Научная статья на тему 'Реставрация и консервация произведения «Портрет Персидского Царя Фиридуна»'

Реставрация и консервация произведения «Портрет Персидского Царя Фиридуна» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
140
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТИГ САФАРОВ / ЦЕНТР НАУЧНОЙ РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РЕЛИКВИЙ (ЦНРМЦР) / РЕСТАВРАЦИЯ / КОНСЕРВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гасанова Р. Р.

Посещая музеи, мы восторгаемся живописными полотнами прославленных художников, великолепными творениями известных скульпторов, старинными коврами, тканями и другими изделиями декоративно-прикладного искусства. В этой статье речь будет идти о Натик Сафарове. Он один из ведущих специалистов Азербайджана, художник-реставратор высшей квалификации. Мы будем рассматривать один из сложнейших процесс реставрации и консервации отреставрированный Сафаровом, работу неизвестного художника «Портрет Персидского Царя Фиридуна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гасанова Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реставрация и консервация произведения «Портрет Персидского Царя Фиридуна»»

РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ПОРТРЕТ ПЕРСИДСКОГО ЦАРЯ ФИРИДУНА»

© Гасанова Р.Р.*

Университет Батман, Турция Азербайджанская государственная академия художеств, Азербайджан, г. Баку

Посещая музеи, мы восторгаемся живописными полотнами прославленных художников, великолепными творениями известных скульпторов, старинными коврами, тканями и другими изделиями декоративноприкладного искусства. В этой статье речь будет идти о Натик Сафарове. Он один из ведущих специалистов Азербайджана, художник-реставратор высшей квалификации. Мы будем рассматривать один из сложнейших процесс реставрации и консервации отреставрированный Сафаровом, работу неизвестного художника «Портрет Персидского Царя Фиридуна».

Ключевые слова Натиг Сафаров, Центр Научной Реставрации Музейных Ценностей и Реликвий (ЦНРМЦР), реставрация, консервация.

Введение

Посещая музеи, мы восторгаемся живописными полотнами прославленных художников, великолепными творениями известных скульпторов, старинными коврами, тканями и другими изделиями декоративно-прикладного искусства.

Часто ли, посещая художественные музеи, задумываемся мы о людях, посвятивших себя, свой талант воссозданию шедевров, - будь то живопись или скульптура, ковры или гобелены, керамика, изделия из дерева или металла?

Не будем кривить душой: не часто, а может, и никогда. А жаль. Ибо не будь людей, о которых пойдет речь, мы были бы лишены удовольствия, счастья наслаждаться прекрасным, соприкасаться с историей своей земли, своего народа, всего человечества.

Специальности у этих людей разные, но профессия одна - реставратор [5].

Врагов у художественных ценностей, хранящихся в музеях, немало. Излишний солнечный свет или темнота, перепады температуры, чрезмерная влажность, или, напротив, сухость воздуха, да еще плесень, моль, грибки... Все это требует хорошо налаженной «восстановительной службы», вооруженной современными методами реставрации и консервации произведений искусства [1].

* Преподаватель факультета Естественных и литературных наук (специальность Сохранение и восстановление культурного наследия) Университета Батман, докторант Азербайджанской государственной академии художеств.

18

новый взгляд. международный научный вестник

В 1981 году произошло одно из важнейших событий в истории реставрационного дела в Азербайджане. Согласно приказу № 414 министра культуры Азербайджанской ССР Закира Багирова от 9 октября 1981 года на основании указа Кабинета Министров 1980 года, на базе Центральной художественно-реставрационной мастерской Азербайджанского музея искусств имени Р. Мустафаева был создан Центр научной реставрации музейных ценностей и реликвий (ЦНРМЦР) Министерства культуры Азербайджанской ССР. Директором ЦНРМЦР был назначен Фархад Гаджиев (ныне покойный) (рис. 1), явившийся основателем научного реставрационного дела в нашей республике.

