Научная статья на тему 'РОЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВОСТОКА В СОЗДАНИИ СЮЖЕТОВ МИНИАТЮРЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ'

РОЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВОСТОКА В СОЗДАНИИ СЮЖЕТОВ МИНИАТЮРЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Inter education & global study
Область наук
Ключевые слова
Среднеазиатская миниатюра / художественная культура / гармония / жанр / классическая литература Востока / каллиграфия / Central Asian miniature / artistic culture / harmony / genre / classical literature of the East / calligraphy

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллаев С.С.

Данная статья посвящена роли и месту средневековой миниатюры и классической литературы мусульманского Востока в мировой художественной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MEDIEVAL LITERATURE OF THE ORIENTAL IN CREATING THE PLOTS OF THE MINIATURE OF CENTRAL ASIA

This article is devoted to the role and place of medieval miniatures and classical literature of the Muslim East in the world art culture. Central Asian miniature, artistic culture, harmony, genre, classical literature of the East, calligraphy This article is devoted to the role and place of medieval miniatures and classical literature of the muslim East in the world artistic culture

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВОСТОКА В СОЗДАНИИ СЮЖЕТОВ МИНИАТЮРЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ»

Абдуллаев Сухроб Сайфуллаевич. Доцент кафедры «Изобразительное и прикладное искусство», Бухарский государственный университет

Аннотация

Данная статья посвящена роли и месту средневековой миниатюры и классической литературы мусульманского Востока в мировой художественной культуре.

Ключевые слова

Среднеазиатская миниатюра, художественная культура, гармония, жанр, классическая литература Востока, каллиграфия

O'RTA OSIYO MINIATYURALARI SYUJETLARINI YARATISHDA SHARQNING O'RTA ASR ADABIYOTINING ROLI

Abdullaev Suxrob Sayfullaevich. Buxoro davlat universiteti "Tasviriy va

amaliy san'at" kafedrasi dotsenti.

Annotatsiya

Ushbu maqola musulmon Sharqi o'rta asr miniatyurasi va mumtoz adabiyotining jahon badiiy madaniyatidagi o'rni va roliga bag'ishlangan.

Калит сузлар

Markaziy Osiyo miniatyurasi, badiiy madaniyati, garmoniyasi, janri, Sharq klassik adabiyoti, xattotlik

THE ROLE OF THE MEDIEVAL LITERATURE OF THE ORIENTAL IN CREATING THE PLOTS OF THE MINIATURE OF CENTRAL ASIA

Abdullaev Sukhrob Sayfullaevich. Associate Professor of the Department of Fine and Applied Arts, Bukhara State University

Annotation

This article is devoted to the role and place of medieval miniatures and classical literature of the Muslim East in the world art culture. Central Asian miniature, artistic culture, harmony, genre, classical literature of the East, calligraphy This article is devoted to the role and place of medieval miniatures and classical literature of the muslim East in the world artistic culture

Keywords

Central Asian miniature, artistic culture, harmony, genre, classical literature of the East, calligraphy

Большими возможностями в формировании духовной культуры личности, её эстетическом воспитании и художественной гармонии обладает миниатюра как уникальное явление в истории мировой художественной культуры. Приходится констатировать, что этот своеобразный жанр восточной живописи, имеющий многовековую историю, ещё находится в стадии изучения как с точки зрения исторических, так и культорологических, искусствоведческих аспектов. Действительно, своеобразие художественно-образного языка восточной миниатюры требует неординарного подхода к изучению этого вида изобразительного искусства, а значит и неординарного подхода к вопросам создания истории, теории и методологии этой уникальной ветви мировой живописи. И поэтому слова А.А. Хакимова о проявлении новой эстетики в т.ч. и в сфере культуры и искусства представляется актуальными и своевременными.

Без знания исследователями истории и теории изобразительного искусства миниатюры в странах Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии (древние времена, раннее и позднее средневековье, периоды расцвета и упадка культуры и искусства и т.п.), невозможно формирование полноценной картины эволюции развития миниатюрной живописи мусульманского Востока, особенно в странах Центральной Азии. Это целиком и полностью относится и к задачам раскрытия богатейших традиций блестящих школ живописи Герата 15-16 вв., Тебриза 15-16 вв. Бухары и Самарканда 15 столетия, лучших достижений могольской школы живописи Дели и Агры 16-17 веков и многих других.

Известно, что наиболее расцвета-Ренессанса миниатюрная живопись достигла именно в период бурного развития классической литературы. Абдурахмана Джами, Алишера Навои и др., то есть в Х1У-ХУ11 вв. И в этом ключе

рассмотрение

признанных мировых центров миниатюрной живописи, таких как Гератская школа, Тебризская и др. вкупе с классической литературой этих центров правомерно и даёт наиболее полную картину этому уникальному явлению в живописи.

