Научная статья на тему 'Слово на литургии в Лазареву субботу'

Слово на литургии в Лазареву субботу Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово на литургии в Лазареву субботу»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово на литургии в Лазареву субботу

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 57-60

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

предстоит Престолу Божию и дерзновенно молится о спасении мира, о том, дабы не погибла и не лишилась Царствия Божия ни одна человеческая душа.

Она стала Заступницей рода христианского, нашей непостыдной Надеждой и Упованием, благой Вратарницей, двери райски я верным отверзающей.

Мы прославляем Ее дивное заступление о нас, явленное и присно-являемое через Ея святые иконы, мы называем Ее Радостию всех скорбящих' Скоропослушницею, Взысканием погибших, Нечаянной Радостью.

Мы верим в то, что ни одно слово молитвы нашей, сказанное от сердца, не остается неуслышанным Ею, что Она, как наша общая Любвеобильная Матерь, Сама заботится о спасении душ наших, о сочетании их с Небесным Женихом — Ея Божественным Сыном.

Вот почему сегодня в этот всерадостный день праздника Благовещения ответной любовию к Ней переполнены наши сердца, жарким огнем веры горят возжженные нами пред Ея образом свечи.

Она, Радость и Утешение наше, Царица неба и земли, видит наше усердие, слышит наши молитвы. Она здесь, среди нас, вместе с нами умоляет Господа о том, чтобы этот Святой праздник действительно соделался главизною, началом спасения каждого из нас, чтобы все мы отныне пожили прочие дни живота нашего в мире и покаянии, во вся-

ком благочестии и чистоте, удостоились бы тихой и безмятежной кончины и вошли в радость Господа Своего.

Буди же во веки благословенно Пресвятое Имя Твое, Госпоже Богородице. Пусть вечно торжественным гимном Тебе звучит в сердцах наших глас Архангельского приветствия:

— Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословена Ты в Женах и Благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Аминь.

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ

t I . 1 1

В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ

22 апреля 1978 г.

, • ' '

«Душеполезную совершивше четыре-десятницу, просим и святую седмицу страсти Твоея видети, Человеколюбие!»

орок дней подряд вела нас Св. Церковь путем подвига молитвы и воздержания к священным дням Страстной, а затем и Пасхальной седмиц, чтобы теперь возвести на высокую гору боговедения, где, поклоняясь Триединому Богу любви и приникая к источникам божественной мудрости, могли бы мы, в меру духовных сил наших, приобщиться к начаткам нескончаемой радости будущего века.

И вот мы уже у подножия этой мысленной горы! Не у той древней Синайской горы, к которой запрещено было сынам Израиля даже прикасаться под страхом неминуемой смерти, а у святой Горы Божией, подняться на которую приглашает голос великого пророка Божия, Иеремии: «вставайте, и взойдем на Сион к Господу, Богу нашему» (Иер. 31,6).

Гора эта, как и древний Синай, как бы окутана еще дымкой облаков, прикрывающих от наших взоров область спасительной тайны, и на вершине ее блещут огнезрачные молнии божественных озарений. Но облака эти уже готовы рассеяться по мере нашего восхождения, чтобы дать возможность приблизиться к нерукотворенному храму славы Божией. И эти молнии не опалят нас своим священным огнем, а лишь осветят величайшую святыню крестного богочеловеческого подвига, дабы, благоговейно поклонившись ей, мы могли невозбранно, с чувством глубочайшей благодарности, созерцать красоту Господню (Пс. 26,4), открывшуюся в событиях Сионской горницы и Голгофы.

В преддверии этих спасительных событий Церковь напоминает о чудесном воскрешении друга Христова Лазаря четверодневного и открывает самую сущность того, что предстоит нам вспомнить и вновь пережить и перечувствовать в дни великой Страстной седмицы и светлого праздника Пасхи. Она говорит нам о величайшей ПОБЕДЕ Того, Кто есть «всех радость, истина, свет, жизнь мира и воскресение»,— о ПОБЕДЕ над самыми страшными и самыми могущественными врагами человека и человечества: над силами зла (Ин. 12,31), греха и смерти (1 Кор. 15, 25—26).

