группы не произошло значительного снижения физических качеств, что свидетельствует об эффективности разработанной модели с применением дистанционных технологий для данного контингента занимающихся и возможности её дальнейшего использования в процессе физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бикмуллина А.Р. Применение дистанционных образовательных технологий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» / А.Р. Бикмуллина, Е.В. Фазлеева // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 3. - С. 12-20.
2. Ермакова Е.Г. Методы и технология электронного дистанционного обучения в вузе по дисциплине Физическая культура // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2020. - № 6-1 (45). - С. 102-106.
3. Использование элементов дистанционного обучения в процессе освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» / Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, Ю.И. Шульгов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 12 (166). - С. 144-148.
4. Цифровые технологии в изучении теоретических основ физической культуры: об опыте применения и векторе развития / А.В. Соловов, В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.А. Меньшикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. - № 7(173). - С. 191-196.
REFERENCES
1. Bikmullina, A.R. and Fazleeva, E.V.(2020), "Application of distance learning technologies in the disciplines "Physical culture" and "Elective courses in physical culture and sports", News of TulGU. Physical Culture. Sport, No. 3, pp. 12-20.
2. Ermakova, E.G. (2020), "Methods and technology of electronic distance learning at the university in the discipline Physical culture", International Journal of Humanities and Natural Sciences, Vol. 45, No. 6-1, pp. 102-106.
3. Lobanov, Yu.Ya, Sharonova, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., and Shulgov, Yu.I. (2018), "Using the elements of distance learning in the process of mastering the discipline "Elective courses in physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 166, No. 12, pp. 144-148.
4. Solovov, A.V., Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S. and Menshikova, A.A.(2019), "Digital technologies in the study of the theoretical foundations of physical culture: about the experience of application and development vector", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 173, No. 7, pp. 191-196.
Контактная информация: mty777@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.11.2022
УДК 796.412.2
СЛИТНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ КАК КОМПОНЕНТ ЦЕЛОСТНОСТИ И
АРТИСТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА
Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Виктория Сергеевна
Макарова, магистрант, Национальный государственный Университет физической культуры спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Екатерина Сергеевна Сиротина, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер России, старший тренер, Сборная команда России по художественной гимнастике, Москва
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы и факторы, предопределяющие нарушение слитности движений и целостности композиции в технико-эстетических видах спорта, на примере эстетической гимнастики. Описаны тенденции развития соревновательных композиций ведущих команд
мира по эстетической гимнастике, установлена взаимосвязь между слитностью движений, а также целостностью и экспертной оценкой за артистическую ценность соревновательной композиции. Авторами определены факторы, нарушающие слитность движений, и наиболее применяемые переходы между техническими элементами, обеспечивающие целостность композиции.
Ключевые слова: эстетическая гимнастика, технико-эстетические виды спорта, слитность движений, целостность композиции, артистическая ценность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p358-363
FUSION OF MOVEMENTS AS A COMPONENT OF INTEGRITY AND ARTISTIC VALUE OF COMPETITIVE COMPOSITION IN TECHNICAL AND AESTHETIC
SPORTS
Elena Nikolaevna Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksandra Ale-
ksandrovna Suprun, the candidate of pedagogical sciences, docent, Viktoria Sergeevna Makarova, the master's student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, Saint Petersburg; Ekaterina Sergeevna Sirotina, the candidate of pedagogical sciences, honored trainer of Russia, senior coach, Russian national team in rhythmic gymnastics, Moscow
Abstract
This article discusses the problems and factors that determine the violation of the unity of movements and the integrity of the composition in technical and aesthetic sports, using the example of aesthetic gymnastics. The tendencies of the development of competitive compositions of the world's leading teams in aesthetic gymnastics were described, the relationship between the unity of movements, as well as the integrity and expert assessment of the artistic value of the competitive composition was established. The authors have identified factors that violate the unity of movements, and the most commonly used transitions between technical elements that ensure the integrity of the composition.
