СЛОВАРЬ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ТЕРМИНОВ ПО ЖИВОПИСИ
Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА
данный словарь отражает основные термины, обозначающие
технологические процессы и операции при
реставрации живописи. в качестве иллюстраций реставрационных процессов и материалов публикуются фотографии, сделанные в мастерских международного института культурного наследия
АКРИЛОВЫЙ ГРУНТ (УНИВЕРСАЛЬНЫЙ) - это водоразбав-ляемая белая густая паста на основе дисперсии акриловой смолы и диоксида титана, а также нейтрального наполнителя и вспомогательных веществ.
АКРИЛ-СТИРОЛЬНЫЙ ЛАК - покровной синтетический лак, широко применяемый в реставрации живописи. Обладает высокими водоотталкивающими свойствами, плотно и равномерно ложится, быстро высыхает, ведёт себя предсказуемо, не меняет цвет, не мутнеет и защищает от пыли.
АКРИЛ-ФИСТАШКОВЫЙ ЛАК - покровной лак, отличающийся прозрачностью и эластичностью покрытия. Не мутнеет со временем.
I
ЧЕ1 11
даый 1 ~ .1- -
I /о1""" ) Г-^
Акриловый грунт
БУМАГА ПАПИРОСНАЯ - бумага, применяемая в реставрации живописи для укрепления (прокле-ивания) красочного слоя и грунта, а также устранения деформаций основы.
Проклеивание папиросной бумагой полотна круга Николо Кодацци «Вид на площадь с портиком» БСИИ ASG, инв. № 04-2751
Николо Кодацци, круг Вид на площадь с портиком Италия, XVII век Холст, масло. 71*89 см БСИИ ASG, инв. № 04-2751
ВЫКРОШКИ - утраты красочного слоя на картине.
Выкрошки в нижней части полотна Джованни Джакомо Сементи «Сусанна и старцы» БСИИ ASG, инв. № 04-3839
Джованни Джакомо Сементи Сусанна и старцы Италия, 1616 - 1626 годы Холст, масло. 130*161 см БСИИ ASG, инв. № 04-3839
ГЛУХОЙ ПОДРАМНИК - цельный неразборный подрамник, скреплённый скобами. Рейка для такого подрамника распиливается, а затем сшивается на специальном сшивном станке. Углы глухого подрамника жестко стыкуются друг с другом и в случае провисания картины возникнет необходимость в её перетяжке.
Глухой подрамник, на котором натянуто полотно французской школы конца XVII века «Дама в головном уборе с султаном»
БСИИ ASG, инв. № 01-3356
Французская школа конца XVII века Дама в головном уборе с султаном
Холст, масло. 70*47 см БСИИ ASG, инв.№ 013356
ГРУНТ - тонкий слой специального состава, который наносят поверх проклеенной основы, чтобы придать поверхности необходимые цветовые или фактурные свойства, а также ограничить интенсивное впитывание связующего вещества.
Подведение грунта на полотне круга Луи-Мише-лья ван Лоо «Портрет Фени де ла Прад в образе весталки»
БСИИ ASG, инв. № 01-2225
Реставрационный грунт, применяемый в мастерских Международного института культурного наследия
Авторские материалы, применяемые старыми мастерами для изготовления грунтов:
Ченнино Ченнини (конец XIV века): клей, гипс
Антонио ди Пьетро Аверлино Фларетте (XV век): клей, гипс, масляная краска Джорджо Вазари (XVI век): клей, мука, ореховое масло, свинцовые белила, масляная краска Винченцо Боргини (XVI век): первый вариант - клей животный, масляная краска; второй вариант -клей, гипс, мука, ореховое масло
Джованни Баттиста Арменини (XVI век): клей животный, мука, масло, свинцовые белила, масляная краска
Франческо Пармиджанино (XVI век): первый вариант - клейстер, оливковое масло, мёд, масляная краска (свинцовые белила, сурик); второй вариант - клей, зола, льняное масло, масляная краска; третий вариант - клей, глина, льняное масло, красная земля
Джованни Баттиста Вольпати (XVII век): клейстер или клей, глина, масло, масляная краска Асискло Антонио Паломино де Кастро и Веласко (XVIII век): первый вариант - клейстер, мёд, масло льняное, глина, красная земля;второй вариант - клей, масло льняное, глина, красная земля.
