Научная статья на тему 'Славный путь длиною в 75 лет'

Славный путь длиною в 75 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Славный путь длиною в 75 лет»

Мы помним достойный вклад каждого из них в развитие оперативной работы, совершенствование правоохранительной практики и оперативнорозыскной деятельности.

Уважаемые коллеги, дорогие ветераны - наши учителя и наставники, все те, кто посвятил свою жизнь служению закону! Ваша работа -это ответственное и важное дело, которое требует огромной самоотдачи. Примите в этот торжественный день самые сердечные поздравления и благодарность за ваш огромный труд. Руководство ФСИН России, оперативное управление желают вам крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия и дальнейших успехов в вашем нелегком труде!

СЛАВНЫЙ ПУТЬ ДЛИНОЮ В 75 ЛЕТ

За 75-летнюю историю существования оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы (УИС) прошли сложный путь развития.

В соответствии с приказом наркома внутренних дел СССР Г. Ягоды от 8 мая 1935 года в территориальных управлениях НКВД в составе отделов мест заключения были созданы третьи отделения, а на местах в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях (ИТК) введены должности уполномоченных, которые непосредственно осуществляли оперативно-розыскную деятельность в пенитенциарных учреждениях и подчинялись только начальникам третьих отделений. Таким образом, оперативное обслуживание всей пенитенциарной системы Советского Союза было передано самостоятельным оперативным подразделениям, входящим в ее структуру. Поэтому именно 8 мая 1935 года - день подписания приказа - и считается днем основания оперативных подразделений УИС.

К концу 1937 года была создана единая централизованная система подразделений по оперативному обслуживанию исправительно-трудовых учреждений (ИТУ).

Вместе с тем уровень пенитенциарной преступности в местах лишения свободы оставался высоким. В связи с этим было решено совершенствовать организационную структуру третьих отделений исправительнотрудовых лагерей (ИТЛ) и ИТК. Они были реорганизованы в оперативно-чекистские отделы (ОЧО), начальники которых подчинялись не третьему отделу ГУЛАГ, как

раньше, а начальнику того ИТЛ (ИТК), который обслуживал соответствующий отдел. Кроме того, на ОЧО ИТЛ и ИТК возлагались функции по обеспечению внутри-лагерного режима.

Задачи данных подразделений заключались в следующем:

создание осведомительной сети для разработки заключенных с целью освещения их политического настроения и своевременного пресечения вражеской деятельности;

борьба с саботажем, дезорганизацией производства, хищением лагерного имущества, бандитизмом и хулиганством среди заключенных;

выявление и предупреждение путем своевременной информации начальника лагеря (колонии) срывов в производственной деятельности лагеря и дефектов в выполняемых работах;

борьба с побегами заключенных из ИТЛ и ИТК и организация розыска и задержания беглецов;

оперативно-чекистское обслуживание вольнонаемных сотрудников лагерей и колоний, подозреваемых во вражеской работе;

выполнение заданий органов НКВД СССР по осведомительному наблюдению за осужденными преступниками;

своевременная информация органов НКВД об освобождающихся и выбывающих на их территорию лицах, отбывших наказания за антигосударственную деятельность.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в УИС Советского Союза сложилась следующая система оперативных подразделений: цен-

тральный орган - оперативный отдел и территориальные органы непосредственно в ИТЛ и ИТК -ОЧО, которые обладали широкой компетенцией в области борьбы с преступностью. В частности, они осуществляли борьбу с преступлениями, совершаемыми за-

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ключенными, по всем линиям обслуживали сотрудников и личный состав конвойной охраны ИТК и ИТЛ.

Во время Великой Отечественной войны оперативные подразделения УИС наряду с другими отделами и службами решали задачу бесперебойного функционирования предприятий пенитенциарной системы СССР и обеспечения их рабочей силой, предотвращали и пресекали факты отказов от работы, умышленного повреждения оборудования и т. д. Оперативные работники проводили отбор заключенных, выводимых на предприятия оборонной промышленности, с целью недопущения преступлений со стороны спецконтин-гента.

Кроме обеспечения фронта материальными ресурсами, система ГУЛАГ НКВД по-прежнему выполняла свою главную функцию: обеспечение изоляции лиц, обвиняемых и осужденных за совершение различных преступлений. Однако в обстановке военного времени данная функция расширилась: к ней было добавлено обслуживание новых объектов, характерных исключительно для войны. Например, были созданы так называемые «фильтрационные лагеря» для проверки бывших военнослужащих Красной армии, находившихся в плену или окружении противника. Со дня создания и по октябрь 1944 года через них прошло 354 592 бывших военнослужащих, в том числе 50 441 офицер. Из этого числа было проверено и возвращено в строй 249 416 человек, арестовано органами Смерш 15 556 человек.

