Научная статья на тему 'Непростой путь Словацкой Республики в Европейский союз'

Непростой путь Словацкой Республики в Европейский союз Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1654
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ДВИЖЕНИЕ ЗА ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ СЛОВАКИЮ / "НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ" / SLOVAK REPUBLIC / FOREIGN POLICY / EUROPEAN INTEGRATION / MOVEMENT "FOR DEMOCRATIC SLOVAKIA" / "DIRECTION SOCIAL-DEMOCRACY"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Юлия Александровна

В статье рассматриваются усилия политического руководства Словацкой Республики по интеграции страны в ЕС после 1992 г. Данная публикация представляет собой попытку изучить модель интеграции Словакии в ЕС, в том числе используя компаративный анализ, при котором Словакия сравнивается с другими государствами Восточной Европы. В этой связи автор выявляет обстоятельства, определившие своеобразие вступления Словакии в Европейский союз, выделяет этапы и специфику движения Словацкой Республики по пути европейской интеграции. Основной метод исследования ивент-анализ взаимных значимых шагов Словакии и ЕС. Политическое руководство Словацкой Республики с первых дней ее существования в качестве суверенного государственного субъекта (с января 1993 г.) выступало за европейское измерение внешнеполитической ориентации, за интеграцию своей страны в европейские структуры. Эти позиции разделяли все представленные в высшем законодательном собрании политические партии, что имело существенное значение, так как Словакия была парламентской республикой. В рамках процесса интеграции Словакии в ЕС наблюдалась потеря изначальных темпов. Вскрывается связь между внутренней политикой словацких политических элит и внешнеполитической ориентацией Словацкой Республики. В исследовании показано наличие двух основных этапов сближения Словацкой Республики и ЕС до 1998 г. и после. На первом этапе, декларируя стремление вступить в ЕС, словацкое руководство пыталось проводить внутреннюю политику, не соответствующую предъявляемым к претендентам на вступление в ЕС требованиям. После 1998 г. к власти в стране пришли либеральные политические силы, и ситуация изменилась. В настоящее время Словакия поддерживает расширение ЕС и проводимую им политику Восточного партнерства. Делается вывод о значении для Словакии вступления в ЕС и перспективах пребывания страны в составе объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-easy way of the Slovak Republic to the EU

The article considers the efforts of the political leaders of the Slovak Republic in the sphere of integration to the EU after 1992. The research paper is an attempt to explore Slovak model of integration, including its comparative analyze with other Eastern European states. In this regard the author reveals the circumstances that determined the peculiarity of Slovakia’s entry into the European Union, underlines the periods and specificities of the movement of Slovak Republic to the EU. The key scientific method is event-analyze of important political steps of Slovak Republic and the EU. Since the first days of the declaration of independence (January, 1993) the leaders of the Slovak Republic preferred the European direction of foreign policy orientation and tried to integrate the country into the EU. This position was supported by all political parties which were presented in the Parliament. It was rather important because the Slovak Republic was the parliamentary republic. But during the process of Slovakia’s integration into the EU the country faces the problem of a loss of initial rates of rapprochement with the EU. The article shows the connection between the internal course of Slovak political elites and foreign policy of the country. The research paper shows two key periods of rapprochement between Slovakia and the EU before 1998 and after it. During the first period the country declared political will to join the EU. But at the same time the leaders of Slovak Republic realized the internal course which did not meet the requirements for applicants for EU membership. After 1998 when the liberal parties came to power the situation had changed. During the modern period Slovakia supported the EU enlargement and its «Eastern partnership» policy. The article concludes on the importance of integration in the EU for Slovakia and the perspectives of the country in the European Union.

Текст научной работы на тему «Непростой путь Словацкой Республики в Европейский союз»

Б01: 10.31249/аре/2019.03.03 Ю.А. Щербакова1 ©, 2019

Непростой путь Словацкой Республики в Европейский союз

Аннотация. В статье рассматриваются усилия политического руководства Словацкой Республики по интеграции страны в ЕС после 1992 г. Данная публикация представляет собой попытку изучить модель интеграции Словакии в ЕС, в том числе используя компаративный анализ, при котором Словакия сравнивается с другими государствами Восточной Европы. В этой связи автор выявляет обстоятельства, определившие своеобразие вступления Словакии в Европейский союз, выделяет этапы и специфику движения Словацкой Республики по пути европейской интеграции. Основной метод исследования - ивент-анализ взаимных значимых шагов Словакии и ЕС.

Политическое руководство Словацкой Республики с первых дней ее существования в качестве суверенного государственного субъекта (с января 1993 г.) выступало за европейское измерение внешнеполитической ориентации, за интеграцию своей страны в европейские структуры. Эти позиции разделяли все представленные в высшем законодательном собрании политические партии, что имело существенное значение, так как Словакия была парламентской республикой. В рамках процесса интеграции Словакии в ЕС наблюдалась потеря изначальных темпов. Вскрывается связь между внутренней политикой

1 Щербакова Юлия Александровна - канд. ист. наук, старший научный сотрудник, ИНИОН РАН ([email protected]).

словацких политических элит и внешнеполитической ориентацией Словацкой Республики. В исследовании показано наличие двух основных этапов сближения Словацкой Республики и ЕС - до 1998 г. и после. На первом этапе, декларируя стремление вступить в ЕС, словацкое руководство пыталось проводить внутреннюю политику, не соответствующую предъявляемым к претендентам на вступление в ЕС требованиям. После 1998 г. к власти в стране пришли либеральные политические силы, и ситуация изменилась. В настоящее время Словакия поддерживает расширение ЕС и проводимую им политику Восточного партнерства.

