Научная статья на тему 'Психологический профиль личности спортсмена по художественной гимнастике'

Психологический профиль личности спортсмена по художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2619
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСПОРТОГРАММА / ВЕДУЩИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ПСИХИКИ СПОРТСМЕНОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подгорная Юлия Николаевна, Карлышев Владимир Михайлович, Параскевич Оксана Васильевна

Статья содержит психологический профиль личности спортсменки по художественной гимнастике, где выявлены ведущие качества личности и особенности психики спортсменки для данного вида спорта. Приведены практические рекомендации по диагностике и коррекции выявленных профессионально-значимых качеств в процессе тренировочной деятельности спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Подгорная Юлия Николаевна, Карлышев Владимир Михайлович, Параскевич Оксана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhythmic gymnast’s psychological profile

The article contains the psychological profile of the female athlete in rhythmic gymnastics, where the athlete’s leading qualities and psychic peculiarities for the given sport are observed. Practical recommendations for the diagnosis and the correction of identified professionally significant qualities in the training activities of the rhythmic gymnastics athletes have been given.

Текст научной работы на тему «Психологический профиль личности спортсмена по художественной гимнастике»

4. Kolmogorova, L.S. (1997), "The formation of psychological culture of the person as a landmark of modern education", Pedagog, No. 3, available at: http://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_3/at14.html.

5. Kulikova, K.A. (2013), "The psycho-pedagogical conditions of formation of psychological culture of high school students in club activities", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http// www.science-education.ru/113-11095.

6. Kulikova, K.A. (2013), "The theoretical model of formation of psychological culture of students of high school", Scientific Journal of University, No. 23, pp. 264-268.

7. Kulikova, K.A., Egorova, T.E. and Kostina, O.A. (2012), "The club activities as a condition of formation of psychological culture of students of high school", Proceedings of the International scientific-practical conference dedicated to the 215th anniversary of the Herzen University, pp.304-310.

8. Sarkisyan, Yu.V. (2016), "Psychological club in higher education institution as a way of formation of the pro-active identity of the student", Bulletin of the Nizhny Novgorod Institute of Management, No. 3, pp.35-38.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.11.2016

УДК 159.923.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Юлия Николаевна Подгорная, аспирант, тренер-преподаватель, Владимир Михайлович, Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск, Оксана Васильевна Параскевич, тренер-преподаватель, МБУДО СДЮСШОР «Гармония» г. Челябинск

Аннотация

Статья содержит психологический профиль личности спортсменки по художественной гимнастике, где выявлены ведущие качества личности и особенности психики спортсменки для данного вида спорта. Приведены практические рекомендации по диагностике и коррекции выявленных профессионально-значимых качеств в процессе тренировочной деятельности спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой.

Ключевые слова: психоспортограмма, ведущие качества личности и психики спортсменок.

RHYTHMIC GYMNAST'S PSYCHOLOGICAL PROFILE

Yuliya Nikolaevna Podgornaya, the post-graduate student, coach, Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of physical culture, Chelyabinsk, Oksana Vasilievna Paraskevich, the coach, Specialized children and youth sports school of Olympic reserve, Chelyabinsk

Annotation

The article contains the psychological profile of the female athlete in rhythmic gymnastics, where the athlete's leading qualities and psychic peculiarities for the given sport are observed. Practical recommendations for the diagnosis and the correction of identified professionally significant qualities in the training activities of the rhythmic gymnastics athletes have been given.

Keywords: psychogram (psychic profile), leading personal qualities and psyche of the athletes.

Психологическая подготовка в спорте, описанная в трудах отечественных и зарубежных психологов, рассматривает подробный перечень объективных и субъективных факторов, обуславливающих формирование качеств личности и развитие психических функций под воздействием определённых видов человеческой деятельности. Содержательное описание подобных характеристик в спорте получило название «психоспорто-граммы» и имеет отличие в различных видах спорта. Однако, подобные характеристики в большинстве случаев касаются, в основном, условий и требований к достижению про-

фессионального мастерства, оставляя в стороне индивидуальные требования к личностным качествам субъекта деятельности, минуя при этом комплексный и системный подход в характеристике требований [3, с. 17].

