Научная статья на тему 'СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА НА ПУТИ В ЕС – ИЗ ХХ В ХХI В. (Аналитический обзор)'

СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА НА ПУТИ В ЕС – ИЗ ХХ В ХХI В. (Аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА НА ПУТИ В ЕС – ИЗ ХХ В ХХI В. (Аналитический обзор)»

Ю. А. ЩЕРБАКОВА

СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА НА ПУТИ В ЕС - ИЗ ХХ В ХХ1 В.

(Аналитический обзор)

Интеграция Словацкой Республики в европейские структуры является важнейшим направлением ее внешнеполитической стратегии в ХХ1 в. Словацкий путь к членству в ЕС не был простым. Концептуальные основы, ориентиры и приоритеты внешней политики независимого словацкого государства начали вырабатываться с самого начала 90-х годов прошлого века. Фоном для их обсуждения являлись глобальные геополитические изменения, произошедшие в мире на рубеже 19891991 гг. В тот период в Европе, США и СССР, по мнению словацкого публициста Д.Шмигулы, существовали пять-шесть различных концепций внешнеполитической стратегии по отношению к бывшим социалистическим странам Центральной Европы. Распад СССР и ослабление позиций России как сверхдержавы повлекли за собой ситуацию, при которой победители «холодной войны» - страны НАТО и ЕС - получили возможность единолично решать вопрос по существу. Ими была выбрана концепция «селективного» приема отдельных постсоциалистических стран в западноевропейские и атлантические интеграционные структуры при условии строгого выполнения вполне конкретных требований. Остальным предлагалось неопределенное время довольствоваться различными формами международного и регионального сотрудничества в рамках ОБСЕ, программы «Партнерство во имя мира», договоров об ассоциированном членстве в ЕС (12, с. 36).

Политическое руководство Словацкой Республики с первых дней выхода из состава ЧСФР выступало за проевропейский размер внешнеполитической ориентации, за интеграцию своей страны в европейские

экономические структуры. Эти позиции разделяли все парламентские партии и, что особенно важно, политический лидер словацкого общества и безусловный победитель парламентских выборов 1992 г. Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Одной из первых постсоциалистических европейских стран в октябре 1993 г. Словацкая Республика подписала с ЕС договор об ассоциированном членстве, который после ратификации его всеми парламентами государств-членов ЕС вступил в силу в феврале 1995 г. После досрочных парламентских выборов 1994 г. словацкие парламент и правительство, в которых, как и прежде, первенствовали представители ДЗДС, заявляли о сохранении внешнеполитической стратегии Словацкой Республики, целью которой являлась полная интеграция в европейские экономические структуры. В июне 1995 г. словацкий премьер-министр В. Мечиар на сессии Европейского союза в Каннах подал официальную просьбу о приеме СР в ЕС. В период 19941998 гг. он неоднократно заявлял, что приоритетом словацкой внешней политики является целенаправленная интеграция с ЕС, с тем чтобы к 2000 г. стать его полноправным членом (8, с. 48).

В 1997 г. Европейский Совет одобрил на своем заседании в Люксембурге концепцию расширения ЕС за счет приема в него ассоциированных членов и Кипра. Процедуру приема было предложено начать ЧР, Венгрии, Польше, Словении, Эстонии и Кипру. Словацкая Республика не вошла в эту группу. Ранее на саммите НАТО в Мадриде Словакия не стала членом НАТО в отличие от своих соседей Чехии, Польши и Венгрии.