ДАММАРНЫЙ ЛАК - покровной лак, добываемый из смолы даммары - вечнозелёного дерева из Азии. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно. Альтернативой даммарному может быть пихтовый лак, добываемый из смолы пихты.
Даммарный лак, применяемый в реставрационных мастерских Международного института культурного наследия
ДЕФОРМАЦИЯ ОСНОВЫ - коробление холста или досок живописного произведения.
Луи-Мишель ван Лоо, круг Портрет Фени де ла Прад в образе весталки Франция, XVIII век Холст, масло. 80*63 см БСИИ ASG, инв. № 01-2225
Деформация полотна круга Луи-Мишеля ван Лоо «Портрет Фени де ла Прад в образе весталки» БСИИ ASG, инв. № 01-2225
Деформация доски «Воскресение Иисуса Христа» («Стража у гроба») Арагонской школы конца XV - начала XVI веков БСИИ ASG, инв. № 04-3868
Арагонская школа конца XV - начала XVI веков Воскресение Иисуса Христа (Стража у гроба) Дерево, масло, золочение. 67x66 см БСИИ ASG, инв. № 04-3868
ДУБЛИРОВАНИЕ ХОЛСТА - это укрепление основы живописного произведения. При дублировании на работу с обратной стороны подклеивают новый холст, что помогает продлить жизнь произведению.
Обратная сторона холста последователя Никла- Обратная сторона холста последователя Никла-уса Мануэлья Дойча до дублирования уса Мануэлья Дойча после дублирования
БСИИ ASG, инв. № 04-3702 (1 - 7) БСИИ ASG, инв. № 04-3702 (1 - 7)
Никлаус Мануэль Дойч, последователь. Три теологические благодетели, связанные с четырьмя кардинальными благодетелями: Вера, Надежда, Милосердие, Осторожность, Умеренность, Сила, Справедливость (серия из семи полотен) Швейцария, XVI век Холст, масло. 106*38 см БСИИ ASG, инв. № 04-3702 (1 - 7)
ЖУХЛОСТЬ - в технологии масляной живописи ненормальные изменения в высыхающем красочном слое, благодаря которым живопись лишается блеска, темнеет, становится глухой и черноватой по цвету. Причина жухлости - чрезмерное уменьшение в краске связующего вещества - масла, излишне впитываемого грунтом или нижележащим красочным слоем. Обычно жухлость появляется вследствие прописок поверх недостаточно просохшей живописи.
Жухлость на картине «Мартин Лютер и рыцари Фридриха Саксонского 26 мая 1521 года» Автор Жозеф Альфред Белле дю Пуаза БСИИ ASG, инв.№04-3588
Жозеф Альфред Белле дю Пуаза Мартин Лютер и рыцари Фридриха Саксонского 26 мая 1521 года 1867 год
Холст, масло. 273*3 60 см БСИИ ASG, инв.№04-3588
ЗАГРЯЗНЕНИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ - пыль, копоть и мушиный засид, оседающие на поверхности живописи.
Немецкая школа XVIII века Женский портрет Холст, масло. 91,5*73 см БСИИ ASG, инв. № 01-3433
Фрагмент «Женского портре- Фрагмент «Женского порта» немецкой школы XVIII века трета» немецкой школы до удаления загрязнений XVIII века после удаления за-
БСИИ ASG, инв. № 01-3433 грязнений
БСИИ ASG, инв. № 01-3433
ЗАПИСИ - реставрационный термин, обозначающий неавторские прописки, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах её поверхности.
ЗЕРНИСТОСТЬ ХОЛСТА (ФАКТУРА) - один из основных компонентов построения живописно-красочного слоя произведения. Она определяется толщиной нитей ткани и делится на мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые. Зернистость негрунтованного холста одинакова с обеих сторон.
Фактура среднезернистого холста с изображением святого Николая Мирликийского Работа круга Абрахама ван Дипенбека БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 - 15)
Абрахам ван Дипенбек, круг Святой Николай Мирликийский Фландрия, XVII век Холст, масло. Овал 56,5*48,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-0980 (1 - 15)
ИМПРИМАТУРА - в технологии живописи наименование для цветовой тонировки грунта. Получила широкое распространение в живописной практике старых мастеров.
КРАКЕЛЮР - растрескивание грунта, красочного слоя или лака картины.
