Научная статья на тему '«Слабое звено» Европейского Союза в глобальной политике КНР'

«Слабое звено» Европейского Союза в глобальной политике КНР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
КНР / США / ЕС / арабоизраильскии конфликт / глобальная политика КНР / China / USA / EU / Arab-Israeli conflict / global policy of China

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Иванович Лычагин, Оксана Ивановна Бодрова, Дарья Григорьевна Меркулова

Настоящее исследование посвящено анализу влияния Соединенных Штатов Америки на Китайскую Республику (Тайвань). Тайваньская проблематика рассматривается как один из основополагающих факторов в контексте отношении между Китайскои Народной Республикой и Соединенными Штатами на современном этапе. Основу исследования составляет анализ двусторонних соглашении США и КНР по вопросу региональной политики Китая, нормативно-правовых документов КНР в отношении КР, а также аналогичных документов законодательства США применительно к Тайваню. Авторами определены этапы формирования тайваньскои проблематики, выявлены политические и экономические причины американского влияния на Китайскую Республику, а также рассмотрены перспективы по развитию фактора Тайваня в политике материкового Китая на современном этапе. Кроме того, в настоящем исследовании рассмотрена взаимосвязь дипломатических и иных шагов со стороны китайского и американского правительств в контексте условии меняющегося миропорядка, в частности, распространение влияния КНР в Европейском регионе посредством своего экономического влияния. В настоящем исследовании рассматриваются отношения КНР с Сербией и Венгрией в контексте развития экономического сотрудничества в области развития инфраструктуры в долгосрочной перспективе, в частности, в рамках реализации программы «Шёлкового пути».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Александр Иванович Лычагин, Оксана Ивановна Бодрова, Дарья Григорьевна Меркулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «weak link» of the European Union in the global policy of China

This study is devoted to analyzing the influence of the United States of America on the Republic of China (Taiwan). The Taiwan issue is seen as one of the fundamental factors in the context of relations between the People's Republic of China and the United States. The study is based on an analysis of bilateral agreements between the United States and the People's Republic of China on the issue of regional policy of China, regulatory documents of the People's Republic of China in relation to Taiwan, as well as similar documents of US legislation in relation to Taiwan. The authors identified the stages of formation of the Taiwan issue, identified the political and economic reasons for American influence on the Republic of China, and also considered prospects for the development ofthe Taiwan factor in the politics of mainland China at the present stage. In addition, this study examines the relationship between diplomatic and other steps on the part of the Chinese and American governments in the context of the changing world order, in particular, the spread of China’s influence in the European region through its economic influence. This study examines China's relations with Serbia and Hungary in the context of the development of economic cooperation in the field of infrastructure development in the long term, in particular, within the framework of the implementation of the Silk Road program.

Текст научной работы на тему ««Слабое звено» Европейского Союза в глобальной политике КНР»

исторические науки & международные отношения | лычдгин а.и., Бодровд о.и., Меркулова д.м dgmerkulova@mail.ru | удк 3271 научная статья

The «weak link» of the European Union in the global policy of China

«Слабое звено» Европейского Союза в глобальной политике КНР

Александр Иванович Лычагин1,

Оксана Ивановна Бодрова2, Дарья Григорьевна Меркулова3

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия Автор, ответственный за переписку:

dgmerkulova@mail.ru 1https://orcid.org/0000-0002-2983-4557 2https://orcid.org/0009-0002-9134-1726 3https://orcid.org/0009-0005-1544-9200

Alexander I. Lychagin1, Oksana I. Bodrova2, Darya G. Merkulova3

1,2,3 Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia Corresponding author: dgmerkulova@mail.ru 1https://orcid.org/0000-0002-2983-4557 2https://orcid.org/0009-0002-9134-1726 3https://orcid.org/0009-0005-1544-9200

удк 327 | научная статья | https://doi.org/10.24412/2686-9675-2-2024-107-122

АННОТАЦИЯ

Настоящее исследование посвящено анализу влияния Соединенных Штатов Америки на Китаискую Республику (Таивань). Таивань-ская проблематика рассматривается как один из основополагающих факторов в контексте отношении между Китаискои Народнои Рес-публикои и Соединенными Штатами на современном этапе. Основу исследования составляет анализ двусторонних соглашении США и КНР по вопросу региональнои политики Китая, нормативно-правовых документов КНР в отношении КР, а также аналогичных документов законодательства США применительно к Таиваню. Авторами определены этапы формирования таи-ваньскои проблематики, выявлены политические и экономические причины американского

ABSTRACT

This study is devoted to analyzing the influence of the United States of America on the Republic of China (Taiwan). The Taiwan issue is seen as one of the fundamental factors in the context of relations between the People's Republic of China and the United States. The study is based on an analysis of bilateral agreements between the United States and the People's Republic of China on the issue of regional policy of China, regulatory documents of the People's Republic of China in relation to Taiwan, as well as similar documents of US legislation in relation to Taiwan. The authors identified the stages of formation of the Taiwan issue, identified the political and economic reasons for American influence on the Republic of China, and also considered prospects for the development of

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL | МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

влияния на Китайскую Республику, а также рассмотрены перспективы по развитию фактора Таиваня в политике материкового Китая на современном этапе. Кроме того, в настоящем исследовании рассмотрена взаимосвязь дипломатических и иных шагов со стороны китаиского и американского правительств в контексте условии меняющегося миропорядка, в частности, распространение влияния КНР в Европеиском регионе посредством своего экономического влияния. В настоящем исследовании рассматриваются отношения КНР с Сербиеи и Венгриеи в контексте развития экономического сотрудничества в области развития инфраструктуры в долгосрочнои перспективе, в частности, в рамках реализации программы «Шелкового пути».

