МОДЕРНИЗАЦИЯ КНР: ФАКТОР ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ США-КНР
VOL.1 №1 2019
ISSN: 2686-9675
политика и международные отношения / хбатик ярослав Васильевич, [email protected] / удк 327
МОДЕРНИЗАЦИЯ КНР: ФАКТОР ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ США-КНР
MODERNIZATION OF THE PRC: THE FACTOR OF FOREIGN POLICY RELATIONS OF THE USA-PRC
ХватикЯрослав Васильевич
исследователь в области политических наук, (Минск, Республика Беларусь) [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены вопросы развития отношении КНР и США на разных этапах (в том числе и современном этапе) в контексте «политики реформ и открытости», роли внешней политики в модернизации КНР.
Ключевые слова и фразы: модернизация, внешнеполитический аспект; политика «открытости и реформ», Коммунистическая партия Китая, Китайская Народная Республика.
Для цитирования: ХватикЯ.В. Модернизация КНР: фактор внешнеполитических отношений США-КНР. Современные востоковедческие исследования. 2019; 1(1): 59-62.
В прошедшем 2018 году в КНР и во многих странах мира широко отмечалось 40-летие начала политики реформ и открытости. В Республике Беларусь, например, в рамках этих мероприятии прошла конференция «Опыт китаискои политики реформ и открытости и его актуальность для бе-лорусскои модели устоичивого социально-экономического развития» (с участием послов двух стран, бывших дипломатов, ученых и представителеи бизнеса). Интерес к опыту китаискои модели модернизации вызван ее несомненными успехами: за прошедшие 40 лет китаиская экономика сделала гигантскии скачок в своем развитии. Так, в сво-еи статье китаискии экономист Чжан Ляньци (член постоянного комитета Народного политического консультативного совета КНР) отмечает изменения в экономике КНР: «с началом политики реформ и открытости в 1978 году объем экономики КНР составлял лишь 367,9 млрд юанеи, а в 2017 году ВВП (номинальны^ уже достиг 82,71 трлн юанеи (эквивалентно 12,2 трлн долларов), Китаи стал второи экономикои в мире, доля экономического объема КНР с 1,8% в 1978 году выросла до 16%, по этому показателю КНР уступает лишь США. Что касается скорости роста экономики, с 1978 по 2017 год среднего-довои номинальньш рост ВВП достиг 14,5%, с вычетом темпов инфляции в 4,8% среднегодовои фактическии рост по-прежнему составлял 9,3%» [1].
ABSTRACT
The article discusses the development of relations between the PRC and the United States at different stages (including the present stage) in the context of the «policy of openness and reform», the role of foreign policy in modernizing the PRC.
Key words and phrases: modernization, foreign policy aspect, «policy of openness and reform, People's Republic of China, Communist Party of China.
For citation: Khvatik Y.V. Modernization of the PRC: the factor of foreign policy relations of the USA-PRC. Modern Oriental Studies. 2019; 1(1): 59-62.
Одним из главных факторов успеха китаискои модели модернизации является «политика открытости» - внешнеполитический фактор. Возвращаясь к указаннои статье Чжан Ляньци, можем увидеть подтверждения важности внешнего фактора для развития экономики: «в 1978 году внешнеторговьш оборот Китая составлял 35,5 млрд юанеи, а в 2017 году, согласно статистическим данным Главного таможенного управления КНР, общии объем импорта и экспорта страны достиг 27,79 трлн юанеи, что в 782,82 раза больше, чем в 1978 году. В частности, объем импорта с 18,74 млрд юанеи в 1978 году увеличился до 15,33 трлн юанеи в 2017 году; объем экспорта с 16,76 млрд юанеи в 1978 году вырос до 12,46 трлн юанеи в 2017 году» [1].
Ключевым же моментом внешнеполитического фактора модернизации КНР можно считать отношения между КНР и США. И сегодня мы можем наблюдать критическую важность торговли США и КНР. Товарооборот между двумя крупнеишими экономиками мира за 11 месяцев 2018 года составил 583 млрд. долл. США. Поэтому взаимное влияние двух экономик трудно переоценить.