Кроме того, оперативные работники следили за исполнением поступающих из вышестоящих органов приказов и распоряжений. Так, например, согласно директиве заместителя наркома НКВД СССР С. Н. Круглова от 10.03.1942 № 105 сотрудники ОЧО должны были проконтролировать выполнение распоряжения о предоставлении заключенным возможности сна не менее восьми часов, поскольку из-за отсутствия нормального отдыха последние теряли работоспособность.

Основное внимание оперативно-чекистские аппараты уделяли борьбе с организованной враждебной деятельностью повстанческих формирований, вредительством и диверсионными актами в ИТЛ и ИТК, а также выявлению вражеской агентуры. И это были не декларативные задачи. С самого начала войны

в местах лишения свободы стали распространяться паразитические настроения, совершались акты саботажа, активизировалась антисоветская агитация и деятельность отдельных групп осужденных, направленная на подготовку вооруженного восстания в лагерях. Так, в 1941 году были выявлены подпольные организации в Ныробском, Нижне-Амурском, Красноярском, Мурманском и других ИТЛ.

В 1943-1945 годах усилилась борьба с побегами заключенных, хищениями и лагерным бандитизмом. Кроме того, оперативные аппараты ИТУ осуществляли тщательную оперативную проверку всех заключенных, подлежавших досрочному освобождению из ИТУ с направлением их в действующую армию, а также подбор из числа заключенных лиц для заброски в тыл врага в целях осуществления диверсий и сбора информации о противнике.

В первые послевоенные годы существенно увеличилось количество преступлений, совершаемых осужденными: убийств, групповых вооруженных побегов, массовых беспорядков, бандитских проявлений, нападений на представителей администрации и других, активизировалась деятельность воров в законе и их группировок. В связи с этим главным направлением деятельности оперативных подразделений УИС в те годы стала борьба с лагерным бандитизмом.

Принятые к марту 1953 года меры по совершенствованию оперативной работы способствовали некоторому улучшению оперативной обстановки в большинстве ИТУ: наметилась тенденция к сокращению побегов заключенных, бандитских проявлений, умышленных убийств, причинений тяжкого и особо тяжкого вреда здоровью. Ситуация в местах лишения свободы была переломлена и взята под контроль администрации учреждений.

События, произошедшие в начале 1950-х годов в общественно-политической жизни страны (смерть И. В. Сталина, арест Л. П. Берии и последующие изменения государственного курса), обусловили необходимость коренной реорганизации деятельности ИТУ: постепенной ликвидации ИТЛ, изменения целей и задач деятельности пенитенциарной системы, преобразования существовавшей нормативной правовой базы, регламентировавшей ее деятельность и т. д. Данные мероприятия, а также массовое освобождение заключенных, осужденных за уголовные преступления,

по амнистии, объявленной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.03.1953 «Об амнистии», значительно осложнили и без того напряженную оперативную обстановку. В частности, в ИТЛ увеличилось количество массовых беспорядков: только в 1953 году восстания заключенных произошли в Воркуте, Норильске, Джезказгане и Кенгире.

Однако несмотря на это, начиная с 1954 года изменилась общая концепция функционирования мест заключения - теперь их главными задачами стали исправление и перевоспитание правонарушителей. Изменился и подход к осуществлению оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы. Если ранее она выделялась как отдельное направление работы (что, в частности, подтверждается наличием «двойного» подчинения третьих отделений и даже попыткой вывести их из-под контроля начальников ИТЛ), то в соответствии с новым Положением оперативная работа стала составной частью деятельности по перевоспитанию осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в местах заключения.

В связи с этим видоизменились задачи оперативных подразделений УИС. Если в прошлые годы наибольшее внимание они уделяли осуществлению борьбы с контрреволюционными преступлениями и побегами заключенных, а меры противодействия общеуголовным преступлениям стояли на втором плане, то теперь приоритетной задачей оперативно-розыскной деятельности в ИТУ стала борьба с пенитенциарной уголовной преступностью. Таким образом, осуществляемая в 1950-1960-е годы в местах лишения свободы оперативная работа была направлена на поддержание установленного порядка, создание условий, способствующих исправлению и перевоспитанию заключенных, а также быстрейшему вступлению их на честный трудовой путь.

Обстановка в местах лишения свободы находилась под пристальным вниманием руководства СССР, которое приняло ряд документов, регламентировавших деятельность ИТУ. Реализация предусмотренных ими мер позволила значительно снизить уровень пенитенциарной преступности. Достижение данных положительных результатов стало возможным в результате объединенных усилий всех структурных подразделений мест лишения свободы, из которых можно выделить меры по изоляции уголовно-бандитствующего эле-

мента в специальные лагерные пункты строгого режима в сочетании с мероприятиями режимного, оперативно-профилактического и политико-воспитательного характера. Практика показала, что принятые меры оказались достаточно эффективными, повторная активизация группировок осужденных отрицательной направленности произошла лишь спустя 30 лет - в период проводимых в СССР реформ.