Кракелюр на «Портрете ректора колледжа хирургов Руана Клода Ле Пера» Французская школа XVIII века БСИИ ASG, инв. № 04-3343 (1)
Французская школа XVIII века Портрет ректора колледжа хирургов Руана Клода Ле Пер Холст, масло. 80*64 см БСИИ ASG, инв. № 04-3343 (1)
КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ - в случае живописи старых мастеров -это масляные краски (сухие пигменты и масла - семена льна, мака или грецких орехов) и темпера (вода, сухие пигменты, связующее вещество - куриное яйцо).
Масляные краски, применяемые в реставрационных мастерских Международного института культурного наследия
КРОМКИ КАРТИНЫ - края холста, которые нередко дублируются путём укрепления на полосе дублировочной основы.
Кромки полотна мастерской Лукаса ван кенборха «Сцена на кухне» БСИИ ASG, инв. №04-3274
Лукас ван Фалъкенборх, мастерская Фаль- Сцена на кухне
Фландрия, около 1590 года Холст, масло. 84*77 см БСИИ ASG, инв. № 04-3274
ЛАК ПОКРОВНОЙ - защитный слой картины, предохраняющий краски от влияния внешней среды. Представляет собой плёнкообразующие вещества (прозрачные жидкости от жёлтого до вишнёвого цвета) на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические материалы, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.
ЛЕССИРОВКА - один из приёмов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. Основное назначение лессировок - достигать особой лёгкости и звучности тона, или вносить тонкие цветовые коррективы в детали живописи, что возможно благодаря законам оптического смещения.
Тонкие лессировки в изображении волос и ювелирного украшения в причёске Юдифи на картине круга Мартина де Воса БСИИ ASG, инв. № 04-3435
Мартин де Вос, круг Юдифь с головой Олоферна Фландрия, около 1580 года Дерево, масло. 68*92 см БСИИ ASG, инв. №04-3435
МОДУЛЬНЫЙ ПОДРАМНИК - сборный подрамник, составляющийся из отдельных планок определенного размера. Концы планок скошенные и имеют пазы, с помощью которых планки соединяются друг с другом. Из них можно составить подрамник любого нужного формата, подбирая и соединяя планки нужного размера. Для увеличения жёсткости конструкции используют средние планки.
и
Модульный подрамник, на котором натянут «Мужской портрет» круга Леандро Бассано БСИИ ASG, инв. № 02-3425
Леандро Бассано, круг Мужской портрет Италия, конец XVI века Холст, масло. 99*79,5 см БСИИ ASG, инв. № 02-3425
МУШИНЫЙ ЗАСИД - помёт насекомых на поверхности картины.
Мушиный засид на «Портрете дамы с книгой»
Гийома Дескампа
БСИИ ASG, инв. № 01-2901
ОСНОВА - в технологии живописи - материал, на который наносятся грунт и красочный слой картины. Самая распространенная разновидность основы в станковой живописи - холст, дерево.
Обратная сторона холста с изображением Антальи Беллийского Автор Доменико Антонио Ваккаро
БСИИ ASG, инв. № 04-4135 (3)
Гийом Дескамп Портрет дамы с книгой Франция, 1813 год Холст, масло. 61*50,5 см БСИИ ASG, инв. № 01-2901
НАТЯЖКА ХОЛСТА - процесс фиксации холста на подрамник, при котором изображение полностью находится на лицевой его стороне. Осуществляется специальными щипцами.
Щипцы для натяжки холста на подрамник
Доменико Антонио Ваккаро
Анталья Беллийский
Италия, XVIII век
Холст, масло
Овал 168*114,5 см
БСИИ ASG, инв. № 04-4135 (3)
Обратная сторона доски с изображением «Сцены в порту» круга Корнелиса Белта БСИИ ASG, инв. № 04-2923
ОЧИСТКА - реставрационный термин, означающий удаление с поверхности красочного слоя картины поверхностных загрязнений и старого лака.
Очистка работы «Ассунта» («Успение Девы Марии») венецианской школы XVIII века БСИИ ASG, инв. № 04-3293
Корнелис Белт, круг Сцена в порту Голландия, XVII век Дерево, масло. 48*66,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-2923
Венецианская школа XVIII века Ассунта («Успение Девы Марии») Медь, масло. Овал 336*193 см БСИИ ASG, инв. № 04-3293
ПАРКЕТАЖ - это система укрепления деревянной основы картины паркетной рамой, состоящей из ряда планок, закрепленных параллельно на обратной стороне доски, и ряда перпендикулярных скользящих планок.