Радостна бывает победа над лютым и безжалостным врагом, одержанная ценой великого самопожертвования и героизма. С любовью и ликованием встречает народ своих мужественных воинов — победителей, грудью защищавших свою Отчизну, и имена их будут долго жить в благодарной памяти потомков. Но радость эта неразлучна с печалью о том, что никто и ничто уже не в силах вернуть к земной жизни павших на поле брани — горячо любимых и безмерно дорогих сердцу сы-

новей, мужей, братьев и отцов.

И обычная смерть близкого человека приносит с собой трудно уто-лимую печаль, великое, подчас неизбывное, горе! «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую

вида...»

И вот мы узнаем, и не просто узнаем, но и получаем твердое заверение, что ценой искупительных страданий и крестного подвига Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа приобретена для нас полная победа над смертью — этим лютейшим и жесточайшим врагом всего человеческого рода.

Властным словом Своим Господь воскрешает четверодневного мертвеца, исхищает Своего друга из объятий смерти. «Кто видел, кто слышал, — восклицает, говоря об этом чуде, св. Андрей Критский,— чтобы воскрес умерший, тело которого подверглось разложению!? Воскрешали мертвых и пророки, Илия и Елисей, — но воскрешали не из гроба и не в четвертый день» (Канон на повеч. пятка ваий, п. 4, тр. 6-й).

Конечно, человек, который не в силах видеть в евангельском повествовании более, чем простую легенду, может сказать: что же изменилось в этом мире после возникновения христианства? люди по-прежнему умирают, и никто из умерших не возвращался обратно! Мы знаем, что еще древний мудрец так выражал мысли людей, не имеющих надежды на будущую жизнь: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти... случайно мы рождены и после ‘будем как небывшие ... жизнь наша ... рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца» (Прем. Сол. 2, 1—2.4).

В притче о богатом и Лазаре возвещается нам печальная истина, что люди, преданные исключительно земным интересам, утрачивают способность верить не только сокровенным тайнам, но и тому, что произошло бы у них прямо на глазах, со всей очевидностью. «Если

бы кто и из мертвых воскрес, — говорит о таких патриарх Авраам,— не поверят» (Лк. 16,31).

Совсем иначе смотрит на вещи христианин, для которого слово Божие живо и действенно (Евр. 4, 12). Знает он, что Бог не человек, чтоб Ему лгать (Числ. 23, 19), и что все сказанное Им сбудется в свое время. Твердо верит он, что пришествие в мир воплотившегося Единородного Сына Божия внесло коренную перемену в жизнь и судьбы человечества. И если вошедшая в мир чрез грех первых людей смерть царствовала от Адама над всем без изъятия человечеством, то Господь Инсус Христос силой Своего божественного всемогущества и нравственным величием Своего искупительного подвига лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14), избавил нас от неизбежного рабства греху и, даровав необходимые благодатные силы для глубокого духовного обновления, открыл нам надежный доступ к спасению и вечной жизни.

Ближайшей целью воскрешения Лазаря было укрепление веры учеников Христовых в то, что Сыну Человеческому надлежит не только много пострадать и быть уничижену (Мк. 9, 12), но и воистину воскреснуть из *мертвых в третий день (Лк. 24, 46). Тот, Кто мог воскресить четверодневного мертвеца, не мог Сам стать бессильной добычей смерти! Уже одно это сознание не позволило ученикам в часы страшных недоумений полностью утратить всю энергию своей веры. Вера их, испытанная в горниле тяжких искушений, поистине оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота (1 Петр. 1,7) и соделала их достойными того, чтобы стать свидетелями и благовест-никами величайшего события Воскресения Христова.

Воскресение Христово есть самый верный залог и самая надежная гарантия и нашего будущего воскресения. «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15,20.22). Все те, кто действительно будут «Христовыми», последуют за Христом, будут верны Ему в жизни и смерти!... И оживут они не для того, чтобы вновь вернуться в условия земной жизни с ее ограниченными интересами, непрочными радостями, с ее болезнями и печалями, но для того, чтоб навеки соединиться со Христом, со всеми святыми Его и с теми близкими любимыми, с кем на время разлучает нас телесная смерть.