Однако в даннои статье будет рассмотрено, в первую очередь, влияние китаиско-американских отношении на модернизацию КНР в контексте проведения политики открытости и реформ.
MODERN ORIENTAL STUDIES
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
VOL.1 №1 2019
ISSN: 2686-9675
international science journal / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Прежде всего, стоит остановиться на истории взаимоотношении двух стран. Можно условно выделить несколько этапов.
Первый этап (1949-1968 гг.).
КНР была основана в 1949 году, с этого периода у власти в Китае находилась Коммунистическая партия Китая (далее - КПК). Основным союзником КПК являлся СССР. В первые годы существования КНР (1949-1960 гг.), с помощью СССР в КНР было построено 156 крупных объектов, а с помощью стран Восточнои Европы строились предприятия. Для того времени эти объекты по техниче-скои оснащенности отвечали передовому международному уровню [2, с. 24].
Все это позволило активно проводить политику индустриализации КНР. В итоге первьш пятилетнии план (1952-1957 гг.) был перевыполнен, уровень промышленного производства в 1957 году к уровню 1952 года составил 141% [3, с. 123]. Отношения между КНР и СССР были настолько доверительными, что в СССР было принято решение о передаче необходимых технологии для создания китаиского ядерного оружия, КНР становится ядернои державои.
Кроме того, КНР активно развивала отношения с другими странами социалистического лагеря (далее-соцлагеря). По статистике, «если в 1950 году торговля с иными социалистическими странами Европы (помимо СССР) составила лишь 3,9% от всеи внешнеи торговли КНР, то к 1952 году эта доля выросла до 19%. Таким образом, на социалистические страны во главе с СССР приходилось свыше двух третеи всеи внешнеэкономическои деятельности большого Китая» [4].
В этот период, СССР и США находятся в состоянии так называемои «холоднои воины». КНР в этом противостоянии занимала жесткую позицию по отношению к США. Особенно это проявилось в Кореискои воине (1950 -1953 гг.). Попытки наладить отношения на этом этапе закончились провалом.
США на этом этапе активно поддерживали власти Таиваня и руководителеи партии Гоминьдан. Именно их власти США считали правопреемником Китаискои республики после Второи мировои воины. Отдельно стоит отметить, что США считала Азиатскии регион ключевым в ходе противостояния с СССР и социалистическим лагерем (воины на Кореиском полуострове и во Вьетнаме). Кроме того, в США закладываются основы понимания важности помощи в развитии некоторых государств в этом регионе (советник президентов Кеннеди и Джонсона - У. Ростоу). Помощь Запада и США во многом способствовала осуществлению успешных модернизации «азиатских тигров» (в первую очередь, Сингапур, Южная Корея, Гонконг). Тем не менее, в этом регионе мы знаем и отрицательные примеры вмешательства США в вопросы внутреннеи политики (вьетнамская воина).
Таким образом, на данном этапе отношения между КНР и США существуют в парадигме разделения мира на два противоборствующих сторон (Запада и соцлагеря во главе с СССР).
Однако уже в последующие годы ситуация начинает резко изменяться. После смерти И.В. Сталина и изменении во внутреннеи политике СССР (ХХ съезд КПСС в 1956 году), руководство КПК начинает отдаляться от сотрудничества с СССР и странами соцлагеря.
В КНР начинается политика так называемого «большого скачка» (1957-1960 гг.). Суть даннои политики сводилась к проведению ускореннои модернизации государства без внешнеи помощи, за счет максимального использования внутренних ресурсов (выплавка стали в домашних условиях, широкомасштабная борьба с воробьями и т.д.). В результате такои политики, экономическое состояние КНР стало ухудшаться, по стране прокатилась волна голода. Следующим этапом самоизоляции - стал процесс ужесточения внутреннеи политики («Культурная революция» (1966-1976 гг.)).
Результатом политики самоизоляции и ужесточения внутреннеи политики стал экономическии спад КНР, приведшии к еще большему техническому отставание от ведущих индустриальных государств.
США по мере развития конфликта между КНР и СССР все больше стремились использовать данную ситуацию в своих интересах. Начало нормализации американо -китаиских отношении относится к рубежу 1960-1970-х гг. Стремление к сближению было обоюдным.
