УДК 796.412.2
КОМПОНЕНТЫ ТЕХНИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ
Н.В. Береславская, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики гимнастики,
Н.Н. Пилюк, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики,
A.Н. Евсеенко, магистрант, 5-кратная чемпионка мира в зачете стран по эстетической гимнастике в составе команды «Небеса»,
Л.В. Жигайлова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики гимнастики,
B.А. Ильичева, аспирант, преподаватель кафедры теории и методики гимнастики. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
Аннотация. Важнейшим элементом системы спортивной подготовки в эстетической гимнастике является соревновательная деятельность, которая служит основной формой контроля подготовленности спортсменок и незаменимым фактором роста спортивного мастерства. Соревновательные упражнения в эстетической гимнастике должны состоять из обязательных и дополнительных элементов, которые объединяются между собой с учетом композиционного построения. В связи с этим подготовить эффективную соревновательную программу, в которой учитывались бы и субъективность судейства, и индивидуальное мастерство спортсменок, возможно на основе определения наиболее значимых компонентов техники соревновательной деятельности и их ключевых структурных взаимосвязей. Цель исследования заключалась в совершенствовании подготовки высококвалифицированных гимнасток на основе определения ведущих компонентов техники их соревновательной деятельности.
В статье определены наиболее значимые компоненты техники соревновательной деятельности гимнасток высокой квалификации. Для этого было проведено анкетирование ведущих тренеров. Экспертная комиссия в составе 12 человек оценивала выступление команд-финалисток чемпионата
мира 2019 года. Методами математической статистики выявлены высокоинформативные компоненты соревновательной деятельности (г=0,71-0,95), проявившие высокую степень достоверной взаимосвязи с соревновательным результатом на уровне p<0,01, и установлена их эквивалентность.
Результаты проведенного исследования позволили определить, что при подготовке к соревнованиям тренеру необходимо делать акцент на совершенствование следующих компонентов техники соревновательной деятельности: «Исполнение», «Техника выполнения», «Структура композиции», «Выразительность», «Динамичность движений», проявивших высокую степень взаимосвязи ф<0,01) не только с итоговым соревновательным результатом, но и со всеми исследуемыми компонентами.
Оценка компонентов техники соревновательной деятельности в эстетической гимнастике и выявление наиболее значимых из них дает возможность тренеру рационально вести подготовку соревновательной программы и, ориентируясь на выявленные ведущие компоненты, корректировать весь тренировочный процесс.
Ключевые слова: компоненты техники соревновательной деятельности, эстетическая гимнастика, спортсменки высокой квалификации.
Для цитирования: Береславская Н.В., Пилюк Н.Н., Евсеенко А.Н., Жигайлова Л.В., Ильичева В.А. Компоненты техники соревновательной деятельности в эстетической гимнастике // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 2. - С. 64-70.
For citation: Bereslavskaya N.V., Pilyuk N.N., Evseenko A.N., Zhigaylolva L.V., Ilyicheva V.A. Technical components of a competitive activity in aesthetic gymnastics. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 2, pp. 64-70 (in Russian).
Актуальность. На современном этапе развития спорта достичь высоких результатов возможно лишь при правильной организации тренировочного процесса, построенного не только на фундаментальных знаниях о нем, но и на основе анализа соревновательной деятельности спортсменов [5, 7]. В спортивных видах гимнастики используется ее детализация на различные компоненты с последующей оценкой их эффективности [1]. В этой связи возникла необходимость выявления компонентов техники соревновательной деятельности, определяющих уровень спортивно-технического мастерства, в эстетической гимнастике и существующих между ними значимых взаимосвязей, которые позволили бы рационально планировать, дифференцировать и корректировать систему спортивной подготовки.
В соответствии с действующими правилами соревнований в виде спорта «Эстетическая гимнастика» команда гимнасток высокой квалификации должна выполнять упражнение, состоящее из обязательных элементов (два изолированных прыжка, одна серия прыжков; два изолированных равновесия, одна серия равновесий, два взмаха, две волны и четыре серии движений тела) и дополнительных (комбинации элементов из различных групп движений (прыжок + равновесие, равновесие + серия из трех движений тела, серия из трех движений тела + прыжок и т.д.) [6]. Таким образом, для достижения максимально возможного результата команде спортсменок в эстетической гимнастике необходимо подготовить эффективную соревновательную программу, отвечающую специальным требованиям, с учетом определенной субъективности судейства [3].