Задаваясь вопросом, почему же Словакия была остановлена на пути в Европу, исследователи называют и конкретно-политические, и идеолого-философские причины. В.Лешка считает, что «Словакия не выполнила основные политические условия для интегрирования в европейские и трансатлантические структуры, которые были сформулированы на копенгагенском саммите ЕС. В соответствии с этими критериями на членство может рассчитывать только та страна, в которой институты, гарантирующие демократию, достигли стабильности, государство имеет правовой характер, соблюдаются права человека и национальных меньшинств» (8, с. 48). В Словакии в 1994-1998 гг., пишет он, проявились последствия глубоких деформаций парламентской демократии, неравных условий для честной конкуренции политических сил и сознательного нарушения конституции парламентом, в котором главенствовало ДЗДС. Перманентный конфликт между словацкими президентом и премьером

отрицательно сказывался на образе Словакии за границей. Политики демократических государств с большим опасением следили за ухудшением ситуации в области соблюдения прав граждан, особенно прав национальных меньшинств. Попытки правительства следовать по так называемому словацкому пути трансформации привели к остановке реформ в экономике, откладыванию реструктурализации банковского сектора и снижению объема инвестиций иностранного капитала в словацкую экономику (8, с. 49).

Под иным, более широким углом рассматривает причины, приведшие Словакию к проблемам на ее пути в ЕС, Д.Шмигула. Идеологической особенностью, повлиявшей на формирование внешнеполитической стратегии Словацкой Республики в 90-е годы ХХ в., он называет феномен словацкого изоляционизма. Словаки, пишет он, в ходе своего исторического развития долгое время были вынуждены противодействовать ассимиляционным устремлениям своих соседей. Прежде всего это относится к венграм. «Все граничащие со словаками народы превосходили их по численности. За исключением мораван и русинов. Последние были поглощены соседними народами, что со всей очевидностью подтверждает тезис о том, что малый народ, не обладающий достаточной ксенофобией, неизбежно исчезает» (12, с. 36). У словаков сформировался комплекс, который в социальной психологии получил название «комплекс осажденного города». Этот комплекс трудно изжить длительное время. «Масарик в свое время замечал, что многие русские обосновывали имперскую политику угнетения в отношении поляков патологическим страхом, оставшимся с того отдаленного времени, когда польские захватчики обосновались в Москве» (12, с. 36).

Опыт насильственной мадьяризации стал травмирующим фактором при формировании современного словацкого народа. Недоверие к венграм трансформировалось в подсознательное недоверие ко всему чужеродному, иноземному. Определенную роль в складывании идеологии изоляционизма сыграло отсутствие у словаков традиций собственной государственности и опыта самостоятельной и ответственной внешнеполитической деятельности: словацкая политическая элита в лице, например, министров иностранных дел лишь принимала участие в проведении внешней политики государств, частью которых была Словакия, но никогда самостоятельно не определяла государственный внешнеполитический курс. Укреплению феномена изоляционизма способствовало и то, что ни в США, ни в Западной Европе Словакия не имела положительно-

го имиджа, ее отделение от Праги, «от государства Вацлава Гавела» не вызывало в мире большого энтузиазма (12, с. 37).

Феномен словацкого изоляционизма послужил идеологической базой доктрины внешнеполитического нейтралитета Словакии, получившей распространение в начале - середине 90-х годов ХХ в. Некое влияние эта концепция оказала даже на взгляды представителей евро-ориентированных правых политических сил. Так, тогдашний лидер правого консервативного Христианско-демократического движения Я.Чарногурский, сторонник политики интеграции СР в ЕС, заявлял, что среди четырех (Чехия, Польша, Венгрия, Словакия) центральноевро-пейских стран наибольший простор для маневра имеет словацкая внешняя политика: Словакия ни разу в своей истории не вступала в конфликты ни с Россией, ни с Западом, что позволяет ей стать центром коммуникаций между ними. По его мнению, Словакия должна была занять в новой Европе место, аналогичное тому, которое Австрия занимала в Европе, разделенной на блоки (7). В 1996 г. словацкая общественная организация «Ассоциация сторонников нейтралитета» провела симпозиум «Международные отношения и феномен нейтралитета», участники которого высказались за принятие СР статуса нейтрального государства (3.). Во внешнеполитических взглядах лидера ведущей политической силы Словакии в 1992-1998 гг. Движения за демократическую Словакию, неоднократного премьер-министра СР В.Мечиара также можно было заметить отголоски концепции о словацком нейтралитете. В своей внешнеполитической практике В.Мечиар пытался балансировать между «Востоком и Западом», так как считал, что малое европейское государство может сохранить свою самостоятельность лишь лавируя между интересами России и Запада (12, с. 38).

