УДК 7.01/033
Особенности натюрмортных композиций в рукописных миниатюрах Средней Азии XV-XVI вв.
В.В. Кулаков
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: [email protected]
Исследуются традиции и художественные приемы натюрмортных изображений в миниатюрах Средней Азии XV-XVI вв., появление новых композиционных приемов изображения в рукописных иллюстрациях XVI в. по сравнению с предшествующим столетием.
Ключевые слова: миниатюра Средней Азии XV-XVI вв., предметы быта, натюрмортные композиции.
Натюрмортные композиции, представленные в среднеазиатской миниатюре XV-XVI вв., характеризуются особым конструктивным и композиционным построением. Их не следует понимать как на-тюрмортный жанр, сложившийся в станковой европейской живописи. Натюрморт в станковой картине выполнялся художниками с вполне определенными целями [4, 15]. В рукописном манускрипте, в миниатюре -это лишь предметно-изобразительные фрагменты в пределах общего композиционного решения. Миниатюра, небольшого размера живописное произведение (лат. minium - красная краска), предназначалась для украшения, оформления книги. Рассматривая отдельно натюрмортные изображения, получаем объем художественных знаний, выявляющих специфику миниатюрных композиций.
384
Иллюстрации книг Средней Азии характерны богатым историческим материалом, им свойственны сложные композиции и многообразие декора. В XV-XVI вв. сюжетная живопись была под запретом и единственно, где могла быть иллюстрирующая живопись, это книжная миниатюра. Декорированию и иллюминированию светской романтической литературы уделялось особое внимание. В XV в. в целом с формировался характер художественного языка среднеазиатской книжной иллюстрации. Лучшие образцы миниатюр выделяются более яркой передачей сюжета как впечатлений художника.
Особое внимание к иллюстрированию рукописей уделялось в тимуридской столице Герат. К этому времени искусство миниатюры прошло большой путь развития и достигло своего расцвета к концу XV в. Рукописная книга создавалась в придворных мастерских шаха орнамен-талистами, каллиграфами, художниками, переплетчиками. Страницы нумеровали справа налево: так диктует написание арабского шрифта, так разворачивается действие и на миниатюрах. Специалисты выявляют стилистические отличия между миниатюрами, создаваемыми в разных городах, других центрах книжного искусства.
Главными центрами возникновения миниатюрной живописи считаются Бухара, Самарканд, Шахрухин (Ташкент) и некоторые другие города. Яркие черты школы книжной иллюстрации Средней Азии
XV в. представляют рукописные источники «Шах-наме» Фирдоуси и «Хамсе» Низами. Фирдоуси считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане, Узбекистане и Афганистане. Азербайджанский мыслитель Низами - признанный классик персидской поэзии.
Над книжными иллюстрациями трудились художники, представлявшие, можно сказать, гератскую школу открытых павильонов, предметов быта, пейзажей, объединявшихся в один орнаментальный фон. Исследователь среднеазиатской иллюстрации Г.В. Долинская [5] в своих работах отмечает, что в эволюции миниатюры Средней Азии XVI в. наметились два крупных направления - гератское и среднеазиатское. В этот период наблюдается широкое развитие керамики, чеканки, ковроткачества. Изображения ковров встречаются на многих миниатюрах
XVI в. гератского и среднеазиатского направлений.
Сцены охоты, подвигов, встречи на природе и батальные сцены были частыми темами в миниатюрах среднеазиатского реалистического направления. Характерная черта среднеазиатской традиции наблюдается в тяготении иллюстраторов к жанровым сценам и в передаче крупномасштабных фигур. Композиции всегда находились в обрамлении из сложных орнаментов. Уделялось внимание и общему орнаментальному характеру иллюстраций. Средневековые художники тщательно выполняли тончайшие рисунки, передавая узоры, покрывающие стены построек, и фактуры стен, выложенных кирпичом. Неизменно по-
385
вторялись сцены торжественных приемов, бесед, лирические встречи. Мастера создавали композиционную сложность передаваемого сюжета за счет разнообразия цветовых пятен, узорности контуров миниатюры.
