Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / АРТИСТИЗМ / ПЛАСТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ / ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / ARTISTIC GYMNASTICS / ARTISTRY / PLASTIC EXPRESSIVENESS / EMOTIONAL REACTIVITY / OBJECTIFICATION OF EVALUATION / PERFORMING ARTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Артемьева Жанна Сергеевна, Сахарнова Татьяна Константиновна, Ильина Наталья Павловна

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения самобытности художественной гимнастики как вида спорта в условиях непрерывного роста технической сложности соревновательных упражнений. В результате опроса показано, что отсутствие четких представлений у тренеров о многокомпонентной структуре пластической выразительности препятствует росту исполнительского мастерства спортсменки. Путем обобщения опыта и мнений различных специалистов очерчен спектр психолого-педагогических факторов, определяющих пластическую выразительность выступлений спортсменки в художественной гимнастке. В качестве значимых характеристик определены такие показатели, как количество применяемых элементов пластики и эмоциональная реактивность гимнасток. Установлено, что измерение электрокожного сопротивления может применяться для объективной оценки эмоциональной реактивности спортсменок, а качество освоения волн, взмахов и расслаблений использоваться для контроля уровня пластической выразительности в художественной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Медведева Елена Николаевна, Артемьева Жанна Сергеевна, Сахарнова Татьяна Константиновна, Ильина Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE PLASTIC EXPRESSIVENESS OF COMPETITIVE PROGRAMS IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The article is devoted to the actual problem of preserving the identity of rhythmic gymnastics as a sport in the conditions of continuous growth of technical complexity of competitive exercises. As a result of the survey, it is shown that the lack of clear ideas among coaches about the multicomponent structure of plastic expressiveness hinders the growth of performance sport mastery of sportswoman. By generalizing the experience and opinions of various experts, the spectrum of psychological and pedagogical factors that determine the plastic expression of an athlete's performances in rhythmic gymnastics is outlined. Such indicators as the number of applied plastic elements and the emotional reactivity of gymnasts were identified as significant characteristics. It was found that the measurement of electrocutaneous resistance can be used to objectively assess the emotional reactivity of female athletes, and the quality of mastering waves, swings and relaxation can be used to control the level of plastic expression in rhythmic gymnastics.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

1,1%. В ЭГ, изменения всех показателей более значительны - разница данных по методике Шульте, до и после эксперимента составила 26,7%. Показатели продуктивности и устойчивости внимания улучшились на 8%, в тесте Мюнстерберга, улучшились на 15,2%, показатели распределения внимания улучшились на 3,5%, показатели переключения внимания увеличились на 4,3%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогический эксперимент подтверждает успешность разработанных комплексов упражнений, в основу которых вошли специально подобранные игровые задания, подвижные игры и упражнения, с направленностью своего воздействия на развитие свойств внимания, которые существенно повышают показатели всех исследуемых свойств: скорости и объема; продуктивности и устойчивости внимания; избирательность и помехоустойчивость; распределение и переключение внимания.

Полученные результаты в исследовании можно использовать для целенаправленного и акцентированного развития и улучшения свойств внимания в учебно-тренировочном процессе девушек футболисток. Кроме этого, они могут быть применены для индивидуализации развития у занимающихся отстающих свойств внимания, необходимых для успешных соревновательных действий в женском футболе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - Москва : Тривола, 2007. - 352 с.

2. Психология внимания : хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. -изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Астрель, 2008. - 701 с.

3. Голомазов, С. Футбол: Тренировка специальной работоспособности футболисток / С. Голомазов, И. Шинкаренко. - Москва : [б. и.], 2005. - 88 с.

