Научная статья на тему 'Политическая элита независимой Словакии: процессы ротации'

Политическая элита независимой Словакии: процессы ротации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
303
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Словакия / политические предпочтения / элита / ротация / премьер-министры / президенты / главы парламента / политики-постмодернисты / мониторинг / внешнеполитические ориентации / Slovakia / political preferences / elite / rotation / prime ministers / presidents / heads of parliament / postmodern politicians / monitoring / foreign policy orientations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Задорожнюк Элла Григорьевна

В статье рассмотрены политические профили президентов, премьер-министров и председателей Национального совета (парламента) Словацкой Республики (всего 19) с учетом того, что в начале третьего десятилетия нового века в словацкой политической элите начинает доминировать ее новая генерация, опирающаяся на ресурс популизма. При этом все три фигуры, находящиеся на вершинах власти (З. Чапутова, И. Матович, Б. Коллар) в полной мере демонстрируют свою проевропейскость, несмотря на то, что Словакия стоит в своеобразной «очереди» вслед за Польшей и Венгрией, ратующих за укрепление национальных и религиозных начал. Анализ процессов ротации в политической элите страны позволяет предположить, что на первый план в Словакии в скором времени выйдут политические силы скорее правой направленности, которые более адресно выразят национальные интересы без форсирования антироссийских позиций и капитализируя достижения лево ориентированной партии Направление — Социальная демократия (Н–СД). В статье утверждается, что политические траектории представителей словацкой элиты крайне сложны и в чем-то противоречивы. Это следует из мониторинга их активности с опорой на методы политической истории, политологии, социологии, психологии, а в идеале — всего комплекса общественных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Elites of Independent Slovakia: Rotation Processes

The author analyses the modern generations of the Slovak political elites: Presidents, Prime Ministers and Chairmen of the National Council (Parliament) during the whole period of the existence of an independent state. She stresses the fact that at the beginning of the third decade of the new century, new generation, actively using the rhetoric of populism, begin dominating the Slovak political arena. At the same time, the pro-European electorate of those three figures placed on the peaks of power (Z. Čaputova, I. Matovič, B. Kollar) makes them — like in Hungary and Poland — to be the advocates of the strengthening of national and religious principles. The analysis of the rotation processes in the political elite of the country suggests that right-wing political forces will sooner or later come to the fore in Slovakia, and they will more specifically express national interests without stressing anti-Russian positions, rather capitalizing on the results already achieved by the left-oriented party Direction — Social Democracy (Smer-SD). The author states that the political trajectories of representatives of the Slovak elite are too much complex and self-contradictory. Such statement is the result of investigating their activity based on the methods of political history, political science, sociology, psychology and the entire complex of social sciences.

Текст научной работы на тему «Политическая элита независимой Словакии: процессы ротации»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА СЕГОДНЯ

Элла Задорожнюк

Политическая элита независимой Словакии: процессы ротации

Аннотация. В статье рассмотрены политические профили президентов, премьер-министров и председателей Национального совета (парламента) Словацкой Республики (всего 19) с учетом того, что в начале третьего десятилетия нового века в словацкой политической элите начинает доминировать ее новая генерация, опирающаяся на ресурс популизма. При этом все три фигуры, находящиеся на вершинах власти (З. Чапутова, И. Матович, Б. Коллар) в полной мере демонстрируют свою проевропейскость, несмотря на то, что Словакия стоит в своеобразной «очереди» вслед за Польшей и Венгрией, ратующих за укрепление национальных и религиозных начал. Анализ процессов ротации в политической элите страны позволяет предположить, что на первый план в Словакии в скором времени выйдут политические силы скорее правой направленности, которые более адресно выразят национальные интересы без форсирования антироссийских позиций и капитализируя достижения лево ориентированной партии Направление -Социальная демократия (Н-СД). В статье утверждается, что политические траектории представителей словацкой элиты крайне сложны и в чем-то противоречивы. Это следует из мониторинга их активности с опорой на методы политической истории, политологии, социологии, психологии, а в идеале - всего комплекса общественных наук.

Ключевые слова: Словакия, политические предпочтения, элита, ротация, премьер-министры, президенты, главы парламента, политики-постмодернисты, мониторинг, внешнеполитические ориентации.

© Задорожнюк Элла Григорьевна - доктор исторических наук, заведующая Отделом современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы, Институт славяноведения РАН. Адрес: 119334, Россия, Москва, Ленинский проспект, 32-А. E-mail: elzador46@mail.ru

к

Словацкая Республика (СР) стала независимой 1 января 1993 г., но

Ё основная часть ее политической элиты выковывалась в предыдущее

^ пятилетие ее истории. Все входившие в ее состав политики были участ-

§ никами «нежной» революции, прошли горнило испытаний в рамках

00 движения «Общественность против насилия» (ОПН), вывели из ее рядов ^ новые политические партии и возродили другие. Биографии президен-5 тов, премьер-министров и председателей Национального совета СР (НС < СР) — парламента страны тесно связаны с ее борьбой за выход из единой

1 республики даже при осознании его негативных последствий. Во второй

ш

^ половине второго десятилетия нового века в когорте словацкой политической элиты стала оформляться новая генерация. Знаковой при этом можно считать фигуру президента А. Киски, взгляды которого отличались самодостаточным прагматизмом на основе принципиальной беспартийности. К началу же 2020-х гг. можно говорить о ротации политической элиты СР, связанной с именами президента З. Чапутовой, премьер-министра И. Матовича и председателя НС СР Б. Коллара.

В целом в поле нашего зрения находится 21 фигура носителей высших постов в элите, а с учетом того, что некоторые из ее представителей (президент И. Гашпарович и премьер-министр П. Пеллегрини) входили и в другие ветви власти — 19 реальных политиков. Это 5 президентов, 7 премьер-министров и 9 председателей парламента — НС СР.

Приведем основные биографические сведения о них в трех сопоставительных таблицах, дополняя их краткими абрисами политических предпочтений и внешнеполитических ориентаций каждого из них. Правомерно начать их репрезентацию с премьер-министров: именно они определяют векторы внутренней и внешней политики страны1.

Крупными политиками при этом можно считать лишь премьер-министров: Я. Чарногур-ского, недолгое время возглавлявшего правительство еще Словацкой социалистической республики, а также В. Мечьяра и Р. Фицо. Первые два - строители словацкой государственности, третий - консолидатор в ее рамках значимых и для европейской социал-демократии левых сил. Два последних становились жертвами провокаций со стороны политических оппонентов, в частности, за многовекторность своих внешнеполитических ориентаций.

