УДК 34.01 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10003
ББК 67.0 © С.А. Егоров, О.В. Школа, 2018
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ КОМПАНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРПОРАТИВНОГО ЭЛЕМЕНТА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
Сергей Алексеевич Егоров, заместитель начальника кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Оксана Вадимовна Школа, старший инспектор управления по работе с личным составом
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. С начала развития рыночной экономики до современных этапов интенсивной интеграции на европейском, постсоветском и евразийском пространствах формируются и реализуются процессы слияния и поглощения компаний, которые получили различную степень отражения в системах правового регулирования различных государств и их объединений как на национальном, так и наднациональном уровнях. В контексте изучения интеграционных правовых систем в представленной статье анализируется их корпоративная составляющая, в частности институт слияний и поглощений компаний, процедуры реализации которого в рамках правового поля выступают мощным экономическим двигателем интеграционных процессов, а недобросовестные механизмы, наоборот, оказывают устойчивое негативное влияние на систему корпоративного права, систему публичного права, связанного с государственным и надгосударственным регулированием корпораций и правовую систему в целом.
Ключевые слова: слияние и поглощение, интеграционная правовая система, евразийская интеграция, внутренний рынок.
MERGE AND MERGER OF THE COMPANIES AS COMPONENT OF THE CORPORATE ELEMENT OF INTEGRATION LEGAL SYSTEMS
Sergey A. Egorov, deputy head of constitutional and municipal law department, candidate of legal sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Oksana V. Shkola, chief inspector of department for work with personnel
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. Since the beginning of development of market economy to the present stages of intensive integration at the European, former Soviet and Euroasian field processes of merge and merger of the companies which have received various extent of reflection in the systems of legal regulation of various states and their associations as at the national, and supranational level are formed and implemented. In the context of studying of integration legal systems in the article their corporate component, in particular — institute of merges and merger of the companies which procedures of realization within the legal framework act as the powerful economic engine of integration processes is analyzed, and unfair mechanisms, on the contrary, exert steady negative impact on the system of corporate law, the system of the public law connected with the state and supranational regulation of corporations and legal system in general. Keywords: merge and absorption, integration legal system, Euroasian integration, domestic market.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Егоров С.А., Школа О.В. Слияние и поглощение компаний как составляющая корпоративного элемента интеграционных правовых систем. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6): 18—22.
В целях повышения эффективности функционирования приоритетных направлений российского экономического сотрудничества и применения превентивных мер по отношению к факторам, которые могут оказывать определенное негативное влияние на развитие Евразийского экономического Союза, позитивное заимствование опыта европейских государств в корпоративной сфере выступает в качестве перспективного механизма регулирования торгового оборота как фундаментального направления регулирования
интеграционных правовых систем, наличие которого присуще их различным типам.
Так, закрепление свобод общего рынка (перемещения лиц, услуг, товаров и капиталов), а также институциональные изменения европейских сообществ, приведшие к выработке единых механизмов интеграции, требующих постоянного совершенствования наднационального и национального законодательства стран, в том числе в области слияний и поглощений компаний (соответствующих организационно-право-
Слияние акционерных обществ внутри одного государства (например, слияние двух венгерских АО), что по терминологии ГК РФ соответствует присоединению и слиянию
>я к
3
с
S о и
II
S PQ
Посредством поглощения
Посредством образования нового общества
Предварительные условия реорганизации обществ должны быть опубликованы за месяц до принятия решения на общем собрании акционеров и подлежат оценке независимыми экспертами. Защита прав акционеров обеспечивается предоставлением им максимально объективной информации о предстоящей реорганизации. Любой акционер вправе ознакомиться в офисе общества с планами преобразования, их независимой экспертной оценкой и бухгалтерской отчетностью обществ за три года
Акционеры в обмен на акции реорганизуемого общества получают акции иного акционерного общества
Обеспечивается охрана имущественных интересов третьих лиц, в первую очередь, кредиторов. Национальное законодательство должно предоставлять кредиторам реорганизуемых обществ право получения необходимых гарантий исполнения обязательств, если финансовое состояние должника вызывает опасения. Специальные гарантии предоставлены владельцам иных, чем акции, ценных бумаг реорганизуемых обществ
Трансграничные слияния — реорганизуемые общества, учреждены в разных государствах-членах ЕС (например, присоединение венгерского АО к австрийскому)
Норма распространяется также на случаи, сходные со слиянием, когда все активы общества передаются другому акционерному обществу, которое является владельцем 100% его акций
Действует в отношении участников Соглашения о Европейском экономическом пространстве; положения подлежат применению к слиянию, например, норвежского АО со шведсикм, несмотря на то, что Норвегия в ЕС не входит
После завершения трансграничного слияния реорганизованное общество подлежит регулированию только законодательством государства его регистрации
Трансграничные слияния не только акционерных обществ, но и обществ с ограниченной ответственностью, а равно других видов товариществ, обладающих отдельной от их участников правоспособностью и уставным капиталом
Рис. 1. Виды слияния компаний
вым формам хозяйственных обществ), система которых в соответствии со ст. 48 ДЕС1 представлена организациями, учрежденными на основе гражданского или трудового права, кооперативными сообществами, а также иными лицами, не включая общества, которые не преследуют целей получения прибыли, отражают характер и качество экономического развития.
