Научная статья на тему 'Словенские эмигранты в США накануне и в годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.)'

Словенские эмигранты в США накануне и в годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Slovenica
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Словенские эмигранты в США накануне и в годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.)»

Юлия Владимировна Лобачёва

Словенские эмигранты в США накануне и в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)

В данной статье речь пойдет о словенской эмиграции в США в конце XIX — первых десятилетиях XX в.1. Мы рассмотрим некоторые социокультурные и политические аспекты ее истории и постараемся показать, что представляла собой словенская диаспора в то время и как на ее жизни отразились события Первой мировой войны.

Массовая эмиграция словенцев из Австро-Венгрии2 в Соединенные Штаты началась в конце XIX в.3. Ее обусловили преимущественно экономические причины, дополненные действием социальных и политических факторов. Так, тяжелый экономический (сельскохозяйственный) кризис, продолжавшийся в словенских землях с 1860-х до середины 1890-х гг., вызвал массовое разорение крестьян и явился главной причиной их эмиграции в европейские страны и Америку4. К примеру, в «Славянском обозрении» за 1892 г. встречаем такое сообщение из Целья (Штирия) о переселении словенцев: «Процесс обезземеливания словенцев быстро продвигается вперед. Он вызвал уже в их среде эмиграцию как на восток, в земли мадьярские.., так и на запад, за океан в Северную и Южную Америку»5.

Позднее, в 1917 г., российский консул в Чикаго А.М. Волков писал о славянской эмиграции следующее: «Первыми потянулись в Штаты чехи, как особо давимые режимом Австрии; за ними — их ближайшие родственники словаки, затем хорваты и далматинцы, словенцы, босняки и герцеговинцы и австрийские сербы. На эти выселявшиеся славянские элементы, кроме того еще действовала и экономическая политика Австрии с ее сравнительно новой идеей колонизации славянских становищ немцами, сделавшая в экономическом отношении жизнь славян невозможною: малокультурные элементы их либо поглощались более развитыми немцами,

либо, если сопротивление славян было значительнее ожидавшегося, в данной местности на помощь немцам приходило правительство с репрессиями по отношению к коренным славянам, и последним приходилось — или терять свой национальный облик, или бежать»6.

В начале XX в. численность словенцев в США составляла приблизительно 200 тыс. человек. Например, российский консул в Питтсбурге Г.В. Чирков сообщал в 1916 г., что словенцев в США и Канаде было 200 000 человек7. В том же году словенец Фердинанд Лев Тума в записке «О словенцах в Америке» подтверждал эти цифры: «В течение последних сорока лет эмигрировало из Австрии очень много словенцев; их количество оценивается, по крайней мере, в 250 000 (при 1 500 000 оставшихся дома). Большинство из них проживает в Северо-Американских Соединенных Штатах, но небольшие словенские колонии (всего около 50 000) можно найти также в Канаде, в Южной Америке, в Новой Зеландии и в Египте»8. Добавим, что по данным хорватского историка И. Чизмича, накануне Первой мировой войны словенцев в США насчитывалось около 150 000 чел.9, а по сведениям американского историка Г. Прпича - 250 000 чел.10.

Обращаясь к вопросу о социальном составе словенских переселенцев, отметим, что среди них преобладали крестьяне. По словам Ф.Л. Тумы, словенскую эмиграцию из Австрии составляли «почти исключительно крестьяне»11. Из наблюдений же А.М. Волкова следует, что социальная картина славянских колоний накануне Первой мировой войны в общих чертах была такой: «Самая история и техника славянских поселений в Штатах создали каждую отдельную колонию - в том числе и русскую - так: подавляющее большинство ингредиентов составляет элемент исключительно трудовой и чернорабочий и только небольшие группы составляют сознательный класс этих колоний, причем количество сознательного элемента прямо пропорционально степени давности колоний»12.

Прибывая в США, словенцы поселялись в наиболее благоприятных с экономической и культурной точек зрения регионах. Российский дипломат в Бремене Г. Томашевский в 1902 г. сообщал, что они ехали в Монтану, Вайоминг и Мичиган13. Согласно данным И. Чизмича, в период массовой эмиграции словенцы направ-

лялись в те же области, что и хорваты, а именно: Пенсильванию, Огайо, Иллинойс, а самые многочисленные их колонии были в индустриально развитом Кливленде (Огайо) и на территории Минне-соты14. По другому источнику, в 1880-х гг. словенцы направлялись либо в Мичиган, Миннесоту, Монтану, юго-восточный Канзас, либо в угольные центры Пенсильвании, где их крупные колонии были в Джонстауне, Стилтоне, Питтсбурге. В 1890-1900-х гг. большие группы словенских эмигрантов обосновались в районе Чикаго — Джолиет (Иллинойс) и Кливленде15.

Словенские переселенцы были в основном заняты в различных отраслях промышленности или сельском хозяйстве. «В Америке словенцы занимались или разрабатыванием и обработкой девственной земли в степях и лесах, или же поступали в качестве чернорабочих в разные горнопромышленные копи и заводы. Весь заработок они обыкновенно посылали домой на улучшение хозяйства», — констатировал Ф.Л. Тума16.

В США славянские эмигранты из Европы сталкивались с новой экономической и социокультурной средой, к которой постепенно приспосабливались. Преодолевать социальные и экономические трудности переселенцам помогали их ранее прибывшие соотечественники, а также создававшиеся эмигрантами организации взаимопомощи.

В повседневной жизни и профессиональной деятельности эмигранты неизбежно соприкасались с американским образом жизни, общественными и культурными традициями. Индустриальное общество с его ценностями и установками оказывало на переселенцев свое влияние, вырабатывая у них адекватные этой культуре модели поведения17. Проживание в городах и мегаполисах трансформировало мировоззрение эмигрантов из сельских областей, к которым относились и словенцы, «раскрестьянивая» их. Со временем многие эмигранты нашли в этой стране свое место и приняли американское гражданство.

Уместно привести здесь слова Ф.Л. Тумы о жизни словенцев за океаном: «Благодаря своей природной смышлености и энергии, они извлекли из американской цивилизации много пользы. Многие заняли видное место в торговле и промышленности своей новой родины. Понемногу развивалась среди них также своя интеллигенция. Очень деятельным и популярным интеллигентом

является известный архитектор Иван Ягер (^ег)18 в Минеполи-се19... Особенно процветают словенские колонии в промышленных штатах между Нью-Йорком и Миссисипи (в самом Нью-Йорке, в штате Огайо и др.). Во многих городах словенцы уже имеют своих представителей в городских думах. Они, конечно, охотно меняют австрийское подданство на американское, но будучи американскими гражданами, они остаются сознательными славянами»20.

Несмотря на влияние новой обстановки, славянские переселенцы стремились сохранить свой этнокультурный опыт, поддерживали связь с родиной. Более того, их социальная жизнь в значительной степени определялась этнической или национальной принадлежностью и протекала внутри определенной общности или диаспоры. Именно необходимость выжить, адаптироваться в чужой среде и в то же самое время сохранить свою национальную культуру явилась причиной образования эмигрантами колоний и создания их собственных организаций, одной из функций которых было поддержание языка и религиозных традиций — этих важнейших компонентов самоидентификации. Взаимоотношения же между отдельными этническими группами складывались по-разному — имели место и сотрудничество, и разногласия.