В иллюстрациях гератского стиля изобразители также показывали восточную архитектуру и пейзажи. В виде завитков изображались облака, поляны трактовались как ковер с симметрично склоненными фигурами людей и деревьев. Часто изображались легкие павильоны, бассейны, храмы. Чтобы подчеркнуть динамику изображаемого сюжета, «обрезались» многие предметы и фигуры. За счет этого приема событие миниатюры как бы выходило за пределы иллюстрации. По мнению М.М. Ашрафи [1] новаторским приемом было расположение персонажей на плоскости листа по кругу. Этот ритм являлся очень удобным для построения композиции и расстановки фигур, так как круг считался наиболее совершенной в природе формой. Композиции гератских миниатюр всегда многофигурные и несколько перегруженные персонажами. Работы отличаются точной прорисовкой силуэтов, сгар-монированным колоритом и сложным геометрическим и стилизованным растительным орнаментом. Вне зависимости от сюжета и стиля общая изобразительная тенденция средневековой миниатюры Средней Азии XVI в. сохраняет плоскостно-орнаментальную композицию.
Перейдем к более полному анализу изображений натюрмортов в иллюстрациях XV-XVI вв.
Выбор основных сюжетов поэм «Хамсе» Низами и «Шах-наме» Фирдоуси для изображений, по мнению Г.А. Пугаченковой [6], определился уже к началу XV в. Как правило, в работе по иллюстрированию «Хамсе» принимало участие два мастера. Миниатюрист мог приступить к выполнению иллюстрации, не дожидаясь завершения переписывания всего манускрипта. Вначале тонкой линией наносился пером - колямом - рисунок тушью. Художники строго придерживались традиционных композиционных схем, которые копировались и перерисовывались почти без изменения. Вслед за нанесением рисунка осуществлялась покраска и прорисовка деталей в цвете, она выполнялась кистями, нередко волоснотонкими, позволяющими рисовать мельчайшие детали. Краски обычно были плотные, локальных оттенков, сплошного наложения.
В манере, характерной для гератской живописи первой половины XV в., выполнен список из 38 миниатюр. Миниатюры отличаются тщательной разработкой растительного орнамента, лаконичными пейзажами и архитектурным фоном. Большинство миниатюр поэмы «Хамса» имеет одинаковые контуры: прямоугольник с выступом вверху в центре, справа и слева от которого расположен текст. Такой контур характерен для большинства ширазских миниатюр конца XV в. Также характерен более лаконичный и сдержанный пейзаж. Натюрмортные
386
композиции - это предметные изображения, которые обычно находятся на первом плане в нижней части миниатюры, — стоящие на небольших столиках или на коврах сосуды.
Миниатюры персидского списка «Шах-наме» («Книги о ша-хах«) рассказывают об исторических событиях Ирана, начиная с древних времен до середины VII в. Рукопись неполная: из 400 страниц сохранилось только 369. Четким круглым почерком текст поэмы написан в четыре колонки. Между колонками текста оставлены просветы, колонки обведены двумя красными полосами. В иллюстрациях «Шах-наме» присутствует высокий горизонт, фигуры людей свободно располагаются в различных плоскостях, не заслоняя друг друга. Натюрморты изображаются на небольших столиках прямоугольной формы. Большое внимание уделяется орнаментально-архитектурному фону. Миниатюры среднеазиатских поэм XV в. имеют особую яркость и контраст. Лаконичное сочетание тонов и их ритмическое чередование способствует достижению большой эмоциональности образов миниатюр «Шах-наме» и «Хамсе».
Рассмотрим изображения натюрмортов в миниатюрах поэм XV в. «Хамсе» и «Шах-наме». На миниатюре «Махан в заколдованном саду» (рис. 1) на первом плане представлен натюрморт из трех кувшинов с высокими горлышками. Кувшины стоят на небольшом квадратном столике. Натюрморт находится на открытом пространстве, так как действие миниатюры происходит на фоне пейзажа с завышенной линией горизонта. Миниатюра «Хамсе» «Искандер и Нушаба» передает действие, происходящее в интерьере. На первом плане композиции, на полу изображен небольшой столик, на котором размещены три предмета. Натюрморты рассматриваемых миниатюр поэмы «Хамсе» состоят из трех предметов. Присутствует четкое деление на левую и правую симметричные части композиции. Кувшины изображены с небольшим заслонением.
