8. Сыщик, Г.В. Внедрение и реализация комплекса ГТО в образовательных учреждениях / Г.В. Сытник // Children's Medicine of the North-West. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 104-105.
9. Комплекс ГТО в формировании мотивации к занятиям физической культурой и здорового образа жизни у студентов вузов (к 90-летию комплекса ГТО) / Г.В. Сытник, С.М. Ашкинази, Н.А. Рагозина, А.Б. Новиков // Спортивный психолог - 2021. - № 3 (60). - С. 4-8.
10. Уваров В.А. 50 лет на службе народу / В.А. Уваров // Физическая культура в школе. -1981. - № 3. - С. 2-5.
REFERENCES
1. Vodolazov, Yu.S. (2005), "Respiration and "stability" in bullet shooting", Physical culture and health, No. 1, pp. 55.
2. World Health Organization. WHO Charter: official website, available at: https://www.who.int/ru/about/governance/constitution (accessed 3.01.2022).
3. Kozikov, Ya.S., Fedyuk, N.S., Klimova, E.V., Mukhametova, O.V. and Mazenkov, A.A.
(2020), "The level of physical readiness of students to pass the norms of the TRP complex", Nauchno-sportivny vestnik Uralet and Sibiri, No. 3(27), рp. 55-60.
4. Losev, Yu. N., Kozhemyako, V. V., Yakovlev, Yu. V. and Serdyukovsky V.V. (2020), "Components of effective shooting", Physical culture and sport in professional education: Interuniversity collection of scientific and methodological works, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 317-320.
5. Mokeev, M.V., Shlepanov, V. V., Kozikov, Ya. S., Fedyuk, N. S. and Fadeev, A. S. (2020), "The influence of physical fatigue on the quality of pistol shooting", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 271-275.
6. Sorokin, V. P., Fedyuk, N. S., Kozlov, I.V., Petrova, P.S., Fadeev, A.S. and Mazur, V.V. (2021), "The development of shooting skills among schoolchildren of grades 10-11 in the framework of precon-scription training", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 425-431.
7. Sorokin, V.P., Fedyuk, N.S., Kozlov, I.V., Petrova, P.S., Fadeev, A.S. and Chastikhin, A.A.
(2021), "Synchronization of physical and mental as a way to achieve maximum sports results in the competitive activity of shooters: psychological aspect", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 287-294.
8. Sytnik, G. V. (2021), "Introduction and implementation of the TRP complex in educational institutions", Children's Medicine of the North-West, Vol. 9, No. 3, pp. 104-105.
9. Sytnik, G. V., Ashkinazi, S. M., Ragozina, N. A. and Novikov A. B. (2021), "The TRP complex in the formation of motivation for physical culture and a healthy lifestyle among university students", Sportspsychologist, No. 3 (60), pp. 4-8.
10. Uvarov, V.A. (1981), "50 years in the service of the people", Physical culture at school, No. 3, pp. 2-5.
Коньекьная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.02.2022
УДК 796.412.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ СРЕДСТВАМИ ДЖАЗОВОГО ТАНЦА НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Виктория Сергеевна Макарова , магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье доказана эффективность применения средств джазового танца для совершенствования пластичности движений в эстетической гимнастике. В ходе исследования было выявлено, что на проявление пластичности в этом виде гимнастики влияют такие координационные качества, как способность к расслаблению и способность к согласованию движений, что подтверждено наличием
корреляционных взаимосвязей между исследуемыми признаками. На основе этих данных был разработан и экспериментально обоснован комплекс, направленный на совершенствование пластичности движений эстетической гимнастики с использованием некоторых элементов джазового танца для гимнасток на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Ключевые слова: пластичность, джазовый танец, способность к расслаблению, миотоно-метрия, эстетическая гимнастика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p455-459
IMPROVING THE PLASTICITY OF SPECIFIC MOVEMENTS IN AESTHETIC GYMNASTICS BY MEANS OF JAZZ DANCE AT THE STAGE OF IMPROVING
SPORTS SKILLS
Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Viktoria Sergeevna Makarova, the master student, the Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
The article proves the effectiveness of the use of jazz dance means to improve the plasticity of movements in aesthetic gymnastics. The study revealed that the manifestation of plasticity in this type of gymnastics is influenced by such coordination qualities as the ability to relax and the ability to coordinate movements, which is confirmed by the presence of correlations between the studied features. Based on these data, a complex was developed and experimentally substantiated, aimed at improving the plasticity of aesthetic gymnastics movements using some elements of jazz dance for gymnasts at the stage of improving sportsmanship.
Keywords: plasticity, jazz dance, ability to relax, myotonometry, aesthetic gymnastics.