На этапе начального отбора детей задача педагога (тренера, психолога) состоит в первичной профориентации ребёнка в тот или иной вид спорта. Зачастую, имея физическую одарённость, спортсмен в дальнейшем не может справиться психологически с требованиями избранного вида спорта. Оценка психических данных спортсмена является трудновыполнимой задачей для тренера, так как в программе не предложена диагностика этого уровня. Ещё более сложным механизмом является выявление модельных характеристик спортсменов высокого класса, т.к. знания в этой области педагоги и психологи представляют слишком обобщенно. В спортивной психологии до сих пор проблема индивидуализации и конкретизации психоспортограммы или психологического профиля спортсмена остается актуальной, т.к. требования растут, а без знаний особенностей вида спорта и требований, предъявляемых к внешним и внутренним качествам спортсмена, невозможно построить качественную работу, направленную на достижение максимально возможных результатов.

Исходя из всего вышесказанного, целью данного исследования было: разработка, конкретизация психоспортограммы-опросника для выявления ведущих психических качеств и свойств личности спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой и проблем психологического характера, часто встречающихся в процессе занятий избранным видом спорта. На основе полученных материалов экспертной оценки будет построен психологический профиль личности гимнастки и выделены наиболее значимые качества личности в художественной гимнастике.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведено анкетирование 49 тренеров-преподавателей по художественной гимнастике из 13 различных городов России и ближайшего зарубежья. Из них 3 заслуженных тренера России, 20 тренеров высшей категории, 20 тренеров первой категории, 6 заслуженных мастеров спорта, призеров Олимпийских игр, чемпионатов Мира и Европы из России, Белоруссии и Болгарии, которые оценивали необходимый уровень развития предложенных показателей, а участники Олимпийских игр делали ещё и самооценку.

Для исследования согласованности оценок тренеров был вычислен коэффициент Альфа-Кронбаха и корреляция оценок каждого эксперта с общими оценками. На основании полученной информации о средних значениях, т. к. группа имеет высокий уровень согласованности, был построен психологический профиль личности спортсмена по художественной гимнастике (таблица 1) и выделены наиболее значимые качества для данного вида спорта.

Таблица 1 - Уровневая значимость показателей психоспортограммы по художественной гимнастике

Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Примечание / обеспечение

Свойства н.с. Сила нервной системы (далее н.с.) 7,2 Устойчивость к сбивающим факторам; приспособляемость, гибкость поведения

Уравновешенность н.с. 7,5

Лабильность н.с. (скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях) 7,0

Свойства темперамента Сенситивность (чувствительность к происходящему) 5,1 Эмоциональность, энергичность, целенаправленность, сосредоточенность, находчивость

Реактивность 6,5

Активность 7,1

Темп реакций 7,8

Пластичность 7,5

Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Примечание / обеспечение

Ощущения (виды):

Зрительные 7,5 Видение предмета, других спортсменок, границ площадки

Слуховые 7,3 Музыкальность

Мышечно-двигательные 8,9 Психомоторика

Ощущения равновесия 8,6 (координация)

Восприятия (виды):

Времени 7,5 Успеть в музыку (сохранять темп и ритм композиции)

Пространства 8,4 Ощущение собственного тела и предмета в пространстве

Движения 8,7 Эстетичность, красота

Внимание (свойства):

Гимнастка должна держать в по-

ле зрения границы площадки,

Объем 7,7 предмет, других гимнасток, тренера. Частые смены деятельно-

сти. Контроль за несколькими

.4 О предметами сразу

О Концентрация 8,9 Необходимость сохранять дли-

о а Устойчивость 8,1 тельное предельное внимание ко

е и Переключение 7,5 всем аспектам жизнедеятельно-

к м Подвижность 7,3 сти, включая и совершенствова-

<и Распределение 6,8 ние в спортивной деятельности

к X к о с Память:

н Двигательная 8,9

Образная 7,0 Умение запоминать большое ко-

я Эмоциональная 7,3

Объем 7,4

я Скорость запоминания 7,5 тельный отрезок времени. Способность точно воспроизводить разученные движения и т.д.

