Научная статья на тему 'Уровень артистичности гимнасток на этапе начальной и специализированной подготовки'

Уровень артистичности гимнасток на этапе начальной и специализированной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2087
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / АРТИСТИЧНОСТЬ / ГИМНАСТКИ 5-10 ЛЕТ / RHYTHMIC GYMNASTICS / ARTISTRY / GYMNASTS OF 5-10 YEARS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винер Ирина Александровна

Комплекс средств артистической подготовки для гимнасток различного возраста и квалификации позволяет повысить уровень артистичности спортсменок. Разработанная методика развития артистичности позволяет совершенствовать уровень исполнительского мастерства спортсменок в художественной гимнастике. Критерии оценки артистичности предполагают дифференцированный контроль за этим видом подготовленности индивидуально для каждой спортсменки различной квалификации. Систематизация и распределение средств классической хореографии, различных групп танцев, пластики, художественной гимнастики, музыкальной ритмики, циркового, театрального и изобразительного искусства в учебно-тренировочном процессе с учетом специфики и задач каждого этапа многолетней подготовки позволяет повысить уровень артистичности гимнасток. Базовые компоненты исполнительского мастерства гимнасток, закладываются в самом раннем возрасте, поэтому артистичность исполнения необходимо закладывать, начиная с этапа начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винер Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of artistry of gymnasts at the stage of primary and specialized training

The complex of means of artistic preparation for gymnasts of various age and qualification allows raising the level of artistry of sportswomen. The proposed technique of development of artistry allows improving the level of mastery of sportswomen in rhythmic gymnastics. Criteria of an assessment of artistry assume the differentiated control of this type of readiness individually for each sportswoman of various qualifications. Classification and distribution of means of classical choreography, various groups of dances, plasticity, rhythmic gymnastics, musical rhythmic, circus, theatrical and fine arts in educational and training process with taking into account specifics and problems of each stage of long-term preparation allows raising the level of artistry of gymnasts. Base components of mastery of gymnasts are formed at the earliest age, therefore, artistry of execution is necessary to put beginning from stage of initial preparation.

Текст научной работы на тему «Уровень артистичности гимнасток на этапе начальной и специализированной подготовки»

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (1988), Physical culture for all and for everyone, Physical training and sport, Moscow, Russian Federation.

2. Zheleznyak, Yu.D., Minbulatov V.M. (2006), Theory and methods of education on the subject of "Physical culture", The Academy, Moscow, Russian Federation.

3. Lebedeva, E.I. (2004), Differentiated physical training boys secondary school age on the lessons of physical culture: Diss. ... cand. ped. sciences, Volgograd, Russian Federation.

4. Lyakh, V.I., Zdanevich A.A. (2010), The complex program of physical education of students: 1-11 classes for the teachers of general educational institutions, Education, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected] УДК 796.412.2

УРОВЕНЬ АРТИСТИЧНОСТИ ГИМНАСТОК НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ

Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный тренер России, президент Федерации художественной гимнастики РФ,

Москва

Аннотация

Комплекс средств артистической подготовки для гимнасток различного возраста и квалификации позволяет повысить уровень артистичности спортсменок. Разработанная методика развития артистичности позволяет совершенствовать уровень исполнительского мастерства спортсменок в художественной гимнастике. Критерии оценки артистичности предполагают дифференцированный контроль за этим видом подготовленности индивидуально для каждой спортсменки различной квалификации. Систематизация и распределение средств классической хореографии, различных групп танцев, пластики, художественной гимнастики, музыкальной ритмики, циркового, театрального и изобразительного искусства в учебно-тренировочном процессе с учетом специфики и задач каждого этапа многолетней подготовки позволяет повысить уровень артистичности гимнасток. Базовые компоненты исполнительского мастерства гимнасток, закладываются в самом раннем возрасте, поэтому артистичность исполнения необходимо закладывать, начиная с этапа начальной подготовки.

Ключевые слова: художественная гимнастика, артистичность, гимнастки 5-10 лет.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p49-53 LEVEL OF ARTISTRY OF GYMNASTS AT THE STAGE OF PRIMARY AND

SPECIALIZED TRAINING Irina Aleksandrovna Wiener, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Deserved trainer of Russia, president of Federation of rhythmic gymnastics of the Russian Federation,

Moscow

Annotation

The complex of means of artistic preparation for gymnasts of various age and qualification allows raising the level of artistry of sportswomen. The proposed technique of development of artistry allows improving the level of mastery of sportswomen in rhythmic gymnastics. Criteria of an assessment of artistry assume the differentiated control of this type of readiness individually for each sportswoman of various qualifications. Classification and distribution of means of classical choreography, various groups of dances, plasticity, rhythmic gymnastics, musical rhythmic, circus, theatrical and fine arts in educational and training process with taking into account specifics and problems of each stage of long-term preparation allows raising the level of artistry of gymnasts. Base components of mastery of gymnasts are formed at the earliest age, therefore, artistry of execution is necessary to put beginning from stage of initial preparation.

Keywords: rhythmic gymnastics, artistry, gymnasts of 5-10 years.