С тех пор, вот уже более 35 лет, Центр научной реставрации музейных ценностей и реликвий Азербайджана (ЦНРМЦР) является единственной организацией подобного рода на всем Южном Кавказе. А в решении некоторых проблем реставрации и консервации ЦНРМЦР является флагманом всего региона в более широком смысле этого слова - с охватом Центральной Азии, Ирана и Турции [2].

Рис. 1. Художник-реставратор высшей квалификации Фархад Гаджиев.

1929-1987

Надо ли говорить, сколь сложна и ответственна профессия реставратора. Чтобы возвратит к жизни картины, испытавшие неумолимое воздействие времени, он должен владеть точностью ювелира, терпением врачевателя, познаниями искусствоведа. Ведь у каждого художника свой «почерк», свое мировоззрение, своя технология живописи. Потому столь важно знать, как можно больше о мастере и его творческом стиле.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

19

С 1973 года сначало в мастерской, а потом в центре образовался коллектив. Кто они, эти молодые специалисты, избранные из сотни художников, так преданно самозабвенно посвятивших свою жизнь реставрации произведений искусства? Это благодаря им возвращены к жизни полотна Тропини-на и Айвазовского, Коровина и Машкова, которые экспонируются в Музее искусств имени Р. Мустафаева и произведения декоративно-прикладного искусства разных музеях нашей республики [6].

Один из специалистов, художник-реставратор высшей квалификации Натиг Сафаров, земляк Фархада Гаджиева, с детства с нетерпением ждал частые приезды Фархада в город Шемаху, нередко с друзьями - Тогрулом Нариманбековым, Саттаром Бахлулзаде. Видя многочисленные альбомы рисунков мальчика, его целеустремленность, сосредоточенность на уже выбранной цели стать художником, Фархад Г. отметил талантливость ребенка, на что отец Натига сказал: «Отдаю его в твои руки». Так оно и получилось. Натиг Сафаров (05.08.1960) окончив Бакинское художественное училище им. Азим Азимзаде (1976-1980 гг.), Факультет - «Художественной Роспись», твердо решил, что станет реставратором [8] (рис. 2).

Рис. 2. Художник-реставратор высшей квалификации, Заслуженный художник Натиг Сафаров. 1980 год

Натиг С. 1980-1984 гг. прошел Курсы Реставраторов В.Н.И.И.Р в г. Москва и с 1980 года работает специалистом по реставрации живописи в Центре Научного Реставрации Музейных Ценностей и Реликвий. Его отношения с Фархадом Гаджиевом напоминали добрую старину - отношение мастера и подмастерья («и кисти мыл, и палитру чистил для учителя»), часами наблюдал работу мастера, вникал в тонкости дела [3] (рис. 3).

20

новый взгляд. международный научный вестник

Рис. 3. Художник-реставратор высшей квалификации, Заслуженный художник Натиг Сафаров. 1980 год

Он с 1986 года член Союза Художников Азербайджана и с 1989 года до сих пор член Ассоциации Реставраторов СССР, член Международной Организации Иком эксперт по антиквариату. В 1984 году был участником I Всесоюзной выставке художников-реставраторов. В 1989 году Натиг Сафаров участвовал в Крыме Всемирный симпозиуме реставраторов, в рамках симпозиума всем продемонстрировал выставку реставраторов Азербайджана. В 1989 году был представителем I Конгресса Реставраторов ССР и был участником выставки организована связи с этой мероприятии. Участвовал I, II, III Международном симпозиуме ковра проводящий Баку.

Натиг Сафаров много сделал для продвижение и развитие научной реставрации в нашей стране, начиная с 2003 года несколько лет он читал лекции в Азербайджанской государственной академии художеств в Баку. Он читал лекции и делал практические упражнении для повышения квалификации и обучения персонала культуры, проводил курсы для сотрудников городских и районных краеведческих музеев в работах музейных фондов по правилам для охраны и защиты художественных ценностей. Натиг Сафаров в 1989 году прошел тренинг в Ассоциации Реставраторов СССР по теме Методика Реставрационных работ. Свою преданность делу реставрации произведений искусства, знания и опыт Ф. Г аджиев передал Натиг Сафарову, который с 1980 года заведовала отделом реставрации живописи и реставрации графики. Он является членом ряда ведущих музеев в комиссиях по закупкам. С 2010 года Натиг Сафаров заведующий отделом реставрационного лаборатории в Национальный музей искусств Азербайджана.