Паркетаж картины круга Мартина де Воса «Юдифь с головой Олоферна» БСИИ ASG, инв. №04-3435
ПЕРЕВОД С ДОСКИ НА ХОЛСТ - процедура реставрации картин старых мастеров, которая была распространена в некоторых музеях Европы и России в XVIII - XIX веках. Деревянная основа стёсывалась рубанком, затем очищалась до красочного слоя при помощи кисточек и кислот, после чего красочный слой переклеивался на новую основу из ткани. В редких случаях вместо холста использовалось дерево или другая основа.
Слева: На нанесенный новый переводной грунт наклеивается марля. Справа: Перевод с дерева. Удаление авторской деревянной основы
Реставрационные мастерские Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
ПОДРАМНИК - деревянный остов в виде рамки (нередко с перекладинами), на который натягивается полотно для живописи. Качественный подрамник должен иметь в углах раздвижные шипы на клинках для натягивания полотен, а также фаски - скос лицевой поверхности планок в глубину.
Подрамник, на котором натянуто полотно «Военный лагерь» Луи-Жозефа Ватто БСИИ ASG, инв. № 04-2242
ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ НИТЕИ - вид переплетения холста, в котором нити основы и утка перекрывают друг друга в каждых двух последовательных перекрытиях.
Полотняное переплетение нитей
ПРОМЫВКА - процесс удаления с поверхности загрязнений в виде уплотнённых пылевых наслоений и привнесенных водорастворимых соединений при помощи дистиллированной воды или водных растворов моющих средств.
РАЗЛОЖЕНИЕ ЛАКА - потеря лаком прозрачности под действием влаги.
Снятие разложившегося лака и загрязнений с картины «Путники на берегу реки» Пьетро Паоло Бонзи
БСИИ ASG, инв. № 04-2880
Пьетро Паоло Бонзи
Путники на берегу реки Италия, XVII век Холст, масло. 102*153 см БСИИ ASG, инв. № 04-2880
РЕТУШНЫЕ ЛАКИ - используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Они наносятся перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший слой краски, усиливает сцепления нового слоя. Таким образом получается «защита» от пожухания.
РЫБИЙ (ОСЕТРОВЫЙ) КЛЕЙ - клей, получаемый из плавательных пузырей и плавников рыб осетровых пород. Является лучшим по качеству, но дорогим и дефицитным материалом. Клей выпускают в виде полупрозрачных эластичных чешуек.
Рыбий (осетровый) клей, применяемый в реставрационных мастерских Международного института культурного наследия
РЕНТГЕНОГРАФИРОВАНИЕ - исследование внутренней структуры объектов, которое даёт дополнительную возможность оценить состояние сохранности произведения - определить невидимые визуально разрывы и утраты основы, красочного слоя и грунта, поздние реставрационные вмешательства, признаки перевода на новую основу, определить некоторые живописные материалы и т.д.
Фрагмент рентгенограммы «Портрета молодого человека» Ивана Никитина
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
РЕНТГЕНОФЛУОРЕСЦЕНТНЫЙ АНАЛИЗ - спектроскопический метод исследования, применяемый с целью получения элементного состава вещества, то есть его элементного анализа. С помощью него могут анализироваться состав красочного слоя (в частности пигменты) и грунта.
На левом снимке - перевернутый фрагмент картины французского импрессиониста Эдгара Дега «Портрет женщины» из Национальной галереи Виктории в Мельбурне. На правом снимке - скрытый под ним портрет Эммы Добиньи, работавшей у художника моделью в 1869 -1870 годах. Портрет Эммы Доби-ньи был воссоздан при помощи метода рентгенофлуоресцентного анализа.
САРЖЕВОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ НИТЕИ - вид
переплетения холста, в котором на поверхности ткани образуются видимые диагональные рубчики («бугорки»), которые в основном направлены сверху вниз и слева направо.
Саржевое переплетение нитей
СТЕРЕОМИКРОСКОП - прибор, позволяющий наиболее точно определить состояние сохранности произведения, максимально выявить степень прежних реставрационных вмешательств, в частности, распознать старые записи, находящиеся под более поздними лаковыми слоями, которые часто не выявляются при исследовании в ультрафиолетовых (УФ) лучах. Исследование под микроскопом также даёт возможность узнать исходную цветовую гамму произведения по остаткам авторского красочного слоя.