в и Точность 8,2

:= О я с Прочность 7,8

Готовность к воспроиз- 8,4

ведению

Мышление (виды):

Самостоятельность 8,3

Глубина 7,1 Качества, обеспечивающие эф-

Широта 7,0 фективность мыслительных опе-

Быстрота 7,8 раций в процессе деятельности

Гибкость 8,0

Воображение (виды):

Творческое 8,5 Постоянный поиск и создание

Воссоздающее 7,8 нового (элементы, образы, риски и т. д.)

Волевые качества:

Гимнастка должна уметь управ-

Выдержка и самообладание 8,6 лять мыслями, чувствами в условиях высокого эмоционального

возбуждения

Рискованные элементы; преодо-

Смелость и решительность 8,0 ление и контроль волнения, стра-

¡2 ха и т.п.

и ^ & X Настойчивость и упорство 8,9 Сложные элементы требуют длительной отработки

Инициативность и самостоятельность 7,6 Творчество / креативность

Целеустремленность 9,0 Основа других волевых качеств

Умение качественно организо-

Дисциплинированность / 8,6 вать свою деятельность / проти-

терпеливость востоять нарастающему утомле-

нию

Показатели |1 | 2 |э|4|5|б|7|8|9| 101 Примечание / обеспечение

Способности и задатки Специальные:

Интеллект (психомоторные способности — координация и реакция) Все перечисленные способности непосредственно связаны со спецификой вида спорта

Способность к ритму 7,3

Способность к расслаблению мышц 6,6

Способность к ориентированию 7,4

Способность к равновесию 7,8

Способность к двигательному комбинированию 8,6 По наличию и развитию этих качеств можно судить о таланте гимнастке и о её перспективах в спорте

Хореографические способности 7,9

Как следует из таблицы 1, у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, наиболее высокий уровень развития должны иметь такие качества личности и психики как:

1) Свойства нервной системы - уравновешенность (7,54). Напомним, что типы высшей нервной деятельности (ВНД) - это совокупность врождённых (генотип) и приобретённых (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма. Уравновешенность - это баланс между процессами возбуждения и торможения, способность «сдерживать» как запредельное возбуждение (состояние активного перевозбуждения), так и запредельное торможение (сонливость, «тормозной» ступор). Уравновешенность нервных процессов в решающей степени определяет такое важнейшее приспособительное качество как адаптационность, т.е. гибкую «настройку» процессов возбуждения и торможения (их пороговой чувствительности) применительно к ситуации. Потеря различных компенсаторных механизмов своей результативности всегда характеризуется неуравновешенностью нервных процессов.

Диагностируется с помощью личностного опросника изучения темперамента Я. Стреляу (старший возраст); «Теппинг-теста» (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям). Корректируется в процессе тренировочной деятельности -дыхательными упражнениями, аутотренингом, психо- и идеомоторной тренировкой, медитацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Свойство темперамента - темп реакции (7,89) - это врождённые и устойчивые индивидуальные особенности психики, от темпа реакции зависит скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, скорость запоминания и т. п.).

Диагностируется при помощи методики Б. Н. Смирнова «Диагностика психодинамических свойств личности». Корректируется при мелкомоторных или скоростных заданий (например, вращательные движения с предметами (риски), в том числе работа с теннисными мячами и разными предметами одновременно: обруч и мяч, мяч и лента, мяч и скакалка и т.д.).

3) Способности и задатки - интеллект (психомоторные способности), а именно -способность к двигательному комбинированию (8,60). Согласно федеральному стандарту спортивной подготовки по художественной гимнастике к спортсменкам предъявляется ряд требований для зачисления в группы на различных этапах подготовки, для диагностики в данном разделе мы предлагаем использовать именно эти нормативы, представленные в федеральном стандарте и на их основе определять одарённость спортсмена в избранном виде спорта (таблица 2). Соответственно, диагностироваться будет при помощи требований вида спорта на различных этапах подготовки (нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы), а также можно использовать

краткий оценочный тест (КОТ), предназначенный для диагностики общего уровня интеллектуальных способностей.