ч

О

и <

1= О

< I

<

I ш 3

Таблица 1. Биографические данные и политический профиль премьер-министров СР2

1 2 3 4 5 6 7

1. Мечьяр В. 1942 Зволен Юр. ф-т. ун-та Коменского Юрист 1993-1994; 1994-1998 дздс (ЛЕО)

2.Моравчик Й. 1945 Зволен Юр.ф-т. Карлова ун-та Юрист 1994 ДС (ПЕО)

З.Дзуринда М. 1955 Спишски Штврток Высшая школа транспорта, Жилина Инженер 1998-2006 СДХС-ДП (ПЕО)

4.Фицо Р. 1964 Топольчаны Юр.ф-т. ун-та Коменского Юрист 2006-2010; 2012-2018 Н-СД (ЛЕО)

5.Радичова И. 1956 Братислава Филос.ф-т. ун-та Коменского Социолог 2010-2012 СДХС-ДП (ПЕО)

б.Пеллегри-ни П. 1975 Банска Бистрица Техн. ун-т, Ко-шице Экономист 2018-2020 Н-СД (ЛЕО)

7. Матович И. 1973 Трнава Финансовый менеджмент ун-та Коменского Предприниматель 2020-н.в. ОЛиНЛ (ПЕО)

Примечания к таблице 1.

1. - Фамилия, имя. 2. - Год рождения. 3. - Место рождения. 4. - Высшее учебное заведение. 5. - Профессиональная принадлежность. 6. - Сроки пребывания у власти. 7. - Партийная принадлежность (ключевые ориентации).

ДЗДС - Движение за демократическую Словакию, ДС - Демократический союз, СДХС-ДП - Словацкий христианско-демократический союз - Демократическая партия, Н-СД - Направление -Социальная демократия, ОЛиНЛ - Обычные люди и Независимые личности. ЛЕО - левый еврооптимизм, ПЕО - правый еврооптимизм, ПЕС - правый евроскептицизм, ЛЕС- левый евроскептицизм.

Нами ранее уже применялся модифицированный вариант типологии политических предпочтений и внешнеполитических ориентаций для анализа партий Чехии и Словакии (Задорожнюк 2018: 200 — 265). Она выстраивалась с опорой на труды английских (П. Таггарта и А. Щербяка) (Taggart, Szczerbiak 2003: 7-8) а также чешских (Л. Копечека (Kopecek 2004) и, в первую очередь, Я. Микласа3) исследователей и включала 4 их типа (Задорожнюк 2018: 207). Правые еврооптимисты (ПЕО) выступают за Европейский союз (ЕС) и евроатлантическое единство без акцентов

2 Биографические данные взяты в основном из сайтов: правительства СР, президента СР и парламента СР (www.vlada.sk/predseda; prezident.sk; nsr.sk/web/?sid=predseda; см. также: Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX - начало XXI вв. Аспекты общественно-политического развития. М.; СПб. : Нестор-История, 2015.

3 Миклас Я. «Евроскептики» и «еврооптимисты». ЕС в чешском общественно-политическом сознании. URL: http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/evroskeptiki_i_ evrooptimisti_2008-05-30.htm

CK <

С

на крайностях национализма и экономического либерализма. Левые еврооптимисты (ЛЕО) придерживаются идеи укрепления ЕС с опорой Ё на социально ориентированную рыночную экономику, проявляют отно-^ сительную терпимость к России и даже мусульманскому миру. Правые § евроскептики (ПЕС) считают, что ЕС «должен быть объединением в духе

00 экономического либерализма и децентрализации, при этом националь-^ ный суверенитет остается приоритетным»4. Левые евроскептики (ЛЕС) 5 выступают с критикой ЕС как носителя ценностей глобального импери-< ализма и американской гегемонии.

1 Применяя данную типологию, нами подчеркивалось, что пар-

ш

^ тии — носители установок каждого типа — не являются окончательно оформленной идеологически. Еще в большей мере такая пластичность характеризует представителей словацкой элиты, к анализу профилей которых применяется эта же типология. Тот или иной президент, премьер-министр и особенно председатель НС СР может начинать как правый евроскептик, но включать в дальнейшем в свои предпочтения и ориентации элементы левого еврооптимизма — и наоборот. Поэтому в таблицах мы выделяем доминирующую установку каждого из них на время вхождения его во власть и лишь частично характеризуя изменения в ходе политической карьеры под воздействием внутри- и внешнеполитических факторов5.

Таким образом, пост премьер-министра в независимой СР занимали 7 политиков, из них 2 (Р. Фицо — с перерывами и М. Дзуринда) — 8 лет, 1 (В. Мечьяр с перерывами) — 6 лет, остальные 4 — неполный срок. Для характеристики их деятельности важно заметить, что те из них, которые придерживались правых взглядов, чаще возглавляли «рыхлые» коалиции; это касается в первую очередь М. Дзуринды, но не в малой степени Й. Моравчика — до его премьерства, а также и И. Радичовой — после него. Премьер-министры левой ориентации жестче придерживались провозглашенных ими принципов, хотя шли на контакты манипуляционного характера со своими политическими оппонентами.

4 Там же.

5 Приведем лишь один пример, касающийся крупного политика В. Мечьяра. С 1993 г. его характеризовали как левого еврооптимиста, а американцы даже сравнивали с Дж. Вашингтоном Словакии. В 1995 г. он принял закон, сдерживавший темпы приватизации

<

П

о

к

стратегических предприятий, после чего его политику начали сравнивать с практикой КГБ <

(Никитин 2018: 283). Достаточно сказать, что госсекретарь США с этническими чешскими

сЗ

корнями злобно-метафорически называла страну под его правлением «черной дырой <

Европы». У самого В. Мечьяра также поубавилось левого еврооптмизма в пользу правого евроскептицизма. Динамика иногда форсированной смены соответствующих установок каждого из политиков нуждается в отдельном исследовании.

Так, Направление — Социальная демократия (Н-СД) вошла при Р. Фицо в коалицию со Словацкой национальной партией (СНП). Ее также можно Ё было бы назвать «рыхлой», однако акценты во взаимодействиях разно-^ родных политических сил здесь расставлялись более четко и без особой § демагогичности.

