Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТРУДНОСТИ В КОМПОЗИЦИЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ'

ОБОСНОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТРУДНОСТИ В КОМПОЗИЦИЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ТРУДНОСТЬ / РАВНОВЕСИЯ / ПРЫЖКИ / "ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА" / TECHNICAL VALUE / BALANCES / LEAP AND JUMPS / "BODY MOVEMENTS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Ирина Александровна, Шулико Наталья Махамадалиевна, Богданова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются противоречия, имеющие место в современных Международных правилах соревнований по эстетической гимнастике. Целью исследования явилось выявление несоответствий требований правил к технической трудности композиций в различных возрастных категориях с Программой спортивной подготовки по эстетической гимнастике. Определено, что требования к выполнению обязательных трудностей в композициях 10-летних и 16-летних гимнасток отличаются незначительно, что, с одной стороны, препятствует объективизации оценок выступлений гимнасток разных возрастных категорий, а с другой, не обеспечивает планомерного роста спортивного мастерства гимнасток старших разрядов. Результаты проведенного анализа явятся основой для рассмотрения возможностей внесения корректив в раздел технической трудности Международных правил соревновании по эстетической гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Ирина Александровна, Шулико Наталья Махамадалиевна, Богданова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF RELATIONSHIP OF TECHNICAL DIFFICULTY COMPONENTS IN COMPOSITIONS OF AESTHETIC GYMNASTICS

The article discusses the contradictions that occur in the modem International rules of competitions in aesthetic gymnastics. The aim of the study was to identify inconsistencies of the requirements of the rules for the technical difficulty of compositions in various age categories with the program of sports training in aesthetic gymnastics. It was determined that the requirements for fulfilling the mandatory difficulties in the compositions of 10-year-old and 16-year-old gymnasts differ insignificantly, which, on the one hand, prevents objectivity in evaluating the performance of gymnasts of different age categories, and on the other hand, does not ensure the systematic growth of sportsmanship of senior gymnasts. The results of the analysis will be the basis for considering the possibilities of making adjustments to the section of the technical difficulty of the International Rules of the Aesthetic Gymnastics Competition.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТРУДНОСТИ В КОМПОЗИЦИЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»

легчает зрительно-пространственную ориентировку дошкольников, расширяет их представление об окружающем пространстве и, тем самым, способствует повышению двигательной активности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев, В.Ф. Оценка нарушений пространственного праксиса у детей с косоглазием и амблиопией / В.Ф. Воробьев, Н.В. Костенкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 60-64.

2. Кулькова, И.В. Средства оздоровительной физической культуры слабовидящих и слабослышащих детей 6-7 лет / И.В. Кулькова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 2 (108). - С. 87-91.

3. Подколзина, Е.Н. Специальные коррекционные занятия для детей с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2008. - № 9. - С .10-16.

4. Спирина, И.К. Нестандартное оборудования для развития ориентировки в пространстве в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения / И.К. Спирина, Е.А Сырцова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2012. - № 2 (4). - С. 65-71.

REFERENCES

1. Vorobiev, V.F. and Kostenkova, N.V. (2019), "Assessment of violations of spatial praxis in children with strabismus and amblyopia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 60-64.

2. Kulkova, I. V. (2014), "Means of health-improving physical culture of visually impaired and hearing-impaired children 6-7 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 87-91.

3. Podkolzina, E. N. (2008) "Special correctional classes for children with visual impairments", Physical education of children with visual impairments in kindergarten and primary school, No. 9, pp. 1016.

4. Spirina, I.K. and Syrtsova E.A. (2012), "Non-standard equipment for the development of orientation in space in physical culture and health-improving work with preschool children with visual impairment", Physical education and sports training, Vol. 4, No. 2, pp. 65-71.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.10.2020

УДК 796.412.2

ОБОСНОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ

ТРУДНОСТИ В КОМПОЗИЦИЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Наталья Махамадалиевна Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова; Татьяна Владимировна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Аннотация

В статье рассматриваются противоречия, имеющие место в современных Международных правилах соревнований по эстетической гимнастике. Целью исследования явилось выявление несоответствий требований правил к технической трудности композиций в различных возрастных категориях с Программой спортивной подготовки по эстетической гимнастике. Определено, что требования к выполнению обязательных трудностей в композициях 10-летних и 16-летних гимна-

сток отличаются незначительно, что, с одной стороны, препятствует объективизации оценок выступлений гимнасток разных возрастных категорий, а с другой, не обеспечивает планомерного роста спортивного мастерства гимнасток старших разрядов. Результаты проведенного анализа явятся основой для рассмотрения возможностей внесения корректив в раздел технической трудности Международных правил соревновании по эстетической гимнастике.

Ключевые слова: техническая трудность, равновесия, прыжки, "движения тела".

