Научная статья на тему 'СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ'

СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Т.А.

В статье раскрывается содержание профессиональной культуры педагога в работе с одаренными детьми. Приведены методики, направленные на выявление уровня сформированности профессиональной культуры педагогов. Проанализированы практические результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUGGESTED PROFESSIONAL CULTURE OF THE TEACHER IN WORK WITH SUGGESTED CHILDREN

The article reveals the content of the professional culture of the teacher in the work with gifted children. Methods aimed at revealing the level of formation of the professional culture of teachers are presented. The practical results of the study are analyzed.

Текст научной работы на тему «СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 37.013.43

Абрамова Т. А. педагог-психолог

ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»

МБУ «Гимназия № 38» Россия, г. Тольятти СЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Аннотация: В статье раскрывается содержание профессиональной культуры педагога в работе с одаренными детьми. Приведены методики, направленные на выявление уровня сформированности профессиональной культуры педагогов. Проанализированы практические результаты исследования.

Ключевые слова: педагог, педагогическая профессия, профессиональная культура педагога, педагогическая культура педагога, одаренные дети.

Abramova TA, teacher-psychologist GBUDPO «Regional Sociopsychological Center»

MBU "Gymnasium № 38 " Russia, Togliatti SUGGESTED PROFESSIONAL CULTURE OF THE TEACHER IN WORK WITH SUGGESTED CHILDREN Annotation: The article reveals the content of the professional culture of the teacher in the work with gifted children. Methods aimed at revealing the level of formation of the professional culture of teachers are presented. The practical results of the study are analyzed.

Keywords: teacher, pedagogical profession, professional culture of the teacher, pedagogical culture of the teacher, gifted children.

В современном образовательном пространстве ведутся дискуссии о роли педагога при сопровождении одаренных обучающихся: с одной стороны как о преподавателе конкретного учебного предмета, с другой как о воспитателе, наставнике, способствующем всестороннему развитию и становлению личности одаренного ученика.

Педагогическая профессия осложняется не только высокими требованиями общества, но и огромными затратами умственной, психической энергии. Согласимся со словами Я.А. Каменского о том, что «учителями должны быть люди... честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим».

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что изучением вопросов формирования профессиональной культуры педагога, занимались Н.И. Лифинцева, И.Ф. Исаев, А.А. Криулина, А.П. Ситник, Е.Б. Спасская, Ю. К. Чернова и др.

Согласно утверждению А.П. Ситника, профессиональная культура педагога может пониматься как совокупность общей культуры личности и профессиональных педагогических знаний, педагогики, психологии, возрастной физиологии, основ гигиены и медицины, основ этики и эстетики, философии и социологии [№4].

Е.В. Бондаревская и Т.Ф. Белоусова [1] сделали вывод о том, что слагаемыми культуры педагога являются следующие группы профессионально-значимых качеств личности: направленность личности (социальная активность, гражданственность), профессионально-

нравственные качества (гуманизм, справедливость, доброжелательность, честность, принципиальность, интеллигентность), ответственное отношение к педагогическому труду, а так же интересы и духовные потребности.

По мнению О.С. Газмана, «педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре» [2].

При сопровождении одаренных детей, педагогу важно следовать высказываниям П.К. Энгельмейера о том, что «хороший воспитатель тем и отличается от ремесленника, что, тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прилаживает свой идеал доброго гражданина» [№3,с.9].

В современном образовательном пространстве, как и многих сферах человеческой жизни, распространился кризис ценностей и мотиваций. Телевидение и интернет стали главными поставщиками информации, отчего меняется структура познания человеком окружающего мира [№ 5]. Однако ведущим фактором обучения остается личный пример и личность педагога.

Таким образом, умение своевременно выявить признаки одаренности, разбираться в личностных и поведенческих особенностях своих талантливых учеников, выбирать стимулирующую систему методов обучения и воспитания, наилучшим образом отвечающих индивидуальным особенностям детей, является показателем высокой профессиональной культуры педагога в работе с одаренными детьми.

Интересны результаты исследования, проведенные в МБУ «Гимназия № 38» г.о. Тольятти, в ноябре 2016г., направленного на изучение уровня развития профессиональной культуры учителей в работе с одаренными детьми, с помощью диагностических методик: тестовая карта А.К.Марковой «Педагогическая культура учителя» и Анкета «Учитель - ученик»,

разработанная Е.В. Бондаревской. В исследовании приняло участие 55 педагогов начальной и основной школы и обучающиеся 9-11 классов в количестве 120 человек.