ВВЕДЕНИЕ
Главной особенностью эстетической гимнастики как вида спорта является необходимость выполнения связок в соревновательной композиции таким образом, чтобы движения были плавными, пластичными и логично выходили одно из другого [1, 5]. Часто тренеры и гимнастки сталкиваются с проблемой невозможности достижения достаточного уровня пластичности и слитности движений, что негативно сказывается на оценках за исполнение, артистическую и техническую ценность композиции [6]. Несмотря на это, в настоящее время существует недостаточно научно-обоснованных методик, способствующих повышению уровня пластичности специфических движений эстетической гимнастики, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать программу совершенствования пластичности специфических элементов эстетической гимнастики с использованием некоторых элементов джазового танца.
В процессе исследования применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, документальных материалов (правил соревнований, видеоматериалов); педагогические методы - метод экспертных оценок, тестирование, опрос в виде анкетирования, педагогический эксперимент; физиологические методы - миотономет-рия [2]. Результаты исследований обрабатывались методами математической статистики.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимало участие 16 гимнасток: 8 гимнасток контрольной группы и 8 гимнасток экспериментальной группы. Контрольная группа - гимнастки сборной команды Санкт-Петербурга по эстетической гимнастике «Арабеск», экспериментальная группа - кандидаты в сборную.
Гимнастки контрольной группы тренировались по традиционной методике, используемой большинством тренеров. В экспериментальной же группе занятия проводились с использованием разработанной программы. Тренировочные занятия в обеих груп-
пах проводились 6 раз в неделю по 3,5 часа в течение 2 месяцев.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основании литературных данных и научных исследований [7] было выявлено, что на проявление пластичности в эстетической гимнастике влияют такие координационные способности, как способность к расслаблению и способность к согласованию движений. .Корреляционные взаимосвязи наглядно представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Корреляционные взаимосвязи между пластичностью движений и различными компонентами координационных способностей
В результате анализа содержания программ эстетической гимнастики и джазового танца был составлен список основных специфических движений гимнастики [1, 5] и некоторых элементов джазового танца [4], сходных по технике. В таблице 1 можно отметить, что в названиях сравниваемых элементов присутствует некоторая схожесть.
Таблица 1 - Сравнение элементов эстетической гимнастики с элементами джазового танца_
Элементы эстетической гимнастики Элементы джазового танца
1. Взмах. 1. Swing (Качать - покачивания любой частью тела).
2. Волна. 2. Body roll (Волна телом).
3. Скручивание. 3. Twist (скручивание тела).
4. Изгиб. 4. Curve - arch (Изгиб - прогиб ).
На основе анализа видеоматериалов было выявлено, что техника выполнения специфических движений эстетической гимнастики достаточно сходна с техникой выполнения некоторых элементов джазового танца. Было решено включить подобные элементы джазового танца в программу совершенствования пластичности в эстетической гимнастике. В основу данной программы легла классификация комплексов упражнений на расслабление И.В. Ловицкой [3] представленная на рисунке 2. Согласно данной классификации, были разработаны 4 блока упражнений на расслабление с включением средств джазового танца, выполняемых под музыкальное сопровождение.
Проверка экспериментальной программы совершенствования пластичности движений эстетической гимнастики осуществлялась в процессе педагогического эксперимента. В эксперименте принимали участие 2 группы гимнасток: контрольная (КГ), которую составляли члены сборной команды Санкт-Петербурга и экспериментальная (ЭГ), в состав которой входили гимнастки спортивного резерва.
Рисунок 2 - Классификация комплексов упражнений по И. В. Ловицкой
Эффективность разработанных комплексов упражнений определялась по следующим показателям:
- уровень развития координационных способностей;
- результаты экспертной оценки качества выполнения специфических элементов эстетической гимнастики;
- показатели миотонометрии гимнасток экспериментальной группы.
Анализ показателей таблицы 2 свидетельствует о том, что разница между результатами тестов контрольной и экспериментальной группы после эксперимента существенно сократилась и стала статистически незначима, что свидетельствует о сближении уровня развития координационных способностей гимнасток спортивного резерва и членов сборной команды.
Таблица 2 - Результаты тестирования уровня развития координационных способностей в КГ и ЭГ до и после педагогического эксперимента (п=16)_
Тесты Перешагивание через гимнастическую палку (сек) «Ножницы-заноски» (кол-во ошибок)
Группы КГ до ЭГ до КГ после ЭГ после КГ до ЭГ до КГ после ЭГ после
M±m 10,12 ±0,59 14,22±0,81 10,12±0,50 10,84±0,93 1±0,93 3,5±1,6 0,75±0,876 0,87±0,83
U иэмп =0 U3MO =16 U3Mn 5,5 иэмп =29
P p<0,05 p>0,05 p<0,05 p>0,05
Примечание: 11фит=15 (критерий Манна-'Уитни).
В результате анализа экспертной оценки качества выполнения специфических элементов эстетической гимнастики прослеживалась такая же закономерность: после эксперимента качество выполнения специфических элементов гимнастиками экспериментальной группой приблизилось к качеству выполнения этих же элементов контрольной группой. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты экспертной оценки качества выполнения специфических элементов эстетической гимнастики в КГ и ЭГ до и после эксперимента (п=16)_
Эл-ты Боковая волна (сбавка за ошибку) Волна вперед (сбавка за ошибку) Пружинный взмах (сбавка за ош.)