Следовательно, по своим конструктивным признакам натюрморты могут называться прямоугольными, симметричными. Натюрморт, изображенный в иллюстрации «Махан в заколдованном саду», является пейзажным, а натюрморт, представленный на первом плане композиции «Искандер и Нушаба», можно называть интерьерным.
На миниатюре поэмы Фирдоуси «Шах-наме» «Фаридун с дочерьми Джимшида» (рис. 2) на первом плане композиции размещается натюрморт, состоящий из трех предметов. В центре композиции изображен небольшой сосуд в виде вазы с широким горлышком и слегка сужающийся к низу. Слева и справа представлены два кувшина с удлиненными узкими горлышками, немного расширяющимися кверху. Кувшины могли быть сделаны из стекла или металла. В подобных сосудах на торжествах подавались напитки. Симметричный натюрморт изображен на небольшом столе прямоугольной формы. Предметы не зас-
387
Рис. 1. Прорисровка миниатюры «Махан в заколдованном саду»; Низами «Хамсе»; Герат, XV в.
Рис. 2. Прорисровка миниатюры «Фаридун с дочерьми Джимшида»; Фирдоуси «Шах-наме»; Шираз, XV в.
388
лоняют друг друга. Они расположены линейно по нижнему краю столешницы на фоне городского интерьера.
Рассмотрим среднеазиатские рукописные иллюстрации XVI в.
К миниатюрам гератского стиля принадлежат иллюстрации к произведению Шади «Фахт-наме», стихотворной исторической хронике побед. (Литературным образцом для «Фатх-наме» Моллы Шади послужило «Шах-наме» Фирдоуси) [7]. Рукопись первой половины XVI в. «История Абулхайр-хана» (родословная) состоит из четырех разделов. В первом разделе описываются деяния Искандера, Дария, Ардашира. Второй раздел посвящен истории монголов, Чингиз-хану, его сыновьям и их преемникам. Третий раздел излагает историю Тимура и его последователей. Четвертый раздел рассказывает о жизни Абулхайр-хана, последнего хана государства кочевых узбеков (XV в.). Рукопись переписана четким бухарским насталиком на плотной среднеазиатской бумаге, красными и синими чернилами, выделены подзаголовки отдельных рассказов. Текст в рамках из золотых и цветных линий. Каждая глава рукописи начинается с орнаментальной заставки. Продуманное цветовое решение сочетается с компоновкой отдельных фрагментов композиции. Используется обилие золота и синего тона, вводятся яркие дополнительные цвета, созвучные отблеску драгоценных камней. Рукопись заключена в кожаный переплет коричневого цвета с тиснениями. Двадцать восемь миниатюр, выполненные неизвестным художником, иллюстрируют текст списка. Размер миниатюр разнообразный. Одни занимают почти целые страницы, оставляя по 2-3 строчки текста внизу или вверху миниатюры, другие не превышают 8-9 см. Все миниатюры имеют строго ограниченную рамку.
Иллюстрации многофигурные, с завышенным горизонтом. Фигуры людей «обрезаются». На миниатюрах изображаются события, происходящие на фоне архитектурных построек, в легких павильонах и на фоне простого пейзажа.
Рассмотрим миниатюры «Хан в садовой беседке» (рис. 3), «Аргун-хан на троне среди своих приближенных» (рис. 4), «Газан-хан в своем драгоценном шатре в Уджане» и «Чингиз-хан принимает своих сыновей на берегу реки Сырдарья». На иллюстрациях представлены простые натюрморты, состоящие из двух или трех предметов. Натюрморты интерьерные и пейзажные. Например, на миниатюрах «Хан в садовой беседке» и «Чингиз-хан принимает своих сыновей» изображены легкие павильоны на фоне пейзажа. В центре иллюстраций показаны симметричные натюрморты. На миниатюрах «Газан-хан в своем драгоценном шатре» и «Аргун-хан на троне» события происходят на фоне холмов. Главный герой находится в центре на шестигранной тахте-троне. Перед троном на первом плане композиции размещаются блюда с кушаньями. Натюрморт находится на нижнем крае иллюстрации. Он
389
Рис. 3. Прорисовка миниатюры «Хан в садовой беседке»; Шади «Фахт-наме» «Хроники побед»; Бухара, XVI в.