Ключевые слова. КНР, США, ЕС, арабо-израильскии конфликт, глобальная политика КНР

Для цитирования: Лычагин А.И., Бодрова О.И., Меркулова Д.Г. «Слабое звено» Евро-пеиского Союза в глобальнои политике КНР. Современные востоковедческие исследования. 2024; Том 6 (2). С. 107-122 https://doi.org/ 10.24412/2686-9675-2-2024-107-122

the Taiwan factor in the politics of mainland China at the present stage. In addition, this study examines the relationship between diplomatic and other steps on the part of the Chinese and American governments in the context of the changing world order, in particular, the spread of China's influence in the European region through its economic influence. This study examines China's relations with Serbia and Hungary in the context of the development of economic cooperation in the field of infrastructure development in the long term, in particular, within the framework of the implementation of the Silk Road program.

Keywords: China, USA, EU, Arab-Israeli conflict, global policy of China

For citation: Lychagin A.I., Bodrova O.I., Merkulova D.G. The «weak link» of the European Union in the global policy of China. Modern Oriental Studies. 2024; Volume 6 (№2). P. 107-122 (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2686-9675-2-2024-107-122

Процесс глобализации, масштабная им- стью и попытками осуществления контроля

плементация информационных технологии в контексте меняющегося миропорядка, одним

и развитие межгосударственного сотрудниче- из наиболее актуальных вопросов, представля-

ства стимулируют экономическии и социаль- ющих особыи интерес среди отечественных

ныи прогресс, однако, в то же время влекут за и зарубежных исследователеи, являются отно-

собои новые риски и вызовы. В условиях транс- шения Китаискои Народнои Республики и Со-

формации современнои системы международ- единенных Штатов Америки. ных отношении, обусловленных турбулентно-

исторические науки & международные отношения | лычагин а.и., водровд о.и., Меркулова д.г.| dgmerkulova@mail.ru | удк 3271 научная статья

Китаиская Народная Республика и Соединенные Штаты Америки, будучи державами, занимающими первенство в мировои экономике (США — первая экономика мира по номинальному ВВП, КНР — по ВВП по ППС), а также постоянными членами Совета Безопасности Организации Объединенных Нации, с однои стороны, заинтересованы в углублении сотрудничества по вопросам, представляющим взаим-ныи интерес, в рамках двусторонних отношении и партнерства в международных организациях. С другои стороны, находясь в условиях борьбы за статус ведущеи державы не только на региональном, но и на глобальном уровне, китаиско-американские отношения демонстрируют тенденцию к возврату биполярнои системы международных отношении.

Взаимные претензии китаискои и амери-канскои сторон во многом обусловлены спорами по вопросам политики КНР по Китаискои Республике (Таивань). Китаиская Республика, формально являющаяся однои из 23-х провинции Китаискои Народнои Республики, что документально закреплено Резолюциеи Гене-ральнои Ассамблеи ООН от 25 октября 1971 года, де-факто являет собои государство [1].

Несмотря на политику «Одного Китая» («Одна страна — две системы»), закрепленную в Шанхаиском коммюнике от 1972 г.[2], «Китаиско-американском коммюнике об установлении дипломатических отношении от 29 октября 1979 г.»[3] и «Совместном китаиско-американском заявлении от 29 октября 1997 г.»[4], а также «Консенсусу 1992 г.»[5], американская сторона, де-юре, признающая остров частью КНР, де-факто выстраивает свои отно-

шения с Китаискои Республикои как с государством. Примечательно, что именно США инициировали ротацию между Китаискои и Китаи-скои Народнои республиками в Организации Объединенных Нации.

Веснои 1969 года проводились первые переговоры между госсекретарем США Генри Киссинджером и главои Госсовета КНР Чжоу Эньлаем, направленные на обсуждение даль-неиших путеи улучшения отношении КНР и США. В 1971 году в Пекине состоялась очередная встреча Генри Киссинджера и председателя Государственного совета КНР Чжоу Эньлая, связанная с обсуждением запланированного визита в Китаи Ричарда Никсона, что ознаменовало официальное начало развития китаиско-американского диалога (Киссинджер, 2014).

Вашингтон поддержал стремление КНР урегулировать таиваньскии вопрос в своих интересах, отметив, что суверенитет над островом является «...нерешенным вопросом, подлежащим международному урегулированию в будущем.» (Киссинджер, 2014). Результатом следования данного курса стало исключение правительства Гоминьдана из ООН и принятие резолюции Генеральнои Ассамблеи ООН от 25 октября 1971 года «О восстановлении Китаи-скои Народнои Республики во всех ее правах и признании ее представителеи единственным законным представителем Китая»[1]. Таким образом, учитывая возможности США в миро-вои политике, последние оказали решающее влияние на ООН в пользу коммунистического Китая, учитывая, конечно, и то обстоятельство, что СССР и весь социалистическии лагерь не признал Китаискую Республику в качестве

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL | МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

субъекта международного права после 1 октября 1949 года. Однако, на сегодняшнии день американская сторона подвергает критике деиствия КНР в таиваньском проливе, а также активно поддерживает процесс распространения идеи «декитаизации» острова, активно поставляет различные виды вооружении, имеет своих военных советников и т.п., придерживаясь положении «Закона об отношениях с Таиванем»[6].

В свою очередь Пекин расценивает все деиствия со стороны американского правительства в отношении Таиваня как прямое нарушение международного права, в частности, апеллируя к положению «о невмешательстве во внутренние дела государства»[7], закрепленном в «Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета» (Принята резолюциеи 2131 Генеральнои Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 г.)[7].

Помимо совместных китаиско-американ-ских соглашении, осуществляющих правовое регулирование по таиваньскому вопросу, в 1993 году правительство КНР выпустило «Белую книгу по таиваньскому вопросу»[8], в которои Таивань упоминается как неотъемлемая часть Китая, а также рассматривается происхождение таиваньского вопроса, основные руководящие принципы и соответствующая политика китаиского правительства по решению таиваньского вопроса, руководствуясь принципом «Одного Китая».