Д.Шмигула пишет, что правительственное заявление 1995 г. об интеграционных намерениях Словацкой Республики не принималось всерьез самими представителями словацкой политической элиты. «Более того, тогда как политические элиты соседних государств подчинили все свои действия главной цели - интеграции - верхушка ДЗДС сосредоточилась на укреплении собственной экономической и политической власти» (12, с. 38). Конкретными виновниками неудач СР на пути европейской интеграции Д.Шмигула считает тогдашнего лидера страны В.Мечиара и его сподвижников, которые на словах выступали за интеграцию Словакии в европейские структуры, а по существу сосредоточили все усилия на распределении государственной собственности в рамках

приватизации. Представители словацкой политической элиты отрицали правила, которые были установлены для постсоциалистических стран государствами Западной Европы. Они отрицали их, потому что видели в них угрозу своей власти. Словацкие политики считали, что если они на внешнеполитической арене «покорятся Западу», то Запад не будет вмешиваться во внутренние дела Словакии и позволит им действовать внутри страны так, как они хотят (12, с. 38).

В.Лешка считает, что неудачи Словакии на пути европейской интеграции послужили одной из веских причин для объединения после парламентских выборов 1998 г. парламентских партий, сформировавших правительство во главе с М.Дзуриндой. В состав правительственной коалиции вошли Словацкая демократическая коалиция (СДК), Партия левых демократов (ПЛД), Партия венгерской коалиции (ПВК), Партия гражданского согласия (ПГС). Представители всех этих партий относились к числу последовательных критиков внешней политики кабинета В.Мечиара. «Укреплению международного положения правительства М.Дзуринды во многом способствовало участие в нем представителей ПВК, выражавших интересы венгерского меньшинства» (8, с. 49).

Партиям правительственной коалиции не всегда удавалось достичь согласия по вопросам о способах исправления ошибок и незаконных действий в экономической области правительства В.Мечиара. Между членами коалиции нарастала и личная неприязнь. Последствия борьбы внутри правительственной коалиции, с одной стороны, угрожали внутриполитической стабильности и значительно затрудняли реализацию правительственной программы, в том числе и в сфере интеграционных планов Словакии относительно европейских структур, а с другой - вызывали сомнения в возможности ее сохранения на следующих парламентских выборах (8, с. 49).

Тем не менее в Словакии после выборов 1998 г. начались позитивные перемены: последовательно применялись на практике принципы парламентской демократии, независимости судов и торжества права и закона. «Признаки коррупции и широко освещавшиеся в средствах массовой информации случаи взяточничества, которые в значительной степени ослабили авторитет правительства М.Дзуринды, свидетельствовали о начальном этапе, первой незрелой стадии строительства основ демократического общества. Кроме того, они являлись доказательством успешной активизации защитных демократических механизмов» (8, с. 50).

И хотя правительство М.Дзуринды во внутриполитической деятельности не избежало ошибок и недостатков, в достижении интеграционных целей, в отличие от своих предшественников, оно проводило целенаправленную и вызывающую доверие политику. В стремлении вернуть Словакию в группу бывших коммунистических стран, наиболее вовлеченных в европейский интеграционный процесс, объединилось все руководство Словацкой Республики. Премьер-министр, председатель парламента, вице-премьер по вопросам европейской интеграции, министр иностранных дел, министр обороны, председатели соответствующих комитетов словацкого парламента проявляли значительную внешнеполитическую активность в контактах со всеми государствами Европейского союза, которые могли бы повлиять на путь Словакии в евроат-лантические структуры. М.Дзуринда посетил с визитами Австрию (декабрь 1998 г. и март 1999 г.), Германию (апрель 1999 г.), Италию (март 1999 г.), Францию (май 1999 г.). Министр иностранных дел Е. Кукан -Францию (январь 1999 г.), Великобританию (январь 1999 г.), Германию (февраль 1999 г.), Данию (февраль 1999 г.), Грецию (февраль 1999 г.), Португалию (март 1999 г.). В Братиславе он принимал своих коллег из Финляндии (февраль 1999 г. и июнь 1999 г.), Австрии (февраль 1999 г.), Люксембурга (апрель 1999 г.) и Франции (март 1999 г.).

