УДК 796.418.6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ПРЫЖКАХ НА БАТУТЕ
Н.Н. Пилюк, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики,
Н.В. Береславская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики, Г.М. Свистун, доцент кафедры теории и методики гимнастики,
Л.В. Жигайлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики, Я.В. Павлова, магистрант, заслуженный мастер спорта по прыжкам на батуте, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
Аннотация.
Актуальность. В прыжках на батуте специальная техническая подготовленность является базисом успешности спортивной деятельности и важным фактором - детерминантом ее дальнейшего роста и демонстрации высоких результатов. Технически правильные и технически четкие различия положений тела в пространстве и высочайший уровень ориентации в пространстве позволят спортсмену варьировать сложность соревновательной программы, являющуюся одним из главных слагаемых соревновательной оценки. Субъективность восприятия соревновательных действий спортсменов, специализирующихся в прыжках на батуте, и небольшое количество объективных критериев оценки в правилах соревнований часто не позволяют тренеру достоверно определить уровень готовности спортсмена.
Цель исследования - совершенствование основных направлений специальной технической подготовки высококвалифицированных прыгунов на батуте на основе контроля ее ведущих характеристик.
Методы исследования. Анкетированием ведущих тренеров были определены основные направления повышения эффективности технической подготовки в прыжках на батуте и ведущие характеристики их специальной технической подготовленности. Бригада экспертов в составе пяти
человек оценивала выступление спортсменов согласно правилам соревнований.
Результаты проведенного исследования дают возможность тренеру при подготовке к ответственным стартам ориентироваться на конкретные величины характеристик специальной технической подготовленности прыгунов на батуте, представленных в виде конкретных величин, соответствующих определенному уровню развития и подготовленности. Методами математической статистики выявлены наиболее значимые (г = 0,89 - 0,96) показатели, проявившие высокую степень достоверной взаимосвязи с соревновательным результатом на уровне р<0,01, и уточнены количественные значения исследуемых показателей.
Выводы. Знание модельных значений характеристик технической подготовленности высококвалифицированных прыгунов на батуте позволяет эффективно контролировать подготовленность спортсменов на различных этапах и периодах спортивной подготовки.
Ключевые слова: специальная техническая подготовка, специальная техническая подготовленность, прыгуны на батуте, высокая квалификация.
Для цитирования: Пилюк Н.Н., Береславская Н.В., Свистун Г.М., Жигайлова Л.В., Павлова Я.В. Педагогический контроль специальной технической подготовленности спортсменов высокой квалификации в прыжках
на батуте // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 1. - С. 43-48.
For citation: Pilyuk N., Bereslavskaya N., Svistun G., Zhigaylova L., Pavlova Y. Pedagogical control of special technical preparedness of athletes of high qualification in trampoline jumping. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 1, pp. 43-48 (in Russian).
Актуальность. Современный этап развития прыжков на батуте как вида спорта характеризуется сочетанием сложности и технического мастерства, оригинальности и классики, динамичности и сбалансированности соревновательных программ [5, с. 7]. Поиск результативных методик подготовки спортсменов высокого класса и оптимизация вклада различных параметров специальной технической подготовленности в соревновательный результат должны способствовать эффективности тренировочного и соревновательного процессов [1, с. 46]. Результатом специальной технической подготовки является техническая оснащенность спортсмена, состоящая из комплекса освоенных элементов, приемов и целостных упражнений, обуславливающих успешное спортивное совершенствование [2, с. 73].
Арсенал двигательных навыков в прыжках на батуте, составляющих основу специальной технической подготовленности спортсменов, многообразен и включает отдельные элементы, их «связки» и соединения, которые в различных сочетаниях могут объединяться в конкретные соревновательные упражнения. Ее контроль осуществляется судейской бригадой Е по впечатлению о форме динамической осанки, постоянству высоты и координации спортсмена в каждом элементе соревновательного упражнения, устойчивости приземления [6, с. 18]. Сложность современных комбинаций и субъективность восприятия соревновательной программы в прыжках на батуте чаще всего не позволяют тренеру точно определить достаточный уровень технической подготовленности спортсмена и его готовность к соревновательной деятельности.
По мнению Л.Я. Аркаева и Н.Г. Сучилина (2004), « ... выявление компонентов специальной технической подготовленности позволит тренеру добиться высоких результатов за счет целенаправленного их совершенствования в процессе тренировки». Поэтому с целью выявления факторов, определяющих уровень технической подготовленности спортсменов в прыжках на батуте, необходимо совершенствовать ее отдельные компоненты и использовать объективные критерии оценки для контроля показателей технического мастерства [4, с. 16].
