компьютерной техники, затраты на их приобретение следует относить на КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» х.

Бывают и другие непростые ситуации. Например, учреждение заключило договор на выполнение ремонта помещений с подрядчиком. Предметом договора является выполнение работ по текущему ремонту помещений, сумма по договору составляет 99 000 руб., к договору составлена и утверждена смета на проведение ремонта, включающая в себя приобретение материалов, ремонтные работы. В соответствии с положениями разд. V приказа Минфина России от 30.12.2009 № 150н расходы на приобретение строительных материалов в целях

1 В части приобретения данных комплектующих для модернизации основных средств применение КОСГУ 340 было регламентировано письмом Федерального казначейства от 27.06.2006 № 42-7.1-15/2.2-265, согласно которому только приобретение принтеров подлежало отнесению на КОСГУ 310, поскольку данное оборудование по своим техническим характеристикам может использоваться как самостоятельный инвентарный объект основных средств. Вступление в действие в дальнейшем новых нормативных документов по организации бюджетного учета не привело к изменению порядка применения КОСГУ в данной ситуации.

проведения ремонта следует отразить по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», а оплату услуг подрядной организации (непосредственно ремонтные работы) — по подстатье

225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Каким образом заказчик должен выделить из общей сметы стоимость материалов и стоимость ремонта?

Выделение стоимости строительных материалов, приобретенных учреждением-заказчиком и использованных организацией-подрядчиком при производстве ремонтных работ в случае, если использование подрядчиком при производстве ремонтных работ материалов заказчика регламентировано договором подряда, осуществляется в следующем порядке:

• затраты учреждения на приобретение строительных материалов относятся на КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

• передача строительных материалов со склада учреждения подрядчику оформляется накладной и отражается в бюджетном учете учреждения в виде внутреннего перемещения стоимости данных материальных запасов от одного материально ответственного лица (начальника склада) к другому (должностному лицу учреждения, назначенному ответственным за организацию ремонтных работ и координацию взаимодействия с подрядчиком);

• при оформлении подрядчиком актов сдачи-приемки ремонтных работ, после выведения итоговой стоимости проведения ремонта согласно утвержденной смете, отдельными строками отражается стоимость использованных при производстве ремонта материалов заказчика, которая вычитается из общей стоимости произведенных ремонтных работ. После этого затраты на оплату оставшейся стоимости ремонта учреждение относит на КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»2. Одновременно стоимость строительных материалов, использованных подрядчиком при производстве ремонтных работ, подлежит списанию в бюджетном учете учреждения на КОСГУ 272 «Расходование материальных запасов» по актам списания материальных запасов со ссылкой в них на акты сдачи-приемки ремонтных работ;

2 Допускается указывать в актах только общую стоимость строительных материалов заказчика, использованных им при производстве ремонтных работ, с детализацией номенклатуры, количества и стоимости данных материальных запасов в приложении к акту.

• строительные материалы, не использованные подрядчиком при производстве ремонтных работ и по этой причине не отнесенные на уменьшение задолженности учреждения перед ним, подлежат возврату на склад учреждения, а при их фактическом отсутствии у подрядчика — возмещению их стоимости заказчику в рамках осуществления претензионных мероприятий.

Если использование подрядчиком строительных материалов заказчика договором подряда не регламентировано, то передача ему со склада заказчика данных материалов квалифицируется контролирующими (в том числе налоговыми) органами как реализация учреждением данных материалов, что обусловливает обязанность учреждения передавать эти материалы по рыночной стоимости (как правило, не ниже стоимости их приобретения), а также начислить на указанную стоимость НДС. Подрядчик же обязан оплатить учреждению стоимость полученных от него строительных материалов3.

В этом случае все переданные (реализованные) подрядчику строительные материалы становятся его собственностью, общая стоимость произведенных им ремонтных работ согласно утвержденной смете на их стоимость не уменьшается, а затраты учреждения на оплату самих работ в полном объеме относятся на КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Еще один сложный случай. По какой классификации КОСГУ следует оплачивать расходы за предоставление информации Регистрационной палатой области (предоставление выписок на земельные участки и нежилые строения)? Счета и акты выполненных работ на указанные услуги регистрирующим органом не выписываются. Перечисление осуществляется на счет доходов бюджета 40101*************10 в УФК по Саратовской области (УФРС по Саратовской области) на КБК 32111301040010000130. Плата взимается на основании постановления Правительства РФ от 14.12.2004 № 773. По мнению органа Федерального казначейства, эти затраты учреждения относятся

3 Конечно, можно погасить взаимную задолженность между учреждением и подрядчиком в форме зачета встречных требований. Однако, учитывая, что с 01.01.2009 согласно изменениям, внесенным в БК РФ Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-Ф3, а также предусмотренным Инструкцией № 148н операциям по санкционированию расходов за счет средств от приносящей доход деятельности, бюджетные учреждения несамостоятельны в использовании выручки от реализации материальных запасов, погашение их задолженности перед подрядчиком неденежными методами может привести к претензиям контролирующих органов.

на статью 226 КОСГУ. По мнению автора — на статью 290.

Позиция органа Федерального казначейства в большей степени соответствует требованиям действующего законодательства. В частности, на КОСГУ 290 «Прочие расходы» подлежат отнесению затраты, осуществляемые учреждением в одностороннем порядке, т. е. не связанные с оплатой каких-либо поставок, работ или услуг со стороны получателя денежных средств (например, отдельные виды налогов, госпошлины, штрафы, стипендии и т. п.). В данном же случае учреждение расходует средства на оплату полученных им со стороны Регистрационной палаты услуг по оформлению документов (выписок). При этом следует иметь в виду, что перечень мероприятий, за выполнение которых взимается государственная пошлина, затраты на уплату которой действительно относятся на КОСГУ 290, определен ст. 333.18—333.34 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Платежи за оформление выписок Регистрационной палатой в данный перечень не включены.

Подтверждением правильности позиции органа Федерального казначейства является и отнесение полученных им от учреждения соответствующих платежей на КБК 32111301040010000130, последние три разряда которого означают статью КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг». Затраты же учреждения на оплату услуг сторонних организаций в соответствии с требованиями Указаний по применению бюджетной классификации,

утвержденных приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н, подлежат отнесению на КОСГУ

226 «Прочие услуги».

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Об утверждении правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме: постановление Правительства РФ от 14.12.2004 № 773.

4. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 №148н.

5. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 30.12.2009 №150н.

6. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.