В конце XIX — начале XX в. словенцы, как и другие славянские эмигранты в США, основывали различные собственные организации — общественные и благотворительные, культурные и политические, а также периодические издания. В 1917 г. российский консул в Номе и Сиэтле Н. Богоявленский отмечал, что «словенцев в Америке, по-видимому, не так много; по крайней мере, о своем существовании они заявляют менее, чем другие славяне. Тем не менее, они соединены здесь в общества разного характера...»21. А годом ранее Ф.Л. Тума писал, пусть не без преувеличения: «Нельзя сказать, чтобы наши эмигранты в Америке забывали о своей родине и национальности. Правда, они целиком воспринимают американскую цивилизацию, но благодаря очень развитым организационным способностям, они в Америке точно также, как у себя на родине, устраивают повсюду кружки и общества с ярко национальной окраской, издают свои газеты и книги, выписывают все, что издается на родине и т. д. Каждый эмигрант считает своим национальным долгом участвовать одновременно в нескольких разных кружках (в гимнастическом, певческом, литературно-политичес-

ком, театральном и проч.). Благодаря этому среди американских словенцев насчитывается до тысячи кружков»22.

Словенцы создавали как региональные, так и местные общества страхования и взаимопомощи. «Для экономической поддержки американские словенцы образовали около 80 вспомогательных обществ, которые обеспечивают семьям членов известную сумму на случай смерти главы семьи. Главными такими обществами являются «Югославянский католический союз» (Jugoslovenska Katolicka Jednota) в Миннесоте и «Краинский католический союз» (Krajnska Katolicka Jednotа) в Джулайте», — сообщалось в «Славянском веке» за 1902 г.23.

Согласно данным И. Чизмича, 2 апреля 1894 г. был основан «Краинско-словенский католический союз» («Kranjsko-slovenska katolicka jednota»), а десять лет спустя «Словенское национальное общество взаимопомощи» («Slovenska narodna podporna jednota»), которое стало самой большой и известной благотворительной и культурной организацией словенцев в Северной Америке24. Другими известными благотворительными обществами являлись «Словенский либеральный союз взаимопомощи» («Slovenskа svo-bodomiselm podporm zvezа»), «Словенское рабочее вспомогательное и пенсионное общество» («Slovensto delavsto podpor^ in pern^s^ drus^») и «Словенское национальное общество взаимопомощи "Согласие"» («Slovensto narodM podpor^ drus^ "Sloga"»)25.

Американский исследователь Дж. Двайер отмечает, что большое влияние на формирование и деятельность словенских организаций оказывали периодические издания. Например, с помощью газеты «Американский словенец» («Amerikanski Slovenec») было основано несколько независимых словенских католических обществ взаимопомощи, а затем и первый централизованный союз в 1894 г. («Краинско-словенский католический союз»), официальным печатным органом которого с самого начала она и являлась. А четыре года спустя газета «Голос народа» («Glas naroda») финансировала создание второго союза, «Югославянского католического союза», и позже стала его официальной газетой26.

В крупных колониях словенцев существовали «дома культуры». Первоначально подобных домов было лишь несколько, но с 1910 г. интерес к их строительству возрос. Следствием этого стало появле-

ние большого «дома культуры» в Кливленде, где находилась самая крупная колония словенских переселенцев, ознаменовавшее начало там активной общественно-культурной жизни, в частности, изучения английского языка словенскими переселенцами и словенского языка их детьми, рожденными в Америке27. Помимо этого, эмигранты создавали католические храмы и приходы. По замечанию Ф.Л. Тумы, словенцы «в каждом приходе» «содержат своих словенских священников и словенские школы»28. Иногда хорваты и словенцы посещали один и тот же храм29.

До Первой мировой войны политические объединения словенцев были социалистического характера. При этом развивать социалистическое движение среди югославян начали именно словенские эмигранты. Их первый социалистический клуб был основан в Чикаго в 1900 г., а к 1909 г. активную деятельность вели уже 11 объединений30.

Зарождение словенской периодики в США относится к 90-м гг. XIX в. В 1891 г. словенские эмигранты организовали в Чикаго издательство своей первой газеты под названием «Американский словенец». В 1893 г. в Нью-Йорке появилась вторая еженедельная словенская газета — «Голос народа». Ее основал, финансировал и редактировал банкир и известный деятель Фран Саксер31. По другому источнику, «Голос народа» выходил с 1892 г. и был единственной ежедневной газетой словенцев32. Как замечает Дж. Двайер, между издателями газет «Американский словенец» и «Голос народа» существовало противостояние и соперничество, так как первая представляла католическое направление, а вторая — либеральное и социально радикальное33. По всей видимости, уже в начальный период именно эти издания были наиболее влиятельны среди эмигрантов34.

Испытывая необходимость в собственной прессе, словенцы Кливленда и Пуэбло (Колорадо) основали в 1899 г. три новые газеты, а именно: ежемесячную «Национальное слово» («Narodna beseda») и еженедельные «Новое отечество» («Nova domovina») и «Мир» («Mir»)35. Наряду с этим, в конце XIX в. словенские социалисты начали выпускать газету «Заря» («Zora»), а с 1907 г. рабочие из социалистических клубов издавали газету «Пролетарий» («Proletarec»), редактором которой был известный в Америке социалист Йоже Завертник36.

Время расцвета словенской журналистики в США приходится на первое десятилетие XX в. Тогда появилось 21 новое периодическое издание, большая их часть выходила в Пуэбло37. Кроме того, с 1903 г. в Чикаго еженедельно печатался «Голос свободы» («Glas svobode»). Эта газета стала первым официальным печатным органом «Словенского национального общества взаимопомощи» и представляла другие благотворительные организации38. Первыми словенскими журналами были «Надежда» («Nada»), издание которой началось в 1904 г. в Чикаго, и «Образовательная библиотека» («Izobrazevalna knjiznica»), которые, однако, долго не просуществовали39.

Как видим, на рубеже XIX—XX вв. словенцы образовали целую сеть различных организаций и периодических изданий, что говорит о довольно высоком уровне их этнокультурной жизни.

Югославянские эмигранты и их организации не ограничивались решением социально-экономических вопросов. Постепенно ими приобретался опыт участия в культурной и общественной жизни Соединенных Штатов и европейских стран. И хотя только с началом Первой мировой войны из национально-культурного движения славян выделились и оформились политические движения, определенная общественно-политическая деятельность эмигрантов прослеживается еще в довоенный период. Она могла носить как общеславянский, так и национальный характер и реа-лизовывалась в виде финансовой помощи «старому краю», проведения собраний и манифестаций и т. д. Также ее отличала тесная связь с политическими и культурными событиями в Европе.

Можно привести ряд примеров общественных акций славян в Америке в конце XIX — начале XX в. в ответ на события в Европе, в которых более или менее заметное участие принимали и словенские эмигранты40. Это, вместе с упомянутой выше деятельностью словенских организаций, свидетельствует об их развитом национально-культурном движении накануне Первой мировой войны.

♦ ♦ ♦

События Первой мировой войны оказали большое влияние на жизнь югославян в США, способствовав, в частности, активизации их общественно-политической деятельности. Появившиеся в прессе известия о покушении 28 июня 1914 г. на австрийского престолонаследника Франца Фердинанда в Сараево были по-разному прокомментированы югославянскими эмигрантами. По

крайней мере, можно указать, на две противоположные позиции — просербскую и проавстрийскую, приверженцы которых проявили себя сразу и открыто41.

