Научная статья на тему 'Сложности применения кодов операций сектора государственного управления при ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности'

Сложности применения кодов операций сектора государственного управления при ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕНЕНИЕ КОСГУ / НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ КОСГУ / ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КОСГУ / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Автор рассматривает проблемы применения кодов операций сектора государственного управления, основные причины нарушений порядка применения КОСГУ, направления контроля правильности применения КОСГУ, примеры организации контроля правильности применения КОСГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сложности применения кодов операций сектора государственного управления при ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности»

11 (251) - 2010

Справочный материал

СЛОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОДОВ ОПЕРАЦИЙ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ВЕДЕНИИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА И ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Основные причины нарушений порядка применения кодов операций сектора государственного управления (КОСГУ):

1) некорректные формулировки предметов государственных (муниципальных) контрактов (табл. 1);

2) некорректные формулировки Указаний о порядке применения бюджетной классифи-

кации в части порядка применения КОСГУ (табл. 2);

3) ошибочная трактовка учреждениями отдельных положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации (табл. 3);

4) игнорирование учреждениями при применении КОСГУ отраслевых нормативных требований (табл. 4).

Таблица 1

Примеры некорректных формулировок условий государственных (муниципальных) контрактов

№ п/п Примеры формулировок условий контрактов Влияние формулировок на применение кодов КОСГУ (отдельные элементы работ следует отнести на разные коды КОСГУ)

1 Оказание транспортных услуг и обеспечение найма транспортных средств Транспортные услуги в полном объеме (КОСГУ 222). Найм (аренда) транспортных средств (КОСГУ 224)

2 Предоставление в пользование легковых автомобилей с предоставлением услуг водителей и услуг по технической эксплуатации с обеспечением горюче-смазочными материалами Предоставление в пользование автомобиля (КОСГУ 224). Техническая эксплуатация автомобиля (КОСГУ225). Предоставление услуг водителей (КОСГУ 226). Обеспечение горюче-смазочными материалами (КОСГУ 340)

3 Работы по созданию центра обработки и хранения данных, в том числе: разработка программного обеспечения, поставка оборудования, лицензии, обучение персонала Разработка программного обеспечения и передача лицензий на него (КОСГУ 320 или КОСГУ 226 в зависимости от факта передачи исключительных прав на программное обеспечение). Поставка оборудования (КОСГУ 310). Обучение персонала (КОСГУ 226)

№ п/п Содержание положений Обоснование некорректности при применении КОСГУ

1 Выходные пособия работникам правоохранительных органов, имеющим специальные звания, и государственным служащим в связи с ликвидацией (реорганизацией) учреждений относятся на КОСГУ211. Выходные пособия остальным работникам в этом случае следует отнести на КОСГУ 262 Данные выплаты носят социальный характер и относятся к выплатам работодателя, поэтому их следует отнести на КОСГУ212 или 263

Таблица 2

Примеры некорректных формулировок отдельных положений Указаний о порядке применения кодов операций сектора государственного управления

40

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

11 (251) - 2010

Справочный материал

№ п/п Содержание положений Обоснование некорректности при применении КОСГУ

2 Выплата средств при убытии в основной отпуск (до заключения контракта) относится на КОСГУ212 Трудовые отношения возникают с момента фактического выхода на работу, а не только с момента заключения контракта (ст. 16 ТК РФ). Следовательно, их следует отнести на КОСГУ211

Таблица 3

Примеры ошибочных трактовок отдельных положений Указаний о порядке применения кодов операций сектора государственного управления

№ п/п Содержание положений Описание причин ошибочной трактовки этих положений при применении КОСГУ

1 Приобретение вт-картдля сотовыхтелефо-нов работников На КОСГУ 221 могут относиться затраты на приобретение вт-карт, оформленныхдоговором между поставщиком услуг и учреждением. Гели вт-карта оформлена на имя работника, то речь может идти лишь о компенсации его затрат. Такие расходы могут быть отнесены на КОСГУ212