П. З. Сирис, П. М. Гайдарска и К. И. Рачев разработали методику определения потенциальных возможностей спринтеров, в методике в качестве критерия использованы исходный уровень развития физических качеств и темпы их прироста за первые 1,5 года занятий. Темпы прироста рассчитывают по формуле W=100x(Y2-Y1)/[0,5x(Y1+Y2)] в процентах, где W - темпы прироста, числа «100» и «0,5» являются константами; Y1 и Y2 - исходный и конечный результаты в конкретном контрольном упражнении (чем выше процент, тем выше темпы прироста). Ниже представлена таблица оценки способностей спортсмена по ведущим показателям за исследуемый период времени [4, с. 16].

Таблица 2 - Определение одарённости спортсмена

Соотношение показателей Характеристика способностей Степень перспективности

1) Высокий исходный уровень (далее и.у.) + высокий темп прироста (далее т.п.) Очень большие способности -талант МСМК

2) Высокий и. у. + средний т.п. Большие способности МС

3) Средние и.у. + высокий т.п.

4) Высокий и. у. + низкий т.п. Средние способности КМС

5) Средний и.у. + средний т.п.

6) Низкий и.у. + высокий т.п.

7) Средний и.у. + низкий т.п. Малые способности КМС - I разряд

8) Низкий и.у. + средний т.п.

9) Низкий и.у. + низкий темп прироста Очень малые способности Массовый спорт (бесперспективен)

10) Непонятные тенденции

Данная таблица позволит уже на этапах начальной подготовки сделать прогноз развития качеств каждого спортсмена в отдельности и в группе в целом за год и, соответственно, говорить о перспективах девочки в данном виде спорта.

4) Вид мышления - самостоятельность (8,31). Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Диагностируется тестом самостоятельности мышления Л. А. Ясюкова. Для наиболее эффективного развития, на этапе начальной подготовки необходимо использовать психотехнические игры, и на протяжении всех этапов обучения давать задачи для самостоятельного их решения [5, 6].

5) Вид памяти - двигательная (8,91) - это форма психического отражения, реализующаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении. Один из характеров психической активности - двигательная память. Представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем (может быть произвольной, непроизвольной и послепроизвольной).

Диагностируется и корректируется в процессе тренировочной деятельности набором двигательных действий, свойственных данному виду спорта. Сложность этих действий будет зависеть от этапа подготовки и подготовленности тренера.

6) Свойство внимания - концентрация (8,91). Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях. Концентрация внимания - повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент. Диагностируется тестом Риссу или корректурной пробой Бурдона с помехами / без помех. Корректируется при помощи психотехнических игр для развития внимания («Волшебный карандаш»,

«Сверхвнимание», «Числа вслух», «Хромая обезьяна» и т.п.) [6, С. 38-60];

7) Воображение - творческое (8,57). Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Диагностируется методикой Е.П. Торранса (невербальный уровень) «Закончи рисунок». Корректируется проективными методиками (рисунки, коллажи и др.), психотехническими играми Н. Цзен, Ю. Пахомова из раздела «На крыльях воображения», различные творческие задания [5; 6].

8) Волевые качества (характер) - целеустремленность (9,09).

Мы не предложим вам использовать известные методики диагностики, а предлагаем включать вопросы устного или письменного характера при зачислении ребёнка в спортивную школу, в первую очередь, его родителям (с какой целью они привели дочь в гимнастику?). И на протяжении всех этапов тренировок опрашивать спортсменок: как они понимают цель, в чем видят смысл занятий спортом и для чего спорт нужен вообще (в «глобальных» масштабах)? И в зависимости от получаемых ответов направлять наводящими и/или прямыми вопросами к цели и избранному пути.

9) Вид ощущения - мышечно--двигательные (8,97). Раздражителями для мышеч-но-двигательных ощущений являются сокращения и расслабления мышц и сухожилий при выполнении движений, а также механические воздействия при этом на поверхности суставов взаимно перемещающихся сочленений тела. Эти раздражители всегда действуют не изолированно, а в комплексе. Рецепторный отдел мышечно-двигательного анализатора состоит, соответственно, из многочисленных и разнообразных воспринимающих нервных элементов (заложенных в мышцах, связках и суставных поверхностях), называемых проприорецепторами. Раздражение этих рецепторов происходит не только во время активных и пассивных движений, но и при статическом положении тела и его отдельных частей.