REFERENCES

1. Dormachev, Yu.B. and Romanov, V. Ya. (2007), Psychology of attention, Trivola, Moscow.

2. Gippenreiter, Yu.B. and Romanov, V.Ya. (2008), Psychology of attention: textbook, Astrel, Moscow.

3. Golomazov, S. and Shinkarenko, I. (2005), Football: Training of special performance offootball players, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.08.2020

УДК 796.412.2

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Жанна Сергеевна Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Константиновна Са-

харнова, кандидат педагогических наук, доцент; Наталья Павловна Ильина, аспирантка, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения самобытности художественной гимнастики как вида спорта в условиях непрерывного роста технической сложности соревновательных упражнений. В результате опроса показано, что отсутствие четких представлений у тренеров о многокомпонентной структуре пластической выразительности препятствует росту исполнительского мастерства спортсменки. Путем обобщения опыта и мнений различных специалистов очерчен

спектр психолого-педагогических факторов, определяющих пластическую выразительность выступлений спортсменки в художественной гимнастке. В качестве значимых характеристик определены такие показатели, как количество применяемых элементов пластики и эмоциональная реактивность гимнасток. Установлено, что измерение электрокожного сопротивления может применяться для объективной оценки эмоциональной реактивности спортсменок, а качество освоения волн, взмахов и расслаблений использоваться для контроля уровня пластической выразительности в художественной гимнастике.

Ключевые слова: художественная гимнастика, артистизм, пластическая выразительность, эмоциональная реактивность, объективизация оценки, исполнительское мастерство.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p198-203

WAYS TO IMPROVE THE PLASTIC EXPRESSIVENESS OF COMPETITIVE PROGRAMS IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Elena Nikolaevna Medvedeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Zhanna Ser-geevna Artemieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Konstanti-novna Sakharnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Natalia Pavlovna Ilina, the post-graduate student, National State University of Physical Culture, Sport and

Health PF Lesgaft, St. Petersburg

Abstract

The article is devoted to the actual problem of preserving the identity of rhythmic gymnastics as a sport in the conditions of continuous growth of technical complexity of competitive exercises. As a result of the survey, it is shown that the lack of clear ideas among coaches about the multicomponent structure of plastic expressiveness hinders the growth of performance sport mastery of sportswoman. By generalizing the experience and opinions of various experts, the spectrum of psychological and pedagogical factors that determine the plastic expression of an athlete's performances in rhythmic gymnastics is outlined. Such indicators as the number of applied plastic elements and the emotional reactivity of gymnasts were identified as significant characteristics. It was found that the measurement of electrocutaneous resistance can be used to objectively assess the emotional reactivity of female athletes, and the quality of mastering waves, swings and relaxation can be used to control the level of plastic expression in rhythmic gymnastics.

Keywords: artistic gymnastics, artistry, plastic expressiveness, emotional reactivity, objectification of evaluation, performing arts.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительный рост технической сложности соревновательных упражнений - неоспоримая характеристика современной художественной гимнастики как вида спорта. Вместе с тем неизменным остается основополагающее требование к артистичности исполнения двигательных действий [4]. Именно пластическая выразительность гимнастки в процессе выступления определяет самобытность художественной гимнастики, ее зре-лищность.

Одним из важнейших критериев исполнительского мастерства выступает умение донести до зрителя эмоции и идеи, почерпнутые в музыке, посредством высокого уровня владения своим телом в технически сложных комбинациях [5]. Поэтому, задумываясь о силе воздействия на зрителя посредством гимнастического выступления, встает вопрос о способности спортсменки к перевоплощению для создания яркого «двигательного образа». В связи с этим, в ряду изучаемых характеристик центральное место занимают активность воображения, зрелость эмоциональной сферы личности и техническая готовность гимнастки. Однако, исследования, раскрывающие роль в этом процессе комплекса эмоциональных познавательных и психических функций человека, носят единичный характер. Множество работ было посвящено изучению многогранности явления пластической выразительности, обосновывалась взаимосвязь пластической выразительности спортсменок и их технической подготовленности в исполнении специфических элементов художе -

ственной гимнастики [3, 4].

