Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Ливерий Воронов
Слово на литургии в Великую субботу
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 70-72
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ
Храм Ленинградской Духовной Академии
25 апреля 1981 г.
а молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ннчтоже земное в себе да помышляет.
С такими словами обращается сегодня к нам Св. Церковь при пении особого тропаря, которым она заменяет в этот день обычное пение Херувимской песни.
«Что это? — говорит в своей беседе на Великую Субботу св. Епи-фаний, епископ Кипрский. — Сегодня господствует на земле глубокое молчание и покой. Глубокое молчание потому, что почивает Бог во плоти и пробуждает от века почивших, тех, которые во аде».
Призыв к молчанию не означает того, будто Церковь хочет, чтобы повсюду водворилось полное безмолвие. Нет! Мы только что слышали радостные и громкие песненные восклицания: «Господа пойте и превозносите Его во веки!» А вчера, в конце утрени, наши сердца радостно бились при звуках торжественно провозглашаемых псаломских стихов: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя», «Да воскреснет Бог, н расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его»!
Словами «Да молчит всякая плоть человеча!» Церковь призывает нас к молитвенной сосредоточенности, к глубокому благоговению пред Тем, Кто есть «Царь царствующих и Господь господствующих», Кто, и почивая на смертном ложе, не перестает изливать на человечество потоки неизреченной Божественной любви.
И вчера и сегодня пред Св. Плащаницей мы испытывали и испытываем чувство глубокой и искренней ответной любви к нашему Искупителю. Но чувство это с течением времени как бы изменяет несколько своп оттенки, свою окраску, по мере того как меняются воспоминания и размышления, которые мудро и в известной последовательности предлагает нам Св. Церковь.
При выносе Плащаницы и во время трогательного чина погребения мы остро переживали ту сердечную боль, которую вызывало у нас воспоминание о Божественном Страдальце, Который претерпел все духовные и физические муки, безропотно перенес ничем не заслуженные жестокости и надругательства, смирив Себя «даже до смерти, и смерти крестныя» (Фил. 2, 8).
Наше сердце было полно сострадания к замученному Праведнику,— сострадания, смешанного с ощущением и нашей собственной виновности перед Ним, ибо Христос, взявший на Себя грех мира (Ин. 1,29), умер и за наши грехи (1 Кор. 15,3). Сегодня же к нашей любви и благодарности за нас Умершему присоединяется и другое чувство — чувство благоговейного преклонения пред величием Того, Кто, и пребывая во гробе, не перестает творить великие чудеса и благодетельствовать любимому Им, хотя и грешному и виновному пред Ним роду человеческому.
Слово Божие открывает нам тайну великого Божественного снисхождения. Пребывая телом во гробе, Христос Своей человеческой душой, нераздельно соединенной с Божеством, нисходит во ад, где до пришествия Спасителя пребывали души всех, без исключения, людей,
умерших во дни Ветхого Завета, н здесь как Бог Живой и Животворящий, Своим явлением и благовестием, оживляет духовно этих узников, разрушает власть над ними диавола и тех из них, кто уверовал в Него, выводит из темницы, чтобы ввести в Свое вечное и блаженное Царство.
Сошествие Господа Иисуса Христа во ад, которое Церковь сегодня воспоминает, стало днем устроения Небесной Церкви. К тьмам Ангелов присоединились те, кто стали «первенцами, написанными на небесах» (Евр. 12,23). Отныне не только люди безупречной святой жизни, но и все, кто умирает в вере и искреннем покаянии, имеют надежду на то, что, по бесконечному милосердию Божию и по молитвам Св. Церкви, их души будут удостоены общения в Небесном Иерусалиме со всеми «духами праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22-23).
У многих из нас есть родные и близкие, которые не смогли услышать о Христе, познать радость святой веры в Него и освятиться таинством святого крещения. И естественно, болит наше сердце за них, за их участь, когда вспоминаем предупреждающие слова Господа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).
Никто не может обещать спасения тем, кто, отвращаясь от Света, лишили себя радости богообщения в условиях этой земной жизни. Но Св. Церковь никогда не утверждала и того, будто все жившие и умершие вне истинной Церкви неизбежно якобы осуждены на вечную погибель.