Keywords: aesthetic gymnastics, technical and aesthetics sports, the unity of movements, the integrity of the composition, the artistic value.
ВВЕДЕНИЕ
В гимнастике слитность - это непрерывность и единство в движениях частей тела и предмета, а также плавность переходов от одного движения к другому при отсутствии видимых остановок [1, 2]. Слитность движений обеспечивают специфические элементы: волны, взмахи, пружинистые движения и расслабления, а также их сочетания, выполняемые легко, пластично. Вышеуказанные элементы, обуславливающие, по мнению специалистов, слитность движений, являются основой эстетической и художественной гимнастики [4], а также двигательным багажом для достижения целостности композиций во всех технико-эстетических видах спорта [2]. Несмотря на это, в правилах соревнований по данным видам спорта отсутствуют научно обоснованные критерии оценки столь значимого компонента композиционного мастерства. Это затрудняет экспертизу артистической ценности соревновательных программ на предмет целостности, объективную диф-ференцировку спортсменок по уровню исполнительского мастерства, работу тренеров по совершенствованию компонентов композиции, а также сдерживает прогрессивное развитие технико-эстетических видов спорта. В связи с этим, целью исследования стало выявление факторов, определяющих слитность движений и критерии оценки артистической ценности.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе исследования применялся комплекс научных методов: анализ специальной научно-методической литературы и программных документов, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, методы математической статистики. Анализ специальной литературы позволил подтвердить наличие проблемы в демонстрации артистического ма-
стерства в технико-эстетических видах спорта и спроектировать методологию исследования. Педагогические наблюдения осуществлялись за содержанием соревновательной деятельности команд спортсменок в эстетической гимнастике (40 соревновательных программ) на Чемпионатах Мира за 2017-2019, 2021 гг. с целью конкретизации тенденций в демонстрации целостности и слитности композиций. В процессе анализа результатов экспертной оценки соревновательных программ многоборья гимнастками мирового уровня, выполненной судьями высшей и международной категории, определялись качественные показатели компонентов исполнительского мастерства, демонстрируемого на соревнованиях по эстетической гимнастике.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исходя из анализа протоколов Чемпионатов Мира за 2017-2019, 2021 гг., было выявлено, что в конкурентной соревновательной борьбе победу одерживают группы гимнасток с наивысшей оценкой за компонент «техническая ценность» (6 баллов). Даже те команды, оценка которых за артистическую ценность выше, чем у лидеров в итоге могли уступить им из-за низких оценок за техническую ценность. Но, как правило, исходя из анализа видеоматериалов, композиции команд с высокой артистической ценностью были более зрелищные, интересные и содержательные.
Учитывая, что эстетизм композиций определяется законами композиции, одним из которых является целостность, было сделано предположение, что причиной низкой артистической ценности соревновательных программ является пренебрежение данным законом при их построении и отсутствие критериев его реализации при их оценивании. Это подтвердил анализ и сопоставление показателей слитности движений, характеризующей целостность композиции, и технической ценности соревновательных программ команд по эстетической гимнастике (рисунок 1).
1 место- Madonna 2 место - Expressia 3 место - Minetit 4 место - Alkor 5 место - OVO
Team
■ слитность ■ ТЦ
Рисунок 1 - Соотношение слитности соревновательных композиций и технической ценности сильнейших команд эстетической гимнастики в 2018 году в соответствии с занятыми местами
Описанная тенденция прослеживалась в каждом из рассмотренных годов. Это свидетельствовало о том, что, если систему оценивания артистической ценности не дополнить критериями оценивания композиции, то в перспективе будет снижаться зрелищность вида спорта, интерес к нему и темпы его развития.
Одним из критериев артистической ценности является слитность движений в композиции [4]. С целью конкретизации и выявления модельных характеристик данного показателя, был проведен видеоанализ 40 выступлений высококвалифицированных команд, занимающих лидирующие позиции в мире в период с 2017 по 2019 гг., а также 2021 г. В ходе анализа оценивалось количество пауз, нарушающих слитность движений в композиции. Паузы оценивались в секундах, затем был вычислен коэффициент слитности сорев-
новательной композиции к по формуле [5]:
к=ППУЗ х100%, п общ
где: к - коэффициент слитности, п пауз - количество пауз (в секундах), п общ -общая продолжительность соревновательной композиции.