Регулирование трансграничных и национальных слияний (рис. 1) на пространстве единой Европы посредством установления единого принципа универсального правопреемства в правах и обязанностях как гарантии кредиторов (акционеров) при слиянии, установленное Третьей (изложенной в новой редакции)2 и Десятой3 директивами, является позитивным примером для интеграции его аспектов в законодательство иных интеграционных объединений в области привлечения к процедуре слияния таких экспертов, как оценщики и аудиторы.
Такое заимствование, несмотря на разницу в формах реорганизации европейских и российских
(постсоветских) компаний (слияние, присоединение, преобразование, выделение), позволило бы увеличить прозрачность процедур слияния компаний на российском и евразийском рынках, а также обеспечить чистоту сделок, предотвратить злоупотребления и негативные тенденции поглощений в контексте развития евразийской интеграции.
При этом следует отметить некоторые особенности национального российского рынка слияний и поглощений, активно получившего свое развитие лишь в конце прошлого столетия, основным негативным явлением которого стали недружественные поглощения, осуществляемые в форме захвата предприятий
1 ДЕС — Договор о Евросоюзе (Лиссаб. ред.) — Договор о Европейском союзе, в редакции Лиссабонского договора (подписан 13 декабря 2007 г.; вступил в силу 1 декабря 2009 г.).
2 Directive 2011/35/EU of the European Parliament and of the Council of 5 April 2011 concerning mergers of public limited liability companies // OJ. 2011. L 110.
3 Directive 2005/56/EC of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 on cross-border mergers of limited liability companies // OJ. 2005. L 310.
против воли его собственников, и имеющие в качестве следствия реализацию незаконных инструментов передела собственности.
Историческое развитие данного явления в России с конца 90-х гг., характеризовавшееся на начальном этапе грубыми противозаконными методами участия в массовой приватизации государственных предприятий, прошло несколько и других характерных этапов. Так, на начальном этапе враждебное поглощение проходило посредством скупки акций юридически слабых предприятий, их дробления и перепродажи инвесторам и в классическом понимании предполагало публичную оферту потенциального инвестора акционерам без получения предварительного одобрения топ-менеджмента компании, в результате чего, как правило, происходила смена собственника компании с менее эффективного на более эффективного, причем главной особенностью такого явления выступала его абсолютная законность и положительное влияние на общее состояние экономики отдельного региона и государства в целом, оздоровление отношений между хозяйствующими субъектами.
В дальнейшем наблюдается активность недружественных поглощений в периоды кризисного состояния экономики, их распространение на химические отрасли, строительство, машиностроение, оборонную промышленность и др., при этом уже в целях уничтожения производства, а не для санации проблемных предприятий, и получения, в первую очередь, прав на земельные участки и имущественный комплекс как наиболее привлекательные в будущем активы. Кроме
того, наблюдались появление структур, осуществлявших мониторинг рынка в целях выявления проблемных предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, испытывавших дефицит, факты использования мошеннических схем, грубых нарушений действующего законодательства, а также хищения имущественных комплексов и акций компаний и другие неправомерные способы поглощения предприятий, что несомненно приводит и в настоящее время к дестабилизации социально-экономической обстановки.
При осуществлении недружественных поглощений объектами, как правило, являются недвижимость, ценные бумаги, права требования, интеллектуальные права и иное имущество, для пользования и распоряжения которыми необходимо узаконить владение ими, чтобы свободно ввести его в гражданский оборот и получить прибыль. При этом участвуют различные субъекты: непосредственно заинтересованные в захвате предприятия (действующие компании либо отдельные лица, обладающие административным (властным) ресурсом), компании-исполнители (исполнители и заинтересованные компании зачастую выступают в одном лице), а также государственные органы и отдельные должностные лица, способствующие осуществлению захвата4 (рис. 2).