00 Прежде чем приступить к характеристике фигуры Владимира Ме-^ чьяра отметим, что он еще в 1990-1991 гг. и в 1992 гг. был премьер-ми-5 нистром словацких правительств и готовил совместно с Я. Чарногурским < и квалифицированным юристом М. Чичем полную независимость стра-

1 ны. Ранее, в 1967-1968 гг., Мечьяр работал в аппарате Чехословацкого

I м

^ союза молодежи, а в 1970 г. был исключен из рядов Коммунистической партии Словакии (КПС), в частности, за участие в работе нелегального (Высочанского) съезда Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). В 1970-1973 гг. он работал помощником сталевара, с 1973 г. — референтом, затем юристом на предприятии. В январе — июне 1990 г. по рекомендации А. Дубчека становится министром внутренних дел в словацком правительстве национального согласия. С 27 июня 1990 г. — премьер-министр правительства Словацкой Социалистической Республики и одновременно депутат Федерального собрания Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), а затем — Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР). Организовал в апреле 1991 г. Движение за демократическую Словакию — ДЗДС, (с мая 1991 г. — его председатель; прекратило существование в 2014 г.). Стиль правления В. Мечьяра считался автократическим; политические противники внутри страны обвиняли его в коррупции, жестком контроле над СМИ и давлении на этнические меньшинства. Он также подвергался критике за установку на сбалансированные отношения с СССР/РФ даже несмотря на то, что отдавал приоритет устремлениям Словакии в НАТО и ЕС. При участии В. Мечьяра было подписано свыше 60 договоров и соглашений об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Словакией и Россией. Он — почетный доктор МГУ имени М.В. Ломоносова с 1995 г. В 1999 г. (и в 2004 г.). В. Мечьяр неудачно баллотировался на пост президента СР, а в 2000 г. подвергся кратковременному аресту. На

парламентских выборах 2002 г. ДЗДС под его руководством набрало У5 <

голосов, но правящую «рыхлую коалицию» возглавил его политический о противник М. Дзуринда. По результатам выборов 2006 г. ДЗДС вошла в состав правящей коалиции, а В. Мечьяр занял пост министра. В 2010 г. <

партия не вошла в парламент, с этого времени он ушел из большой по- ¡^

<

литики и проживает в провинции.

Йозеф Моравчик — представитель партии Демократический союз (ДС), решительно разошедшейся с ДЗДС, находился на посту премьер-ми-

нистра СР 9 месяцев между двумя премьерствами В. Мечьяра (с 14 марта по 13 декабря 1994 г.); партия не выделялась оригинальной позицией. Ё В правительство входили разнородные силы, включая коммунистов ^ и христианских демократов; оно — в определенном смысле прообраз § будущих «рыхлых» коалиций правых сил. С 1998 г. по 2002 г. Й. Моравчик

00 был мэром Братиславы, после чего покинул большую политику. ^ Двух юристов у власти сменил в большей степени технократ Ми-5 кулаш Дзуринда, работавший в 1979-1988 гг. экономистом-аналитиком, < а в 1988-1990 гг. — руководителем отдела информационных технологий

1 в дирекции путей сообщения. Политическую деятельность начинал как

ш

^ один из основателей Христианского демократического движения (ХДД). В марте-октябре 1994 г. занимал пост министра транспорта, связи и общественных работ, после выборов осенью 1994 г. — оппозиционный депутат НС СР. В 1997 г. выступил одним из инициаторов создания нового политического субъекта — Словацкой демократической коалиции (СДК). 4 июля 1998 г. избран его председателем, а с октября 1998 г. приступил к работе в качестве главы правительства СР. В январе 2000 г. основал и возглавил новую партию Словацкий демократический и христианский союз (СДХС), с опорой на которую в 2002 г. был переизбран. На выборах 2006 г. партия М. Дзуринды заняла второе место, после чего он ушел в отставку. В 2010 г. занимал пост министра иностранных дел в правительстве И. Радичовой.

В 2006 г. премьер-министром страны стал Роберт Фицо, который в 1986-1987 гг. служил в армии в качестве помощника военного следователя, в 1987 г. вступил в ряды КПС, а в 1990-1999 гг. стал членом Партии левых демократов (ПЛД). В ноябре 1999 г. основал левоцентристскую партию Направление (позже Направление — Третий путь) и стал ее председателем. В ноябре 2004 г. под крылом этой партии объединились представители левого политического спектра Словакии (Партия левых демократов — ПЛД, Социал-демократическая партия в Словакии — СДПС, Социал-демократическая альтернатива — СДА), после чего партия получила наименование Направление — Социальная демократия. 19 мая 2005 г. Н-СД стала полноправным членом Партии европейских социалистов, а 24 мая 2005 г. влилась в ряды Социалистического Интернацио- < нала. В 2006-2010 гг. Р. Фицо занимал пост премьер-министра СР. После о парламентских выборов 12 июня 2010 г. подал в отставку, хотя президент Словакии поручил ему сформировать свое второе правительство. 4 апреля 2012 г., вскоре после победы партии Н-СД на досрочных выборах, ¡^

<

возглавил первое в истории независимой Словакии однопартийное правительство. На парламентских выборах в 2016 г. Н-СД заняла первое место, но Р. Фицо пришлось сформировать многопартийное правительство.

ск <

15 марта 2018 г. он подвергся нападкам в связи с ложными обвинениями в причастности к убийству журналиста, занимавшегося расследованием Ё финансовых махинаций. Искушенный политик, немало сделавший для ^ страны, был обречен на отставку6. В сентябре 2020 г. Р. Фицо выступил § с предложением о введении памятного дня жертв Мюнхенского согла-

00 шения, которое, по его словам, явилось самым большим предательством ^ чехов и словаков. Оно прозвучало в противовес инициативе ряда де-5 путатов НС, предложивших учредить памятный день вхождения войск < Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 г.

1 Ивета Радичова в 1979 — 1989 гг. была сотрудницей Института

ш

^ социологии Словацкой академии наук, а в 1990-1993 гг. и в 19972005 гг. — преподавала социологию и политологию в университете Я.А. Коменского, являясь одновременно директором Центра анализа социальной политики. В 1990-1992 гг. — участница движения ОПН; с 2006 г. — член правоцентристской партии Словацкий демократический и христианский союз — Демократическая партия (СДХС-ДП). В 2005-2006 гг. — министр труда в коалиционном правительстве М. Дзу-ринды, в 2009 г. — кандидат на пост главы государства на президентских выборах. После ухода с поста премьер-министра вернулась к преподавательской деятельности.