Методы и организация исследования. Для исследования компонентов соревновательной деятельности, определяющих уровень спортивно-технического мастерства, применялись следующие методы.
Анкетирование. Изучалось мнение тренеров с целью определения ведущих компонентов соревновательной деятельности в эстетической гимнастике, оказывающих влияние на уровень технической подготовленности спортсменок и оценку ее эффективности.
Метод экспертных оценок применялся для определения уровня технической подготовленности команд гимнасток высокой квалификации согласно Правилам соревнований [6].
Методы математической статистики позволили определить высокоинформативные компоненты тех-
ники соревновательной деятельности команд в эстетической гимнастике.
Результаты исследования. Проанализировав мнение 12 ведущих тренеров по эстетической гимнастике, представилась возможность детально рассмотреть соревновательную деятельность гимнасток в виде компонентов с последующим определением степени их влияния на соревновательный результат (таблица 1).
Исследование информативности компонентов соревновательной деятельности позволило разделить их на условные три группы. Первую группу составили компоненты, проявившие высокую степень достоверной взаимосвязи с соревновательным результатом на уровне р<0,01: «Техника выполнения программы» (г=0,83), «Исполнение» (г=0,95), «Выразительность» (г=0,71), «Структура композиции» (г=0,80), «Оригинальность» (г=0,80), «Общая трудность программы» (г=0,88), «Амплитуда» (г=0,73), «Точность выполнения движений» (г=0,89), «Согласованность и синхронность» (г=0,89), «Точность построений и переходов» ( =0,90), «Артистическая выразительность» (г=0,73), «Логичность построений» (г=0,77), «Динамичность движений» (г=0,88).
Вторая группа представлена компонентами, проявившими среднюю степень достоверной взаимосвязи с соревновательным результатом (р<0,05) - это: «Темп» (г=0,62), «Слитность выполнения движений» (г=0,68), «Идея композиции» (г=0,66), «Общее впечатление» (г=0,57), «Музыкальное сопровождение» (г=0,63), «Разнообразие элементов» (г=0,6), «Новизна движений» (г=0,64).
Компоненты «Стиль» (г=0,37), «Пропорции тела и внешний вид» (г=0,25), «Разнообразие ракурсов» (г=0,4), «Кульминационные моменты» (г=0,27), «Новизна построений» (г=0,56), «Оригинальность взаимодействий» (г=0,54) оказались неинформативными, т.е. не проявившими достоверной взаимосвязи (р>0,05) с итоговой соревновательной оценкой, в виду высокого их уровня развития практически у всех команд [8].
Задача дальнейшего исследования заключалась в определении и уточнении эквивалентных (дублирующих), оказывающих взаимовлияние и взаимообусловленность, компонентов техники соревновательной деятельности гимнасток. Так как в нашем исследовании принимали участие высококвалифицированные команды спортсменок, то для определения эквивалентных компонентов были использованы только высокоинформативные показатели (р<0,01).
Корреляционный анализ эквивалентности изучаемых компонентов техники соревновательной деятельности гимнасток высокой квалификации показан в таблице 2.
Анализ данных таблицы 2 позволяет констатировать, что «Оригинальность» проявила высокую степень взаимосвязи только со «Структурой композиции» (г=0,7). На наш взгляд, это связано с тем, что оригинальные элементы влияют на зрелищность восприятия соревновательной программы гимнасток высокой квалификации, а их оценивание напрямую зависит от судейского опыта, уровня и масштаба соревнований.