Делается вывод о значении для Словакии вступления в ЕС и перспективах пребывания страны в составе объединения.

Ключевые слова: Словацкая Республика, внешняя политика, европейская интеграция, Европейский союз, Движение за демократическую Словакию, «Направление - социал-демократия».

После распада СССР и мировой социалистической системы в начале 1990-х годов геополитическая обстановка в мире коренным образом изменилась. Постсоциалистические государства Центральной и Восточной Европы в условиях ослабления позиций России переориентировались в своей внешнеполитической стратегии на вступление в НАТО и Европейский союз. Страны - члены этих организаций, в первую очередь Евросоюза, разработали соответствующие требования, выполнение которых было обязательным условием для претендентов на вступление в эти структуры.

На саммите в Копенгагене (1993) Европейский совет принял решение о расширении ЕС за счет государств Центральной и Восточной Европы и принял так называемые «Копенгагенские критерии». Чтобы стать членом ЕС, государство должно было им соответствовать. Первостепенное значение придавалось политическим критериям: наличию стабильных демократических институтов, правового государства. Подчеркивалась необходимость защиты прав человека, а также уважения прав меньшинств. Предполагалось наличие конкурентоспособной рыночной экономики и способности взять на себя возникающие в результате членства в Союзе обязательства.

Запад внимательно следил за процессами реформирования в странах, заявивших о своей готовности вступить в ЕС. И отказывал в приеме тем, кто не соблюдал установленные правила. Так, в приеме в НАТО и ЕС первоначально было отказано Словакии, пытавшейся проводить внутреннюю политику, не соответствующую предъявляемым требованиям1. В этой связи задача данной статьи -поэтапно исследовать процесс вхождения Словакии в состав ЕС. Если изучению процессов интеграции Польши, Венгрии или Чехии в научной литературе уделялось значительное внимание, то вопросы вступления Словацкой Республики в Европейский союз освещались меньше. Прежде всего имеются в виду работы восточноевропейских исследователей [Вагатк, 1995] и отечественных ученых [Ведерников, 2018]. Основным методом научного исследования автора является ивент-анализ, т.е. исследование значимых решений Словацкой Республики и ЕС в отношении друг друга.

Современная Словацкая Республика как суверенный государственный субъект появилась на политической карте мира в январе 1993 г. после раздела Чехословакии. Отказавшись от прежних внешнеполитических ориентиров, руководство страны провозгласило курс на интеграцию в европейские экономические структуры. Относительно данной стратегии у политических сил страны существовал консенсус. Все парламентские партии, в том числе победитель парламентских выборов 1992 г. и многолетний лидер словацких политических сил - Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), выступали за европейское измерение внешнеполитической ориентации, что имело немаловажное значение, поскольку Словакия была парламентской республикой.

Наличие ДЗДС можно считать одной из особенностей словацкой партийно-политической системы и даже более того - словацким политическим феноменом. Движение сформировалось в недрах общедемократического словацкого движения «Общественность против насилия» и выделилось в самостоятельный политический субъект весной 1991 г. Его было довольно затруднительно

1 См. подробнее: Щербакова Ю.А. Словацкая Республика: Смена правящих элит и моделей трансформации // Восточная Европа: 20 лет социальной трансформации. - М.: ИНИОН, 2006. - С. 131-156.

дифференцировать в традиционном лево-правом измерении. Феномен ДЗДС как раз и состоял в том, что, занимая позиции на левом фланге, оно не являлось традиционной левой партией. ДЗДС выступало как представитель интересов самых широких масс. Более того, ДЗДС было основным противником социал-демократической идеологии. Особенность этого движения состояла в том, что, позиционируя себя как национальное, оно занимало прочное место в центрально-левой части политического спектра. И, по существу, социал-демократическому выбору был противопоставлен национал-популистский. На протяжении шести лет (1992-1998) оно играло ведущую роль во всех правительственных коалициях, а председатель ДЗДС В. Мечиар трижды занимал пост премьер-министра Словацкой Республики.

Подписав одной из первых постсоциалистических стран в октябре 1993 г. соглашение об ассоциации с ЕС, Словацкая Республика после его ратификации парламентами стран - членов ЕС в феврале 1995 г. стала его ассоциированным членом. В июне 1995 г. словацкий премьер-министр В. Мечиар на сессии ЕС в Каннах подал официальную просьбу о приеме СР в Евросоюз.

Следует отметить, что особенностью развития Словакии в начале 1990-х годов был поиск своего, национального пути трансформации. В то время как политические элиты соседних государств подчинили все свои действия главной цели - интеграции в европейские структуры, представители словацкой властвующей элиты не соблюдали правила, которые Запад установил для постсоциалистических стран. Руководство СР считало, что если Словакия выразит намерение интегрироваться в западные структуры, то Запад позволит ему действовать внутри страны так, как оно захочет, и «закроет глаза» на его попытки следовать по так называемому словацкому пути трансформации. В 1995 г. правительство изменило стратегию реформ, проведя через парламент несколько законов, укрепляющих позиции государства в сфере экономики.

Словацкая Республика не была включена в группу ассоциированных членов ЕС, которым в 1997 г. было предложено начать переговоры о вступлении в Евросоюз. В 1998 г. она не стала членом НАТО, в отличие от Чехии, Венгрии и Польши.