С другои стороны, в последние годы ключевые детерминанты развития идеи независимости на Таиване можно условно разделить на

внутреннюю политику, проводимую Демокра-тическои Прогрессивнои Партиеи (далее ДПП), и внешнюю, учитывающую влияние третьих государств, в особенности Соединенных Штатов Америки.

23 декабря 2023 года Джо Баиден подписал «Закон об оборонном бюджете США на 2024 год»[9], объем которого составил 886 млрд. долл. США. Согласно документу, а именно разделам 1341, 1342, 1343, 1344, 1347 и 1352, Соединенные Штаты принимают следующие меры:

- «...Необходимо провести Индо-Тихоокеанскую кампанию, командование которои проводит логически взаимосвязанную военную деятельность для достижения согласованных со стратегиеи це-леи. Цели инициативы должны включать: укрепление военных альянсов и парт-нерств США в регионе, сдерживание воен-нои агрессии со стороны потенциальных противников и формирование восприятия потенциальных противников в отношении военного потенциала США. » [9] (раздел 1341);

- «. Необходимо создание комплекснои программы обучения, консультирования и наращивания институционального потенциала для военных сил Таиваня под руководством Министерства Обороны США.» [9] (раздел 1342);

- «. Необходимо, чтобы Министерство обороны стремилось разработать инициативу с союзниками и партнерами для повышения осведомленности о морскои сфере

исторические науки & международные отношения | лычагин а.и., водровд о.и., Меркулова д.г.| dgmerkulovд@mдil.ru | удк 3271 научная статья

в Индо-Тихоокеанском регионе.» [9] (раздел 1343);

- «.Необходимо расширение полномочии Министерства обороны по продолжению Тихоокеанскои инициативы по сдерживанию (программа по укреплению сдерживания и обороны Соединенных Штатов в Индо-Тихоокеанском регионе) до конца 2024 года.» [9] (раздел 1344);

- «.Закон уполномочивает Министерство на закупку для замены определенных боеприпасов, переданных на Таивань, и уполномочивает Министерство по заключению соглашении с Таиванем и другими иностранными союзниками о предоставлении материальных и сопутствующих услуг в поддержку Таиваня.» [9], «... Раздел также расширяет полномочия Департамента по заключению этих контрактов и соглашении в течение 2028 финансового года.» [9] (раздел 1347);

- «.Министерство обороны США должно стремиться взаимодеиствовать с Таива-нем для расширения военнои деятельности по кибербезопасности.» [9] (раздел 1352).

Исходя из положении документа следует отметить, что, несмотря на деиствующие вышеупомянутые коммюнике, заключенные между китаискои и американскои сторонами, Соединенные Штаты продолжают придерживаться политики «двоиных стандартов» в попытках исполнения своих обязанностеи сразу перед «обеими сторонами таиваньского пролива»,

что усложняет как отношения между сторонами «одного Китая», делая из зачастую взрывоопасными, так и между КНР и США. Особое недовольство Пекина, что вполне естественно, вызывают как продажи оружия Китаискои Республике, так и регулярная многомиллиардная помощь, преследующая те же, оборонительные от КНР, цели.

Китаиское руководство следует по пути мирного воссоединения с островом, что не раз подчеркивалось в заявлениях глав государства и иных высоких представителеи в рамках двусторонних и многосторонних переговоров, а также подтверждалось подписанием различных соглашении. В Конституции КНР Таивань упоминается как «.часть священнои территории Китаискои Народнои Республики» [10]. Там также отмечается, что «.Завершение великого дела воссоединения Родины — священ-ныи долг всего китаиского народа, в том числе и наших соотечественников на Таиване.»[10], что констатирует статус Таиваня в качестве провинции материкового Китая и, как следствие, квалифицирует любые сепаратные сношения с островом как посягательство на суверенитет КНР.

Вскоре после подписания «Закона об оборонном бюджете США на 2024 год» заместитель директора по информации Министерства иностранных дел КНР Мао Нин в ходе одного из брифингов упомянула, что «.Закон вмешивается во внутренние дела Китая, декларирует военную поддержку Таиваня и нарушает принцип «Одного Китая» и три совместных китаиско-американских коммюнике.» [11]. По словам

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL | МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Мао Нин, «.Китай настоятельно призывает Соединенные Штаты выполнить обязательства не поддерживать идеи независимости Таива-ня...» [11], «.прекратить манипулировать таи-ваньским вопросом и перестать угрожать миру и стабильности в Таиваньском проливе.» [11]. На брифинге также отмечалось, что данныи Закон ставит под угрозу вопрос относительно дальнеишего экономического сотрудничества, а Соединенным Штатам следует «.отказаться от менталитета «холоднои воины» и идеологических предрассудков и создать благоприятную среду для китаиско-американского сотрудничества в торговле и иных сферах.» [11]. Пресс-секретарь также отметила необходимость следования принципам, установленным на саммите в Сан-Франциско в ноябре 2023 года, в противном случае «.Китаи примет решительные меры для защиты своего суверенитета, безопасности и прав и интересов развития» [11].

Кроме того, в ходе брифинга также упоминался вопрос о военном развертывании сил США в Азиатско-Тихоокеанском регионе посредством новых военных альянсов: AUKUS и QUAD, деятельность которых на сегодняшнии день, в основном, трактуется как сдерживание китаиского влияния в Южно-Китаиском море и противодеиствие россиискои угрозе.

Несмотря на озвученные на брифинге положения относительно невмешательства во внутренние дела КНР, в конце февраля 2024 года представитель США Маик Галлахер, воз-главляющии специальныи комитет Палаты представителеи США по Китаю, совершил визит в КР [12]. По сообщению Reuters, Галлахер в составе делегации совершил визит на Таи-

вань в рамках поддержки острова, заявив, что «.США поддержат Таивань, вне зависимости от того, кто выиграет выборы в США.» [12].