2 Оплата работ и услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции, в том числе: механизация погрузки и выгрузки имущества, платы (сборы) за подачу и уборку вагонов и т. п. следует отнести на КОСГУ 222 Вне договоров транспортной экспедиции такие затраты учреждения должны относиться на КОСГУ 226

3 Комплексное обслуживание флота (прием стоков, пищевых отходов и сухого мусора, а также снабжение питьевой водой и ГСМ) следует отнести на КОСГУ 222 Перечисленные расходы, если они не предусмотрены договорами фрахта, могут быть отнесены на КОСГУ 223 в качестве коммунальных платежей или на КОСГУ 225 как содержание имущества

4 Замена изношенного оборудования, не выделенного в бюджетном учете в качестве отдельного инвентарного объекта, на новое; прокладка локальных вычислительных сетей (ЛВС) следует отнести на КОСГУ 226 Гели оборудование (ЛВС) включено в комплекс объекта недвижимости и не выделено в бюджетном учете в качестве инвентарного объекта, а указанные работы выполняются в рамках ремонта или реконструкции — соответственно КОСГУ 225 или КОСГУ 310(в зависимости от классификации работ)

Таблица 4

Примеры игнорирования учреждениями отраслевых нормативных требований

Наименование расходов Отраслевые нормативные требования

Согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории РФ (п. 4.102 МДС 81-35.2004) пусконаладочные работы разбиты на осуществляемые «в холостую» и проводимые «под нагрузкой» Пусконаладочные работы «вхолостую» осуществляются на основании локальной сметы и учитываются как расходы капитального характера, участвующие в формировании первоначальной стоимости объектов основных средств (КОСГУ 226). Расходы на пусконаладочные работы «под нагрузкой» являются расходами некапитального характера, производимыми после того, как первоначальная стоимость объектов основных средств сформирована, то есть осуществляются в рамках их содержания (КОСГУ 225)

Направления контроля за правильностью применения КОСГУ (табл. 5, 6):

1) являются ли соответствующие затраты расходами непосредственно учреждения или только компенсацией учреждением соответствующих затрат его работников в соответствии с требованиями законодательства;

2) в каком порядке согласно условиям соответствующих договоров сторонними организациями будут осуществляться те или иные работы (услуги) в интересах учреждения (полностью «под

ключ», с частичным использованием материалов заказчика ит. п.;

3) что является результатом осуществления затрат: получение учреждением новых нефинансовых активов либо поддержание в рабочем состоянии уже имеющегося имущества, либо получение от сторонних организаций различных услуг и работ;

4) поступает ли полученное в результате осуществления затрат имущество учреждению в оперативное управление.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

41

Таблица 5

Примеры организации контроля за правильностью применения кодов операций сектора государственного управления

Условное наименование Организация контроля

Контроль «по индикаторам» Осуществляется путем анализа показателей бюджетной и иной отчетности без выхода специалистов контрольных органов в учреждение с целью выявления тенденций неправильного применения КОСГУ (неверного распределения затрат между источниками финансирования, наличия ограничений на осуществление затрат и т. п.)

Непосредственный контроль Осуществляется путем анализа договорных материалов, а также данных бюджетного учета непосредственно в период проверок учреждений с целью выявления и пресечения всех фактов неправильного применения КОСГУ

сл

о

Таблица 6

Проблемы применения кодов операций сектора государственного управления

КОСГУ Требования нормативных документов Содержание проблемы Решение автора Контроль

Содержание Основание

211 Выходные пособия работникам правоохранительных органов, имеющим специальные звания, и государственным служащим в связи с ликвидацией (реорганизацией) соответствующих учреждений следует отнести на КОСГУ 211. Выходные пособия остальным работникам в этом случае следует отнести на КОСГУ 262 Приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н Нарушается принцип единства требований законодательства. Указанные категории работников ставятся в привилегированное положение Данные выплаты носят социальный характер и относятся к выплатам работодателя. Поэтому их следует отнести на КОСГУ 212 или 263 Только в процессе проверок