В программных заявлениях возглавляемых В. Мечиаром правительств постоянным атрибутом было уверение всех и вся в искреннем стремлении Словакии влиться в евро-атлантические политические и экономические структуры, тем более что в политической элите молодого словацкого государства, в ее правом крыле, были представлены сторонники евро-атлантической внешнеполитической ориентации, которые утверждали, что Словакия по своим культуре и цивилизации исторически принадлежит Западу. Словацкие партнерские отношения с Украиной и Россией рассматривались этой частью элиты как особо привлекательные с экономической точки зрения, но таящие в себе угрозу потери независимости. Эти политики указывали, что, развивая торговые отношения с восточными соседями, СР не следует игнорировать тот факт, что у таких крупных субъектов геополитики могут быть серьезные политические амбиции. А равноправные партнерские отношения с ними возможны лишь с опорой на членство в западных политических и экономических организациях.

В 1998 г. начался новый этап в политическом развитии Словакии. В результате парламентских выборов изменилось соотношение политических сил: к власти пришли правоориентированные либеральные партии и движения. Они сформировали правительство во главе с Микулашем Дзуриндой. В состав правительственной коалиции вошли Словацкая демократическая коалиция (СДК), Партия левых демократов (ПЛД), Партия венгерской коалиции (ПВК), Партия гражданского согласия (ПГС). Представители этих партий относились к числу последовательных критиков внешней политики кабинета В. Мечиара.

В программном заявлении правительства М. Дзуринды как приоритетные ставились цели интеграции в НАТО. Словацкий истеблишмент подчеркивал первостепенность подготовки своей страны к вступлению в НАТО. «Акцент на шаги, связанные с подготовкой к членству в оборонительном союзе демократических государств, основывался на убеждении, что Словакии легче выполнить требования в сфере обороны, чем в экономической области. Словацкие представители полагали, что органы Европейского союза будут рассматривать эти усилия как доказательство их ре-

шимости руководствоваться ценностями, которые провозглашают европейские и трансатлантические структуры, и их политико-оборонным "критериям". Оправданность такой тактики стала очевидна уже в течение первого года деятельности правительства М. Дзуринды. Мероприятия, которые оно проводило, ставя цель добиться приема СР в НАТО, положительно повлияли на оценку готовности Словакии к ее приему в ЕС» [Ьв8ка, 2000, 8. 54].

Известный словацкий политолог Сергей Хелемендик отмечал, что смена власти в 1998 г. в Словакии и приход М. Дзуринды, известного своей проамериканской ориентацией, были скорее игрой случая, чем закономерным процессом. «Просто США накануне балканской войны потребовалось абсолютно предсказуемое, управляемое и надежное правительство в Словакии, так как над территорией этой страны пролегала главная трасса бомбившей Югославию американской авиации. Дело в том, что ни Австрия, ни тем более Швейцария не проявляли никакого желания открыть для американских самолетов свое небо, другого воздушного коридора, таким образом, просто не было, и Словакия с ненадежным Мечиаром вдруг на какое-то время стала приоритетом американской политики. В Словакии в 1998 г. была в спешном порядке организована одна из первых цветных революций, которая смела Мечиара со своего пути - не могла не смести. Слишком высоки были ставки в игре» [Хелемендик, 2006].

Правительство М. Дзуринды поставило перед собой задачу завоевать доверие Запада, с тем чтобы Словакия смогла догнать в своем стремлении к членству в евро-атлантических структурах своих соседей. Премьер-министр, председатель парламента, вице-премьер по вопросам европейской интеграции, министр иностранных дел, министр обороны, председатели соответствующих комитетов словацкого парламента проявляли значительную внешнеполитическую активность в контактах со всеми государствами Европейского союза, которые могли бы способствовать продвижению Словакии по пути в ЕС. М. Дзуринда посетил с визитами Австрию (декабрь 1998 г., март 1999 г.), Германию (апрель 1999 г.), Италию (март 1999 г.), Францию (май 1999 г.). Министр иностранных дел Е. Кукан - Великобританию (январь 1999 г.), Германию

(февраль 1999 г.), Данию и Грецию (февраль 1999 г.), Португалию (март 1999 г.). В Братиславе он принимал своих коллег из Финляндии (февраль и июнь 1999 г.), Австрии (февраль 1999 г.), Франции (март 1999 г.) и Люксембурга (апрель 1999 г.).

Наряду с внешней изменилась и внутренняя политика Словацкой Республики, что отразилось на изменении позиции общеевропейских структур. Европейский парламент сделал несколько заявлений и принял резолюцию, в которых выразил поддержку кабинету Дзуринды и предложил соответствующим органам ЕС начать переговоры с СР о вступлении в ЕС. В докладе ЕС (октябрь 1999 г.) констатировалось, что Словакия приняла амбициозную программу политических реформ, глубина и успешность процесса реформирования позволяют отнести Словакию к странам, соответствующим необходимым критериям. Переговорный процесс о вступлении СР в ЕС был начат в декабре 1999 г. после заседания Европейского совета в Хельсинки.

Достигнув таким образом значительного прогресса на пути в ЕС, Словакия поставила перед собой задачу закрепления успехов. Правительство М. Дзуринды продолжило политику, свидетельствовавшую о серьезности намерений Словацкой Республики присоединиться к европейским экономическим структурам. На очередном этапе приватизации, начавшемся в 2000 г., государство стало распродавать принадлежавшие ему пакеты акций крупнейших предприятий, ранее выведенных правительством Мечиара из процесса разгосударствления. Для того чтобы иностранные инвесторы активнее подключались к процессу приватизации, была создана система налоговых льгот. Проведение либеральных экономических реформ обеспечило коренной перелом в отношении прямых иностранных инвестиций. По итогам 2000 г. Словакия из числа явно отстающих перебралась по данному показателю в лидеры, заняв второе место в центрально- и восточноевропейском регионе по прямым иностранным инвестициям на душу населения. Одним из наиболее ярких примеров проникновения западного капитала стало строительство в Братиславе завода компании «Volkswagen».