Вместе с тем, на данный момент гораздо менее изученными остаются психолого-педагогические аспекты совершенствования исполнительского мастерства, одним из компонентов которого является пластическая выразительность. С одной стороны, тренеры по художественной гимнастике не сомневаются в необходимости учета психологических особенностей каждой гимнастки, раскрытия ее эмоционального ощущения музыки, а также конкретизации на данной основе средств и методов тренировки, а с другой, - отсутствует четкое представление о психолого-педагогических факторах, определяющих пластическую выразительность в художественной гимнастике. Поэтому все более актуальным видится такое направление исследования в области спорта, как диагностика тех сторон готовности гимнасток-художниц, с которыми прямо или косвенно связано освоение элементов пластики и уровень проявления пластической выразительности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования применялся комплекс методов: анализ специальной литературы и программных документов; педагогические наблюдения на основе видеоанализа содержания соревновательных программ; опрос тренеров (анкетирование; п=30), экспертная оценка; метод регистрации электрокожного сопротивления (прибор «Биометр»), методы математической статистики. Исследование проводилось на базе СШОР № 1 Калининского района города Санкт-Петербург с участием спортсменок художественной гимнастики различной квалификации (1 разряда - МС; п=46).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе видеоанализа содержания программ финалисток соревнований по художественной гимнастике 8-ми игр Олимпиады, а также чемпионата мира 2019 года были выявлены количественные показатели и динамика применения наиболее значимых элементов пластической выразительности (таблица 1).

Таблица 1 - Количество и динамика применения элементов пластики в соревновательных композициях сильнейшими спортсменками художественной гимнастики в олимпийских циклах 1988-2020 гг. (п=108)_

Год ОИ Элементы пластики; М±т

волны; кол-во динамика; % взмахи; кол-во динамика; % расслабление; кол-во динамика; %

1988 6,0±0,88 - 0,8±0,22 - 2,8±0,39 -

1992 4,0±0,68 -33,4 1,6±0,23 +100 2,6±0,14 -7,1

1996 4,0±0,73 0 0,8±0,22 -50 2,2±0,51 -15,4

2000 4,4±0,85 +10,0 0,4±0,24 -50 2,2±0,12 0

2004 1,0±0,27 -77,3 0,6±0,24 +50 0±0 -100

2008 5,6±1,11 +460 0,2±0,11 -66,7 1,0±0,18 +100

2012 5,2±0,58 -7,1 0,6±0,15 +200 1,6±0,30 +60

2016 4,8±0,51 -7,7 0,8±0,29 +33,3 1,0±0,27 -37,5

2019 4,3±0,70 -10,4 0,8±0,20 0 1,0±0,22 0

На основе математического анализа полученных данных было сделано заключение о том, что при наличии большого количества пластических элементов, «рожденных» художественной гимнастикой, происходит их планомерное снижение в соревновательных программах. Причиной этому является, прежде всего, приоритет технической сложности в экспертизе ценности композиции художественной гимнастики, а также отсутствие критериев оценки пластической выразительности, как в правилах соревнований, стимулирующих их применение в качестве необходимого средства реализации законов композиционного построения, так и в практике совершенствования. Учитывая специфику техники элементов пластики (волн, взмахов, расслаблений), можно констатировать, что их недостаток влечет за собой потерю слитности движений и целостности соревновательного

упражнения, отсутствие логики переходов от одного элемента к другому и выразительности создаваемого двигательного образа.

В ходе опроса высококвалифицированных тренеров по художественной гимнастике установлено, что при наличии большой информированности о значении технической и физической готовности к проявлению пластической выразительности, спортивные педагоги практически не осведомлены о субъективных факторах, лежащих в основе пластики своих воспитанниц. Только незначительная часть опрошенных тренеров (18,8%) в качестве основных факторов, обуславливающих формирование пластической выразительности, ставят в один ряд с другими показателями такие особенности психики гимнастки как: уровень интеллекта, воображения, эмоциональность. Следствием отсутствия четкого представления по данному вопросу становятся тренерские решения, основывающиеся только на интуиции и приобретенном практическом опыте.

Одним из свойств эмоциональной сферы личности человека, определяющей его выразительность, является эмоциональная реактивность (ЭмР). Под этим термином понимается способность человека к намеренному воспроизведению эмоциональных реакций путем мысленного представления пережитых ранее данным человеком соответствующих жизненных ситуаций [1]. По показателю ЭмР можно судить о сформированное™ умения «входить в образ» при выполнении произвольной комбинации, глубоко проникать в содержание музыкального произведения. В связи с этим, изучение роли ЭмР в структуре факторов, определяющих пластическую выразительность в художественной гимнастике, является одним из путей оптимизации содержания процесса ее совершенствования.