Петр Пеллегрини в 2006 г. был избран депутатом парламента от Н-СД, работал в комитетах по экономической политике, занимал пост госсекретаря в министерстве финансов, с 3 июля 2014 г. — министр образования, науки и спорта. С 25 ноября 2014 г. — председатель НС СР. В 2016 г. стал заместителем премьер-министра Р. Фицо по инвестициям и информатизации. С 15 марта 2018 г. исполнял обязанности, а с 22 марта стал премьер-министром. Ориентировался на многовекторную экономическую политику, 26 февраля 2020 г. встречался с председателем правительства РФ М. Мишустиным. 29 февраля партия Н-СД заняла второе место на парламентских выборах, однако в правительственную «рыхлую» коалицию не вошла. 20 марта правительство ушло в отставку, а 11 сентября 2020 г. П. Пеллегрини была зарегистрирована его новая партия Голос — Социал-демократия. Ее программные установки мало отличаются от Н-СД и предполагают повышение удельного веса мнений ^ рядовых членов — граждан Словакии всех слоев и возрастов. о

Игор Матович в 2002 г. основал издательство «Регион-пресс», вы-

Подробнее о перипетиях данной провокации см.: Очерки политической истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Конец ХХ-начало XXI в. М.; СПб..: Нестор-История, 2020. В печати.

к

пускавшее 36 еженедельников (в 2007 г. управление компанией пе- <

редано жене). Позиционировал себя успешным предпринимателем, вынужденным бороться с коррупцией. С 2010 г. — депутат НС СР от Ё правоцентристской партии Свобода и Солидарность (СиС). В 2011 г. при ^ ведущем участии И. Матовича была образована правоцентристская кон-§ сервативная партия «Обычные люди и Независимые личности» (ОЛиНЛ),

00 примыкавшая к группе Европейских консерваторов и реформистов в ^ Европарламенте7. В начале декабря 2019 г. ее кандидатом была педагог 5 М. Шафранко, вскоре отказавшаяся от участия в избирательной кампании < из-за болезни в пользу И. Матовича. Он успешно использовал разобла-

1 чительные ролики против своих политический конкурентов, обещал

I м

^ задавить «гидру коррупции», якобы усилившуюся при правлении Н-СД, и выдвинул лозунг «Вместе против мафии»; «за» коалиционное правительство проголосовали 93 из 141 присутствовавших на заседании НС СР депутата. Выступает за расширение НАТО и подключение Украины к ЕС, поддерживает оппозицию в Белоруссии, ратует за санкции против нее и России.

И. Матович, можно сказать, синкретическая фигура политического деятеля, с трудом определяющего свои предпочтения, прикрываемые зонтиком безграничного популизма. С одной стороны, как это и положено, он обещает все и всем, с другой — зримой альтернативы в общем-то социально ориентированной политики Н-СД он так и не предлагает. С одной стороны, выступает за многовекторность внешней политики, с другой — призывает к ужесточению санкций против России, не особо утруждая себя мотивацией: вчера — Навальный, сегодня — Белоруссия, завтра — что угодно еще. Коалицию, которую он возглавил, можно назвать «сверхрыхлой». Звучат все те же обвинения в коррупции, которая якобы охватила лишь Н-СД, но лишь на экономически выстроенной социал-демократами платформе И. Матович может выдвигать громкие лозунги. В связи с этим однозначные оценки его программ даются с трудом. Однако не следует забывать, что рыхлость правых коалиций — то их квазидостоинство, которое способствовало сохранению правительств М. Дзуринды в течение двух сроков.

<

П

о

ск <

Название данной партии, равно как и ее сегодняшнего партнера по коалиционному правительству «Мы - семья», а также их оппонента партии «За людей», на наш взгляд, в чем- < то скалькированы с удачного бренда чешской партии Акция недовольных граждан-2011: успех и бесстрашие ее лидера А. Бабиша не могли не привлечь внимания и словацких политиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о; I Ч О

и <

1= О

< I

<

I ш 3

Таблица 2. Биографические данные и политический профиль президентов СР

1 2 3 4 5 6 7

1. Ковач М. 1930-2016 Любиша Эконом.ф-т. унта Коменского Экономист 1993-1998 ДЗДС (ЛЕО)

2. Шустер Р. 1934 Кошице Брат.техн. институт Инженер 1999-2004 ПЛД (ЛЕО)

3. Гашпаро-вич И. 1941 Полтар Юр.ф-т. ун-та Коменского Юрист 2004-2014 ДЗД (ЛЕО)

4. Киска А. 1963 Попрад Словац..техн. ун-т Предприниматель 2014-2019 Независимый (ЛЕО)

5. Чапутова З. 1973 Братислава Юр.ф-т. ун-та Коменского Юрист 2019-н.в. Прогрессивная Словакия (ПЕО)

Примечания. См. табл. 1:

ДЗД - Движение за демократию, ОЛиНЛ - Обычные люди и Независимые личности.

Пост президента республики И. Гашпарович занимал в течение двух сроков, остальные - одного.

Михал Ковач — авторитетный экономист, работал в банках Чехословакии. В 1969 г. исключен из рядов КПС. В ноябре 1989 г. — один из активных деятелей ОПН; с декабря по апрель 1989 г. — министр финансов в словацком правительстве национального согласия. В июне 1990 г. избран депутатом Народной палаты ЧСФР от ОПН на двухлетний срок, назначен министром финансов СР (18 мая 1991 г. по собственной просьбе ушел в отставку). В 1991 г. — ближайший сподвижник В. Мечьяра по созданию ДЗДС. 15 февраля 1993 г. избран парламентом СР президентом Словакии. Сразу после избрания активно выступал с критикой политики Мечьяра, исключен из рядов ДЗДС в 1995 г. Снял свою кандидатуру на президентский пост в 1999 г. и ушел из политики. В 2014 г. поддержал Р. Фицо в ходе президентских выборов, на которых победил А. Киска.

