Научная статья на тему 'СКВЕРЫ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ'

СКВЕРЫ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дурдыгылыджова А.А.

Информацию о средневековых садах, парках и скверах также можно почерпнуть из живописных миниатюр, посвященных различной тематике, найденных в средневековых рукописях. До наших дней дошли прекрасные образцы произведений, созданных в разные века руками мастеров художественного декорирования, таких как «Менафи уль-Хаяван» («Польза животных») (1291) Ибн Бахтишу, «Джеми ат-Таварих» («Сборник летописей») (1314-1318) Рашида ад-Дина, «Шанама» (1333) Фирдоуси, «Хамса» (1539-1543) Низами, «Диван» (1518-1540) Хафиза, «Диван» (1535-1536) шаха Исмаила Хатаи, «Силсилат уз-Захаб» (Золотое кольцо») (1549) и «Сабхат уль-абрар» («Чётки благочестивых») (1613-1614) Абдирахмана Джама, «Диван» Мухаммеда Физули и многих других учёных и мастеров слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СКВЕРЫ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

УДК 130.2

Дурдыгылыджова А.А.

Аспирантка, Института истории и археологии, Академии наук Туркменистана Туркменистан, г. Ашхабад

СКВЕРЫ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Информацию о средневековых садах, парках и скверах также можно почерпнуть из живописных миниатюр, посвященных различной тематике, найденных в средневековых рукописях. До наших дней дошли прекрасные образцы произведений, созданных в разные века руками мастеров художественного декорирования, таких как «Менафи уль-Хаяван» («Польза животных») (1291) Ибн Бахтишу, «Джеми ат-Таварих» («Сборник летописей») (1314-1318) Рашида ад-Дина, «Шанама» (1333) Фирдоуси, «Хамса» (1539-1543) Низами, «Диван» (1518-1540) Хафиза, «Диван» (15351536) шаха Исмаила Хатаи, «Силсилат уз-Захаб» (Золотое кольцо») (1549) и «Сабхат уль-абрар» («Чётки благочестивых») (1613-1614) Абдирахмана Джама, «Диван» Мухаммеда Физули и многих других учёных и мастеров слова. Эти произведения хранятся с образцами разных веков в библиотеках, архивах, музеях, рукописных фондах различных стран мира. Эти произведения содержат множество живописных миниатюр. В XV-XVI веках в Табризе действовала известная школа художников под названием «Туркменская школа». Живописцы табризской школы в основном склонялись к изображению событий, описанных в произведениях Низами, Навои, Фирдоуси, Хафиза, Саади и других мастеров слова Востока. Особенно часто встречаются миниатюры к произведениям Фирдоуси и Низами. В табризской школе творили Кемаледдин Бегзада, Рустем Али, Шейх Мухаммед, Абдулла, Дост Мухаммед, Садык бек Авшар, Ага Мирек,

Султан Мухаммед, Мухаммед Кадими, Абдулгапбар, Масуд, Хасан Али, Ходжа Кака и другие известные личности, которые создали замечательные произведения. Эти живописцы написали много миниатюр к «Хамса» Низами, «Шанама» Фирдоуси, «Диван» Хафиза и «Диван Навои». [1]