Изучение под микроскопом повреждений на картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Картина пострадала в результате нападения вандала 25 мая 2018 года
ТОНИРОВКА - в технологии изобразительного искусства - подцветка поверхности художественного произведения (или его материалов) со специальной целью (см. имприматура).
УДАЛЁННОЕ УВЛАЖНЕНИЕ - применяется при короблении досок картины. На полиэтилен помещается увлажнённый тёплой водой фетр, затем бруски толщиной 5 - 7 см, на которые кладётся произведение живописной стороной вверх и закрывается полиэтиленом. В таком состоянии оно находится от 30 минут до полутора часов.
УКРЕПЛЕНИЕ ЖИВОПИСИ - осуществляется рыбьим (осетровым) клеем, смешанным с мёдом в пропорции один к одному. Данный состав - ещё тёплым - кистью наносят на картину. Сверху на всю поверхность приклеивают папиросную бумагу. Реставратор берёт в руки теплый утюг (до 40 °С) и гладит им по бумаге. Если трещины на картине большие, то осетровый клей можно вводить медицинским шприцем. Под действием тепла рыбий клей проникает внутрь картины, растекается по трещинкам в лаковом и подлаковом слоях. Одновременно происходит укрепление и выравнивание красочного слоя и грунта в тех местах, где имеются деформации.
Укрепление полотна «Дева Мария Розария прославляет
победителей в битве при Лепанто» Автор Грацио Коссали и мастерская БСИИ ASG, инв. № 04-2685
Грацио Коссали и мастерская Дева Мария Розария прославляет победителей в битве при Лепанто Италия, XVII век Холст, масло. 240x169 см БСИИ ASG, инв. № 04-2685
УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЕ (УФ) ИЗЛУЧЕНИЕ -
позволяет увидеть либо интегральное свечение лаковых (защитных) слоев, красочного слоя и грунта, либо каждый компонент в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя. Кроме этого УФ излучение даёт информацию о состоянии сохранности произведения (утраты красочного слоя и грунта) и глубине залегания записей относительно лаковых (защитных) слоев.
Фотографии фрагмента картины Дмитрия Левицкого «Портрет Н.С. Борщовой», сделанные при обычном освещении (слева) и в УФ-лучах (справа). Снимок в УФ-излучении показывает толщину пожелтевшего лака и поздние записи, лежащие на лаке (светятся темными пятнами).
ФИКСАТИВ - лак, используемый для закрепления рисунков карандашом, углём, пастелью, и пр. После высыхания образует плёночку, которая позволяет убирать пыль с картины. Помимо физической защиты данный лак позволяет сохранить сочность цвета.
ФИСТАШКОВЫЙ ЛАК - покровной лак, получивший своё название благодаря основному ингри-диенту - фисташковой смоле. Он практически не отличается от акрил-фисташкового лака, но встречается крайне редко.
ФЛЕЙЦ - плоская кисть, применяемая в живописи для выравнивания свежеокрашенной поверхности.
Кисти флейцевые
ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - направлены на всестороннее изучение состава и свойств материалов из которых созданы музейные экспонаты. Исследования позволяют реставратору достаточно точно определить, где проходит граница между подлинными (авторскими) элементами памятника и более поздними доработками, правильно подобрать растворители и укрепляющие составы.
Отдел химико-биологических исследований музейных предметов Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
ХОЛСТ - основа картины из какой-либо достаточно прочной ткани, преимущественно в загрунтованном виде. Иногда холстом называют и самую ткань (льняную, пеньковую, джутовую и др.) с полотняным или саржевым переплетением нитей, если она предназначается для живописи.
Портрет Марии Женевьевы Ле Пер французской школы XVIII века, исполненный на холсте 80*64 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3343 (2)
ШПАТЕЛЬ - в технологии живописи - инструмент в виде укрепленной на ручке металлической (изредка - роговой) пластинки с прямолинейно обрезанным концом. Употребляется для грунтовки, перемешивания красок, очистки палитры.
Шпатели
ЭМУЛЬСИЯ - дисперсная система, состоящая из двух нерастворяющихся друг в друге жидкостей, одна из которых (дисперсная фаза) распределена в другой.