Представители Словакии из политических соображений подчеркивали неизбежность подготовки своей страны прежде всего к вступлению в НАТО. «Акцент на шаги, связанные с подготовкой к членству в оборонительном союзе демократических государств основывался на убеждении, что Словакии легче выполнить требования в сфере обороны, чем в экономической области. Словацкие представители предполагали, что органы Европейского союза будут рассматривать эти усилия как доказательство их решимости руководствоваться ценностями, которые провозглашают европейские и трансатлантические структуры, и их политико-оборонным «критериям». Оправданность такой тактики стала очевидна уже в течение первого года деятельности правительства М.Дзуринды. Мероприятия, которые оно проводило с целью добиться приема СР в НАТО, положительно повлияли на оценку готовности Словакии к ее приему в ЕС» (8, с. 54).

В своей внутренней политике правительство М.Дзуринды также предприняло целый ряд шагов, свидетельствовавших о серьезности намерений Словацкой Республики присоединиться к европейским экономическим структурам. Был принят закон о применении языков нацио-

нальных меньшинств в местах их компактного расселения, что смягчило напряжение, существовавшее между правительством и венгерским меньшинством. Последовательно стал осуществляться принцип свободы слова и плюрализма информации, произошли позитивные изменения во взаимоотношениях церкви и государства. Правительство провозгласило курс на возобновление экономических реформ, на ускорение законотворческой деятельности по подготовке соответствующих нормативных актов и внедрение правовых норм во все сферы общественной жизни.

На изменения во внутренней и внешней политике Словакии первыми позитивно отреагировали представители Европейского парламента, выразив в ряде своих заявлений и резолюций поддержку кабинету М.Дзуринды. Они также потребовали от исполнительных органов Европейского союза, чтобы те как можно скорее переместили Словацкую Республику в группу посткоммунистических государств, с которыми ведутся переговоры об их вступлении в ЕС.

Октябрь 1999 г. стал месяцем осуществления интеграционных планов Словакии. 13 октября 1999 г. Европейская комиссия официально заявила о готовности Словакии к вступлению в Европейский союз. В «Обобщающем документе - Докладе о прогрессе в подготовительном процессе каждой из стран-кандидатов» Словакия получила весьма позитивные оценки. В нем констатировалось, что «за прошедший год произошел значительный прогресс в достижении Словакией необходимых политических критериев... Страна приняла амбициозную программу политических реформ... Глубина и успешность процесса реформирования позволяют отнести Словакию к странам, соответствующим копенгагенским критериям» (8, с. 56).

Окончательное решение о начале переговорного процесса со Словацкой Республикой о ее вступлении в ЕС было принято на заседании Европейского Совета в Хельсинки в декабре 1999 г. «Словакия подошла к черте, которую ее соседи достигли на два года раньше. Для ее достижения ей пришлось удвоить свои усилия» (8, с. 57). Вступление в Европейский союз одновременно с соседними государствами является жизненно важным для СР, пишет В.Лешка. Не будучи членом ЕС, в окружении государств Европейского союза, Словакия несла бы огромные потери: строгие правила Евросоюза по перемещению товаров и граждан наносили бы интересам словаков значительный ущерб. В значительной степени пострадали бы отношения с Чешской Республикой, прекратил бы свое существование словацко-чешский таможенный союз, а послед-

ствия невступления Словакии в ЕС негативно сказались бы на жизни граждан обоих государств.