Рудольф Шустер в 1962-1974 гг. работал на Восточнословацком металлургическом комбинате в г. Кошице, прошел путь до помощника его директора. В 1983-1986 гг. — мэр Кошице, в 1986-1989 гг. — председатель Восточнословацкого краевого национального комитета. Занимал руководящие посты в КПС, вышел из ее рядов 28 марта 1990 г. В 1989-1990 гг. — председатель НС СР. С августа 1990 г. до середины 1992 г. — посол ЧСФР в Канаде, в 1993 г. — сотрудник МИД, а с осени 1994 г. — снова мэр г. Кошице. 29 мая 1999 г. на первых прямых выборах избран президентом страны. В 2004 г. при нем Словакия вошла в НАТО; он подготовил и вхождение в ЕС, которое состоялось уже при И. Гашпаровиче. Получил ряд почетных степеней, включая степень почетного доктора Дипломатической академии МИД РФ (2001) и Санкт-Петербургского архитектурно-строительного

к

<

С

университета (2002). Живет в Кошице, ведет активный образ жизни, автор большого числа книг, выступает сценаристом документальных фильмов Ё Иван Гашпарович в 1965 — 1968 гг. работал в прокуратуре в различ-

^ ных городах Словакии. В 1968 г. вступил в КПС, из рядов которой вскоре § был исключен. В 1968 г. защитил диссертацию, с 1989 г. — сопредседа-

00 тель Форума независимых юристов Словакии, в 1990 г. — проректор ^ университета Я.А. Коменского. В марте 1992 г. стал генеральным проку-5 рором ЧСФР; с июня 1992 г. — член президиума НС, в 1994-1998 гг. — его < председатель; в 1998 г. совместно с В. Мечьяром исполнял обязанности

1 президента СР. В 2002-2004 гг. занимался преподавательской деятельно-

I м

^ стью, при этом с 2002 г. избран лидером партии Движение за демократию (ДЗД), став политическим оппонентом В. Мечьяра. Победил его во втором туре президентских выборов в 2004 г. Занимал умеренные позиции и не шел на конфликты с премьер-министрами, сдерживая провенгерские настроения на юге Словакии. Посещал с визитами РФ. Был отмечен высшими наградами СР, а также более десятка зарубежных орденов. Автор вузовских учебников и статей по уголовному праву.

Андрей Киска в 1990 г. эмигрировал в США, в 1991 г. вернулся на родину, где занялся предпринимательской деятельностью, владел частными компаниями. В декабре 2004 г. создал Универсальный кредитный банк, а в 2006 г. стал соучредителем фонда «Добрый ангел», который предоставлял ежемесячную финансовую помощь семьям с больными детьми в Словакии, а с 2011 г. — в Чехии. В ноябре 2006 г. завоевал звание «Менеджер года». Во втором туре президентских выборов 2014 г. одержал победу над Р. Фицо, получив поддержку 60% электората. В 2019 г. отказался от участия в президентских выборах, после чего создал партию «За людей», которой руководил до августа 2020 г. Поддерживал интеграцию страны в Евросоюз, санкционный режим против России, выступал за полную независимость Косово. Автор книги: «Путь менеджера из ада или Как заниматься благотворительностью успешно и от сердца» (2011).

Зузана Чапутова — первая женщина-президент Словакии. Она выдержала непростую борьбу за данный пост с авторитетным политиком, представляющим страну в ЕС, М. Шевчовичем от партии Н-СД. Была стипендиатом фонда Сороса, работала юристом в г. Пезинок, где выиграла борьбу с местными властями за чистую окружающую среду. Поначалу о позиционировала себя как вневластного и практически внепартийного политика нового типа, в дальнейшем вошла в число создателей либе- < ральной партии Прогрессивная Словакия, став в 2018 г. заместителем ее председателя. Дистанцируясь от доминирующих установок политической элиты, ставила острые вопросы относительно прав женщин, сексуальных и этнических меньшинств, защиты окружающей среды Словакии. При

ч

О

С

<

П

О

< I

<

I ш 3

поддержке президента А. Киски и большинства партий победила во втором туре президентских выборов 30 марта 2019 г.; за нее проголосовали 58,4% избирателей (при явке в 42%).

Высокий уровень поддержки объяснялся активным осуждением З. Чапутовой убийства разоблачавшего коррупцию журналиста, за причастность к которому она осуждала своих политических конкурентов. Известны ее высказывания о том, что Россия представляет угрозу не только для Словакии, но и для Европы. Выступает против строительства Северного потока-2, причем не столько по экономическим, сколько по политическим причинам. Поддержала высылку российских дипломатов летом 2020 г.; в то же время часто встречалась с генеральным секретарем НАТО, президентом Украины, поддерживала оппозиционные власти движения в Белоруссии.

НС СР (до 1989 гг. — Словацкий национальный совет) — однопалатный законодательный орган страны с 1989 г. по 1992 г. в составе Чехосло-вакии/Чехо-Словакии, который с 1 октября 1992 стал автономным; в него входит 150 депутатов.

Таблица 3. Биографические данные и политический профиль председателей НС СР

1 2 3 4 5 6 7

1. Гашпарович И. 1941 Полтар Юр.ф-т ун-та Коменского Юрист 1993-1998 дздс (ЛЕО)

2. Мигаш Й. 1954 Пушовце Филос.ф-т Киевского ун-та Дипломат 1998-2002 ПЛД (ЛЕО)

3. Грушовски П. 1952 Велька манна Юр.ф-т ун-та Коменского Юрист 2002-2006; 2011-2012 ХДД (ПЕС)

4. Бугар Б. 1958 Братислава Словац. техн. ун-т Инженер 2006 ПВК (ПЕО)

5. Пашка П. 1953 Кошице Филос.ф-т Ко-шицкого ун-та Предприниматель 2006-2010; 2012-2014 Н-СД (ЛЕО)

6. Сулик Р. 1968 Братислава Мюнхенский ун-т Экономист 2010-2011 СиС (ПЕО)

7. Пеллегрини П. 1975 Банска Бистрица Техн. ун-т Кошиц-кого ун-та Экономист 2014-2016 Н-СД (ЛЕО)

8. Данко А. 1974 Ревуца Юр.ф-т ун-та Коменского Предприниматель 2016-2020 СНП (ПЕС)

9. Коллар Б. 1965 Братислава Братиславская гимназия Предприниматель 2020-н.в. Мы - семья (ПЕС)

о гч о

<

П

О

к

<

С

Примечания. См. Таблица 1.

ХДД - Христианско-демократическое движение, ПВК - Партия венгерской коалиции, СиС -Свобода и справедливость, СНП - Словацкая национальная партия.

ч

О

Итак, 2 председателя НС СР занимали пост в течение 6 лет, 1 — 5 лет, 3 — в течение полного и 3 — сокращенного сроков. При этом они в совокупности рельефнее отражают многогранность политической жизни независимой Словакии, представляя богатство внутриполитических

С

<

§ предпочтений и внешнеполитических ориентаций ее элиты.

00 Иван Гашпарович еще с июня 1992 г. стал членом президиума Сло-^ вацкого национального совета, а с 1993 г. — председателем парламента 5 уже независимой Словакии, в 1998-2002 гг. он — его депутат. Тем самым < почти десятилетний срок пребывания в законодательном органе страны

1 предшествовал 10 годам его президентства. Редко какой политик из стран ^ региона может похвастаться таким сроком работы на свое государство,

хотя, на наш взгляд, к крупным политикам (а не просто государственным деятелям) его можно отнести лишь с оговорками.