Таблица 1
Информативность компонентов техники соревновательной деятельности гимнасток (п = 117)
№ п/п Компоненты соревновательной деятельности М±т а г Р
1 Техника выполнения программы 3,3±0,29 1,03 0,83 <0,01
2 Темп 3,3±0,33 1,18 0,62 <0,05
3 Слитность выполнения движений 3,08±0,35 1,26 0,68 <0,05
4 Общая трудность программы 3,53±0,37 1,33 0,88 <0,01
5 Амплитуда 3,23±0,36 1,3 0,73 <0,01
6 Исполнение 3,31±0,38 1,38 0,95 <0,01
7 Точность выполнения движений 3,54±0,37 1,33 0,89 <0,01
8 Согласованность и синхронность 3,38±0,38 1,39 0,89 <0,01
9 Точность построений и переходов 3,54±0.37 1,33 0,9 <0,01
10 Выразительность 3,08±0,29 1,04 0,71 <0,01
11 Идея композиции 1,92±0,52 1,89 0,66 <0,05
12 Общее впечатление 3,69±0,24 0,85 0,57 <0,05
13 Музыкальное сопровождение 3,15±0,37 1,34 0,63 <0,05
14 Стиль 3,15±0,32 1,14 0,37 >0,05
15 Пропорции тела и внешний вид 3,15±0,3 1,07 0,25 >0,05
16 Артистическая выразительность 3,38±0,27 0,96 0,73 <0,01
17 Структура композиции 3,66±0,24 0,87 0,8 <0,01
18 Разнообразие элементов 3,46±0,24 0,88 0,6 <0,05
19 Логичность построений 3,77±0,26 0,93 0,77 <0,01
20 Динамичность движений 3,69±0,33 1,18 0,88 <0,01
21 Разнообразие ракурсов 3.85±0,22 0,8 0,4 >0,05
22 Оригинальность 1,46±0,5 1,8 0,8 <0,01
23 Новизна движений 1,69±0,29 1,03 0,64 <0,05
24 Кульминационные моменты 1,84±0,27 0,99 0,27 >0,05
25 Новизна построений 0,54±0,26 0,78 0,56 >0,05
26 Оригинальность взаимодействий 2,85±0,42 0,78 0,54 >0,05
Выразительность в гимнастике - это содержательно целесообразная эмоциональная насыщенность исполнения упражнений [2]. Если команда, создавая эмоционально-двигательный образ, смысловым подтекстом вовлекает в этот процесс и зрителя, то такое выступление следует считать выразительно-артистичным. Компонент «Выразительность» проявил высокую взаимосвязь на уровне р<0,01 с «Точностью построений и переходов», «Артистической выразительностью», «Структурой композиции», «Логичностью построений», «Динамичностью движений» (г=0,7-0,84).
Компонент «Исполнение» проявил высокую достоверную взаимосвязь (р<0,01) со всеми изучаемыми компонентами соревновательной деятельности (г=0,71-0,94), кроме «Оригинальности» (г=0,53) и «Выразительности» (г=0,52). По всей видимости, это связано с тем, что бригада судей оценивает «исполнение» путем
вычета различных сбавок из максимальной оценки, которые влияют на оценку двух других судейских бригад (артистическая и техническая ценности).
Виды предусмотренных Правилами соревнований [6] судейских сбавок за «Исполнение»:
Нарушение (отсутствие) синхронности;
Погрешности между движениями и ритмом музыки;
Неточности в уровнях, плоскостях и направлениях;
Позиция опорной ноги в равновесиях;
Недостаточное вытягивание, отсутствие слитности/ непрерывности, легкости в движениях тела;
Незафиксированная форма и отсутствие амплитуды в прыжках и равновесиях;
Недостаточный мышечный контроль, высота, тяжелое приземление после выполнения прыжков;
Погрешности в построениях;
Полная потеря равновесия с падением;
Отсутствие техники целостного движения.
Таблица 2
ю о ю о
Эквивалентность компонентов соревновательной деятельности гимнасток высокой квалификации (п=117)
Компоненты соревновательной деятельности Техника выполнения программы Выразительность Общая трудность программы Амплитуда Исполнение Согласованность и синхронность Точность выполнения движений Точность построений и переходов Артистическая выразительность Структура композиции Логичность построений Динамичность движений Оригинальность
Техника выполнения программы 1
Выразительность 0,56 1
Общая трудность программы 0,9 0,58 1
Амплитуда 0,44 0,55 0,55 1
Исполнение 0,74 0,52 0,86 0,75 1
Согласованность и синхронность 0,73 0,56 0,83 0,55 0,94 1
Точность выполнения движений 0,66 0,44 0,67 0,74 0,86 0,69 1
Точность построений и переходов 0,72 0,78 0,81 0,64 0,81 0,78 0,76 1
Артистическая выразительность 0,38 0,74 0,48 0,79 0,72 0,69 0,67 0,67 1
Структура композиции 0,7 0,74 0,69 0,82 0,73 0,62 0,69 0,77 0,69 1
Логичность построений 0,69 0,84 0,72 0,6 0,71 0,72 0,58 0,85 0,67 0,81 1
Динамичность движений 0,63 0,7 0,64 0,8 0,83 0,79 0,75 0,75 0,85 0,85 0,69 1
Оригинальность 0,4 0,5 0,42 0,53 0,53 0,41 0,58 0,58 0,48 0,7 0,65 0,55 1
Ф О
л н о За г ж ш
о
00 X
о
л
-о
о оо ж
О) ■ч