4 Школа О.В. Экономико-организационные и правовые аспекты повышения экономической безопасности хозяйствующих субъектов от недружественных поглощений в современных условиях. Уголовно-правовые и экономические проблемы борьбы с экономическими преступлениями в условиях кризисов финансовых систем: Мат. XIII Межвуз. науч.-практ. конф., посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Москва, 11 марта 2010 г.). М., 2010. С. 260-265.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рис. 2. Типовая схема недружественного поглощения Вестник Московского университета МВД России
Для населения Для предприятия Для региона (государства)
- сокращение рабочих мест потеря квалификации понижение метариального статуса - остановка производства повышение уровня безработицы
разработки останутся без внедрения криминал
сокращение персонала ликвидация фирм
задержка с выполнением заказов, потеря экономических связей ухудшение положения других предприятий
лишение социально-жизненного обеспечения падение количества и качества выпускаемой продукции прекращение производства изделий производителя
резкое снижение уровня жизни возможность гибели производства непополнение доходной части бюджета
Рис. 3. Наступление неблагоприятных экономических последствий в результате недружественных поглощений
При рассмотрении переходных (квазифедеративных) типов интеграционных правовых систем выявляется схожая проблематика. Так, развитию интеграционных экономических процессов на постсоветском пространстве сопутствовал экспорт российского рейдерства за рубеж, например, в рамках Союзного государства в Белоруссию, конечной целью которого являлось даже не завладение активами предприятия с целью их последующей перепродажи, что также имеет место, а нарушение деятельности предприятий, имеющих рынки сбыта на территории России и составляющих конкуренцию отечественным предприятиям5.
Учитывая скромный опыт стран-участниц евразийской интеграции в противодействии рассматриваемому явлению даже в рамках одного государства, широкий спектр негативных последствий для развития экономики и параллельное усложнение схем и способов получения акций компании (посредством скупки у миноритарных акционеров, преднамеренных банкротств и использования арбитражных управляющих, выкупа кредиторской задолженности и др.), увеличение латентности недружественных поглощений и пробелов в законодательстве в целях недопущения потери позиций на российском и международном рынках и снижения инвестиционной привлекательности, видится необходимым совершенствование корпоративного регулирования как в России, так и на пространстве ЕАЭС (рис. 3).
Анализ практики осуществления процедуры слияния и поглощения компаний в государствах Европейского Союза, Евразийского экономического пространства и России в целях противодействия недружественным поглощениям позволяет сделать вывод о ведущей роли законодательства развитых стран в формировании механизмов защиты от рассматриваемого негативного явления.
Значение такого подхода заключается, с одной стороны, в разработке концепции свободного учреждения компаний в рамках общего рынка6, а с другой, — в повышении конкурентоспособности компаний, осуществляющих деятельность на национальных и международных рынках в условиях развития интеграционных процессов.
В данном случае гармонизация корпоративного права стран-участниц Союза выступает также в качестве инструмента устранения национальных ограничений, затрудняющих доступ на рынок товаров, услуг, капиталов и лиц.
Так, рассматривая опыт ЕС, возможно говорить о регулировании основных принципов слияния и поглощения7 путем публичных предложений о приобретении и установлении единых правовых норм в отношении контроля и регулирования агрессивных слияний и поглощений компаний. При этом каждое государство — член ЕС также на национальном уровне регулирует осуществление слияний и поглощений, устанавливая при этом нормы ответственности за нарушение требований проведения рассматриваемых процедур. Такое внимание к законодательному регулированию вызвано в том числе и тем фактом, что на современном этапе развития экономических интеграционных процессов практика недружественных поглощений усиливает статус опасного и значимого явления.
5 Школа О.В. Противодействие недружественным поглощениям в целях повышения экономической безопасности Союзного государства. Ключевые проблемы в обеспечении экономической безопасности государств - участников Союзного государства: Мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 29 сентября -1 октября 2010 г.). М., 2011. С. 424-432.
6 Кашкин С.Ю., Жупанов А.В. Юридические лица в праве Европейского Союза: организационно-правовые аспекты регулирования корпоративных отношений // СПС «Консультант Плюс».
7 Директива Европейского парламента и Совета 2004/25/СЕ от 21 апреля 2004 г.
