спасённая красота
№2 (02) 2013
Алина Булгакова, ведущий искусствовед МНА ASG
реставрация портрета Луизы Аделаиды орлеанской кисти Пьера Гобера
АННОТАЦИЯ: в статье отражен процесс реставрации полотна придворного живописца Людовика XV Пьера Гобера «Портрет Луизы Аделаиды Орлеанской». В результате проведенных работ полотно приобрело авторский вид.
КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: портрет, аббатиса, потертости, лак, кромки, коробление, этиловый спирт, рыбий клей, термообработка.
SuMMARY ABSTraCT: The article is describes the process of restoration of canvas by court painter of Louis XV Pierre Gobert «Portrait of Louise Adelaide d'Orleans». As a result of this work the canvas has become the author's view.
KEYwORDS: Portrait, abbess, scuffs, varnish, edges, buckling, ethanol, isinglass, heat treatment.
Еще одним примером удачно проведенной реставрации живописи из Большого собрания изящных искусств ASG является работа Пьера Гобера (1662 - 1744) «Портрет Луизы Аделаиды Орлеанской» - третьей дочери регента Франции Филиппа Орлеанского, известной также как мадемуазель де Шартр. В 1719 году она принимает сан и становится настоятельницей Шельского аббатства. Именно в образе аббатисы Аделаида Орлеанская предстает на портрете.
Состояние полотна до реставрации
X
Работа поступила в собрание АБС в ветхом состоянии. По всему полю картины имелись множественные осыпи, а также большие утраты как красочного слоя, так и грунта. Сетчатый кракелюр покрывал практически всю поверхность холста, что вызвало его коробление. В углах произошла утра холста. Это сделало невозможным монтаж картины на подрамник без подведения кромок (особенно сильно пострадал правый нижний угол). Состояние основы находилось в столь плохом состоянии, что не смогло бы выдержать новую перетяжку полотна.
Удаление старого дублировочного холста
работа была в прошлом дублирована, поэтому лишилась авторских кромок. Общее состояние дублированного холста не позволило сохранить его в дальнейшем, и в процессе реставрации он был полностью заменен.
2 Повреждения красочного слоя, разложившееся лаковое покрытие, состояние авторских кромок
Помимо сильного загрязнения красочного слоя толстое лаковое покрытие во многих местах утратило прозрачность или приобрело жухлый, грязно-желтый цвет. В правой половине холста были обширные участки потертостей красочного слоя. Здесь же имелось несколько небольших утрат основы.
Фрагмент старого подрамника
чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата
4Чир искусств
1
№2 (02) 2013
спасённая красота
Новый подрамник
Старый подрамник сильно пострадал от жука-древоточца и многочисленных прежних перетяжек. Пазы колков были настолько разбиты, что не могли удержать распорные колки. Кроме того, конструкция авторского подрамника с простой одинарной крестовиной не позволила обеспечить равномерное натяжение полотна, отчего и происходили дефекты крепления. По решению реставрационного совета было решено заменить полностью подрамник и ввести в него дополнительную поперечную рейку для обеспечения равномерного натяжения.
"Фрагмент картины в процессе ^расчистки
По общему состоянию картины признано возможным первым реставрационным процессом сделать снятие холста с подрамника, после чего произвести удаление поверхностных загрязнений с использованием слабого (менее 30 %) раствора этилового спирта в дистилляте.
гПроцесс укрепления красочного слоя осетровым клеем
Далее работа была укреплена по всей поверхности рыбьим, осетровым клеем различной концентрации от 3 до 6 % с медовым пластификатором в соотношении 1/1 к сухой массе клея. Укрепление производилось посредством нанесения профилактических наклеек с последующей термообработкой под прессом.
| Тонировка холста масляными красками
Следующая стадия - тонировка - производилась как по подведенному грунту, так и на местах утраты живописи на потертостях.
»Фрагменты работы с подведенным реставрационным грунта
После укрепления, выравнивания поверхности картины и ее кромок реставратор перешел к заделке утрат основы, отверстий и проколов, которая производилась путем наложения заплат из льняного холста с тыльной стороны картины. Восстановление утрат грунта производилось меловой мастикой на основе 15% осетрового клея.
10
Картина после реставрации
а
Гобер, Пьер
Портрет Луизы Аделаиды Орлеанской Франция, XVIII в. Холст, масло, 137x110 см БССИЛЗв Инв. № 04-0701 Реставратор: И.В. Кириллов
В завершении работы полотно было покрыто двумя слоями разведенного даммарного лака.
После проведения реставрационных работ картина приобрела вид, соответствующий замыслу автора - придворного живописца Людовика XV запечатлевавшего на своих полотнах женщин высшего общества Франции. Портрет Луизы Аделаиды Орлеанской является характерным образцом творчества живописца, где образ модели неожиданно знакомит зрителя с добродушной, не лишенной наивности и простоты настоятельницей монастыря, внешне практически ничего не имеющей общего с представительницей королевского двора.
вестник №ждународного института антиквариата
шшр искусств