Компонент «Техника выполнения программы» проявил высокую достоверную взаимосвязь (р<0,01) с «Общей трудностью программы», «Исполнением», «Согласованностью и синхронностью», «Точностью построений и переходов», «Структурой композиции» (r=0,7-0,9). По нашему мнению, это может быть связано с тем, что команды, включающие в свою соревновательную программу наиболее сложные, рискованные элементы и их соединения, могут претендовать на более высокую оценку за техническую ценность. Проанализировав выступление команд - финалистов чемпионата мира 2019 года, мы обратили внимание на то, что все они выполняют примерно одинаковый технический набор элементов (прыжки, равновесия, повороты, движения тела). Однако разница в оценках за техническую ценность у команды-победителя «Madonna» и команды, занявшей 13 место «Rhytmic Expression», составляет 1,1 балла. Мы считаем, что это связано с несколькими причинами: команда «Rhytmic Expression» не выполнила дополнительные трудности, элементы были засчитаны с меньшей стоимостью или не засчитаны вовсе, так как при выполнении программы присутствовали технические ошибки: недостаток амплитуды движений, лишние движения, фиксация формы элемента. А у команды «Madonna» были «запасные» трудности, которые позволили нивелировать невыполнение основных элементов.
Данные таблицы 2 характеризуют достоверную корреляционную взаимосвязь на уровне p<0,01 «Структуры композиции» с «Техникой выполнения программы», «Выразительностью», «Амплитудой», «Исполнением», «Точностью построений и переходов», «Логичностью построений», «Динамичностью движений» и «Оригинальностью» (r=0,7-0,85). Это можно объяснить тем, что разнообразие всех аспектов соревновательной программы: в композиции упражнений (элементы должны быть распределены в течение всего упражнения), направлениях, ракурсах, уровнях, плоскостях, в использовании пространства, построениях, темпе, динамике позволит более презентабельно представить спортивным судьям и зрителям подготовленную соревновательную композицию.
В основе упражнений эстетической гимнастики лежат стилизованные, естественные движения спортсменок всем телом или его частями, плавно перетекающие из одного другое, изменяясь по темпу и ритму, придавая им целостность, слитность, свободу и изящество [4], поэтому «Динамичность движений» взаимосвязана на уровне p<0,01 с большинством рассматриваемых компонентов (r=0,7-0,85).
Таким образом, изучение компонентов техники соревновательной деятельности на соответствие критериям информативности и эквивалентности позволило сократить до целесообразного минимума перечень ведущих характеристик, которые целесообразно при-
менять для оценки эффективности техники соревновательной деятельности гимнасток высокой квалификации, специализирующихся в виде спорта «Эстетическая гимнастика». К ним, в первую очередь, следует отнести показатели:
Исполнение
Техника выполнения программы
Структура композиции
Выразительность
Динамичность движений
Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о возможности повышения эффективности соревновательной деятельности на основе коррекции тренировочного процесса с помощью компонентов техники соревновательной деятельности, которые определяют ее результативность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Береславская Н.В. Взаимосвязь компонентов соревновательных действий и спортивного мастерства акробатов высокой квалификации / Н.В. Береславская, Н.Н. Пилюк // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2004. - Т. 7. - С. 24-28.
2. Винер И.А. Взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М.А. Плеханова, А.М. Кабаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2009.
3. Жигайлова Л.В. Требования при составлении соревновательных упражнений в эстетической гимнастике / Л.В. Жигайлова, А.С. Перехожева // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование: Материалы международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 53-55.
4. Карпенко Л.А. Эстетическая гимнастика: история, сущность, современное состояние / Л.А. Карпенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - СПб., 2009. - С. 199-203.
5. Малазония Н.В. Моделирование соревновательных действий акробатов высокой квалификации на пред-соревновательном этапе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Малазония. - Краснодар, 1999. - 24 с._
6. Правила соревнований по эстетической гимнастике, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 31.08.2017 г. № 777.
7. Пилюк Н.Н. Построение и реализация системы соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.Н. Пилюк. - Краснодар, 2000. - 50 с.
8. Тихонова И.В. Акробатические поддержки в эстетической гимнастике и особенности их выполнения в соревновательной композиции / И.В. Тихонова, Л.В. Жигайлова, О.Ф. Барчо // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - Челябинск, 2020. - Т.5. - №1. - С. 75-78.
9. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. - М.: Советский спорт, 2010. - 392 с.: ил.
TECHNICAL COMPONENTS OF A COMPETITIVE ACTIVITY IN AESTHETIC GYMNASTICS
N.V. Bereslavskaya, Candidate of Pedagogical Sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Gymnastics Department,
N.N. Pilyuk, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Methods of Gymnastics Department,
А^. Evseenko, Master's Degree Student, 5-time World Champion in the classification of the countries in aesthetic gymnastics as part of a team «Nebesa»,
L.V. Zhigaylolva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Gymnastics Department,
VA Ilyicheva, Post-graduate students, Lecturer of the Theory and Methods of Gymnastics Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
Abstract.
The most important element of a sports training system in aesthetic gymnastics is a competitive activity, which serves as the main form of control of preparedness of athletes and an indispensable factor in the growth of sportsmanship. Competitive exercises in aesthetic gymnastics must consist of mandatory and additional elements, which are combined with each other taking into account compositional construction. In this connection, preparation of an effective competition program, which would take into account the subjectivity of refereeing and the individual skill of athletes, is possibly based on the determination of the most significant components of the technique of competitive activity and their key structural relationships.
The purpose of the study was to improve the training process of highly qualified gymnasts on the basis of determination of the leading components of the technique of their competitive activity.
In the article, the most significant components of the technique of competitive activity of highly skilled gymnasts are determined by a survey of leading coaches. An expert commission of 12 people evaluated the performance of the final teams of the 2019 World Cup. Methods of mathematical statistics revealed highly informative components of competitive activity (r = 0,71-0,95), showing a high degree of reliable relationship with the competitive result at the level p<0,01 and their equivalence is established.
The results of the study made it possible to determine that in preparation for the competition, the coach must focus on the improvement of the following components of the technique of competitive activity: «Execution», «Execution technique», «Composition structure», «Expressiveness», «Dynamics of movements», showing a high degree of interconnection (p<0,01) not only with the final competitive result, but also with all the investigated components.
The evaluation of the components of the technique of competitive activity in aesthetic gymnastics and determination of the most significant of them, enables the coach to prepare the competitive program rationally and, focusing on the identification of the leading components, to correct the entire training process.
Keywords: technique components of competitive activity, aesthetic gymnastics, highly qualified athletes.
References:
1. Bereslavskaya N.V., Pilyuk N.N. Interrelation of components of competitive actions and sports skill of acrobats of high qualification. Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury i sporta [Actual Issues of Physical Culture and Sport], 2004, vol. 7, pp. 24-28. (in Russian).
2. Viner I. A., Terekhina R.N., Plekhanova M.A., Kabaeva A.M. The Relationship of aesthetic values and spectator impressions in the performance of competitive exercises in gymnastic sports. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University Named After P.F. Lesgaft]. Saint Petersburg, 2009. (in Russian).
3. Zhigailova L.V., Perekhozheva A.S. Requirements for composing competitive exercises in aesthetic gymnastics. Fizicheskaya kul'tura i sport. Olimpijskoe obra-zovanie: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-praktiches-koj konferencii [Physical Culture and Sport. Olympic Education: Materials of the International Scientific and Practical Conference], 2019, pp. 53-55. (in Russian).
4. Karpenko L.A. Esthetic gymnastics: history, essence, current state. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemy prakticheskogoprimeneniya [Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application]. Saint Petersburg, 2009, pp. 199-203. (in Russian).
5. Malazonia N.V. Modeling of competitive actions of highly qualified acrobats at the pre-competition stage. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 1999, 24 p. (in Russian).
6. Rules of competitions in aesthetic gymnastics, approved by the order of the Ministry of sports of the Russian Federation from 31.08.2017, no. 777. (in Russian).
7. Pilyuk N.N. Construction and implementation of the system of competitive activity of highly qualified acrobats: Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnodar, 2000. 50 p. (in Russian).
8. Tikhonova I.V., Zhigailova L.V., Barcho O.F. Acrobatic support in aesthetic gymnastics and features of their performance in competitive composition. Fizicheskaya
kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation]. Chelyabinsk, 2020, vol. 5, no. 1, pp. 75-78. (in Russian).
9. Fiscalov V.D. Sport i sistema podgotovki sportsmenov [Sport and the system of training athletes]. Moscow, Soviet sport, 2010, 392 p.: Il.
Поступила / Received 15.04.2020 Принята в печать / Accepted 30.06.2020