нова, Н.Н. Синявский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 463-466.
REFERENCES
1. Orudzhev, A.M., Arsenyev, V.A. and Ushenin, A.I. (2017), "Body position and work of the main muscle groups during the pull-up exercise on the crossbar", Modern trends in the development of science and technology, No. 1-7, pp. 90-92.
2. Slesarev, E.V. (2020), "The development of strength abilities in schoolchildren 15-17 years old in preparation for the implementation of the RLD norms", Internauka, No. 21-1 (150), pp. 78-79.
3. Smirnov, R.S., Pravdov, M.A. and Pravdov, D.M. (2020), "Analysis of the problem of the formation of the tempo-rhythm structure of cyclic motor actions in kettlebell lifting", Scientific search, No. 2 (36), pp. 51-55.
4. Fursov, A.V., Sinyavsky, N.I., Parfenova, T.A. and Sinyavsky, N.N. (2020), "Functional cost of leading exercises in training young men for testing the power abilities of the RLD complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 463-466.
Контактная информация: pravdov@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 10.02.2021
УДК 796.412.2
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ
Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Наталья Махамадалиевна Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова; Татьяна Владимировна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный морской технический
университет
Аннотация
В статье дается критический анализ противоречий, имеющихся в современных Правилах по эстетической гимнастике. Доказывается несоответствие заявленного требования «аспекта здоровья» и используемых средств в композициях эстетической гимнастики. Особое внимание уделяется необходимости оптимизации соотношения способов отталкивания при выполнении прыжков с целью профилактики травматизма, что возможно реализовать при условии внесения поправок в раздел Технической трудности (TV) Правил соревнований. Это, в свою очередь, позволит более логично выстроить процесс технической и физической подготовки в эстетической гимнастике, а также сбалансировать содержание соревновательных программ, что повысит их разнообразие и, как следствие, зрелищность. Аргументировано, сформулированы рекомендации для коррекции раздела «Техническая трудность» Правил соревнований, которые, помимо решения вышеназванных задач, обеспечат объективизацию оценки на соревнованиях.
Ключевые слова: эстетическая гимнастика, техническая трудность, «аспект» здоровья.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p304-308
STRATEGY OF COMPOSITION DEVELOPMENT IN AESTHETIC GYMNASTICS Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health P.F., St. Petersburg; Natalia Makhamadalievna Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg Conservatory named after N.A. Rimsky-Korsakov; Tatiana Vladimirovna Bogdanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State Marine Technical University
Abstract
The article provides the critical analysis of the contradictions existing in the modern rules for aesthetic gymnastics. The inconsistency between the stated requirement of the "aspect of health" and the means used in the compositions of aesthetic gymnastics is proved. Particular attention is paid to the need to optimize the ratio of take-off methods when performing jumps in order to prevent injuries, which can be realized subject to amendments to the Technical Difficulty (TV) section of the Competition Rules. This, in turn, will make it possible to more logically build the process of technical and physical training in aesthetic gymnastics, as well as balance the content of competitive programs, which will increase their diversity and, as a consequence, entertainment. Recommendations for the correction of the "Technical Difficulty" section of the Competition Rules were formulated in a reasoned manner, which, in addition to solving the above tasks will provide objectification of the assessment at the competition.
Keywords: aesthetic gymnastics, technical difficulty, health "aspect".