Пост премьер-министра коалиционного правительства, сформированного по результатам парламентских выборов 2002 г., занял лидер Словацкого христианского и демократического союза (СХДС) М. Дзуринда, который уже был премьер-министром в 1998 г. Вследствие политики привлечения инвестиций, проводимой правительством Дзуринды, страна получила много серьезных капиталовложений.

Правое правительство СР (2002-2006) заявило о намерениях продолжить курс на европейскую интеграцию. Это правительство получило в ЕС ощутимую поддержку, так как большинство его стран-членов (13 из 15) на тот период также имели правые правительства. После подписания в Афинах в 2003 г. утвержденного Европейским парламентом договора в Словакии началась подготовка к референдуму о вступлении страны в ЕС. В предварявших его дискуссиях политические силы страны проявили схожие взгляды. Политики высказывались за интеграцию и подчеркивали важность данного исторического момента [подробнее см.: Щербакова, 2004, с. 199].

Референдум о вступлении Словакии в Европейский союз состоялся 16 и 17 мая 2003 г. Вопрос звучал следующим образом: «Согласны ли вы с тем, чтобы Словацкая Республика стала членом Европейского союза?» В референдуме приняли участие 52,15% избирателей, вследствие чего он стал единственным из шести предшествовавших ему референдумов, результаты которого были признаны действительными. За вступление в Евросоюз проголосовали 93,7% избирателей, 6,3% высказались против. 1 мая 2004 г. Словакия стала членом Европейского союза [Referenda...]. В новых условиях парламентские выборы (июнь 2006 г.) выиграла партия «Направление - социал-демократия», а ее лидер Роберт Фицо стал премьер-министром.

Во внешнеполитической сфере партия «Направление - СД» критиковала одностороннюю ориентацию правительства Дзурин-ды на США и игнорирование отношений с РФ [Volebny program.., 2006]. Согласно внешнеполитической концепции словацкого правительства, ее основной задачей после 2006 г. являлось укрепление позиций Словацкой Республики в Европейском союзе и в мире

[Närodny program...]. В правительственных документах подчеркивалось, что ее членство в ЕС позволяет гражданам чувствовать себя в политической, экономической и социальной безопасности [Ibid.].

Оценивая результаты, достигнутые СР после ее вступления в 2004 г. в ЕС, правительство заявило, что участие в Шенгенской зоне, введение единой европейской валюты и окончание переходного периода для свободного передвижения рабочей силы свидетельствуют о том, что страна на современном этапе достигла максимально возможной степени интеграции.

Однако позитивные результаты интеграции были позже омрачены кризисом, вызванным, с одной стороны, разногласиями в среде правительственной коалиции, а с другой - кризисом в евро-зоне. Правительство Иветы Радичовой (июль 2010 - апрель 2012 г.) вынуждено было уйти в отставку [Vläda.., 2011]. Победителями досрочных парламентских выборов в 2012 г. вновь стала социал-демократическая партия Р. Фицо, а также словацкие националисты (СНП) и венгерская партия (ПВК). Для словацких социальных демократов, как это следует из их предвыборной программы, очевидна «прямая связь между процессами на международной арене и успешной, в интересах словацких граждан внутренней политикой» [Smer-Sociälnademokracia.., 2012]. В программном заявлении правительства Р. Фицо европейской политике Словакии было уделено первостепенное внимание. В нем указывалось, что правительство будет действовать ответственно и конструктивно в рамках зоны евро. Что касается проблемы задолженности в еврозоне, то ее решение, по мнению словацкой стороны, лежит в плоскости усиления координации бюджетной политики стран - членов ЕС [Programove vyhläsenie vlädy SR na roky...].

На современном этапе, как это следует в том числе из правительственного заявления, европейское направление внешней политики является для Словакии ключевым. Как подчеркнул словацкий премьер-министр Р. Фицо, «Словакия - маленькая страна, она хотела бы сохранения еврозоны и евро как сильной европейской валюты» [Programove vyhläsenie vlädy SR na roky.]. Политические противники обвиняют Р. Фицо в сервильности по отношению к Брюсселю. Особую активность в этом направлении

развивает праволиберальная партия «Свобода и солидарность» и ее лидер Рихард Сулик.

Взгляды Р. Фицо на характер интеграционных процессов в Европе претерпевали определенные изменения. В 2007 г. он обвинял ЕС в лоббировании интересов финансовых групп и международных корпораций в ущерб интересам граждан европейских государств [№сЬсеше.., 2007]. А в предвыборной программе его партии (2012), в частности, указывалось, что «модернизация государства в интересах всестороннего развития общества должна основываться на членстве Словацкой Республики в Европейском союзе. Это необходимо для достижения баланса между общими интересами Европейского союза, его государств-членов и национальными и государственными интересами Словацкой Республики. Правительство должно обеспечить укрепление положения Словацкой Республики в Европейском союзе и в мире... Правительство будет поощрять сбалансированную внешнюю политику, с акцентом на защиту национальных и государственных интересов и укрепление экономического измерения дипломатии» [Бшег-БосШпадешокгааа.., 2012].