Достигнув в конце 90-х годов ХХ в. значительного прогресса на пути в ЕС, Словакия ставила перед собой задачи закрепления успехов. В марте 2000 г. были начаты переговоры с Европейской комиссией по проблемам малого и среднего бизнеса, науки и техники, образования, внешней политики, оборонной политики, правового обеспечения свободной экономической конкуренции, статистики и культуры, средств массовой информации. «Уже на этом этапе стало очевидно, что Европейский союз на практике придерживается принципа дифференцированного подхода к отдельным кандидатам, что темпы переговорного процесса будут прямо зависеть от способностей правительства, гибкости в работе парламента и качества внутриполитического развития. Все эти три условия были тесно взаимосвязаны. Их общим знаменателем была степень единства и дееспособности правительственной коалиции» (8, с. 58).

Внутренние противоречия в СДК, крупнейшей партии правительственной коалиции, привели к созданию в 2000 г. нового политического субъекта - Словацкого демократического и христианского союза (СДХС). Инициатором этого стал премьер-министр словацкого правительства и председатель СДК М.Дзуринда. Свои действия он объяснил желанием с новым «фирменным знаком» и с прежними идеями бороться за голоса избирателей на следующих парламентских выборах. Партнеры СДК по коалиционному соглашению попытались воспользоваться ситуацией, чтобы пересмотреть его принципы, в частности, ПЛД, считая, что теперь она стала наиболее сильной партией правительственной коалиции, заявила свои претензии на пост премьер-министра. Статус-кво тем не менее был сохранен.

Оппозиционные партии, и прежде всего ДЗДС, попытались использовать политические разногласия в лагере коалиционных партий в качестве аргумента для проведения досрочных парламентских выборов.

«Зарубежные наблюдатели, политические представители стран -членов ЕС и НАТО проявляли живой интерес к возможным последствиям возникновения нового политического субъекта на словацкой политической сцене. Они опасались распада действующей правительственной коалиции и прихода к власти В.Мечиара» (8, с. 59). Продвижение Словакии по пути в ЕС, помимо проблем, вызванных отношениями внутри правительственной коалиции, осложняли также три фактора - цыган-

ский вопрос, высокий уровень безработицы и позиция соседней Австрии в отношении развития словацкой ядерной энергетики (8, с. 59).

В парламентских выборах в сентябре 2002 г. ДЗДС получило 19,5% голосов избирателей и соответственно 36 депутатских мест, больше чем какая-либо из 26 партий, участвовавших в выборах. Однако поддержка со стороны избирателей не была настолько широкой, чтобы стать условием прихода Мечиара и его ДЗДС к власти. Практически все политические силы Словакии высказались против сотрудничества с ДЗДС. В Словацкой Республике было сформировано коалиционное правительство. Коалиционное соглашение заключили Словацкий демократический и христианский союз, Партия венгерской коалиции, Христиан-ско-демократическое движение и Альянс нового гражданина (АНО), которые можно охарактеризовать как партии правого центра. Новое правительство СР заявило о намерениях продолжать курс на европейскую интеграцию. Преемственность во внешней политике обеспечивалась и тем, что М.Дзуринда сохранил за собой должность премьер-министра страны.

Создание правоориентированного правительства положительно сказывалось и на внешнеполитическом имидже Словакии. Наблюдатели отмечали, что из 15 государств - членов ЕС только два имеют левые правительства, тем самым у словацкого правительства образовалось в ЕС неплохое лобби (10).

В апреле 2003 г. Европейский парламент утвердил вступление Словакии в ЕС без каких-либо сложностей. «За» проголосовал 521 депутат, «против» - 21, воздержались 25 депутатов. Как заявил председатель Европарламента Пэт Кокс, согласие, подтвержденное голосованием, очень символично и имеет глубокое политическое содержание. Впервые парламент голосовал по каждому кандидату в отдельности, и поэтому апрельское заседание 2003 г. войдет в историю ЕС (2).