В рамках своего визита он был принят президентом КР Цаи Ин-Вэнь и новоизбранным президентом Таиваня Лаем (Уильям) Цин-Дэ (инаугурация которого состоялась 20 мая). Ос-новнои целью данного визита, по словам главы делегации, являлась «демонстрация двухпар-тиинои поддержки Таиваня»[12]. Президент Цаи выразила благодарность правительству и парламенту США за помощь Таиваню, и сказала, что надеется на усиление сотрудничества в текущем, 2024 году. На встрече с Лаи Цин-Дэ глава делегации отметил, что американская сторона настроена на углубление сотрудничества с островом [12]. Стоит также упомянуть о том, что в декабре 2023 года комитет Галла-хера опубликовал список двухпартииных рекомендации по экономическим связям США с КНР, изложив в документе цели на 2024 год, которые, по его словам, помогут Соединенным Штатам заполучить статус бенефициара в АТР [13]. В документе, опубликованном комитетом, отмечалось, что:

- «.Работа Специального комитета Палаты представителеи по стратегическои конкуренции между Соединенными Штатами и КПК имеет решающее значение для предотвращения угроз.» [13];

- «.Этот всеобъемлющии, двухпартииныи экономическии отчет обеспечивает основанную на фактах, откровенную переоценку торгово-финансовых отношении между США и Китаем.» [13];

исторические науки & международные отношения | лычагин а.и., водровд о.и., Меркулова д.г.| dgmerkulova@mail.ru | удк 3271 научная статья

- «.Двухпартииная стратегия, утвержденная Комитетом по Коммунистически партии Китая, является новаторским моментом, и ее важные рекомендации представляют собои неотъемлемые компоненты, необходимые для противодеиствия экономическому влиянию КНР и КПК» [13];

- «.В Вашингтоне появился сильныи двух-партииныи консенсус, чтобы положить конец использованию Коммунистически партиеи Китая экономического принуждения для подрыва национальнои безопасности Америки и американских цен-ностеи.» [13];

Стоит также отметить, что 22 февраля текущего года Министерство обороны Таиваня выпустило информацию о том, что 21 февраля правительство США объявило об «информировании Конгресса» продаже оружия Таиваню для «Плана модернизации системы военнои тактическои сети Link-16» на общую сумму 75 миллионов долларов [14].

Министерство национальнои обороны Китаискои Республики отметило, что в случае реализации плана, «.необходимо попросить США обновить связь данных интегрированнои системы надзора и наблюдения за национальными военными, провести общее планирование и завершить некоторые приоритетные обновления, чтобы повысить эффективность существующих общих боевых изображении, установить военную совместимость и в полнои мере использовать совместную боевую мощь.» [14]. Министерство обороны КР выразило благодарность правительству США за ока-

зание помощи Тайваню в укреплении его оборонного потенциала и подчеркнуло, что «... Соединенные Штаты будут продолжать укреплять свое партнерство в области безопасности и совместно поддерживать мир и стабильность в Таиваньском море и в Индо-Тихоокеанском регионе, выполняя свои обязательства по обеспечению безопасности на основе Закона об отношениях с Таиванем, Шести гарантии для Таиваня и Закона об укреплении устоичивости Таиваня.» [14].

Очевидно, что американское вмешательство в таиваньскии вопрос продиктовано желанием Вашингтона контролировать экономическое и политическое влияние КНР, о чем, в частности, свидетельствует заявление Джо Баидена на саммите G20 в сентябре 2023 года о запуске проекта Silk Road 2.0., направленного на сдерживание китаискои инициативы «Один пояс — один путь». Согласно стратегии проекта, американская сторона планирует запустить экономическии коридор Индия — Ближнии Восток — Европа (IMEC) [15] для сдерживания распространения китаиского влияния в зарубежных регионах.

Однако, трагические события 7 октября 2023 года, связанные с эскалациеи арабо-израильского конфликта определили кардинальные изменения в геополитическом ландшафте. Очевидно, что подготовка ХАМАС (Палестинская исламистская политическая и военная организация, управляющая Сектором Газа — признана террористическои организацией) к новому витку конфликта проходила при поддержке извне, о чем свидетельствует уровень подготовки организации [16].

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL | МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Справедливо полагать, что бенефициаром поддержки палестинской стороны является КНР, заинтересованная в ослаблении позиции Израиля в качестве одного из связующих государств в рамках реализации проекта «Silk Road 2.0.» США.

Немаловажным аспектом является и то, что на сегодняшнии день Китаиская Республика является ведущим поставщиком полупроводников, что также объясняет рост интереса США к острову. Соединенные Штаты владеют филиалом компании по производству полупроводников TSMC в Аризоне, стимулируя фактор экономическои интеграции с Таиванем.

Однако, несмотря на попытки американ-скои стороны воздеиствовать на Китаискую Республику посредством своего экономического присутствия, степень экономическои интеграции «между двумя сторонами таиваньского пролива» демонстрирует более устоичивую тенденцию развития. Об этом, в частности, свидетельствуют данные о продаже дочернеи компании King Yuan Electronics Co (Ж^Ш^) (КНР) стоимостью 4.885 млрд. юанеи таиваньским компаниям King Long Technology (Suzhou) Ltd (МШЩШ), Dense Forest Ltd и некоторым другим, опубликованные 27 апреля 2024 года информационным агентством Taipei Times [17]. Согласно опубликованным данным, руководство компании приняло данное решение «на фоне растущеи геополитически напряженности» и нового витка торговых трении между США и Китаем, которыи привел «...к резкои смене глобальнои цепочки поставок полупроводников» [17]. Руководство компании рассчи-

тывает использовать капитал для финансирования расширения заводов и оборудования, а также инвестировать в современное испытательное оборудование и научно-исследовательские работы, что, очевидно приведет к усилению экономического партнерства между ма-териковои и островнои частью Китая.