К примеру ценителем изящного был и великий гуманист Востока, основоположник узбекского языка и литературы Низамед-дин Мир-Алишер Навои. В поэме «Смятение Праведных» из цикла «Хамсе» (Пятерица) в главе 100 «Девятнадцатая беседа о бесподобном Хорасане и о прекрасном городе Герате» Алишер Навои с восторгом описывает столицу Хорасана Герат. Среди прочего он пишет:

« Чертогами, пленяющими взгляд, Художники украсили Герат. На стенах роспись-пинские шелка. В той росписи Мани видна рука.»

В поэме «Фархад и Ширин» поэт наделяет своего героя искусством ваяния и живописи. При отделке дворца Фархад учится у художника Мани:

«Мани писал на стенах, а Фархад Теперь других не находил услад... Мани картину на стене творит, -Царевич на бумаге повторит. ...Владеть каменотесным делом стал,

И живописцем он умелым стал.»

В начале поэмы «Семь планет» Алишер Навои очень

своеобразно показывает возникновение жизни на земле

«Задолго до начала бытия, Когда Земля не знала бытия Грядущей жизни чистую тетрадь Художник пожелал разрисовать Внизу он создал прах, одетый в лес, Вверху изобразил он семь небес Одно из них он залил синевой И поместил над нашей головой

В 18-19 веках творил замечательный поэт, историк, каллиграф и переводчик Шер-Мухаммед Авазбей, известный больше под псевдонимом Мунис Хорезми. Особенно поэтичны его бейты-двустишия, посвящённые учителю, обучавшему Муниса искусству каллиграфии, оды «О письме», «О письменах», «Каля-ме» (Перу)... Так, в бейтах «Об учителе, обучавшему меня искусству письма», Хорезми пишет о своем наставнике:

«Краса его букв -всё собою затмит.

У линий и точек - изысканный

вид.

Различному он обучает письму.

Семь почерков разных доступно ему.»

Необходимо отметить, что многие поэтические двухстишия -бейты носили назидательный, воспитательный характер. К примеру широко известен трактат Султан Али Мешхеди, написан_ный в 1514 году

«Серат ас Сутур» (Правила письма) также посвяшен труду каллиграфа. Источником, дающим сведения о каллиграфии, и что особенно важно для нас - о материалах письма, особенностях их приготовления и главное -морально-нравственных качествах художника, является трактат замечательного каллиграфа 15-начала 16 веков Султан Али Мешхеди. Современник и соратник великого Алишера Навои и гениального Бехзода, он носил титул «Султана каллиграфов». В стихотворной к прозаической

форме автор дает ряд методических советов по обучению письму и

приготовлению материалов и инструментов. Его советы с позиции современной педагогики и методики вполне актуальны. Так, при обучении правилам письма Султан Али большое значение придает устному объяснению:

..Пока учитель не расскажет тебе на словах,

Ты не сможешь написать это легко.

Объяснением же, как познать это

как во многом

так и в малом, является «Калями» (практический показ), а также "забани" (устное объяснение). Но более важным ты считай «забани» чтобы всё трудное стало для тебя лёгким.

Налицо, как видно, использование обоих методов обучения с упором на устный. Трактатом, содержавшим наиболее интересные сведения о творчестве каллиграфов и художников средневекового Востока, по праву считается сочинение Дуст Мухаммеда ибн Сулеймана из Герата «трактат о каллиграфах и художниках» (1444-1445гг.).

Об истоках живописи и правомерности изображения живых существ обосновывает так же в своем "Трактате о каллиграфах и художниках" (Гулистане Хунар) и Кази Ахмед -историк, каллиграф и художник. Искусство живописи он ставит на один уровень с признанным искусством каллиграфии.

Интересны строки трактата, данные в главе о художниках-орнаменталистах, мастеров

розбрызга, «.. .подобно Мани, китайские и европейские волшебники воссели на трон страны таланта.». В стихотворном рассказе о художниках и происхождении живописи Кази Ахмед пишет:

Я слыхал, что китайские художники

Впервые, как стали изобразителями

Кровью сердца замешивали краску

Набрасывали подобие роз и тюльпанов ...

Кази Ахмед в полной мере воздает должное Бехзаду, говоря о нем в прозе. «редкость эпохи, наичудеснейший живописец

веков, мастер Бехзад, он - из Герата», и в стихах:

Мастер времени его светлость Бехзад,

Он выразил в полной мере дар талантливости...

Говория о его работах, мастер пишет:

Его рисунок углем по искусству исполнения

Лучше, чем произведения кисти Мани...