Начало же войны повлекло за собой и более активные манифестации переселенцев. Наряду с оформлением политических предпочтений, у них возникли и первые разногласия относительно возможности реализации национальных интересов. Так, определенная часть хорватских эмигрантов выступила на стороне Австро-Венгрии. С другой стороны, возникло антиавстрийское движение сербов и хорватов, часть которых уже тогда разделяла общие идеи югославянского единства. Вместе с тем, среди хорватских эмигрантов заявили о себе сторонники создания независимой Хорватии, а среди сербских — защитники интересов собственно Сербии42.

Словенские переселенцы, по данным И. Чизмича, заняли особую позицию. Они сдержанно отнеслись к югославянскому движению. Почти все их благотворительные организации приняли предложение «Словенского национального общества» о формировании «специального комитета», который должен был следить за ходом политических событий в Европе и их влиянием на судьбу словенцев и направлять обществам эмигрантов предложения о деятельности в интересах словенского народа. В то же время большая часть словенской периодики заняла решительную антиавстрийскую позицию43.

Иначе описывал настроения словенцев Ф.Л. Тума в мае 1916 г.: «До чего у них сильно славянское сознание и стремление к славянскому объединению, достаточно доказывает факт, что уже в самом начале нынешней войны все американские словенцы без исключения стали на сторону Сербии и России. Они массами поступали на заводы для изготовления снарядов, заказанных союзниками, собирали деньги в пользу сербов и проявили сразу же такую враждебность по отношению к Австрии, что австрийское правительство сочло нужным отправить в американские словенские колонии специального агитатора — Этбина Кристана44, бывшего австрийского офицера, а затем вождя незначительной словенской социал-демократической партии»45. Впрочем, несколько себе противореча, он отмечал далее и проавстрийские настроения эмигрантов: «Ярко выраженной партийной борьбы среди американских словенцев не наблюдается. Есть, конечно, и среди них трения между либерала-

ми, консерваторами и социалистами, но эти трения не выходят из рамок политических газет и отдельных кружков. Консерваторы находят поддержку в той части словенского священства, которое все еще льнет к Австрии — льнет больше из религиозных, чем национальных соображений»46.

Очередная веха в развитии общественного движения югосла-вян связана с приездом в США в январе 1915 г. представителя Югославянского комитета47 хорвата Франко Поточняка. Его цель состояла в организации «коллективной манифестации народного единства всех сербов, хорватов и словенцев» и получении «решительного заявления» переселенцев, «в котором бы требовалось народное освобождение и объединение в одно государство югосла-вян, проживающих в Австро-Венгрии и Сербском Королевстве»48. Эта акция была призвана обосновать саму идею югославянской государственной интеграции и подтвердить легитимность деятельности Комитета49. Сербское правительство во главе с премьер-министром Николой Пашичем, заявившее свою программу объединения югославян в декабре 1914 г. (Нишская декларация), поддержало план поездки Ф. Поточняка в США и оказало ему материальную и организационную помощь50.

Впрочем, как выяснилось, реальная ситуация в кругах сербских, хорватских и словенских эмигрантов в США отнюдь не способствовала их совместному выступлению. Вследствие этого Ф. Поточняк приступил к пропаганде среди них югославянских идей, склоняя их видных деятелей к проведению коллективного выступления. Получив же принципиальное согласие югославянских лидеров, он начал с их помощью подготовку конгресса, стараясь убедить переселенцев поддержать общую идею государственного объединения сербов, хорватов и словенцев51.

Подчеркнем, что под влиянием деятельности Ф. Поточняка началось формирование первой национально-политической организации словенцев в США — «Словенской лиги» («Slovenska liga»). На ее учредительном собрании, состоявшемся за день до открытия конгресса в Чикаго, присутствовали представители 27 словенских обществ. Они приняли «Резолюцию» и обращение к словенцам в Америке. В обращении определялась цель организации — достижение культурной, политической и экономической самостоятельности словенцев, выражался призыв к словенским переселенцам

вступить в нее, независимо от их статуса, религиозных и политических убеждений, и говорилось об образовании ее филиалов в США и Канаде.

В «Резолюции» содержался ряд политических положений и требований, нацеленных на преобразования в словенских землях. В частности, переселенцы высказывали протест против «немецкого насилия», «жестоких мучений народов, невинных жертв австро-венгерского господства», «бесстыдного обращения со словенскими областями», а также «передачи словенского Приморья или какой-либо другой части словенской территории Италии или другой стране»; требовали объединения всех словенцев на основе принципов свободы, равноправия и братства. Эмигранты констатировали, что «осознают потребность братства, дабы мы как малый народ объединились со своими кровными соседями в "Югославянскую федерацию"»52. Следовательно, часть словенских эмигрантов видела возможность защитить национальные интересы своего народа (сохранение национальной идентичности и государственное объединение всех словенских территорий) в создании единого федеративного югославянского государства.

10—11 марта 1915 г. в Чикаго прошел первый югославянский конгресс, собравший 563 делегата от югославянских колоний США и Канады, а также представителей чешских и словацких эмигрантов53. Председателем съезда был избран Нико Гршкович54, а его заместителями Анте Бьянкини55 от хорватской группы, Пая Радо-савлевич56 от сербской и Ф. Саксер57 от словенской.

Ф. Поточняк произнес программную речь, а затем участники составили и единогласно приняли резолюцию конгресса. В ней были выражены идея народного единства сербов, хорватов и словенцев и стремление югославян из Австро-Венгрии разорвать все связи с Габсбургской империей и войти в одно государство с Королевством Сербия; содержалось обращение к странам Антанты поспособствовать осуществлению этих «обоснованных и единственно спасительных устремлений» югославян58. Делегаты также организовали Народный югославянский комитет (НЮК) для реализации принятых решений. В его состав вошли по 11 представителей от сербов, хорватов и словенцев, а председателем стал А. Бьянкини59.

Таким образом, несмотря на различия политических воззрений югославянских эмигрантов, идея государственной интеграции

сербов, хорватов и словенцев получила здесь достаточно широкую поддержку, а сам Чикагский конгресс стал первым шагом в рамках их уже политического движения. Переселенцы утвердили в основных чертах программу югославянского объединения и создали основы для организации своей политической деятельности, имевшей целью оказание помощи соотечественникам в Европе по созданию сербо-хорвато-словенского государства. Решения конгресса имели важное идеологическое и пропагандистское значение для европейского югославянского движения, руководители которого — сербское правительство и Югославянский комитет — не только дали политическое направление, но и после Чикагского съезда поддерживали тесный контакт с эмигрантами за океаном. К слову сказать, в письме Н. Пашичу словенец Нико Жупанич, член Югославянского комитета, называл югославян в США «армией комитета» и говорил, что «если бы они не были согласны с нами, мы выглядели бы как генералы без солдат»60.

Чикагский конгресс стал импульсом к дальнейшей деятельности сторонников югославянского объединения в Северной Америке, среди которых, как мы видели, были и словенские эмигранты. Вместе с тем, ситуация в югославянском движении и вокруг него складывалась непросто. Не говоря уже о проавстрийски настроенной части югославянских переселенцев. Резолюцию конгресса в Чикаго отверг его участник хорват Даворин Крмпотич, а также сербский журналист Милан Ефтич; югославянские социалисты были противниками как агитации Поточняка, так и проведения конгресса; позже выявились разногласия и среди словенских эмигрантов61.