В заключении стоит отметить, что Соединенные Штаты имеют доминирующее влияние на Таивань, препятствуя воссоединению острова с материком посредством своего многостороннего присутствия на Таиване и предоставления ему оружия, а также выстраивания сепаратного экономического сотрудничества. Однако, основная тенденция в отношениях между материковым и островным Китаем демонстрирует достаточно устоичивое развитие, несмотря на попытки США дестабилизировать обстановку в регионе и препятствовать распространению глобальнои политики КНР.

Справедливо отметить, что вмешательство во «внутренние дела КНР» с американскои стороны неизбежно влечет за собои рост напряженности не только на региональном, но и на глобальном уровне. Попытки США довлеть над положением КНР в АТР влекут за собои ответные меры со стороны Пекина, заключающиеся, в частности, в распространении его влияния в Европе.

6 мая 2024 года Си Цзиньпин прибыл с официальным визитом во Францию для встречи с Эмануэлем Макроном [18]. В рамках встречи Председатель КНР и его французскии коллега обсудили вопросы двусторонних отношении между Китаем и Франциеи: от торговли

исторические науки & международные отношения | лычагин а.и., водровд о.и., Меркулова д.г.| dgmerkulova@mail.ru | удк 3271 научная статья

и инвестиции до инновации и культурного обмена. Примечательно, что на встрече глав государств также присутствовала председатель Ев-ропеискои Комиссии Урсула фон дер Ляиен [18], что, мягко говоря, вызывает недоумение и, безусловно, негативно сказывается на имидже президента Франции. В рамках встречи председатель Еврокомиссии высказывала претензии Председателю КНР на предмет датирования некоторых отраслеи промышленности Китая, в частности, автомобильнои и металлур-гическои, что, совершенно очевидно, является грубым вмешательством во внутренние дела Китая, опять же, учитывая тот факт, что сам ЕС традиционно субсидирует сельского хозяиства большинства развитых стран ЕС.

Во время трехстороннеи встречи Китаи-Франция-ЕС, Си Цзиньпин подчеркнул, что ки-таиско-европеиские отношения обладают «. мощнои внутреннеи силои и широкими перспективами развития, и они не направлены против какои-либо третьеи стороны, не должны опираться на какую-либо третью сторону или же зависеть от нее.» [19]. Кроме того, в рамках встречи стороны обменялись мнениями по арабо-израильскои проблематике, а также пришли к выводу о необходимости выступить с инициативои по глобальному перемирию и прекращению огня во время предстоящих Олимпииских игр в Париже [20], что, разумеется, несет в себе особую значимость в контексте украинского кризиса, и, безусловно, является инициативои в интересах Россиискои Федерации.

Вслед за встречеи в Париже, Си Цзиньпин нанес визит в Сербию, в рамках которои Пред-

седатель Си и президент Сербии Александр Ву-чич обсудили планы о расширении партнерства между странами [21], а также, по сообщению Reuters, подписали 29 соглашении, способствующих правовому, нормативному и экономическому сотрудничеству и обсудили сербское потенциальное участие в инициативе «Пояс — путь» [22]. По оценкам информационного агентства WRAL News, улучшение отношении Китая с Сербиеи и вовлеченность послед-неи в программу «Шелкового пути» можно назвать «китаиским троянским конем и воротами» в Европу [23].

9 мая 2024 года в годовщину 75-летия отношении Китая и Венгрии состоялся первыи визит Си Цзиньпина в Будапешт [24]. На встрече с президентом Тамашем Сулюком Си Цзиньпин призвал сторону Венгрии помочь в продвижении «стабильных и здоровых» связеи между Китаем и Европеиским союзом. Главы государств обсудили дальнеишее укрепление сотрудничества между двумя странами во всех областях, в том числе в рамках инициативы «Один пояс и один путь», заявив, что двусторонние связи «.выдержали испытание меняю-щеися международнои ситуации.» и были «... наилучшими в своеи истории.» [24]. Председатель Си также отметил, что отношения между странами «.не направлены ни против третьеи стороны.» и «.не ограничены третьеи сторо-нои.» [24], что свидетельствует о готовности Китая к продвижению на Запад на независимых от мнения США условиях. В свою очередь, президент Венгрии заявил, что венгерская сторона поддерживает позицию Пекина по таи-ваньскому вопросу [25].

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL | МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Примечательно, что Сербия и Венгрия уже перманентно декларируют несогласие с антироссиискои позициеи ЕС, в частности, эти страны абсолютно солидарны с позициеи КНР по вопросу украинского кризиса, а именно немедленное и повсеместное прекращение огня, после чего — переговоры. Кроме того, формально Сербия не является ни членом Организации Североатлантического договора, ни участником Европеиского Союза. Нам совершенно очевидно, что Китаи нашел «слабое звено» ЕС и стратегически ведет переговоры с отдельными государствами Европы, но не с Евросоюзом в целом. Важным аспектом в рамках визита Председателя Си стало заявление о флагманском проекте китаиско-венгерского сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь», а именно строительство высо-коскоростнои железнои дороги, соединяющеи Белград и Будапешт [26]. КНР уже имеет опыт в развитии транспортнои инфраструктуры на Балканах — в Черногории. Китаиская сторона принимала активное участие в реконструкции железнодорожнои инфраструктуры Черногории, а в 2015 году Подгорица передала проект по строению автомобильнои магистрали Бар — Боляре китаискои компании China Road and Bridge Corporation (CRBC) [27]. При этом кредит на строительство также был взят в Китаиском экспортно-импортном банке (China Exim). Правительство Черногории ожидало завершение работ к 2019 году, при этом стоимость проекта первоначально составляла €800 млн [27]. Однако, окончание строительства несколько раз откладывалось, а его стоимость со временем возросла до €1,3 млрд [27]. По данным за 2021 год,

госдолг Черногории составил €4,33 млрд, или 103% от ВВП, 14,5% из которых составил долг КНР [27]. Данное обстоятельство позволяет нам сделать вывод о том, что Китаи стремится распространить влияние на Балканах и, в перспективе, в Западнои Европе посредством своего экономического присутствия в регионе, с последующим «выдавливанием» Соединенных Штатов. Конечно, это отдаленная перспектива, но, нам совершенно очевидно, что замысел китаискои дипломатии именно таков.