Если сравнить правительственные заявления словацких социал-демократов в 2006 г. [Programovë vyЫaseme ^Му Slovenskej гериЬНку...] и в 2012 г. [Programovë vyЫaseme vlady SR па гоку...] в сфере внешней политики, то можно обнаружить различия в оценках. Во-первых, предпочтения в отношении НАТО и ЕС поменялись местами. В 2006 г. НАТО и членство СР в этой организации рассматривались в качестве главного приоритета словацкой внешней политики и фундамента, на котором основывается безопасность страны. В 2012 г. ключевая роль стала отводиться европейской экономической политике и ЕС. В 2006 г. речь шла об углублении европейской интеграции, а в 2012 г. констатировалось, что достигнута максимально возможная для СР ее степень. В 2006 г. словацкое правительство намеревалось активизировать отношения с РФ, которые рассматривались как важный фактор безопасности и процветания ЕС, в 2012 г. отношения с Россией были приравнены к связям с такими странами, как Китай и Индия. В своей лекции в апреле 2013 г. на факультете политических наук и междуна-

родных отношений Университета им. Матея Бела (ИМБ) в Банско-Бистрице Р. Фицо развил мысль о необходимости углубления европейской интеграции. «Очевидно, что для таких небольших стран, как Словакия, более глубокая интеграция выгодна», - сказал он [Исо: Бигора.., 2013].

Словацкие либерально настроенные эксперты критически относятся к левой ориентации, заявленной партией «Направление -социал-демократия». «Хотя формально они - социалисты и входят в европейский Социнтерн, это патерналистская партия, эдакая "Единая Словакия", если говорить на российский манер. На самом же деле это партия олигархов, которая пришла к левой риторике в поисках избирателя», - объясняет словацкий политолог Г. Месежников. «Там все будто отмылись левым шампунем, хотя сам Фицо как раз вполне левый, но старомодный. Такой народный социалист» [цит. по: Азар, 2018].

Частично обоснованность подобной характеристики ведущей правительственной партии подтверждает разразившийся в Словакии в марте 2018 г. политический кризис, непосредственным поводом для которого стало убийство словацкого журналиста, расследовавшего факты коррупции в высших эшелонах власти. Самые массовые за последние 30 лет акции протеста с требованиями отставки Р. Фицо заставили его и возглавляемое им правительство уйти в отставку.

Р. Фицо согласился покинуть должность только при условии сохранения прежнего коалиционного кабинета, в который входили представители партий «Направление - социал-демократия», Словацкой национальной партии, партии венгерского меньшинства Мост (Мо8Ь-НГО). Также он настаивал на назначении на пост премьера представителя своей партии. 15 марта 2018 г. словацкий президент согласился с требованиями Фицо и поручил формирование кабинета вице-премьеру Петеру Пеллегрини - соратнику Р. Фицо по социал-демократической партии [Ведерников, 2018].

Парадоксальным образом правительство, сформированное в результате политического кризиса, вызванного убийством журналиста, расследовавшего коррупционные связи словацкого руково-

дства с итальянской мафией, возглавил словак с итальянской фамилией и отдаленными итальянскими корнями П. Пеллегрини.

«Мы хотим продолжить!» - так можно сформулировать лозунг нового словацкого правительства (март 2018 г.). Речь идет о его приверженности политике предыдущего правительства Р. Фицо (2016). Принципы преемственности в полной мере относятся и к вопросам внешней политики. Правительственная программа П. Пеллегрини повторяет почти полностью, за исключением положений о председательстве Словакии в Совете ЕС, которое завершилось в декабре 2016 г., текст правительственной программы 2016-2020 гг. [Pellegrini.., 2018].

В ней подчеркивается сохранение и усиление европейской и атлантической ориентации Словацкой Республики. Предполагается активизировать дискуссию по европейским вопросам внутри страны (с учетом выборов в Европарламент в 2019 г.), развивать в рамках ЕС координацию своих позиций с государствами Више-градской группы и укреплять партнерство с Германией.

Правительство предполагает сконцентрироваться на совместных европейских проектах, таких как энергетический союз, цифровой единый рынок или союз рынков капитала, подчеркивая при этом важность и неприкосновенность всех четырех свобод внутреннего рынка ЕС. Словакия выступает против дальнейшей фрагментации ЕС, за эффективное функционирование Шенген-ской зоны, конструктивное решение миграционного кризиса, сохраняя при этом специфику и возможности отдельных стран-членов.

В программе указывается на важность создания фискальных инструментов для демпфирования экономических потрясений в еврозоне - совместное Европейское страхование по безработице (временные трансферты между странами), общие европейские инвестиции, предусмотренные программой Европейского фонда стратегических инвестиций (EFSI) [K navrhu Programoveho vyhla-senia...].

Словакия поддерживает расширение ЕС и проводимую им политику Восточного партнерства. Многие положения программы, в частности по вопросам энергетической и финансовой поли-

тики, подчеркивают необходимость учета словацких национальных интересов. Указывается, что в рамках соглашения о свободной торговле ЕС должны соблюдаться права и учитываться интересы СР. В этом контексте особое внимание следует уделить безопасности и качеству продовольствия (в частности, в отношении ГМО) и защите отечественных потребителей.

Жизненные интересы Словакии были и остаются в Европейском союзе, заявил П. Пеллегрини в апреле 2018 г. на Конференции по оценке внешней и европейской политики. Мы понимаем, что дебаты о будущем союза - это дебаты о нас самих, подчеркнул премьер-министр. Словацкая внешняя политика носит многовекторный характер и направлена на все четыре стороны света, но мы должны оставаться верными ценностям и идеалам ЕС. Вишеград-ская группа рассматривается Словакией как ее главный партнер [Pellegrini.., 2018].

Словакия будет продолжать интеграцию в тех областях, где это ей выгодно. В частности, участвовать в Постоянном структурированном сотрудничестве в сфере безопасности и обороны (PESCO). Кроме этого, Словакия поставила свою подпись под Европейским стандартом социальных прав [Ibid., 2018]. Принципы и права, закрепленные в этом документе, структурированы по трем категориям: 1) равенство возможностей и доступа к рынку труда; 2) справедливые условия труда; 3) социальная защита.