Натиг Сафаров за время своей деятельности в области реставрации отреставрировал в общей сложности более сотни полотен, в том числе такие произведение как от Западной Европы, Российских и Азербайджанских ху-

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

21

дожников, играл важную роль в получении прежний вид картин Ф. Хальса, Ю. Роза, Х. Крон, А. Саврасов, И. Айвазовского, Н. Зоммер, С. Бахлулзаде, М. Абдуллаев, Т. Нариманбеков, С. Саламзаде, Е. Мамедов, Т. Салахов и мн. др. [4] (рис. 4).

Рис. 4. Художник-реставратор высшей квалификации, Заслуженный художник Натиг Сафаров. 2013 г.

Реставрация и Консервация Произведения «Портрет Персидского Царя Фиридуна»

За это время через бережные и умелые руки Натиг Сафарова прошло много живописных полотен и других экспонатов. Поступивший в центр среди работ имеющий наиболее трудные реставрационные процессы: Т. Джава-дов «Сельские Сцены», «Натюрморт с кистью», «Детский портрет», И. Щеб-лыкин «Вид с моря города Баку», М. Абдуллаев «Военная Баку», «Вечер», «Летние пастбища в горах», Б. Кенгерли «Пейзаж», «Мужской портрет» и др. имеющие многочисленных рваные трещины, изломы и складки, сильно разрушения красочной слоя. Сложность структуры, сочетание слоев разнородных материалов, различное отношение каждого из компонентов живописного произведения к изменениям температурно-влажностного режима, неоднозначность изменений в материалах живописи при старении - все это ставит перед реставратором сложные практические задачи. Необходимо проводить исследования произведения как материаловедческие (химические анализы защитных лаковых покрытий, связующих, пигментов, наполнителей, холста), так и технико-технологические (рентгенографические, в УФ- и ИК-свете). Важное значение при этом имеют биологические аспекты,

22

новый взгляд. международный научный вестник

так как paзрушения грунта, холста могут быть устранены реставрационным вмешательством, но не уничтоженные биоразрушители будут продолжать развиваться. Поэтому первым этапом реставрации живописи является исследование произведения с целью выявления причин нарушения его целостности и путей их устранения.

Сохранность картин определяется свойствами материалов, из которых они состоят, и окружающей их средой. Поэтому проблема «музейного климата», среды, в которой находятся предметы, является главной в деле хранения.

Понятие «музейный климат» включает температуру в помещении, относительную влажность воздуха, чистоту атмосферы, освещение. Правильное сочетание этих компонентов создает тот оптимальный режим, который необходим для нормальной жизни художественных произведений в условиях музейной экспозиции и в запасниках. На сохранность музейных экспонатов, в том числе на произведения станковой масляной и темперной живописи, оказывают пагубное влияние не только чрезмерно высокая или низкая температура и относительная влажность воздуха, но и их суточные и сезонные колебания, излишне сильная освещенность или, наоборот, отсутствие света, загрязненный воздух, различные микроорганизмы, насекомые [7].

В этой статье мы будем рассматривать один из сложнейших процессов реставрации и консервации - работу неизвестного художника «Портрет Персидского Царя Фиридуна». В 1987 году, была начата работа над одной из тех картин, восстановление которых отняло у реставратора не мало времени и сил. Повреждения были очень серьезными: многочисленные прорывы холста, осыпающийся и местами полностью отслаивающийся красочный слой, вздувшийся грунт, разложение защитного покрова. Потускневшие краски выглядели покрытыми серовато-синей пленкой.

Реставрационный паспорт и данные о работе «Портрет Персидского Царя Фиридуна» приобретены из архива Национального музея искусств Азербайджана в феврале 2014 года, с целью использования по теме диссертации «Проблема научной реставрации и консервации живописных и графических произведении в Азербайджане». Данные о работе в табл. 1.