Выплаты материальной помощи за счет фонда оплаты труда, не относящиеся к выплатам поощрительного, стимулирующего характера, с 01.01.2010 стали относиться на КОСГУ 211 Приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н Поскольку данные выплаты не носят ни трудового, ни стимулирующего характера, относить их на КОСГУ 211, по мнению автора, нецелесообразно Так как материальная помощь в общем случае носит компенсационный характер, а все основные компенсации работникам регламентировано отражать на КОСГУ 212, на этом же КОСГУ следует отражать и указанные выплаты Только в процессе проверок

212 Выплата средств при убытии в основной отпуск (до заключения контракта), в отпуск по болезни; единовременное пособие при перезаключении трудового договора Приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н Право на основной отпуск в общем случае возникает у работника после 6 мес. непрерывного трудового стажа в данном учреждении (ст. 122 ТК РФ). Трудовые отношения между работником и учреждением возникают с момента фактического выхода его на работу, а не только с момента заключения контракта (ст. 16 ТКРФ). Следовательно, относить данную выплату на компенсации нецелесообразно Данная выплата может произойти в случае, когда трудовой контракт с работником еще не оформлен, а он по согласованию с работодателем уже уходит в основной отпуск. При этом, учитывая, что трудовые отношения между ним и учреждением согласно ст. 16 ТК РФ уже начались, данную выплату следует относить на КОСГУ 211 Только в процессе проверок

О □

■о

ш

СП

0

1 О-

2

ш

ч

ф

■о

ш ь

КОСГУ

Требования нормативных документов

Содержание

Основание

Содержание проблемы

Решение автора

Контроль

221

Приобретение sim-карт для сотовых телефонов работников

Обязательным условием реализации вил-карт является заключение договора оказания услуг сотовой связи. На КОСГУ 221 могут относиться затраты на приобретение вкп-карт, оформленных договором между поставщиком услуг и учреждением

Гели учреждение оплачивает якп-карту, оформленную на имя работника, то речь может идти лишь о компенсации его затрат. Такие расходы могут быть отнесены на КОСГУ 212

Затраты на оказание телекоммуникационных услуг (Интернет, 1Р-теле-фония и т. п.) для подведомственных учреждений в г. Москве централизованы

Постановления Правительства Москвы от 29.05.2007 № 429-ПП, от 26.08.2008 № 755-ПП

Учреждения, подведомственные государственным органам г. Москвы, не имеют права самостоятельно заключать указанные договоры

Наличие интернет-сайта и e-mail таких учреждений должно инициировать внимание контрольных органов к соответствующим затратам по КОСГУ 221

222

Оплата работ и услуг, осуществляемых (оказываемых) в рамках договора транспортной экспедиции, в том числе: механизация погрузки и выгрузки имущества, платы (сборы) за подачу и уборку вагонов, пользование подъездным путем, пользование вагонами (контейнерами), перевод стрелок, укладка тормозных башмаков, промывка вагонов, маневровые работы и т. п.

Приказ Минфина России от 25.12.2008 № 145н,

приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н

Такие работы могут осуществляться как в рамках договоров транспортной экспедиции (т. е. через организации-экспедиторов), так и учреждением-отправителем самостоятельно. В последнем случае возникает проблема отнесения затрат учреждения на КОСГУ, т. к. отнесение этих затрат к «транспортным услугам» неочевидно

Согласно ст. 50 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» на указанные работы с учреждением должны заключаться договоры возмездного оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта (а не договоры на транспортировку). Поэтому вне договоров транспортной экспедиции данные затраты учреждения формально должны относиться на КОСГУ 226. Отсутствие указанных выше договоров (т. е. оплата соответствующих услуг по счетам в рамках публичных сделок) не меняет суть хозяйственной операции

Наличие транспортных перевозок при отсутствии договоров транспортной экспедиции должно инициировать проверку правильности формирования затрат по КОСГУ 222

Комплексное обслуживание флота (прием хозяйственно-фекальных стоков, пищевых отходов и сухого мусора, снабжение питьевой водой у причала, подход топливозаправщика к судну ит. п.)

Приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н

Поскольку морские воздушные и космические корабли отнесены к объектам недвижимого имущества, перечисленные расходы могут быть отнесены на КОСГУ 223 в качестве коммунальных или на КОСГУ 225 как содержание имущества_

Данные расходы могут быть отнесены на КОСГУ 222, только если они предусмотрены условиями договоров фрахта

-ь -ь

КОСГУ

Требования нормативных документов

Содержание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основание

Содержание проблемы

Решение автора

Контроль

223

224

Затраты на оплату договоров на подключение к энергосетям из КОСГУ 223 исключены

приказ Минфина России от 23.03.2009 № 29н,

письмо Минфина России от 29.03.2009 № 02-05-10/1251

Поскольку энергосети не закреплены за учреждением, а принадлежат соответствующим энергоснабжаю-щим компаниям, данные затраты следует отражать по КОСГУ 226

Только в процессе проверок

Оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, потребления газа и электроэнергии (включая их транспортировку по водогазораспределительным и электрическим сетям, а также плату за снабженческо-сбытовые услуги); оплата технологических нужд (работ, связанных с предоставлением коммунальных услуг, носящих регламентированный условиями предоставления коммунальных услуг характер (определенный перечень работ и периодичность их выполнения), включенных в обязательства сторон по договору на приобретение коммунальных услуг

Консультация Д. В. Новикова «Финансовая газета» от 26.02.2009

Учреждением заключены два договора: один — на поставку газа, второй — на обслуживание газовой системы заказчика. Надо ли первый договор оплачивать по КОСГУ 223, а второй — по КОСГУ 225? Не является ли второй договор реализацией снабженческо-сбытовых услуг по газоснабжению?

В части расходов по договору на обслуживание газовой системы заказчика (получателя коммунальных услуг) возможны два варианта их отражения: 1) в случае если эти работы являются необходимым условием поставки газа и носят регламентированный условиями договора поставки коммунальных услуг характер (определенный перечень работ и периодичность их выполнения), расходы на оплату соответствующего договора должны быть отражены по КОСГУ 223; 2) если же эти работы осуществляются сверх регламентированного условиями поставки коммунальных услуг (перечня работ), например работы по замене вышедшего из строя измерительного датчика, вентиля, по устранению утечки газа и т. п., расходы на оплату соответствующего договора должны быть отражены по КОСГУ 225. В данном случае такие затраты носят именно технологический, а не снаб-женческо-сбытовой характер

Только в процессе проверок

Расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, заключенных с кочегарами и сезонными истопниками

Письмо Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 Методические рекомендации по применению КОСГУ

Поскольку договор гражданско-правового характера (договор подряда) предусматривает обязательную процедуру приема-сдачи выполненных работ с оформлением акта, а составлять акты работы кочегара на каждый день (когда комиссия фактически может принять его работу) учреждения_

Применять данную схему расчетов с физическими лицами не рекомендуется. Отнесение на КОСГУ 223 данных расходов исключено приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н

КОСГУ

Требования нормативных документов

Содержание

Основание

Содержание проблемы

Решение автора

Контроль

не хотят, существует риск признания данных договоров трудовыми с оплатой по КОСГУ 211

Приобретение бутилированной питьевой воды возможно, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований качества питьевой воды, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам

Письмо Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 Методические рекомендации по применению КОСГУ

Гели приобретается вода, то почему она не классифицируется как материальные запасы и не отражается по КОСГУ 340?

По мнению автора, приобретение бутилированной питьевой воды следует отражать по КОСГУ 340. Данная операция ничем не отличается от приобретения, например, ГСМ. Однако приобретение ГСМ не списывается на КОСГУ 225 как затраты по содержанию автотранспорта или на КОСГУ 222, как часть затрат на транспортные расходы. Данную позицию подтверждает и приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н

Только в процессе проверок

Относимые на КОСГУ 223 коммунальные затраты подлежат распределению между учреждением и прикрепленными к нему организациями (арендаторами), а также между источниками финансирования учреждения

Наличие и относительная правильность такого распределения (при отсутствии прикрепленных организаций) можно оценить, сопоставив доли фактических бюджетных и внебюджетных затрат по КОСГУ 223 с соответствующей структурой финансирования учреждения за год