Йозеф Мигаш интересен прежде всего своей образовательной траекторией, способствовавшей его успешной дипломатической деятельности. В 1973-1978 гг. он обучался в Киевском университете, в 1982 г. там же окончил аспирантуру; в 2003 г. проходил обучение в США. Еще в 1989 г. стал одним из основателей ПЛД — одной из наследниц КПС; в 1996 — 2001 гг., до слияния с Н-СД был ее председателем. Посол на Украине в 1995-1996 гг., в России — в 2009-2014 гг., в Белоруссии — с 2016 г. по 2020 г. Участвовал в праздновании Дня Победы в Минске в 2020 г., чем была вызвана его отставка. Й. Мигаш знает проблематику энергополитики, особенно в сфере поставок газа, из первых рук, отсюда весомость его компетенций.

Павол Грушовский с 2000 г. по 2009 г. — лидер партии ХДД, председателем НС СР был в 2002-2006 гг. и в 2011-2012 гг., зарекомендовав себя видным деятелем, поддерживающим вторую «рыхлую» коалицию М. Дзу-ринды и правительство И. Радичевой. В 2014 г. неудачно баллотировался на пост президента страны, после чего ушел из большой политики.

Отнюдь не экзотической фигурой выглядел на посту председателя НС СР Бела Бугар. Он был в парламенте вице-спикером от довольно авторитетной Партии венгерской коалиции (ПВК), возглавляя ее в 19982007 гг. и ратуя за умеренный курс в отношениях данного этнического меньшинства со словаками8. В 2007 г. он создал партию МОСТ — ХИД, ^ в чем-то продолжающую линию ПВК. о

Павол Пашка был спикером в 2006-2010 гг. и 2012-2014 гг., поддер-

Можно вспомнить при этом, что венгеркой была мать президента Р. Шустера, а отцом карпатский немец; отец М. Дзуринды - этнический русин; у И. Гашпаровича прослеживаются хорватские корни, а у П. Пеллегрини - итальянские.

ск

живал линию Р. Фицо — и вольно или невольно — в 2014 г. взял на себя <

часть обвинений в адрес ее лидера и премьер-министра страны. Его вынудили уйти в отставку в основном за вымышленные грехи, Р. Фицо же 2 удержался во власти до 2018 г.; в этом же году П. Пашка умер от инфаркта. ^ Рихард Сулик успешно определял мощь правой альтернативы по-

§ литике Н-СД, особо примечательна его активность по налаживании

00 политических и экономических контактов со странами Запада. В 2020 г. ^ Р. Сулик испытал новый взлет политической карьеры, став вице-премье-5 ром в правительстве И. Матовича.

< После Р. Сулика место председателя НС занял П. Пеллегрини, два года

1 проводя в нем курс Н-СД; затем он принял пост премьер-министра от ^ Р. Фицо.

Андрей Данко постоянно вызывал на себя огонь критики не только левых и центристских, но и части правых сил. СНП бездоказательно считали едва ли не профашистской, а сегодня ее обвиняют в близости к стране — победителю фашизма. А. Данко поддержал возвращение России Крыма, выступал за возврат России в ПАСЕ и против антироссийских санкций. В ноябре 2019 г. он стал почетным доктором МГИМО, но в этом же месяце оппозиция в НС СР пыталась сместить его с поста председателя, хотя и безуспешно: ротация произошла лишь в итоге выборов 2020 г. (СНП в парламент не вошла).

Борис Коллар — успешный предприниматель, с 1999 г. собственник радиостанции. В 2013 г. получил степень бакалавра в патронируемом Дж. Соросом Центрально-европейском университете. В ноябре 2015 г. создал партию «Мы — семья», в марте 2020 г. она вошла в правящую коалицию с партией ОЛиНЛ, заняв третью позицию по количеству мест. Б. Коллар не гнушался нападок личностного характера на А. Данко, обвиняя его в плагиате, хотя и сам оказался не без этого же греха; парадоксально, но все же в мае 2020 г. он призывал помнить об освобождении страны от фашизма воинами Красной Армии — как это считал и его политический оппонент.

Б. Коллар — политик новой генерации, вошедший в нее поздно и как бы ненароком. Отец 11 детей от десятка жен он утверждает авторитет семьи, даже в названии своей партии — сюжет, достойный драмы абсурда в духе В. Гавела. Ему верят: относительно консервативные словаки тем ^

П

самым признают «своим» этого еще одного политика-постмодерниста. о

Всего в словацкую политическую элиту на конец 2020 г. входи-

ли 2 женщины и 17 мужчин. Родились до 1945 г. 5 политиков (из них <

3 — президенты страны), в 1945 — 1968 гг. — 8, в том числе нынешний ¡^

<

председатель НС СР; после 1968 г. — 6, включая находящихся сегодня у власти президента и премьер-министра страны. Уроженцев столицы среди них — 5 человек, крупных городов Словакии — 4, остальные —

небольших городов и сельской местности. Это примечательный факт: больше половины элиты представляют то, что именуется «глубинным Ё народом» страны.

^ Интересны образовательные траектории элиты: 13 человек полу-

§ чили гуманитарное образование, 7 из них — юридическое, по 3 — фило-

00 софское и экономическое; остальные — техническое. 2 из них обучались ^ за рубежом (Й. Мигаш — на Украине и Р. Сулик — в Германии). Гнездом 5 кадров для политической элиты страны можно считать юридический < факультет университета им. Я.А. Коменского в Братиславе: это alma mater

1 для 2-х президентов, 3-х премьер-министров и 2-х председателей НС СР.

Ш

Примечательны сроки вхождения и пребывания во власти 2 (Р. Фицо и П. Пеллегрини) из представителей элиты входили в нее трижды, 3 (В. Мечьяр и И. Гашпарович) — дважды. Досрочно сдавать свои полномочия пришлось 6 политикам высшего ранга (по 3 премьер-министра и председателя НС СР). Дольше всего находились во власти: И. Гашпарович (на разных постах) — 15 лет, Р. Фицо — 14, М. Дзуринда — 8, В. Мечьяр, П. Грушовски и П. Пашка — по 6 лет.

