Научная статья на тему 'СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ БАШКОРТОСТАНА'

СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ БАШКОРТОСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
словесное творчество / башкирская литература / речевое развитие / культуроосвоение / verbal creativity / Bashkir literature / speech development / cultural development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гадельшина Л. Г., Казакбаева Л. С., Пилипенко Е. А.

В статье рассматривается вопрос речевого развития детей дошкольного возраста в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), с акцентом на влияние литературы Башкортостана на формирование творческого мышления у детей. Основная мысль заключается в том, что литературные традиции региона могут значительно обогатить словесное творчество детей, что, в свою очередь, является важным аспектом их всестороннего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гадельшина Л. Г., Казакбаева Л. С., Пилипенко Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBAL CREATIVITY OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN BASED ON LITERATURE OF BASHKORTOSTAN

The article examines the issue of speech development of preschool children within the framework of Federal State Educational Standards (FSES), with an emphasis on the influence of Bashkortostan literature on the formation of creative thinking in children. The main idea is that the literary traditions of the region can significantly enrich the verbal creativity of children, which, in turn, is an important aspect of their comprehensive development.

Текст научной работы на тему «СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ БАШКОРТОСТАНА»

УДК 372.8 Гадельшина Л.Г., Казакбаева Л.С., Пилипенко Е.А.

Гадельшина Л.Г.

воспитатель Детский сад № 281 (г. Уфа, Россия)

Казакбаева Л.С.

воспитатель Детский сад № 281 (г. Уфа, Россия)

Пилипенко Е.А.

старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)

СЛОВЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ БАШКОРТОСТАНА

Аннотация: в статье рассматривается вопрос речевого развития детей дошкольного возраста в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), с акцентом на влияние литературы Башкортостана на формирование творческого мышления у детей. Основная мысль заключается в том, что литературные традиции региона могут значительно обогатить словесное творчество детей, что, в свою очередь, является важным аспектом их всестороннего развития.

Ключевые слова: словесное творчество, башкирская литература, речевое развитие, культуроосвоение.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в рамках ФГОС включает решение следующих задач:

- Владение речью как средствами общения и культуры,

- Обогащение активного словаря,

- Развитие речевого творчества,

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой и способность понимать устные тексты различных жанров детской литературы.

Исследуемая проблема заключается в том, что использование литературы Башкортостана может стать средством развития творческого мышления у детей дошкольного возраста.

Детское словесное творчество, как сложное поликультурное образование, выполняет множество важных функций для всестороннего развития. Во-первых, оно является средством культуроосвоения, позволяющим ребенку осваивать культуру речи в установленном историческом контексте. Словесное творчество детей дошкольного возраста, основанное на материале фольклора и литературы Башкортостана, является уникальным проявлением культурных традиций данного региона.

Изучение состояния словесного творчества детей на материале литературы в исследованиях ученых и в практике работы дошкольных образовательных организаций в Республике Башкортостан показывает, что можно выделить уровни сформированности сочинительства у детей, как вида словесного творчества у старших дошкольников. Анализ показывает, что словесное творчество не получило достаточного развития у детей старшего дошкольного возраста. Дети не способны самостоятельно, без помощи взрослого, составить рассказ.

Незначительное число детей умеют самостоятельно пересказать текст рассказа или сказки.

Повышению такого уровня словесного творчества способствует целенаправленная работа педагогов ДОУ по формированию творческого воображения в процессе обучения рассказыванию.

Педагоги не создают педагогические условия для развития словесного творчества, одним из которых является обогащение литературного опыта дошкольника. Для развития воображения не используются неречевые виды деятельности и их речевого творчества.

Эффективное развитие навыков словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста на материале литературы Башкортостана будет обеспечено использованием технологии "обучение сочинению сказок", соблюдением определенной структуры занятий, раскрытием особенностей развития навыков словесного творчества на материале фольклора и литературы региона, а также разработкой инструментария для оценки уровня развития данных навыков у детей.

Мною были подобраны несколько технологий. за основную технологию я взяла технологи. Е.Б. Танниковой «Обучение сочинению сказки».

Предложенная технология показывает эффективность развития речевого творчества у дошкольников средствами обучения сочинению сказки. предложенные методики и технологии развития словесного творчества на материале литературы Башкортостана могут быть использованы в практике работы дошкольных организаций. Материалы исследования можно использовать при проведении семинарских занятий, методических объединениях педагогов ДОУ.

Новые подходы и методики, основанные на развитии словесного творчества, позволят педагогам совершенствовать свои профессиональные навыки и умения в процессе взаимодействия с детьми. Это сделает работу педагогов более результативной и эффективной.

Введение новых методик и технологий, которые активно используют неречевые средства выражения, такие как рисование, моделирование, игры, позволит детям развивать свою творческую индивидуальность через разные виды деятельности. Это способствует формированию у них разностороннего и богатого словесного выражения.

Новые опытно-поисковые методы, игры, ролевые модели и другие средства и приемы помогут развивать у детей желание и способность к самовыражению через слово, стимулируя их фантазию и креативность. Это позволит детям научиться выражать свои мысли и идеи более точно и ярко.

Новые подходы в дидактике способствуют более гибкому и индивидуальному подходу к обучению и развитию детей, учитывая их индивидуальные особенности и уровни сформированности словесного творчества. Это поможет более эффективно развивать речевые навыки и способности у каждого ребенка, учитывая его потенциал и способности.

Таким образом, использование новых способов решения проблемы повышает профессиональный уровень педагогов, развивает и расширяет словесное творчество детей дошкольного возраста, способствует формированию более яркого и выразительного словесного выражения у старших дошкольников. Это в свою очередь содействует более успешному обучению и развитию детей в образовательной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку[Текст]: Дисс. канд. пед. наук. - М.: МГПУ, 1991. - 268 с;

2. Гасанова Л.Н., Гасанова Р.Х. Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа[Текст]: Методическое пособие. - 3-е издание, исправл. и дополн. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016. -96 с;

3. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. [Текст] - М., 2002;

4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. [Текст] - М., 1995;

5. Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст]//

В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. - Шуя, 1994;

6. Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественно литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. Ф.А. Сохина, изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1984

Gadelshina L.G., Kazakbaeva L.S., Pilipenko E.A.

Gadelshina L.G.

Kindergarten No. 281 (Ufa, Russia)

Kazakbaeva L.S.

Kindergarten No. 281 (Ufa, Russia)

Pilipenko E.A.

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

(Ufa, Russia)

VERBAL CREATIVITY OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN BASED ON LITERATURE OF BASHKORTOSTAN

Abstract: the article examines the issue of speech development of preschool children within the framework of Federal State Educational Standards (FSES), with an emphasis on the influence of Bashkortostan literature on the formation of creative thinking in children. The main idea is that the literary traditions of the region can significantly enrich the verbal creativity of children, which, in turn, is an important aspect of their comprehensive development.

Keywords: verbal creativity, Bashkir literature, speech development, cultural development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.