ВВЕДЕНИЕ
Многолетняя спортивная подготовка в каждом виде спорта осуществляется в рамках Программы поэтапной подготовки, разработанной на основе Федеральных Стандартов, которые, в свою очередь разрабатываются общероссийскими спортивными федерациями. Разработка Программы предусматривает учет особенностей вида спорта и закономерностей его развития, предпосылок достижения максимально высокого результата с учетом обеспечения необходимого уровня развития физических качеств в процессе физической подготовки и формирования двигательных навыков в процессе технической подготовки. В то же время разработка Программы подготовки неразрывно связана с Правилами соревнований, которые изменяются вследствие развития спортивной дисциплины [1, 2]. Повышение объективизации оценки соревнующихся является одной из важнейших задач, качество решения которой зависит от соответствия Правил соревнований уровню развития вида спорта и адекватностью прописанных в них требований. Нами было предпринято исследование, включающее анализ Правил соревнований по эстетической гимнастике за период с 2006 по 2020 г., задачей которого было определение вариативности в выборе элементов трудности раздела правил TV (Техническая ценность) в группе "прыжки" в соревновательных программах возрастных групп 10-12, 12-14 лет, юниоры и сени-оры (https://vfeg.ru/doc/public/pravila_aest_gym_2017.pdf).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно опросу специалистов, выбор элементов трудности определяется по следующим критериям: 1.Стоимость элемента; 2.Степень овладения навыком; 3.Наличие риска того, что элемент не будет " засчитан" в связи с субъективностью судейства или отсутствием четких критериев оценки.
Наибольшую озабоченность, указанную в пункте 3, у тренеров вызывают элементы групп "движения тела" и "прыжки". Прыжки, демонстрируемые в композиции, как изолированные трудности и в связках различного типа составляют 23.7% у сениоров и юниоров; 14.5% у 12-14 летних; 12.9% у 10-12 летних. Подобное соотношение элементов различных структурных групп в композиции вполне логично с точки зрения пропорциональности.
Существующая классификация элементов группы "прыжки" разделяет их по способу отталкивания и приземления: толчком двумя и одной; приземлением на одну и две. Прыжки толчком одной ногой с приземлением на другую выделяют в подгруппу "широких" прыжков, в которых демонстрируется наибольшая амплитуда. Совершенно очевидно, что "широкие" прыжки наиболее зрелищны и отвечают идее эстетики гимнастики. Однако, анализ композиций ведущих команд в мировом рейтинге показал, что, если в среднем в композиции выполняется 9 прыжков, максимальное количество "широких" всего 3. Остальные прыжки выполнены либо толчком двумя ногами, либо толчком одной с приземлением на толчковую ногу, т.е. это сугубо "вертикальные" прыжки. Причем, такие,
как "казачок", выполняемые толчком одной и двумя, присутствуют у 100% участников соревнований любого ранга. По мнению специалистов это связано, во-первых, с возможностью реализации требования демонстрации двусторонней мышечной работы и выполнения элементов и движений на обе стороны тела, и, во-вторых, наибольшей вероятностью того, что элемент будет "засчитан" [4, 5].
В целом, преобладание прыжков толчком двумя ногами обусловлено Правилами соревнований, а именно, невозможностью выполнения "дополнительных трудностей", демонстрируя "широкие" прыжки. Исключение составляет связка "прыжок+серия движений тела", при выполнении которой чаще всего используется прыжок жете антурнан, позволяющий плавно, в соответствии с требованиями Правил, осуществить переход на "движение тела". Кроме того, учитывая, что Правилами предписана, во-первых, "хорошая амплитуда высоты и толчка", хорошо зафиксированная форма в полете, критерии, определяющие ранжирование по трудности, а именно, наличие или отсутствие движения корпуса во время прыжка. Приоритетными в выборе становятся прыжки, при выполнении которых как минимум сгибается одна нога, что визуально создает впечатление большей высоты прыжка.
Даже при весьма поверхностном сравнительном анализе доли прыжков и их технических особенностей, демонстрируемых в композициях по художественной гимнастике, совершенно очевидно, что преобладающими являются "широкие" прыжки, выполняемые, в отличие от прыжков толчком двумя, с разбега. И в фигурном катании, где спортсмены демонстрируют прыжки с большим количеством вращений, что, безусловно, требует достаточной высоты полета, толчок выполняется только одной ногой. Большое значение при этом придается наличию и качеству разбега [4].