Достаточно сложно определить профессиональную принадлежность представителей элиты: в ее рядах юрист может стать предпринимателем, а инженер — дипломатом. Однако в целом здесь доминируют юристы — практикующих и до, и после вхождения во власть: 7 из 19. К числу предпринимателей можно отнести 4 политика, экономистов и инженеров — по 3, социологов и дипломатов — по 1. Особенности жизненных траекторий, понуждающие их менять профессиональную ориентацию, описаны в приведенных выше биографических набросках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политики есть политики: в любой стране они вправе варьировать своей внутриполитической идентичностью и внешнеполитическими ориентациями. Все же не только приведенный в таблицах материал, но и более четкое отслеживание их карьеры показывает, что среди президентов чаще можно встретить приверженцев правых позиций, а среди премьер-министров — левых; они, на наш взгляд, из-за многовектор-ности внешнеполитических ориентаций отбраковывались чаще, чем президенты за проевропейскость. Идейные противостояния между ними не прекращаются, начиная с борьбы «побратимов» по ДЗДС В. Мечьяра < и М. Ковача, а также противостояния Р. Фицо и А. Киски. Можно утвер- о ждать, что президент Словакии по определению обречен занимать правые позиции, выступать хранителем устоев, быть харизматиком национальных идей, даже если это касается технократа и экс-американца 5

<

А. Киски или выступающей за проевропейскость З. Чапутовой.

Многие представители элиты меняют партийную принадлежность или даже создают новые партии. «Свои» партии, в частности, основали

ск <

политики постмодернистской генерации, причем им в значительной мере присущ «старый» популизм с опорой на новейшие технологии. Это, Ё в первую очередь, касается партий с едва ли не кричащими названиями: ^ «За людей» (партия А. Киски, предтечи постмодернистской генерации), § «Прогрессивная Словакия» (З. Чапутова), «Обычные люди и независимые

00 личности» (И. Матович). «Мы — семья» (Б.Коллар) особо примечательна, ^ ибо по его личному опыту семейной жизни предполагает каждому муж-5 чине по десятку жен, а каждой женщине, пожалуй, не меньше мужей. < Все три политика отличаются причудливыми решениями. Так, З. Чапу-

1 това в одной из наиболее консервативно католических стран Европы

ш

^ выступает, вопреки массовым настроениям, за права сексуальных меньшинств по высоким стандартам ЕС, а Б. Коллар удачно капитализирует свой семейный опыт для названия партии. Что касается И. Матовича, то его предпринимательский популизм (или популистское предпринимательство) ставит в тупик многих аналитиков, пытающихся определить политические предпочтения и внешнеполитические ориентации премьер-министра.

Некой константой политической жизни страны всего обозреваемого периода являются перманентные и взаимные обвинения в коррупции политических оппонентов. Они недоказуемы и наблюдаются в других странах региона, но именно в Словакии — относительно небольшой стране — этот механизм политической борьбы представлен, можно сказать, идеально. Так, с опорой на обвинениях в коррупции Р. Фицо, якобы его связях с итальянской мафией и даже участии в убийстве журналиста заработали политический капитал все три политика-постмодерниста, находящиеся сегодня на вершине властной элиты. Это начала успешно делать З. Чапутова, а затем премьер-министр и председатель НС СР; на наш взгляд, этот во многом вымышленный для политических нападок Дамоклов меч висит и над ними.

Среди представителей словацкой элиты — по крайней мере, при их вхождении во власть — явно доминируют еврооптимисты, причем левые. Это 3 премьер-министра (включая таких крупных политиков, как В. Ме-чьяр и Р. Фицо, а также П. Пеллегрини), 3 президента (М. Ковач, Р. Шустер, И. Гашпарович), 4 председателя НС СР (И. Гашпарович, Й. Мигаш, П. Паш- < ко, П. Пеллегрини) — всего 10 из занимавших указанные посты. Правых о еврооптимистов меньше: 4 премьер-министра (Й. Моравчик, М. Дзу-ринда, И. Радичова, И. Матович), 2 президента (А. Киска, З. Чапутова) и 1

председатель НС СР (Б. Бугар) — всего 7. В число правых евроскептиков ¡^

<

входят четыре председателя НС СР (П. Грушовски, Р. Сулик, А. Данко, Б. Коллар). Представителей ЛЕС в элите не было.

к

<

Данные цифры не вполне коррелируют с представительством партий в парламенте по результатам выборов 2016 г. и 2020 г. В первых веду° щее место здесь заняли ЛЕО: партия Н-СД с 49 местами. Ей противостоя-^ ли 4 партии ПЕО: СиС - 21, ОЛиНЛ - 19, МОСТ - ХИД (преобразованная § Б. Бугаром из ПВК) — 11, СЕТЬ (партия откололась от ХДД в 2014 г., не

00 соглашаясь, в частности, с ее установками ПЕС) — 10, а также 3 партии ПЕС: СНП — 15, НП-НС9 — 14, «Мы — семья» — 11. Получилось так, что ЛЕО

5 у власти пошли на союз с партиями ПЕО: МОСТ — ХИД и СЕТЬ (вскоре она < вышла из коалиции, а затем сошла с политической авансцены) — и, ка-

1 залось бы, с крайними своими политическими оппонентами из партий

ш

^ ПЕС: СНП. И в оппозиции оказались, с одной стороны, партии ПЕО: СиС и ОЛиНЛ, а с другой — ПЕС: НП-НС и Мы — семья.

По результатом выборов 2020 г. наибольшее число набрали в парламенте партии ПЕО: ОЛиНЛ — 53 депутата и примкнувшие к ней СиС — 13 и «За людей» — 12 депутатов (создана А. Киской, который возглавлял ее до 2020 г.); в коалиционное правительство вошла и партия ПЕС: «Мы — семья» — 17 депутатов (всего в коалиции 95 парламентариев). Оппозицию составляют Н-СД — 38 мест и НП — НС — 17 мест.

Результаты этих выборов подтвердили ротацию элит с доминированием ПЕО. Помимо этого ключевая оппозиционная партия Н-СД подверглась расколу (11 депутатов ориентируются на партию Голос — Социал-демократия — Г-СД, хотя отдельной фракции они пока не организовали). Тем самым, левые силы Словакии получили удар ниже ватерлинии, все же они не только держатся на плаву, но и не потеряли, по мнению ряда аналитиков, полностью шансов занять лидирующие места на следующих выборах. Примечательно, что в парламент не вошли представители устоявшихся партий — христианских демократов и венгерского меньшинства.