Летом 1915 г. политические вопросы, обойденные на съезде в Чикаго (например, о взаимоотношениях сербов, хорватов и словенцев, политическом устройстве будущего государства), снова стали предметом дискуссии62. «Даже в самом центральном комитете местных эмигрантов (НЮК. — Л. Ю.) дело дошло до серьезных столкновений на политической основе, которые подвергали опасности единство дальнейшей деятельности. В то время как у словенцев все сильнее проявлялись республиканские настроения, а среди хорватов — федералистские тенденции, среди сербов люди Пашича опять вели пропаганду за Великую Сербию», — замечал член Юго-славянского комитета хорват Анте Мандич63.

В целом же, после отъезда Ф. Поточняка югославянское движение в США пошло на спад, в частности, вследствие организационных трудностей и сильной проавстрийской пропаганды. С целью его интенсифицировать, сербское правительство и Комитет организовали летом 1915 г. поездку туда Николая Велимировича, сербского священника и проповедника, для разъяснения переселенцам смысла югославянского объединения и подтверждения приверженности Сербии югославянской идее64. Однако, как и в случае с «миссией» Ф. Поточняка, усилия Н. Велимировича способствовали активизации деятельности югославян, но оказались недостаточными для преодоления слабых сторон американского движения.

В конце октября 1915 г. в Нью-Йорке появился представитель Югославянского комитета Милан Марьянович для пропаганды государственного объединения «трехименного народа», набора добровольцев и сбора средств для Комитета. Однако, пробыв там около месяца и оценив обстановку на месте, он понял, что о решении практических задач не могло быть и речи. По его впечатлению, хуже всего дело обстояло со словенцами, среди которых было мало сторонников объединительного движения; сербы были заняты «внутренней полемикой» и ощущали «безнадежность» сильнее, чем хорваты. Среди последних он выделил «австрияков», сторонников объединения и «смутьянов»65.

При поддержке югославянских лидеров Марьянович начал агитацию переселенцев (сначала в Нью-Йорке, а в декабре он отправился в поездку по разным штатам), устраивая лекции, печатая статьи в газетах, распространяя брошюры, где доказывалась необходимость объединения югославян в одно государство и оспаривались взгляды оппонентов интеграции66.

Однако спад югославянского движения продолжался. При этом достаточно противников объединения было и в рядах самих эмигрантов. Так, на протяжении 1916 г. на страницах некоторых хорватских и словенских изданий появлялись статьи в поддержку Габсбургской монархии. А в начале февраля 1916 г. Д. Крмпотич и 14 словенских и хорватских священников выступили с заявлением («Наша декларация»). В ней они осуждали деятельность по созданию югославянского государства и призывали к борьбе за образование автономного Хорватского государства, к которому могли бы присоединиться и словенские земли67.

Обеспокоенные слабостью заокеанского движения, руководители Югославянского комитета направили в США Н. Жупанича с целью агитации словенцев, в то время как М. Марьянович вел пропаганду югославянских идей среди хорватов и сербов. Со временем (особенно к осени 1916 г.) деятельность европейских и американских югославян по подъему объединительного движения начала давать некоторые результаты. К примеру, Н. Жупаничу удалось склонить на свою сторону некоторую часть словенских переселенцев, реорганизовать «Словенскую лигу» и получить деньги для югосла-вянской эмиграции в Европе68.

Вместе с тем, сохранялись политические колебания и дискуссии переселенцев (сербов и хорватов) вокруг программы интеграции и самого движения (позиции его руководителей) и организационные сложности. Скажем, из «отчета» Жупанича следовало, что, наряду с поддержкой идеи югославянского объединения, «у югославян отсутствует твердое мнение и политическое убеждение»; североамериканское движение развивается благодаря работе нескольких хорватских деятелей — Гршковича в Кливленде, Бьянкини в Чикаго и Марохнича69 в Питтсбурге; словенцы — самые «несознательные»; 60 % переселенцев из Далмации «фанатичные противники Сербии и Югославии»; большой вред движению наносит пропаганда «австрийских наемников» и «священников»70.

С целью реформировать и укрепить объединительное движение у М. Марьяновича возникла идея созыва нового съезда югославян-ских эмигрантов, получившая поддержку американских югосла-вянских деятелей и одобрение сербского правительства и Югосла-вянского комитета.

Второй югославянский конгресс состоялся в Питтсбурге 29 и 30 ноября 1916 г. и собрал 615 делегатов от югославянских колоний США и Южной Америки71. На нем были представлены все крупные югославянские общества в США. В их числе: «Народное хорватское сообщество», «Хорватское сообщество Иллинойса», «Хорватский союз на Тихоокеанском побережье», Союз объединенных сербов «Согласие», Сербский православный союз «Защитник сербов», «Хорватский союз», «Словенская лига», «Югославянский сокольский союз». А также общества из Южной Америки — «Юго-славянская народная оборона» (Вальпараисо (Чили)) и «Народная оборона» (Перу). Участвовали в нем эмиссары Югославянского

Комитета — М. Марьянович и Мича Мичич — и сербского руководства — подполковник Милан Прибичевич, прибывший в США в октябре 1916 г. для вербовки волонтеров на Салоникский фронт.

В «Резолюции» съезда эмигранты еще раз провозгласили «неоспоримое» единство хорватов, сербов и словенцев, которое должно было стать «основой всей деятельности каждого серба, хорвата и словенца, невзирая на их политические, социальные или религиозные различия»; констатировали готовность австро-венгерских югославян объединиться в единое государство с Сербией под скипетром династии Карагеоргиевичей; выразили доверие действиям и программе Югославянского комитета как представителю интересов югославян в Австро-Венгрии и решимость практически его поддержать72.

Участники объявили о создании единой организации сербов, хорватов и словенцев под названием Югославянское народное вече и ее намерении вступить в контакт с обществами югославян в Южной Америке, Новой Зеландии и Австралии, «чтобы добиться успехов в реализации решений, принятых на этом конгрессе»73. Они высказались и за формирование добровольческих отрядов и учредили новую организацию — «Югославянское сокольство» («Jugoslavensko Sokolstvo»), которую возглавил М. Марьянович74. Делегаты также направили приветственные телеграммы, в которых в тезисной форме излагались основные постановления съезда, королю Петру I Карагеоргиевичу, престолонаследнику Александру, Н. Пашичу, Югославянскому комитету, Югославянской народной обороне в Вальпараисо и генералу Живковичу в Одессу75.

Для югославянского движения в Европе Питтсбургский конгресс стал весьма значимым, поскольку в переломный момент войны в ноябре 1916 г. представители югославянской диаспоры провозгласили намерение югославян из Австро-Венгрии объединиться с Сербией в единое государство.

Подводя промежуточный итог, отметим, что в первые годы войны в социально-политической жизни словенских эмигрантов в США произошли существенные изменения — их политические предпочтения обрели более отчетливые формы и получили выражение в практической деятельности. В частности, в их кругах можно было встретить и сторонников Австро-Венгрии, и приверженцев объединения югославян в одно государство (некоторые из них

выступили в 1916 г. за интеграцию под скипетром сербской династии, другие склонялись к федеративному устройству), и сочувствовавших объединению словенских земель с автономной Хорватией. Процесс политического определения словенцев имел продолжение и в 1917-1918 гг.