В 70-80-е годы ХХ века оперативная обстановка в ИТУ оставалась относительно стабильной, а наиболее актуальными задачами были: борьба с незаконным оборотом наркотических средств в местах лишения свободы, с побеговой активностью осужденных; недопущение массовых беспорядков, преступлений против личности; профилактика хищений социалистической собственности - имущества ИТУ.

Распад СССР и разрушение социалистической системы положили конец стабильности в УИС. Криминальный мир резко активизировал свою деятельность, вновь заявили о себе воры в законе и группировки отрицательной направленности осужденных, пытаясь взять под контроль многие ИТУ. Отмена цензуры вызвала всплеск активности средств массовой информации, которые в погоне за популярностью стали не только рассказывать о методах оперативной работы, но и призывать к опубликованию списков лиц, оказывавших негласное содействие оперативным подразделениям.

Однако постепенно по мере стабилизации ситуации в стране стала улучшаться и оперативная обстановка в местах лишения свободы. Прошедшая по учреждениям пенитенциарной системы волна захватов заложников, массовых беспорядков, групповых неповиновений бессильно разбивалась там, где наталкивалась на жесткое противодействие сотрудников. Невыполнение незаконных требований преступников, привлечение отрядов специального назначения, законность, справедливость и корректность при обращении с осужденными, жесткость при пресечении нарушений режима содержания - основные составляющие достигнутых успешных результатов.

В начале 1995 года началась войсковая операция по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. Ряд сотрудников оперативных подразделений УИС практически всех регионов России отправились

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в служебные командировки в Чечню с целью оказания практической помощи. Эти командировки не прекращаются и по сей день.

В настоящее время оперативная группа УИС входит в состав объединенной группы войск (сил) на Северном Кавказе (ОГВ (с), а ее руководитель является заместителем командующего ОГВ (с). С сентября 1999 года более 15 тыс. сотрудников УИС (оперативных работников и бойцов ОСН) побывали в командировках в составе федеральных сил. Они выполняли и продолжают выполнять следующие задачи: охрана и оборона СИЗО и ИК (Чернокозово, Грозный);

обеспечение в данных учреждениях оперативно-розыскной деятельности;

конвоирование обвиняемых и осужденных за пределы Чеченской Республики;

охрана и сопровождение сотрудников Представительства Президента РФ по правам человека и Миссии Совета Европы (Знаменское);

участие в работе оперативных групп МВД России и ФСБ России, военных комендатур по реализации оперативной информации и раскрытию преступлений;

охрана и оборона Представительства и сопровождение руководителей органов государственной власти РФ и Чеченской Республики;

участие в боевых операциях в горных районах республики в составе сводных мобильных отрядов федеральных сил.

Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая в учреждениях УИС на территории Чечни, направлена в первую очередь на получение сведений о деятельности и планах бандформирований, их главарях и пособниках, обнаружение мест содержания заложников, тайников с вооружением, амуницией, мини-заводов по производству горючесмазочных материалов (ГСМ).

В целях сбора и обобщения оперативной информации при проведении контртеррористической операции силами оперативной группы УИС на Северном Кавказе, организации оперативно-розыскной деятельности и взаимодействия с иными подразделениями федеральных войск (сил) и правоохранительными органами на Северном Кавказе в составе опе-

ративной группы УИС создан Оперативнопоисковый центр. В результате реализации сведений, полученных оперативным составом центра в ходе оперативно-розыскных мероприятий во взаимодействии с МВД России и ФСБ России, задержано около 1,7 тыс. лиц, причастных к деятельности незаконных вооруженных формирований, более 300 лиц, совершивших особо тяжкие преступления, изъято более 2 тыс. единиц оружия, более 1 млн патронов, около 3 тыс. снарядов и мин, 8 тыс. гранат и выстрелов к гранатометам, 1 тыс. кг взрывчатых веществ, обнаружено и уничтожено 1,5 тыс. мини-заводов ГСМ, более 400 тайников с вооружением, освобождено 22 удерживаемых боевиками заложника. По направленным в правоохранительные органы материалам возбуждено 1,5 тыс. уголовных дел, оказано содействие в раскрытии около 1 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений.

Кроме того, в настоящее время во всех учреждениях и органах ФСИН России уделяется пристальное внимание вопросам борьбы с терроризмом. Оперативными работниками всех регионов России в отношении осужденных и подследственных, связанных с деятельностью незаконных вооруженных формирований, проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Получаемая информация направляется для проверки в различные правоохранительные органы (в результате уже возбуждено около 500 уголовных дел), изымаются огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, денежные средства.

Какие же задачи стоят перед оперативными подразделениями УИС сегодня? Как и ранее, основные усилия сотрудников этих подразделений направлены на укрепление правопорядка и недопущение роста преступности в пенитенциарной системе, повышение эффективности осуществляемой оперативно-розыскной деятельности, суть которой состоит в обеспечении гласными и негласными методами, установленными законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами, законности и выполнения требований режима содержания в учреждениях УИС, а также в противодействии преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.