Список литературы и источников

1. Резолюция Генеральнои Ассамблеи ООН 2758 от 25 октября 1971 г. «Восстановление законных прав Китаискои Народнои Республики в ООН» [Электронныи ресурс] // Организация Объединенных Нации. URL: https://digitallibrary.un.org/ record/192054?ln=ru (дата обращения: 19.02.2020)

2.

("± M & M") (1972^2И 28 0 ) [Совместное коммюнике Китаискои Народнои Республики и Соединенных Штатов Америки от 28 февраля 1972 г.] [Электронныи ресурс] // Официальныи саит Государственного Совета КНР. URL: https://www.gov.cn/ztzl/zmdh/ content_624341.htm (дата обращения: 19.02.2024)

3. Joint Communique On The Establishment Of Diplomatie Relations Between The People's Republic Of China And The United States Of America, 1979 [Электронныи ресурс] //

исторические науки & международные отношения | лычагин а.и., водровд о.и., Меркулова д.г.| dgmerkulova@mail.ru | удк 3271 научная статья

USC US-China Institute. URL: https:// 8. china.usc.edu/joint-communique-establishment-diplomatic-relations-between -peoples-republic-china-and-united-state (дата обращения: 20.02.24)

Ф Ш Ш £ Р Щ (1997^10Л29В ) [Совместное китаиско-американское заявление (29 октября 1997 года)] [Электронныи ресурс] // Официальныи саит 9. Государственного Совета КНР. URL: https:// www.gov.cn/ztzl/zmdh/content_624352.htm (дата обращения: 19.02.2024)

«Консенсус 1992 г.» // Китаискии Инфор-мационныи центр. URL: http:// russian.china.org.cn/china/ 10.

China_Key_Words/2019-04/02/ (дата обращения: 19.02.2024)

11.

Taiwan Relations Act [Электронныи ресурс] // U.S. defense articles and services, availability to Taiwan. United Sates Department of States. URL: https:// www.congress.gov/96/statute/STATUTE (дата обращения: 10.03.2022)

Декларация о недопустимости вмеша- 12. тельства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (Принята резолюциеи 2131 Ге-неральнои Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 г.) [Электронныи ресурс] // Организация Объединенных Нации. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/ 13.

declarations/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

inadmissibility_of_intervention.shtml (дата обращения: 19.02.2020)

«-^ФНШШ^ШШ» (й^)

[Белая Книга КНР: Принцип «Одного Китая» в отношении таиваньского вопроса] (от 1993 г.) [Электронныи ресурс] // Официальныи саит Государственного Совета КНР. URL: https://www.gov.cn/test/2006-02/28/content_213366.htm (дата обращения: 19.02.2020)

National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2024 [Электронныи ресурс] // Официальныи саит Конгресса США. URL: https://www.congress.gov/bill/118th-congress/senate-bill/2226 (дата обращения: 21.02.24)

Конституция КНР: Пекин: 1982 (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004, 2018). - 138 с.

China firmly opposes U.S. signing into law national defense authorization act: spokesperson [Электронныи ресурс] // Xinhua News. URL: http://eng.chinamil.com.cn/ VOICES/

MinistryofForeignAffairs/16276348.html (дата обращения: 23.02.24)

B. Blanchard, US lawmaker in Taiwan visit reassures support regardless of U.S. election outcome [Электронныи ресурс] // Reuters. URL: https://www.reuters.com/world/us-lawmaker-who-chairs-china-committee-arrives-taiwan-2024-02-22/ (дата обращения: 23.02.24)

Select Committee Adopts Proposal to Reset Economic Relationship with The People's Republic of China [Электронныи ресурс] / The Select Committee on the CCP. URL: https://

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL | МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

selectcommitteeontheccp.house.gov/media/ press-releases/select-committee-adopts-proposal-reset-economic-relationship-peoples-republic (дата обращения: 24.02.2024)

14. ШШ«иш, m \шшшш1

¿^Ш ЭД(113^2Я22 0) [Министерство национальнои обороны выпустило пресс-релиз по «делу о продаже оружия США Таиваню» ] [Электронныи ресурс] / Ministry of National Defense of Taiwan. URL: https://www.mnd.gov.tw/Publish.aspx? p=82620&title=g Ш ^ S&SelectStyle=^ И Ш (дата обращения: 24.02.24)

15. D.Sacks, Will the U.S. Plan to Counter China's Belt and Road Initiative Work? / Council on foreign relations. // URL: https:// www.cfr.org/blog/will-us-plan-counter-chinas-belt-and-road-initiative-work (дата обращения: 27.04.2024)

19.

20.

21.

16. Hamas's October 7 Attack: Visualizing the Data. / Center for strategic and international studies. // URL: https://www.csis.org/ analysis/hamass-october-7-attack-visualizing-data (дата обращения: 22. 5.05.2024)

17. L. Wang, King Yuan plans to divest its Chinese subsidiary. / Taipei Times. // URL: https://www.taipeitimes.com/News/front/ archives/2024/04/27/2003817012 (дата обращения: 28.04.2024) 23.