Художественная гимнастика относится к тем видам спорта, где важную роль играет изобразительность действий. Цель современной гимнастики - выражение мыслей и чувств с помощью движений, выполненных на высоком техническом уровне. Именно эстетическое содержание гимнастики делает ее зрелищной и привлекает зрителей на трибунах.

Конкуренция на мировом гимнастическом помосте постоянно усиливается, побеждать становится все сложнее. Лидировать будут те гимнастки, которые на фоне безупречного владения телом и предметами продемонстрируют артистичность исполнения соревновательных программ [1-2].

В настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные методике развития артистичности спортсменок в художественной гимнастике с учетом тех требований, которые выдвигает документ, управляющий развитием вида спорта в мире (Code FIG).

Результаты опроса специалистов по художественной гимнастике, педагогических наблюдений на учебно-тренировочных занятиях с гимнастками различного возраста позволили установить, что:

- для работы с детьми (особенно на начальном этапе занятий художественной гимнастикой) целесообразно давать задания на импровизацию под характерную музыку;

- рекомендуется использовать музыку из детских мультфильмов, т. к. при ее звучании у ребенка возникает ассоциация, которую он воплощает без помощи речи, а только мимикой, пластикой (в основном руками). Движения ногами могут «профессионально» отставать от эмоционального состояния ребенка, вызванного характером данной музыки, что связано на данный момент с низким уровнем технической подготовленности;

- у спортсменок более старшего возраста возникает противоречие: с ростом уровня технической подготовленности зачастую снижается уровень эмоциональности. Гимнастка преимущественно думает о технике, хуже слушает музыку и не «включает» эмоции.

Учитывая вышеизложенное, мы провели эксперимент, целью которого было определить уровень эмоциональной двигательной выразительности и образности детей 4-6 лет и 8-10 лет. Под детскую музыку «Я на солнышке лежу» композитора Гладкова гимнастки импровизировали в течение 1 минуты.

Были разработаны критерии для оценки импровизированной «композиции» юных гимнасток (табл. 1) и рассчитаны показатели уровня артистичности юных гимнасток (табл. 2) и рассчитаны корреляционные коэффициенты результатов оценки уровня артистичности (табл.3).

Таблица 1

Критерии оценки артистичности юных гимнасток_______________________

№ п/п Критерии Оценка в баллах

1. Полная передача образа согласно характеру заданного музыкального произведения 10,0-8,0

2. Мимика лица частично не соответствует образу, заданному характером музыки 7,9-6,0

3. Скованность движений телом при воспроизведении образа заданного характером музыкального произведения 5,9-4,0

4. Мимика не соответствует образу заданного музыкального сопровождения 3,9-2,0

5. Движения частично или полностью не соответствуют заданному характеру музыки 1,9-0

Оценку в баллах производили эксперты в составе 3-х человек: 1 хореограф; 1 тренер; 1 судья.

Таблица 2

Показатели уровня артистичности гимнасток 4-6 лет по 10-ти балльной шкале

№ п/п Критерии (в баллах)

Двигательная выразительность Эмоциональная выразительность Образность

1. 3,0 6,0 6,0

2. 3,0 5,0 5,0

3. 4,0 8,0 8,0

4. 3,0 4,0 4,0

5. 4,0 6,0 6,0

6. 4,0 7,0 7,0

7. 4,0 5,0 5,0

8. 3,0 5,0 5,0

9. 5,0 7,0 7,0

10. 4,0 6,0 6,0

X ± Sx: 3,7±0,2 5,9±0,3 5,9±0,7

Ме 4,0 6,0 6,0

У% 18,2 20,2 20,2

Таблица 3

Корреляционная матрица результатов оценки уровня артистичности девочек 4-6 __________________________________лет (п=10)__________________________________

Двигательная выразительно сть Эмоциональная выразительность Образность

Двигательная выразительность 1 0,682* 0,682*

Эмоциональная выразительность 1 1,00***

Образность 1

Примечание: * коэффициент корреляции достоверен при р<0,05; *** коэффициент корреляции достоверен при р<0,01.

Аналогичные исследования были проведены для группы гимнасток 8-10 лет (табл.

4,5)

Таблица 4

____________Показатели уровня артистичности гимнасток 8-10 лет, баллы____________________

№ /п Критерии, баллы

Двигательная выразительность Эмоциональная выразительность Образность

1. 6,0 4,0 4,0

2. 5,0 3,0 4,0

3. 5,0 3,0 4,0

4. 7,0 5,0 5,0

5. 7,0 4,0 4,0

6. 6,0 4,0 5,0

7. 5,0 4,0 4,0

8. 7,0 3,0 4,0

9. 8,0 5,0 6,0

10. 6,0 4,0 4,0

X ± 6,2±0,3 3,9±0,2 4,4±0,2

Ме 6,0 4,0 4,0

У% 16,6 18,9 15,8

Таблица 5

Корреляционная матрица результатов оценки уровня артистичности девочек 8-10 ___________________________________лет (п=10)__________________________________

Двигательная выразительно сть Эмоциональная выразительность Образность

Двигательная выразительность 1 0,580 0,560

Эмоциональная выразительность 1 0,719*

Образность 1

Примечание: * коэффициент корреляции достоверен при р<0,05.