Группы КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
до до после после до до после после до до после после
M±m 0,09± 0,26± 0,07± 0,1± 0,06± 0,1± 0,06± 0,11± 0,14± 0,26± 0,1± 0,1±
0,06 0,12 0,07 0,08 0,07 0,01 0,07 0,08 0,07 0,12 0,08 0,08
U Uзмn =1,5 Uзмn =27 U3MI =2 Uзмn =21 U3^ п =6 Uзмn =28
P p<0,05 p>0,05 p<0,05 p>0,05 p<0,05 p>0,05
Примечание: иквиг=15 (для несвязанных выборок), р<0,05.
С помощью проведения миотонометрии [2] было выявлено, что после эксперимента у гимнасток экспериментальной группы увеличилась амплитуда между максимальным напряжением и расслаблением (Аправая ^т=5,5; Алевая 1ст=5,4 при р<0,05, 1крит=2,37), как следствие улучшилась и способность к расслаблению (таблица 4).
Таблица 4 - Результаты миотонометрии гимнасток экспериментальной группы до и после эксперимента_
Конечности До Аправая После Аправая До Алевая После Алевая
М±т 13,475±3,011 14,512±2,959 15,59±3,54 17,213±3,488
1СТ t„=5,5 н II 4
Конечности До Аправая 1 После Аправая До Алевая 1 После Алевая
P p<0,05 p<0,05
Примечание: ^„.=2,37 (критерий Стьюдента для связанных выборок)
ВЫВОДЫ
Таким образом, в результате обработки статистических данных педагогического эксперимента нам удалось проверить и подтвердить эффективность разработанной экспериментальной программы совершенствования пластичности специфических движений эстетической гимнастики с использованием некоторых средств джазового танца.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вишнякова С.В. Проявление дыхательной согласованности в группе «движения тела» в эстетической гимнастике / С.В. Вишнякова, О.И. Новокрещенова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 69-72.
2. Высочин, Ю.В. Активная миорелаксация и саморегуляция в спорте : монография / Ю.В. Высочин, В.В. Лукьянов. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1997. - 85 с.
3. Ловицкая, И.В. Упражнения на расслабление мышц / И.В. Ловицкая. - Москва : Физкультура и спорт, 1964. - 109 с.
4. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: этапы развития. Метод. Техника / В.Ю. Никитин. -Москва : ИД «Один из лучших», 2004 - 414 с. : ил.
5. Правила вида спорта «эстетическая гимнастика» // Всероссийская федерация эстетической гимнастики : [сайт]. - URL: https://vfeg.ru/doc/public/pravila_aest_gym_2017.pdf (дата обращения: 27.02.2022).
6. Пути совершенствования пластической выразительности соревновательных программ в художественной гимнастике / Е. Н. Медведева, Ж. С. Артемьева, Т. К. Сахарнова, Н. П. Ильина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 189-203.
7. Степанова, И.А. Влияние уровня развития координационных способностей на пластичность движений в эстетической гимнастике на этапе совершенствования спортивного мастерства / И. А. Степанова, В. С. Макарова, Т. В. Жукова // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции : в 2 т. Санкт-Петербург, 28 апреля 2021 года. Т. 2. - Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. - С. 226-231.
REFERENCES
1. Vishnyakova, S.V. and Novokshchenova, O.I. (2000), "Manifestation of respiratory consistency in the "body movement" group in aesthetic group gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 186, No. 8, pp. 69-72.
2. Vysochin, Yu.V. and Lukoyanov, V.V.(1997), Active muscle relaxation and self-regulation in sports, monograph, St. Petersburg.
3. Lovitskaya, I.V.(1964), Muscle relaxation exercises, Physical culture and sport, Moscow.
4. Nikitin, V. Yu. (2004), Modern Jazz Dance: Stages of Development. Method. Technique, Publishing house "One of the best", Moscow.
5. All-Russian Federation of Aesthetic Gymnastics (2017), Competition rules, available at:: https://vfeg.ru/doc/public/pravila_aest_gym_2017.pdf (accessed: 27 .02.2022).
6. Medvedeva, E.N., Artemieva, Zh.S., Sakharnova, T.K. and Ilina. N.P. (2000), "Ways to improve the plastic expressiveness of competitive programs in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 186, No. 8, pp. 189-203.
7. Stepanova, I.A., Makarova, V.S. and Zhukova, T.V.(2021), "The influence of the level of development of coordination abilities on the plasticity of movements in aesthetic gymnastics at the stage of improving sportsmanship", Physical culture and sport in the educational space: innovations and development prospects: collection materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, in 2 volumes, St. Petersburg, April 28, 2021, Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, pp. 226-231.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2022