Второи этап (1968-1978 гг.). Этап становления отношении на политическом уровне.
Осенью 1968 года в КНР было принято решение о возобновлении отношении с США. Позже от китаискои стороны поступило предложение о возобновлении переговоров и заключении соглашения о нормализации отношении на принципе мирного сосуществования.
Идеиным вдохновителем и основным исполнителем потепления отношении с КНР со стороны США был тогдаш-нии советник президента по национальнои безопасности (позже государственныи секретарь) Генри Киссинджер. Подготовка к серьезным переговорам велась таино. Так было принято решение о начале сотрудничества в области спорта: в Пекин направилась американская команда по пинг-понгу. Это было первое за многие годы посещения КНР представителями США. Спортсмены лично встретились с председателем правительства Чжоу Эньлаем. В состав делегации «негласно» входили также дипломаты. Это период дипломатических отношении называют «дипломатическим пинг-понгом».
Сам Г. Киссинджер также таино посещал Пекин. Летом 1971 года он провел переговоры с высшим руководством КПК для согласования визита президента Р. Никсона. Для понимания всеи сложности открытого налаживания
МОДЕРНИЗАЦИЯ КНР: ФАКТОР ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ УОЫ №1 2019
ОТНОШЕНИЙ США-КНР те 9675
политика и международные отношения / хбатик ярослав Васильевич, [email protected] / удк 327
отношении можно отметить следующии факт: чтобы «засекретить» данныи визит была разыграна история с болезнью Киссинджера во время посещения Пакистана [5, с. 724]. Позже прием проведения предварительных секретных переговоров широко вошел в практику американ-скои дипломатии. Так, в 2017 году КНДР неформально посетил глава ЦРУ М.Помпео для предварительного согласования будущих переговоров Ким Чен Ына и Дональда Трампа (которые состоялись в 2018 году).
КНР ставил одним из главных условии нормализации отношении - передача статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН от Таиваня к КНР. В августе
1971 года США инициировали эту процедуру. В результате Таивань отказался не только от места в Совете Безопасности, но и вовсе «добровольно» покинул ООН.
Ключевым событием улучшения отношении США и КНР стал официальный визит президента США Р. Никсона в Пекин в феврале 1972 года. В ходе визита были решены ряд политических вопросов взаимодеиствия, хотя дипломатические отношения установлены официально так и не были. А разговор между двумя лидерами сводился к «философским» разговорам и размышлениям об ми-роустроистве в свете восстановления диалога между КНР и США. Содержание переговоров по требованию китаискои стороны оставались засекреченными вплоть до 1990-х годов. Стоит отметить, что внешняя политика администрации Никсона, ставила своеи задачеи уравновешивать СССР и Китаи друг другом, о чем Г. Киссинджер отмечал в своих мемуарах: «американо-китаиское сотрудничество с самого начала мыслилось и в Вашингтоне, и в Пекине, как направленное против Советского Союза» [6, с. 24].
По мнению, бывшего премьер-министра и главного идеолога модернизации Сингапура - Ли Куан Ю, события
1972 года стали неким водоразделом в развитии стратеги-ческои структуры отношении Востока и Запада. [7 ,с. 50].
Тем не менее, эта встреча на самом высоком уровне заложила основы двухсторонних отношении. Таким образом, можно говорить о коренном пересмотре внешнеи политике двух государств в отношении друг друга.
Третьи этап (1978-1990). Этап окончательного установления дипломатических отношении, начало экономического взаимодеиствия.
После смерти Мао Цзэдуна, в результате внутри-партииных изменении КПК (победа над «бандои четырех»), к власти приходит Дэн Сяопин.
В 1978 году прошел 3-и пленум XI съезда ЦК КПК, на котором Дэн Сяопин озвучил целыи ряд новых подходов в политике государства. Экономика страны находилась в упадке, население (в том числе и управленческая элита) было измучено последствиями «перегибов» в предыдущии период («большои скачок», «культурная революция»). В таких условиях было очевидно, что внутренних ресурсов для проведения эффективнои модернизации недоста-
точно. Поэтому Дэн Сяопином были выдвинуты новые положения о том, что «современный мир - это мир открытости», а «развитие Китая не может осуществляться обособленно от общемирового развития» [2, с. 19].