С большой долей вероятности можно предположить, что нагрузка на суставы нижних конечностей при выполнении прыжков толчком двумя в соответствии с требованиями Правил соревнований , испытываемая занимающимися эстетической гимнастикой, высока и сопоставима с нагрузками при выполнении базовых акробатических прыжков. К примеру, установлено, что при правильном выполнении сальто полет длится от 0.7 до 1.0 секунды. Сила толчка при этом достигает 700-800 кг. При этом критерием экспертной оценки является число вращений. Этот же критерий оценки исполнения прыжков, прописанный в Правилах соревнований по эстетической гимнастике, как "хорошая амплитуда высоты и толчка" может быть отнесен к сугубо субъективному, создающему предпосылки для манипуляции результатами спортсменов.
Выявленное преобладание в композициях эстетической гимнастики прыжков толчком двумя ногами (66.6%) позволяет выдвинуть предположение о том, что подобный дисбаланс в использовании прыжков с различной техникой отталкивания является одной из причин возникновения большого количества травм коленного сустава у занимающихся эстетической гимнастикой. Выполнение в прыжках движений, требующих демонстрации высокого уровня развития гибкости, увеличивает риск травм, в том числе травм спины. Исследования состояния опорно-двигательного аппарата у занимающихся художественной гимнастикой выявило, что наибольшее количество травм регистрируется у гимнасток в возрасте от 12 до 17 лет, а самые тяжелые в возрасте 14-17 лет [3].
Эта проблема тесно взаимосвязана с наличием в Правилах соревнований по эстетической гимнастике пункта, отсутствующего в Правилах FIG и присутствующего в Программе спортивной подготовки по виду спорта "эстетическая гимнастика", разработанной на основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта эстетическая гимнастика, утвержденного приказом Минспорта России от 20 ноября 2014 г. № 928: "Все элементы должны исполняться с учетом аспектов здоровья: соблюдение правильных позиций (линий) плеч и бедер, положение опорной ноги, форма элементов, двустороннее развитие мышц и растяжка на обе ноги (минимум 2 равновесия и 2 прыжка на не доминирующую ногу для всей Группы)" (https://vfeg.ru/doc/public/pravila_aest_gym_2017.pdi).
Однако, аспект здоровья - понятие более широкое, подразумевающее в первую очередь не причинение вреда здоровью. Выявленное доминирование прыжков толчком двумя в соревновательной программе создает коллизию: необходимость изменения пункта 1.9.5.Правил, определяющего наличие и размер ковра, с добавлением требования к наличию специального амортизирующего помоста. Это соответственно должно повлечь изменения в Государственном стандарте и Программе спортивной подготовке по виду спорта. Очевидно, что реализация изменений в этом направлении вряд ли сможет быть осуществлена, т.к. потребует установки стационарных помостов и ковров, для чего потребуется строительство спортсооружений, что представляется маловероятным для вида спорта "эстетическая гимнастика", не являющегося олимпийским. Второй вариант решения проблемы предполагает внесение изменений в разделы 4.1 Техническая ценность композиции , 4.1.1.2. Прыжки и 4.1.2. Дополнительные трудности Правил соревнований.
Сокращение количества прыжков, выполняемых толчком двумя, может быть достигнуто за счет изменения структуры связок, включающих равновесие/прыжок + "серию движений тела" путем увеличения в них количества и разнообразия составляющих элементов. Предлагается преимущественное использование прыжков, выполняемых с разбега + серия движений тела + равновесие; серия движений тела + равновесие + серия движений тела и т.д. При определении продолжительности этапов спортивной подготовки и возраста гимнасток на каждом из них, для зачисления в группы этапа совершенствования спортивного мастерства Федеральный стандарт обозначает минимальный возраст 14 лет. Это означает, что к этому возрасту спортсмены должны владеть всеми базовыми навыками. В контексте обозначенной проблемы, требующей оптимизации раздела Техническая трудность (ТУ) Правил соревнований для возрастных категорий 14 лет и старше, это лишь подтверждает правильность основанных на анализе суждений.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Поскольку ШАвв (Международная федерация эстетической групповой гимнастики) за период с 2006 по 2017 не внесено существенных логических изменений в Правила соревнований, просить Всероссийскую федерацию эстетической гимнастики инициировать внесение изменений в раздел ТУ Правил с целью стимулирования развития вида спорта и объективизации критериев экспертной оценки.