Теоретически, количество неоправданных пауз в целостной композиции должно равняться нулю, а коэффициент слитности соревновательной композиции - 100%. На практике это, к сожалению, невозможно, однако моделью будет являться коэффициент слитности, приближенный к 100%. Наиболее приближенный к модели показатель слитности композиции был зафиксирован в 2019 году у команды Expressia - 99,1% (рисунок 2).
Исходя из анализа данных наблюдений, установлено, что в период с 2017 года по 2019 год время пауз, нарушающих слитность движений, уменьшалось, соответственно коэффициент слитности соревновательных композиций увеличивался. В 2021 году количество пауз незначительно возросло, а коэффициент слитности стал ниже, по сравнению с предыдущим годом.
Для выявления экспертной оценки артистической ценности композиций высококвалифицированных команд, в соответствии с просмотренными видеоматериалами были проанализированы протоколы соревнований, представленные на сайте Всероссийской федерации эстетической гимнастики [6]. Далее оценки за артистическую ценность были сопоставлены с коэффициентами слитности соревновательных композиций команд.
Исходя их данных корреляционного анализа (рисунок 3), зависимость между исследуемыми признаками статистически значима (г>гкрит, на уровне р<0,05). Это свидетельствует о том, что оценка за артистическую ценность напрямую зависит от слитности композиции, а именно: чем выше коэффициент слитности соревновательной композиции гимнасток, тем выше оценка за артистическую ценность.
98,0%
97,6%
97,2%
96,8%
96,4% —
96,0%
97,2%
96,8%
96,5%
97,1%
2017
2018
2019
2021
Рисунок 2 - Динамика показателей слитности движений гимнасток в соревновательных композициях в период 2017-2019, 2021 гг. (п=40; %)
Рисунок 3 - Взаимосвязь слитности движений гимнасток и оценки за артистическую ценность соревновательной композиции (п=40)
Однако, учитывая тенденции развития композиций ведущих команд, команды с высоким коэффициентом слитности проигрывают по технической ценности композиции, даже несмотря на то, что их композиции интереснее и двигательно-богаче. Отсюда следует, что необходимо добиться высокой сложности, сохраняя при этом показатели слитности, приближенные к 100%, либо сохраняя высокую сложность, приблизить показатели слитности к 100%.
Для выявления факторов, определяющих нарушение слитности движений, было рассмотрено 10 композиций ведущих команд мира по эстетической гимнастике (рисунок
Рисунок 4 - Соотношение элементов трудности в соревновательной композиции по сложности переходов
(п=10)
Так было выявлено, что реже всего остановки происходят перед и после динамических равновесий (10%), на втором месте по сложности переходов прыжки (33%) и самыми сложными элементами, для целостного выполнения в связках, являются равновесия (57%).
Таким образом, самой сложной технической группой для обеспечения слитных переходов являются как равновесия. Также было выявлено, что чаще всего паузы появляются конкретно перед выполнением равновесий. Это обусловлено тем, что при переходе от динамических элементов или движений телом к равновесию гимнастки стремятся уменьшить степени свободы звеньев тела в суставах, для достижения устойчивости и стабильности выполнения данного технического элемента.
Переходы к равновесиям выполняются различными способами, из которых, на основе структурного анализа, можно выделить две основные группы: элементарные движения и сложно-координационные технические связующие действия. К элементарным движениям были отнесены: остановки «в точку», «пружина» ногами и замах свободными звеньями тела перед равновесием, длительная опора на руки перед выполнением равновесия. Сложнокоординационными техническими связующими действиями, исходя из анализа композиций высококвалифицированных гимнасток, являлись: переходы из волн в равновесие, сразу после прыжков принятие формы равновесия без опоры на руки, а также «впрыгивание» в форму равновесия и др.