18. Китаи и Франция готовы укреплять связи на фоне глубоких изменении в мире. / Жэньминь жибао. // URL: http://

russian.people.com.cn/n3/2024/0506/ c95181-20165185.html (дата обращения: 8.05.2024)

Си Цзиньпин заявил, что Китаи выступает против использования украинского кризиса для очернения третьеи страны и подстрекательства к "новои холоднои воине". / Жэньминь жибао. // URL: http:// russian.people. com.cn/n3/2024/0507/c31520 -20165473.html (дата обращения: 9.05.2024)

Си Цзиньпин заявил, что Китаи готов совместно с Франциеи выступить с инициа-тивои о глобальном перемирии во время предстоящих летних Олимпииских игр в Париже. / Жэньминь жибао. // URL: http://russian.people.com.cn/ n3/2024/0507/c31520-20165454.html (дата обращения: 9.05.2024)

EU candidate Serbia and China chart 'shared future'. / Euractiv News. // URL: https:// www.euractiv.com/section/enlargement/ news/eu-candidate-serbia-and-china-chart-shared-future/ (дата обращения: 9.05.2024)

Китаи и Сербия намечают "общее будущее", когда Си Цзиньпин посещает Европу. / Reuters. // URL: https:// www.reuters.com/world/chinas-xi-jinping-visit-serbia-anniversary-1999-nato-bombing -2024-05-07/ (дата обращения: 9.05.2024)

China and EU-candidate Serbia sign an agreement to build a 'shared future'. / WRAL News. // URL: https://www.wral.com/ story/chinese-leader-xi-jinping-set-to-meet-

V0L.6 №2 2024

issn 2686 - 9675 (print) issn 2782 - 1935 иш1ж)

исторические науки & международные отношения | лычагин а.и., водровд о.и., Меркулова д.г.| dgmerkulova@mail.ru | удк 3271 научная статья

serbian-officials-on-the-second-leg-of-his-europe-tour/21420095/ (дата обращения: 09.05.2024)

24. Xi Jinping says China-Hungary relations an 'all-weather' strategic partnership. / Euractiv News. // URL: https://www.euractiv.com/ section/china/news/xi-jinping- says- china-hungary- relations- an- all- weather- strategic-partnership/ (дата обращения: 09.05.2024)

25. Xi Jinping banking on Hungary and Serbia in face of growing China-Europe tensions | South China Morning Post. / South China Morning Post. // URL: https:// www.scmp.com/news/china/politics/ article/32 61707/whos-who-xis-europe-trip-chinese-president-accompanied-macron-meeting-top-party-and- (дата обращения: 09.05.2024)

26. Высокоскоростная железная дорога Будапешт-Белград стала флагманским проектом в рамках "Пояса и пути" в Централь-нои Европе. / CGTN. // URL: https:// russian.cgtn.com/news/2024-05-10/1788910188789665793/index.html (дата обращения: 10.05.2024)

27. Долговая яма Черногории. / ТАСС. // URL: https://tass.ru/opinions/11196953/amp (дата обращения: 10.05.2024)

References

UN General Assembly Resolution 2758 of October 25, 1971 "Restoration of the legitimate rights of the People's Republic of China in the UN" // United Nations. URL: https:// digitallibrary.un.org/record/192054?ln=ru (accessed: 19.02.2024) (In Russ.)

(1972^2^280 ) [Joint communique of the People's Republic of China and the United States of America dated February 28 1972] // Official website of the State Council of the People's Republic of China. URL: https://www.gov.cn/ztzl/zmdh/ content_624341.htm (accessed: 19.02.2024) (In Chin.)

Joint Communique On The Establishment Of Diplomatic Relations Between The People's Republic Of China And The United States Of America, 1979 // USC US-China Institute. URL: https://china.usc.edu/joint-

communique-establishment-diplomatic-relations-between-peoples-republic-china-and-united-state (accessed: 02.02.2024)

Ф

ж

^ ЭД (1997^10Л 290 ) [Joint

Chinese-American statement (October 29, 1997)] // Official website of the State Council of the People's Republic of China. URL: https://www.gov.cn/ztzl/zmdh/ content_624352.htm (accessed: 19.02.2024) (In Chin.)

"1992 Consensus" // Chinese Information Center. URL: http://russian.china.org.cn/ china/China_Key_Words/2019-04/02/

MODERN ORIENTAL STUDIES V0L 6 №2 2024

■ ■■wv^iio w.wvihw ISSN2686-9675(PRINT)

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ issn 2782 - 1935 IDNLINE)

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL | МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

(accessed: 19.02.2024) (In Russ.)

6. Taiwan Relations Act // U.S. defense articles and services, availability to Taiwan. United States Department of States. URL: https:// www.congress.gov/96/statute/STATUTE (accessed: 10.03.2024)

7. Declaration on the inadmissibility of interference in the internal affairs of states, on the protection of their independence and sovereignty (Adopted by resolution 2131 of the UN General Assembly on December 21, 1965) [Electronic resource] // United Nations. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/ inadmissibility_of_intervention.shtml (accessed: 19.02.2024) (In Russ.)

8. (â^) [White Book of the People's Republic of China: The "One China" Principle in relation to the Taiwan Question] (from 1993) [Electronic resource] // Official website of the State Council of the People's Republic of China. URL: https://www.gov.cn/test/2006-02/28/content_213366.htm (accessed: 19.02.2024) (In Chin.)

9. National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2024 [Electronic resource] // Official website of the US Congress. URL: https:// www.congress.gov/bill/118th-congress/ senate-bill/2226 (accessed: 21.02.2024)

10. Constitution of the People's Republic of China: Beijing: 1982 (as amended in 1988, 1993, 1999, 2004, 2018). - 138 p.

11. China strongly opposes the U.S. signing into law national defense authorization act: spokesperson // Xinhua News. URL: http:// eng.chinamil.com.cn/VOICES/ MinistryofForeignAffairs/16276348.html (accessed: 23.02.2024) (In Russ.)