Сведения о художниках средних веков, их биографиях и характеристиках творчества содержит и трактат Искандера Мунши (конец 16 века). Наряду с жизнеописанием шаха и сведениями о его родословной, автор сообщает и о творчестве придворных живописцев Аббаса и Бехзада, Султан Мухаммеда, ага-Мирека и Музаффара-Али, которые и вселяли жизнь в прекрасные формы, создаваемые сочетанием красок. Интересно, что к числу крупных тебризских мастеров миниатюрной живописи Искандер Мунши относит, и Содиг-бек Афшара, поэта и художника, автора одного из первых на мусульманском Востоке трактатов

по теории и

практике изобрази-тельного

искусства. Трактат Садиг-бек Афшара (ок. 1597 г.) содержит 206 двустиший, данных в форме педагогических советов и методических указаний по технике живописи, орнаментальному искусству и методике их обучения. Этот трактат целиком посвяшен теории и практике изобразительного и орнаментального искусства. Переведённая на русский язык А. Ю.Казиевым в 1963 г., книга дает возможность понять сложный вид искусства миниатюры, ранообра-зие материалов и технологий восточной живописи.

По своим идеям и методологическим принципам теоретические и методические положения «Ганун ос-Совар» во многом перекликаются с современными требованиями к подготовке художника. Передовыми являются взгляды автора на природу как объект изучения и лучшего учителя в обучении искусству, роль наставника, преподавателя изобразительного искусства, изучение и использование в обучении художников традиций миниатюрной живописи. Трактат содержит и богатейший материал по технологии живописи: составы и рецепты грунтов, лаков, красок, способах их изготовления. Очень ценны и эстетические воззрения ученого-педагога средневековья. В них наблюдается стремление к реальному отражению окружающей действительности средствами

рисунка и живописи. Садиг-бек Афшар призывает к правдивому отражению, особенно человека, его индивидуального состояния, «соответственно оригиналу».Как совершенно верно отмечает А.Ю. Казиев, что изучение «Ганун ос-Совара» ценно не только для характеристики творческого метода и приемов работы мастеров искусства прошлого, но и для выявления положений, созвучных запросам сегодняшнего дня, как то: совершенство и совершенность произведений изобразительного искусства, правильное методическое руководство при обучении, следование традициям, обретение на этой основе собственного метода, приема и почерка.

В "Каноне изображений» автор неоднократно подчеркивает роль учителя, наставника в изобразительном искусстве, говоря:

Как мудро сказал тот рассудительный муж -

- без устада (всякое дело) трудно.

Строками «Хотя сердцу моему знакомо было искусство изображения, (но) самостоятельно достигнуть, смысла (оно) было бессильно»,

художник-поэт подводит к пониманию, что без системы обучения невозможно достичь «смысла», т.е. единства формы с содержанием.

«Если такого устада не найдешь, о не отворачивайся от «Ганун ос-Совар»...

...(он явится) тебе устадом, _не требующим

ни вознаграждения, ни одолжения" - советует Афшар Садиг-бек читателю.

Таким образом роль и значение миниатюрной живописи Среднего и Ближнего Востока, Средней Азии в профессионально-педагогическом образовании велика. На протяжении 11 -19 веков шло становление и развитие художественных центров

миниатюр на огромной территории, включающей

нынешние Иран, Ирак, Сирию, Афганистан, Азербайджан,

Турцию, Узбекистан,

Таджикистан, страны арабского полуострова, Северную Индии и другие страны. Их развитие происходило во взаимодействии и взаимовлиянии, что

предопределило в целом тесную близостъ их изобразительных средств и композицонного мышления.

На основе наработанных приёмов и изобразительных средств, мастера кисти средневекового Востока создали неповторимый по синтезу условного и реального стиль, идеально отвечающий поэтике и прозе классической литературы и исторической хроники Востока. Это создало условия для нарождения целого

пласта блестяших художников, позволивших идентифицировать средневековую миниатюрную живопись как классическую, уподобив её эпохе высокого Возрождения.

Литература

1. Хакимов А.А. Историческое сознание и художественный процесс «опыт современного искусства Узбекистана». В сб. Знаки времени. Культурные контексты современного искусства Узбекистана: наследие и постмодернизм. Т.: «Санъат», 2008.

2. Дуст Мухаммад «Трактат о каллиграфах и художниках». В кн. «Мастера искусств об искусстве» т.1 (Предисл. перев.и примеч. Г.Костыговой). В кн. «Мастера искусств об искусстве». В 7-ми томах. М.: Искусство,1965.

3. Казиев А.Ю. Художественно-технические материалы и терминология средневековой книжной живописи, каллиграфии и переплетного искусства. Баку изд-во АН Азербайджанской ССР.1966.

4. Персидские миниатюры 14-17 веков. Под ред.академика И.А.Орбели. М., изд-во "Наука",1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.