На протяжении 1917 г. национально-политическая деятельность югославян в США разворачивалась в основном в проавстрийском или проюгославянском направлениях.

Во главе объединительного движения в США после Питтсбург-ского конгресса находилось Югославянское народное вече (ЮНВ), управлявшее организациями переселенцев в разных штатах. Югос-лавянская канцелярия, основанная в 1916 г. М. Марьяновичем, осуществляла функции секретариата Исполнительного комитета ЮНВ. Она начала устанавливать контакты с официальными и политическими кругами США и выпускать еженедельный Бюллетень для информирования югославянских переселенцев и Югославян-ского комитета о важных политических событиях, с апреля 1917 г. выходивший еще и на английском языке для осведомления американской общественности, государственных деятелей и политиков о югославянском движении в Европе и Америке76.

В первые месяцы 1917 г. Вече пыталось реорганизовать и интенсифицировать югославянское движение. Из письма М. Марь-яновича от 1 мая узнаем, что эмигрантам «удалось сделать достаточно, хотя определенных политических результатов еще мало». Очень тяжело обстояло дело с журналистикой, зато успешно шла организация «Хорватского союза» и «Сербской народной обороны» (конфликты между сербами в основном прекратились) и началась работа среди словенцев. «"Словенская газета" ("Slovenski List") финансируется М. Пупиным77. Газета уже приобрела известное влияние, и потому я надеюсь, что словенцы заинтересуются югославянскими акциями и сделают денежные вклады», — заключал югославянский политик78.

Вместе с тем, весной 1917 г. положение в югославянском движении было достаточно сложным. Наряду с разобщенностью и пассивностью большей части эмигрантов, деятельность сторонников объединения отягощали финансовые трудности. Помимо этого, тормозившую ее развитие пропаганду активно вели проавстрийс-ки настроенные переселенцы. Так, в цитированном выше письме

Марьяновича говорилось, что в югославянской среде «дела шли почти по-старому»: «Ни разрыв отношений с Германией, ни война с Германией, ни разрыв с Австрией не повлияли на эмигрантов так, как мы надеялись. Руководство "австрияков", особенно газеты, действуют как раньше, разве что не хвалят открыто Германию и Австрию, пишут в пользу Америки, нас ругают сильнее, чем раньше, прикрываясь своей лояльностью к США, которую мы будто бы используем, действуя в пользу иностранных государств, а не Америки»79.

Однако, невзирая на препятствия, сторонники объединения югославян продолжали свое дело. Постепенно совместными усилиями М. Прибичевичу, Любомиру Михайловичу (сербскому посланнику в Вашингтоне) и ЮНВ удалось интенсифицировать югос-лавянское движение по всей стране. Хорошо шла добровольческая агитация. Устраивались многочисленные парады и антигабсбургские демонстрации, собрания и съезды, откуда часто отправлялись приветственные телеграммы президенту США80.

14—15 июня состоялись заседания Исполнительного комитета ЮНВ, на которых обсуждались актуальные вопросы югославянс-кого движения, были подведены некоторые его итоги и составлено сообщение «Югославянская акция в Америке», опубликованное в Бюллетене Югославянской канцелярии81.

В нем, в частности, указывалось, что Югославянская канцелярия за короткий период своей работы заслужила доверие и признание американского правительства. Констатировалось, что к ЮНВ присоединились «Хорватский союз», «Сербская народная оборона», «Словенская лига», «Югославянский сокольский союз», Союз объединенных сербов «Согласие», Сербский православный союз «Защитник сербов», «Хорватский союз на Тихоокеанском побережье» и местные клубы и общества. Отмечался рост с 1 января по 15 июня 1917 г. вкладов переселенцев в фонд Югославянского комитета (общая сумма за этот период составила примерно 9166 долларов), из которого финансировалась и акция в США82.

Следует подчеркнуть, что в 1917 г. под влиянием заявлений В. Вильсона о самоопределении народов и революционных событий в России среди югославянских эмигрантов росла популярность революционных, социалистических и республиканских идей. С целью приблизить к этим настроениям программу югославянс-

кого объединительного движения его руководители, опасавшиеся потерять поддержку переселенцев, дополнили ее пунктами о революционном характере деятельности югославян, борьбе против империалистического порабощения и угнетения, заявили свою приверженность политическим принципам В. Вильсона (равноправие народов и право нации на самоопределение). Это нашло отражение в июньском сообщении ЮНВ.

Опасения же ЮНВ остаться без поддержки эмигрантов имели вполне реальные основания. В 1917 г. начало формироваться оппозиционное возглавляемому им объединительному движению республиканское движение эмигрантов. 29 июня 1917 г. группа словенских общественных деятелей из Чикаго во главе с Этбином Кристаном83 опубликовала «Чикагскую декларацию», ставшую программной основой республиканского югославянского движения в США.

В «Чикагской декларации» особо подчеркивалось право нации на самоопределение в качестве основного завоевания войны и утверждалось, что единственное успешное решение югославянско-го вопроса лежит в политической интеграции югославян в рамках их федеративной республики. Помимо федеративной организации, гарантирующей каждому югославянскому народу свободное развитие и независимость, необходимо провести самые широкие демократические и конституционные преобразования. Согласно этой декларации, объединение югославян не могло благополучно осуществиться ни в одном из уже существующих государств. Поскольку интересы сербов, хорватов и словенцев слишком противоречивы, оно означало бы аннексию. Поэтому следует создать новое государство — демократическую республику, в которую югославя-не вступили бы добровольно.

С точки зрения ее авторов, «Чикагская декларация» выражала мнение большинства американских словенцев, являвшихся противниками Австро-Венгрии и выступавших за объединение югославян, но на основе свободы и равноправия. Этот документ был призван стать основой деятельности новой организации — «Словенского республиканского союза» («Slovensko republikansko zdruzenje»). Консолидация словенцев вокруг нее была первым запланированным шагом, затем предполагалось привлечь широкие круги югославян, разделяющих принципы Декларации84. «Чикаг-

ская декларация» получила одобрение части словенских эмигрантов. Ее опубликовали и некоторые хорватские издания, а известный хорватский журналист и владелец газеты «Новый хорват» («Novi hrvat») Иван Крешич85 начал агитацию в пользу югославян-ской федеративной республики86.

Публикация Корфской декларации, подписанной Н. Пашичем и А. Трумбичем 20 июля 1917 г. и содержавшей общий (сербского правительства и Югославянского комитета) проект создания юго-славянского государства (конституционной, демократической, парламентской монархии во главе с династией Карагеоргиевичей)87, еще больше усилила разногласия югославянских переселенцев по политическим вопросам. Руководители объединительного движения в США, понимая, что склонявшиеся к федерализму и республиканским идеям эмигранты Декларацию не поддержат, издали 18 августа еще и свой Манифест, являвшийся ее толкованием88.

Несмотря на это, Корфская декларация вызвала острую критику американских югославян. Сначала хорватов и словенцев, возглавляемых Д. Крмпотичем, а затем хорватских республиканцев. Наиболее сильное сопротивление ей оказали Э. Кристан и его сторонники, аргументы которых были направлены против деятельности Югославянского комитета, сербского правительства и ЮНВ. Намереваясь дать отпор оппонентам и получить поддержку хорватских и словенских переселенцев, ЮНВ опубликовало в октябре новое объяснение Декларации, которое дал член Югославянского комитета Хинко Хинкович, участвовавший в ее подготовке и находившийся в то время в США89. Однако и это ее толкование вызвало протест.