Была выработана новая стратегия внешнеи политики КНР, одним из аспектов которои стало улучшение отношении со странами Запада. В новои концепции ключевым становился прагматизм в сотрудничестве между государствами. Идеологическии окрас (капиталистически или социалистически^ отходил на заднии план, как говорил по этому поводу сам Дэн Сяопин: «Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышеи» [8, с. 422].
С приходом к власти реформаторов во главе с Дэн Сяопином отношения с США начинают выстаиваться не только по политическому контуру, но и по экономическому. Дэн Сяопин прекрасно понимал возможности и перспективы сотрудничества с сильнеишеи экономикои мира. Важнеишая составная часть китаискои экономическои реформы - политика внешнеи открытости, т. е. переход от внутренне ориентированнои к внешне ориентирован-нои политике. Являясь важнои составнои частью всеи ки-таискои экономическои реформы, политика открытости подтолкнула стремительное развитие экономики Китая.
В декабре 1978 года КНР и США заключили Коммюнике об установлении дипломатических отношении. 1 января 1979 года китаиско-американские отношения были официально нормализованы [9, с. 290]. Также в 1979 году США с визитом посетил Дэн Сяопин.
Именно использование внешнеполитического фактора налаживания отношении с США позволило КНР начать реформы «открытости», переити от политического взаимодеиствия к экономическому. Так в 1980-х годах удалось добиться многих привилегии в торговле ( в 1983 году США приняли решение о предоставление китаискои стороне торгового статуса «дружественнои и неприсоеди-нившеися страны»; в 1985 году КНР получил существенные уступки в соглашении Координационного комитета по экспортному контролю (созданный для контроля торговли товарами двоиного назначения со странами соцлагеря)). Все это позволяло Китаю импортировать из США сложные технологии и оборудование, в том числе военного назначения. Кроме того, из США были привлечены большие финансовые ресурсы в виде кредитов. Также создавались различные механизмы для упрощения привлечения американских инвестиции в КНР.
Кроме того, активно проводились визиты по обмену опытом. Лучшие студенты направлялись на учебу в ведущие ВУЗы США (например, нынешнии вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ в свое время окончил Гарвардскии университет), специалисты из различных сфер направились заграницу для изучения экономическои практики. Так, нынешнии председатель КНР Си Цзиньпин в 1985 году посетил США для изучения ведения сельского хозяи-ства в штате Аиова, жил в простои американскои семье.
MODERN ORIENTAL STUDIES
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
VOL.1 №1 2019
ISSN: 2686-9675
international science journal / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Улучшение отношении с лидером западного мира -США, позволило КНР наладить отношения и с остальными странами Запада. В первую очередь, Великобританией Были выработаны условия и план, предусматривающие восстановление суверенитета Китая над Гонконгом (как специальныи административный раион Сянган). По такому же сценарию с Португалиеи произошло возвращение Аомыня (Макао). Кроме того, важное значение для развития КНР имело налаживание отношении с другими странами региона - союзниками США в регионе (Япония, Сингапур, Южная Корея). В том числе, это позволило привлекать инвестиции от этнических китаицев, покинувших свою Родину много поколении назад (хуацяо).
Четвертыи этап (1990-2010-е гг.). Современныи этап отношении, углубление экономического сотрудничества. Появление первых признаков глобальнои конкуренции между КНР и США.
После развала СССР, взаимодеиствия США и КНР утрачивают прежнее военно-политическое значение (противостояние в «холоднои воине») и все активнее развиваются в экономическои сфере. В 1990-х гг. американские компании активно переводили производство в КНР, уровень товарооборота между странами стабильно рос. В результате к середине 2000-х гг. КНР становится ключевым торговым партнером, американские компании стали активно проводить через Конгресс и администрацию Белого дома все возможные решения по расширения доступа китаиских товаров на американскии рынок. Администрация президента Б. Клинтона во многом способствовала ускореннои процедуре принятия КНР в ВТО.