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p355-359

SUBSTANTIATION OF RELATIONSHIP OF TECHNICAL DIFFICULTY COMPONENTS IN COMPOSITIONS OF AESTHETIC GYMNASTICS Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, professor, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg; Natalia Makhamadalievna Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, professor, Saint-Petersburg Conservatory named after N.A. Rimsky-Korsakov; Tatia-na Vladimirovna Bogdanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State Marine Technical University

Abstract

The article discusses the contradictions that occur in the modern International rules of competitions in aesthetic gymnastics. The aim of the study was to identify inconsistencies of the requirements of the rules for the technical difficulty of compositions in various age categories with the program of sports training in aesthetic gymnastics. It was determined that the requirements for fulfilling the mandatory difficulties in the compositions of 10-year-old and 16-year-old gymnasts differ insignificantly, which, on the one hand, prevents objectivity in evaluating the performance of gymnasts of different age categories, and on the other hand, does not ensure the systematic growth of sportsmanship of senior gymnasts. The results of the analysis will be the basis for considering the possibilities of making adjustments to the section of the technical difficulty of the International Rules of the Aesthetic Gymnastics Competition.

Keywords: technical value, balances, leap and jumps, "body movements".

ВВЕДЕНИЕ

Структура технических требований в сложно-координированных видах спорта представлена в правилах соревнований, которые создаются и периодически дополняются для адекватного отображения изменений, произошедших в процессе развития вида спорта, с целью осуществления логической последовательности в системе подготовки от начинающих до уровня высококвалифицированных спортсменов, во-первых, и повышения объективизации оценки соревнующихся, во-вторых [2, 3]. В таких Олимпийских видах спорта как художественная, спортивная гимнастика в каждом 4-х летнем цикле Правила соревнований с учетом прогресса технического совершенствования перерабатываются, дополняются. Такой эволюции способствует и перманентный анализ результатов соревновательной деятельности, проводимый ведущими специалистами [1, 3, 6]. Эстетическая гимнастика - очень молодой вид спорта, который находится в фазе становления, и подобные исследования будут способствовать как объективизации критериев судейских оценок, так и росту спортивного мастерства гимнасток [ 4 ].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления соответствия триады Правила - Федеральный стандарт/Программа спортивной подготовки - Спортсмен нами было предпринято исследование, включающее анализ Правил соревнований по эстетической гимнастике за период с 2006 по 2020 г.г., задачей которого было определение закономерностей динамики технической трудности по основным компонентам - обязательные и дополнительные трудности - соревновательной программы возрастных групп 10-12, 12-14 лет, юниоры (14-16) и сениоры (16 и старше) [5].

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы, анализ Правил соревнований по эстетической гимнастике.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ распределения обязательных элементов 3-х групп (согласно принятой классификации), показал, что за период с 2006 года по 2020 год количественные параметры трудности в группе "равновесия" и "прыжки" не изменились: в возрастных категориях 12-14 лет, юниоры и сениоры обязательным является выполнение 2-х изолированных равновесий и 1-й серии, а для возрастной категории 10-12 лет - 1 изолированное равновесие и 1 серия. разница в требованиях к трудности в группе равновесий между 10-летними и 16-летними гимнастками составляет всего лишь 1 равновесие/прыжок. Количество связок одинаково для всех исследуемых возрастных категорий и равно 1. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительное распределение количества изолированных равновесий и

Возрастные группы

Количество обязательных трудностей

Равновесия Прыжки

Изолированные Серии Изолированные Серии

1 1 1 1

2 1 2 1

2 1 2 1

2 1 2 1

10-12 лет

12-14 лет

Юниоры(14-16)

Сениоры(16 +)

За исследуемый период также не наблюдаются изменения в соотношении количества обязательных элементов и серий элементов группы "движения тела". Обращает на себя внимание тот факт, что без изменений остается одинаковое количество обязательных связок, включающих 2 и 3 движения тела, для исследуемых категорий гимнасток. Для категории 10-12 лет количество обязательных связок, включающих 2 движения тела такое же, как и у более старших гимнасток, и лишь отличается на единицу в связках, состоящих из 3 движений тела (Таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительное распределение количества обязательных элементов и серий элементов группы "движения тела" в правилах 2006 г., 2011 г. и 2017 г. разных возрастных категориях_

Возрастные группы Количество обязательных трудностей

Изолированные движения (волны, взмахи) Серии из 2-х движений Серии из 3-х движений

10-12 лет 1+1 2 2

12-14 лет 1+1 2 2

Юниоры(14-16) 2+2 2 2

Сениоры(16 +) 2+2 2 1

Определение процентного соотношения обязательных и дополнительных трудно -стей для различных соревновательных категорий выявило преобладание обязательных элементов и связок над дополнительными. У юниоров и сениоров, для которых предусмотрены идентичные требования во всех разделах Правил, получены следующие величины: 63,4% составляют обязательные элементы и связки и 36,6% дополнительные; для категории 12-14-летних 84,7% и 15,3% соответственно; для 10-12-летних 89,8% и 10,2% соответственно. Соотношения проиллюстрированы на рисунке 1.

По нашему мнению, отсутствие различий раздела Техническая Ценность Правил для категорий юниоры и сениоры требует внесения принципиальных изменений. При этом, преобладание у старших гимнасток обязательных трудностей над дополнительными замедляет рост мастерства у последних и препятствует разнообразию и вариативности композиций.