Учитывая данные многочисленных психофизиологических работ, в качестве объективной оценки ЭмР использовался метод регистрации электрокожного сопротивления (ЭКС) [2], так как среди различных познавательных процессов именно деятельность воображения и эмоционального возбуждения дольше всего сопровождается кожно-гальваническим рефлексом.

Отсутствие данных о наличии и характере взаимосвязи между результативностью соревновательной деятельности и выраженной способностью к саморегуляции, проявляющейся в успешности управления показателями ЭКС, определило содержание дальнейшего исследования. Для решения задачи был проведен констатирующий эксперимент, направленный на статистическое обоснование возможности применения ЭмР в качестве переменной, определяющей пластическую выразительность в художественной гимнастике.

На основании предварительной экспертной оценки качества пластической выразительности в соревновательных программах художественной гимнастики все участницы эксперимента были разделены на две группы, имеющие достоверно значимые различия в уровнях оценки: выше среднего и ниже среднего. Уровень пластической выразительности определялся экспертами с применением специально разработанных качественных критериев, базирующихся на основополагающих в художественной гимнастике принципах целостности, слитности, динамизма, а также действующих правил соревнований.

Далее посредством измерения электрокожного сопротивления (прибор «Биометр») были определены показатели эмоциональной реактивности испытуемых. Для определения уровня ЭмР учитывалась разница величин двух показателей ЭКС: абсолютной величины ЭКС в состоянии покоя (К1); абсолютной величины ЭКС в состоянии действия на организм воображаемого болевого раздражителя (К2). Высокому уровню эмоциональной реактивности испытуемого соответствовало наличие кожного градиента на воображаемый эмоциогенный стимул (ЛК). Проявлением низкого уровня эмоциональной реактивности являлось отсутствие изменения величины ЭКС в активном состоянии (К2) относительно исходной (К1).

Анализ полученных данных свидетельствовал (таблица 2), что выраженный градиент ЭКС, являющийся признаком высокого уровня эмоциональной реактивности, свой-

ственен гимнасткам, имеющим выше среднего уровень пластической выразительности, и демонстрирующим в своих соревновательных композициях наиболее высокие качественные и количественные показатели применения элементов пластики (волны, взмахи, расслабления).

Таблица 2 - Показатели кожного градиента у гимнасток, демонстрирующих различный уровень пластической выразительности в состоянии действия эмоциогенного стимула (п=46)_

Уровень пластической выразительности Показатели ЭКС, М±т, А

К1 ЛК

Выше среднего 0,90±0,17 0,25±0,07

Ниже среднего 0,89±0,18 0±0,0

При обработке эмпирических данных по критерию х2 К. Пирсона выявлена статистически достоверная взаимосвязь (Р <0,05) между уровнем эмоциональной реактивности гимнастки и их пластической выразительностью (х2ф =7,34; V =1; х20,05 =3,84). О степени влияния этого психологического фактора позволяет судить значение коэффициента ассоциации альтернативных признаков Юла, составляющего 0,45.

Таким образом, можно утверждать, что в процессе исследования был установлен еще один критерий оценки возможностей гимнасток в формировании выразительности движений. Факт экспериментально подтвержденной информации о позитивной динамике показателей эмоциональной реактивности в результате целенаправленных педагогических воздействий является обнадеживающим и существенным аспектом перспективной задачи совершенствования пластической выразительности у спортсменок художественной гимнастики.

ВЫВОДЫ

1. При наличии большого количества пластических элементов, «рожденных» художественной гимнастикой, на данный момент существует тенденция к снижению пластической выразительности соревновательных программ, эмоциональности и выразительности создаваемого спортсменками двигательного образа.