Как видно из таблиц 2 и 4 у детей 4-6 лет уровень эмоциональной выразительности (X ± =5,4±0,3) и образности (X ± =5,9±0,7) находятся на более высоком уровне,

чем у гимнасток 8-10 лет (соответственно «эмоциональная выразительность» (X ± Бх =3,9±0,2); «образность» - (X ± Бх =4,4±0,2) . Это может быть объяснено возрастными перестройками межполушарного взаимодействия, процессами доминирования левого полушария с его рациональной обработкой информации. У детей 4-6 лет доминирует правое полушарие мозга, специализирующееся на образной обработке информации. А левое полушарие, специализирующееся на рациональной, вербальной, словеснологической обработке информации. Тем не менее необходимо обращать внимание на индивидуальные различия в восприятии и анализе информации детьми разного возраста.

Однако, уровень двигательной выразительности выше у спортсменок 8-10 лет (X ± =6,2±0,3), в то время, как у гимнасток 4-6 лет изучаемые показатели ниже

(X ± =3,7±0,2). Этот факт объясняется более высоким уровнем технической подготов-

ленности гимнасток 8-10 лет по сравнению с 4-6- летними гимнастками.

Для оценки тесноты связи между исследуемыми показателями артистичности провели корреляционный анализ. Результаты, представленные в таблице 3, показали следующее. У детей 4-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой, наблюдается прямая зависимость между показателями «образность» и «эмоциональная выразительность», о чем свидетельствует сильная положительная корреляция (г=1, р<0,01). Между показателями «двигательная выразительность» - «эмоциональная выразительность» и «образность» существует положительная корреляционная связь, однако она менее сильная (г=0,682, р<0,05).

Данные таблицы 5 показывают, что у гимнасток 8-10 лет наблюдается сильная положительная корреляция между показателями «образность» «эмоциональная выразительность» (г=0,719, р<0,05). А между показателями «эмоциональная выразительность» и «двигательная выразительность» коэффициент корреляции уменьшается и наблюдается средняя взаимосвязь (г=0,580 р<0,05).

Анализируя результаты исследований, можно сделать вывод о том, что с раннего возраста (т.е. с начала занятий художественной гимнастикой) возникает целесообразность в систематических занятиях над артистичностью с целью поддержания высокого уровня на дальнейших этапах подготовки спортсменок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терёхина, И.А. Винер, М.А. Плеханова, А.М. Кабаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 102-105.

2. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических ви-

дах спорта / Р.Н. Терехина, И. А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.

REFERENCES

1. Terekhina, R.N., Wiener, I.A., Plehanova, M.E. and Kabaeva, A.M. (2009), "Interrelation of aesthetic values and visual impressions at execution of competitive exercises in gymnastic sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 56 No.10, pp. 102-105.

2. Terekhina, R.N., Wiener, I.A., Tyrischeva, L.I. and Plehanova, M.E. (2008), "Es-thetical features of executive skills in gymnastically sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 45 No.11, pp. 98-101.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: [email protected] УДК 796.56

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ И НАВЫКАМ НА ОСНОВЕ УЧЁТА ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юрий Сергеевич Воронов, доктор педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

С целью повышения эффективности обучения навыкам спортивного ориентирования проведено исследование соревновательной деятельности спортсменов 10-18 лет. Было изучено более 650 классических соревновательных дистанций заданного направления в беговых видах ориентирования. В результате анализа полученных данных установлено, что структура соревновательной деятельности юных спортсменов-ориентировщиков претерпевает значительные изменения в возрастном диапазоне от 10 до 18 лет. Основываясь на результатах проведённых исследований можно сделать вывод, что в беговых видах ориентирования возраст 15-16 лет необходимо выделить как определяющий в плане становления технико-тактического мастерства. В многолетней подготовке к этому возрасту нужно добиться качественного освоения основных способов ориентирования. При этом эффективность обучения значительно повышается, если юным спортсменам ставится конкретная задача преодоления «технологичной» трассы, которая должна отвечать одному обязательному условию: её затруднительно пройти, не выполнив строго определённых технических действий.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, юные спортсмены, обучение техникотактическим действиям и навыкам, возрастная структура соревновательной деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p53-58 INCREASE OF EFFICIENCY OF THE YOUNG SPORT ORIENTEERING ATHLETES TRAINING TO TECHNICAL-TACTICAL SKILLS ON THE BASIS OF AGE STRUCTURE OF COMPETITIVE ACTIVITY

Yury Sergeevich Voronov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Annotation

For increasing, the efficiency of sport orienteering skills training the investigation of competitive activity of athletes aged 10-18 years old has been carried out. More than 650 classical competitive distances of given direction in sport orienteering running have been studied. Due to the analysis of the obtained data it has been ascertained that the structure of competitive activity of young orienteering undergoes great changes at the age of 10-18. Based on the results of the investigation it is possible to draw a conclusion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.