Впрочем, слово Божие предупреждает нас, что всеобщее телесное воскресение будет двоякого рода. Когда «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия», то «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28—29). Значит, телесно воскреснуть можно не только для вечной блаженной жизни, но и для вечной смерти, для того опустошенного и безрадостного вечного бытия, которое в Священном Писании, в отличие от «лучшего воскресения» (Евр. 11,35) праведников, именуется вечной погибелью (2 Сол. 1,9), духовной или «второй смертью» (Откр. 20,14).

ПОБЕДА над смертью, одержанная Господом Иисусом Христом, состоит не только в том, что действием всемогущества Божия некогда произойдет телесное воскресение всех умерших, «праведных и неправедных» (Деян. 24, 15), но и в том, что при наличии доброй воли каждый верующий в Единородного Сына Божия, при содействии божественной благодати, чрез подвиг духовно-нравственной жизни получил полную возможность избавиться и от вечной духовной смерти, составляющей неизбежный удел нераскаянных и ожесточившихся грешников.

Нам открыто, что, как жизнь во Христе, так и смерть духовная в полной мере раскроется в будущем веке после великого судного дня, на котором каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10). Но начинаются они еще здесь, на земле. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от

плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6,7—8). «Жизнь грешников, — говорит преп. Ефрем Сирин, — есть смерть, потому что томятся они тлением и смертью, живя, чтобы умереть для вечного мучения». Напротив, «кто приобрел высший образ мыслей, тот еще здесь предвкушает Царство Небесное, начинает жить блаженной жизнью, ожидая себе блаженства, уготованного любящим Бога».

Здесь же, на земле возможен для человека и переход из смерти духовной к жизни во Христе, который тайнозритель св. апостол и евангелист Иоанн Богослов называет в своем Откровении «первым воскресением» (Откр. 20,5). Раскрывая эту радостную для нас истину, преп. Макарий Египетский говорит: «воскресение умерщвленных душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет при кончине века».

Итак, возлюбленные, сегодня в событии воскрешения Лазаря чет-веродневного С в. Церковь указывает нам прообраз нашего будущего воскресения. «Общее воскресение, прежде Твоея страсти, уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже!» Но, не останавливаясь на этой мысли о телесном воскресении как о действии всемогущества Божия, Св. Церковь вводит нас в область и более глубокой тайны. Она свидетельствует, что Грядущий на вольную страсть, нашего ради спасения, Господь наш Иисус Христос есть ПОБЕДИТЕЛЬ СМЕРТИ не только телесной, но и духовной, есть Первенец мертвых, умирающих о Господе. И потому в радости об этой величайшей победе и в надежде на божественные обетования, дарованные нам о Христе Искупителе нашем, с символами этой радости и этой надежды в руках, мы, подобно ликующему народу, встречавшему Господа при вступлении Его во святой город, в канун великой Страстной седмицы взываем из глубины благодарного сердца: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!» Аминь.

СЛОВО

В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ И БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

7 апреля 1974 г.

д

" " ва священных события воспоминает и празднует ныне Свя-

тая Православная Церковь. Одно из них, которое она называет гла-визной, или началом нашего спасения, вводит нас в священную евангельскую историю, представляя собой одну из первых ее страниц; другое открывает ее заключительный период, именуемый последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Не часто случается, что подвижной праздник Входа Господня в Иерусалим совпадает с днем неподвижного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, но когда это все же случается, церковный устав гармонично сочетает важнейшие особенности их богослужения в единое глубоко волнующее священное торжество, обильно питая нашу религиозную мысль и радуя наше верующее сердце.

И такое соединение двух праздничных служб является оправданным не только с уставной точки зрения. Можно заметить и некоторую богословскую связь между двумя празднуемыми ныне великими собы-

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.