2. Независимо от уровня спортивной квалификации спортсменок художественной гимнастики, между показателями экспертной оценки их пластической выразительности и показателями эмоциональной реактивности существует прямая средней степени зависимость (Ка =0,45), указывающая на необходимость и возможность сопряженного развития данных компонентов.

3. Способности гимнасток глубоко понимать эмоциональное содержание музыки и воплощать их в двигательные «образы» посредством элементов пластики можно оценить посредством анализа показателей ЭКС и качественно-количественных характеристик освоения элементов пластики (волны, взмахи, расслабления).

4. Содержательную основу процесса формирования пластической выразительности должны составлять средства и методы, определяющие качественное и количественное освоение всего многообразия элементов пластики художественной гимнастики на самых ранних этапах двигательной подготовки спортсменок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экспериментальное исследование эмоциональности студентов театрального вуза / Н.П. Алексеев, О.Г. Герасимов, В.А. Глазкова [и др.] // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. - 1983. - Т. XXIII, Вып. 6. - С. 1019-1027.

2. Журавлев, В.Н. Элементы психологического обеспечения физической подготовки актера / В.Н. Журавлев, Г.В. Коваленко // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Международной научной конференции - Санкт-Петербург, 2017. - С. 99-102.

3. Лисицкая, Т.С. Взаимосвязь пластичности движений и волновой техники танца в художественной гимнастике / Т.С. Лисицкая, Ц. Пэн, В.С. Маркарян // Физическая культура: воспита-

ние, образование, тренировка. - 2019. - № 3. - С. 24-26.

4. Модельные характеристики компонентов исполнительского мастерства гимнасток индивидуальной программы, выступающих в многоборье / Е.С. Крючек, Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, Г.Р. Айзятуллова, Н.И. Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 109-113.

5. Эволюция содержания соревновательных программ в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, Е.С. Крючек, А.А. Супрун, А.С. Мальнева, А.М. Кабаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 253-257.

REFERENCES

1. Alekseev, N.P., Gerasimov, O.G., Glazkova, V.A. et al. (1983), "Experimental study of emotional state of students of a theater higher educational institution', I.P. Pavlov Journal of Higher Nervous Activity, Vol. XXIII, No. 6, pp. 1019-1027.

2. Zhuravlev, V.N. and Kovalenko, G.V. (2017), "Elements of psychological support for physical training of an actor", Aspects and trends of pedagogical science: proceedings of the III International scientific conference, St. Petersburg, pp. 99-102.

3. Lisitskaya, T.S., Pen, T.S. and Markaryan, V.S. (2019), "Relationship of plasticity of movements and wave technique of dance in rhythmic gymnastics", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 24-26.

4. Kryuchek, E.S, Terekhina, R.N., Medvedeva, E.N., Ayzyatullova, G.R., Kuzmina, N.I. (2015), "Model characteristics of the components of mastery of the gymnasts of the individual program acting in all-round", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 109-113.

5. Terekhina, R.N., Medvedeva, E.N., Kryuchek, E.S., Suprun, A.A., Malneva, A.S. and Kabae-va, A.M. (2018), "Evolution of the content of competitive programs in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 253-257.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.08.2020

УДК 377.6

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ В НАХИМОВСКОМ ВОЕННО-МОРСКОМ УЧИЛИЩЕ

Вячеслав Васильевич Миронов, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Анна Николаевна Киселева, преподаватель, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны; Ольга Михайловна Кузнецова, преподаватель, Анна Владимировна Литвинцева, преподаватель, Андрей Михайлович Бойко, инструктор по физической культуре, Нахимовское военно-

морское училище, Санкт-Петербург

Аннотация

статья посвящена результатам исследований по оптимизации содержания раздела «Плавание» учебного предмета «Физическая культура» в НВМУ, в интересах повышения военной составляющей подготовленности воспитанников. Оптимизация содержания достигнута за счет включения в опытную программу военно-прикладных приемов и действий, являющихся жизненно важными навыками любого военнослужащего ВМФ, но не входящими в программы по физическому воспитанию общеобразовательных школ.

Ключевые слова: обучающиеся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, плавание, прикладное плавание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.