2. В процессе физической и технической подготовки при определении нагрузки специалистам необходимо учитывать возрастную динамику травматизма.
3. В целях оптимизации реализации Федерального стандарта спортивной подготовки, в частности оптимизации нагрузки, и снижения травматизма использовать научно обоснованные методики прыжковой подготовки гимнасток [4, 5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулина Е.Д. Взаимосвязь изменения правил соревнований и исполнения элементов в композициях художественной гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бакулина Елена Дмитриевна. - Москва, 2006. - 22 с.
2. Ботова Л.Н. Перспективные направления содержания программ на видах женского многоборья в спортивной гимнастике / Л.Н. Ботова, И. А. Яшина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 21, № 4. - С. 67-72.
3. Медведева, Е.Н. Инновационный подход к профилактике травматизма при освоении прыжков в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, Р.Б. Цаллагова, А.А. Супрун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 160-163.
4. Медведева, Е.Н. Обоснование необходимости регламентации освоения техники прыжков в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Е.Б. Котельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 215-219.
5. Обоснование подхода к определению сложности элементов художественной гимнастики и их технической ценности / Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, А.С. Мальнева, Н.И. Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 146-149.
REFERENCES
1. Bakulina, E.D. 2006), RG Code of Points changing and its dependence on elements of composition, dissertation, Moscow.
2. Botova, L.N. and Yashina, I.A. (2018), "Perspective areas of the content of women's al-laround programs in artistic gymnastics", Science and Sport: Current Trends, vol. 21, No. 4, pp. 67-72.
3. Medvedeva, E.N., Tsallagova, R.B. Suprun A.A. and Kotelnikova E.B. (2016), "Innovative approach to prevention of traumatism at mastering of jumps in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 160-163.
4. Medvedeva, E.N, Suprun A.A., Kotelnikova E.B. (2018), "Justification of necessity in regulation of mastering the technique of leaps in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 215-219.
5. Terekhina, R.N., Medvedeva, R.N., Suprun, A.A., Malneva, A.S. and Kuzmina, A.S. (2015), "Justification of the approach to the definition of elements of rhythmic gymnastics and their technical value", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 146-149.
Контактная информация: irinastep25@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 06.02.2021
УДК 796.01:316
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИДОПИНГОВОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СПОРТИВНОЙ СРЕДЕ
Сергей Михайлович Струганое, кандидат педагогических наук, доцент, Павел Анатольевич Санков, старший преподаватель, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Иркутск; Дмитрий Геннадьевич Филимонов, старший преподаватель, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации; Анатолий Васильевич Малыхин, кандидат технических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический
университет
Аннотация
В настоящее время во многих средствах массовой информации все больше появляются сведения о применении спортсменами запрещенных препаратов на соревнованиях различного уровня. Эта злободневная, и в тоже время актуальная проблема все больше волнует мировое сообщество. Борьба с этим негативными проявлениями среди спортсменов не прекращается ни на день, но как мы видим, эти все действия связаны только с наказанием людей и расследованием дел по их применению, а профилактическая и воспитательная работа практически нигде не проводится. Данными репрессивными методами и наказаниями эту борьбу со злоупотреблениями запрещенными препаратами не искоренить, поэтому работу необходимо начинать с самого начала, т.е. с детских школ и образовательных организаций, где начинают подрастать новое поколение спортсменов и формируются молодые специалисты по физической культуре и спорту.
Ключевые слова: запрещенные препараты, допинг, спорт высших достижений, квалифицированный спортсмен, профилактика, специализированные образовательные организации, физическая культура, преподаватель, тренер, антидопинговое просвещение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p308-312
CURRENT PROBLEMS OF ANTI-DOPING PREVENTIVE WORK IN A SPORTS
ENVIRONMENT
Sergey Mikhailovich Struganov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Anatolyevich Sankov, the senior teacher, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk; Dmitry Gennadievich Filimonov, the senior teacher, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Anatoly Vasilyevich Malykhin, the candidate