приближенных«: Шади «Фахт-наме» «Хроники побед»; Бухара, XVI в.
390
состоит из трех предметов, которые изображены на одной линии. Большие блюда наполнены едой. Композиция симметричная.
К среднеазиатскому стилю относятся миниатюры рукописей «Семь планет» Алишера Навои. Миниатюры отличаются отчетливостью и ясностью композиции. Большое внимание миниатюрист уделяет роли человека и стремится передать его внутренний мир. Произведения с большим количеством орнамента, персонажи крупные, лица с индивидуальными внешними чертами, колорит яркий, краски плотные. Иногда художник берет традиционную схему пейзажа в виде холма с резко очерченным контуром, покрытого розетками трав и цветов. В иллюстрациях присутствует высокий горизонт. Натюрморты, состоящие из небольшого количества предметов, размещаются на полу или на небольших столиках. Все группы предметов быта ритмически включаются в композиции миниатюр.
Рассмотрим изображения натюрмортов в миниатюрах «Рассказ путника из Тараза в красном дворце» (рис. 5), «Рассказ путника в голубом дворце», «Рассказ путника из Шахрисаба», «Рассказ путника из Рима», и «Рассказ путника из Хорезма» (рис. 6) к поэме Алишера Навои «Семь планет». Натюрморты размещаются на полу на коврах. Они изображаются на первом и втором планах иллюстраций. Горизонт завышенный. На всех миниатюрах действие происходит в интерьере дворца. Со-
Рис. 5. Прорисовка миниатюры «Рассказ путника из Тараза в красном дворце»; Алишер Навои «Семь планет»; Бухара, XVI в.
391
Рис. 6. Прорисовка миниатюры «Рассказ путника из Хорезма»; Алишер Навои «Семь планет»; Бухара, XVI в.
бытие изображается на фоне условных архитектурных построек, покрытых орнаментом. На первом и втором планах иллюстраций представлены простые натюрморты, состоящие из двух или трех предметов. Слева показан темный кувшин на подставке и небольшая белая пиала. В правой части находится белый кувшин с двумя ручками на черной подставке. На втором плане миниатюр мы видим натюрморты, расположенные на одной линии, которая проходит диагонально по центру небольшого тканого ковра. Все натюрморты находятся на полу, на коврах.
Рассмотрим миниатюру «Рассказ путника из Харезма». Натюрморт первого плана показан в интерьере дворца. Он состоит из трех кувшинов. Предметы не заслоняют друг друга. Они расположены линейно по отношению к краю иллюстрации. Сосуды стоят на маленьком шестиугольном столике. Художник изобразил симметричную группу предметов. Ось симметрии проходит через центр стола.
Таким образом, установлено, что в среднеазиатской рукописной миниатюре XV-XVI вв. натюрмортные изображения обоснованы смысловыми принципами; разделяются на интерьерные и пейзажные и композиционно - на линейные, диагональные и прямоугольные.
392
Библиографический список
1. Ашрафи М.М. Миниатюры XVI века в списках произведений Джами из собрания СССР. - М. : Советский художник, 1966. - 92 с.
2. Ашрафи М.М. Из истории развития миниатюры Ирана XVI в. - Душанбе : Дониш, 1978. - 184 с.
3. Байт Саид Мохамед Хассан Али. Книжный дизайн Омана: истоки, эволюция, современное состояние. Проектно-художественное значение рукописной книги Омана в контексте арабо-мусульманской культуры : автореф дисс. ... канд. искусствоведения. - М. : МГУП, 2010.
4. Веймарн Б.В., Каптерева Т.П, Подольский А.Г. Искусство Арабских народов (средневековый период). - М. : Искусство, 1960. -198 с.
5. Долинская Г.В. Очерк миниатюрной живописи Средней Азии XVI в. // Искусство Таджикского народа. - Душанбе, 1960. -С. 173-203.
6. Пугаченкова Г.А, Галеркина О.И. Миниатюры Средней Азии. - М. : Изобразительное искусство, 1979. - 208 с.
7. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. http:// www.vostlit.info/T exts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1500-1520/ Molla_Schadi/pred.htm Дата обращения 24.06.2015.
393