Научная статья на тему 'Слово в неделю перед Рождеством Христовым'

Слово в неделю перед Рождеством Христовым Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово в неделю перед Рождеством Христовым»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово в неделю перед Рождеством Христовым

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 179-182

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Возлюбленные о Господе братия и сестры! «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12,34). Сердца бесчисленного множества людей, облагодетельствованных чудесной помощью великого молитвенника и заступника Святителя и Чудотворца Николая, полны благодарной любовью к этому дивному носителю и таиннику Божия благодати. И сила этой любви, исходящей от сердец множества поколений верующих, ярко отражена в проникновенных песнопениях святой Церкви, составленных ее лучшими песнотворцами. Пусть же и наши сердца в этот день вселенского торжества, посвященного памяти Святителя и Чудотворца Николая, принесут ему свою смиренную дань любви и преклонения, в надежде, что его дерзновенное пред Богом ходатайство поможет и нам стать на путь чистой и добродетельной жизни в православной вере, послушании, терпении и кротости во славу дивного во святых Своих Триединого Бога и Спасителя нашего — Отца, и Сына, и Св. Духа. Аминь.

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ПРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ

1956 г.

«Сын бо человеческий не прииде душ человеческих погубити, взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 9,56; Мф. 18,11).

сякий, кто читал или внимательно слушал чтение Св. Евангелия от Иоанна, знает, что уже в первых стихах этой божественной книги излагается возвышеннейшее учение о Лице Совершителя нашего спасения, о Боге-Слове или второй Ипостаси Св. Троицы — Господе нашем Иисусе Христе.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 1—3).

Как истинный Бог, единосущный Отцу и Духу Святому, Единородный Сын Божий от века неотлучно пребывал и пребывает в лоне Отчем, в непрестающем единстве Трипостаснаго Божества.

Но вместе с тем, по неизглаголанной любви к людям, Он, Творец мира, благоволил в предопределенное время явиться в мир, воплотиться «от Духа Свята и Марии Девы», стать единосущным нам по человечеству, чтобы затем совершить завещанное Ему, Отцом Небесным дело нашего искупления (Ин. 17,4).

«И Слово стало плотню и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14).

Священное Писание говорит нам, что при сотворении видимого мира Ангелы Божии, созерцавшие дивные дела премудрости и благости Создателя, прославляли каждое Его действие радостными восклицаниями.

«Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои», — сказал некогда Сам Господь верному рабу Своему праведному многострадальному Иову.

Так и в ту благословенную ночь, когда Пренепорочная Дева Ма* рия, неискусомужи родившая Богомладенца Христа, спеленала Eif$, своими пречистыми руками и положила в яслях убогого вертепа, caili небо раскрылось для того, чтобы возвестить достойным сынам aeouit «радость велию» и исповедать новое и боголепное чудо и славу TeofW0f.

«И внезапно явилось... — говорит св. ев. Лука, — многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взываюеще: слава в вышних Бору, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 13—14).

Придя в мир, чтобы совершить дело искупления и воссоздания падшей человеческой природы, или, говоря словами церковного песнопения, «да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми», Господь наш Иисус Христос тем самым явился как Сокрушитель главы змиевой, имеющий властно «внити в дом крепкаго», т. е. в мрачное царство диа-вола, связать его и «сосуды его расхитити», т. е. освободить верующих и уповающих на Бога от тройного рабства — рабства греху, смерти и диаволу (Мф. 12,29).

«Для сего-то и явился Сын Божий, — говорит св. апостол Иоанн Богослов, — чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3,8).

Понятно, с какой ненавистью и озлоблением должен был отнестись диавол к событию Рождества Христова.

Тайнозритель, ап. Иоанн Богослов, в своем Откровении повествует нам о бывшем ему следующем страшном видении:

«И явилось, — говорит он, — на небе великое знамение — Жена, облеченная в солнце; под ногами Ее луна, и на главе Ее венец из двенадцати звезд.

Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения.

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим;

Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал пред Женою, Которой надлежало родить, дабы, когда Она родит, пожрать Ее Младенца.

И родила Она Младенца мужского пола, Которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было Дитя Ее к Богу и престолу Его.

А Жена убежала в пустыню, где приготовлено было для Нее место от Бога...» (Ошр. 12, 1—6).

Не углубляясь в подробное изъяснение этого таинственнейшаго видения, мы видим, однако, с несомненностью, что ближайшим образом речь идет здесь о великой вражде диавола против воплотившагося Сына Божия. Апостол Иоанн ниже прямо говорит, что виденный им великий дракон — не кто иной, как «древний змий», называемый диа-волом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр. 12,9).

Итак мы видим, что событие Рождества Христова вызвало в мире духовном до противоположности различные отношения к себе: с одной стороны радость и ликование горнего мира, с другой бессильную злобу ада; с одной стороны пламенную любовь к воплотившемуся Слову Божию Свв. Ангелов, с другой лютую ненависть к Нему диавола и его клевретов.

Обращаясь теперь к земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, мы видим, что и среди людей обнаружилось такое же великое разделение.

«Се, лежит Сей, — говорил праведный Симеон Богоприимец, — ука-зуя Богоматери на Младенца Христа, — на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий» (Лк.. 2,34).

Любовь и вражда неотступно следовали за Христом на всем протяжении Его земного подвига. Они сопровождали Его от вифлеемских яслей до голгофского Креста и далее до самого гроба.

Драгоценные евангельские страницы показывают нам светлые образы учеников и последователей Христовых, Его Апостолов, свв. жен-мироносиц, живописуют раскрытие той любви, которой лучшие человеческие души отозвались на призыв спасающей Любви Божией.