Различные интерпретации и дискуссии югославян в США вокруг Корфской декларации обеспокоили Югославянский комитет и сербское руководство. Югославянский комитет, не желая противоречий с сербским правительством, остро отреагировал на обсуждение эмигрантами Корфской декларации и толкование Х. Хинко-вича90. Именно тогда возникли первые разногласия между ЮНВ, занявшем сторону Х. Хинковича, и Комитетом, которые имели продолжение и в 1918 г.

В 1918 г. отношение американских властей к славянскому движению в Америке изменилось. Так, в донесении от 8 июня 1918 г. российский консул в Сан-Франциско Ю.С. Романовский отме-

чал, что «американское правительство, глухое и немое к славянам в прошлые годы, ныне всячески старается поощрить такого рода движение. Правда известные концессии, данные югославянам Италией, и намерение Соединенных Штатов вызвать соответственную местным славянам революцию в Австрии, во многом пришли на помощь югославянскому движению, как пришли на помощь движениям чехов, поляков»91.

28 июня 1918 г. последовало заявление правительства США о том, что «все ветви славянского народа должны быть полностью освобождены от немецкой и австрийской власти». Оно оказало влияние и на развитие югославянского движения.

Американские власти пригласили в Вашингтон на празднование дня независимости 4 июля в числе особых гостей А. Бьянкини. Многие югославянские организации направили туда делегатов и тысячи эмигрантов приняли участие в празднестве и параде перед Капитолием, ставшим уникальным историческим событием — никогда больше в американской столице не собиралось так много югославян92.

10 июля Л. Михайлович сообщил А. Трумбичу о том, что ЮНВ обратилось к правительствам США, Англии и Франции с просьбой признать его как часть Югославянского комитета в качестве законного представителя югославян в США, принимая во внимание и акцию по формированию югославянской дивизии93. Однако Вече так и не получило официального признания.

К осени 1918 г. нестабильность в югославянском движении усилилась, а затем начался и серьезный кризис. Ему способствовал, в частности, рост республиканского движения югославян, находившего все больше сторонников, особенно среди словенцев и хорватов. 1 июня 1918 г. в Чикаго был основан «Хорватский республиканский союз» («Hrvatsko republikansko udruzenje»), немалая заслуга в этом принадлежала и самому Э. Кристану. В сентябре 1918 г. подобные организации появились и в других городах, а Р. Лансин-гу94 была направлена резолюция, в которой хорватские эмигранты высказались за югославянскую федеративную республику. Словенцы массово вступали в «Словенский республиканский союз». Более того, в сентябре 1918 г. их самая крупная благотворительная организация — «Словенское национальное общество взаимопомощи» — одобрила резолюцию в пользу федеративной республики и

приняла решение выделить «Словенскому республиканскому союзу» финансовые средства95.

На заседаниях Исполнительного комитета ЮНВ 7 и 8 октября А. Бьянкини информировал его членов о крайне тяжелой ситуации в югославянском движении, о потере доверия переселенцев к его руководителям и сербскому правительству. В ответ на предложение Н. Гршковича Исполнительный комитет согласился обсудить положение среди сербов, хорватов и словенцев96.

В ходе дискуссии словенец Драго Марушич97 сообщил о том, что критика некоторых положений Корфской декларации «Словенским республиканским союзом» получала все более значительную поддержку среди эмигрантов, и попросил Вече потребовать у Югославянского комитета и руководителей Сербии заявления о полном и последовательном принятии принципа самоопределения народов. Н. Гршкович предупредил Вече, что среди хорватов активно распространялись социалистические идеи, которые он назвал деструктивными, но указал, что такая ситуация обусловлена реакционной позицией сербского правительства, которое поэтому, по сути, само являлось пропагандистом республиканизма. Милош Тривунац98, заявил, что социалистические идеи находили одобрение и у сербов, которые несколько раз хотели организовать республиканский союз. По мысли Йована Крайновича99, сербы оказались в особо тяжелом положении, так как, с одной стороны, считали себя обязанными поддержать династию Карагеоргиеви-чей, а, с другой, были не в состоянии идейно бороться против рес-публиканизма100.

Дальнейшее рассмотрение ситуации показало, что почти все члены Веча осудили политику сербского правительства. В итоге, 8 октября Вече обратилось к Югославянскому комитету с просьбой одобрить заявление для эмигрантов о том, что сербы, хорваты и словенцы принимают принцип В. Вильсона о праве каждого народа самостоятельно определять форму государства. По мнению руководителей движения, поскольку значительная часть переселенцев разделяет республиканские идеи, необходимо провозгласить неограниченное право самоопределения народа, иначе югос-лавянское движение может стать политическим банкротом. Также утверждалось, что ответ Комитета ожидается не позднее 20 октября, после чего подобное заявление будет сделано101. Поскольку Ко-

митет не удовлетворил запрос Веча, 3 ноября оно опубликовало в газете «Югославянский мир» («Jugoslavenski svijet») свой манифест для эмигрантов102.

В «Манифесте Югославянского народного веча в США югосла-вянскому народу хорватам, сербам и словенцам в США», подписанном Н. Гршковичем и Х. Хинковичем 1 ноября в Вашингтоне103, был представлен взгляд на развитие событий в югославянском движении в Европе и США с момента опубликования Корфской декларации. В нем лидеры движения в Америке подвергли критике позицию и деятельность сербского правительства по югославян-скому вопросу. Они также заявили, что отступают от борьбы за создание югославянского государства на основе Корфской декларации, подразумевавшей образование Королевства сербов, хорватов и словенцев во главе с сербской династией, разрывают отношения с сербским правительством и призывают югославян поддержать правительство в Загребе. Это выступление эмигрантов явилось следствием обострения разногласий между участниками движения и ускорило его раскол.

«Манифест» ЮНВ был осужден сербским правительством и Югославянским комитетом; не получил он полного одобрения и у многих членов самого Веча. В то же время широкие слои югосла-вянских эмигрантов в США восприняли его положительно. 6 ноября ЮНВ и «Словенский республиканский союз» пришли к соглашению о совместной деятельности. После отказа Веча от борьбы за монархическую Югославию хорваты начали активнее вовлекаться в борьбу за республику. С другой стороны, американские сербы не поддержали массово республиканское движение. В марте 1919 г. «Словенский республиканский союз» был переименован в «Юго-славянский республиканский союз» («Jugoslavensko republikansko udruzenje») и постепенно расширил свою деятельность104. На смену объединительному движению пришло республиканское движение югославянских эмигрантов в США.

В заключение подчеркнем, что американские словенцы, являвшиеся в годы Первой мировой войны участниками югославянского движения в пользу государственного объединения югославянских народов, внесли свой вклад в его развитие, способствовав тем самым созданию Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 г. Наряду с этим, эволюция политических взглядов и деятельности

словенских эмигрантов привела в 1917 г. к возникновению и распространению в их кругах республиканского движения, которое сначала получило одобрительный отклик, а начиная со второй половины 1918 г. и более широкую поддержку среди югославян в США.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подробнее эта тема освещена и в других работах автора. См., например: Лобачёва Ю.В. Югославянское движение в Америке в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.). М., СПб., 2014.