По КОСГУ 224 кроме прочего отражаются затраты учреждения на осуществление лизинговых платежей за приобретенное на условиях лизинга внебюджетное имущество

О)

(ЭТ

>5

П 7^

< -С

СР

оп

X

О

"О -С гп

П 7^ X X

О

-о £

Ы >

X

КОСГУ Требования нормативных документов Содержание проблемы Решение автора Контроль

Содержание Основание

225 Пусконаладочные работы разбиты на осуществляемые «в холостую» и проводимые «под нагрузкой» Письмо Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 Методические рекомендации по применению КОСГУ Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). В пункте 4.102 указанного документа проведено разграничение пусконаладочных работ на проводимые «вхолостую» и «под нагрузкой». Пусконаладочные работы «вхолостую» осуществляются на основании локальной сметы и учитываются как расходы капитального характера, участвующие в формировании первоначальной стоимости объектов основных средств с отражением на КОСГУ 226. Расходы на пусконаладочные работы «под нагрузкой» являются расходами некапитального характера, производимыми после того, как первоначальная стоимость объектов основных средств сформирована, то есть осуществляются при эксплуатации построенных объектов за счет средств, предусмотренных на их содержание (КОСГУ 225) Только в процессе проверок

Расходы по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации (ОПС) Письмо Федерального казначейства от 16.12.2008 №42-7.1-15/ 2.2-575 Указанные расходы следует относить на КОСГУ 225 или на КОСГУ 226? Гели ОПС находится в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании — на КОСГУ 225; если ОПС не находится в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании — на КОСГУ 226 Только в процессе проверок

226 Замена старых аудиторных досок на новые, закупленные отдельно «Финансовая газета» 26.02.2009 Работы по замене досок не подпадают под их ремонт. Поэтому КОСГУ 226 Гели доски учтены в составе здания, то КОСГУ 225, а если как отдельные основные средства — КОСГУ 226 Только в процессе проверок

Научно-исследовательские, опыт-но-конструкторские, опытно-тех-нологические, геологоразведочные работы, услуги и работы по типовому проектированию, планированию, зонированию и межеванию Приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н Имеются определенные сложности при квалификации работ в качестве НИОКР Например, работы по мониторингу особых объектов нежилого фонда г. Москвы, проводимые согласно Закону г. Москвы от 11.07.2007 № 35 и постановлению Правительства Москвы от 18.05.2004 № 320-ПП, хотя и выполнялись они строительными НИИ и оформлялись договорами на создание НТП. По своей сущности эти работы являются затратами на содержание указанных объектов и подлежат отражению на КОСГУ 225 Только в процессе проверок

КОСГУ Требования нормативных документов Содержание проблемы Решение автора Контроль

Содержание Основание

Расходы по монтажу локальных вычислительных сетей (ЛВС) Приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н, консультация Д. В. Новикова «Финансовая газета» от 07.08.2009 Согласно приказу Минфина России от 30.12.2009 № 150н расходы относятся на КОСГУ 226. Но при этом, прокладка ЛВС может быть включена в договор по модернизации (ремонту) соответствующего здания Гели заключен договор (государственный контракт) на капитальное строительство или капитальный ремонт объекта, в рамках которого к обязанностям подрядчика в том числе относится проведение работ по монтажу сетей, расходы на оплату данных договоров (включающие затраты подрядчика на осуществление монтажа сетей) следует отразить соответственно по КОСГУ 310 или по КОСГУ 225 Только в процессе проверок

310 340 Комплектующие к компьютерной технике Письмо Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 Данные затраты следует относить на КОСГУ 310 или на КОСГУ 340? Данные затраты следует относить на КОСГУ 340, так как данные агрегаты не могут использоваться по прямому назначению самостоятельно и имеют одинаковый срок полезного использования Только в процессе проверок

Список литературы

1. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н.

2. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 25.12.2008 № 145н.

3. Письмо Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931.

4. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Составитель: II Ю. ГАРНОБ, генеральный директор ООО «Аудиторская компания «Питера*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.