Таблица 1

Год поступления в ЦНРМЦР: 1987 Отдел реставрация живописи Наименования: «Портрет Персидского Царя Фиридуна»

№ по книге поступления: Ж-260 № инвентарный п-ка: Ж-441/2489 Автор: Неизвестный художник

Время создания: 1931 г. Материал, основа: Холст, бязь

Типологическая принадлежность памятника: Изобразительного искусства. Масляная живопись Техника Исполнения: Масляные краски

Место постоянного хранения, владелец п-ка: из фондов Аз. Гос. музея искусств им. Р. Мустафаева Размеры: 74 х 44 см

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

23

Основание для реставрации: плохое состояние: деформированная основа, разрывы, утрата красочного слоя. Азербайджанский Государственный музей искусств; решение научно-реставрационного совета; протокол № 8 от 19/11/87 года.

Состояния произведения при поступлении в реставрацию

а) по визуальным анализам:

Рама - отсутствует.

Подрамник - глухой без скоса с перекладиной. Соединение брусков прямое, толщина брусков 2 см, ширина 2,5 см. На левой стороне перекладины имеет цифровая надпись «1536 03 И» черного цвета. На правом верхнем и нижнем брусках видны гвоздевые отверстия. Подрамник не годен для дальнейшего использования (рис. 5).

Рис. 5. Произведение «Портрет Персидского Царя Фиридуна». Оборотная и лицевая сторона. До реставрации. 1987 г.

Основа - бязь, плетение полотняное жесткая. В правом нижнем углу 2 см от края вверх и 3,5 см от правого края влево имеется бумажная музейная наклейка размером 4,5 х 12,5 см. 6 см от правого края влево и 24,5 см от нижнего края вверх находится музейный штамп черного цвета размером 4 х 8 см (рис. 6).

24

новый взгляд. международный научный вестник

Рис. 6. Произведение «Портрет Персидского Царя Фиридуна». Оборотная сторона. До реставрации. 1987 г.

В верхней части основы 14 см от правого края влево и 12,5 см от верх-

него края вниз имеется музейная надпись черного цвета

2489 9 НС'

На основе имеются следы прежних реставрации. В верхней части на горизонтальный прорыв наклеен тонкий холст, размер 2,5 х 16 см (рис. 7).

Рис. 7. Произведение «Портрет Персидского Царя Фиридуна». Оборотная сторона. До реставрации. 1987 г.

Весь оборот основы имеет сильное пылевое загрязнение и покрыт масляными пятнами. Самые большие пятна расположены по середине и в левой части основы.

Кромки - Ширина кромок 1 см. Верхняя и левая кромки сильно повреждены. Картина перетягивалась. Перетяжка производилась плохо. На кромках видны гвоздевые отверстие. Авторская живопись и грунт в качестве кромок не использовались.

Грунт - авторский, кливой, тонкий, слабый. Поверхность гладкая. Связь с основой хорошая.

Красочный слой - масло тонкое, местами гладкое. Связь с грунтом хорошая. В верхней правой части 9 см от края влево имеются потертости ос-

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

25

новы и красочного слоя по 1 см. В верхней части по центру имеются кракелюры красочного слоя, 14 см от нижнего края вверх имеются гвоздевые отверстия. Ввиду того что у подрамника отсутствует угол скоса след брусьев отпечатался на основе и красочном слое. В верхней части наблюдаются следы прежних реставрации. На этом же месте имеется деформация основы с кракелюрами красочного слоя.

Покровный лак - Картина покрыта тонким слоем лака.

б) общее заключение о состоянии работы:

Плохое состояние: Сильное повреждения основы, деформированная основа, разрывы, большие утраты по краям. Утраты красочного слоя.

Состав и последовательность реставрационных мероприятий:

1. Выполнить общую профилактическую заклейку.

2. Снять картину с подрамника.

3. Изготовить новый подрамник.

4. Натянуть картину на рабочий подрамник.

5. Удалить загрязнения с оборотной стороны холста.

6. Подготовить дублировочный холст.

7. Сдублировать произведения.