Чаще всего гимнастки в своих композициях использовали для переходов к равновесию элементарные движения (61%), что в большей степени обеспечивало сохранение их устойчивости. Однако такие переходы снижали динамичность и восприятие целостности соревновательной композиции. Это подтвердила установленная зависимость слитности с количеством элементарных и сложно-координационных соединительных движений, применяемых в соревновательных композициях (таблица).
Таблица - Взаимосвязь количества элементарных и сложнокоординационных движений со слитностью соревновательных композиций в эстетической гимнастике (п=10)_
Компоненты Элементарные движения Сложнокоординац. движения
Слитность соревновательных композиций г=0,71; гкр„Г =0,03 г=0,43; ^„=0,19
Данные корреляционного анализа свидетельствовали, что между показателями слитности и количеством элементарных движений, применяемых для достижения слитности элементов в композиции, существует сильная взаимосвязь (р>0,05; г=0,71 при гкрит=0,03), а также ниже средней взаимосвязь между слитностью и количеством сложно -координационных движений (р>0,05; г=0,43 при гкрит=0,19). Полученные данные указывали на то, что на данный момент слитность соревновательной композиции в большей сте-
пени определяется наличием простых движений для соединения одного элемента с другим, что обеспечивает слитность движений, но в то же время исключает разнообразие и пластичность переходов от одного движения к другому.
ВЫВОДЫ
Исходя из проведенных исследований, можно констатировать, что показатели артистической ценности напрямую зависят от целостности соревновательной композиции. Однако целостность, как закон композиции, обеспечивается слитностью и логичностью перехода от одного элемента к другому. На данный момент это достигается посредством соединений, включающих в себя преимущественно элементарные, нединамичные и, чаще всего, однотипные, движения, что делает композиции однообразными, похожими друг на друга.
Таким образом, чтобы избежать однотипности композиционных решений, а также монотонности тренировочного процесса, необходимо с раннего детства формировать широкий спектр вариантов переходов от движения к движению, а также в течение многолетнего процесса тренировки обогащать двигательный опыт гимнасток, стараясь использовать в композициях сложнокоординационные преимущественно пластичные переходы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Современный подход к процессу постановки соревновательных композиций в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.Б. Зеновка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 180-185.
2. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.
3. Правила вида спорта: Эстетическая гимнастика, 2017.- URL: https://vfeg.ru/doc/public/pravila_aest_gym_2017.pdf (дата обращения 14.11.2022).
4. Хачатурян К. Коэффициент полезного действия. - 2021. - URL: https://skysmart.ru/artides/physics/koefficient-poleznogo-dejstviya-kpd?ysclid=l9eg0lb6la763452609 (Дата обращения: 16.10.2022).
5. Документы // Всероссийская федерация эстетической гимнастики : [сайт]. - 2022. -URL: https://vfeg.ru/v4/ru/page.php?n=14&nn=4 (Дата обращения:15.09.2022).
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Zenovka, I.B. (2014), "A modern approach to the process of staging competitive compositions in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski uni-versiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 8, No. 114, pp. 180-185.
2. Terekhina, R.N., Viner, I.A., Turishcheva, L.I., Plekhanova, M.E. (2008), "Aesthetic indicators of performing skills in gymnastic sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 11, No. 45, pp. 98-101.
3. Rules of the sport (2017), All-Russian Federation of Aesthetic gymnastics, available at: https://vfeg.ru/doc/public/pravila_aest_gym_2017.pdf (Date of accessed:14.11.2022).
4. Khachaturian, K. (2021), "Efficiency coefficient", available at: https://skysmart.ru/articles/physics/koefficient-poleznogo-dejstviya-kpd?ysclid=l9eg0lb6la763452609 (Date of accessed: 10.16.2022).
5. All-Russian Federation of Aesthetic gymnastics, (2022), Documents, available at: https://vfeg.ru/v4/ru/page.php?n=14&nn=4 (Date of application:15.09.2022).
Контактная информация: 7144054@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.11.2022