Для оценки соревновательных программ спортсменов на личном и командном чемпионатах России 2019 года применялись следующие методы исследования.
Анкетирование. Изучалось мнение тренеров для определения и возможности применения ведущих направлений технической подготовки, и характеристик
специальной технической подготовленности спортсменов в прыжках на батуте высокой квалификации, оказывающих влияние на эффективность соревновательной деятельности.
Метод экспертных оценок. Данный метод применялся для определения уровня технической подготовленности прыгунов на батуте, основываясь на системе сбавок за ошибки в технике выполнения упражнений, согласно Правилам соревнований [6, с. 36].
Метод хронометрирования. Согласно Правилам соревнований, определение оценки времени полета должно проводиться электронным способом [6, с.15].
Методы математической статистики, позволившие определить высокоинформативные характеристики специальной технической подготовленности основных направлений технической подготовки прыгунов на батуте высокого класса.
Результаты исследования. Предварительно было изучено мнение 46 ведущих тренеров, анализ которых позволил определить основные направления специальной технической подготовки прыгунов на батуте:
• совершенствование техники соревновательных упражнений,
• наращивание сложности соревновательной программы,
• совершенствование пространственно-временных параметров.
Проведенное дальнейшее исследование позволило детализировать каждый компонент технической подготовленности дополнительными характеристиками, которые были обработаны с помощью математико-статистических методов. В качестве критерия информативности использовалась итоговая сумма баллов [6, с. 76], набранная спортсменами на чемпионате страны. Исследованием установлено, что характеристики направления технической подготовки «Совершенствование техники соревновательных упражнений», по оценкам экспертов, не отличаются для прыжков на батуте, выполняемых как мужчинами, так и женщинами. Характеристики, раскрывающие такие направления технической подготовки, как «Наращивание сложности соревновательной программы» и «Совершенствование пространственно-временных параметров», отличаются в своих значениях. Эти различия связаны с половым диморфизмом, то есть женский и мужской организмы различаются морфофункциональными параметрами, нейрогуморальной регуляцией функций и уровнем физических возможностей [3, с. 27].
Полученные результаты показывают, что для оценки уровня технической подготовленности прыгунов на батуте высокой квалификации, при полностью выполненной соревновательной комбинации из 10 элементов, целесообразно применять следующие критерии, проявившие высокую степень взаимосвязи с соревновательным результатом на уровне р<0,01:
- «техника и точность раскрытия» (г = 0,91),
- «сгибание туловища и ног после раскрытия» (г = 0,89),
- «горизонтальные перемещения» (г = 0,93),
- «общая трудность 1 соревновательного упражнения» (г =0,89, г = 0,81),
4 м ' ' ж ' "
- «общая трудность 2 соревновательного упражнения» (г =0,94, г = 0,91),
мж
- «длительность полетной фазы 1 соревновательного упражнения» (гм = 0,96, гж = 0,96),
- «длительность полетной фазы 2 соревновательного упражнения» (гм = 0,93, гж = 0,96).
Для практической работы тренеру необходимо знание количественных характеристик оцениваемых показателей, представленных в таблице. Разработанные уровни развития позволят ему ориентироваться на конкретные величины при подготовке к ответственным стартам.
Анализируя данные таблицы, установлено, что при выполнении целостной комбинации модельные значения сбавок по рассматриваемым характеристикам специальной технической подготовленности спортсменов в прыжках на батуте высокого класса должны находиться на «среднем» и «выше среднего» уровнях. Так, по характеристикам «техника и точность раскрытия» и «сгибание туловища и ног после раскрытия» сбавки должны составлять 0,3-0,4 балла в первом (обязательном) упражнении и 0,7-1,0 балла во втором (произвольном) упражнении; 0,2-0,5 балла по характеристике «горизонтальные перемещения» в первом упражнении и 0,2-0,8 балла во втором.
Уровень специальной технической подготовленности «общая трудность 1 соревновательного упражнения» должен соответствовать 5,8 - 6,2 у.е. у мужчин и 4,6 - 4,8 у.е. у женщин. Показатель «общая трудность 2 соревновательного упражнения» у мужчин - 16,6 -16,8 у.е., у женщин - 14,0 - 14,2 у.е.
Показатель специальной технической подготовленности «длительность полетной фазы 1 соревновательного упражнения» у мужчин должна быть 18,4-18,65 с, у женщин 16,5-18,8 с; «длительность полетной фазы 2 соревновательного упражнения» у мужчин - 16,5-16,8 с и 15,6-15,8 с - у женщин.
