Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Ливерий Воронов
Слово в неделю св. ап. Фомы
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 72-74
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
следшии во всех языцех». Этими стихами Св. Церковь уже начинает праздновать грядущую «спасительную и светозарную» пасхальную ночь — провозвестницу «светоносного дня» Воскресения Христова.
Сердца наши начинают наполняться предчувствием великой радости встречи с нашим Господом и Спасителем — Начальником и Источником нашего будущего всеобщего телесного воскресения. Все ближе и ближе к нам трепетный и ни с чем на земле не сравнимый момент, когда храмы Божии огласятся ликующими и неумолкающпми возгласами в честь Воскресшего, свидетельствуя нашу веру, нашу надежду и нашу любовь к Нему. А пока...
«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет!» Аминь.
---- елую седмицу мы приветствовали друг друга многократно
повторявшимися словами: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!»
Мы хотели через это от переполненного радостью сердца засвидетельствовать друг перед другом нашу искреннюю, глубокую веру в Воскресение Христово — этот великий залог нашего собственного будущего воскресения.
Но вера наша, как и всякий дар благодати Божией, есть сокровище, хранимое «в скудельных сосудах» (2 Кор. 4, 7) сердца нашего, и ее мы обязаны неустанно и со всем усердием поддерживать и воз-гревать в себе (2 Тим. 1,6).
Вот по этой-то причине, как бы увещевая нас твердо хранить спасительную веру в Воскресшего Господа на протяжении всего предстоящего года, до следующей Пасхи, св. Церковь завтра за Литургией предложит нашему вниманию евангельский рассказ о неверии ап. Фомы, о том, как Господь рассеял это неверие, позволив сомневавшемуся ученику осязать своими руками Его пречистое воскресшее и прославленное тело.
Итак, естественной темой нашей сегодняшней беседы является вопрос: с одной стороны о неверии, а с другой — о способах преодоления нашего маловерия и укрепления нашей веры во Христа.
Что такое неверие?
Прекрасный ответ на этот вопрос дает глава нашей Русской Православной Церкви Святейший патриарх Алексий в своем пасхальном послании, которое мы слышали в первый день Пасхи во время светлой заутрени.
«Неверие», — говорит он, — есть «немощь плотского разума», тогда как «вера есть сила Божия, сила просвещающая, обновляющая, созидающая».
И нельзя не согласиться с этим мудрым и точным определением.
СЛОВО
В НЕДЕЛЮ СВ. АПОСТОЛА ФОМЫ
1957 г.
«Верую, Господи!
помоги моему неверию» (Мк. 9,24).
Существуют различные виды неверия.
Есть, прежде всего, неверие упорное и самоуверенное, которое п слышать не хочет о вещах не только сверхъестественных и чудесных, но лаже и просто непонятных или недоступных обычному восприятию или исследованию при помощи известных пяти органов чувств.
Один известный врач-скептик, когда ему сказали, что у человека есть внутреннее зрение — зрение совести, потребовал, чтобы ему показали самую совесть, а затем и глаза, которыми она может видеть.
Подобно этому один астроном, отрицавший бытие Божие, заявил, что он десятки лет смотрел на небо через различные астрономические приборы, но нигде не заметил Бога.
Наконец ученый немецкий рационалист прошлого столетия Давид Штраус, поставивший целью своей жизни доказать, что евангельская история есть в сущности не подлинная история, а только миф или постепенно развившаяся легенда, так говорит о событии Воскресения Христова: «Перед нами не исторический факт, а вымысел. И какой еще вымысел! Такой невероятный, противоречащий всем законам природы, что пусть нам приведут дюжину несомненных свидетельств в его пользу, мы и тогда будем продолжать не верить в него...».
Что можно сказать о такого рода неверии? Воистину, это великая немощь плотского разума.
В самом деле, если бы слепой человек стал решительно отвергать существование солнца только потому, что он никогда его не видел, разве не ясно было бы для каждого зрячего человека, что этот несчастный, убогий человек находится в величайшем заблуждении.
И если человек говорит решительно, что не поверит даже тогда, когда ему приведут многие несомненные доказательства, то не очевидно ли, что такого отрицателя можно только от души пожалеть за его жалкое состояние, близкое к духовному самоубийству, ибо он из простого упорства сам себя лишает света и радости познания истины.