2 Они эмигрировали, в частности, из ее австрийских провинций - Крайны, Штирии, Ка-ринтии, Горицы и Триеста (Prpic G. The South Slavs // The Immigrants' Influence on Wilson's Peace Policies. Lexington, 1967. P. 174).

3 Cizmic I. Jugoslavenski iseljenicki pokret u SAD i stvaranje Jugoslavenske drzave 1918. Zagreb, 1974. S. 11.

4 Подробнее об экономической ситуации в словенских землях см.: История Словении / Л.А. Кирилина, Н.С. Пилько, И.В. Чуркина; отв. ред. И.В. Чуркина. СПб., 2011. С. 203-205.

5 Славянское обозрение. 1892. Том. II. № 10. С. 255.

6 Архив внешней политики Российской империи (далее - АВПРИ). Ф. Посольство в Вашингтоне, № 170. Оп. 512 /1. Д. 417. 1917 г. Л. 2об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Шемякин А.Л. «Главнейшие задачи юго-славян». Донесение российского консула в Питтсбурге Г.В. Чиркова в посольство России в Вашингтоне 1916 г. // Исторический архив. 1994. № 3. С. 109.

8 Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 102. ДП. ОО. 1916 г. Д. 231. Т. 2. Л. 133.

9 Cizmic I. Op. cit. S. 11.

10 Prpic G. Op. cit.

11 ГАРФ. Ф. 102. ДП. ОО. 1916 г. Д. 231. Т. 2. Л. 133.

12 АВПРИ. Ф. 170. Оп. 512/1. Д. 417. 1917 г. Л. 6об - 7.

13 Сборник консульских донесений. 1903. Вып. 3. С. 235.

14 Cizmic I. Op. cit. S. 10-11.

15 Dictionary of American Immigration History. London, 1990. P. 676.

16 ГАРФ. Ф. 102. ДП. ОО. 1916 г. Д. 231. Т. 2. Л. 133об.

17 Klemencic M. Proletarec and the Acculturation of Slovene Workers in the United States // The Press of Labor Migrants in Europe and North America. 1880s to 1930s. Bremen, 1985. P. 475.

18 Активный участник югославянского движения в годы Первой мировой войны.

19 Миннеаполисе.

20 ГАРФ. Ф. 102. ДП. ОО. 1916 г. Д. 231. Т. 2. Л. 134-134об.

21 АВПРИ. Ф. Особый политический отдел, № 135. Оп. 474. Д. 347. 1917 г. Л. 39.

22 ГАРФ. Ф. 102. ДП. ОО. 1916 г. Д. 231. Т. 2. Л. 133об-134.

23 Славянский Век. 1902. № 44. C. 555-556. Также см., например: Славянские известия. 1903. № 5. C. 46.

24 Cizmic I. Op. cit. S. 15.

25 Ibid. S. 19.

26 Dwyer J. The Slovene-American Press // The Ethnic Press in the United States. A Historical Analysis and Handbook. New York, 1987. P. 373.

27 Cizmic I. Op. cit. S. 15.

28 ГАРФ. Ф. 102. ДП. ОО. 1916 г. Д. 231. Т. 2. Л. 134об.

29 Cizmic I. Op. cit. S. 22.

30 Ibid. S. 23.

31 Dwyer J. Op. cit. P. 371. Также см., например: Славянские известия. 1902. № 2. C. 43-44.

32 Rosental H. A List of Russian, other Slavonic and Baltic Periodicals in the New York Public Library. New York, 1916. P. 34. Также см., например: СрндовиН С. Библиографы)^ .угословен-ске иселеничке периодике у Северно) и 1ужно) Америци до 1945. Београд, 2008. С. 30-31.

33 Dwyer J. Op. cit.

34 Так, в 1902 г. в «Славянском веке» сообщалось, что «словенцы имеют 5 газет, из которых "Amerikanski slovene^' и "Glas naroda" наиболее распространены» (Славянский Век. 1902. № 44. C. 556).

35 Dwyer J. Op. cit. P. 372.

36 Cizmic I. Op. cit. S. 19. Также см., например: СрндовиН С. Указ. соч. С. 65, 87.

37 Dwyer J. Op. cit. P. 371-372.

38 Cizmic I. Op. cit.

39 Dwyer J. Op. cit. Также см., например: СрндовиН С. Указ. соч. С. 52.

40 Так, вместе с сербами они поддержали американских хорватов в их ответных действиях после событий в Хорватии в 1903 г., приняв участие в митингах протеста и сборе помощи «для пострадавших в Хорватии» (Cizmic I. Op. cit. S. 25). Подробнее об отклике славян на русско-японскую войну см., например: Славянский Век. 1904. № 78. С. 171-173. О деятельности американских славян в связи с аннексией Боснии и Герцеговины в 1908 г. и Балканскими войнами 1912-1913 гг. см., например: Grecic V. Uloga Mihajla Pupina u orga-nizovanju srpskog iseljenistva u SAD // Zivot i delo Mihajla Idvorskog Pupina. Novi Sad, 1985; Karanovic M. Doprinos Mihajla I. Pupina Srbiji i Crne Gori za vreme Balkanskih ratova // Zivot i delo Mihajla Idvorskog Pupina. Novi Sad, 1985 и др.

41 Cizmic I. Op. cit. S. 37-38.

42 Подробнее о политических настроениях и акциях сербов и хорватов в начале войны см., например: Архив Тугославщ'е (AJ). Ф. 80. Фасц. 20. С. 20-21 (JефтиН М.. 1угословенски покрет у Америции.); Paulova M. Jugoslavenski odbor. Zagreb, 1925. S. 68; Cizmic I. Op. cit. S. 38-43.

43 Cizmic I. Op. cit. S. 41-42.

44 Этбин Кристан (1867-1953) - словенский политический деятель, писатель и журналист. До Первой мировой войны - теоретик и руководитель словенской социал-демократической партии. В 1914 г. Э. Кристан эмигрировал в США, где стал активным деятелем славянского движения в годы войны.

Следует отметить, что факту направления австрийским правительством Э. Кристана в США, о котором упоминал Тума, в других источниках и литературе мы подтверждения не нашли.

45 ГАРФ. Ф. 102. ДП. ОО. 1916 г. Д. 231. Т. 2. Л. 134об.

46 Там же. Л. 135.

47 Югославянский комитет - политическая организация югославянских эмигрантов из Австро-Венгрии в Европе, выступавших за освобождение югославянских земель Австро-Венгрии и их объединение в одно государство с Сербией и Черногорией. Официально образован 30 апреля 1915 г. в Париже, председатель - Анте Трумбич, с 9 мая 1915 г. центр Комитета находился в Лондоне.

48 А.. Ф. 80. Фасц. 21. С. 362-363.

49 Potocnjak F. Iz emigracije. D. III. Zagreb, 1926. S. 22-23.

50 Ibid. S. 23-27.

51 Подробнее см.: Potocnjak F. Iz emigracije... S. 40-48.

52 Cizmic I. Op. cit. S. 54-56.

53 Подробнее о конгрессе см., например: Potocnjak F. Iz emigracije... S. 75-109, 159-162; Paulova M. Op. cit. S. 69-71; Cizmic I. Op. cit. S. 56-61.

54 Председатель «Хорватского союза», редактор газеты «Хорватский мир» («Hrvatski svijet»), один из лидеров югославянского движения в США в годы Первой мировой войны.