8. Натянуть на новый подрамник.

9. Укрепить красочный слой и одновременно удалить деформации.

10. Снять профилактическую заклейку.

11. Нанести реставрационный грунт.

12. Удалить поверхностные загрязнения.

13. Покрыть защитным слоем.

14. Оттонировать масляными красками.

15. Конвертировать оборот произведения.

Программа составлена на основании задания на реставрацию, принятого решением научно-реставрационного совета, приказ № 8 от 19.11.1987 г.

Проведение реставрационных операций

Произведена общая профилактическая заклейка 5 % рыбным клеем и папиросной бумагой (04/01/1988). Картина снята с подрамника и натянута на рабочий подрамник (05/01/1988). Удаление загрязнения с оборотной стороны механическим способом (ланцетом и пылесосом) (07-11/01/1988). Подготовка дублировочного холста. Натяжка нового холста на рабочий подрамник (18-19/01/1988). Дублировка на новую основу: 10 % рыбий клей в теплом виде нанесен на дублировочную основу и оборотную сторону оригинала. В момент отлипа клея картина была наложена на дублировочную основу. После этого холст проглаживался холодным и теплым утюгом и был положен под пресс (20/01/1988) (рис. 8).

26

новый взгляд. международный научный вестник

Рис. 8. Произведение «Портрет Персидского Царя Фиридуна». В процессе реставрации. 1988 г.

Рис. 9. Произведение «Портрет Персидского Царя Фиридуна». В процессе реставрации. 1988 г.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27

Натяжка холста на новый подрамник (17/02/1988). Укрепление красочного слоя производилось 5 % рыбным клеем и папиросной бумагой проглажи-ванием теплым утюгом через фторопластовую пленку с одновременным удалением деформации (18/02/1988). Профилактическая заклейка удалялась смоченными дистиллированной (теплой) водой ватными тампонами (19/02/1988). Подведение реставрационного грунта (8 % рыбий клей + мел). Удаление поверхностных загрязнений и потемневшего лака производилось эмульсией (скипидар + этиловый спирт 1 : 1) (22/02/1988) (рис. 9).

Покрытие защитным слоем: лак даммарный + скипидар (1 : 1) (23/02/1988). Тонировка масляными красками (пинен + лак 1 : 1) (14, 18, 21, 25, 28-31/03/, 01, 04-06/04/1988). Сборка нового раздвижного подрамника (исп.: рестовратор по дереву А. Курбанов) (05-11/02/1988) (рис. 10).

Рис. 10. Произведение «Портрет Персидского Царя Фиридуна».

После реставрации. 1988 г.

Результаты проведенных реставрационных операций

Экспонат приведен в экспозиционное состояние: очищен от загрязнений, продублирован, оттонирован.

Заключение реставрационного совета. ЦНРМЦР протокол № 03 от 02/06/1988.

28

новый взгляд. международный научный вестник

Рекомендации по условиям хранения памятника

T° = +18 °С. Влажность 50-65 %. Хранить на стеллажах с гнездами для каждого произведения с решетчатым полом. Удалять пыль широким белым флейцем с длинным ворсом или сухой бархатной подушкой. С оборота холста пыль удалять пылесосом или щетками с длинным ворсам.

После реставрации произведение передано в Азербайджанский Государственный Музей Искусств им. Р. Мустафаева (акт № 5, 14/06/88).

Над «Портрет Персидского Царя Фиридуна» было проведено большое количество реставрационных операций: очищение от пыли и грязи, наложение заплат из папиросной бумаги, дублирование холста, рентгеноскопия, облучение ультрафиолетовыми лучами, введение специальных растворов под красочный слой с помощью шприца. Ввиду плохой сохранности красочного слоя особо сложным оказался заключительный, поистине ювелирный этап работы: мастиковка и тонировка поврежденных мест.