Одобренный Европейским парламентом договор о вступлении Словакии в ЕС был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. После этого знаменательного события в СР началась подготовка к референдуму по вопросу о вступлении Словакии в Европейский союз. В предваряющих его дискуссиях ведущие политические силы страны проявили редкостное единодушие. Все политики открыто высказывались за интеграцию и подчеркивали важность данного исторического момента. Представители правящей коалиции делали акцент в основном на преимущества вступления в Евросоюз. Проевропейски настроенным политиком в этой дискус-

сии проявил себя и председатель оппозиционного ДЗДС В.Мечиар. Он заявил: «Не быть в ЕС, значит самих себя наказать», и подчеркнул заинтересованность в том, чтобы «в большом европейском пространстве, в котором будет находиться и СР, наши политические партии заняли единые позиции по главным европейским вопросам» (1). Лидер словацких коммунистов Й.Швец весьма своеобразно высказался в поддержку интеграции СР в ЕС: «Мы объединим левые силы против европейского капитала» и подчеркнул, что после вступления в ЕС Словакию ожидает шок - рост безработицы и новый виток цен (1). Председатель оппозиционной партии «СМЕР» Р.Фицо выступил с критикой правительства за неэффективное использование еврофондов: «После встреч с нашими партнерами в Лондоне и Брюсселе мне стало совершенно ясно. что если СР не будет эффективно использовать еврофонды, то в ЕС мы всегда будем находиться на втором плане» (1). Повторяя неоднократно, что его партия сделает со своей стороны все, чтобы Словакия стала членом ЕС, Фицо подчеркивал, что легкой жизни от вступления в ЕС ожидать не приходится, ее не почувствует даже следующее поколение словаков. Негативные последствия прежде всего коснутся словацкого сельского хозяйства (5). Лидер коалиционной партии АНО Руско, наоборот, выражал уверенность в том, что ситуация имеет заметную тенденцию к улучшению (1). А наиболее оптимистично на интеграцию Словакии в ЕС смотрел председатель СКДС, премьер М.Дзуринда. По его мнению, интеграция Словакии в ЕС будет способствовать быстрому экономическому развитию страны.

В мае 2003 г. референдум состоялся1, и большинство словаков выразили согласие на вступление СР в ЕС. Словакия стала членом ЕС в мае 2004 г.

Оценивая возможные риски, связанные с интеграцией Словацкой Республики в Евросоюз, исследователи выделяют несколько уровней: риски на уровне ЕС и на уровне СР. Они отмечают, что расширение Европейского союза происходит в сложной политической атмосфере, обусловленной несколькими обстоятельствами. Во-первых, заблокировано принятие новой общеевропейской конституции, во-вторых, шесть наиболее богатых европейских стран (Германия, Франция, Великобритания, Голландия, Швеция и Австрия) предложили снизить взносы в бюд-

1 В Словацкой Республике четыре раза объявлялось всенародное голосование по различным вопросам и только в 2003 г. оно впервые состоялось (Прим. Ю.Щ.)

жет ЕС на 2007 - 2013 гг. до 1% ВВП. Это означает, что после расширения Евросоюза до 25 членов его бюджет будет меньше, чем нынешний, когда членами ЕС являются 15 государств (6).

Высказываются также опасения, что на уровне ЕС возможны элементы дискриминации по отношению к Словакии, которой вследствие низкого уровня экономического развития, малых размеров и открытости экономики будет нелегко отстаивать свои национально-государственные интересы (11).

На уровне Словакии возможны недостаточно быстрое и эффективное приспособление словацкого производства к конкуренции, вызванной интеграционными эффектами; преобладание бюрократических подходов в сфере управления; несовершенство словацких национальных финансовых институтов, которое может затруднить эффективное использование финансовых средств, получаемых из структур ЕС; недостаточное соответствие проводимых в Словакии реформ условиям ЕС и их социальные последствия, которые могут временно заблокировать интеграционные преимущества (11).