Но на тех же страницах со всей силой беспристрастного свидетельства изобличаются страшные злодеяния «сынов противления», верных слуг диавола, неистовых богоубийц: Ирода, Пилата, Каиафы, Иуды, первосвященников и книжников, кричавших: распни, распни Его! Кровь Его на нас и на чадех наших!..

Тайна Искупления и оправдания нашего совершалась одновременно с тайной беззакония и осуждения сынов погибели.

Вот почему Крест Христов, это «знамение Сына Человеческаго», стал не только символом спасения, торжества любви и истины, но и грозным обличителем всякой злобы и неправды.

Вот почему Преовятое Имя Иисуса Спасителя нашего соделалось «сладчайшим» в устах и в сердце каждого верующего, дивным и славным и в то же время «страшным для сопротивных».

Но обратимся, возлюбленные, сами к себе. Спросим себя: а как мы относимся ко Христу? Принимаем Его, или отвергаем? Любим, или враждуем против Него? Следуем за Ним, взяв крест свой, или находимся в числе Его распинателей?

Но, может быть, такой вопрос покажется кому-либо странным или излишним? В самом деле, как можем мы не принимать или отвергать Христа, когда мы верим в Его Учение и добровольно называем себя христианами? Как можем мы враждовать против Него, когда охотно посещаем храм Божий, молимся, делаем земные поклоны? Как можем мы распинать Христа, если осеняем себя крестным знамением, если целуем Его пречистыя язвы, изображение на Голгофе?

Наконец, ведь мы же просвещены Светом Христовым, через Св. Крещение вошли в Царство Благодати, через Св. Миропомазание запечатлены Духом Святым, чрез Св. Причащение входим в теснейшее единение с Богом во Христе. Значит, мы уже не враги Божии, как некогда, не чужие Ему, но, как говорит св. апостол Павел, «сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19).

Но если мы «свои» Богу, то не ясно ли, что принимаем и любим Его, следуем за Ним?

Но послушаем, что говорит нам евангельское слово:

«Был Свет истинный, который просвещает всякаго человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин. 1, 9—10).

И далее, Этот Свет истинный, т. е. Христос Бог наш, непознанный и непризнанный миром, лежащим во зле, «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. I, 11).

«Свои Его не приняли»!

Да, возлюбленные! Опыт духовно-нравственной жизни неопровержимо свидетельствует, что и «свои» могут снова становиться чужими, врагами Божиими. Злоба и хитрость диавола иногда достигает своей цели и человек, попавший в ее коварные сети, из чада Божия, из сына Света делается богоотступником, богоненавистником и, наконец, бого-убийцей.

Было время, когда и мы с вами вышли из купели Св. Крещения чистыми и святыми, возрожденными к жизни во Христе, имея залог вечной жизни в дарованной нам ради крестных заслуг Спасителя Благодати Духа Святаго.

Но сколько раз после того мы тяжкими грехопадениями осквернили белоснежное одеяние души, полученное во Св. Крещении!

Сколько раз мы дерзко нарушали одну за другой Его святые и божественные заповеди!

Сколько раз с лукавой и неочищенной совестью приступали ко Св. Чаше и пили от нея «в суд и во осуждение» себе!

Сколько раз, не почитая за святыню Кровь Завета, которою освящены, и оскорбляя Духа Благодати, мы попирали Сына Божия, вторично распинали Его, причиняли Ему жестокие страдания, бередили Его пречисты я раны!

Так «свои ли мы Богу»? Или уже давно Правосудие Божие имеет все основания заклеймить нас именем «богоубийц» и произнести над нами страшный и грозный суд свой?

Кто знает? Только совесть наша может помочь каждому из нас ответить на эти вопросы.

Но ведь еще не поздно, дорогие мои!

Вспомним, что нет ведь такого греха, такого падения и преступления, которого не могла бы простить бесконечная Любовь Божия.

Господь Иисус Христос для того пришел в мир, чтобы всякий верующий в Него имел возможность получить спасение и жизнь вечную.

Он и сейчас любвеобильно простирает к нам Свои объятия, зовет нас к Себе на лоно, как Отец своего преступного и заблуждшего, но все еще бесконечно дорогого и любимого сына.

Он готов простить нам все, даже грехи богоотступничества и бОго-убийства, защитив нас Самим Собою, Своим обагренным Пречистою Кровию Телом перед судом Правды Божией.

Ведь молился же Он в последние, предсмертные минуты Своими изнемогающими от жестоких мук устами:

«Отче! Прости им, ибо они не знают, что делают».

Только семь дней отделяют нас от светлого праздника Рождества Христова. Проведем же их в чистоте и богомыслии. Заглянем еще раз в нашу душу и постараемся честно и трезво оценить нашу духовную жизнь.

И если совесть упрекнет нас в неверности нашему Господу, в содеянных мрачных и студных делах, то, отложив всякую гордость и над-мение ума нашего, оставив все распри, вражды, нестроения, избегая всякого уничижения других, злословия и осуждения, со смирением и слезами раскаяния поспешим к Источнику света, радости, милосердия и всепрощения Христу Богу, «в вертепе Грядущему родитися неизреченно».

Христос рождается — славите!

Христос с небес — срящите!

Христос на земли — возноситеся!

Да не ужасается никто глубиною своего падения! «Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам» (Ис. 9,6). Как бы ни пали мы, но при содействии Благодати Божией можем снова встать и утвердиться на пути правды, «яко с нами Бог». Аминь.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.