В целом нами зафиксирован одни из важных моментов ротации элит. С властных позиций ушли уже устоявшиеся партии и их лидеры, а пришли новые, которых можно назвать постмодернистскими, опять-таки, опережая по данному параметру Чехию, где высшие политические позиции удерживают как раз устоявшиеся политики. С учетом указанной ротации политический ландшафт Словакии в чем-то уподобляется таковому < в странах, скорее, Западной, чем Центральной Европы. Мониторинг этой о генерации политиков усложняется в связи с большой изменчивостью их

<

С

Народная пария - наша Словакия считается националистически ориентированном <

партией, подвергаемой критике практически всеми участниками политического процесса, ее лидера М. Котлебу даже именуют фашистом, хотя избиратели с такими ярлыками не считаются.

политических предпочтений и внешнеполитических ориентаций. Все же, на наш взгляд, Словакия стоит в своеобразной очереди за укрепление Ё национальных и религиозных начал вслед за Польшей и Венгрией. Есть ^ основания предполагать, что при этом в ряды «русофобов» представители § новой генерации, как политики соседней Польши, не встанут; правда, не

00 пополнят они и ряды «русофилов», как политики Венгрии.

^ Итак, политический ландшафт страны находится в стадии предпе-

5 реформатирования. Наш прогноз, основанный в частности, на анализе < последних изменений в политической элите СР, сводится к тому, что

1 на первый план выйдут партии не столь настырно подчеркивающие

I м

^ свою близость народу, семье и даже независимым (от чего?) личностям. Скорее, это будет политическая сила, которая более адресно выразит национальные интересы и, по нашим предположениям, сила правая, но без форсирования антироссийских позиций и с капитализацией уже достигнутого Н-СД.

Охватить динамику соответствующих процессов в рамках статьи трудно, однако и приведенные данные побуждают к общему заключению: политические траектории представителей словацкой элиты крайне сложны и в чем-то противоречивы; это и побуждает к постоянному мониторингу их активности с опорой на методы политической истории, политологии, социологии, а в идеале — всего комплекса общественных наук.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Kopecek L. Eurosceptici, europeniste, euroentuziaste, eurofobove — jak a nimi pracovat? // Politologicky casopis. 2004. C. 3.

Taggart P., Szczerbiak A. Theorising Party Based Euroscepticism: Problems of Definition, Measurement and Causality // Sussex European Institute Working Papers. 2003. Vol. 69.

Задорожнюк Э.Г. Политические партии Чехии и Словакии: еврооптимизм/евроатлантизм или евроскептицизм/евразийство // Европа. Евразия. XXI век начинается. М. : ИСл РАН; ПОЛИМЕДИА, 2018. С. 200-265.

Никитин В.В. Словацкая Республика: путь от евроожиданий к евроскептицизму (1993017 гг.) // Европа. Евразия. XXI век начинается. М. : ИСл РАН; ПОЛИМЕДИА, 2018.

Очерки политической истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Конец XX — начало XXI в. М.; СПб..: Нестор-История, 2020. (В печати).

Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX — начало XXI вв. Аспекты общественно- <

политического развития. М.; СПб. : Нестор-История, 2015. о

00 ш

к

<

REFERENCES *

Central'naja i Jugo-Vostochnaja Evropa. Konec XX — nachalo XXI vv. Aspekty obshhestvenno- < politicheskogo razvitija [Central and South-Eastern Europe. The end of the XX — beginning of the XXI centuries. Aspects of social and political development] (2015). Moscow ; Saint-Petersburg : Nestor-Istorija.

о

Zadorozhnjuk, E.G. (2018). Politicheskie partii Chehii i Slovakii: evrooptimizm/evroatlantizm ili evroskepticizm/evrazijstvo [Political parties of the Czech Republic and Slovakia: Euro-optimism / Euro-Atlanticism or Euroscepticism / Eurasianism] , in: Evropa. Evrazija. XXI vek nachinaetsja [Europe. Eurasia. XXI century begins]. Moscow : Institute for Slavic Studies RAS; POLIMEDIA. pp. 200 - 265.

u <

o Taggart, P., Szczerbiak, A. (2003). Theorising Party Based Euroscepticism: Problems of Definition, m Measurement and Causality, in: Sussex European Institute Working Papers. Vol. 69.

LLI

ck Kopecek, L. (2004). Eurosceptici, europeniste, euroentuziaste, eurofobove — jak a nimi pracovat? <

[Eurosceptics, Europenists, Euroentziasts, Europhobes — how to work with them?], in:

^ Politologicky casopis. №. 3. <

^ Nikitin, V.V. (2018). Slovackaja Respublika: put' ot evroozhidanij k evroskepticizmu (1993- 2017 gg.) [Slovak Republic: the path from euro expectations to euro skepticism (1993-2017)], in: Evropa. Evrazija. XXI vek nachinaetsja [Europe. Eurasia. XXI century begins]. Moscow : Institute foe Slavic Studies RAS; POLIMEDIA. Ocherki politicheskoj istorii stran Central'noj i Jugo-Vostochnoj Evropy. Konec XX-nachalo XXI v. [Essays on the political history of the countries of Central and South-Eastern Europe. End of XX-beginning of XXI century.]. (2020). Moscow ; Saint-Petersburg : Nestor-Istorija. (In print).

Political Elites of Independent Slovakia: Rotation Processes

Author. Zadorozhnyuk E., Doctor of Sciences (History), Head of the Department for the Contemporary History of Central and South-Eastern Europe, Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences. Address: 32-A, Leninsky av., Moscow, Russia, 119334. E-mail: elzador46@mail.ru

Abstract. The author analyses the modern generations of the Slovak political elites: Presidents, Prime Ministers and Chairmen of the National Council (Parliament) during the whole period of the existence of an independent state. She stresses the fact that at the beginning of the third decade of the new century, new generation, actively using the rhetoric of populism, begin dominating the Slovak political arena. At the same time, the pro-European electorate of those three figures placed on the peaks of power (Z. Caputova, I. Matovic, B. Kollar) makes them - like in Hungary and Poland - to be the advocates of the strengthening of national and religious principles. The analysis of the rotation processes in the political elite of the country suggests that right-wing political forces will sooner or later come to the fore in Slovakia, and they will more specifically express national interests without stressing anti-Russian positions, rather capitalizing on the results already achieved by the left-oriented party Direction - Social Democracy (Smer-SD). The author states that the political trajectories of representatives of the Slovak elite are too much complex and self-contradictory. Such statement is the result of investigating their activity based on the methods of political history, political science, sociology, psychology and the entire complex of social sciences.

Key words: Slovakia, political preferences, elite, rotation, prime ministers, presidents, heads of parliament, postmodern politicians, monitoring, foreign policy orientations.

<

П

о

ck <

С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.