Научная статья на тему 'Реставрация портрета Луизы Аделаиды Орлеанской кисти Пьера Гобера'

Реставрация портрета Луизы Аделаиды Орлеанской кисти Пьера Гобера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
портрет / аббатиса / потертости / лак / кромки / коробление / этиловый спирт / рыбий клей / термообработка / Portrait / abbess / scuffs / varnish / edges / buckling / ethanol / isinglass / heat treatment

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина

В статье отражен процесс реставрации полотна придворного живописца Людовика XV Пьера Гобера «Портрет Луизы Аделаиды Орлеанской». В результате проведенных работ полотно приобрело авторский вид.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is describes the process of restoration of canvas by court painter of Louis XV Pierre Gobert «Portrait of Louise Adelaide d’Orleans». As a result of this work the canvas has become the author’s view.

Текст научной работы на тему «Реставрация портрета Луизы Аделаиды Орлеанской кисти Пьера Гобера»

спасённая красота

№2 (02) 2013

Алина Булгакова, ведущий искусствовед МНА ASG

реставрация портрета Луизы Аделаиды орлеанской кисти Пьера Гобера

АННОТАЦИЯ: в статье отражен процесс реставрации полотна придворного живописца Людовика XV Пьера Гобера «Портрет Луизы Аделаиды Орлеанской». В результате проведенных работ полотно приобрело авторский вид.

КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: портрет, аббатиса, потертости, лак, кромки, коробление, этиловый спирт, рыбий клей, термообработка.

SuMMARY ABSTraCT: The article is describes the process of restoration of canvas by court painter of Louis XV Pierre Gobert «Portrait of Louise Adelaide d'Orleans». As a result of this work the canvas has become the author's view.

KEYwORDS: Portrait, abbess, scuffs, varnish, edges, buckling, ethanol, isinglass, heat treatment.

Еще одним примером удачно проведенной реставрации живописи из Большого собрания изящных искусств ASG является работа Пьера Гобера (1662 - 1744) «Портрет Луизы Аделаиды Орлеанской» - третьей дочери регента Франции Филиппа Орлеанского, известной также как мадемуазель де Шартр. В 1719 году она принимает сан и становится настоятельницей Шельского аббатства. Именно в образе аббатисы Аделаида Орлеанская предстает на портрете.

Состояние полотна до реставрации

X

Работа поступила в собрание АБС в ветхом состоянии. По всему полю картины имелись множественные осыпи, а также большие утраты как красочного слоя, так и грунта. Сетчатый кракелюр покрывал практически всю поверхность холста, что вызвало его коробление. В углах произошла утра холста. Это сделало невозможным монтаж картины на подрамник без подведения кромок (особенно сильно пострадал правый нижний угол). Состояние основы находилось в столь плохом состоянии, что не смогло бы выдержать новую перетяжку полотна.

Удаление старого дублировочного холста

работа была в прошлом дублирована, поэтому лишилась авторских кромок. Общее состояние дублированного холста не позволило сохранить его в дальнейшем, и в процессе реставрации он был полностью заменен.

2 Повреждения красочного слоя, разложившееся лаковое покрытие, состояние авторских кромок

Помимо сильного загрязнения красочного слоя толстое лаковое покрытие во многих местах утратило прозрачность или приобрело жухлый, грязно-желтый цвет. В правой половине холста были обширные участки потертостей красочного слоя. Здесь же имелось несколько небольших утрат основы.

Фрагмент старого подрамника

чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата

4Чир искусств

1

№2 (02) 2013

спасённая красота

Новый подрамник

Старый подрамник сильно пострадал от жука-древоточца и многочисленных прежних перетяжек. Пазы колков были настолько разбиты, что не могли удержать распорные колки. Кроме того, конструкция авторского подрамника с простой одинарной крестовиной не позволила обеспечить равномерное натяжение полотна, отчего и происходили дефекты крепления. По решению реставрационного совета было решено заменить полностью подрамник и ввести в него дополнительную поперечную рейку для обеспечения равномерного натяжения.

"Фрагмент картины в процессе ^расчистки

По общему состоянию картины признано возможным первым реставрационным процессом сделать снятие холста с подрамника, после чего произвести удаление поверхностных загрязнений с использованием слабого (менее 30 %) раствора этилового спирта в дистилляте.

гПроцесс укрепления красочного слоя осетровым клеем

Далее работа была укреплена по всей поверхности рыбьим, осетровым клеем различной концентрации от 3 до 6 % с медовым пластификатором в соотношении 1/1 к сухой массе клея. Укрепление производилось посредством нанесения профилактических наклеек с последующей термообработкой под прессом.

| Тонировка холста масляными красками

Следующая стадия - тонировка - производилась как по подведенному грунту, так и на местах утраты живописи на потертостях.

»Фрагменты работы с подведенным реставрационным грунта

После укрепления, выравнивания поверхности картины и ее кромок реставратор перешел к заделке утрат основы, отверстий и проколов, которая производилась путем наложения заплат из льняного холста с тыльной стороны картины. Восстановление утрат грунта производилось меловой мастикой на основе 15% осетрового клея.

10

Картина после реставрации

а

Гобер, Пьер

Портрет Луизы Аделаиды Орлеанской Франция, XVIII в. Холст, масло, 137x110 см БССИЛЗв Инв. № 04-0701 Реставратор: И.В. Кириллов

В завершении работы полотно было покрыто двумя слоями разведенного даммарного лака.

После проведения реставрационных работ картина приобрела вид, соответствующий замыслу автора - придворного живописца Людовика XV запечатлевавшего на своих полотнах женщин высшего общества Франции. Портрет Луизы Аделаиды Орлеанской является характерным образцом творчества живописца, где образ модели неожиданно знакомит зрителя с добродушной, не лишенной наивности и простоты настоятельницей монастыря, внешне практически ничего не имеющей общего с представительницей королевского двора.

вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.