Но немощь есть немощь, т. е. недуг, расслабление, болезнь человеческого духа. А больного всегда нужно жалеть и любить, обращаться с ним нежно и заботливо, желая всячески помочь ему.
И Церковь Христова не судит строго и не порицает даже самое ожесточенное неверие. Со всем участием своего материнского сердца она всегда молилась, молится теперь и будет молиться до скончания века о всех тех, кто еще не познал радости веры, не вступил в ограду Христову, не усладился единением со Христом.
«Премплоеерднъш и Всесильный, ис до конца гиснаянся, Госпожи1» — говорит она в Неделю Православия. Буди милостив, молит Тя Твоя Церковь, представляющи Тебе Начальника и Совершителя спасения нашего — Иисуса Христа. Буди милостив нам, укрепи нас в правоверии сплою Твоею, заблуждающим же просвети разумные очи светом Твоим божественным, да уразумеют Твою истину; умягчи их ожесточение и отверзи слух, да познают глас Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему!..»
Есть и другой вид неверия. Это, пожалуй, не столько неверие, сколько немощная вера, слабая и колеблющаяся, ищущая поддержки в каком-нибудь внешнем факте или доказательстве.
Такова была вера Апостолов в первые часы после воскресения Христова. Ев. Лука свидетельствует о том, что когда жены-мироносицы, получившие у гроба Господня от Ангела радостную весть о воскресении, побежали к Апостолам и возвестили им о случившемся, то
Апостолы не поверили им, но «явишася пред ними яко лжа глаголи I'х» (Лк. 24, 11).
Такова была вера ап. Фомы, отказавшегося поверить единодунь ному снпдс\ с\\ъстпу десяти Апостолов и сказавшему, «аще ве вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздин-ныя. и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20,25).
Конечно и такое неверие есть тоже «немощь плотского разума», но, однако, не столь тяжкая и трудноизлечимая, как немощь упорствующего всеотрицающего неверия.
Подобным неверием или маловерием грешим, подчас, и мы с вами, возлюбленные. Но Господь так неизреченно милостив и снисходителен, что не пытается пашей немощью, но готов и поныне предлагать Себя для нашего осязания, лишь бы уврачевать н укрепить нашу немощную перу.
Л\ы все, каждый из нас можем «осязать Господа» в самом прямом значении этих слов. т. е. прикоснуться к Его пречистому животворящему воскресшему Телу.
Где же оно, это прославленное, но носящее на себе следы страданий Тело Христово?
Оно здесь, дорогие мои, вот в этом самом храме на св. трапезе во время совершения каждой Божественной Литургии. Оно на свв. престолах всех православных храмов, где только приносится и до скончания века будет приноситься Святейшая бескровная Жертва, где для причащения истинно верующих «раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда же нждпваемый, но причащающияся освящаяй...»
Конечно, неверующий или маловерующий человек не признает эту возможность «осязать Господа», данную нам во св. таинстве Причащения за убедительное доказательство евангельской истины. И это вполне естественно и понятно, ибо «неверие» есть «великая немощь плотского разума».
Но тот православный, истинно верующий христианин, который хоть раз в жизни приступил ко св. Чаше, очистив себя настоящим слезным покаянием во всех своих грехах, и отошел от нея очищенным и обновленным, хороню знает, что лучшего доказательства бытия Божия, Божественной любви и истины пет и нигде не может быть на земле.
Пусть же свет Воскресения Христова, свет истинной веры никогда не погаснет в наших сердцах. Если же и почувствуем мы когда-либо приступ каких-либо сомнений или маловерия, то «да не смущается сердце наше». Только поспешим тогда скорее к источникам спасения, в храм Божий, туда, где вечно звучат святые слова:
«Вкусите и видите, яко благ Господь!»
Поспешим к нашему Сладчайшему Искупителю и воскликнем из глубины души нашей: «Верую, Господи! помоги моему неверию».
И Спаситель не отринет нас, как бы ни была немощна наша вера. Ласково скажет Он нам, как сказал некогда ап. Петру: — «Маловере, почто усомнился еси?» — и тотчас прострет нам Свою спасающую руку. \\ воцарится в душе нашей мир Божий, и немощь плотского разума нашего уступит место нерушимой вере, этой силе Божией, силе просвещающей, обновляющей и созидающей. Аминь.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.