Преимущества членства Словакии в ЕС, прежде всего экономические, регулярно освещаются в словацких СМИ. И словацкое общество, не без их влияния, в своем большинстве оптимистично настроено по отношению к ЕС. Это подтверждают результаты проведенного агентством ФОКУС (FOCUS) в апреле 2018 г. социологического исследования с целью изучения соотношения согласных и несогласных с членством Словацкой Республики в ЕС. С членством Словакии в Европейском союзе (ЕС) согласны 74,7% словаков, из них - 31,3 согласны и 43,4% скорее согласны. Больше всего согласных среди избирателей праволиберальной партии «Свобода и справедливость» (95%), представителей творческих профессий (85%), студентов (84%), среди респондентов в возрасте 18-24 лет (82%) и 25-34 лет (82%), тех, которые определяют

себя как правоориентированные (82%) и респондентов с высшим образованием (80%).

Противоположных взглядов придерживается более чем 1/5 часть респондентов (22,3%), 8% решительно не согласны и 14,3% - скорее не согласны с членством Словакии в ЕС. Выше среднего доля несогласных среди избирателей партии «Котлеба. Народная партия - Наша Словакия» (50%), респондентов со средним образованием (32%), респондентов, живущих в крупнейших городах с населением более 100 000 человек (32%), пенсионеров (31%), респондентов, которые определяют себя как консерваторы (31%), представителей венгерского национального меньшинства (31%), респондентов в возрасте 65 лет и старше (30%) и респондентов из региона Банска-Бистрица (29%) [Najnovsí рпе8киш.., 2018].

Оглядываясь на путь, пройденный Словацкой Республикой за последние 14 лет по пути европейской интеграции, следует отметить, что, хотя на этом пути наблюдались и ускорения, и потеря темпов, неизменным оставался вектор ее движения к членству в ЕС. В настоящее время в руководстве СР присутствует консенсус относительно внешнеполитической линии государства. В планах Словакии - войти в ядро Европейского союза. «Мы становимся своего рода проевропейским островом в этом регионе Европы», -заявил Фицо после совместного заседания с президентом СР Андреем Киской, председателем парламента Андреем Данко и вице-президентом Еврокомиссии Марошем Шефчовичем [цит. по: СаЪп^а, 2017].

Однако, несмотря на единство взглядов нынешней власти и общества в отношении членства Словакии в ЕС, в стране существует политическая сила, выступающая против этой политики. Национальная и радикальная парламентская партия «Котлеба. Народная партия - Наша Словакия» объявила сбор подписей под петициями о проведении референдумов о выходе Словакии из ЕС и НАТО. В петиции указывается, что членство в ЕС ограничивает суверенитет Словацкой Республики, наносит ущерб ее национальным интересам [РеИаа...].

Литература

Азар И. «Где брусчатка?» // Новая газ. - 2018. - 13.03. - Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/03/13/75781-gde-bruscha tka (Дата обращения - 01.02.2019).

Ведерников М. Политический кризис в Словакии 2018 г.: Отставка Р. Фицо и новый кабинет П. Пеллегрини // Вишеградская Европа [сайт]. -2018. - 24.04. - Режим доступа: http://visegradeurope.ru/2018/04/24/%D0% BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0%B2%D0%B5%D0%B4% D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0 %B2-%D0%BF%D0 %BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA %D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7/ (Дата обращения -01.02.2019).

Хелемендик С. Новая Европа: Феномен Словакия // Иносми. ру. -2006. - 25.09. - Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20060925/230098. html (Дата обращения - 01.02.2019).

Щербакова Ю.А. Словацкая Республика на пути в ЕС - из ХХ в XXI в. // Восточная Европа в начале XXI века. - М.: ИНИОН РАН, 2004. -С. 190-203.

Baranik M. Programove vyhlasenie vlady SR - smely, no rozporuplny plan // SME [site]. - 1995. - 24.01. - Mode of access: https://www.sme.sk/cZ 2114887/programove-vyh!asenie-vlady-sr-smely-no-rozporuplny-plan.htmI#ix zz5UrNWmxOK (Date of access - 01.02.2019).

Fico: Europa potrebuje hlbsiu integraciu, ak chce prezit / / Novycas. -2013. - 22.04. - Mode of access: http://www.cas.sk/clanok/248804/fico-euro pa-potrebuje-hlbsiu-integraciu-ak-chce-prezit.html (Date of access -01.02.2019).

Gabrizova Z. Fico: Jadro bude mat svoju cenu, ako vstup do EU // Eu-ractiv. - 2017. - 11.09. - Mode of access: https://euractiv.sk/section/budu cnost-eu/news/fico-jadro-bude-mat-svoju-cenu-ako-vstup-do-eu/ (Date of access - 01.02.2019).

K navrhu Programoveho vyhlasenia vlady Slovenskej republiky // Rokovanie vlady slovenskej republiky [site]. - Mode of access: http://www. rokovania.sk/File.aspx/ViewDocumentHtml/Mater-Dokum-216581?prefixFile =m (Date of access - 01.02.2019).

Leska V. Dostihne Slovensko svesousedy na ceste do Evropskeunie // Mezinarodnivztahy. - Praha, 2000. - N 2. - S. 47-61.

Najnovsi prieskum: Takmer tristvrte opytanych Slovakov suhlasl s clenstvom Slovenska v EU // Dnes 24. - 2018. - 10.05. - Mode of access: https://www.dnes24.sk/najnovsi-prieskum-takmer-tristvrte-opytanych-slova kov-suhlasi-s-clenstvom-slovenska-v-eu-298557 (Date of access - 01.02.2019).