КНР стала одним из главных держателеи американских ценных бумаг. Экономические успехи модернизации позволили Китаю стать второи экономикои в мире, сделать серьезную заявку на мировое лидерство в политике и экономике. На этом фоне отношения с КНР вновь приобретают политическое значение. Только в отличие от ситуации 1978 года КНР уже выступает равноправным партнером. Так, например, Дж. Буш- мл. не смог проигнорировать Олимпиаду в Пекине 2008 г, несмотря на протесты и заявления ведущих политических сил в США по поводу «нарушения прав человека в КНР».
В начале своего правления Барак Обама стремился реализовать план создания, так называемого G-2 (альянс Китаи - США). Видные американские политические идеологи Г. Киссинджер и З. Бжезинскии поддержали такие намерения нового президента. Однако сам Китаи отклонил такое предложение.
Сегодня, мы наблюдаем непростои период отношении между США и КНР. Так, администрация президента Д. Трампа активно проводит политику ужесточения правил торговли с КНР (так называемые «торговые воины»). Учитывая размеры экономики США и КНР, их отношения влияют не только на регион, но и на мир в целом. США становятся идеологом сворачивания «глобализации
и мировои торговли» по старым правилам, расширении политики активного протекционизма. КНР в свою очередь может стать «защитником» глобализации для всех, развития мировои торговли (проект «Один пояс - один путь»).
По мнению Ли Куан Ю, во второи половине XXI века двухсторонние отношения КНР и США заимут первое место по значимости в мире, как во времена холоднои воины ключевыми были отношения между США и СССР [7, с. 48].
В заключении хотелось бы подчеркнуть: успешность китаискои модели модернизации во многом связана с построением внешнеи политики на принципе прагматизма и отказа от «идеологизации» внешних отношении. В отличие от многих стран времен «холоднои воины» КНР наиболее успешно использовала преимущества неитраль-нои позиции. Китаискому руководству удалось наити пути налаживания отношении с США в наиболее благоприятном для себя направлении. Сегодня отношения США-КНР становятся ключевыми не только для эти двух стран, но и для развития мировои экономики и политики в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Чжан, Ляньци Как изменилась экономика Китайской Народной Республики за 40 лет [Электронньш ресурс]. URL: // http://gazeta-pravda.ru/issue/118-30761-26-29-oktyabrya-2018-goda/kak-izmenilas-ekonomika-kitayskoy-narodnoy-respubliki-za-40-let/ [Дата обращения: 08.08.2019).
2. Ли, Ланьцин Прорыв: Как открывались ворота страны: 30-летию начала реформ в Китае посвящается / Л. Ли; пер. с кит. Ли Иннань. - Москва: Издательство Московского университета, 2010. - 472 с.
3. Усов, В.Н. История КНР. В 2 т. Т I: 1949-1965 гг. / В.Н. Усов.
- Москва: Восток - Запад, 2006. - 812 с.
4. Волынец, А.И. Как Сталин в Китаи инвестировал [Электронныи ресурс] URL: / https://www.south-insight.com/node/599 [Дата обращения: 08.08.2019).
5. Зенгер, Х. Полное собрание 36 знаменитых китаиских стратагем в одном томе / Х. Зенгер; пер. с нем. А.В. Дыбо. -Москва: Эксмо, 2014. - 1040 с.
6. Kissinger, H. On China Power / H. Kissinger. - New York: Penguin Books, 2012. - 624 p.
7. Плеит, Т. Беседы с Ли Куан Ю / Т. Плеит; пер. с англ. А.Ракина. - Москва: Олимп - Бизнес, 2012. - 232 с.
8. Ли, Куан Ю Сингапурская история: 1965-2000 гг.: из третьего мира - в первыш / К. Ю. Ли; пер. с англ. А.В. Боня. -Москва: МГИМО - Университет, 2010. - 657 с.
9. Усов, В.Н. История КНР. В 2 т. Т II: 1966-2004 гг. / В.Н. Усов.
- Москва: Восток - Запад, 2006. - 718 с.
INFORMATION ABOUT AUTHOR Khvatsik Yaraslau Vasilievich
Political Science Researcher (23.00.04) [Minsk, Republic of Belarus) [email protected]
Принята к публикации: 15.09.2019 г.