При этом тенденция снижения враждебных поглощений в объемах рынка корпоративного контроля обосновывает необходимость разработки общего понятийного аппарата и гармонизации нормативного регулирования процедуры слияния и поглощения стран ЕАЭС в целях его устойчивого интеграционного развития на основе имеющегося опыта европейских государств.
Кроме того, данное положение отражает и позицию российских правоохранительных органов, заключающуюся в акценте не на карательные меры, а профилактику недружественных поглощений путем изменения законодательства, в том числе путем совершенствования работы по противодействию коррупции, являющейся основной возможностью реализации противоправных поглощений в России и их экспорта в союзные государства.
При этом важно в перспективе продолжать начатую в 2004-2005 гг. работу по сближению законодательства РФ и ЕС, в рамках которой возможно совершенствование заимствованых норм об акционерных обществах Тринадцатой директивы8 (рис. 4), направленных на невмешательство (в РФ отсутствует) и ограничение защитных мер, используемых компаниями в качестве защиты от недружественных поглощений (действие в РФ ограничено компетенцией общего собрания акционеров), установление контроля в рамках обязательного предложения.
Важными направлениями унификации, носящими частичный и вспомогательный характер, дополняющими по определенным вопросам сложившееся регулирование на национальном уровне, при этом видятся рынок ценных бумаг, антимонопольная и корпора-
тивная сферы, сфера предотвращения ограничения конкуренции.
Аналогично Первой9 и Одиннадцатой10 директивам о гласности и раскрытии информации необходимо сформулировать перечень подлежащих публикации сведений, в том числе на филиалы, открытые на территории Союза как компаниями стран-членов, так и иностранных юридических лиц, чья правовая форма аналогична одному из видов компаний, на которые распространяется законодательство.
Следует отметить позитивную особенность евразийской интеграции современного этапа, заключающуюся, во-первых, в отсутствии ее ярко выраженной полицентричности, присущей ЕС, и во-вторых, в постсоветском фундаменте построения социально-экономических связей, что позволит более эффективно проводить гармонизацию законодательства стран-участниц и избежать общей проблемы ЕС, касающейся соотношения суверенитета и надгосударственности.
Рассмотрение опыта ЕС по регулированию слияний и поглощений компаний и противодействию данным явлениям в недружественных формах важно в виду необходимости: 1) совершенствования такого регулирования на территории российского государства и 2) его позитивного заимствования в условиях развития интеграционных процессов на евразийском пространстве с учетом специфики и определенных экономико-правовых особенностей.
8 Directive N 2004/25/EC of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on takeover bids // OJ. 2004. L 142.
9 First Council Directive N 68/151 // OJ. 1968.
10 Eleventh Council Directive N 89/666/EEC of 21 December 1989 concerning disclosure requirements in respect of branches opened in a Member State by certain types of company governed by the law of another State // OJ. 1989. L 395.
• Основным принципом регулирования является равенство акционеров компании — объекта поглощения: всем им должна быть заблаговременно предоставлена полная информация о предложении; цена выкупа должна быть справедливой (не меньше наибольшей цены, уплаченной за акции компании сделавшим предложение инвестором и действующими согласованно с ним лицами).
• Особая функция в процессе поглощения отводится совету директоров компании-объекта: он обязан действовать в интересах всех акционеров и вправе предпринимать защитные меры, хотя последний вопрос, как и множетсво других, отнесен на усмотрение самих акционеров и должен регулироваться учредительными документами АО. Например, право на прорыв (англ. breakthrough), когда на время действия публичного предложения приостанавливается действие особых прав акционеров или акционерных соглашений.
• Целью публичного предложения о покупке акций зачастую является полное поглощение АО, предполагающее его делистинг (исключение ценных бумаг из публичного обращения вследствие их скупки одним лицом), поэтому важная роль отводится праву «вытеснения» (анг. squeeze out) оставшихся акционеров, если в результате принятия оферты более 90% акций будет приобретено инвестором, а также корреспондирующее с ним право миноритарных акцинеров продать свои акции по справедливой цене.
• Контроль над защитой прав акционеров общества — объекта поглощения возложен в каждом государстве-члене ЕС на государственную или саморегулирующуюся наблюдательную организацию При этом, крайне интересно решение юрисдикционной коллизии: преимущество имеет не место регистрации, а место первичного предложения акций компании на рынке. Аналогично решается и вопрос применимого права.
Рис. 4. Опыт ЕС в противодействии поглощениям (в отношении возможной смены контроля над акционерным обществом в результате приобретения инвестором значительного количества акций и иных голосующих ценных бумаг)