12. B. Blanchard, US lawmaker in Taiwan visit reasures support regardless of U.S. election outcome // Reuters. URL: https:// www.reuters.com/world/us-lawmaker-who-chairs-china- committee-arrives-taiwan- 2024 -02-22/ (accessed: 23.02.2024)

13. Select Committee Adopts Proposal to Reset Economic Relationship with The People's Republic of China / The Select Committee on the CCP. URL: https:// selectcommitteeontheccp.house.gov/media/ press-releases/select-committee-adopts-proposal-reset-economic-relationship-peoples-republic (accessed: 24.02.2024)

14. to^ « mmm um r^ m mmmm ¿ft ¿ft mm mm mm mm mm mm m ^ mm mm mm mm h 2 h 220) [The

Ministry of National Defense issued a press release for the" US weapons case "] / Ministry of National Defense of Taiwan. URL: https://www.mnd.gov.tw/Publish.aspx? p=82620&title=ü fä ^ H&SelectStyle=^ HB ^ (accessed: 24.02.2024) (In Chin.)

15. D. Sacks, Will the U.S. Plan to Counter China's Belt and Road Initiative Work? / Council on foreign relations. // URL: https:// www.cfr.org/blog/will-us-plan-counter-chinas-belt-and-road-initiative-work (accessed: 27.04.2024)

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ЛЫ1ЧАГИН А.И., БОДРОВА О.И., МЕРКУЛОВА Д.Г. | DGMERKULOVA@MAIL.RU | УДК 327 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

16. Hamas's October 7 Attack: Visualizing the 22. Data. / Center for strategic and international studies. // URL: https://www.csis.org/ analysis/hamass-october-7-attack-visualizing-data (accessed: 05.05.2024)

17. L. Wang, King Yuan plans to divest its Chinese subsidiary. / Taipei Times. // URL: 23. https://www.taipeitimes.com/News/front/ archives/2024/04/27/2003817012

(accessed: 28.04.2024)

18. China and France are ready to strengthen ties amid profound changes in the world. / People's Daily. // URL: http:// 24. russian.people.com.cn/n3/2024/0506/ c95181-20165185.html (accessed: 08.05.2024) (In Russ.)

19. Xi Jinping said that China opposes the use of the Ukrainian crisis to smear a third country

and incite a "new Cold War". / People's Dai- 25. ly. // URL: http://russian.people.com.cn/ n3/2024/0507/c31520-20165473.html (accessed: 09.05.2024) (In Russ.)

20. Xi Jinping said that China is ready, together with France, to come up with an initiative for a global truce during the upcoming Summer Olympics in Paris. / People's Daily. // URL: http://russian.people.com.cn/ n3/2024/0507/c31520-20165454.html 26. (accessed: 09.05.2024) (In Russ.)

21. EU candidate Serbia and China chart 'shared future'. /Euractiv News. // URL: https:// www.euractiv.com/section/enlargement/ news/eu-candidate-serbia-and-china-chart-shared-future/ (accessed: 09.05.2024) 27.

China and Serbia chart a 'shared future' as Xi Jinping visits Europe. / Reuters. // URL: https: //www.reuters.com/world/chinas-xi-jinping-visit-serbia-anniversary-1999-nato-bombing-2024-05-07/ (accessed:

09.05.2024) (In Russ.)

China and EU-candidate Serbia sign an agreement to build a 'shared future'. /WRAL News. // URL: https://www.wral.com/ story/chinese-leader-xi-jinping-set-to-meet-serbian-officials-on-the-second-leg-of-his-europe-tour/ (accessed: 09.05.2024)

Xi Jinping says China-Hungary relations an 'all-weather' strategic partnership. /Euractiv News. // URL: https://www.euractiv.com/ section/china/news/xi-jinping-says-china-hungary-relations-an-all-weather-strategic-partnership/ (accessed: 09.05.2024)

Xi Jinping banking on Hungary and Serbia in face of growing China-Europe tensions | South China Morning Post. / South China Morning Post. // URL: https:// www.scmp.com/news/china/politics/ article/3261707/whos-'who-xis-europe-trip-chinese-president-accompanied-macron-meeting-top-party-and- (accessed:

09.05.2024)

The Budapest-Belgrade high-speed railway has become the flagship project of the Belt and Road in Central Europe. /CGTN. // URL: https: //russian.cgtn.com/news/20 24-05-10/1788910188789665793/index.html (accessed: 10.05.2024) (In Russ.)

Debt pit of Montenegro. / TASS. // URL:

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL | МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

https://tass.ru/opinions/11196953/amp (accessed: 10.05.2024) (In Russ.)

Сведения об авторах

Александр Иванович Лычагин

д.и.н., Заведующии кафедрои восточных языков и лингвокультурологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижнии Новгород, Россия.

E-mail: lychagin.a@bk.ru

Оксана Ивановна Бодрова

к.и.н., Доцент кафедры восточных языков и лингвокультурологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижнии Новгород, Россия. E-mail: oksana-rul@yandex.ru

Дарья Григорьевна Меркулова

ассистент кафедры восточных языков и лингвокультурологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижнии Новгород, Россия. E-mail: dgmerkulova@mail.ru

Oksana I. Bodrova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Oriental Languages Department of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia.

E-mail: oksana-rul@yandex.ru Darya G. Merkulova

Assistant of the Department of Oriental Languages of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia.

E-mail: dgmerkulova@mail.ru

Информация о статье

Поступила в редакцию: 28.04.2024; Одобрена после рецензирования: 10.05.2024; Принята к публикации: 25.05.2024.

Information about the article

The article was submitted 28.04.2024; Approved after reviewing 10.05.2024; Accepted for publication 25.05.2024.

Information about the authors

Alexander I. Lychagin

Doctor of History, Head of Oriental Languages Department of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: lychagin.a@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.