Работая над «Портрет Персидского Царя Фиридуна» Н. Сафаров провел ряд профессиональных исследований, касающихся способов и методов реставрации. По стечению обстоятельств, в периодической печати тех лет восстановление именно этой картины освещалось наиболее часто и детально. С одной стороны это, видимо, служило способом на конкретном серьезном примере продемонстрировать читателю как талант отдельного специалиста редкой профессии, так и первые значительные успехи недавно зародившегося в республике реставрационного искусства.

С другой стороны, важно было предостеречь людей от попыток самодеятельности в данной сфере, а также элементарно разъяснить смысл существования профессии реставратора. Дело в том, что, как показывает практика, особенности этого специфического производства, расположенного на стыке сферы искусства и множества научных дисциплин (от истории до физики), составляют тайну для непосвященных. В свою очередь, подобная неосведомленность широких масс создает как минимум две крупные проблемы, остро стоящие и поныне.

Первая из этих проблем - предвзятое истолкование неспециалистами сущности реставрационного процесса. «Бытует довольно-таки распространенное мнение, что реставратор берет кисть и палитру, когда видит, что какая-нибудь старая картина подпортилась, поблекла и подновляет, подрисовывает. Кэгда случайно узнают, что ничего-то он не подрисовывает и что такое «подрисовывание» считается варварством, то сильно удивляются: что же тогда делают реставраторы?» [10]. Нетрудно предположить, что последствием такого отношения масс к работе реставраторов может стать возникновение некоторого пренебрежения к этой тяжелой, но благородной профессии.

Вторую проблему, тесно связанную с первой, также можно проиллюстрировать выдержкой из прессы: «Реставраторы - народ немногословный ...

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

29

Как они укрепляют исконный живописный слой, как... сглаживают изломы и складки, чем удаляют с поверхности холста ... потемневшие лаковые наслоения - это профессиональная тайна. Считают за благо, чтобы как можно меньше людей знали об этом, ибо в их практике немало случаев, когда люди, по сути случайные в искусстве, возомнив вдруг себя реставраторами, безвозвратно загубили уникальные работы» [9].

Если и не полностью разрешить, то значительно сгладить обе эти проблемы способно пристальное внимание СМИ к состоянию реставрационного дела. Возвращаясь к первым годам профессиональной деятельности Ф. Гаджиева, надо сказать, что в те годы в прессе довольно часто появлялись статьи и заметки, подробно описывающие процесс работы разных картин. В дальнейшем, когда Ф. Гаджиев отреставрировал десятки полотен и создал коллектив единомышленников, журналисты, комментирующие деятельность азербайджанских реставраторов, значительно реже имели возможность подробно останавливаться на деталях многочисленных достижений в этой области, ограничиваясь порою более-менее пространным перечнем восстановленных произведений искусства. Но даже и десятки лет спустя в этом перечне с гордостью упоминаются наиболее значительные из полотен, восстановленных Ф. Гаджиевым и его учеников как Натиг Сафаров.

Список литературы:

1. Бабаев Г. О реставраторах и реставрации // Газ. «Баку». - Баку, 1972. -5 января.

2. Баннаева Н. Юбилей Азербайджанского реставратора под угрозой срыва // Газ. «Неделя». - Баку, 1999. - 27 август.

3. Гусейнова А. Реставраторы Души // Газ. «Молодежь Азербайджана». -Баку, 1993. - 23-30 октября.

4. Зиядхан Алиев. Спасённая красота. - Баку, Е. Л, 2007. - С. 63.

5. Керимов М. Трудные будни реставраторов // Газ. «Бакинский Рабочий». - Баку, 1989. - 9 февраля.

6. Нуриева М. Преемственность поколений // Газ. «Вестник». - Баку, 1997. - 07 марта.

7. Гасымова Р. Реставратор художник // Газета «Литература и искусство». - Баку, 1990. - 3 августа. - № 29 (2 424).

8. Султанова И. Люди редких профессий-Реставратор // Газ. «Баку». -Баку, 1984. - 8 октября.

9. Закиев Ф. Реставраторы. Их энтузиазм. Достижения. Проблемы // «Бакинский рабочий». - 1999. - 29 ноября.

10. Гладильщиков Ю. Воскрешение шедевра // «Советская Россия». -1984. - 10 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.