100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

Обязательные элементы и связки Дополнительные элементы и связки

Сениоры и юниоры ■ 12-14 лет ■ 10-12 лет

Рисунок 1 - Соотношение обязательных и дополнительных элементов и связок композиции в разных возрастных категориях.

ВЫВОДЫ

1. По нашему мнению, демонстрация навыков выполнения изолированных равновесий и прыжков для гимнасток старше 14 лет является избыточной. То же относится к группе "серии из 2-х и 3-х движений тела".

2. Учитывая, что техника целостного выполнения движений является философией эстетической гимнастики, где элементы и комбинации естественно переходят от одного к другому, демонстрируя плавность и непрерывность, по мере роста уровня спортивной подготовленности должно увеличиваться количество серий движений тела.

Более целесообразным представляется необходимость освоения и демонстрации разновидностей базовых элементов, выполняемых в разных плоскостях - волн и взмахов - и выполнения их как обязательных изолированных трудностей для возрастов 10-12 и 12-14 лет. Признавая тот факт, что соотношение обязательных и дополнительных элементов логично изменяется по мере повышения квалификации гимнасток в пользу увеличения дополнительных трудностей, необходимо пересмотреть существующую динамику и значительно увеличить долю дополнительных связок в категориях юниоров и, особенно, сениоров за счет уменьшения количества обязательных элементов и связок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике - 2018 в Испании (Гвадалахара) / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова, О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 256-261.

2. Бакулина Е.Д. Взаимосвязь изменения правил соревнований и исполнения элементов в композициях художественной гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бакулина Елена Дмитриевна. - Москва, 2006. - 20 с.

3. Ботова, Л. Н. Перспективные направления содержания программ на видах женского многоборья в спортивной гимнастике / Л.Н. Ботова, И.А. Яшина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 21, № 4. - С. 67-72.

4. Карпенко, Л. А. Анализ результатов чемпионатов мира по эстетической гимнастике -2016 в Брно (Чехия)/ Л.А. Карпенко, С.А. Жигарева, О.В. Шашкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 94-97.

5. Правила вида спорта «эстетическая гимнастика» // Всеросийская федерация эстетической гимнастики : [сайт]. - URL: https://vfeg.ru/doc/public/pravila_aest_gym_2017.pdf (дата обращения: 17.07.2020).

6. Соотношение сил на европейском гимнастическом помосте в 2019 году / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова, О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 208-212.

REFERENCES

1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. and Dveyrina, O.A. (2018), "Analysis of results of the European championship on rhythmic gymnastics - 2018 in Spain (Guadalajara)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 256-261.

2. Bakulina, E.D. (2006). RG Code of Points changing and its dependence on elements of composition, dissertation, Moscow.

3. Botova, L.N. and Yashina, I. A. (2018), "Perspective areas of the content of women's al-laround programs in artistic gymnastics", Science and Sport: Current Trends, vol. 21, No. 4, pp. 67-72.

4. Karpenko, L.A., Zhigareva, S.A., Shashkina, O.V. (2017), "Analysis of world championships in aesthetic group gymnastics - 2016 in Brno (Czech republic)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 94-97.

5. All-Russian Federation of Aesthetic Gymnastics (2017), Competition rules : available at:: https://vfeg.ru/doc/public/pravila_aest_gym_2017.pdf (accessed: 17.07.2020 ).

6. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A. and Dveyrina, O.A. (2019), "Ratio of forces on the European gymnastic scaffold in 2019", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 173, No. 7, pp. 208-212.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.07.2020

УДК 796.07

ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД

РОССИИ

Сергей Михайлович Струганое, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Дмитрий Анатольевич Гаврилов, преподаватель, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Иркутск; Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Василий Васильевич Крючков, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

Целью данной работы является совершенствование форм и способов оценки общей физической подготовленности в рамках текущей аттестации по дисциплинам «Профессионально-прикладная физическая подготовка» и «Служебно-прикладная физическая подготовка» курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. В работе авторами представлены варианты оценки общей физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. В рамках текущей аттестации курсантов и слушателей образовательных организаций в целях контроля общей физической подготовленности целесообразно использовать бальную систему оценки с прогрессивной шкалой. В рамках контроля общей физической подготовленности следует применять систему оценки, используя основные и дополнительные контрольные нормативы. Авторами выявлено, что на эффективность владения боевыми приемами борьбы влияют такие профессионально значимые физические качества, как быстрота и ловкость, силовые способности. Следует отметить, что на оценку эффективности владения боевыми приемами борьбы у курсантов и слушателей мужского и женского пола преимущественное влияние оказывают разные профессионально значимые физические качества.

Ключевые слова: физическая подготовка; курсанты и слушатели женского и мужского пола образовательных организаций МВД России, тесты, нормативные требования; уровень развития физических качеств.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p359-363

GENDER DIFFERENTIATION OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Sergey Mikhailovich Struganov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, professor, Dmitry Anatolyevich Gavrilov, the senior teacher, East Siberian Institute of the Ministry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.