55 Издатель и редактор газеты «Хорватское знамя» («Hrvatska zastava»), один из лидеров югославянского движения в США.

56 Профессор университета, председатель крупной сербской благотворительной организации «Защитник сербов» («Србобран»).

57 В то время председатель «Словенской лиги».

58 Полный текст резолюции см., например: Potocnjak F. Iz emigracije... S. 94-96; Sisic F. Dokumenti o postanku Kraljevine Srba, Hrvata i Slovenaca. 1914-1919. Zagreb, 1920. S. 20-21.

59 Cizmic I. Op. cit. S. 61.

60 AJ. Ф. 80. Фасц. 4. С. 318.

61 Cizmic I. Op. cit. 62-68. Также см., например: Prpic G. Op. cit. P. 178-179.

62 Об этом сообщали Н. Пашичу его эмиссары в Америке черногорцы Т. Божович и Й. Цжо-нович (AJ. Ф. 80. Фасц. 4. С. 623).

63 Mandic A. Fragmenti za historiju ujedinjenja. Zagreb, 1956. S. 26.

64 Подробнее о деятельности Н. Велимировича см., например: AJ. Ф. 80. Фасц. 4. С. 632-636; Cizmic I. Op. cit. S. 69-71.

65 AJ. Ф. 80. Фасц. 19. С. 523-526.

66 Там же. С. 526-529.

67 Cizmic I. Op. cit. S. 97-99; Храбак Б. Ивд'е о федеративноj Jугославиjи у првом светском рату // Врааски гласник. Кн. XXI. Враае, 1988. С. 25.

68 См., например: AJ. Ф. 80. Фасц. 19. С. 151-155, 178-180, 545-546.

В частности, по сообщению в газете «Хорватский мир», 20 августа в Чикаго состоялась крупная манифестация. Наряду с Бьянкини, Б. Граховцем и другими югославянами, там присутствовал и выступал Н. Жупанич (Jugoslovenske manifestacije u Chicagu // Hrvatski svijet. 27. VIII. 1916).

69 Йосип Марохнич - председатель «Народного хорватского сообщества», владелец газеты «Хорватский вестник» («Hrvatski glasnik»).

70 AJ. Ф. 80. Фасц. 19. С. 171-177.

710 ходе и решениях Конгресса см., например: AJ. Ф. 80. Фасц. 19. С. 303-305, 330331; Sisic F. Op. cit. S. 74-80; Ъор^евиН М. Србщ'а и Jугословени за време рата: 1914—1918. Београд, (1922) 1991. С. 21-23 и др.

72 Sisic F. Op. cit. S. 77.

73 Ibid. S. 78.

74 AJ. Ф. 80. Фасц. 19. С. 331.

75 Sisic F. Op. cit. S. 79; Шемякин А.Л. «Главнейшие задачи юго-славян»... С. 111.

76 Cizmic I. Op. cit. S. 121.

77 Михайло Пупин (1858-1935) - видный сербский ученый-физик и профессор Колумбийского университета. В 1909 г. избран председателем Союза объединенных сербов «Согласие». С 1911 г. - Почетный генеральный консул Королевства Сербия в СШA и Канаде.

78 AJ. Ф. 80. Фасц. 21. С. 211.

79 Там же. С. 212.

80 Prpic G. Op. cit. P. 186-187; ЧизмиН И. Jyгославенски иселенички покрет у СAЦ пре-ма политици Србщ^ // Научни скуп «Србщ'а 1917. године». Београд, 1988. С. 203.

81 Подробнее об этом заседании см., например: Aрхив Србщ^ (далее - AQ. Ф. Varia. Фасц. 962. С. 29-31; Cizmic I. Op. cit. S. 127-131.

82 AO Ф. Varia. Фасц. 962. С. 29.

83 Стоит заметить, что еще до Первой мировой войны Э. Кристан первый среди австрийских социал-демократов выдвинул программу культурно-национальной автономии, подробно изложив ее в 1898 г. в пражском журнале «Aкадемия». Он полагал, что в любом государстве - будь то самодержавие, конституционная монархия или республика - «народы должны иметь равные права и свободно развивать свою культуру». Проведение же «принципа национального равноправия в жизнь приведет к исчезновению государств и границ, и произойдет это благодаря культурному объединению всех представителей того или иного народа все зависимости от того, где они проживают». Национальный вопрос, по его мнению, являлся частью социального, и «решение его невозможно без социалистической революции в Aвстро-Венгрии. Когда же национальное равноправие осуществится, он будет иметь исключительно культурное значение» (Подробнее см.: История Словении... С. 263-265). Более того, на югославянской социал-демократической конференции 1909 г. в Любляне, посвященной в основном национальному вопросу, на основе доклада Э. Криста-на была одобрена Тиволийская резолюция, «в которой провозглашалась цель объединения всех югославян Aвстро-Венгрии, независимо от их диалектов, письменности, религии и территориальных границ» (Подробнее см.: История Словении. С. 272).

84 ЧизмиН И. Акцщ'е за Jyгослaвенску републику ме^у нашим иселеницима у С'едиае-ним Америчким Државама за врщ'еме првог свjестког рата // Научни скуп «Србщ'а I9I8. године и ствараае jугословенске државе». Београд, I989. С. I56-I57.

85 Эмигрировал в США в I906 г., какое-то время работал сотрудником хорватского издания «Народная газета» («Narodni list»).

86 Cizmic I. Op. cit. S. I62.

87 Текст Корфской декларации см., например: Sisic F. Op. cit. S. 96-99; Дипломатска пре-писка српске владе I9I7. год. Збирка докумената / Приред. М. ЗечевиЬ, М. МилошевиЬ. Београд, I984. С. 32I-324.

88 Подробнее см., например: Cizmic I. Op. cit. S. I35-I38.

89 Cizmic I. Op. cit. S. I38-I42.

90 Ibid. S. I44.

91 АВПРИ. Ф. Российское генеральное консульство в Сан-Франциско, № 279 / I. Оп. I. Д. 27. I9I8 г. Л. 6.

92 Grada o stvaranju Jugoslovenske drzave / Prired. D. Jankovic, B. Krizman. Beograd, I964. Knj. I. S. 226; Prpic G. Op. cit. P. I94-I95.

93 Grada o stvaranju Jugoslovenske drzave... Knj. I. S. 226.

94 Роберт Лансинг - в I9I5-I92I гг. государственный секретарь США.

95 Cizmic I. Op. cit. S. I62.

96 Ibid. S. 277.

97 В октябре I9I7 г. был кооптирован в Исполнительный комитет ЮНВ. Ранее состоял на службе в сербском посольстве в Вашингтоне.

98 Председатель «Сербской народной обороны». В октябре I9I7 г. был кооптирован в Исполнительный комитет ЮНВ.

99 Член Исполнительного комитета ЮНВ.

100 ЧизмиН И. Акцщ'е за Jyгослaвенску републику... С. I58.

I()I CizmicI. Op. cit. S. 278-279; Grada o stvaranju Jugoslovenske drzave... Knj. I. S. 344-345.

102 Cizmic I. Op. cit. S. 282.

103 Текст «Манифеста» см., например: Grada o stvaranju Jugoslovenske drzave... Knj. 2. S. 444-448; ЪорЦевиН М. Указ. соч. С. 282-289.

104 ЧизмиН И. Акцщ'е за Jyгослaвенску републику... С. I57, I59-I6I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ ♦ ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.