Narodny program reforiem SR na roky 2008-2010 / / Urad vlady slovenskej republiky [site]. - Mode of access: http://archiv.vlada.gov. sk/old.uv/12645/narodny-program-reforiem-sr-na-roky-2008-%96-2010.html (Date of access - 01.02.2019).

Nechceme bezohl'adneho tigra, kritizuje Fico // Pravda. - 2007. - 15.10. -Mode of access: http://spravy.pravda.sk/europska-unia/clanok/201446-nech ceme-bezohladneho-tigra-kritizuje-fico (Date of access - 01.02.2019).

Pellegrini ma v smerovani Slovenska jasno. Cosi mysli o Europskej unii alebo NATO? // Plus JEDEN DEN. - 2018. - 11.04. - Mode of access: https:// www1.pluska.sk/spravy/z-domova/pellegrini-ma-smerovani-slovenska-jasno-co-mysli-europskej-unii-alebo-nato (Date of access - 01.02.2019).

Peticia za vystupenie z Europskej unie // Peticie.com [site]. - Mode of access: https://www.peticie.com/peticia_za_vystupenie_z_eu (Date of access -01.02.2019).

Programove vyhlasenie vlady Slovenskej republiky (od 04.07.2006 do 08.07.2010) // Urad vlady slovenskej republiky [site]. - Mode of access: http://archiv.vlada.gov.sk/old.uv/6380/programove-vyhlasenie-vlady-sloven skej-republiky-(od-04-07-2006-do-08-07-2010).html (Date of access - 01.02.2019).

Programove vyhlasenie vlady SR na roky 2012-2016 // Urad vlady slovenskej republiky [site]. - Mode of access: http://www.vlada.gov.sk/prog ramove-vyhlasenie-vlady-sr-na-roky-2012-2016/?pg=2 (Date of access -01.02.2019).

Referenda o pristoupeni k EU v kandidatskych zemich // Euroskop.cz [site]. - Mode of access: https://www.euroskop.cz/267/sekce/referenda-o-pristoupeni-k-eu-v-kandidatskych-zemich/ (Date of access - 01.02.2019).

Smer-Socialnademokracia (Smer-SD) - volebny program // Novycas.-2012. - 08.02. - Mode of access: https://www.cas.sk/clanok/216881/11-smer-socialna-demokracia-smer-sd-volebny-program/ (Date of access - 01.02.2019).

Vlada Ivety Radicovej stratila doveru, poslanci neschvalili euroval // Pravda. - 2011. - 11.10. - Mode of access: https://spravy.pravda.sk/volby/ clanok/243573-vlada-ivety-radicovej-stratila-doveru-poslanci-neschvalili-euro val/ (Date of access - 01.02.2019).

Volebny program SMER - socialnademokracia: SMEROM K E.UDOM // Humanisti [site]. - 2006. - Mode of access: www.humanisti.sk/download. php?soubor=219 (Date of access - 30.05.2018).

DOI: 10.31249/ape/2019.03.03

Yu.A. Sherbakova1 ©, 2019 Non-easy way of the Slovak Republic to the EU

Abstract. The article considers the efforts of the political leaders of the Slovak Republic in the sphere of integration to the EU after 1992. The research paper is an attempt to explore Slovak model of integration, including its comparative analyze with other Eastern European states. In this regard the author reveals the circumstances that determined the peculiarity of Slovakia's entry into the European Union, underlines the periods and specificities of the movement of Slovak Republic to the EU. The key scientific method is event-analyze of important political steps of Slovak Republic and the EU.

Since the first days of the declaration of independence (January, 1993) the leaders of the Slovak Republic preferred the European direction of foreign policy orientation and tried to integrate the country into the EU. This position was supported by all political parties which were presented in the Parliament. It was rather important because the Slovak Republic was the parliamentary republic. But during the process of Slovakia's integration into the EU the country faces the problem of a loss of initial rates of rapprochement with the EU. The article shows the connection between the internal course of Slovak political elites and foreign policy of the country. The research paper shows two key periods of rapprochement between Slovakia and the EU - before 1998 and after it. During the first period the country declared political will to join the EU. But at the same time the leaders of Slovak Republic realized the internal course which did not meet the requirements for applicants for EU membership. After 1998 when the liberal parties came to power the situation had changed. During the modern period Slovakia supported the EU enlargement and its «Eastern partnership» policy.

The article concludes on the importance of integration in the EU for Slovakia and the perspectives of the country in the European Union.

Keywords: Slovak Republic, foreign policy, European integration, movement «For Democratic Slovakia», «Direction - Social-Democracy».

1 Shcherbakova Yulia Alexandrovna - Ph.D. in history, senior researcher, INIONRAS ([email protected]).

References

Azar I. (2018). Where is paving stone? [Gde brustchatka?] // Novaya gazeta. - 13.03. - Mode of access: https://www.novayagazeta.ru/articles/ 2018/03/13/75781-gde-bruschatka (Date of access - 01.02.2019).

Baranik M. (1995). Programove vyhlasenie vlady SR - smely, no rozporuplny plan // SME [site]. - 24.01. - Mode of access: https://www. sme.sk/c/2114887/programove-vyhlasenie-vlady-sr-smely-no-rozporuplny-p lan.html#ixzz5UrNWmxOK (Date of access - 01.02.2019).

Chelemendrik S. (2006). New Europe: Slovakian phenomenon [Novaja Evropa: Fenomen Slovakija] // Inosmi.ru. - 25.09. - Mode of access: https:// inosmi.ru/world/20060925/230098.html (Date of access - 01.02.2019).