И сегодня, пред Сс. Плащаницей, уместно нам помолиться о тех наших неуверовавших близких, которые пребывали в неверии не по личному упорству и ожесточении, а в силу отсутствия у них даже элементарного религиозного воспитания. Пусть нас окрылит в этой молитве мысль о том, что Господь для спасения даже тех, кто были «непокорны ожидавшему их Божию долготерпению» (1 Петр. 3,20), не возгнушался снизойти во мрак духовной темницы, — что Господь и поныне «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,4) и имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1, 18).
Великая Суббота есть предпразднство Св. Пасхи. Ее Литургия является иредначатием величайшего христианского торжества — Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Победителя смерти, Первенца из мертвых.
Еще вчера в так называемых «похвалах», присоединяемых к стихам 118-го псалма, мы слышали скорбный материнский плач Пресвятой Богородицы, склонившейся над бездыханным телом Ее возлюбленного Сына. И к участию в этом плаче Церковь звала всех нас: «Плач священный, приидите, воспоим Христу умершему, якоже древле жены-мироносицы!»
Но уже в конце канона Великой Субботы, в его последней песни, мы слышали слова Самого Господа, слова утешения, обращенные к Его скорбящей Матери: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе Егоже во чреве без Семене зачала еси Сына: восстану бо и прослав-люся, и вознесу со славою ... верою и любовию Тя величающия!»
С каждым действием, с каждым песнопением сегоднешней службы мы все ближе и ближе к откровению той жизнеутверждающей тайны, возвещаемой только в христианстве, что, если «Бог воскресил Господа», то «воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6, 14).
...Вот мы уже сменили темные великопостные одежды печали па светлые и сияющие ризы радости, напоминающие нам о чистоте небесных вестников Светлого Христова Воскресения. Мы слышали проникновенное пение стихов: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты на-
следшии во всех языцех». Этими стихами Св. Церковь уже начинает праздновать грядущую «спасительную и светозарную» пасхальную ночь — провозвестницу «светоносного дня» Воскресения Христова.
Сердца наши начинают наполняться предчувствием великой радости встречи с нашим Господом и Спасителем — Начальником и Источником нашего будущего всеобщего телесного воскресения. Все ближе и ближе к нам трепетный и ни с чем на земле не сравнимый момент, когда храмы Божии огласятся ликующими и неумолкающпми возгласами в честь Воскресшего, свидетельствуя нашу веру, нашу надежду и нашу любовь к Нему. А пока...
«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет!» Аминь.
---- елую седмицу мы приветствовали друг друга многократно
повторявшимися словами: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!»
Мы хотели через это от переполненного радостью сердца засвидетельствовать друг перед другом нашу искреннюю, глубокую веру в Воскресение Христово — этот великий залог нашего собственного будущего воскресения.
Но вера наша, как и всякий дар благодати Божией, есть сокровище, хранимое «в скудельных сосудах» (2 Кор. 4, 7) сердца нашего, и ее мы обязаны неустанно и со всем усердием поддерживать и воз-гревать в себе (2 Тим. 1,6).
Вот по этой-то причине, как бы увещевая нас твердо хранить спасительную веру в Воскресшего Господа на протяжении всего предстоящего года, до следующей Пасхи, св. Церковь завтра за Литургией предложит нашему вниманию евангельский рассказ о неверии ап. Фомы, о том, как Господь рассеял это неверие, позволив сомневавшемуся ученику осязать своими руками Его пречистое воскресшее и прославленное тело.
Итак, естественной темой нашей сегодняшней беседы является вопрос: с одной стороны о неверии, а с другой — о способах преодоления нашего маловерия и укрепления нашей веры во Христа.
Что такое неверие?
Прекрасный ответ на этот вопрос дает глава нашей Русской Православной Церкви Святейший патриарх Алексий в своем пасхальном послании, которое мы слышали в первый день Пасхи во время светлой заутрени.
«Неверие», — говорит он, — есть «немощь плотского разума», тогда как «вера есть сила Божия, сила просвещающая, обновляющая, созидающая».
И нельзя не согласиться с этим мудрым и точным определением.
СЛОВО
В НЕДЕЛЮ СВ. АПОСТОЛА ФОМЫ
1957 г.
«Верую, Господи!
помоги моему неверию» (Мк. 9,24).
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.