По итогам полученных результатов была составлена подробная характеристика каждому выявленному уровню развития профессионально-педагогической культуры исследуемых учителей: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность педагога.

Анализ результатов методики «Педагогическая культура учителя» показал, что высокий уровень профессионально-педагогической культуры наблюдается у 55% опрошенных педагогов, т.е. они владеют вариативной методикой и глубокими предметными знаниями по преподаваемым дисциплинам, способны научно обосновать собственную педагогическую систему деятельности. Педагоги данной группы в общении с одаренными учениками отличаются умением учитывать возрастные и индивидуальные особенности, находятся на гуманистической педагогической позиции, владеют психодиагностическим инструментарием в учебном процессе, заранее планируют коммуникативные задачи и создают в классе обстановку доверия и психологической безопасности. Личностный план педагога отличает его устойчивая, ярко выраженная профессионально-педагогическая направленность, позитивная «Я-концепция», высокий уровень творчества, культура профессионального поведения.

Средний уровень профессионально-педагогической культуры выявлен у 34% учителей. Педагоги данной группы могут разработать собственную педагогическую систему, но работают по стандартной учебной программе и типовым методическим разработкам. Ценности одаренной личности каждого не всегда учитываются при взаимодействии с учащимися. Редко данные учителя используют знания возрастных и индивидуальных особенностей детей при обучении и воспитании, хотя имеют необходимые навыки диагностирования психического развития учащихся. Педагоги отличаются средним уровнем культуры профессионального поведения и психолого-педагогической компетентности.

Низкий уровень профессионально-педагогической культуры диагностирован у 11% учителей. Данная группа педагогов обладает следующей характеристикой: низкая способность к профессиональному самоанализу, в учебном процессе сделан акцент на обучающие и воспитательные задачи, привлекает работа по шаблону, используя однообразные методические решения в обучении; близка социальная роль педагога. По преподаваемому предмету учителя имеют ограниченные знания.

В общении подчеркивается авторитетность, что вызывает у одаренных учащихся психическую напряженность. Таким образом, данная категория педагогов отличается низким уровнем культуры профессионального поведения и психолого-педагогической компетентности.

Анкета «Учитель - ученик» Е.В. Бондаревской была использована с целью изучения гностического, эмоционального и поведенческого компонента педагогической культуры педагогов с точки зрения обучающихся 9-11 классов, а так же понять, насколько стереотип отношения к учителю как к личности и предметнику связан с его культурой поведения и общения.

Таким образом, анализ анкетных данных показал, что со стороны обучающихся большинство педагогов умеют точно предсказать успехи одаренных учеников, являются справедливыми людьми, умело направляют, тщательно планируя. Учащиеся вполне довольны учителями, знают, что педагог всегда может дать разумный совет, при этом полностью ему доверяя. Ученики мотивированы на хорошие достижения, так как оценка учителя очень важна для них, работать с учителем — одно удовольствие. Дети настроены на взаимодействие с педагогами, потому что они всегда выслушивают их мнение, они не сомневаются в правильности и необходимости методов и средств, которые применяются учителями и настроены на деловые отношения.

В результате мониторинга был сделан вывод, что у данных педагогов преобладает уровень профессионально-педагогической культуры как, по мнению самих педагогов так и, по мнению учащихся. При этом среди педагогов наибольшую важность в профессиональной деятельности имеет такой компонент как «педагогическая образовательная деятельность», который выражается в способности к умению решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи в учебно-воспитательном процессе в комплексе, владение методикой преподавания, разносторонними знаниями по преподаваемым предметам. Одаренные учащиеся же на первое место ставят такие компоненты профессионально-педагогической культуры как эмоциональный и поведенческий, т.е. личностные качества педагогов.

Использованные источники:

1.Бондаревская, Е.В. Теоретико-методические вопросы изучения и формирования педагогической культуры будущего учителя/ Е.В. Бондаревская // Межвуз. сб. науч. тр.- Р-н-Д, 1989. - С.30.

2.Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского.М.: Педагогика, 1989. С. 221-237.

3.Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика,1990. - 144 с.

4.Ситник, А.П. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы / А.П. Ситник // Школа. - 1998. - № 1. - С. 30 - 39.

5.Тараносова, Г.Н., Решетникова, Е.А. Ценностные ориентиры современного образования в реалиях нового времени/ Г.Н. Тараносова, Е.А. Решетникова// Вектор науки ТГУ. -2015.- № 2.- С. 211-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.