Fico: Europa potrebuje hlbsiu integraciu, ak chce prezit' (2013) // Novycas. - 22.04. - Mode of access: http://www.cas.sk/clanok/248804/fico-europa-potrebuje-hlbsiu-integraciu-ak-chce-prezit.html (Date of access -01.02.2019).

Gabrizova Z. (2017). Fico: Jadro bude mat svoju cenu, ako vstup do EU // Euractiv. - 11.09. - Mode of access: https://euractiv.sk/section/buducnost-eu/news/fico-jadro-bude-mat-svoju-cenu-ako-vstup-do-eu/ (Date of access -01.02.2019).

K navrhu Programove hovyhlasenia vlady Slovenskej republiky // Rokovanie vlady slovenskej republiky [site]. - Mode of access: http://www. rokovania.sk/File.aspx/ViewDocumentHtml/Mater-Dokum-216581?prefixFile =m_(Date of access - 01.02.2019).

Leska V. (2000). Dostihne Slovensko svesousedy na ceste do Evropskeunie // Mezinarodni vztahy. - Praha. - N 2. - S. 47-61.

Najnovsi prieskum: Takmer tristvrte opytanych Slovakov suhlasi s clenstvom Slovenska v EU (2018) // Dnes 24. - 10.05. - Mode of access: https://www.dnes24.sk/najnovsi-prieskum-takmer-tristvrte-opytanych-slova kov-suhlasi-s-clenstvom-slovenska-v-eu-298557 (Date of access - 01.02.2019).

Narodny program reforiem SR na roky 2008-2010 / / Urad vlady slovenskej republiky [site]. - Mode of access: http://archiv.vlada.gov.sk/old. uv/12645/narodny-program-reforiem-sr-na-roky-2008-%96-2010.html (Date of access - 01.02.2019).

Nechceme bezohl'adneho tigra, kritizuje Fico (2007) // Pravda. - 15.10. -Mode of access: http://spravy.pravda.sk/europska-unia/clanok/201446-nechceme-bezohladneho-tigra-kritizuje-fico (Date of access - 01.02.2019).

Pellegrini ma v smerovani Slovenska jasno. Cosi mysli o Europskej unii alebo NATO? (2018) // Plus JEDEN DEN. - 11.04. - Mode of access: https:// www1.pluska.sk/spravy/z-domova/ pellegrini-ma-smerovani-slovenska-jasno-co-mysli-europskej-unii-alebo-nato (Date of access - 01.02.2019).

Peticia za vystupenie z Europskej unie // Peticie.com [site]. - Mode of access: https://www.peticie.com/peticia_za_vystupenie_z_eu (Date of access -01.02.2019).

Programovevyhlasenie vlady Slovenskej republiky (od 04.07.2006 do 08.07.2010) // Urad vlady slovenskej republiky [site]. - Mode of access: http://archiv.vlada.gov.sk/old.uv/6380/programove-vyhlasenie-vlady-sloven skej-republiky-(od-04-07-2006-do-08-07-2010).html (Date of access - 01.02.2019).

Programove v yhlasenie vlady SR na roky 2012-2016 // Urad vlady slovenskej republiky [site]. - Mode of access: http://www.vlada.gov.sk/pro gramove-vyh!asenie-vlady-sr-na-roky-2012-2016/?pg=2 (Date of access -01.02.2019).

Referenda o pristoupeni k EU v kandidatskych zemich // Euroskop.cz [site]. - Mode of access: https://www.euroskop.cz/267/sekce/referenda-o-pristoupeni-k-eu-v-kandidatskych-zemich/ (Date of access - 01.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Slovensko v Europskej unii (2007) // Eurobarometer 68. Verejna mienka v Europskej unii: Jesen 2007: Slovenska Republika / European Commission. -P. 29. - Mode of access: http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopi nion/archives/eb/eb68/eb68_sk_nat.pdf (Date of access - 01.02.2019).

Smer-Socialnademokracia (Smer-SD) - volebny program (2012) // Novycas. - 08.02. - Mode of access: https://www.cas.sk/clanok/216881/11-s mer-socialna-demokracia-smer-sd-volebny-program/ (Date of access -01.02.2019).

Sherbakova Yu.A. (2004). The Slovak Republic on the way to the EU (from XX to the XXI century) [Slovackaja respublika na puti v ES - iz XX v XXI v.] // Eastern Europe at the beginning of the XXI century. - M.: INION RAS. - P. 190203.

Vedernikov M. (2018). Political crisis in Slovakia (2018): The resignation of R. Fizzo and new cabinet of P. Pellegrini [Politicheskij krizis v Slovakii 2018 g.: Otstavka R. Fico i novyj kabinet P. Pellegrini] // Visegrad Europe. - 24.04. - Mode of access: http://visegradeurope.ru/2018/04/24/%D0%BC%D0%B8%D1% 85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0%B2%D0%B5%D0%B4 %D0%B5%D1%80% D0%BD%D0%B8%D0%BA% D0%BE%D0% B2-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0 %B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7/ (Date of access - 01.02.2019).

Vlada Ivety Radicovej stratila doveru, poslanci neschvalili euroval (2011) // Pravda. - 11.10. - Mode of access: https://spravy.pravda.sk/volby/ clanok/243573-vlada-ivety-radicovej-stratila-doveru-poslanci-neschvalili-euro val/ (Date of access - 01.02.2019).

Volebny program SMER - socialnademokracia: SMEROM K EUDOM // Humanisti [site]. - 2006. - Mode of access: www.humanisti.sk/ download.php?soubor=219 (Date of access- 30.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.