Кемаледдин Бегзада, родившийся в Герате и посвятивший большую часть жизни работе в «туркменской школе» художников, создал целый ряд замечательных произведений. Его творения, такие как «Лев» (хранится в Библиотеке Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге), «Осада хивинской крепости», «Битва», «Строительство мечети» (80-е годы XV века), «Царь Дарий и пастухи» (1488), «Лейли и Меджнун в пустыне» (конец XV - начало XVI века), «Портрет султана Союна» (конец XV века), «Портрет Шейбани-хана» (1507) и десятки других произведений считаются прекрасными образцами художественного искусства. [2] Кемаледдину удавалось особенно мастерски передавать в своих картинах красоту сада. Его современники, сталкивавшиеся с его произведениями, не могли не заметить высокий уровень отображения жизненных сцен и действительности в его картинах. Молодой современник Бегзады, поэт Васифи писал об этом следующее: «Слава Бегзады приумножалась, а его искусство совершенствовалось с каждым днем, с каждым часом. Однажды мастер принес на собрание, проводимое великим визирем Алишером [Навои] картину, посвященную одной сцене из его жизни. На ней был изображен утопающий в зелени и цветах сад со всевозможными птицами, щебечущими на ветках. Куда бы вы ни посмотрели, взгляду предстают вызывающие приятные чувства образы сада, струящихся ручейков и распустившихся цветов. В центре картины стоит сам Алишер, опираясь на свой посох, а перед ним - наполненные золотом и серебром сосуды для раздачи народу. Когда их святейшество «Мир» [Алишер Навои] увидел этот образ, его сердце преисполнилось чувством радости, и он назвал картину «чудесным» творением. Затем, обратившись к собравшимся, он спросил: «Что вы думаете об этих чудесных

образах после всех похвал и оценок?». Наставник Алишера, один из известных людей Хорасана Мевлана Фасихеддин, ответил: «Когда я увидел эти распустившиеся цветы, мне захотелось протянуть к ним руку, сорвать один цветок и прикрепить его к моему тюрбану». Мевлана Сахипдар, постоянный собеседник Алишера сказал: «У меня возникло точно такое же желание. Однако я подумал, что если я протяну руку к цветам, птицы улетят. Мевлана Бурхан, который всегда шутил и смеялся с Алишером, человек, которому часто подражали жители Хорасана, наставник мудрецов, произнес: «Глядя на эти картины, я подумал, что мне надо застыть на месте и молчать, иначе их святейшество «Мир» рассердится и нахмурит лицо». Мевлана

Мухаммед Бадахши, один из известных хорасанских сатириков, прозванный Алишером «создателем юмористических выражений» и всегда шутивший и смеявшийся с ним, сказал: «Эй, Мевлана Бурхан, если бы это не было непристойностью, я бы взял посох их святейшества с картины и ударил ею тебя по голове». Все посмеялись над этой шуткой. Их святейшество «Мир» также отметил: «Уважаемые собеседники высказали превосходные идеи. Если бы Мевлана Бурхан не позволил себе такой бестактности, я подумывал о том, чтобы осыпать вас золотом и серебром из этих сосудов». Присутствующие снова посмеялись над шуткой. После этого Алишер наградил Бегзаде сопутствующим прозвищем, а каждому участнику собрания подарил по халату. [3] Как видно из примера, в воспоминаниях Васифи также говорится о красоте сада, изображенного художником.

Миниатюристы туркменской школы художников в Табризе написали множество картин к рукописям «Хамса» Низами Гянджеви, посвященным

Принц, читающий книгу. (XVI век). Султан Мухаммед из Табриза

разным векам. Среди этих картин есть немало полотен, изображающих красоту сада и скверы. Картина известного художника Ага Мирека «Коронация Хисрова» к дестану «Хисров-Ширин» изображает торжественную обстановку восхождения Хисрова на царский престол при большом скоплении публики. На картине изображены утопающие в зелени и цветах сады вокруг великолепного дворца, кипарисовые деревья, а также пруд перед дворцом, окруженный различными видами цветов. Эти образы на картине напоминают дворец «Государственный дом» шаха Тахмаспа и окружающий его прекрасный парк. [4]

В картине Ага Мирека «Хисров и Ширин слушают рассказы одалисок» описывается ночная садовая вечеринка Хисрова и Ширин. На этой картине Хисров и Ширин восседают на широкой золотой тахте между колоннами, украшенными резными орнаментами. Слева от них одалиски Ширин по очереди рассказывают истории, восхваляющие Хисрова. Произведение известного художника Мурза Али «Шапур показывает Ширин портрет Хисрова» является одной из его немногих известных нам работ. [5]