Мышечно-двигательные ощущения имеют сложный характер, так как вызываются одновременным раздражением различных по своему качеству рецепторов. Раздражение рецепторных окончаний в мышцах дает ощущение мышечного тонуса при выполнении движения. Ощущение мышечного напряжения и усилия связано с раздражением нервных окончаний в сухожилиях.

Диагностируется пространственным тестом. Корректируется в процессе тренировочной деятельности технико-эстетическими движениями и творческими заданиями. Например, составление упражнений по художественной гимнастике даже в форме игры (в группах, подгруппах и индивидуально), которые будут способствовать развитию ощущений, особенно, если это будет происходить под музыкальное сопровождение и «зеркаля» себя в зеркало. Всевозможные вариации таких заданий зависят от воображения тренера.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Детальный анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы: 85% тренеров в своей работе сталкиваются с проблемами психоэмоциональных состояний спортсменов (неуверенность, страх, эмоциональная неуравновешенность и т.п.); с интеллектуальной «безграмотностью» (нежелание мыслить, инфантильность, невнимательность, недостаточным развитием психомоторных способностей и т.п.) и отсутствием осознанности; каждый второй тренер сталкивается с отсутствием мотивации у детей и нежеланием качественно и долго работать), с неспособностью детей регулировать психическое состояние перед стартом, что говорит о необходимости комплексного решения задач по использованию психологической подготовки в спортивных школах при отсут-

ствии штатных спортивных психологов. Данная проблема лежит в русле реализации принципа единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как указывает И. А. Винер-Усманова, осуществлять подготовку конкурентоспособных гимнасток возможно на основе интегрального подхода, предусматривающего координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства, в том числе - психологической подготовленности [1, с. 4]. Внедрение психоспортограмм является неотъемлемым компонентом в системе психолого-педагогического воздействия (психологической подготовки) на всех этапах спортивной подготовки, так как позволяют выявлять ведущие качества личности и психики спортсмена, к которым надо стремиться в процессе спортивного совершенствования. Представленная психологическая характеристика художественной гимнастики, данные рекомендации и диагностика предоставит тренерам возможность получить необходимую информацию о проявлении психических процессов и свойств личности спортсменок, с учетом которых они будут планировать, и осуществлять на них воздействие с целью выработки профессионально-важных качеств для данного вида спорта. Благоприятнее всего, если это будет происходить в содружестве со спортивным психологом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винер-Усманова, И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : дис. ... канд. пед. наук / Винер-Усманова Ирина Александровна. -СПб., 2003. - 120 с.

2. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие для пед. ин-тов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 1984. - 191 с.

3. Савенков, Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки : учебное пособие / Г.И. Савенков. - М. : Физическая культура, 2006. - 96 с.

4. Сирис, П.З. Отбор и прогнозирование в легкой атлетике / П.З. Сирис, П.М. Гайдарска, К. И. Рачев. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 103 с.

5. Цзен, Н.В. Психотехнические игры в спорте / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 161 с.

6. Цзен, Н.В. Психотренинг : игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 272 с.

REFERENCES

1. Viner-Usmanova, I.A. (2003), Preparation of highly skilled athletes in rhythmic gymnastics, dissertation, St. Petersburg.

2. Marishchuk, V.L, Bludov, Y.M, Plahtienko, V.A, Serova, L.K. (1984), Methods of psychodiagnostics in sports: a textbook for pedagogical institutes, Education, Moscow.

3. Savenkov, G.I. (2006), Psychological preparation of sportsmen in the modern system of sports training: a training manual, Physical culture and sport, Moscow.

4. Siris, P.Z., Gajdarsky, P.M., Rachev, K.I. (1983), Selection and prediction in athletics, Physical culture and sport, Moscow.

5. Zeng, N.V. and Pakhomov, Y.V. (1985), Psycho-technical games in sport, Physical culture and sport, Moscow.

6. Zeng, N. V. and Pakhomov, Y.V. (1988), Psychotraining: games and exercises, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.