Таким образом, рассмотренные характеристики специальной технической подготовленности высококвалифицированных прыгунов на батуте можно использовать для всех видов контроля: оперативного, текущего и этапного с целью определения уровня готовности спортсмена к предстоящим стартам. Чем выше уровень рассматриваемых критериев специальной технической подготовленности, тем на более высокую оценку может рассчитывать спортсмен за выполнение соревновательной программы. Предложенные модельные показатели оценки и контроля специальной технической подготовленности спортсменов высокой квалификации в прыжках на батуте нельзя рассматривать как полные и законченные, однако авторы планируют расширить и уточнить их содержание после олимпийского турнира батутистов 2020 года в г. Токио.
Таблица
Критерии оценки ведущих компонентов специальной технической подготовленности прыгунов на
батуте высокой квалификации (пм=8, пж=8)
Характеристики специальной технической подготовленности*** Уровень развития
упражнение низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Техника и точность раскрытия (сумма сбавок за ошибки выполнения, балл) 1 0,6 и > 0,5 0,4 0,3 0,2 и <
2 1,5 и > 1,2 1,0 0,7 0,5 и <
Сгибание туловища и ног после раскрытия (сумма сбавок за ошибки выполнения, балл) 1 0,6 и > 0,5 0,4 0,3 0,2 и <
2 1,5 и > 1,2 1,0 0,7 0,5 и <
Горизонтальные перемещения (сумма сбавок за ошибки выполнения балл, балл) 1 1,0 и > 0,8 0,5 0,2 0,3 и <
2 1,2 и > 1,0 0,8 0,2 0,4 и <
Общая трудность 1 соревновательного упражнения (у.е.) 1* 5,0 и < 5,4 5,8 6,2 6,6 и >
2** 16,2 и < 16,4 16,6 16,8 17,0 и >
Общая трудность 2 соревновательного упражнения (у.е.) 1* 4,0 4,4 4,6 4,8 5,8 и >
2** 13,7 и < 13,9 14,0 14,2 14,3 и >
Длительность полетной фазы 1 соревновательного упражнения (с) 1* 17,8 и < 18,0 18,4 18,7 18,8 и >
2** 16,0 и < 16,2 16,5 16,8 17,0 и >
Длительность полетной фазы 2 соревновательного упражнения (с) 1* 16,6 и < 16,9 17,2 17,5 17,8 и >
2** 15,2 и < 15,4 15,6 15,8 16,0 и >
Примечание: * - мужчины; ** - женщины, *** - при условии выполнения всего упражнения (10 элементов)
Заключение. 4.
Таким образом, осуществляя педагогический контроль, необходимо отдавать предпочтение тем параметрам, которые определяют результативность соревновательной деятельности спортсмена. Дифференциация основных ее компонентов и координирующих действий и разработка конкретных средств оценки позволит эффективно корректировать процесс управления подготовкой высококвалифицированных прыгунов на батуте.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - С. 90-102.
2. Гавердовский Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник в 2 т. - Т. 2 / Ю.К. Гавердовский,
B.М. Смолевский. - М.: Советский спорт, 2014. -
C. 73-83.
3. Иорданова Ф.А. Мужчина и женщин в спорте высших достижений (проблемы полового диморфизма): монография / Ф.А. Иорданова. - М.: Советский спорт, 2012. - С. 27-29.
Караваева И.В. Теория и практика системы подготовки спортсменов в прыжках на батуте / И.В. Караваева,
A.Н. Москаленко, Н.Н. Пилюк // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 2. - С. 16-20. Прыжки на батуте, акробатической дорожке и двойном минитрампе: типовая программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) / под общ. ред.
B.Н. Макарова. - М.: Советский спорт, 2012. - 112 с. Правила соревнований 2017-2020 Прыжки на батуте, акробатической дорожке и двойном минитрампе: Лозанна, 2016. - 62 с.
Пушкарный М.Ю. Оценка и коррекция специальной подготовленности батутистов высокой квалификации / М.Ю Пушкарный, В.А. Долгов, В.Ф. Дубко // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ / под ред. А.И. Погребного. Т. 4. - Краснодар: КГУФКСТ, 2001. -
C. 75-78.
PEDAGOGICAL CONTROL OF SPECIAL TECHNICAL PREPAREDNESS OF ATHLETES OF HIGH QUALIFICATION IN TRAMPOLINE JUMPING
N. Pilyuk, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Methods of Gymnastics Department,
N. Bereslavskaya, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Gymnastics Department,
G. Svistun, Associate Professor of the Theory and Methods of Gymnastics Department, L. Zhigaylova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Gymnastics Department,
Y. Pavlova, Master's degree student, Honored Master of Sports in trampoline jumping, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
Abstract.