События, изображенные на картине, происходят в прекрасном сквере. Цветущие сады и облака в небе, летящие журавли воссоздают образ благодатной весенней поры. На переднем плане картины - значительно возвышающаяся над поверхностью земли терраса с балюстрадой. За террасой раскинулся пологий парк со всевозможными цветущими деревьями, кипарисами и прудом, повыше которого изображен ручеек с текущей в нем прозрачной как стекло водой. На высокой тахте, установленной на площадке, вымощенной зелеными кирпичами. Он протягивает руку к сидящему перед ней Шапуру, чтобы взять портрет Хисрова. В стороне сада стоят сверстники и одалиски Ширин, заинтересованно наблюдая за ними. Придворные и гости, собравшиеся вокруг садовой площадки, также оживленно переговариваются о происходящем событии.

На картине Мурзы Али «Барбед музицирует для Хисрова» также изображен Хисров, устраивающий вечеринку на открытом воздухе в саду. Тахта на вымощенной кирпичом площадке, огражденной спереди красивой балюстрадой, и пруд, изображенный в виде броши, подчеркивают великолепие картины. Музыканты разместились во дворике перед тахтой. Их сладкозвучные мелодии слушают и жильцы, живущие на втором этаже соседних домов. Хисров восседает на ковровом пледе поверх богато украшенного ковра. По свидетельству Низами, Хисров, который был страстным ценителем музыки, дарил пышный халат, украшенный жемчужным бисером, за каждую песню, исполненную Барбедом. Образы на этой картине Мурзы Али также воссоздают данное событие, описанное в поэме: в руке одного из придворных мы видим узелок, а другой держит королевский подарок - шелковый халат, подаренный музыканту. Этих людей с подарками отправляет один из важных чиновников во дворце сефевидских туркмен, старец с посохом в руке. Кроме того, у входа стоит «лучник» с луком за плечом и сокольничий с охотничьей птицей на руке. В правом нижнем углу и посередине изображены два виночерпия, предлагающие гостям вино. Произведение Мурзы Али изобилует всевозможными цветами и деревьями, растущими в саду. [6]

Еще одним важным элементом сада являются построенные в нем строения различного назначения. Такие строения обычно бывают двух типов. Один из них - это импозантные дворцы, построенные на территории сада, а второй тип представлен застекленными и открытыми террасами, беседками, навесами, шелковые шатрами, топчанами и тахтами. В особенно красивых частях сада устанавливались многочисленные декорированные топчаны и тахты с пологами и без них. Частое изображение персонажей средневековых туркменских картин сидящими на таких тахтах, установленных в террасах, отнюдь не случайность.

Более близкое изучение произведений представителей

туркменской школы художников и других школ живописи Средней Азии и Ближнего Востока дает ценную информацию о скверах и парках. Это связано с тем, что, хотя историческая литература и письменные источники содержат сведения об устройстве и создании парков, имевшихся в них деревьях, растениях, кустарниках, цветах, строениях различного назначения, арыках, канавках, прудах и фонтанах, мы не можем до конца воссоздать их визуальный образ. Но когда мы видим моменты, изображенные в работах художников, мы можем полностью воссоздать их визуально.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акимушкин О.Ф. О придворной китаб-хане сефевида Тахмаспа I в Тебризе. Cредний Восток. М., 1980

2. Пугаченкова Г.А. Искусство Афганистана. М., 1965, с. 153.

3. Казиев А.Ю. Миниатюры рукописи «Хамсе» Низами 1539-1543 гг. Баку, 1964, с. 93.

4. Андрианов Б.В. Древние оросительные системы Приаралья. М., 1969; Гулямов Я.Г. Орошение Хорезма с древних времен до наших дней. М., 1957;.

5. Казиев А.Ю. Представленная работа. с.106

6. Фахреддин Гургани. Вис и Рамин. М., 1962, с. 118.

7. Беленицкий А.М., Бентович И. Б., Большаков О.Г. Средневековые города Средней Азии. Л., 1968. с. 117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.