Ответы на вопрос, что ожидает словаков после вступления в ЕС, содержатся также в исследовании Словацкой академии наук, посвященном экономическим и социальным последствиям вступления страны в ЕС. Словакия, как и ее соседи по Вышеградской четверке, не смогут избежать некоторых социальных потрясений. Например, вопреки надеждам многих словаков, после вступления в ЕС не следует ожидать стремительного роста заработков. Средняя зарплата в 2010 г. повысится не более чем на 1000 словацких крон, что представляет собой примерно 25 евро. Однако благодаря интеграции в европейское сообщество в Словакии планируется создать около 80 тыс. новых рабочих мест. Ухудшение своей ситуации почувствуют работники сельского хозяйства, фермеры, особенно животноводы (4).

По мнению аналитиков, после вступления в Евросоюз нельзя ожидать быстрых перемен к лучшему. Преимущества заключаются в том, что ведущие страны Европы дают Словакии шанс, который она должна использовать. На многие вопросы нет единственного ответа. Так, к факторам риска часто относят сокращение притока в страну прямых иностранных инвестиций после ее вступления в ЕС. Но существует и противоположное мнение, представляющее более оптимистичный вариант, согласно которому иностранный капитал увеличится с нынешних 418 млн. до 1,5 млрд. долларов США. Все будет зависеть от транснацио-

нальных корпораций, которые заинтересованы в освоении нового экономического пространства. А потому Словакия должна создать для этого благоприятные условия, и словацкий бизнес должен стать частью мирового бизнеса. Особенно это касается химического и машиностроительного производств (4).

К фактам риска относят также большую разницу в развитии регионов Словакии. Известно, что наиболее развитой в экономическом отношении является западная Словакия. В ее восточных регионах, напротив, отмечается высокий уровень безработицы, тенденция к закрытию предприятий и отставание в сельском хозяйстве.

Специалисты предполагают, что нынешнего уровня стран-членов ЕС Словакия может достигнуть в 2018 - 2020 гг., а в случае невступления в ЕС - не ранее 2030 г. (3). Оставшись вне ЕС, Словакия превратится в «европейского аутсайдера» (11).

Список литературы

1. В Словакии проходит агитационная компания по вступлению в ЕС. — Режим доступа: http ://www. sloYakradio.sk.

2. Европарламент проголосовал за вступление СР в ЕС. — Mode of access: http ://www. slovakradio.sk.

3. Словакия задумывается о политике нейтралитета // Пульс планеты/ ИТАР-ТАСС. — Сер. «СЕ». — М., 1996. — 29 января . — С. 11.

4. Что ожидает словаков после вступления в ЕС? — Mode of access http ://www. slovakradio.sk.

5. Bednar M. SMER vyzyva vladu hovorit aj o negativach vstupu SR do EU. — Моde of access: http://www.slobodka.org.

6. Butora D. Evropska unia: historicke rozsirenie v zlej politicke atmosfere. — Mode of access: http://www.slobodka.org.

7. Carnogursky J. O Rusku, Meciarovi a ceskem afektu // Lidove noviny. — Pr., 1995. — 22. list. — S. 10.

8. Leska V. Dostihne Slovensko sve sousedy na ceste do Evropske unie // Mezinarodni vztahy. — Pr., 2000. — N 2. — S. 47—61.

9. Politicka kriza. — Mode of access: //http://www.sme.sk/

10. Pravicova vlada je dobrym vychodiskom pre integracne ambicie. — Mode of access: http ://www.infovolby.sk

11. Slovensko v Europskej unii. — Mode of access: http://eusk.webpark.sk

12. Smihula D. Postoje slovenskej verenosti a politickych elit k zahranicnej politike a europskej integracii // Mezinarodni vztahy. — Pr., 1999. — N 4. — S. 34—44.

13. Zitny M. Aka bola zahranicna politika Slovenska v roku 2003? — Mode of access: http://www.slobodka.sk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.