Relevance. In trampoline jumping special technical preparedness is the success basis of sports activity and the important factor - determinant of its further growth and demonstration of high results. Technically correct and technically clear differences of body positions in space and the highest level of orientation in space allow the athlete to vary the difficulty of a competitive program, which is one of the main components of the competitive assessment. Subjectivity of perception of competitive actions of athletes, specializing in trampoline jumping, and a small amount of objective assessment criteria in the competition rules often do not let a coach reliably evaluate a preparedness level of an athlete.
Research aim. The research aim is the improvement of the main directions of a special technical training of highly skilled trampoline jumpers based on the control of its leading characteristics.
Research methods. With the help of the questionnaire of the leading coaches the main directions of the efficiency improvement of technical preparedness in trampoline jumping and the leading characteristics of their special technical preparedness have been determined. A team of experts of five people evaluated the performance of athletes in accordance with the rules of the competition.
Research results. The results of the study give a coach possibilities in preparation for important starts to focus on specific characteristic values of special technical preparedness of trampoline jumpers, presented as specific numbers, corresponding to a certain level of development and preparedness. Methods of mathematical statistics revealed the most significant (r = 0,89 - 0,96) indicators, showing a high degree of reliable relationship with the competitive result at the level p<0,01, and quantitative values of the research indicators have been specified.
Conclusions. Knowledge of model values of characteristics of technical preparedness of highly qualified tram-
poline jumpers allows to effectively monitor the preparedness of athletes at various stages and periods of sports training.
Keywords: special technical training, special technical preparedness, trampoline jumpers, high qualification.
References:
1. Arkaev L.Ya., Suchilin N.G. Kakgotovit'chempionov [How to prepare Champions]. Moscow: physical Culture and sport, 2004, pp. 90-102.
2. Gaverdovskij YU. K., Smolevskij V.M. Teoriya i metodika sportivnojgimnastiki:uchebnik v21 [Theory and methodology of sports gymnastics: textbook in 2 vols]. Vol. 2. Moscow: Sovetsky sport, 2014, pp. 73-83.
3. lordanova F.A. Muzhchina i zhenshchin v sporte vysshih dostizhenij (problemy polovogo dimorfizma) [Men and women in sports of higher achievements (problems of sexual dimorphism)]. Moscow: Sovetsky sport, 2012, pp. 27-29.
4. Karavaeva I.V., Moskalenko A.N., Pilyuk N.N. Theory and practice of the system of training athletes in trampoline jumping. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport-Science and Practice], 2008, no. 2, pp. 16-20. (in Russian).
5. Pryzhki na batute, akrobaticheskoj dorozhke i dvojnom minitrampe: tipovaya programma sportivnoj podgoto-vki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol (DYUSSH), specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijsk-ogo rezerva (SDYUSSHOR) i shkol vysshego sportivnogo masterstva (SHVSM) / pod obshch. red. V.N. Makarova [Jumping on the trampoline, acrobatic track and double mini-trampoline: sample program of sports training for youth sports schools (CYSS), specialized children-youth schools of Olympic reserve (SDUSHOR) and schools of the highest sports skill (shvsm) / under the General editorship of V.N. Makarov]. Moscow: Sovetsky sport, 2012, 112 p. (in Russian).
6. Pravila sorevnovanij 2017-2020 Pryzhki na batute, akrobaticheskoj dorozhke i dvojnom minitrampe: Lozanna 2016 [Competition rules 2017-2020 jumping on the
trampoline, acrobatic track and double mini-trampoline: Lausanne 2016], 62 p. (in Russian).
7. Pushkarny M.Yu., Dolgov V.A., Dubko V.F. Assessment and correction of special training of highly qualified trampolinists. Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury i sporta: Trudy nauchno-issledovatel'skogo instituta problem fizicheskoj kul'tury i sporta - KGUFKST [Actual issues of physical culture and sports: Proceedings of the re-
search Institute of problems of physical culture and sports-KSUFKST]. Vol. 4. Krasnodar: KGUFKST, 2001, pp. 75-78. (in Russian).
Поступила / Received 15.01.2020 Принята в печать / Accepted 03.03.2020